Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема: Понятие и значение теории государства и права



 

1. Понятие теории государства и права (ТГП).

2. Предмет теории государства и права.

3. Функции теории государства и права.

4. Метод теории государства и права.

 

1. Понятие теории государства и права.

 

Человечество всегда интересовали такие вопросы: как возникло государство, право; в чем их сущность, роль, значение в жизни общества. Человечество пыталось теоретически осмыслить эти явления, создать научные представления о государстве и праве. Таким образом, появилась наука – «Теория государства и права», которая является фундаментальной. Она создает основу, теоретические знания для других юридических наук.

       Теория – это система идей, понятий, суждений, т.е. это знания. Данные знания не должны быть мертвыми, они должны использоваться в общественной жизни. Поэтому теория должна включать способы и приемы (механизмы) использования этих знаний.

Теория государства и права – это наука, которая имеет целью получение, обновление и углубление обобщенных, достоверных знаний о государстве и праве, стремиться познать государственно-правовую жизнь и определить ее историческое движение.

Теория государства и права изучает в обобщенном виде государства и системы права – от существовавших в прошлом до существующих сейчас. Изучая и обобщая практику (прошлое и настоящее), теория государства и права формулирует понятия и определения, вырабатывает выводы, развивает новые идеи, которые дают возможность не только понять содержание и сущность государства и права, но и использовать их в целях развития общества.

       Таким образом, теория государства и права – это наука, которая изучает такие общественные явления как государство и право, общие закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение в обществе и определяет способы и приемы применения этих знаний на практике.

Юридические дисциплины подразделяются на следующие группы:

1) историко-теоретические науки (ТГП, ИГП);

2) отраслевые науки (конституционное право, трудовое право, административное);

3) прикладные науки (криминалистика, судебная дисциплина);

4) международное право.

 

2. Предмет теории государства и права.

 

       Каждая наука имеет свой предмет, то есть то, что изучает, исследует. Предмет науки – это те явления и процессы реального мира, которые исследуются ею, это то на что направлено научное познание.

       Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права. Она как бы выделяет государство и право из общественных явлений и исследует их. Но государство и право рассматривается не отдельно, а во взаимосвязи с экономикой, политикой, моралью, культурой и другими общественными явлениями.

       Теория государства и права изучает не только государство и право, но представления людей о них, то есть общественное, групповое и индивидуальное политическое и правовое сознание.

       Почему государство и право рассматривается во взаимосвязи? Во-первых, государство и право (возникновение, формирование и развитие) тесно связанны между собой. Во-вторых, теория государства и теория права используют одни и те же понятия, способы и приемы исследования. Таким образом, теория государства и права является целостной (единой) наукой, но условно подразделяется на две части: теория государства (государствоведение) и теория права (правоведение).

       Предмет теории государства и права – это такие явления общественной жизни как 1) государство и право, 2) основные закономерности их возникновения и развития, 3) их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также 4) особенности политического и правового сознания и правового регулирования.

           

3. Функции теории государства и права.

Теория государства и права, являясь фундаментальной наукой, выполняет следующие функции:

1) Онтологическая функция. Онтология – это учение о бытии. ТГП выполняя онтологическую функцию отвечает на вопросы, что такое государство и право, как и почему они возникли, что представляют собой в настоящее время, какова их судьбы в будущем.

2) Гносеологическая функция. Гносеология – это теория познания. ТГП вырабатывает приемы познания, способствует развитию правового познания.

3) Методологическая функция. ТГП, являясь фундаментальной наукой, дает основу для других юридических наук, вырабатывает идеи и выводы, которые имеют особое, принципиальное значение для юриспруденции.

4) Политико-управленческая функция. Государство и право являются отражателем политической борьбы. Политика – это искусство управлять государством. Поэтому венцом политики выступает государственная власть. ТГП формулирует научные основы как внутренней, так и внешней политики.

5) Идеологическая функция. Идеология – система основных идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная позиция личности. Социальных групп и общества. Без основных (базовых) идеологических установок ни человек, ни общество обойтись не могут. ТГП объединяет и приводит в систему идеи о государстве и праве, создает основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры.

6) Практически-организаторская функция. ТГП вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государства и общества.

7) Прогностическая функция. ТГП выдвигает предположения (гипотезы) для будущего.

 

 

4. Метод теории государства и права.

Метод – способ познания. Термин «метод» был введен в научный оборот древними греками. Некоторые ученые сравнивали метод с фонарем, который освещает путь. Ф. Бекон писал «метод – это фонарь, освещающий путь ученому, даже хромой, идущий с фонарем по дороге, опередит того, кто бежит впотьмах без дороги».

Методы ТГП – это приемы, способы подходы, которые используются ею для познания свого предмета и получения научных результатов.

1. Общенаучные методы:

1) Материалистический метод – сущность государства и права определяется экономикой, формами собственности, то есть с материальным миром.

2) Диалектический метод. Диалектика – наука о развитии бытия и сознания. Диалектика имеет свои законы, которые применяются и в ТГП. Например, закон единства и борьбы противоположностей – единство прав и обязанностей.

3) Метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному. (От ТГП к отраслевым наукам).

4) Исторический метод. ТГП исследует государство и право с учетом исторического развития, исторических традиций.

5) Системный метод. Исследование государства и права происходит не хаотично, а по определенной системе.

 

2. Специальные и частнонаучные методы:

1) Формально-юридический метод. Данный метод применяется при анализе источников (форм) права. Он дает возможность описать, классифицировать и систематизировать правовые и государственные явления.

2) Метод сравнительного государствоведения и правоведения. Происходит сравнение сходных объектов. Например, сравнивают органы власти в России и других странах, сравнивают российские законы и зарубежные.

3) Метод государственного и правового моделирования. Между различными государственными и правовыми явлениями есть сходство и их можно привести к одной модели. Это дает возможность найти наилучшие варианты организации государственного аппарата.

4) Конкретно-социологический метод. Используется при исследовании конкретных государственных и правовых проблем. То есть он дает возможность решить те проблемы, которые возникаю в государстве и праве. Можно использовать наблюдение, анкетирование, эксперимент, статистические данные и другие способы.

Тема: Власть и общество

 

1. Понятие и структура общества.

2. Общества и власть.

3. Общество и социальное регулирование.

 

1. Понятие и структура общества.

 

Общество появилось тогда, когда человек выделился из мира животных. Среди животных действовали биологические законы, а среди людей социальные (общественные).

Человек не может жить полноценно без общества. Без общества человек развивается только биологически. Общество дает возможность человеку думать, развиваться как личность, участвовать в жизни других людей. Аристотель говорил: «Человек есть существо общественное». Поэтому общество – это система связей разумных существ (людей).      Взаимодействуя между собой, люди порождают общество.

Общество – это продукт взаимодействия     людей, определенная организация их жизни. Сущность общества – это наличие многообразных связей и отношений между людьми и между их объединениями.

Признаки общества:

1. Общество – это результат (продукт) взаимодействия людей. Люди, общаясь между собой, вступая в связи, создают общество.

2. Общество – это система организации жизни людей. Любые общественные проявления – сословия, группы, партии, нации – это определенная система, которая дает возможность объединиться и развиваться людям.

3. Сущность общества – это наличие многообразных связей. Они возникают между людьми и между объединениями людей (партии, нации, классы). Связи бывают: экономические, религиозные, нравственные, семейные и др.

 

Основу общества составляют экономические (материальные отношения). Материалистических подход к обществу дает возможность: 1) выделить общественно-экономические формации (рабовладельческое общество, феодальное, капиталистическое, социалистическое), 2) выявить особенности главных сфер общественной жизни (экономической, политической и духовной), 3) определить субъектов (участников) общества – личность, семья, сословие, народ и др.

В разные периоды исторического развития общество принимало различные формы. В первобытном обществе формой организации людей выступала родовая община. Родовая община объединяла людей по родовому признаку (к ней принадлежали люди одного рода). Первобытное общество прошло два этапа развития: 1) присваивающее общество (собирательство, охота, рыболовство) и 2) производящее общество (земледелие, скотоводство, производство орудий труда, предметов быта). Первому этапу соответствует материнский род (матриархат), второму этапу соответствует патриархальный род (патриархат).                                                                                                                                 Первобытная общество – это догосударственное общество. Род выступал в качество основного регулятора отношений в общине. Не было органов управления, не было органов государственного принуждения (полиция, милиция, тюрьмы). Не было политики. Политика – это искусство управлять государством. Вся власть принадлежала роду. Высшим органом общественной власти было собрание всех членов рода. Оно решало все вопросы жизни общины. На нем избирали старейшин (вождей), которые исполняли решения собрания.

Решения собрания были обязательны для всех. Если член общины не исполнял решения, его к этому принуждали или наказывали (могли изгнать из общины, убить). Зато род вставал на защиту каждого своего члена.

Все отношения в первобытном обществе регулировались обычаями.

Первобытное общество долгое время не знало социального расслоения, все были равны. На смену первобытного общества пришло племя, которое уже объединяло людей не только по родовому признаку, но и по территориальному. Появляются первые признаки государственности. При этом изменяется и общество. Появляются классы, группы и другие социальные общности.

Структура общества

 

       Общество состоит их устойчивых социальных и политических институтов. Институты – это установления, объединения, общности, которые выполняют в обществе определенные функции.

       Институты делятся на социальные и политические.

       Первым социальным институтом был род, потом племя, потом появились классы, сословия.

       Первым политическим институтом было государство. В настоящее время к политическим институтам относят политические партии, межгосударственные (международные учреждения) – ООН.

 

2. Общество и власть.

Вместе с общество возникает ее особый элемент – власть. Власть дает возможность управлять, организовывать людей, поддерживать порядок. Без власти отношения были бы неорганизованными, и по сути не было бы общества, так как общество – это, прежде всего, организация людей.                              

Социальная власть – это организованная сила, которая дает возможность определенной социальной общности подчинять своей воле людей, используя различные методы (в том числе и принуждение).

Власть состоит из двух элементов: 1) властвующий субъект – это социальная общность (род, группа, класс, народ), который стремиться подчинить своей воле людей; подвластный объект – это люди (личности, индивиды), которые подчиняются воле властвующих субъектов.

Власть зависит от экономических отношений. Более развитые экономические отношения дают более прогрессивную власть. Однако власть не может работать без воли и сознания людей. Ведь власть создают люди. Поэтому важнейшим элементом власти является воля. Властвующий субъект стремиться подчинить своей воле подвластный объект. Поэтому власть всегда принадлежит определенному субъекту, не принадлежащей никому власти не бывает.

Еще одним элементом власти является сила. Власть становится реальной, когда она поддерживается силой. Сила – это 1) поддержка народный масс (авторитет в народных массах). Для установления и поддержания авторитета властвующий субъект может проводить агитацию, оказывать идеологическое воздействие, выдвигать лозунги, делать обещания (иногда, обманные). Сила – это 2) поддержка органами насилия, армией, вооруженными формированиями.

Власть имеет и отрицательные проявления: властвующие навязывают свои интересы и волю окружающим, они иногда злоупотребляют властью, используют ее в своих интересах. Власть становиться предметом борьбы и столкновений людей, политических партий, слое и классов.

 

3. Общество и социальное регулирование.

Веками люди мечтали об идеальном обществе – обществе добра и справедливости. Однако общество – это всегда два явления: конфликты и соглашения, соперничество и сотрудничество, порядок и беспорядок.

А) Порядок в обществе – это необходимое условие его нормальной жизнедеятельности, это стабильность, гармония в поведении людей. Если в обществе главенствует порядок, то и люди чувствуют себя защищенными.

Общественный порядок не возникает сам по себе. Его нужно регулировать. Регулировать – это направлять поведение людей. Социальное регулирование всегда имеет две закономерности:

1) Необходимо выбрать норму (меру) социального регулирования. Если регулирование будет слабым, наступит неорганизованность. Если регулирование будет сильным, то исчезает инициатива, саморегулирование. Таким образом, мера социального регулирования зависит от степени развития общества, его сознания, культуры, традиций.

2) Развитие человека должно быть не только биологическим и психологическим, но и социальным. Ведь человек не рождается добрым или злым, преступником или добродетелем. Его таковым делает окружающая среда. Однако, психологические задатки полностью не исчезают, а тоже оказывают влияние на человека.

Выделяют два вида социального регулирования:                                        1. Индивидуальное регулирование – это когда поведение людей определяется с помощью разовых решений, обращенных к одному человеку (например, приказ руководителя по отношению к конкретному работнику). Положительная сторона такого регулирования в том, что можно персонально подойти к каждому человеку. Отрицательная сторона состоит в том, что каждый раз проблему нужно решать заново, так как решение направлено на конкретного человека.

2. Нормативное регулирование – это регулирования поведения людей, организаций, органов с помощью общих правил. Эти правила распространяются на все случаи подобного вида. Нормативное регулирование дает возможность определять поведение людей одинаково, не выделяя определенные общественные группы. Нормативное регулирование действует непрерывно, и обеспечивает постоянный порядок в обществе.

       Б) Беспорядок в обществе – это противоположность общественному порядку, это стихийность, неорганизованность. Беспорядок возникает вследствие ослабления власти, умышленных действий определенных лиц. Беспорядок может привести общество к распаду. Те общности (например, народы, нации), которые поддерживают порядок, отличаются высокой организованностью (немцы, японцы).

       В кризисных ситуациях (смена власти, военные и чрезвычайные действия) возникает благоприятные условия для общественного беспорядка. Этим и пользуются антисоциальные элементы (преступники, экстремисты и др.).

 

      


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь