Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Св. Новомученики и Исповедники Российские о сергианстве и Московской патриархииСтр 1 из 5Следующая ⇒
Св. Новомученики и Исповедники Российские о сергианстве и Московской патриархии ПРЕДИСЛОВИЕ В 1981 г. Архиерейский Собор Русской Православной Зарубежной Церкви во главе с блаженнейшим Митрополитом Филаретом (Вознесенским), Первоиерархом РПЦЗ, совершил без преувеличения акт исторического значения – прославил во Святых Новомучеников и Исповедников Российских, от богоборческой власти в России убиенных. Этим соборным актом РПЦЗ признала свое духовное, мистическое и экклезиологическое единство со Св. Катакомбной Церковью-Мученицей на Родине, а также исповедала полное неприятие и отвержение как сергианства, так и Московской патриархии, которую изобличали Свв. Новомученики и Исповедники. Сегодня же, когда значительная часть РПЦЗ осознанно стремится к унии с Московской патриархией, предавая заветы Свв. Новомучеников и т.о. теряя внутренне-духовное единство с ними, особое значение приобретает вопрос о сергианстве. Что это такое? Каковы его плоды? Действительно ли оно изжито? И для чего необходимо покаяние в нем? Что из себя представляет созданная митр. Сергием Московская патриархия? Почему нельзя с нею иметь молитвенно-канонического общения? Ответы на эти вопросы дают Свв. Новомученики и Исповедники Российские, в сонме которых было множество и выдающихся богословов и духоносных подвижников. Как известно, еще с первых веков христианства при возникновении в Церкви тех или иных споров, для их канонического разрешения обращались к Святым Отцам, Исповедникам и Мученикам, чей авторитет всегда был непререкаемым. Именно благодаря Свв. Отцам-Исповедникам был решен вопрос о принятии отпавших во время гонений, выявлена и осуждена ересь донатистов в IV веке. Именно под их влиянием были приняты Определения VII Вселенского Собора, осудившего иконоборческую ересь. Были разрешены и многие другие животрепещущие вопросы церковной жизни. По неизреченному промыслу Божию, и мы, живущие в начале XXI века, имеем уникальную возможность обратиться к непреложному мнению Свв. Новомучеников и Исповедников Российских, которые своею кровию запечатлели преданность Истинной Церкви Христовой и ее Божественному Основателю. И, действительно, кто же, как не Святые Отцы, исповедники новейшего периода истории Церкви Христовой, могут еще разрешить этот вопрос? «» ЧАСТЬ I.
Часть II. Свв. Новомученики и Исповедники Российские о сергианстве и Московской патриархии. Алексей Ридигер (агент КГБ " Дроздов" ) на фоне памятника Ленину. Фото из " Журнала московской патриархии" (ЖМП). МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ – НОВОЕ ОБНОВЛЕНЧЕСТВО Из " Киевского Воззвания", составленного св. Новомучеником Еп. Дамаскиным (Цедрик) Черниговско-Глуховским. «...Отдельными группами духовенства, в отдельных епархиях делались попытки издания декларации, приближающихся по духу к тому, что мы видим в “Обращении” (т.е. Декларации митр. Сергия, – ред.). Но эти попытки вызывали всегда дружное негодование и в среде епископата, и в среде влиятельнейшего духовенства. Они считались равносильными переходу в обновленчество и быстро ликвидировались с позором для тех, кто их предпринимал... Вступительная статья, предваряющая в “Известиях” декларацию, говорит о вынужденном “перекрашивании” долго упорствовавших “тихоновцев” в “советские цвета”. Она противополагает им “дальновидную часть духовенства”, еще в 1918 г. вступившую на этот путь, т.е. обновленцев и живоцерковников. Статья эта, таким образом, определенно считает путь митр. Сергия проторенной дорогой обновленчества... И кажется нам, что не мы, а митр. Сергий и иже с ним пленены страшной мечтой, что можно строить Церковь на человекоугодничестве и неправде. Мы же утверждаем, что ложь рождает только ложь, и не может она быть фундаментом Церкви. У нас перед глазами позорный путь “церкви лукавнующих”, обновленчества; и этот же позор постепенного погружения в засасывающее болото все более страшных компромиссов и отступничества, этот ужас полного нравственного растления, неизбежно ждет церковное общество, если оно пойдет по пути, намеченному деяниями Синода».1 Катакомбный Епископ А. «Нужно знать, что сергианство– это второе издание обновленчества. Когда русский народ с возмущением и брезгливостью весь отошел от обновленцев, то организаторам его необходимо было заменить их чем-нибудь более приличным. Поэтому появилось сергианство в той редакции, в какой мы его наблюдаем... Человек с глубокой верой прекрасно понимает, зачем нужна служителям “Московской патриархии” пышная наружная декоративная православность. Он видит двойственность и лицемерие сих служителей. Он знает; что это все тоже обновленчество, только гораздо искуснее замаскированное, чем это было в 1922 г. Есть искусные портные, которые могут перелицевать хитроумно старое платье наподобие нового. По отношению к обновленчеству теперь тоже нашелся такой портной; обновленческий синод и всю тошнотворную программу его он искусно перелицевал, и тогда получилось то, что сейчас называется “Московской патриархией”. Мы должны твердо признать, что то обновленчество, от которого так все православные отплевывались, не умирало и не думало умирать. Наоборот, оно в настоящее время захватило его видимую, т.н. легальную русскую Церковь в свое управление... Помимо прямого и косвенного предательства всех истинных пастырей Христовых и верных сынов Церкви, помимо уничтожения храмов, монашества и монастырей, обновленцы от 1922 г., а теперь и деятели ”Московской патриархии”, составляющие с прежними обновленцами единое неделимое тело, повинны также в сознательном отравлении духа народа нашего и в подмене законной православной иерархии ряжеными в архиерейские ризы атеистами... Теперь перед нами стоит глубокий мучительный вопрос: распознает ли наш народ лицо обновленцев, новый обновленческий раскол, особенно, претендующий на православие после лже-собора в 1945 г. Этот новый раскол очень умно задуман и организован. Многих, не имущих духовного рассуждения, он завлек в свои недра... ...Мы отказываемся от молитвенного и церковно-канонического общения с “Московской патриархией” по тем же самым причинам, по каким отказались иметь такое общение с обновленцами в 1922 г.»2 Исповедник Сергей Нилус. " Пока есть и храм Божий не от " Церкви лукавнующих", ходи, когда можно, в церковь, а нет – молись дома... Скажете: а причащаться где? у кого? Отвечу: Господь укажет; или же Ангел причастит, ибо в " Церкви лукавнующих" нет и не может быть Тела и Крови Господних. У нас в Чернигове, из всех церквей только церковь Троицкого осталась верной Православию; но если и она сохранит поминовение Экзарха Михаила и, следовательно, молитвенное общение с ним, действующим по благословению Сергия и Синода, то мы прекратим общение и с нею".71 Исповедник профессор Иван Андреев. "...Мы, православные русские люди, не предрешая окончательного суда над сов. церковью, суда, который по " произволению" Св. Духа вынесет в свое время Русский Православный Собор, должны ясно и определенно сказать: от какого бы то ни было общения с советской церковью мы ОТКАЗЫВАЕМСЯ, ибо СОМНЕВАЕМСЯ В ЕЕ БЛАГОДАТНОСТИ.".72 Св. Новомученик Епископ Павел (Кратиров). «...Придерживающийся Сергиевского суемудрия, а тем паче разделяющий его, не может быть наставником и хранителем благочестия, т.к. неизбежно помимо его воли, христианская закваска и соль, носителем которых он является, преподаются жаждущему истины спасения вместе с бесовской прелестью и дьявольским заблуждением. Всякий внимающий таким церковным учителям, вместо отрады и духовного утешения испытывает горечь и теряет надежду спасения... Тем, кто поплелся за митр. Сергием, возвращение на путь истины – задача трудная, сопряженная с немалыми скорбями и лишениями».73 Св. Новомученик Епископ Яранский Нектарий (Трезвинский ) «Всякому православно верующему сыну Церкви Христовой зазорно и для вечного спасения небезопасно идти за таким вождем как м. Сергий, ставшим и пошедшим скользким и весьма ненадежным путем».74 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Необходимо учесть, что после обнародования Декларации Митрополита Сергия (Страгородского) 1927 г. далеко не все Свв. Новомученики и Исповедники Российские сразу же высказались в решительной форме о самом сергианстве и о советской патриархии. Основной причиной этого была надежда на церковное покаяние Митрополита Сергия и на созыв канонического Поместного Собора Русской Православной Церкви. Однако уже к концу 30 - началу 40 гг., убедившись в тщетности своих ожиданий и воочию узрев плоды сергианства, практически все оставшиеся в живых страдальцы за веру Христову были в этих вопросах однозначно единомысленны. Что же касается современной Московской патриархии, то грех сергианства в ней не только не исчез, но умножился и углубился до невиданных размеров. На наших глазах происходит чудовищное слияние Московской патриархии с так называемыми демократическими государственными структурами, равно как и со всякого рода преступными и финансовыми группировками. К этому нужно прибавить принятую Московской патриархией в 1961 г. ересь экуменизма, к которой причастны все без исключения пребывающие в Московской патриархии, независимо от их личной позиции. Ведь Церковь – это единое Тело Христово, где нельзя отделить один член от другого, и где все ответственны за всех. Посему даже противники сергианства и экуменизма через литургическое общение со своими архиереями-еретиками (во главе с самим лже-патриархом) становятся с ними единым целым. Так учит Святая Церковь устами Свв. Отцов: «С теми, кто делает вид, что исповедует звук Православной веры, но находится в союзе с теми, кто держится других мнений, и не внемлет предостережениям, продолжая упорствовать, вы не только не должны иметь общения, но даже не должны называть их братьями» (Св. Василий Великий). Что же нам делать и куда идти? Закончим словами С. А. Нилуса из его известного письма к Л.А. Орлову от 9-11 февр. 1928 г.: «По глубочайшему моему убеждению, Истинная Церковь Христова, " Жена, облеченная в солнце" (Апок. XII, I), уже находится в пустыне... А в пустыне что же иного делать, как только молиться? Господи, помилуй! Господи, помилуй! Пока есть и храм Божий не от " Церкви лукавнующих", ходи, когда можно в церковь, а нет – молись дома; если же и домашние – враги человеку, то молись в клети сердца... Скажете: а причащаться где? У кого? Отвечу: Господь укажет, или же Ангел причастит, ибо в Церкви лукавнующих нет и не может быть Тела и Крови Господних... Веруем, что за веру нашу Господь пошлет нам во время благопотребное, как преп. Марии Египетской, своего Зосиму. Так веруем. Так исповедуем...».
АМИНЬ. ССЫЛКИ
1 Документ из Киева – разбор послания митр. Сергия, (сент. 1927 г.) // Пантелеймон, архимандрит. Луч света... Ч. 2, с. 18, 21, 23. 2 Письма катакомбного Епископа А. к Ф.М. (1947-49 гг.). Письмо 4-е. // «Церковные ведомости Русской Истинно-Православной Церкви» 3 Заявление серпуховского духовенства митр. Сергию об отложении от него. 17/30 дек. 1927 г. //Акты П. Тихона..., с. 547. Протопресв. М. Польский полагает, что этот документ, вероятно, «составлен не без влияния, редакции и даже авторства Епископа Максима (Жижиленко)». – Новые муч-ки Российские. Т.2, с. 22. 4 Письмо прот. Валентина Свенцицкого митр. Сергию от 30 дек./12 янв. 1928 г. // Там же, с. 553. 5 Послание Еп. Алексия (Буя) клиру и мiрянам Воронежской епархии от 9/22 янв. 1928 г.//Там же, с. 564 6 Послание Архиеп. Серафима Угличского из Буйничского мон-ря Могилевской епархии. Июнь 1928 г. // Там же, с. 618. 7 Письмо Еп. Павла (Кратирова). О модернизированной Церкви или о Сергиевском " православии". Май 1928 г. // Иванов П.Н. Новомученик Российской Церкви Святитель Павел (Кратиров). Казань 1992, с. 22, 24. 8 Неизвестный московский священник. Уста священника. Авг. 1927 г. //Пантелеймон, архим. Луч света... Ч. 2, с. 46, 47. 9 Письмо Еп. Нектария (Трезвинского) от 25 апр. 1928 г. // Неизвестный автор из сов. союза. В объятиях семиглавого змия. Монреаль, 1984, с. 103. 10 Письмо Митр. Иосифа Петроградского архим. Льву (Егорову). 1928 г. // Акты П. Тихона..., с. 561-562. 11 Послание Еп. Алексия (Буя) клиру и мiрянам Воронежской епархии от 9/22 янв. 1928 г.//Там же, с. 564. 12 Послание Архиепископа Пахомия и Епископа Аверкия. 1927 г. // Е.Л. Епископы-Исповедники. Сан-Франциско, 1971, с. 23. 13 Машинописный сборник. Личный архив автора. Вероятно, эти слова могли принадлежать св. Новомуч. Архиеп. Серафиму (Звездинскому). 15 Послание " одного епископа" по вопросу о законности причин, допускающих молитвенно-канонический разрыв с высшей церковной властью. Дек. 1927 г. //Акты П. Тихона, с.554. 16 Письмо Еп. Виктора (Островидова) Еп. Авраамию (Дернову) от 15 янв. 1928 г. // В объятиях семиглавого змия, с. 104. 17 " Письмо к ближним" Епископа Виктора (Островидова), дек. 1927 г. // Акты П. Тихона, с. 543. 18 Его же " Послание к пастырям", фев. 1928 г. //Там же, с. 583. 19 Неизвестный Московский священник. Уста священника, Авг. 1927 г. // Пантелеймон, архим. Луч света..., ч.2, с. 48. 20 Послание 1-е схи-игумена Зосимы Свирской пустыни. 1927 г. Л.а-а. 21 Письмо Еп. Димитрия Гдовского духовенству ст. Сиверская. Дек. 1927 г. // Акты П. Тихона..., с. 541. 22 Его же письмо " к отцам настоятелям" от 4/17 янв. 1928 г. // Там же, с. 560. 24 Письмо Еп. Николая Владимiрского Митр. Сергию от 7/20 апр. 1928 г. //Польский М., протопресв. Каноническое положение Высшей Церковной Власти в СССР и Заграницей. Джорд. 1948, с. 79. 25 Того же автора. О Церкви в СССР. Нью-Йорк – Монреаль, 1993,. с. 13. 26 Андреев И.М., проф. Благодатна ли советская церковь? Джорд. 1948, с. 7. 27 Машинописный сборник, с. 122, 123. 28 Там же, с. 145-146. 29 " Письмо к ближним" Еп. Виктора (Островидова), дек. 1927 г. //Акты П. Тихона..., с. 542-543. 30 Его же Письмо 2-е Митр. Сергию от 16/29 дек. 1927 г. // Там же, с. 545. 31 Письмо Еп. Виктора (Островидова) Еп. Авраамию (Дернову) от 15 янв. 1928 г. // В объятиях семиглавого змия, с. 103. 32 Письмо Митр. Иосифа Петроградского архим. Льву (Егорову), 1928 г. // Акты П. Тихона..., с.563. 33 Каноническое обоснование " иосифлянами" своего отхода от Митр. Сергия. Фев. 1928 г.//Там же, с. 585. 35 Андреев И.М., проф. Цит. соч., с 7-8. 36 " Всем верным чадам Христовой Церкви". Воззвание по поводу послания Митр. Сергия об изменении текста ектений (осень 1927 г.). // Пантелеймон, архим. Луч света..., 4.2, 0.41, 43, 44. 37 Документ из Киева... (сент. 1927 г.). // Там же, с. 23. 38 Послание 1-е схи-игумена Зосимы Свирской Пустыни. 1927 г. Л.а.а. 39 Письмо Еп. Павла (Кратирова). О модернизированной Церкви или о Сергиевском " православии". Май 1928 г. //Иванов П.Н. Цит. соч., с 23, 24. 40 Послание Еп. Алексия (Буя) к Православному клиру и мiрянам Воронежской епархии об отмежевании от митр. Сергия. // Акты П. Тихона..., с. 564. 43 Письмо Еп; Нектария (Трезвинского) от 25 апр. 1928 г. // В объятиях семиглавого змия, с. 102. 44 Письмо Еп. Дамаскина Глуховского Митр. Сергию от 25 марта 1929 г. // Пред судом Божиим..., с. 26-27. 45 Машинописный сборник. Л.а.а. 46 Письмо 1-е Еп. Павла (Крагирова) от 3/16 апр. 1928 г. // Иванов П.Н. Цит. соч., с. 28. 47 Польский М., протопресв. Положение Церкви в Советской России. Очерки бежавшего из России священника. Спб. 1995, с. 88. 48 Документ из Киева... (сент. 1927 г.). // Пантелеймон, архим. Луч света... 4.2, с. 23. 50 Письмо Епископа " отошедшего" к Епископу " неотошедшему". // Граббе Г., протопресв. Правда о Русской Церкви на Родине и за Рубежом. Джорд. 1961, с. 104-105. По мнению Епископа Григория (Граббе), авторство этого и предыдущих писем принадлежит перу св. Новомученика Архиеп. Феодора (Поздеевского). Предыдущее письмо, приписываемое Архиеп. Илариону, имеет название – " Письмо к другу". 51 Архим. Пантелеймон. Жизнь, подвиги, чудеса о. Иоанна Кронштадтского, с. 171. 52 Нилус С.А. На берегу Божьей реки. Т.2. Сан-Франциско. 1969. с. 147-148. 53 " Два документа". // " Православная Русь", 1994, №18. 54 Концевич И. М. Оптина пустынь и ея время. Джорданвилл, 1970, с. 546. 55 " Русский паломник", 1990, №2, с. 102-103. 56 Послание Еп. Виктора (Островидова) 1928 г. //Акты П. Тихона..., с. 634-635 57 Постановление № 76 Митр. Сергия и Вр. Патр. Свящ. Синода от 29 марта/11 апр. 1928 г.//Там же, с. 605. 60 Машинописный сборник. Л.а.а. 62 Письмо Еп. Дамаскина Митр. Сергию от 29 марта 1929 г. //Пред судом Божиим, с. 22. 64 Антонов В. Она имела дар утешения... // " Возвращение", 1995, № 3(7), с. 48. 65 Священномученик Епископ Ижевский Синезий (Зарубин). //" Православная жизнь", 1993, №2, с. 20. 66 Критические замечания Епископа Павла (Кратирова) по поводу второго послания митр. Сергия. Письмо, фев. 1928 г. // Иванов П.Н. Цит. соч., с. 12. 67 Письмо 1-е Епископа Павла (Кратирова) от 3/16 апр. 1928 г. // Там же с. 28. 68 Воспоминания. Тетрадь 2-я. 28 фев. 1933 г.// М. Цит. соч., с. 216-217.. 69 Документ из Киева... (сент. 1927 г.). // Пантелеймон, архим. Луч света... 4.2, с. 22. 70 Письмо Митр. Филарета (Вознесенского) Митр. Иринею от 27 фев. 12 марта 1975 г. // " Православная Русь", 1975, № 7, с.7. 71 Письмо С. А. Нилуса Л. А. Орлову от 9-11 фев. 1928 г. // Багдасаров Р., Фомин С. Неизвестный Нилус. Т. 2. М. 1995, с. 204. 72 Андреев И.М., проф. Цит: соч., с 22. 73 Павел (Кратиров), Епископ. О модернизированной Церкви или о Сергиевском " православии". Письмо, май 1928 г.//Иванов П.Н. Цит. соч., с. 24-25. 74 Письмо Еп. Нектария (Трезвинского) от 25 апр. 1928 г. // В объятиях семиглавого змия, с. 102. 75 Письма катакомбного Епископа А. к Ф.М. (1947-49 гг.). Письмо 4-е. 76 Андреев И.М., проф. Цит. соч., с. 17-21. 78 Машинописный сборник. С. 145. 79 Из Жизнеописания св. Новомученика схиигумена Феодосия Иерусалимского, старца Минводского. «Церковные ведомости Русской Истинно-Православной Церкви»> > > 80. Л. Регельсон, «Трагедия Русской Церкви», Париж, 1977 стр. 495; переиздана в России в 1995 г.
Св. Новомученики и Исповедники Российские о сергианстве и Московской патриархии ПРЕДИСЛОВИЕ В 1981 г. Архиерейский Собор Русской Православной Зарубежной Церкви во главе с блаженнейшим Митрополитом Филаретом (Вознесенским), Первоиерархом РПЦЗ, совершил без преувеличения акт исторического значения – прославил во Святых Новомучеников и Исповедников Российских, от богоборческой власти в России убиенных. Этим соборным актом РПЦЗ признала свое духовное, мистическое и экклезиологическое единство со Св. Катакомбной Церковью-Мученицей на Родине, а также исповедала полное неприятие и отвержение как сергианства, так и Московской патриархии, которую изобличали Свв. Новомученики и Исповедники. Сегодня же, когда значительная часть РПЦЗ осознанно стремится к унии с Московской патриархией, предавая заветы Свв. Новомучеников и т.о. теряя внутренне-духовное единство с ними, особое значение приобретает вопрос о сергианстве. Что это такое? Каковы его плоды? Действительно ли оно изжито? И для чего необходимо покаяние в нем? Что из себя представляет созданная митр. Сергием Московская патриархия? Почему нельзя с нею иметь молитвенно-канонического общения? Ответы на эти вопросы дают Свв. Новомученики и Исповедники Российские, в сонме которых было множество и выдающихся богословов и духоносных подвижников. Как известно, еще с первых веков христианства при возникновении в Церкви тех или иных споров, для их канонического разрешения обращались к Святым Отцам, Исповедникам и Мученикам, чей авторитет всегда был непререкаемым. Именно благодаря Свв. Отцам-Исповедникам был решен вопрос о принятии отпавших во время гонений, выявлена и осуждена ересь донатистов в IV веке. Именно под их влиянием были приняты Определения VII Вселенского Собора, осудившего иконоборческую ересь. Были разрешены и многие другие животрепещущие вопросы церковной жизни. По неизреченному промыслу Божию, и мы, живущие в начале XXI века, имеем уникальную возможность обратиться к непреложному мнению Свв. Новомучеников и Исповедников Российских, которые своею кровию запечатлели преданность Истинной Церкви Христовой и ее Божественному Основателю. И, действительно, кто же, как не Святые Отцы, исповедники новейшего периода истории Церкви Христовой, могут еще разрешить этот вопрос? «» ЧАСТЬ I.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы