Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Описание доски, линий, а также пунктов угла



 

Игра Го – игра гармонии и равновесия

Игра начинается с пустой доски. Пустота – это равновесие, Инь-Янь. Первый ход – и в пустом мире проявилась сила, равновесие пустоты нарушилось. Второй ход – проявляется противоположная сила. Силы противоположны и могут полностью или частично уничтожать друг друга. Если ход правильный, равновесие должно восстановиться или измениться в пользу второй силы. И так далее – это борьба стихий: огня и воды, земли и неба, черного и белого. Игра Го – игра баланса и равновесия, игра гармонии.

Описание доски

В настоящее время используются три стандартных размера досок: 9х9, 13х13 и 19х19. На малых досках игроки обучаются, на большей (основной) проводятся соревнования.

На большой доске 9 пунктов выделены жирными точками для ориентира – их называют звездными пунктами (японский термин «хоси»). Другое значение звездных пунктов – 9 планет Солнечной системы.

Доска Го размером 19 х 19: при умножении этих чисел получается 361. Центральная точка символизирует небо, а остальные – годичный цикл (так же, как круг составляет 360 градусов). Триста шестьдесят камней поровну разделены на белые и черные, как Инь и Янь.

На доске 19 х 19 расстояние между точками хоси равно 5 пунктам, в соответствии с пятью элементами: землей, водой, огнем, воздухом и пустотой.

Мысленно игровое поле разделяют на части (рис. 1). Обычно игру начинают с ограждения очков в углу – можно сделать это легко и быстро, если выкладывать камни с двух сторон. Захватывать территорию, начиная с центра, сложнее: надо успеть оградить ее со всех сторон.

 

Описание линий доски

Линии доски также имеют свою историю и философский смысл.

Первые три внешние линии на доске называются линиями Земли:

· Крайняя первая линия – линия Смерти.

· Вторая – линия Бегства.

· Третья – линия Жизни.

Четвертая линия, на которой отмечены звездные пункты, символизирует границу материального и духовного миров и называется линией Разума, или линией Победы.

С пятой линией – линией Неба – связаны наиболее изысканные и сложные стратегии игры.

 

Описание пунктов угла

Многие пункты доски также имеют свои названия, и большинство из них сосредоточено в углу, где разворачиваются основные боевые действия в начале партии.

Вы уже знаете, что ориентирные точки по углам доски, т.е. пункты, образованные пересечениями 4-х линий, называются хоси, в переводе с японского – «звезда». На рис. 2 показан только один угол доски, а этот пункт обозначен кружком.

Пункт А – пересечение третьей горизонтальной и третьей вертикальной линии (три по-японски – «сан») – называется сан-сан.

Пункт-треугольник комоку .

Пункт-квадрат – мокухадзуси.

Пункт-крестик – такамоку.

Это основные пункты, с которых обычно начинается игра.


Жизни камней и захват территории

Жизни камней

 

Каждый камень обладает дыханием – дзинь, или степенью свободы (японский термин – дамэ).

Таких дзинь у камня в центре доски 4, на стороне – 3, а в углу – только 2 (они же дзинь, дамэ, жизни камней (рис. 3)).

По диагонали у камней дзинь нет – только по прямым линиям, которые словно питают камень жизнью.                        

      

 

                

Соответственно, в центре нужны всего 4 хода,

а не 8, для того чтобы перекрыть все дыхания камня, т.е. захватить его; 3 хода – для того чтобы окружить камень на стороне; 2 хода – для того чтобы «съесть» камень в углу (рис. 4).

 

Окруженные камни НЕМЕДЛЕННО удаляются с доски!

 

 

 

Камни можно объединять в группы, и тогда по отдельности их уже не захватить. И если у одного камня в центре 4 дамэ, то у группы из двух камней – 6 дамэ.

 

 


Задачи темы. Сколько дамэ у черных камней?

 


Захват территории

 

                          Рис. 6                                                  Рис. 7

 

На рис. 6 показан пример сыгранной партии. Черные и белые посередине возвели границу своих территорий. Территория чёрных состоит из всех незанятых пунктов, которые они контролируют на правой стороне, а территория белых состоит из контролируемых ими пунктов на левой, т.е. все пункты, отмеченные буквой «b» на рис. 6, составляют территорию чёрных, а все пункты, отмеченные буквой «w», являются территорией белых. Если сосчитать их, то обнаружится, что у чёрных 28 очков, а у белых – 27. Таким образом, чёрные выиграли с разницей в одно очко. Обратите внимание, что точки, занятые белыми и чёрными камнями, в расчёт не принимаются (по правилам японской игры).

Итак, необходимо камнями огораживать территорию – это основная цель  игры. У того, кто огородит больше пунктов, будет больше и очков территории, а это – победа.

Ограждать территорию нужно с угла. Сделав первую постановку камня (первый ход) в хоси, сан-сан или комоку, мы прочно претендуем на территорию в углу.

В случае если враг начнет приближаться к нашему углу, мы будем укреплять границы. Пока враг не приблизился к нам, укреплять границы не нужно! Следует «прыжками» расширять территорию угла, тем самым заявляя о своих претензиях на нее. Расширяя территорию, мы подходим вплотную к камням врага, в этом месте и возводим крепкую границу.

Еще раз вспомним, почему начинаем с угла. Рассмотрим рис. 7. Кто за 6 ходов успел захватить больше территории? Кто огородил площадь в центре, на стороне или в углу? Вывод: начинаем с угла.

 


Задачи темы. Сколько очков окружили черные и белые?

 

 

Ответы: 1) Ч-16 очков, Б-15 очков. 2) Ч-15, Б-16.

3) Ч-30, Б-31. 4) Ч-21, Б-12.

5) Ч-19, Б-20. 6) Ч-24, Б-30.

 

 


Глаза

 

Окруженную территорию называют глазом. Камнями мы огородили некую территорию. Наша территория – это наша жизнь, наше дыхание дзинь, и даже если эту площадь окружат вражеские камни, мы будем жить. В этом заключается отличие Го от примитивной игры в точки: там если вашу территорию окружают, то вас захватывают. Здесь вы живы, но только если у вас двойная территория – два глаза. Почему? Большую территорию всегда можно поделить на две части, сделать двойной, и окружение ей не страшно. А вот маленькую территорию попробуйте поделить на две части – может не хватить места! Но если не будет двух глаз – нас «съедят».

Почему в окружении территория с двумя глазами живет, а с одним глазом – захватывается?

Рассмотрим задачу 1.1 (рис. 8). Три чёрных камня окружены белыми, и ходить белым внутрь к чёрным нельзя, так как у белого камня не будет дамэ. Самоубийство запрещено! Оно возможно только тогда, когда этим ходом убиваем мы. Значит, в задаче 1.1 мы убиваем чёрных. Видите, с одним глазом черные не живут!

 

 

Рассмотрим задачу 1.2 (рис. 8). У чёрных два глаза. Если мы походим в первый глаз, убьем ли мы их? Нет, у чёрных останется ещё жизнь во втором глазу. А раз мы их не убиваем, то и ходить нам туда нельзя. То же самое, если мы походим во второй глаз: у чёрных останется дыхание дзинь в первом глазу, т.е. мы их не убьем, а значит, нам и сюда ходить нельзя. Таким образом, мы никак не сможем убить группу с двумя глазами.

Различные примеры двух глаз приведены на рис. 9.

 

     
 
Рис. 9. Примеры двух глаз

 

 



Задачи темы.
Ход черных. Постройте живую (бессмертную) группу

(достройте черным территорию так, чтобы там было два глаза).

 

 

 

 

 


Задачи темы. (Продолжение задач на жизнь и смерть групп.)

Ход черных. Не дайте белым построить живую группу. «Выколите» белым глаза.

 

 


Что еще надо знать про глаза

Глаза бывают

Большие и маленькие.

 

На рис. 10 показан маленький глаз у черных – из одного пункта, а также большой глаз из четырех пунктов.

 

                                                                                                   

Глаза бывают

Настоящие и ложные.

 

На рис. 11 у черных ложный глаз в пункте А.

Либо белые «съедают» 3 черных камня, либо черный, защищая их, сам ходит в А, закрыв свой же глаз (т.е. это не глаз).

Фактически два «зуба» белых врываются в черную крепость и «откусывают» часть стены, разрушая глаз.

 

 

Задачи темы

Ход черных . 1 ход – напасть на белых так, чтобы у них образовался ложный глаз (создать второй «зуб», «откусывающий» стенку у белых.)

 

 


Способы захвата камней

 


Позиция, когда мы в одном шаге от захвата камня, называется атари.

Так, на рис. 12 черный камень, отмеченный треугольником, находится в атари. У него из трех дамэ осталось одно. В случае если ходят белые, то, оказавшись в пункте А, они перекрывают последнее дыхание черного камня. Всё, черный камень убит. « Мертвый» камень тут же снимается с доски.

За каждый «съеденный» камень мы получаем по очку.

 

 

Задачи темы

После какого хода черных захватываются один или несколько камней белых? Укажите только один ход. Сколько камней теряют белые?

 

 

 

 

В игре Го надо постоянно думать, с какой стороны делать атари (атакующий ход) – слева или справа. Нападать лучше так, чтобы вражеским камням некуда было бежать, то есть прижимать их к краю доски или гнать их к своим камням, а не в центр, откуда легко убежать или соединиться со своими союзниками.

 

Задачи темы

Укажите правильную сторону для нападения на белые камни.

 

Тэсудзи

Тэсудзи – лучший ход (комбинация ходов) в локальной позиции. Атари, двойное атари, соединение и разрезание, сделанные вовремя, – это тэсудзи. Тэсудзи – ход озарения, не всегда ход по теории, но такой, который спасает позицию, превращает проигрышную партию в победную.

 

Приемы захвата камней и тэсудзи:

1. Ситэ («лестница»).

2. Гэта (захват издалека, захват формой «тигр»).

3. Тэсудзи сокращения дамэ – «защелка».

4. Тэсудзи использования двойной слабости – оиотоси.

5. Тэсудзи жертвы одного и более камней.

6. Тэсудзи удушения (дамэдзумари).

7. Тэсудзи вбрасывания.

8. Перерезающее тэсудзи.

9. Тэсудзи, выбивающее критический пункт (разрушение формы и глаз).

10. Тэсудзи – спиралевидное ситэ.

11. Тэсудзи «Весы» («Гиря»).

12. Тэсудзи «Петух поднял голову».

 


Ситэ («лестница»)

Ходом 1 черные ставят белый камень в положение ситэ, в результате чего этот белый камень не может вырваться из пут черных камней. Рассмотрим это положение на приведенных  далее рисунках.

 

 

 


Если белый камень начинает бегство, то черные постоянно ставят его в положение атари, играя то справа, то слева на голову белых камней. В результате белая группа упирается в борт доски, выходя на «линию смерти», где благополучно захватывается черными ходом 10.

 

Задачи темы

Ход черных (укажите 3 хода). Надо захватить отмеченные белые камни, используя ситэ.

   

        

        

 


2. Гэта

 

Ходом 1 (рис. 14) черные не ставят белым атари, однако белый уже не убежит!

Ход 1 – захват издалека, захват формой «тигр».

Японское слово «гэта» означает «деревянный башмак». Белый камень – это нога, а ход черных 1 – застежка, не позволяющая ноге выскочить из башмака. Другое название – «тигр с добычей»: во всяком случае, похоже на его лапу.

 

Задачи темы

Ход черных (1 ход). Как захватить отмеченные камни белых?

 


Защелка»

 

 

                    

                              Рис. 15а                                                   Рис. 15б

Ход белых 1 угрожает захватить два отмеченных черных камня следующим ходом в пункт А (рис.15а).

Если черные проигнорируют угрозу, то белые забросят камень 1 в пункт А и поставят два черных камня в положение атари. Казалось бы, черные легко могут снять белый камень (рис.15б).

Однако в результате в положении атари теперь оказались уже три черных камня (рис. 15в). И белые с удовольствием снимают их с доски. Так работает «защелка».

Рассмотрим подробнее, как это произошло.

На рис. 15а у отмеченных черных камней 2 дамэ. Мы жертвуем камень специально. И если враг его «съедает», то он «затаптывает» себе одно дамэ («защелкивает») (рис. 15б), оставаясь с единственным последним дамэ, т.е. уже три черных камня попадают в атари (рис. 15в).

 

Обратите внимание!

1) Белым не запрещено делать третий ход, так как они при этом «съедают» три черных.

2) Помните: один и тот же камень можно «съедать» только через ход. Здесь белым разрешено играть 3 сразу , так как повторения позиции нет – черные взяли один камень, белые – три камня.


Задачи темы

Ход черных (укажите первый ход). Надо захватить отмеченные белые камни, используя «защелку».

  

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.083 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь