Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сколько точек — столько букв.



Цель. Развитие умения подбирать слова по заданному ко­личеству букв, проводить звуко-буквенный анализ.

Оборудование. Кубик, на гранях которого различное количество точек (две, три, четыре, пять, ноль).

Ход игры. Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых количество букв равно количеству точек на верхней грани кубика. В конце игры дети вспоминают все слова, какие называли, и некоторые записывают в тетрадь, ставя в скобках цифру, соответствующую количеству букв.

Комментарий для учителя. Анализируются по звуко­вому составу только те слова, где имеется совпадение звука и буквы. Остальные названные правильно слова орфографически прогова­риваются.

Что видел зайка?

Цель. Развитие умения осуществлять буквенный анализ. Оборудование. К доске прикреплены картинки обратной стороной наружу; на столе фигурка зайца. Ход игры. Учитель говорит:

Раз, два, три, четыре, пять —

Вышел зайка погулять.

Где зайчишка побывал?

Что зайчишка повидал?

Ученик выходит к доске, берет зайку и указывает на одну из картинок. Картинку поворачивают лицом к классу. Ученик на­зывает предмет, на ней изображенный, и анализирует буквенный состав слова. Если анализ сделан правильно, ребенок получает картинку. Побеждают те, у кого есть картинки.

В конце игры ученики могут ответить, где побывал зайка, если он видел свеклу, грушу, сливу, клюкву и т.п.

 

Рассыпанные буквы.

Цель. Развитие умений составлять слова из данных букв, звуко-буквенный анализ.

Оборудование. У каждого ученика разрезная азбука. Ход игры. Учитель называет буквы, ученики набирают их из разрезной азбуки и составляют слово. За правильно составленное слово ученик получает одно очко (фишку). Выигрывает тот, кто к концу игры набрал большее количество очков.

Буквенная эстафета.

Цель. Развитие умения определять последовательность букв в слове.

Ход игры. Класс делится на несколько групп, по четыре человека в каждой. Для каждой группы учитель называет первую букву слова. Ученик записывает букву и дописывает еще одну. Потом передает лист товарищу, тот дописывает еще одну букву и т.д. В результате должно получиться слово. Выигрывает та группа, которая первой правильно написала слово.

Волшебный домик.

Цель. Развитие умения определять последовательность букв в слове.

Оборудование. Картонный плоский домик с вырезанны­ми окошками, буквы.

Ход игры. Учитель прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает на доске в произвольном порядке наборы букв. Ученики должны отгадать, какие слова «живут» в этом домике. За каждое правильно составленное и записанное под домиком слово ученик получает игровой жетон.

Игру можно проводить в виде соревнований между рядами.

Примерный материал. Буквы: б, у, с, ы, р (усы, бусы, сыр); к, т, о, л, я (Коля, Толя, кот, кто); м, а, ш, к, а (каша, мак, Маша}; ы, р, у, а, к (рука, куры., рак, ура); о, с, а, к (оса, коса, сок); л, к, у, ж, а (лужа, жук, лук, уж, лак); р, ы, б, а, к (рыба, бык, рыбак, рак, бак).

Угадай предмет.

Цель. Развитие умения подбирать слова по заданному ко­личеству букв.                    

Оборудование. Набор предметных картинок, на тыльной стороне которых написана первая буква названия этого предмета. Остальные буквы слова обозначены черточками.

Ход игры. От каждого ряда ученики по одному выходят и вписывают в схему недостающие буквы. Картинку переворачивают. Если слово соответствует названию картинки, ее забирает ученик. Победителем считается тот ряд, у которого больше картинок.

Примерный материал. Буквы: о-- (осы), с-- (сом), м--- (мы­ло), л---(луна), у--(усы), н--(нос), ш--(шар), н---(ноги), к--(кот), б---(бусы), р---(рама), у---(утка), ж--(жук), д--(дом).

Цепочка слов.

Цель. Развитие умения подбирать похожие по буквенному составу слова; сравнительный анализ слов.

Оборудование. Записанные на доске первые слова для каждого ряда; расчерченные линейки для записи последующих слов.

Ход игры. К доске выходят учащиеся (по одному от каждого ряда) и, заменяя одну букву, пишут новое слово. Выигрывает тот ряд, который напишет большую цепочку слов.

Примерный материал.

Слова: сом, сон, лук, сыр, сын, рак, лак, ком, кот, нога, нора, город, горох и др.

Подбери пару.

Цель. Развитие умения подбирать похожие по буквенному составу слова; сравнительный анализ слов.

Оборудование. По шесть карточек со словами у каждого ученика.

Ход игры. Учащиеся составляют пары слов так, чтобы в каждой паре одно слово отличалось от другого одной буквой. Выигрывают первые пять учеников, правильно подобравшие пары слов. Каждый ученик должен уметь объяснить, чем отличаются слова в любой паре.

Примерный материал.

Слова: пар — парк, кот — крот, роза — гроза, рот — крот, сук — стук, ком — корм, каска — краска, зал — звал, лещи — клещи, бор — борщ, ужи — лужи, ужи — ужин, утка — шутка, кран — экран, лапа — лампа, усы — бусы, осы -— косы, сорок — сорока, стол — ствол, так — танк, сон — слон, сор — спор, дал — ждал.

Подвижные буквы.

Цель. Развитие умения составлять слова из данных букв, изменяя их порядок в слове.

Оборудование. Карточки со словами и буквы разрезной азбуки.

Ход игры. Ученик получает карточку со словом и буквы, составляющие это слово. Дети должны выложить сначала слово, напечатанное на карточке, а затем переставить буквы так, чтобы получилось новое слово. Выигрывают пять первых выполнивших задание учеников.

Примерный материал.

Слова: липа — пила, кот — ток, сон — нос, лапка — палка, рано — нора, маяк — ямка, карп — парк, марка — рамка, кулак — кукла, лес — сел, кот — кто.

Ребусы.

Цель. Развитие умения составлять слова из букв, проводить звуко-буквенный анализ.

Оборудование. Карточки с ребусами.

Ход игры. Каждый ученик получает карточку, отгадывает слово и выкладывает его из букв разрезной азбуки. Выигрывают первые пять учеников, выполнивших правильно задание.

Примерный материал.

 

                                              Ф            шар

Б

                           К       губы                  

Сложи буквы.

Цель. Закрепление начертания рукописных букв.

Оборудование. У каждого ученика конверт с несколькими (3—5) элементами букв, вырезанными из картона.

Ход игры. Учитель предлагает ученикам достать из конверта элементы букв. Из них надо сложить две буквы так, чтобы не осталось лишних элементов. Выигрывает тот, кто первый справился с заданием.

Допиши букву.

Цель. Обобщение знаний о графическом изображении руко­писных букв, закрепление начертаний букв.

Оборудование. Каждый ученик получает лист бумаги, на котором написан один и тот же элемент буквы столько раз, сколько в русском языке букв, в состав которых входит данный элемент.

Ход игры. Учитель предлагает учащимся дописать буквы, включая данный элемент. Выигрывает ученик, который записал больше букв с данным элементом. Особо поощряется тот, кто смог записать все возможные буквы, не оставив на листке бумаги ни одного свободного элемента.

Сортировка букв.

Цель. Закрепление умения соотносить рукописный и печатный варианты букв.

Оборудование. У каждого ученика на парте три-четыре пары букв (рукописного и печатного вариантов), наклеенных или написанных по одной на карточке.

Ход игры. Учитель предлагает ученикам разложить все буквы в три-четыре столбика так, чтобы в одном столбике была одна и та же буква в разном написании. Выигрывает тот, кто первый правильно разложил все буквы.

Кто успеет?

Цель. Закрепление начертания рукописных букв, соотнесение их со звуками.

Оборудование. Наборы элементов пройденных букв (5—8) у каждого ученика.

Ход игры. Учитель предлагает учащимся послушать шуточное стихотворение о том, как появились буквы. Затем он читает стихотворение повторно, а учащиеся должны к концу стихотворения собрать из элементов все возможные буквы, не оставив ни одного лишнего.

Выигравшим считается каждый, кто справился с заданием к концу чтения стихотворения и правильно назвал все буквы (произнес соответствующие им звуки).

КАК ПОЯВИЛИСЬ БУКВЫ.

Палочки,

Крючочки,

Закорючки,

Точки

Бегали толпою

И поодиночке.

Ссорились,

Мирились,

Прыгали без дела.

Наконец

Без дела

Жить им надоело.

И сказал им кто-то

Умный и серьезный:

— Взяться за работу

Никогда не поздно.

Слышим мы повсюду

Много разных звуков,

Но для них покуда

Нету знаков-букв.

Эй, крючки и точки,

Черточки,

Кружочки!

Собирайтесь вместе,     

Становитесь в строчки

И шагайте слаженно     

По листу бумажному!   

Черточки послушались,            

Прекратили драки,        

Превратились    

В нужные,          

Правильные знаки.

                               (Е. Измайлов.)

Комментарий для учителя. В дальнейшем при изучении начертания букв, в состав которых входят новые эле­менты, игру можно повторить, пополняя наборы этими новыми элементами.

Отгадай, кто я.

Цель. Закрепление начертания рукописных букв, соотнесение их со звуками.

Оборудование. Элементы букв у каждого ученика.

Ход игры. Учитель называет элементы букв, например: овал и палочка с закруглением внизу; два овала и длинная палочка посередине; три палочки с закруглением внизу и т.д. Учащиеся находят их, складывают букву, произносят соответствующий звук. Первые пять учеников, правильно справившиеся с заданием, полу­чают игровые жетоны. Выигрывают набравшие большее количество жетонов.

Все равно узнаю.

Цель. Закрепление начертания рукописных букв, дифферен­циация сходных букв.

Оборудование. У каждого ученика конверты с несколькими буквами, представленными каждая в разных видах (вырезанные из бумаги, картона, фанеры, пластмассы, большие, маленькие).

Ход игры. Учитель предлагает каждому ученику вынуть содержимое его пакета и подобрать знаки, обозначающие одну букву, затем другую и т. д. (Узнать их несмотря на разную величину и материал.) Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

Комментарий для учителя. Для игры учитель отби­рает две-три буквы, написание которых вызывает затруднения у группы учеников, или буквы, сходные по начертанию.

Будь внимателен!

Цель. Закрепление начертания заглавных рукописных букв.

Ход игры. Учитель читает стихотворение, а ученики по ходу чтения записывают заглавные буквы, о которых говорится в тексте.

       АЗБУКА.

Что случилось?

Что случилось?

С печки азбука свалилась!

 

Больно вывихнула ножку

Прописная буква М ,

Г ударилась немножко

И рассыпалась совсем!

 

Потеряла буква ю

Перекладинку свою!

 

Очутившись на полу,

Поломала хвостик у !

Ф, бедняжку, так раздуло-

Не прочесть ее никак!

Букву р перевернуло —

Превратило в мягкий знак!

 

Буква с совсем сомкнулась -

Превратилась в букву о.

Буква а, когда очнулась,

Не узнала никого.                                            (С. Михалков.)

Выигрывает тот ученик, который правильно записал все буквы, упомянутые в стихотворении.

Комментарий для учителя. Игру можно использовать на этапе чистописания.

Лото «Заглавная буква».

Цель. Развитие умения соотносить строчную и заглавную буквы.

Оборудование. У каждого ученика карточки лото с заглавными буквами по три штуки на каждой карточке и по три 'пустых карточки, чтобы закрыть ими буквы лото; карточки с такими же отдельно взятыми строчными буквами у ведущего.

Ход игры. Ведущий берет свою карточку, показывает ее, учащиеся называют букву (произносят соответствующий ей звук), ищут в своих карточках заглавную букву и закрывают ее пустой карточкой. Выигрывает тот, кто первым закрыл все буквы.

Полминутки для шутки.

Цель. Умение подбирать слова по смыслу, выделять первые звуки в словах.

Оборудование. Предметные картинки: звери, маки, жук, сом, венки, двери, раки, лук, дом, щенки. (См. Приложение.)

Ход игры. Учитель читает стихотворение, выставляя на набор­ное полотно (магнитную доску) иллюстрирующие его картинки. Ученики находят ошибку в стихотворении и подбирают картинку-отгадку, ориентируясь на смысл и звуковое сходств? с прочитанным словом. Игровые жетоны получает тот, кто назвал верное по смыслу слово, а также тот, кто объяснил, в чем заключалась ошибка. Выигрывают те, у кого больше жетонов.

Закричал охотник: «Ой,

Двери гонятся за мной! »

                                                   Посмотрите-ка, ребятки,

                                               Раки выросли на грядке.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук

С длинными усами!

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

                                             Мы собирали васильки,

                                              На голове у нас щенки.

Загадки.

Цель. Отгадывание загадок, звуко-буквенный анализ слов-отгадок для последующей их записи.

Ход подземный строит ловко,

Роет спальню и кладовку.  (Крот.)

Через речку лег,

Пробежать помог.     (Мост.)

Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас

От всех болезней?       (Врач.)

Я под маленькою крышей

Прогуляться в дождик вышел.      (Зонт.)

В лесу зимой холодной

Ходит злой, голодный.

Зубами «щелк! ».

Это серый...      (волк).

Крепка железная рука,

Любая тяжесть ей легка.   (Кран.)

Лежу я, тихонько в кармане звеня.

Я весь из железа,

Я в щелку залезу.

Ты в дом ни за что не войдешь без меня.  (Ключ.)

Что за весенняя черная птица

Трактору чуть ли не на нос садится?    (Грач.)

Красна, вкусна, внутри косточка.     (Вишня.)

Вот чудесные цветы

Небывалой красоты,

Яркие, пахучие...

Ай-ай-ай! Колючие!           (Розы.)

Я росла в лесу дремучем,

Поднималась к синим тучам.

Но теперь меня срубили

И в игрушки нарядили.          (Елка.)

Ребятам весело со мной,

На ножке я кручусь одной. (Юла.)

Нет моей походки тише,

И меня боятся мыши.     (Кот.)

Зимой и летом зелена,

В лесу живет она.

А на ней иголки

И коротки, и колки.   (Ель.)

Когда со мною умываются,

То слезы появляются.         (Мыло.)

Вроде ежика на вид,

Но не просит пищи.

По одежде пробежит —

И одежда чище.               (Щетка.)

Легкий, круглый, но не мяч,

И не прыгает он вскачь.

На веревочке висит,

Зазеваюсь — улетит.     (Шар.)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь.     (Жук.)

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.         (Аист.)

Солнце под потолком

Светит вечерком.             (Лампа.)

Тихо, чтоб никто не слышал,

В озере из норки вышел,

Повернулся, а потом

Зашагал... вперед хвостом.           (Рак.)

Не бьет, не ругает,

          а от него все плачут. (Лук.)

Комментарий для учителя. Все игры с загадками кроме учебной цели решают и коррекционные задачи: развитие мыслительной деятельности детей, их речи.

                                ЗВУКИ ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ

Красное — синее.

Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Оборудование. Синие и красные кружки у каждого уче­ника.

Ход игры. Учитель произносит гласный звук, учащиеся по­вторяют его вслед за учителем, поднимая красный кружок и отодви­гая его затем в направлении ото рта на расстояние вытянутой руки (этим показывается отсутствие преграды при произнесении гласного звука).

При произнесении учителем согласного звука учащиеся подни­мают синий кружок, произносят звук, удерживая кружок возле рта.

Найди место.

Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Оборудование. Предметные картинки; два кружка, синий и красный, у каждого из учеников.

Ход игры. Учащиеся раскладывают картинки под синим или красным кружком в зависимости от того, с гласного или согласного звука начинается название картинки. Выигравшими считаются пер­вые пять учеников, верно выполнивших работу.

Кто больше?

Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Ход игры. Класс делится на группы по рядам или звеньям. Каждой группе учитель предлагает выбрать какой-нибудь один согласный или гласный звук. Когда звук выбран, ученики вспоминают названия предметов, начинающихся с данного звука. Выигрывает та группа, которая назвала большее количество слов.

Найди картинке ее домик.

Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Оборудование. Два картонных домика с кармашками для картинок и с кружками на одном домике — красного цвета, на другом— синего; предметные картинки: утка, ослик, кот, санки, флажок, утюг, ботинки, ваза, груша, альбом, жук, мак, осы, домик, зонтик, лампа, носки, арбуз, платье, рыба.

Ход игры. У учителя на столе лежат стопочкой предметные картинки лицом вниз. Ученики по одному выходят к столу, берут одну картинку, называют предмет, изображенный на ней, выделяют первый звук, определяют, гласный он или согласный, после чего кладут картинку " в ее домик (с синим или красным кружком). Работа продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам. Игра может выполняться как соревнование рядов.

Лото.

Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Оборудование. Большие карточки лото, разделенные на три квадрата, в каждом квадрате написано слово; синие и красные квадраты, которыми нужно будет закрывать слова; предметные картинки.

Ход игры. Учащиеся получают карточку лото и четыре квадрата (два синих и два красных). Учитель показывает картинку, учащиеся ищут в своей карточке это слово и закрывают его в зависимости от начальной буквы либо синим, либо красным квад­ратом. Выигрывает тот, кто первым правильно закрыл все слова.

Примерный материал.

Слова: 1) ложка, яблоко, пенал;

       2) яблоко, вилка, ослик;

       3) ослик, ложка, апельсин;

       4) апельсин, вилка, пенал;

       5) ножик, арбуз, тарелка;

          6) арбуз, апельсин, та­релка;

       7) медведь, шапка, автобус;

       8) шапка, яблоко, троллейбус;

       9) заяц, автобус, медведь;

     10) троллейбус, юла, заяц;

     11) полка, катушка, дятел;

     12) дятел, юла, полка;

     13) катушка, автобус, собака;

     14) якорь, ежик, барабан;

     15) собака, баран, якорь;

     16) ежик, утюг, заяц.

Чей домик?

Цель. Развитие умения определять наличие или отсутствие изучаемого звука в слове, различать гласные и согласные.

Оборудование. Два домика, белого и синего (красного) цвета в зависимости от того, с согласными (синий домик) или гласными (красный домик) работают дети; набор предметных кар­тинок.         

Ход игры. Ученик выходит к доске, берет одну картинку, называет изображенный на ней предмет и определяет, есть ли изучаемый звук в слове. Если звук есть, кладет в синий (красный) домик, если изучаемого звука в слове нет — в белый домик.

При правильном выполнении учебной и игровой задачи ребенок получает право вызвать к доске любого товарища по классу. Если задание выполнено неверно, исправляет его другой ученик по вызову учителя.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.138 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь