Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 10. Развитие советской школы изобразительного искусства и методов его преподавания



•      Особенности становления советской художественной культуры

•      Построение новой системы художественного образования и преподавания. Методика «свободного воспитания».

•      Суть системы преподавания рисунка Д.Н.Кардовского..

•      Социалистический реализм. Реформа художественного культуры и образования

•      Создание специальных учебников по рисованию.

 

Особенности становления советской художественной культуры. В первое послеоктябрьское десятилетие закладывались основы новой советской культуры. Начало этого периода (1918-1921) характеризуется разрушением и отрицанием традиционных ценностей (культура, мораль, религия, быт, право) и провозглашением новых ориентиров социокультурного развития: мировая революция, коммунистическое общество, всеобщее равенство и братство.

Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу трудящихся масс, оно должно быть понятно и любимо ими. Оно должно выражать чувства, мысли и волю этих масс.

Таким образом, с Октябрьской революции русская художественная культура оказалась в ситуации, когда: повсеместно реализовывалась идея партийности любого искусства, т.е. исключался существовавший и даже отчасти идеализиризующийся в Серебряном веке принцип свободы творчества. Что в итоге свелось к активной политизации всей культурной сферы, а особенно — изобразительного искусства и литературы.

Первый этап: 1917 - конец 20-х гг. Первое послеоктябрьское десятилетие потребовало создания чисто «пролетарской культуры», противостояния всей художественной культуре прошлого.

В сентябре 1917 г. возник Пролеткульт. Основной задачей пролетарского искусства является не стилизация под прошлое, а созидание, сознательное и органичное созидание будущего». По мнению идеологов «Пролеткульта», всякое произведение искусства имеет классовый характер. Для нового пролетарского общества не нужна культура прошлых эпох, т. к. она была создана не пролетариатом и, следовательно, отражает чуждые ему классовые интересы. Начинается травля профессионализации в искусстве и нужность профессионального искусства вообще.

В 1917 г. началась реорганизация всей системы художественного образования в стране. По решению Наркомпроса осенью 1918 г. во многих городах были созданы учебные заведения нового типа - Свободные государственные художественные мастерские (СГХМ). Основной идеей их создания был отход от академических методов обучения, введение новой системы организации индивидуальных мастерских. Каждому студенту предоставлялось право учиться в мастерской избранного им руководителя, студенты могли также участвовать в органах управления.

ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) был образован в ноябре 1920 года в Москве, путем слияния Первых и Вторых СГХМ, созданных в 1918 году на базе Строгановского художественно-промышленного училища и Училища живописи, ваяния и зодчества. Целью этого учебного заведения была «подготовка художников-мастеров высшей квалификации для промышленности, а также инструкторов и руководителей для профессионально-технического образования», «на подготовительный курс при мастерских в первую очередь принимаются рабочие, причем никакой специальной подготовки для поступления на этот курс от них не требуется». Первые три года происходило формирование курса пропедевтических дисциплин. Обучению студентов после прохождения подготовительного курса предшествовала пропедевтическая подготовка на Основном отделении, включавшем дисциплины «Цвет», «Объем», «Пространство» и «Графика». ВХУТЕМАС объединял факультеты: архитектурный, живописный, скульптурный, факультет по обработке дерева и металла, полиграфический, текстильный, керамический.

1921 год — дата окончания Гражданской войны, в советской историографии принимается за начальную точку отчета. С этого времени в стране происходит восстановление хозяйства, реорганизация экономики по социалистическому принципу, разрушение старых привычных устоев быта. Все это нашло отражение в искусстве. Началось планомерное осуществление культурной политики партии, при которой любая философская или иная система идей, которая выходила за пределы марксизма в его ленинском варианте, квалифицировалась как " буржуазная" и признавалась контрреволюционной и антисоветской.

Идейная нетерпимость стала основой официальной политики советской власти в сфере идеологии и культуры. В сознании основной массы населения началось утверждение узкоклассового подхода к культуре.

В 20-е годы продолжало существовать множество художественных объединений со своими платформами и манифестами. Искусство находилось в поиске и было многообразным. Главными группировками были АХРР, ОСТ, а также «4 искусства».

АХРР: Ассоциация художников революционной России была основана в 1922 году. Её ядро составляли бывшие передвижники, реалистичный бытописательский язык позднего передвижничества, «хождения в народ» и тематические экспозиции. Главные мастера и произведения группировки: Исаак Бродский («Выступление Ленина на путиловском заводе», «Ленин в Смольном»), Георгий Ряжский («Делегатка», 1927; «Председательница», 1928), портретист Сергей Малютин («Портрет Фурманова», 1922), Митрофан Греков («Тачанка», 1925)

ОСТ Общество художников-станковистов, основанное в 1925 году, включало художников с менее консервативными с точки зрения живописи взглядами, в основном, студентов ВХУТЕМАСа. Это были: Дейнека («На стройке новых цехов», 1925; «Перед спуском в шахту», 1924; «Оборона Петрограда», 1928), Лабас, Лучишкин («Шар улетел», «Я люблю жизнь»), Пименов («Тяжелая индустрия»), Тышлер, Штеренберг и проч. Они поддерживали лозунг возрождения и развития станковой картины, но ориентировались не на реализм, а на опыт современных им экспрессионистов. «Остовцы» стремились передать дух современности, жизнь новой, индустриальной России, и прежде всего нового человека – строителя этого индустриального мира, прибегая к минимуму выразительных средств. Излюбленным становится образ спортсмена.

Общество «Четыре искусства» и Общество Московских художников (ОМХ) были основаны художниками, входившими ранее в Мир искусства и Голубую розу, которые бережно относились к культуре и языку живописи. Самые видные члены объединения: Павел Кузнецов, Петров-Водкин, Сарьян, Фаворский и многие другие выдающиеся мастера. Для общества была характерна философская подоплека с адекватным пластическим выражением. Творчество двух этих групп являлось симптомом того, что сознание мастеров старшего поколения пыталось перестроиться под новые реалии. При создании художественной школы нового типа они ратовали за свободное развитие самых различных течений в искусстве, за объединение их в художественной школе, за предоставление молодежи права выбора учителей определенного направления.

Сложный этап своего развития переживала в 20-е годы и вся система художественного образования. Основным методом преподавания искусства становится метод «свободного воспитания», направленный на развитие и сохранение творческой индивидуальности ученика с первых шагов обучения, без «давления со стороны педагога». Академический рисунок как самостоятельный вид учебной работы потерял свое значение. Говорилось лишь об общем направлении метода преподавания, раскрывающего единые принципы, пригодные для обучения и рисунку, и живописи, и скульптуре, и композиции.

А также в эти годы наиболее распространенными методами были: метод коллективного преподавания, лабораторно-бригадный метод и метод проектов.

Метод коллективного преподавания был предложен А. Е. Каревым в 1922 году «в целях изжития индивидуального метода». Согласно этому методу была уничтожена персональная ответственность отдельных профессоров. Руководить классом должен был не один педагог, а коллектив преподавателей. Руководители коллективно ставили модели для учебных постановок, а затем каждый преподаватель давал свои советы. Студент сам выбирал те советы, которые ему казались наиболее приемлемыми. Все это приводило к беспорядку и анархии, так как советы руководителей были нередко противоположными. Никто из преподавателей не чувствовал ответственности за свою работу. Студенты стремились выбрать себе в руководители того педагога, которому они больше доверяли, а руководители предпочитали работать с теми студентами, которые им были ближе по духу и темпераменту.

По лабораторно-бригадному методу каждое задание студенты выполняли небольшими группами (бригадами). Учебную работу студенты проводили самостоятельно — сами ставили постановки, указывали цели и задачи учебной работы, то есть сами себя учили. При таком методе педагог отстранялся от руководства и был пассивным наблюдателем. Он должен был дожидаться, когда какая-нибудь бригада придет к нему за советом.

Метод проектов, получивший наиболее широкое распространение, заключался в том, что учащиеся ограничивались лишь практическим выполнением специальных заданий (проектов). Теоретические знания давались при этом бессистемно, в объеме, необходимом лишь для выполнения данного проекта. Обучение по методу проектов в художественных учебных заведениях сводилось к тому, что студенты занимались в основном экспериментальной работой. Изучение натуры было исключено из учебных программ. Мастерство студенты должны были приобретать не в институте, а на производстве. Для этого их посылали на фабрики и заводы, где они делали зарисовки и этюды. Занятия в институте в это время прекращались. Затем студенты в стенах института начинали создавать проект картины. Однако, не имея должной профессиональной подготовки в области рисунка и живописи, студенты не могли успешно решать поставленные перед ними задачи.

В тяжелой обстановке бесконечных перемен и экспериментаторства продолжала свою деятельность группа опытных художников-педагогов, решительно отстаивавших традиции и принципы реалистического искусства. Эти педагоги учили молодежь правдиво изображать реальный мир, понимать законы строения формы. Среди этой группы особенного внимания заслуживает Д. Н. Кардовский. Имя этого педагога в истории становления советской школы рисунка и методов преподавания рисования занимает центральное место.

Кардовский призывал учеников не только понимать, видеть и строить объемную форму предмета на плоскости, но и глубоко ее анализировать. Особенно большое значение придавал Кардовский конструктивной связи между частями формы предмета. Он разбирал работы учеников не по частям, а во взаимосвязи. Также Кардовский был противником бездумного срисовывания светотени. Он говорил, что художник не должен копировать действительности, а анализировать ее во всей жизненной конкретности и выражать ее в пластически-художественных образах. Основная заслуга Кардовского состоит в том, что он учил молодежь внимательно изучать пластическую форму, правильно передавать объемность изображения, видеть и понимать закономерность строения формы. В то время как многие художники, находящиеся под влиянием различных «измов», разрушали пластическую форму, Кардовский поставил задачу восстановить принцип реалистического построения изображения.

После многолетней практики Кардовский пришел к выводу, что начинающему художнику трудно сразу понять многообразие форм природы, а поэтому ученик должен вначале понять основу формы, а затем уже переходить к уточнению. Например, рисуя с натуры крынку, ученик должен вначале наметить геометрическую основу этой формы — цилиндр и шар, а затем уточнить с натуры.

Правильно рассматривает Кардовский и задачи учебного рисунка, отделяя творческое рисование от учебного. «К рисунку можно подходить со школьной этюдной стороны и со стороны творческой, т. е. собственно искусства... Рисунок как творческий процесс, как искусство объектом преподавания быть не может, так как не может быть преподаваемо субъективное понимание красоты».

Считая академический рисунок строгой учебной дисциплиной, Кардовский в то же время не забывал и об индивидуальных особенностях ученика. Так, говоря о живописи, он пишет: «Преподавание живописи требует особой осторожности в отношении методических указаний. Лучше всего, если преподаватель ограничивается ясными общими указаниями и разъяснениями, требуя от учащегося некоторого самостоятельного выполнения и давая возможность ученику самому доходить до решения вопросов и задач живописи, так как эти задачи индивидуальны и субъективны».

Кардовский не избежал и крайности. Прежде всего, это слишком большое преклонение перед обрубовкой, ради чего Кардовский жертвует важными моментами рисования – выявлением характера формы, пропорции и т. п. Он пишет: «В области преподавания рисунка основной задачей является изучение построения формы на плоскости графическими средствами по законам природы, как зрительно мы ее воспринимаем. Это есть основная задача при изучении рисунка. Все другие задачи построения рисунка, как, например, пропорции, характер и т. д., должны быть изучаемы, но эти задачи в начале обучения имеют второстепенное значение». Следует отметить, что Кардовский недооценивал и необходимость первоначального рисования с гипсов: «Применение в начале обучения рисования с античных фигур, гипсовых масок, бюстов и скульптуры, а также копирование образцов живописи и рисунка не должны допускаться».

Однако повсеместное увлечение идеями «свободного воспитания» наносило непоправимый вред и общеобразовательной школе, мешало учителям, недостаточно хорошо разбиравшимся в существе дела, найти правильные методы обучения. Вышедшая в 1921 году программа образования изобразительных искусств в единой трудовой школе в научном отношении страдала серьезными недостатками, в частности в ней отсутствовал такой важный вид учебной работы, как рисование с натуры. В программе указывалось, что на первой ступени обучения «надо совершенно отказаться от обязательного рисования с натуры». В основу программы было положено не обучение изобразительной грамоте, а односторонние попытки развития творческих способностей, предоставления детям полной свободы

Ярким представителем теории «свободного воспитания» был А. В. Бакушинский. В своих педагогических воззрениях он опирался на положения биогенетической теории и труды зарубежных ученых (Кершенштейнера, Лампрехта, Риччи). Эта теория провозглашала свободу детского творчества, которое якобы теряет свои неповторимые качества, если ребенку прививают профессиональные навыки. В результате распространения этой теории в школах стали широко применять методы, при которых рисование с натуры заменялось свободным рисованием, то есть темами, которые себе выбирали сами дети. Учитель не должен был вмешиваться в этот процесс и оказывать учащимся помощь, так как он мог нарушить «свободу» творчества. Можно было заниматься чем угодно и как угодно, но только без какого бы то ни было «давления» со стороны педагога

Особенно обострилось положение с преподаванием рисования в период увлечения «комплексной» программой. Знания учащихся проверяли не по отдельным предметам, а в комплексе, куда было включено и рисование. Сторонники комплексных программ утверждали, что природе детей не свойственно расчленять жизненные явления на особые системы, представленные в учебных предметах, что проще, доступнее и естественнее брать целые куски жизни, как они даны в действительности, и их изучать. Эти „куски жизни” — комплексы и были представлены в программах ГУСа в виде ряда комплексных тем, например „Осенние работы в деревне”, „Наш город”, „Охрана здоровья” и др. По темам организовывались наблюдения детей, велись беседы, выполнялись иллюстративные работы, те или иные виды общественно полезной работы.

В эти годы появляется вульгарно-социологическая теория «отмирания школы» (отрицалась необходимость систематического изучения наук), утверждающая, что в коммунистическом обществе с «отмиранием» государства «отомрет» и школа, а воспитание и образование подрастающего поколения будут осуществляться стихийно, в процессе труда. По мнению сторонников этой теории, дети должны учиться главным образом на собственном опыте, воспитывать их будет сама жизнь; школой для них будет цех завода, поэтому следует слить ее с производством.

Социалистический реализм. 23 апреля 1932 г. ЦК партии принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», которым были ликвидированы все существовавшие в 20-х годах художественные группировки и создана единая организация – Союз художников СССР. Этим моментом датируется начало новой эпохи советского искусства, с более жёстким идеологическим контролем и пропагандистскими схемами.

Главным методом всей художественной культуры провозглашался социалистический реализм, исходивший из требования сочетания конкретности художественного изображения с задачей воспитания трудящихся в духе социализма. Это было искусство, официально разрешенное свыше, «идеологически выдержанное», тяготеющее к натурализму единственно возможное направление в искусстве, запрещающее всякое инакомыслие, при этом с четко отлаженным механизмом государственных заказов, планированных (для художников, угодных партии) выставок и наград.

Была нарушена основа основ творческого процесса – свобода самовыражения художника. Искусству отводилась роль «разъяснителя» директив в наглядной форме.

Картины выдавались за подлинную «правду жизни». Они были полны той жизнерадостности, которая даже отдаленно не соответствовала истине.

Решением ЦК ВКП(б) была поставлена задача разработки новых программ. Пересмотр содержания программ, учебных планов повлек за собой и перестройку методов преподавания рисования в школе. Рисование стали рассматривать как одно из важнейших средств познания мира, подготовки школьников к жизни и трудовой деятельности. Помимо овладения изобразительной грамотой, задачей рисования как общеобразовательного предмета стало признаваться и развитие творческих способностей.

Программы по рисованию были пересмотрены и улучшены. В них были определены задачи обучения, содержание учебного материала и методы обучения. В основу новых программ было положено рисование с натуры. Значительное место в программах отводилось рисованию на темы, по представлению, декоративному рисованию и беседам об искусстве, ставящим своей задачей ознакомление учащихся с произведениями изобразительного искусства.

Был поднят вопрос о создании новой Академии художеств. В связи с новыми задачами реалистического искусства вновь было обращено серьезное внимание на рисунок как основу изобразительного искусства. Учебный рисунок, его методика стали в центре внимания всех художественных учебных заведений,

Партия выдвинула новые задачи перед деятелями художественной культуры - задачи сближения искусства с народом, служения искусства борьбе за социализм, за коммунистическое воспитание трудящихся. Таким образом, отечественная художественная школа встала на путь идеологически ориентированного реалистического искусства.

С 1932 года начинается новый период истории развития методики преподавания рисования — период становления советского реалистического искусства, советской школы рисунка.

11 октября 1932 года ЦИК и СНК СССР издали постановление «О создании Академии художеств», на которую возлагались руководство и ответственность за подготовку, и воспитание молодых художников.

Перед академией были поставлены серьезные задачи — воспитать молодое поколение художников с коммунистическим мировоззрением, не допускать проникновения в стены советской художественной школы буржуазных взглядов на искусство, формалистических методов художественного творчества, приступить к научной разработке теории и методики преподавания, восстановлению традиций реалистического искусства. В целях укрепления школы реалистического искусства с начального звена до высшего в 1934 году при академии была создана Школа юных дарований, которая в 1936 году была преобразована в среднюю художественную школу. Таким образом, метод социалистического реализма внедрялся в художественную школу от начального до высшего звена.

 

В целях дальнейшего совершенствования художественной школы в 1937 году были открыты Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры и Московский институт изобразительных искусств Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова при Российской академии художеств. В этих учебных заведениях академический рисунок занял ведущее место. Особое внимание в обучении рисованию стали уделять рисунку с натуры. Рисование с натуры стали рассматривать как наиболее эффективный метод овладения изобразительной грамотой, помогающей наглядно понять закономерности строения формы. Изучение натуры начинает признаваться ведущим во всех видах учебной работы — рисунке, живописи, скульптуре

В 1938 году были созданы и впервые утверждены программы по живописи, рисунку и композиции советской реалистической школы. Уже в 40-е годы художественные учебные заведения страны начали выпускать высококвалифицированных художников, прекрасно владеющих рисунком

Среди художников и искусствоведов вновь поднимается интерес к научно-теоретическим вопросам учебного рисунка, к вопросам методики его преподавания. В 1939 году по инициативе Д. Н. Кардовского и его учеников в Москве открывается Учительский институт. При подготовке учителей рисования для средней школы исходили из методических положений системы Кардовского. Таким образом, принципы рисования этого выдающегося художника-педагога получили свое дальнейшее развитие и в средней общеобразовательной школе. В рисовании вновь стала признаваться ведущая роль педагога. Все это содействовало улучшению качества преподавания рисования в общеобразовательной школе.

После Великой Отечественной войны в нашей стране была проведена реформа художественного образования. 5 августа 1947 года было принято постановление Совета Министров СССР «О преобразовании Всероссийской Академии художеств в Академию художеств СССР». В этот период рисунок стал признаваться основой основ изобразительного искусства. Рисунком должен овладеть каждый художник, будь он живописцем, скульптором или прикладником. Обучение рисунку стало проходить по-новому, изменилась и вся система преподавания. Большинство художников-педагогов приходит к выводу, что в основу всякого метода обучения должно быть положено рисование с натуры, которое обеспечивает высокую профессиональную подготовку художников.

С первых курсов в 1947/48 учебном году было введено рисование головы человека с гипса и натуры. Далее — рисунок торса и фигуры, а также деталей Фигуры (руки, ноги). На третьем курсе — фигура человека в ракурсных постановках, на старших курсах — обнаженная фигура, двойная модель и портрет. Особенно обращалось внимание на длительные постановки с проработкой деталей в рисунке».

Стало очевидным, что создать стройную систему преподавания рисунка можно, лишь троясь на прогрессивный опыт русской и зарубежной школ рисунка. Происходит восстановление основных положений академической системы.

В эти годы было обращено серьезное внимание на разработку методики преподавания рисования. Основой большинства методических пособий авторы избрали художественно-педагогическую систему П. П. Чистякова, главные положения которой позволяют сочетать изучение натуры с ее художественной интерпретацией по мере накопления студентами соответствующего опыта.

Методика преподавания рисования в общеобразовательной школе в 40 —70-е годы также получает дальнейшее научно-теоретическое обоснование. В основу метода преподавания рисования были положены традиции русской реалистической школы. Рисование в школе должно было рассматриваться как общеобразовательный предмет. Обучение рисунку стало строиться на рисовании с натуры, так как, изображая предметы с натуры, дети одновременно и познают их.

В целях упорядочения методической работы в школах и ликвидации многообразия методов преподавания возникает идея создания специальных учебников по рисованию. Подобных учебников по рисованию для средних общеобразовательных школ ранее никогда не издавалось ни в России, ни за рубежом. В 1957—1958 годах выходят в свет небольшим тиражом (10 тыс. экз.) первые пробные учебники по рисованию для I и II классов (автор — Н. Н. Ростовцев). В основу этих учебников была положена идея П. П. Чистякова: Черчение и рисование начинается с изображения проволочных линий, углов, геометрических фигур и тел, за которыми следует рисование с геометрических фигур, сделанных из картона или дерева, и с гипсовых орнаментов, причем дается понятие об ордерах архитектуры.

В 1961 году вышли в свет учебники для третьего и четвертого классов (автор — Н. Н. Ростовцев). Основное внимание в них уделялось рисованию с натуры, методике построения изображения, а также последовательности усложнения учебных заданий. В этом же году был разработан новый проект учебной программы по рисованию, где было значительно увеличено количество часов на рисование с натуры.

С 1959 года создается сеть художественно-графических факультетов при педагогических институтах. В этих институтах, в Академии художеств, в Академии педагогических наук СССР, в институтах усовершенствования учителей разрабатывается методика преподавания рисования.

В 1970 году переработаны и утверждены новые учебные программы, где сформулированы цели и задачи преподавания изобразительного искусства, определено содержание учебного материала. Расширение задач эстетического воспитания, знакомство с творчеством великих художников прошлого и выдающихся современных художников привело к тому, что вместо предмета «рисование» возник новый учебный предмет — «изобразительное искусство» и предмет «черчение».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 799; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.045 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь