Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Джосэки от звездного пункта хоси



                         

 

 


    

 

 

 


   

  Рис. 34.1-9

 

 


        Рис.34.10-11

 

Таким образом, при ходе в звездный пункт помните, что угол у вас могут с легкостью отобрать (рис. 34.10). Однако взамен вы получаете мощную стенку для борьбы в центре. Итак, энергия камня хоси больше используется для борьбы в центре, где новичкам воевать сложно.

Помните, что гораздо проще захватывать территорию по краям (по третьей линии). Поэтому играйте первые ходы не в хоси, а ближе к углу, в пункт сан-сан или комоку

Джосэки от сан-сан


                             

 

 

.

                                                        


   

Джосэки от комоку


                          

 


                                               .

        

 

 

 

                         

         

 

 

 


                  

 

Последовательность всех ходов в джосэки  четко вымерена на протяжении веков, однако до сих пор изобретаются новые комбинации ходов борьбы в углу.


Фусэки, тюбан, йосэ

Фусэки – начальная стадия игры

В начальной стадии игры первым делом занимаем углы. Затем их укрепляем или нападаем на углы соперника (по джосэки). Потом распространяемся по стороне, и только потом идем на захват центра, где наступает вторая (средняя) стадия игры – тюбан.

В фусэки надо играть активно, прыжками, широко.

     Рис. 36а                                        Рис. 36б                                   Рис. 36в

 

К примеру, в партии, показанной на рис. 35а, как далеко следует расшириться черным? Хираки в пункт А, В, или С? Ответ: хираки через пять от своей силы. Значит, в В.

Конечно, при таком расширении наши камни не связаны, их можно разъединить (к примеру, ход 2 на рис. 35б). Но не следует бояться.

Во-первых, это фусэки, и в данном случае важна скорость захвата новой территории. Сопернику некогда будет делать ход 2 – иначе он не справится с вашей скоростью захвата все новой территории. А позже вы, возможно, успеете укрепить намеченную зону.  

Во-вторых, если даже последует ход белых 2 (рис. 36б), то черные просто расширяются еще дальше ходом 3, и камень 2 становится слабым, зажатым между двумя черными сильными группами. Белому не выгодно расширяться в А – это будет меньше, чем расширение черных (камня 3 от камня 1). Белому остается только бежать ходом 4. Черный же, в свою очередь, может играть вообще в другом месте, захватывая территории в скоростном режиме.

На рис. 36а идеальное расширение будет в пункт В.

Ход в пункт А не такой скоростной, а расширение в С – уже слишком далеко, так  как  белые  уже  смогут  хорошо расположиться  между  черными (рис. 36в).

Как видите, необходимо чувствовать, насколько далеко и в каком направлении необходимо расширяться, как особо эффективно расположить свои камни в начале игры, ведь фусэки – это этап подготовки к настоящей битве, которая будет в средней стадии игры. Таким образом, в фусэки кроме знания теории и закономерностей важно чувство гармонии, баланса, интуиции. Возможно бесчисленное количество интересных, творческих вариантов, что и делает игру несравнимой с другими.

 

Тюбан – средняя стадия игры.

В тюбане необходимо следить за каждой своей группой камней и, когда необходимо, защищаться и атаковать, расширять свои земли и уменьшать территорию противника.

На рис. 37 ход черных. Но какой ход выбрать? Все ходы хороши. Ход А отбирает территорию у белых. Ходы В, С, D – со своими особенностями, но главное – они расширяют владения черных. Ход Е присоединяет 4 камня черных к основным войскам внизу.

Вы можете предложить и другие варианты хороших ходов в этой позиции.

 

 

 

      Рис. 37


Йосэ конечная стадия игры. Укрепляются границы, затыкаются последние бреши в территории. Идет борьба за последние очки. Представьте, что у вас с противником одинаковые территории, поровну очков, и потеря нескольких очков в конце игры даст существенный перевес. 

               

 

 

   

 

Рис. 38а                                     Рис. 38б                                Рис. 38в  


 

 

На рис. 38а отмеченными камнями замкнута последняя граница. Однако, в зависимости от очереди хода, каждый имел возможность ужать территорию соперника еще на два очка. При ходе белых (рис. 38б) черный теряет два пункта территории C и D. При ходе черных (рис. 38в) аналогично белый теряет два пункта территории А и В.

Стратегия в Го

 

Стратегия – это искусство вынудить противника вступить в бой в наиболее выгодных для вас условиях, она определяет место, время, а также численность войск в предстоящем сражении. Стратегия – это план.

Го считается самой стратегической из настольных логических игр, в том числе и благодаря большой игровой карте сражения. В классических шахматах одно из проявлений стратегии – комбинации фигур, а в Го – это формы камней. Нам предоставлены все возможности для совершенствования стратегического мышления высокого уровня – важны смекалка и воображение игрока. Именно благодаря искусству стратегии игра Го получила такую популярность в мире.

 

Определение ключевых камней

Одни камни на доске в данный момент играют определенную роль, а другие уже исполнили свое предназначение. Критический момент во время борьбы – определить статус камней и сохранить ключевые камни, то есть те, которые нам понадобятся для осуществления нашей стратегии.

Рассмотрим два примера ниже.

Пример 1. Если белый походит в А, то черный потеряет 6 камней (рис. 39а, б).

 

Вопрос: черным спасать 6 камней или один отмеченный?

 

Ответ: спасаем один камень – он важнее. Чем? А что мы потом сможем запланировать?

Правильно, атаку одновременно на две белые группы, которые мы разъединяем спасенным камнем. Вряд ли белый успеет защитить все свои отряды…

 

 

Пример 2. Белый может захватить отмеченные камни как с одной, так и с другой стороны. Чёрный может спасти только одну из групп. (рис. 40а).

 

Вопрос: которую из групп следует вытягивать?

 

 

 Ответ: правильный выбор – спасти камни с левой стороны.

Эти два камня черных играют важную роль – отрезают отмеченные камни белых (рис. 40б).

 

Вот оно – элементарное планирование игры, а это уже и есть стратегия.

 

 

На протяжении веков разрабатывались целые стратегические концепции, в том числе использование слабостей в будущем (адзи камней), обмен территориями (фурикавари) и многое другое.

Мы рассмотрим с вами концепцию Миаи.

Миаи означает «рассматриваемые вместе, совокупно» и предполагает наличие двух или нескольких возможностей действия в локальной ситуации.

Проще говоря, миаи – два равнозначных пункта, и если соперник занимает один из них, то мы должны сыграть в другой, чтобы не проиграть.

 

Пример 1.  Белые только что ходом 1 высадили десант на нижнюю сторону среди черных камней, но безопасно ли?

При нападении в А белый расширится в В. И наоборот, при нападении в В белый играет в А, то есть в любом случае у белых будет здесь территория.

Поэтому белый камень 1 в безопасности. Если чёрный не нападает, то

         … можно играть в другом месте.

Пример 2.

Черный не сможет убить белых, так как у них для выживания (постройки второго глаза) есть два варианта: А и В. 

Если черный – А, то белый – В, и, наоборот, если черный ходит в В, то белый – в А. Значит, белым специально не надо тратить ход на постройку двух глаз, пока не нападет черный. Вместо этого можно сыграть в другом месте, ведь ход – важное действие, и использовать его надо обдуманно.

Этикет Го

Вам открыты правила древнейшей игры. Однако, для того чтобы считать себя игроком Го, необходимо знать правила поведения у доски – этикет Го. Необходимо помнить, что игра Го – это игра гармонии, красоты и взаимоуважения.

Перед партией обязательно следует пожелать друг другу удачной игры. Следует вести себя тихо и сидеть прямо, словно король на троне. К тому же ровная посадка способствует равномерному притоку крови  к головному мозгу, стимулируя его активность.

После пожелания удачной игры следует нигири – розыгрыш цвета камней. Игрок, перед которым волей судьбы оказалась чаша с белыми камнями, вынимает из неё горсть камней. Второй игрок угадывает: четное или нечетное количество белых камней в ладони у первого? Для этого надо положить два (если он думает, что число четное) или один черный камень (если не четное). Если игрок угадал, то он и выбирает цвет, а если не угадал, то право выбирать цвет переходит к сопернику. Напомним, первыми ходят черные, поэтому, выбирая цвет, обычно выбирают черный.

Необходимо помнить, что если черные ходят первыми, то они обладают инициативой, атакуют раньше и захватывают территорию также раньше, и, естественно, площадь захвата у них получается больше. Поэтому, чтобы не обижать белых, им дают компенсацию в виде автоматических очков: от 0, 5 до 6, 5 – это называется коми.

Если игроки одинаковой силы, то цвет камней они выбирают с помощью нигири. При большом различии в силе слабейшему дается фора: количество камней, предварительно выставленных на доску, должно равняться разнице в уровне силе, мастерстве (кю или дан, см. словарь). Форовые камни выставляются симметрично по отношению к центру доски. После выставления форы первый ход делают уже белые. Коми при форе не дается, т.е. только 0, 5, для того чтобы исключить ничью. Фора в один камень не дается, просто автоматически слабейший ходит первым. И белым здесь коми также нет.

В начале партии первый ход делают обычно в углу, расположенном ближе к сердцу соперника, т.е. в дальнем правом углу от того, кто первым ходит.

Существует правильный способ брать камни из чаш и ставить их на доску. Камень следует держать зажатым между 2-м и 3-м пальцем (указательным и средним), остальные пальцы руки расправлены, а не поджаты. В боевых искусствах правильный хват оружия – вопрос жизни и смерти для бойца. В данном случае оружием является ход камнем. Следует отметить, что необходимо не только знать правильный хват, но и уметь правильно поставить камень на доску – настолько ровно, чтобы центр камня совпал с центром пересечения линий.

Отменять ход в настоящей партии нельзя – это считается автоматическим проигрышем. Если все игровое поле поделено между белыми и черными, имеет четко замкнутые контуры границ территорий, то это означает, что партия окончена. Если вся доска поделена и ходов больше нет (не ходить же на свою территорию, затаптывая свои очки; или на территорию врага, добавляя ему пленных, т.е. увеличивая его очки), то говорят «пас». Если оба игрока сказали «пас», игра считается законченной и переходят к подсчету очков.

Камни в пределах своей территории можно передвигать, для того чтобы придать территории вид прямоугольника, и считать очки не по одному, а методом умножения. Пленных же выставляют на территорию врага: теряя очки за пленных, вы затыкаете ими очки врагу – происходит обоюдное уменьшение очков, для того чтобы потом было удобнее и быстрее считать. Согласно японским правилам считают территорию только внутри забора из камней, т.е. сами камни не считают. Кроме того, принято, что вы считаете территорию соперника, а он – вашу. После игры надо обязательно сказать «спасибо» за игру и убрать за собой камни обратно в чаши.

В книге «Правила игры Го» М. Г. Емельянова подробно рассказывается об этикете Го. Однако если игрок ведет себя вежливо и уважительно к товарищам, ему простят незнание и подскажут, как правильно действовать в той или иной ситуации.


Партия профессионалов

Партия 2005 года «Охота на белого тигра».

Играют Yu Ping (черные) против Gǔ Lì (белые).

Yu Ping – китайский профессиональный игрок (родился 22 августа 1974 г.).

 Gǔ Lì (родился 3 февраля 1982) считается сильнейшим профессиональным игроком Го Китая. Он получил ранг первого профессионального дана по Го в 1994 году, в возрасте 12 лет. В 2010 году Гу Ли стал «Мэйдзином Мэйдзинов» после побед над Ли Чхан Хо и Ютой Иямой в специальном турнире, состоявшемся среди обладателей соответствующего титула Китая, Японии и Кореи.

 

 

На рис. 43 ходы 1-3-5 черных образуют китайское фусэки, белые обычно 6-м ходом нападают на камень 1 (например, ходом в пункт О17), но они укрепили свой нижний угол, поэтому ход 7, а также дальнейший розыгрыш приводят к захвату верхней стороны черными. Белые сыграли несколько пассивно, и теперь им приходится сбрасывать десант (камень10) в земли черных.

 

 

 

 

На рис. 44 ходами 10-14 разыграна стандартная комбинация – джосэки. Правда, ход 14 надо делать по теории шире, в R10. Однако камень черных R9

препятствует широкому распространению белых, и в результате белые там сжаты и получается розыгрыш в пользу черных. Тем не менее, белые там поселились.

 Ходы 15-17 иллюстрируют красивую игру, одновременно забирают себе большой котлован территории. Далее представьте, что белые играют ходы 18 и 20 совсем в другом месте. В этом случае черный, походив в районе 20-го хода, заберет и нижнюю сторону. Белые не могут себе этого позволить и сами забирают низ ходами 18 и 20. В ответ белым черный – 19-21, действуя формами кеймы, активно расширяет свой котлован (мойо).

 

   

 

 

 

 

 

На рис. 45 показано продолжение, где белый отчаянно пытается проникнуть в мойо черных. Так, 22 будет пленником черных, но это проверочный ход. Затем 24–26, и белый проникает сверху к черным, выстраивает форму 24–28–30–32, тем самым ослабляя два черных камня (25-й и ранее 15-й). Черный усиливает их ходом 33, и безнаказанной белую четверку не оставит. Ход в районе L9, например, в будущем замкнет мешок черных вместе с 4 белыми.

Поэтому пробраться на вражескую территорию – не проблема, а вот выжить потом... В любой партии есть 3 варианта: первый – убежать (в данном случае – в направлении L9 ); второй – построить два глаза себе внутри черных; третий – первым «съесть» врагов, которые окружают тебя (например, 3 камня 25–33 или 4 камня 27–31). Но белый не спешит выбираться, форма 24-32 выглядит сильной, и белые влезают к черным еще и снизу ходом 34! Рассмотрим, что следует дальше...

 

На рис. 46 черный камень 47 захвачен в плен и у белых образуется форма «тигр с добычей» (камень 47). Следует отметить, что после хода 48 форму «тигр» черные могли бы разрушить, походив 49 в Р8 и забрав 3 камня, но в этом случае белые использовали бы камень 44 для атаки нижней группы черных или же походили бы в S5 и пленили камень 43. Однако черный потратил ход 49 на нейтрализацию камня 44, то белый успел защитить «тигра» ходом 50.

 

 

Форма «тигр» дает белым только один глаз, и им все равно придется убегать из «мешка» черных. Так, если белые бегут в пункт В, то они одновременно нападают на черную тройку, которой придется убегать в А. Черный тоже предвидит это, и, перед тем как напасть на «тигра», заранее усилит ту тройку.

 

 

 

 

 На рис. 47 ходами 51–52 и белые, и черные убегают друг от друга. При этом ход 51 окружает белые камни вверху справа, а белые ходами 58, 60, 64 строят там территорию (пункты S10-S13).

 

 

 

Рис. 47. Ходы 51-65  

 

 

Если бы белый мирно, не нападая параллельно, делал эти ходы (58, 60), то черный в это время огородил бы себе много нового. Поэтому ходы 54, 56 сделаны специально, для того чтобы 58 поставить в сэнтэ. Ведь после 58 черный не сможет помешать строить территорию в пункте камня 60, иначе белый съест 7 камней группы 57. Черный вынужден тратить ход 59 на ликвидацию и этой угрозы, устроенной отвлекающими белыми камнями 54–56.

Таким образом, белый фактически успевает сделать два хода подряд 58 и 60 для захвата территории S10-S13, тем самым обезопасив себя от черных врагов 53-63. Но главная битва – в центре! Ход 61 нападает на белого «тигра» (отмеченные белые камни со всеми отросточками в «мешке» черных), 62 убегает, но 65 снова преследует. Итак, охота на «тигра» в самом разгаре! Он будет вырываться, пытаться в ответ окружить камни черных. Убежит ли «тигр»? Смотрим далее...

 

 

На рис. 48 ходами 66 и далее белые пытаются вырваться, черные блокировать.

 

 

 

Параллельно идет обмен отвлекающими ходами 70, 72 на 71, 73; 81 на 82. Они важны потому, что косвенно (издалека) помогают основной битве. Например, ход 72 в будущем может помочь белому соединить группу камней 88, а ход 81 поможет черному пленить 78.

Итог игры мастеров таков: к 87 ходу, даже к 79, черные пленяют «тигра». Проследите за треугольниками! (Соедините линию окружения от черных 69-67-77-79-85-87 – пункты-треугольники по линии Н. Черный обязательно доставит туда камни, блокируя камень 88, затем – 73–71 и начинающие окружение камни с треугольниками. В итоге – большой обхват, и «тигр» пойман! )

Можно ли в битве, показанной на рис. 48, отрезать три камня 80-86-88 ходом в А и заблокировать «тигра» раньше запланированного треугольниками обхвата?

Нет, «резать» в А нельзя, пока ходом в В черный не присоединит свою слабую группу (обозначена крестиками на рис. 48а) к сильной верхней территории – иначе последует обхват белых (камни с кружками), и её «съедят» раньше, чем черный – «тигра».

                                                      Рис. 48а

 

 

 

На рис.49 ходы 89-140 – битва, в которой пойманный «тигр» выпускает свои длинные когти, для того чтобы захватить часть войск черных, которые окружили его. Однако черный удерживает позиции. Последний ход этой позиции – 140. Это последний удар когтями. Этим ходом белые нападают на всю группу черных слева (11 камней группы 103). Рассмотрим далее, каким образом черный справится с этой ситуацией.

 

 

 

Ход 145 черных «съедает» 142-й камень белых, однако в ходе битвы появляются камни 146 и 148, благодаря которым белый 150-м ходом освобождает камень 145, возвращая своего воина в пункт А. Теперь в этом месте завязывается ко-борьба: и белый, и черный может «съесть» камни противника в пункте А.

Следует вспомнить правило Ко («правило Вечности»): камни на одном и том же месте можно «съедать» только через ход, не раньше. Но зачем же бороться за один и тот же камень, если это всего одно очко, а ходы должны быть по всей доске и такие, которые принесут больше очков? Дело в том, что пункт А стратегически очень важен.

Черный в беде: после хода 150 в А группа черных 147 отрезана от 149.

Эти черные группы стали в два раза слабее. Далее белые могут окружать или 9 камней группы 147 или 6 камней группы 149. Для того чтобы спасти эти группы и соответственно удержать «тигра» в клетке, у черного два пути.

Первый: напасть на группу из двух камней 140–144 и, «съев» их, снова объединить войска.

Второй: воспользоваться правилом Ко – через ход вернуть камень 145, «съев» камень 150 в пункте А, и таким образом снова соединить две своих группы в одну сильную.

 

Однако белый не будет ждать, когда у черного наступит «через ход», белый сыграет в защиту, т.е. закроет ко-борьбу.

То задача черного – заставить белого сыграть в другом месте, чтобы он не успел сыграть в защиту. Каким образом?

Найти ко-угрозу – ход, настолько агрессивный в другом месте поля, что если белый закроет пункт А (место ко-борьбы), то черный в том, другом месте со своим агрессивным ходом разрушит или окружит много белых. Следовательно, белому лучше ответить на агрессивный ход, но в этом случае он не успеет закрыть место ко-борьбы, и черный снова соединит войска.

Что же мешает белому найти такой же агрессивный ход в другом месте и заставить черного так же не закрывать место ко-борьбы, и, соответственно, разъединить войска? Далее черный будет искать ко-угрозу, для того чтобы через ход снова соединить войска, затем белый – с целью снова разъединить и т.д.

Таким образом, внутри игры Го появляется еще одна игра – ко-борьба. Это игра внутри игры, и в этом также состоит уникальность искусства древнего Го, что делает его еще увлекательнее. И хотя «съедается» один камень, борьба идет не за одно очко – погибнут целые группы.

 

Смотрим, как развивалась ко-борьба в партии.

Ход 150 на рис. 51 белых начал ко-борьбу. Ход 151 – не просто угроза захвата двух камней: черные могут соединить свои слабые группы, а это значит, что стены клетки, удерживающие «тигра», восстановят свою силу. Белый отвечает 152. Черный добился того, что прошел ход, и успел восстановить камень 145 в новом обличии 153.

 

 

Далее  ход белого 154 на рис. 52  – угроза съесть черный Н18 и сделать «тигру» второй глаз либо потом напасть на всю группу F17.

Черный защитится в G18, и белый «отъест» камень 153, восстановив камень 150 в новом обличии 156.

Далее ко-угрозу создает черный. И после ответа белых, ходом 159 черный возвращает флаг ко-борьбы. Белый 160 снова заставляет играть черных 161 в другом месте, после чего ход белых 162 вновь отбирает флаг, «съев» 159.

 

 

 

 


Ходом 201 черный съедает 4 камня белых. Однако ходом 202 белый выигрывает ко-борьбу, окончательно порезав черных на две части. Правда, верхняя группа черных только что «съела» 4 камня и стала сильной, а нижняя (10 камней группы 169) попадает под атаку белых. И если белые её «съедят», то спасут «тигра» (рис.54).

 

На 211 ходу белые сдаются (рис. 55). Этим ходом черные не дают отмеченной треугольниками группе белых соединиться с белыми выше по течению. Соответственно, черный «съест» 5 отмеченных камней (5дыханий перекроет) раньше, чем белый – черную группу 207, у которой больше 7 дыханий. К тому же белым следует делать подготовительные ходы А4, прежде чем нападать в А5. Закрывая дыхания черным в С7 и Е7, белая группа сама останется не с пятью, а с тремя дыханиями. То 211-м ходом черный удержал стенки клетки – «Тигр» не смог вырваться на свободу, все белые камни в центре (40 камней) погибают.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.113 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь