Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В скороговорках не ошибаются.



Цель. Отработка четкости артикуляции.

Ход игры. Каждая команда получает от ведущего скорого­ворку. В течение двух-трех минут ученики репетируют шепотом, упражняясь в правильном ее произношении. Затем из каждой команды по очереди выходят играющие и произносят свою скоро­говорку. Правильное, четкое, громкое произнесение оценивается двумя баллами. Выигрывает та команда, которая набрала большее количество очков.

Примерный материал.

Ткет ткач ткани на платок Тане.

Мама мылом мыла Милу, не любила Мила мыло.

Очень часто блюдца у Танечки бьются.

Лара у Вали играет на рояле.

Ученица-озорница получила единицу.

У ежа ежата, у ужа ужата.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

На окошке крошку-мошку ловко ловит лапкой кошка.

Клала Клава лук на полку, кликнула к себе Николку.

Во дворе горка, под горой норка.

На дворе трава, на траве дрова.

Сеня — незнайка, а Зина — зазнайка.

Саша любит сушки, а Соня — ватрушки.

У кого хороший слух?

(Все игры, изложенные дальше, пресле­дуют развитие фонематического слуха и звукового анализа.)

Цель. Развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.

Оборудование. Набор предметных картинок.

Ход игры. Учитель показывает картинку и называет ее. Учащиеся хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах учитель молча показывает картинку, а учащиеся проговаривают название картинки про себя и реагируют так же. Учитель отмечает правильно определивших звук либо тех, кто не смог его найти и не выполнил (или выполнил неверно) соответствующих действий.

Какой звук чаще всего слышим?

Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.

Оборудование. Набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.

Ход игры. Учитель произносит стихотворение, а ученики хором называют звук, который они чаще всего слышали.

Примерный материал.

У Сени и Сани в сетях сом                Гусь Гога и гусь Гага

                                  с усами.         Друг без друга ни шага.

Зоиного зайку зовут                           Белый снег, белый мел,

                              Зазнайкой.        Белый заяц тоже бел.

Ученик учил уроки —                       Скажи потише: «Шесть

У него в чернилах щеки.                                                       мышат» -

Мороза моржи не страшатся,              И сразу мыши зашуршат.

Моржи на морозе резвятся.

Щеткой чищу я щенка,                       Про пестрых птиц поет петух,

Щекочу ему бока.                               Про перья пышные, про пух.

Кот копеек накопил,

Кошке козочку купил.

Кто в домике живет?

Цель. Развитие умения определять наличие, звука в слове.

Оборудование. Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.

Ход игры. Учитель объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [ л ]. Надо поместить этих животных в домик. Уча­щиеся называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [ л ] или [ л' ]. Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.

Примерный материал.

Еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь.

Кто больше?

Цель. Развитие умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой.

Оборудование. Набор пройденных букв, предметные кар­тинки.

Ход игры. Каждому ученику дается одна из пройденных букв. Учитель показывает картинку, ученики называют изображен­ный предмет. Фишку получает тот, кто услышит звук, соответст­вующий его букве. Выигрывает набравший большее количество фи­шек.

Вертолина.

Цель. Развитие умения подбирать слова, начинающиеся на заданный звук.

Оборудование. Два фанерных диска, наложенные друг на друга; нижний диск закреплен, на нем написаны буквы; верхний диск вращается, в нем вырезан узкий, шириной с букву, сектор. Фишки.

Ход игры. Ученики по очереди вращают диск. На какой букве останавливается прорезь, на такой соответствующий ей звук ученик должен назвать слово. Выполнивший задание правильно получает фишку. В конце игры количество фишек подсчитывается, выявляется победитель.

Лото.

Цель. Развитие умения выделять первый звук в слове, соотно­сить его с буквой.

Оборудование. У каждого ученика большая карточка лото, разделенная на четыре квадрата. В трех квадратах изображения предметов, один квадрат пустой. Карточки-покрышки с изученными буквами. У ведущего набор отдельных маленьких карточек с изобра­жением тех же предметов, что и на больших карточках.

Ход игры. Ведущий берет из набора верхнюю картинку и спрашивает, у кого есть этот предмет. Ученик, имеющий на карточке лото данную картинку, называет предмет и первый звук в слове, после чего закрывает картинку карточкой с соответствующей буквой. Выигрывает тот, кто первый закрыл все картинки на карточке лото.

Примерный материал.

Аист, утка, ослик, хвост, сом, роза, лампа и т.д.

Комментарий для учителя. Материал подбирается в зависимости от этапа изучения букваря. Картинки на больших карточках могут повторяться. В этом случае отвечает один ученик, а закрывают карточки все, у кого есть такая же картинка.

Цепочка.

Цель. Развитие умения выделять первый и последний звук в слове.

Ход игры. Один из учеников (или учитель) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ученик ряда и т.д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.

Где спрятался звук?

Цель. Развитие умения устанавливать место звука в слове. Оборудование. У учителя набор предметных картинок. У каждого ученика карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная—если работа идет с гласным звуком, синяя—с согласным).

Ход игры. Учитель показывает картинку, называет изображен­ный на ней предмет. Учащиеся повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.

Каждому свое место.

Цель. Развитие умения устанавливать место звука в слове.

Оборудование. У каждого ученика набор предметных кар­тинок и три карточки, каждая из которых разделена на три квадрата. В одной карточке закрашен первый квадрат, в другой — средний квадрат, в третьей — последний квадрат. Цвет закрашенных квад­ратов (красный или синий) зависит от характеристики изучаемого звука (гласный или согласный).

Ход игры. Ученики размещают картинки под той или иной карточкой, в зависимости от места изучаемого звука в слове (в начале, середине или конце). Выигрывает тот, кто правильно рас­положил все картинки.

Где наш дом?

Цель. Развитие умения дифференцировать сходные звуки.

Оборудование. Набор предметных картинок, названия ко­торых начинаются с оппозиционных звуков; прикрепленные к доске два домика, на кармашках которых написаны (вставлены) буквы, обозначающие дифференцируемые звуки, например [ с ] или [ ш ].

Ход игры. Каждый ученик, выйдя к доске, берет картинку, называет ее, определяет наличие звука [ с ] или [ ш ], вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки.

Примерный материал.

Шары, сыр, шарф, шкаф, сапоги, сумка, шуба, собака, слон, стол.

Звуковая линейка.

Цель. Развитие умения определять количество звуков в слове.

Оборудование. У каждого ученика линейка — это две по­лоски картона, склеенные трех сторон. С четвертой, узкой стороны вставляется в линейку язычок, по размеру длиннее линейки. Внут­ренняя поверхность нижней полоски линейки окрашена в черный цвет. На верхней полоске вырезаны квадратики.

Ход игры. Учитель называет слово или показывает картинку. Ученики, протяжно повторяя слово, произнесенное учителем, одно­временно выдвигают подвижную часть линейки так, чтобы на каждый звук приходился один открывшийся темный квадратик (уухххааа).

Произнеся, таким образом, все слово, ученик подсчитывает количество звуков в слове при помощи открывшихся на линейке квадратиков. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее определит количество звуков.

Комментарий для учителя. В словах, используемых для данной игры, согласные должны быть твердые, длительные или сонорные.

Где наш дом?

Цель. Развитие умения определять количество звуков в слове.

Оборудование. Набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4 или 5).

Ход игры. Ученик берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители ряда выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют ученики другого ряда. За каждый правильный ответ засчитывается очко. Выигравшим считается тот ряд, который наберет большее количество очков. Эта же игра может быть индивидуальной. В таком случае правильность ответа каждого оценивается фишкой.

Примерный материал.

Ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка.

Поезд.

Цель. Развитие умения определять количество звуков в слове.

Оборудование. Поезд, составленный из плоских фигурок электровоза и трех вагонов. В каждом вагоне по три окошка с кармашками для предметных картинок. Над окошками кружочки с обозначением количества звуков в слове. Предметные картинки с изображением животных.

Ход игры. Учитель рассказывает, что однажды животные решили поехать в город к своим друзьям-ребятам, но не могут понять, кто где должен ехать. «Вы проводники вагонов и должны им помочь. В первый вагон могут сесть животные, названия которых состоят из трех звуков, во второй — из четырех звуков, в третий — из пяти звуков». По вызову учителя выходит ученик, берет картинку с изображением животного и ищет его место в поезде, ориентируясь по цифрам на кармашке. Поезд отправится в путь только в том случае, если все животные правильно займут места.

Примерный материал. Волк, слон, тигр, мышка, ослик, лось, кабан, бык, кот (кошка).

Построим пирамиду.

Цель. Развитие умения определять количество звуков в слове.

Оборудование. На доске рисунок пирамиды, основание которой состоит из пяти квадратиков, выше — четыре квадратика, затем — три. Картинки с изображением различных предметов, в названиях которых пять, четыре, три звука (соответственно пять, четыре, три картинки).

Ход игры. Учитель предлагает детям заполнить пирамиду. Среди выставленных на наборное полотно картинок надо найти сначала те, в названиях которых пять звуков, затем четыре и три. Ошибочный ответ не засчитывается. Правильное выполнение зада­ния поощряется игровой фишкой.

Примерный материал.

Сумка, чашка, туфли, мышка, груша, утка, ваза, слон, волк, мак, осы, нос.

Комментарий для учителя. Звуковой и буквенный состав названий картинок должен совпадать.

Новогодние флажки.

Цель. Развитие умения воспроизводить последовательность букв в слове.

Оборудование. Разноцветные флажки, на обороте которых написаны слова; два-три шнура для их нанизывания.

Ход игры. Представитель каждого ряда берет по одному флажку и читает слово. Затем, не глядя на него, нанизывает по порядку буквы и вешает флажок на шнур, если назвал буквы без ошибок. Ряд-победитель объявляется по количеству нанизанных на шнур флажков.

Примерный материал.

Слова: куст, бант, грач, волк, слон, тигр, зонт, стол, стул, груша, крот, ключ, змей, плащ, флаг, шкаф, слива, внук, мост, двор, брат и др.

Стол находок.

Цель. Звуко-буквенный анализ слов.

Оборудование. Предметные картинки с кармашками. В них вставлены карточки с названием предмета, изображенного на картинке, но в каждом слове не хватает одной согласной (напри­мер, тиг вместо тигр); набор букв.

Ход игры. Учитель показывает ребятам картинки с подписями и говорит, что некоторые буквы в словах потерялись. Необходимо восстановить правильную подпись. Для этого нужно обратиться в «стол находок», куда попадают все потерянные вещи. Ученики по очереди выходят к доске, называют картинку, определяют в подписи недостающую букву, берут ее в «столе находок», ставят на место.

Правильный ответ отмечается фишкой.

Примерный материал. Такой же, как в игре «Новогодние флажки».

Заполни клетки.

Цель. Развитие умения установить последовательность зву­ков в слове; осуществление звуко-буквенного анализа.

Оборудование. Прямоугольники, разделенные на клетки. В начале каждой строчки картинка.

Ход игры. Класс делится на команды. Каждая команда получает прямоугольник, чтобы заполнить в нем клетки буквами, составляющими название нарисованного предмета. Выигрывает та команда, которая первой правильно заполнила свой прямоугольник.

Примерный материал.    (см. лист с ксерокса – с.16).

Комментарий для учителя. Материал подбирается в зависимости от темы урока: дифференциация сходных согласных; слова со стечением согласных; гласные и, ё, е, ю, я в начале слова и т. д.

 

Что изменилось?

Цель. Развитие умения проводить звуко-буквенный анализ.

Оборудование. Буквы из разрезной азбуки.

Ход игры. Учитель составляет слово из букв разрезной азбуки. Дети прочитывают его. Затем они закрывают глаза, а учитель, вставляет или убавляет одну-две буквы. Открыв глаза, учащиеся прочитывают слово и определяют, что изменилось.

Выигрывает правильно отгадавший.

Примерный материал.

Слова: бочка — ночка — точ­ка; репка — лепка — кепка; шапка — папка — лапка; рука — ручка; пара — парта; мишка — миска; город — горох.

Что перепутал художник?

Цель. Развитие умения проводить сравнительный буквенный анализ.

Оборудование. Карточки со словами и предметными кар­тинками: булка— белка, на картинке белка, далее соответственно: кот — кит, горка — норка, мышка — мишка, лужи — лыжи, воро­та — ворона. (См. Приложение.)

Ход игры. Учитель рассказывает, что художнику дали кар­точки со словами и попросили нарисовать под словами картинки. Художник был маленький мальчик. Рисовал он очень хорошо, а читать, правильно не научился. Ребятам предлагается определить, что перепутал маленький художник. Какую букву в каждом слове он прочитал неверно? Ученики называют картинку, читают под ней слово, указывают ошибку, ищут карточку с нужным словом, сравнивают по буквам пару слов.

Задание могут выполнять представители каждого ряда. За правильный ответ насчитываются очки.

Комментарий для учителя. Когда все картинки и слова будут расставлены верно, можно предложить детям записать одну-две пары слов и подчеркнуть разные буквы.

Угадай слово.

Цель. Развитие умения проводить звуко-буквенный анализ, различать гласные и согласные буквы.

Оборудование. Карточки с согласными.

Ход игры. Учитель ставит на наборное полотно согласные буквы и прочитывает их, например м-л-к- (молоко), с-п-г- (сапоги) и т.д., а ученики отгадывают слово. Игра может идти индивидуально и по рядам.

Комментарий для учителя. Для этой игры отбираются только слова, состоящие из двух-трех прямых открытых слогов. В конце игры учитель спрашивает, какие буквы (согласные или гласные) он выставил на наборное полотно и какие вставлены детьми.

Живые буквы.

Цель. Развитие умения определять последовательность звуков в слове, проводить звуко-буквенный анализ.

Оборудование. Карточки с цветными буквами.

Ход игры.

1 вариант. Каждому ряду даются карточки с буквами, на каждого ученика по одной букве. Учитель называет слово. Ученики строятся в шеренгу так, чтобы получилось слово из букв, которые они держат в правой руке.

II вариант. Учитель дает карточки с буквами каждому ряду, не называя слова. Ученики одного ряда должны самостоятельно составить слово из букв, построившись в шеренгу.

Как их зовут?

Цель. Развитие умения определять первый звук в слове, состав­лять из букв слова.

Оборудование. Набор предметных картинок (из начальных букв их названий будет составлено имя мальчика или девочки); таблички с изображением мальчика и девочки с кармашками для вкладывания картинок и букв; карточки с буквами.

Ход игры. Учитель вывешивает таблички с изображением мальчика и девочки и говорит, что он придумал им имена. Класс может отгадать эти имена, если выделит в названиях картинок, вложенных в кармашки, первые звуки и заменит их буквами.

Играют две команды — девочки и мальчики. Представители команд называют предметы, изображенные на карточках, и выделяют первый звук в слове. Затем берут соответствующую букву из разрез­ной азбуки и заменяют ею картинку. Одна команда отгадывает имя девочки, другая — имя мальчика.

Выигрывает та команда, которая первой правильно составила имя.

Примерный материал.

Лодка, ослик, рак, астра; шар, улитка, ружье, аист.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь