Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава №1 Теоретические аспекты исследований внутренней картины мира и наркозависимости.



 

1.1.  Понятие Картины Мира……………………………………….стр.6

 

  1.2. История употребления наркотиков………………………..стр.16

 

1.3. Определение понятия наркотика и формирование наркотической зависимости…………………………………………стр.19   

          

1.4. Стадии наркотической зависимости………………………стр.22

 

1.5. Особенности психики наркозависимого…………………стр.25

 

1.6. Изменённое состояние сознания……………………………стр.32

 

1.7.  Изменение картины мира у наркозависимых лиц………стр.37

 

Глава №2 Экспериментальная часть.

 

2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования……………………..стр.43

 

2.2. Методика исследования………………………………………..стр.45

 

2.3. Результаты исследования……………………………………….стр.56

2.4. Обсуждение результатов………………………………………..стр.67

Заключение ………………………………………………………………стр.69

 

Литература ………………………………………………………………..стр.71

Приложения ………………………………………………………………стр.73

ВВЕДЕНИЕ

 

Наркомания сегодня выходит на одно из первых мест среди проблем, серьезно угрожающих физическому, социальному, а главное - духовному здоровью и благополучию нации. Уже не надо никому доказывать, что это явление, в России становится не просто проблемой, а настоящим национальным бедствием. Реальность этой угрозы, на самом деле, существовала уже давно, однако у государства находилось множество других, " более важных", забот, и на проблему наркомании, как, впрочем, и на многие другие, общество закрывало глаза. Теперь это уже просто невозможно, поскольку тема наркотиков и наркомании волей-неволей заставляет вспоминать о себе уже буквально на каждом шагу, врываясь во все сферы нашей жизни. Попробуем взглянуть на проблему наркомании изнутри.

 

''Наркомания - это психическое расстройство, характеризующееся физической и психической потребностью в употреблении наркотических веществ и выраженным абстинентным синдромом, характеризующимся вегетативной симптоматикой, при отсутствии возможности принять наркотическое вещество, а также специфическими изменениями личности.'' [9, с.333]

На сегодняшний день наркомания многогранна, ее формы непосредственно зависят от свойств наркотика, который употребляет человек. Но на развитие наркомании влияют не столько свойства веществ, изменяющих состояние сознания, сколько личность субъекта и потребности, которые он стремится удовлетворить, путём употребления наркотических веществ.

При злоупотреблении наркотическими веществами формируются специфические черты поведения и образа жизни. Употребление наркотиков приводит к кардинальному изменению отношения человека с Собой, Другими, Культурой, Природой, Богом. Происходит искажение образа мира, лежащего в основе мировидения человека – что является основной составляющей картины мира.

 

''Картина мира'' – это представления членов общества о самих себе и о своих действиях, своей активности в мире, она изучает взгляд человека на внешний мир. [26, с.32]

 

 

Актуальность данного исследования заключаетсяв том, что наркотики - это вещества, определённым образом искусственно изменяющие сознание. Встретившись с реальной жизнью, наркозависимый стремится убежать, укрыться от реальности, столкнувшись с какими-то внешними или внутренними проблемами. Вместо того чтобы решать эти проблемы, чувствуя страх и бессилие, человек прячется от обстоятельств, людей или от самого себя, убегая в искусственный нереальный мир собственных иллюзий, где только и чувствует себя в безопасности. Под воздействием наркотических веществ человек перестаёт ощущать реальный мир и в некотором смысле " выпадает" из реальности. Именно в состоянии наркотического опьянения впервые и изменяется представления о глобальном образе мира, лежащем в основе мировидения человека. Со временем человек становится наркозависимым и уже даже в трезвом состоянии воспринимает мир иначе. Именно таким образом изменяется картина мира наркозависимого человека.

 

Цель данной работы: выявить изменение картины мира у наркозависимых лиц.

 

Объект исследования: наркозависимые и не употребляющие наркотики лица, находящиеся на лечении в городской больнице № 14.

 

Предмет исследования: внутренняя картина мира наркозависимых и не наркозависимых лиц.

 

Гипотезы исследования:

1. В картине мира у наркозависимых лиц, по сравнению с обычными людьми, изменяются такие показатели жизнедеятельности как: активность, аутизм, интерес.

2. В картине мира у наркозависимых лиц, по сравнению с обычными людьми, изменяются такие личностные характеристики как: дружелюбность, стремительность, инициативность, лидерство, волевой компонент.

3. В картине мира у наркозависимых лиц, по сравнению с людьми, не употребляющими наркотические вещества, изменяются такие функциональные механизмы как: решительность, уверенность в себе, настойчивость, внимательность, сосредоточенность.

4. Вследствие регулярного употребления наркотических веществ у человека изменяется картина мира.

 

 

Задачи исследования:

1. Провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ понятий ''Картина мира'' и ''наркозависимость''.

2. Провести экспериментальные исследования, для выявления изменений у наркозависимых лиц, в сравнении с обычными людьми, показателей жизнедеятельности: активность, аутизм, интерес; личностных характеристик: дружелюбность, стремительность, инициативность, лидерство, волевой компонент и функциональных механизмов: решительность, уверенность в себе, настойчивость, внимательность, сосредоточенность.

3. Проанализировать выявленные изменения вышеуказанных характеристик, механизмов и понятий у наркозависимых лиц.

4. Установить связи между выявленными характеристиками, механизмами и понятиями.

 

 

База исследования: в исследованииучаствовали 16 пациентов гор. Больницы № 14, из них 9 человек – наркозависимых и 7 человек, не употребляющих наркотические вещества.

 

 

Методы исследования: Для выявления изменения картины мира использована методика МИФИ-КАРМА, которая состоит из объединённых определённым образом методов семантического дифференциала, восьмицветового теста Люшера, цветоассоциативной методики Эткинда и некоторых других известных методик.

Так же использовался метод беседы и методы математической статистики.

 

Глава №1

 

Теоретические аспекты исследований внутренней картины мира и наркозависимости.

 

Понятие картины мира.

 

 

1. Концепция “ картины мира ” (world-view) была сформулирована Робертом Редфильдом и ассоциируется, прежде всего, с его именем. По определению Редфильда, “картина мира” — это видение мироздание, характерное для того или иного народа, это представления членов общества о самих себе и о своих действиях, своей активности в мире, она изучает взгляд человека на внешний мир. [26]

 

Редфильд утверждает, что не существует единой общенациональной “картины мира”. В одной культуре существует несколько культурных традиций: в частности, культурная традиция “школ и храмов” (как Редфильд ее называет — большая традиция) и традиция деревенской общины (малая традиция). Соответственно и традиции (“картины мира”) различных общин — различны. Исходя из этого можно сказать, что “картина мира” изучает взгляд члена культуры на внешний мир.

 

''Картина мира'' - это конкретная деятельность человека, накладывающаяся на жизненный, теоретический и практический опыт человека, складывающаяся в особую психологическую целостность. (Рубинштейн)

 

Картина мира образует содержательную сторону человеческого сознания и вместе с ним обладает эмоционально-когнетивным единством. Когнетивно-эмоциональный план сознания определяется адекватностью картины мира потребностям, интересам и ценностям человека, т. е. системой его субъективных оценочных критериев. Иными словами, когнетивные процессы обязательно интегрированы с эмоциональными.

 

 

 Картину мира можно свести к понятийным (концептным) психическим структурам. Именно понятийное мышление выступает в качестве формы интегральной работы интеллекта (Холодная, 1983). Человек лингвизирует свой мир и в этом смысле лингвизация есть интеллектуальная (когнетивно-эмоциональная) активность. Человек живет в мире, пересотворяемом непрерывно, с помощью своего собственного языка (своих понятийных структур). Язык, таким образом, выступает как универсальное средство как внутренней, так и внешней репрезентации ментальной " картинки". Центральные места и моменты этой " картинки" оказываются обозначенными собственными именами (Moss, Keen, 1981, по Налимову, 1989).

 

Когнитивное или психологическое пространство человека не просто структурируется понятийными психическими структурами, но также трансформируется с их помощью. Оно может служить объяснительным инструментом для поведенческих и аффективных феноменов. В этом пространстве обязательно имеются представления социальных объектов и представление человека о самом себе. Таким образом, анализ понятийных структур может рассматриваться как исходный пункт для развития системы оценивания уровня сформированности интеллектуальных образований и их изменения.

 

В основе процессов построения картины мира лежит механизм двустороннего уподобления человека и предмета. Если уподобление человека и его анализаторных систем, в частности, предмету лежит в основе когнитивных образований сознания (Леонтьев 1965, с.151-182), то уподобление внешнего предмета человеку, его антропоморфизация, одухотворение лежит в основе эмоциональных образований сознания.

 

Обладание полной и точной картиной мира составляет главное богатство человека, основной капитал, который невозможно ни купить за все богатства мира, ни завоевать, победив другие народы и государства. В полную картину мира входят такие личностные характеристики как:

 

1. Дружба – личностные отношения между людьми, обусловленные духовной близостью, общностью интересов. В силу того, что в дружбе очень большую роль играют эмоциональные переживания, ее формирование и развитие зависит от частоты контактов, принадлежности к одной группе, совместной деятельности. Если детская дружба, характеризующаяся эмоциональной привязанностью, основана, прежде всего на совместной деятельности, то с возрастом формируется подлинная потребность в другом человеке как личности, основанная на развитии потребности осознать самого себя, соотнести свои переживания с переживаниями другого человека. На этой основе осуществляются усиленные поиски друга, и возникает возможность его идеализации. Для взрослого человека основания для дружбы имеют более дифференцированный характер, так как дружеские чувства могут быть локализованы в любовных, семейных или родительских отношениях.[6]

 

2. Стремление – мотив, который не представлен субъекту в его предметном содержании, в силу чего на первый план выступает динамическая сторона деятельности.[6]

 

3. Инициатива – проявление человеком активности, не стимулированной извне и не определяемой не зависящими от него обстоятельствами.[11]

 

 

4. Лидер – ­член группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами малой группы, готовыми следовать за ним.[11]

 

5. Воля – способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий. В качестве основы осуществления волевых процессов выступает характерная для человека опосредствованность его поведения за счет использования им общественно выработанных орудий или средств. На ней строится процесс, имеющий значительные индивидуальные вариации, сознательного контроля над теми или иными эмоциональными состояниями или мотивами. За счет этого контроля приобретается возможность действовать вопреки сильной мотивации или игнорировать сильные эмоциональные переживания. Развитие воли у ребенка, начинающееся с раннего детства, осуществляется за счет формировании сознательного контроля над непосредственным поведением при усвоении определенных правил поведения. [6]

 

6. Стремление – желание и готовность действовать определённым образом.[11]

 

А так же функциональные механизмы как:

7. Решительность – готовность перейти к практическим действиям, сформировавшееся намеренье совершить определённый поступок.[11]

 

8. Уверенность в себе – готовность человека решать достаточно сложные задачи, когда уровень притязаний не снижается только из за опасений неудачи. Если уровень способностей значительно ниже тех, которые требуются для намеченного действия, то имеет место самоуверенность. [6]

 

9. Настойчивость – личностное качество. Характеризуется способностью преодолевать внешние и внутренние препятствия при достижении поставленной задачи. [6]

 

10. Внимание – процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Выделяют произвольное внимание, обусловленное постановкой сознательной цели, и непроизвольное, представленное ориентировочным рефлексом, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей. Эффективность внимания может быть определена уровнем внимания (интенсивность, концентрация), объемом (широта, распределение внимания), скоростью переключения и устойчивостью.[6]

 

11. Сосредоточенность – сконцентрированность внимания человека.[11]

 

Не маловажную роль играют в составлении полной картины мира такие показатели жизнедеятельности как:     

 

12. Активность - это  понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов – раздражителей. [11]

 

13. Аутизм – ­ это нарушение нормального хода мышления под влиянием психотропных или иных средств. Уход человека от реальности в мир фантазий и грёз. [11]

 

14. Интерес – эмоциональное состояние, связанное с осуществлением познавательной деятельности и характеризующееся побудительностью этой деятельности. [6]

 

Картина мира строится по типу модели - Человек не запечатлевает поэлементно и пассивно " вещественный инвентарь" внешнего мира и не применяет тех примитивных способов разделения мира на элементы, какие первыми придут в голову, но налагает на него те операторы, которые моделируют этот мир, " отливая" модель в последовательно уточняемые и углубляемые " формы". Этот процесс ментального моделирования мира, при всех условиях реализуется активно (Берштейн, 1966, с.287). При этом действие возможно лишь тогда, когда субъект посредством имеющейся у него картины мира и одновременной трансформации ее вычленяет из непрерывной реальности дискретные проблемные ситуации. Именно с расчлененностью непрерывной реальности на некоторые условные сегменты, (ситуации) связывает Ю.М. Лотман смысл и цель действий. " То, что не имеет конца, не имеет и смысла. Осмысленное связано с сегментацией не дискретного пространства" (Лотман.1992, с.248, 249).

 

 Картина Мира ( модель мира ), таким образом, должна иметь < <...пространства внутренний избыток> >. Этот избыток является условием адекватного членения реальности, источником смысло - и целеобразования. [10]

 

Картина мира в силу своеобразия жизни любого человека всегда индивидуальна. Она, естественно, постоянно корректируется в соответствии с новой информацией, но и в то же время её главные черты долго остаются неизменными.

 

Картина мира целостна, а не состоит только в представлении о том, как устроен природный мир или общество. Она включает в себя представление о человеческой природе, месте человека во Вселенной и смысле его существования. Поэтому наука не может быть единственным и даже главным источником картины мира. Целостное мировоззрение присуще каждому человеку, в том числе и далекому от научных интересов. Уже поэтому не следует создавать впечатление, что мировоззрение есть часть или сторона науки. 

   

Наиболее адекватным понятием картины мира представляется определение ее как исходного глобального образа мира, лежащего в основе мировидения человека, репрезентирующего сущностные свойства мира в понимании ее носителей и являющегося результатом всей духовной активности человека. Картина мира дуалистична по своей природе. Она существует как неопредмеченный элемент сознания и жизненной деятельности человека, а также в виде опредмеченных " следов", появившихся в результате жизнедеятельности человека.

 

 " Отпечатки" картины мира можно обнаружить в языке, в жестах, в культовом и светском изобразительном искусстве и музыке, ритуалах, вещах, этикете, мимике, модах, способах ведения хозяйства, технологии вещей, построенных с учетом " логики" вещевого мира, вычлененной и запечатленной в картине мира различного рода социокультурных стереотипах поведения людей и т.д.

С одной стороны, картина мира эксплицирует образы мира, связанные с жизнедеятельностью человека, с другой стороны, имеет место процесс возникновения новых образов мира, осуществляемых в ходе специальной рефлексии систематического характера. Индивидуальная картина мира синтезирует в себе единство " личного" и " народного". Поскольку картины мира различных людей имеют общее ядро, которое " народно", они являются соизмеримыми величинами.

 

 Выступая универсальным посредником между разными сферами человеческой культуры, картина мира содействует интеграции людей в обществе. Социальная потребность в картине мира состоит в желании достичь единства видения действительности, создать средство, обеспечивающее интеграцию индивидов и групп и общее руководство разнообразными трудовыми процессами.

 

 

В структуру образа мира входят значения, смыслы и система пространственно-временных координат (А.Н. Леонтьев, 1983). Принято рассматривать образ мира как статическое образование, как пассивное хранилище знаний. Как может сохраняться временное в понятиях, представлениях? Понятия рождения и смерти, начала и конца, возникновения и исчезновения, создания и разрушения формируются у человека постепенно, начиная с самого раннего детства. Вместе с понятиями ритм, движение, скорость ускорение, ожидание и неподвижность и многими еще другими они входят в состав арсенала временных понятий, позволяющих субъекту схватить и понимать картину мира.[10]

 

Важно рассмотреть живое функционирование образа мира в ходе исполнения действия в ситуации. Образ мира осуществляется в действии. Проекция образа мира на восприятие дает эмоциональные акцентуации, смысловые, мотивационные дифференциации в схватывании наличной ситуации. Для каждой ситуации характерны свои изменения. 

 

Необходимо помнить о влиянии образа мира на мыслительную работу субъекта.

 

2. ''Мы выступаем против одномерности, линейности и однородности времени в модели образа мира. Необходимо найти способ, позволяющий совместить пространственное, временное и смысловое. Идея неоднородности времени и смысловых дифференциаций в когнитивных картах времени''. [20]

 

Картина мира многогранна так же как мир философии. Философия, если взять ее в самом общем виде, как теорию духовного освоения мира, теорию его человеческого осмысления, т.е. как теоретическую форму самопознания человека и мира, формирует не просто знание о мире, а знание человеческих смыслов, значений и ценностей.

 

3. Многие исследователи исходят из обоснования понятия «картина мира», сделанного М. Хайдеггером— «Основной процесс Нового времени — покорение мира как картины»

[23]. В его понимании человек составляет себе такую картину мира, в которую включает и самого себя. Поэтому человек обладает тенденцией набрасывания собственной языковой и концептуальной картины мира на все многообразие мира. Позиция человека по отношению к миру понимается как м ировоззрение.

 Постмодернистская позиция предполагает наличие в картине мира как научного (посредством знания можно предвидеть происходящие в мире события и управлять ими), так и вненаучного знания (мифы, легенды, искусство, астрологию, вымыслы, утопию, мистику).

 

4. «Каждой из великих культур присущ тайный язык мирочувствования, вполне понятный лишь тому, чья душа принадлежит этой культуре» [26, с.342]

5. Шпенглер, согласно своей концепции, подчеркивает не сводимость одной картины мира к другой. «Основные черты мышления, жизни, мироосознания столь же различны, как черты лиц отдельных людей». [26, с.343] Бесспорной заслугой немецкого философа является его убежденность в том, что своеобразие искусства зависит от соответствующей ему эпохи, культуры. Не столько в рамках концепции Шпенглера, но, опираясь на эволюционную теорию познания, можно предположить, что для всех живых существ существует собственная картина мира, которая обладает атрибутами замкнутости, изоморфности объективной реальности и обеспечивает их выживание в соответствующих условиях. Любая картина мира дважды относительна, поскольку опосредована и ограниченностью человеческого познания, и конкретно-историческими условиями ее формирования.

 

Психологическое и национальное разнообразие также является неизбежной составляющей картины мира людей. Любая «модель мира» исполняет роль «синтезатора» всех элементов национальной культуры: быта, языка, характера, науки и искусства, и осознание этого приводит к уяснению своеобразия символического восприятия мира.

 

6. «Картины мира» могут восприниматься в качестве системы координат, позволяющих определять основные направления жизнедеятельности человека, его важнейшие цели, определять отношение человека к миру.[27] Вебер выделил три самых общих типа, три способа отношения к «миру», заключающие в себе соответствующую установку, предопределяющую направленность жизнедеятельности людей. Первый он сопоставляет с конфуцианским и даосистским типами религиозно-философских воззрений (как приспособление к миру), второй — с индуистским и буддистским (как бегство от мира), третий, распространившийся в Европе, — с иудаистским и христианским (как овладение миром). Характеристика третьего выделенного им типа близка к хайдеггеровской.

 

Концепция " картины мира" предполагает, прежде всего, когнитивное содержание — информацию о способе познания людьми окружающего мира. Хотя на практике исследователи, описывающие образы мира, присущие тем или иным народам, изучают в большей мере не то, как народы познают мир, а результаты этого познания: космологические, онтологические, эсхатологические системы.

 

“Образ мира можно рассматривать как организованную систему личностных когниций организма, которые конституируют модель или образ реальности, (то есть “образ, которым существуют вещи”). Это предполагает, что личностные когниции непосредственно основываются на когнитивной структуре, и опосредованно основываются на ментальной и психологической структурах. Это далее предполагает, что образы мира склонны быть “энкапсулированными”, то есть, они меньше, чем вся реальность.

 

Знание существует только из взаимодействия между субъектом и объектом, (то есть, окружением). При этом нельзя совершенно отделить то, что доставляется субъектом оттого, что дается объектом. Так как люди познают только через психобиологическое снаряжение, которое имеется, и так как процесс познания включает активного, конструктивного познающего, то невозможно знать степень, с которой получающиеся в результате картины мира представляют ''реальность вне''. Иначе говоря, было бы необходимо знать природу реальности в некотором окончательном смысле для того, чтобы оценить, насколько хорошо, данная картина мира приближается к “объективной истине”.

 

 С другой стороны, различные организмы, используя психобиологическое оснащение, им доступное, успешно адаптируется к миру. Уменьшение неопределенности может иметь место только при увеличении нашего понимания когнитивных аспектов процесса познания. Вместо того чтобы спрашивать, как субъект может “знать” реальный объект, возможно, более подходяще будет спрашивать, каким образом объект является “реальным” для субъекта. Существует некая связь между “внутренним порядком” или “картиной мира” и “внешним порядком” или “объектом”, и что именно эта связь с экологической инвариантностью обеспечивает реальность...

 

Теперь возвратимся к субъекту и объекту в процессе знания. Когнитивная структура, организованная система процессов, вступающих в контакт с некоторым аспектом окружения (внешним или внутренним), рассматривается как объект (вещь, личность). Этот аспект декодируется в соответствии с существующей иерархией личных конструктов или когниций, (то есть, чьей-либо картиной мира). Подтверждение обратной связи из окружения увеличивает возможность того, что рассматриваемая картина мира является адекватным представлением или образом реальности. И наоборот, в той степени, в которой существует неподтверждаемая обратная связь, требуются изменения в картине мира. Существует некий изоморфизм между личными когнициями и структурными сегментами мира.

 

Картина мира обладает свойством открытости, то есть, способна к изменениям по мере развития и саморазвития субъекта.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.058 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь