Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Репортажные элементы в интервью



Готовя интервью для прессы, журналист вынужден ограничиваться передачей слов собеседника и опускать то, как эти слова были сказаны, как вел себя собеседник, и в каких условиях проходил разговор. Чтобы устранить этот недостаток, некоторые издания практикуют промежуточный жанр «интервью-репортаж», когда журналист описывает сам процесс беседы. Вот начало интервью корреспондентки журнала «Русский репортер» Марии Ахмедовой с бывшей солисткой группы «Тату» Леной Катиной:

 

- Мне до сих пор снится эта школа, этот дом и этот район.

Идет дождь. Воскресенье. Школьный двор. Он пуст. Двери школы закрыты. Лена крутит в руках зонтик с разноцветными полосками.

- Зимой мальчишки здесь девчонок снежками закидывали. Выходишь из школы - и бум-бум-бум. А я выходила - они: «Тихо! Катина идет! » Я с ними дружила. У меня всегда с собой были и запасная ручка, и карандаш, и замазка. Я мальчишкам дневники заполняла, поля разлиновывала.

Дверь открывается. Выходит охранник.

- Школа сегодня не работает. Здесь стоять не положено. Приходите в понедельник.

- А Галина Алексеевна еще директор? - спрашивает его Лена.

- Нет, - отвечает он и оттесняет ее со двора.

- Охранники меняются постоянно, - говорит Лена. - Они прежних учеников уже не узнают.

В тонком пальто, в сапогах на плоской подошве, если не приглядываться - среднестатистическая москвичка. Охранник мог бы узнать в ней звезду еще недавно такой популярной группы «Тату», но не узнает.

- В одиннадцатом классе у нас вышел первый клип, мы собрались в актовом зале, и там его показывали всей школе. «Я сошла с ума».

- И как?

- Ну, так… Я стала звездой, за мной начали бегать младшеклассники: «Лена, Лена, можно с тобой сфотографироваться? »

- Тебе завидовали? - спрашиваю я. Мы медленно продвигаемся вглубь многоэтажек.

- Одноклассницы всегда меня недолюбливали.

(Никогда не забуду // «Русский репортер». - 2012 – 24 янв.)

 

Подобная форма подходит, главным образом, для больших портретных интервью. Обычно журналист гуляет с собеседником и описывает эту прогулку, а также реакцию собеседника на события прогулки и на некоторые вопросы.

Иногда репортажный фрагмент вставляют в начало текста. Например, как в этом интервью с ученым Сергеем Капицей, которое ученый дал незадолго до своей смерти:

Первое, что я вижу, зайдя в дом, — только что закатанные соленья, банок двадцать помидоров и огурцов. Здесь много-много комнат. Десять? Пятнадцать? Даже не пытаюсь сосчитать. Дом настолько большой и запутанный, что члены семьи Капицы не могут мне однозначно сказать, здесь он или нет:

- Я его с утра не видела. Наверное, уехал…

- Да куда он мог уехать?! Поищите лучше в доме…

В итоге нахожу знаменитого ученого и телеведущего в одной из маленьких комнат на втором этаже. Здесь все предельно скромно. Главный предмет интерьера — забитые книгами самодельные полки, сколоченные из досок. На столе ноутбук Acer с четырнадцатидюймовым экраном. Не менее скромный принтер. В углу монашеская деревянная кровать, на которой сидит Сергей Петрович в старомодных брюках и сорочке.

- Здравствуйте, я журналист, пришел у вас интервью брать…

- Ну, берите, раз вам надо.

Говорить с Капицей было тяжело. Он чувствовал себя неважно, быстро уставал от разговора, терял смысловую нить. Порой задаешь очередной вопрос, а он, не обращая на него внимания, продолжает отвечать на предыдущий, а то и вообще начинает говорить на совсем другую тему. < …>

- Давайте начнем с самого очевидного вопроса. Вы начали заниматься наукой еще при Сталине и продолжаете работать уже при третьем сроке Путина. Вы знакомы с тысячами ученых, десятками нобелевских лауреатов. Как бы вы охарактеризовали сегодняшнее состояние российской науки?

- Она в плохом состоянии - единственное, что можно сказать.

- Ну а если подробнее…

- Наша наука находится в процессе реорганизации, перестройки. И еще: она очень неравномерна.

- Что значит «неравномерна»?

- У нас есть части, которые более-менее благополучны, а есть части, которые находятся в очень печальном состоянии. …

(Последний мудрец // «Русский репортер». - 2012 – 23 авг.)

 

При использовании репортажных элементов в интервью нужно учитывать, что они радикально увеличивают объем. Поэтому нужно контролировать смысловую плотность материала и не допускать загромождения текста малозначительными подробностями.

 

Глава 5. Трендовая статья

- Сущность жанра

- Сбор информации

- Метод «шести дорожек»

- Отложенный лид

- Основной абзац

- Зигзаг

- Концовка трендовой статьи

- Пример трендовой статьи с разбором

 

Сущность жанра

Трендовая статья – жанр, посвященный описанию новых явлений и новых тенденций. В англоязычной журналистике этот жанр называют News Feature или Newspaper Feature – статья, жестко не связанная с последними событиями.

Следует отличать новость-событие и новость-явление. В первом случае происходят какие-то действия (например, авария на дороге или голосование по лидеру партии на съезде), и журналист об этом сообщает. Новость о событии всегда привязана ко времени (вчера, сегодня либо завтра, если событие анонсируется).

Новость-явление к конкретной дате не привязана и сообщает о каком-то значимом изменении в жизни, которое заметил журналист. Например, все больше москвичей стали ездить на работу на велосипедах. Или во многих российских городах расцвела торговля курительными наркотическими смесями. Или огромное количество людей перестали ходить к врачам и начали сами себе ставить диагнозы, читая в интернете медицинскую литературу.

Американский медиаконсультант Чип Сканлан (Chip Scanlan) определяет трендовую статью как «новость без слова “вчера”» (http: //www.poynter.org/how-tos/newsgathering-storytelling/chip-on-your-shoulder/11371/the-nut-graf-part-i/). Действительно, тексты на перечисленные выше темы могли появиться на неделю или на месяц раньше либо позже, однако все равно были бы актуальными. Потому что актуальность для трендовой статьи – это такое накопление изменений в окружающей среде, когда они уже есть, но еще не бросаются в глаза. Вот когда журналист напишет, тогда все увидят. Как в середине XIX века не замечали «тургеневских девушек», пока о них не написал Тургенев. А потом вдруг оказалось, что эти девушки повсюду. Помните этот пример из школьного курса литературы?

Еще одно название жанра - WSJ Story. Оно произошло от названия американской газеты «The Wall Street Journal», где стали регулярно публиковать трендовые статьи еще в 40-х годах прошлого века. Там же разработали формулу написания таких текстов, которую мы разберем ниже.

В практике российских журналистов иногда статьи такого типа сокращенно называют «фиче» или «фичер». Однако я бы не рекомендовал использовать эти термины, потому что ими также часто обозначают очерк, а это – совершенно другой жанр (подробнее про очерк см. Главу 7). Автор популярного учебного пособия по методике журналистской работы Марк Григорян называет трендовую статью аналитической (Григорян М. Пособие по журналистике. – М.: Права человека, 2008 http: //www.library.cjes.ru/online/? a=con& b_id=748& c_id=10255).

Относить трендовую статью к аналитике справедливо, но нужно учитывать, что трендовая статья – лишь один из жанров аналитической журналистики наряду с комментарием, экспертным интервью и аналитической статьей-исследованием (о классификации жанров журналистики см. Главу 1).

Среди российской прессы трендовые статьи регулярно публикует газета «Ведомости», причем как написанные своими журналистами, так и переводные («The Wall Street Journal» - партнер «Ведомостей»). Иногда трендовыми статьями являются главные первополосные материалы в «Новых Известиях» (Например: В центре всех проблем // «Новые Известия».- 2011 – 30 мар.; Церковный раскол // «Новые Известия». - 2012 – 5 апр.). Материалы этого жанра также встречаются в журнале «Русский репортер», а специализировался на трендовых статьях ныне закрытый журнал «Русский Newsweek».

 

Сбор информации

Для доказательства того, что какое-то явление на самом деле есть, журналисту необходимо найти как минимум два примера, подтверждающих это. Желательно, чтобы примеров было как можно больше. Тогда текст получится убедительнее. Но два – это минимум, позволяющий говорить, что за этими примерами стоит новое явление. Если же пример только один, тогда это можно списать на случайность. Трудности с поиском примеров означают, что, возможно, гипотеза журналиста оказалась ошибочной, и данного явления на самом деле нет. В качестве примеров могут выступать:

- Ситуации. Это определенные моменты жизни. Например, руководство фирмы обнаружило, что припаркованные велосипеды сотрудников, которые на них добираются на работу, загораживают вход в офис.

- Случаи. Это ситуации, получившие развитие и завершение. Например, руководство фирмы обнаружило нехватку места для стоянки велосипедов сотрудников и построило у входа велопарковку.

- Истории. Это более длинные фрагменты жизни или целые судьбы персонажей. Например, житель спальной окраины пересел с машины на велосипед, благодаря чему похудел, вылечился от радикулита и познакомился с будущей женой, которая также ездила на работу на велосипеде.

- Репортажные наблюдения. Например, описание того, как утром к офисному центру движется поток велосипедистов, приехавших туда на работу.

Примеры должны иллюстрировать тенденцию, которую выявил журналист. Распространенная ошибка – подбор примеров, которые хоть и касаются той сферы, в которой замечен тренд, но на раскрытие тенденции не работают.

 

Хорошая подборка примеров

Тема – фотографы-любители отнимают заработок у профессиональных папарацци (Папараццево горе // «Ведомости». 2008 – 20 мар.)

Примеры:

- Фанатка известного певца приобрела билет на лайнер, на котором он совершал круиз, сфотографировала звезду в плавках и продала фотографии в два издания.

- Фотоагентство, специализирующееся на фотографиях «звезд», купило кадры у бомжей.

- Случайный прохожий заработал 30 тыс. долларов за серию фотоснимков артистки, занимающейся серфингом.

- Российское издание предлагает читателям присылать снимки и за лучшие платит до 3 тыс. рублей.

 

Плохая подборка примеров

Тема – уволенные из-за кризиса взрослые отбирают работу у школьников (Трудовые подростки // «Русский Newsweek» - 2009 – 8 июня)

Примеры:

- 12-летние подростки приходят в центр занятости и возмущаются, что по закону им работать еще нельзя.

- 15-летняя девушка раздает у метро листовки, зарабатывая в месяц до 10 тыс. рублей, что позволяет ей не клянчить деньги у родителей.

- Другая 15-летняя девушка устроилась на работу курьером, чтобы помогать родителям, которым сократили на работе зарплату.

- В рестораны одной из сетей фастфуда взрослые идут на те места, на которых до кризиса работали только подростки.

 

Как видим, в первой подборке с темой связаны все четыре примера, а во второй на раскрытие темы работает только последний пример.

! Не забывайте про фокусировку трендовой статьи! Нас интересует именно тот тренд, который мы раскрываем и описываем. Не пытайтесь втиснуть в один текст все, что касается данной сферы. Например, если вы пишете, что все больше школьников учат китайский язык, то нас интересуют именно школьники, которые изучают китайский, а не школьники, изучающие другой иностранный язык, и не другие люди, изучающие китайский.

 

Помимо примеров необходимы обобщения, указывающие на тенденцию. В качестве обобщений могут выступать:

- статистические данные – сколько велосипедов было продано в Москве за последний год, как изменился объем продаж и т.д.

- оценки экспертов – какая доля москвичей ездит на работу на велосипедах.

- разъяснения и прогнозы специалистов – как может увеличиться эта доля, какие факторы влияют на это, что сдерживает остальных москвичей от пересаживания на велосипеды.

- ссылки на законы и правила, фиксирующие тенденцию – принятие закона, обязывающего торговые центры наряду с автомобильной парковкой оборудовать велосипедную, внесение поправок в правила дорожного движения о приоритете велосипедистов над автомобилистами и др.

Требования к обобщениям такие же, как к примером: связь с темой и работа на ее раскрытие. Обобщения должны подтверждать и углублять тему, давая по ней новую информацию.

Вот какие обобщения использовались в разобранных выше трендовых статьях:

 

Фотографы любители отнимают заработок у папарацци

- Три крупных американских фотоагентства работают с непрофессиональными фотографами.

- Профессиональный фотограф жалуется, что на «звездных» мероприятиях вынужден «отбиваться» от сотовых телефонов.

- Доля папарационных снимков в России составляет 30%, на Западе – до 70%

Уволенные из-за кризиса взрослые отбирают работу у школьников

- По прогнозам экспертов, половина российских подростков будут подрабатывать в каникулы. Это на треть больше, чем в прошлые годы

- В базе вакансий молодежного центра занятости число вакансий превысило 10 тыс.

- Самые популярные у подростков профессии – курьер и промоутер (раздатчик листовок).

- Комментарий эксперта по поводу приближения России к Западу, где работа подростков в каникулы – обычное дело, тогда как в СССР подростки, как правило, не работали.

- Президент биржи труда рассказывает, что взрослые люди с высшим образованием стали соглашаться на вакансии, ранее считавшиеся не престижными.

- Директор кадровой службы комментирует положения Трудового кодекса, касающиеся работы подростков.

 

В первой статье из трех обобщений с темой связаны два напрямую и третье – косвенно (спрос на папарацционные, то есть непостановочные снимки в России меньше, и поэтому тенденция не так сильно проявляется). Во второй статье из шести обобщений с темой связаны первое и предпоследнее напрямую и последнее – косвенно (из комментария следует, что взрослого брать на работу выгоднее, так как ему позволено больше работать и его проще уволить). Еще три обобщения (про статистику вакансий, популярные профессии и приближение российских подростков к западным) с темой трендовой статьи не связаны.

 

Метод «шести дорожек»

При сборе информации для трендовой статьи удобно пользоваться методом «шести дорожек», разработанным американской журналисткой Джеки Банажински (Jacqui Banaszynski) (Scanlan Ch. Jacqui Banaszynski’s Six Paths to Story // http: //www.poynter.org/column.asp? id=52& aid=11738). Метод заключается в том, что любое явление исследуется по шести аспектам. Банажински называет их «дорожками» (англ. Path), по которым движется журналист, раскрывая тему. Эти «дорожки» таковы:

1. Система. Здесь журналист изучает, как устроена сфера, о которой он пишет, какими законами она регулируется, какие чиновники за нее отвечают, каковы основные количественные характеристики этой сферы.

Для трендовой статьи про увеличение в Москве числа гастарбайтеров из Индии нужно выяснить, сколько их сейчас, сколько было раньше, в какие структуры они самоорганизуются, какие чиновники этих гастарбайтеров контролируют и какие законы определяют порядок въезда индийских гастарбайртеров в Россию.

2. Деньги. Тут нужно выяснить, какие финансовые потоки циркулируют в данной сфере, кто зарабатывает на текущем положении дел, и какие средства на эту сферу выделяет бюджет.

Сколько зарабатывают индийские гастрабайтеры, сколько зарабатывают на их эксплуатации и грабеже, какие налоги и взятки платят индийские гастарбайтеры, как изменились финансовые потоки в этой сфере за последнее время.

В журналистском сообществе бытуют две поговорки. «Ищите деньги», потому что если что-то происходит, значит это кому-нибудь нужно, и кто-то с этого имеет. И «деньги – это очень сексуально», потому что про деньги обычно читают не с меньшим (а иногда и с большим) интересом, чем про секс.

3. Тренд. Это изменения, протекающие в описываемой сфере. Выявить их нужно обязательно. Иначе писать статью бессмысленно: если ничего не изменилось, и нового нет, то тогда и сообщать читателю не о чем.

Основным трендом в тексте про индийских гастарбайтеров будет то, что их все больше едет в Россию. Однако желательно выявить дополнительные тренды. Например, что эти гастарбайтеры все чаще работают легально и создают все больше секций йоги.

4. Репортаж. При подготовке трендовой статьи желательно не ограничиваться сбором информации по телефону и через интернет, но и побывать на событиях, связанных с описываемой сферой, пообщаться с людьми. Во-первых, журналист лучше поймет тему. Во-вторых, репортажные вставки «оживят» текст и сделают его более наглядным.

Можно побывать на фабрике, где трудятся индийские гастарбайтеры, в общежитии, где они ночуют, или на переговорах с потенциальным работодателем.

5. Герой. Это история персонажа, иллюстрирующая тренд. Историй в ньюс-фиче может быть несколько, но одна должна быть самой яркой, воплощающей в себе тему материала.

Для темы с индийскими гастарбайтерами это может быть как индус, который приехал в Россию на заработки, так и российский предприниматель, который использует труд индусов на своем предприятии.

6. Описание. Это типичный процесс в описываемой сфере. Мы выясняем, как что-то проходит (рабочий день, трудоустройство и увольнение, арест и вызволение), чтобы потом фрагментами или целиком рассказать об этом читателям.

Здесь может быть описан типичный цикл переезда гастарбайтера в Россию, начиная со сбора денег на дорогу и кончая получением документа о праве на работу. Другие варианты: типичный процесс легализации гастарбайтера, типичный рабочий день, типичный способ обмана индусов российскими работодателями.

! Нужно различать сбор информации и написание статьи. Метод «шести дорожек» относится к сбору. Не вся информация пойдет в текст. А то, что пойдет, будет представлено вовсе не в том порядке, в каком «дорожки» следуют одна за другой.

 

Ниже представлен текст, информацию для которого собирала по методу «шести дорожек» одна из моих учениц. Найдите эти дорожки. Оцените, в какой мере полно собрана информация, чего в статье не хватает, и насколько представленные примеры иллюстрируют тренд:

 

Жительница одной из деревень Мордовии 50-летняя Мария Реброва прошлой осенью приехала с сыном в Москву на заработки. Сын поступил на стройку, которую вскоре закрыли. Снять жилье в столице Ребровым не на что, уезжать обратно они не хотят и уже третий месяц живут на Ярославском вокзале. Сын каждое утро уходит на поиски денег. Мать закутывается в тряпье и весь день сидит на скамейке – у нее опухли и болят ноги. Бомжихой Мария Реброва себя не считает. «На вокзале мы живем, только пока сын на работу устраивается», – пояснила она «НИ».

По прогнозам социологов, кризис приведет к всплеску числа бездомных. «Вспомните, сколько бродяг было в крупных городах в середине 1990-х», – говорит «НИ» руководитель аналитического отдела ВЦИОМ Леонтий Бызов. Замдиректора «Левада-Центра» Алексей Гражданкин оценивает количество бомжей в 1, 5% населения страны, или в 2, 1–2, 2 млн. человек. «Если «белые воротнички», пусть даже и уволенные с работы, находятся на довольно высокой ступени социальной лестницы, то гастарбайтеры и так живут в условиях, близких к условиям обитания бомжей. Если их будут увольнять, вернуться к нормальной жизни многие не смогут. «Такие примеры уже есть», – говорит «НИ» г-н Гражданкин. «Очень много среди бомжей стало уволенных рабочих с Украины», – подтверждает «НИ» Елизавета Глинка, известная среди бездомных как «Доктор Лиза».

Число бомжей растет, и помогать им сегодня практически некому. Кризис привел к резкому сокращению пожертвований организациям, которые кормят и лечат бездомных. «Корпорации уже урезали свои благотворительные программы на 50%», – сообщила «НИ» финансовый директор фонда «Помоги.org» Мила Шахматова. «В январе 2009 года объем пожертвований от наших постоянных спонсоров сократился в 2, 5–3 раза», – заявил «НИ» председатель комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете Москвы протоиерей Аркадий Шатов. Чтобы сохранить социальные проекты, церковь уже создала «Антикризисное общество друзей милосердия». По мнению протоиерея Шатова, вся надежда на людей со средним достатком, что они будут давать «хотя бы по сто рублей в месяц». По словам Милы Шахматовой, пожертвования от частных лиц уменьшились на четверть. Организатор движения «Люди вокзалов» Федор Котрелев в беседе с «НИ» не исключил, что деньги для бездомных, возможно, придется собирать по квартирам: «В Америке несколько десятков добровольцев обходили дома и за три дня сумели собрать пять миллионов долларов».

Даже те, кто готов помогать, предпочитают давать деньги не на бомжей, а на детдомовских детей или больных, которым требуется срочное дорогостоящее лечение. В благотворительной организации «Все вместе» поясняют, что люди хотят видеть «положительный результат своих трудов» и поэтому «выбирают то направление, которое дает гарантию, что эти результаты будут достигнуты». По словам социального психолога Натальи Варской, на выбор объекта помощи влияет внешняя привлекательность человека. «Больше жалости, конечно же, вызывают дети. Меньше – престарелые люди и прикованные к кровати инвалиды. А к бездомным часто относятся с установкой «сам виноват», – рассказывает «НИ» психолог Варская.

Сами бомжи зарабатывают, как правило, сбором бутылок или цветного металла. Иногда бездомные устраиваютс дворниками или убирают вагоны в электричках. Милостыню, по словам Доктора Лизы, настоящие бомжи просят редко. Во-первых, потому что неопрятные бродяги отпугивают прохожих. А во-вторых, этот рынок давно находится под контролем мафии. Авторы сайта «Бомж.ру» утверждают, что почти вся милостыня достается профессиональным попрошайкам. Самые высокооплачиваемые – дети от шести до 12 лет. Им удается выпрашивать до пяти тыс. рублей в день. Следом идут «мадонны» (женщины с грудными детьми, как правило, не своими) и «собачники» (нищие с домашними животными). «Ветеранам» – калекам в камуфляже на костылях или в инвалидной коляске удается за день «заработать» 1, 5–2, 5 тыс. рублей. Обычные же мужчины и женщины редко могут напросить больше тысячи рублей в день.

Куртка, сапоги и шприц

Помимо поиска денег, жизнь бездомного представляет собой борьбу за самые элементарные блага: поесть, помыться, одеться. По словам Доктора Лизы, бездомные оценивают свой заработок не в рублях, а в потребностях: «Им нужно, к примеру, не 200 рублей, а на бутылку, на хлеб, на лекарства, на «Доширак». Спокойно выспаться по ночам также не удается. После полуночи милиционеры обычно выгоняют бомжей из вокзала на улицу. Потом начинают запускать обратно: кто уговорит, кто денег даст. Развлечений у бездомных также немного: спиртное, карты, чтение газет и драки. Недавно волонтеры из организации «Люди вокзалов» провели операцию «Вязание» – раздали бомжихам спицы и нитки для вязания носков. «Срочно бабе Тане комплект из пяти спиц для вязания носков. Принесите! Пока человек загорелся! », – написал в своем блоге один из волонтеров после визита к бомжам.

На свои акции волонтеры движения «Люди вокзалов» Слава, Саша, Андрей и Татьяна собираются возле часовенки преподобного Сергия Радонежского на Ярославском вокзале. Часовня – маленькая комната, словно встроенная в стену, блестит подсвечниками и образами в ярком свете вокзальных ламп. Перед началом мероприятия волонтеры молятся: стоят в ряд, и руки их, совершающие крестное знамение, движутся синхронно и размеренно. В 19.15 привозят еду: несколько десятков порций картошки в пластиковых контейнерах. Волонтеры начинают обход вокзала. Их подопечные сидят группами. На вопрос «Кушать будете? » сами спрашивают, будто выбирая в меню: «А что сегодня? Гречка? » Цыганка Лана от еды отказывается. Она тяжело дышит, гулко кашляет и кутает ноги, обутые в потрепанные тапочки: «Девочка, мне нужна обувь 42-го размера, куртка 56-го и шприцы для инсулина. Ты не старайся, а обещай! Обещай, что привезешь! »

Бутерброд раз в неделю

Люди, работающие с бомжами, говорят, что две трети из них жилье имеют, то есть где-то зарегистрированы. Проживать там они не могут из-за «неразрешимой семейной ситуации» либо психического заболевания. «Быть бомжом по доброй воле можно позволить себе на Западе», – говорит «НИ» академик РАЕН, психолог Евгений Шапошников. По его словам, «западные бомжи» знают, что мощная экономика не даст им погибнуть, и поэтому «путешествуют туда, куда захочет их левая нога». Положение же «отечественных бомжей» сейчас хуже, чем в царской России: «Вспомните Горького. «На дне». Обитатели ночлежки философствуют, мечтают. Сегодняшним бомжам – не до философии».

Численность бомжей в столице, по разным оценкам, составляет от 30 тыс. до 100 тыс. человек. 10 городских центров реабилитации для бездомных вмещают лишь 1, 6 тыс. человек. Заболевших бомжей принимает на лечение церковная больница Святителя Алексия. Еще по Москве ездит «Автобус милосердия», получивший правительственный грант и ежедневно спасающий от замерзания по 5–10 человек. Акции по кормлению бомжей в основном разовые. Например, «Рождественский обед» и раздача бутербродов бездомным, как делают волонтеры организации «Друзья на улице». «Люди вокзалов» кормят бомжей один-два раза в неделю, так как все волонтеры сами где-то работают.

Гражданин вокзала

Василий Останин официально живет на Казанском вокзале с 4 октября 2005 года. «Я – единственный человек, прописанный здесь», – говорит он, показывая корреспонденту «НИ» временное удостоверение личности с адресом: «Казанский вокзал» в графе «Постоянное жилье». С «соседями» Василий старается не общаться, говорит, что «индивидуалист»: «Некоторые меня боятся, называют белым колдуном». Останин утверждает, что его показывали по телевизору и писали о нем в «Собеседнике» в номере 34 за 1991 год, причем газета потом исчезла из всех подшивок. Все последние годы мужчина занят тем, что ходит по инстанциям и требует, чтобы его признали живым. Чиновники, по его словам, отказываются, ссылаясь на то, что, по их данным, Василий Останин умер еще ребенком в 1991 году.

35-летняя Светлана с того же вокзала приехала из Украины и уже несколько недель ждет разрешения на работу. «У нас и до кризиса сложная ситуация была, а теперь работы вообще нет2, – жалуется она «НИ». Вначале женщина собиралась работать по специальности – машинистом производственных установок. Теперь согласна на любую работу, лишь бы выбраться с вокзала. Социолог Бызов прогнозирует, что к марту количество бездомных на вокзалах, напротив, прибавится. Волонтер с двухлетним стажем Андрей Михальченко говорит «НИ», что на превращение человека в «классического бомжа» влияет срок, проведенный на вокзале: «Тех, кто ищет работу и следит за собой, еще можно вернуть к нормальному существованию. Но когда человек долго не может совершать самые простые дела, ходит грязный и плохо одетый, он теряет и собственное достоинство».

(Обыкновенный бомжизм // «Новые Известия» – 2009 – 21 янв.)

 

Метод «шести дорожек» - лишь один из вариантов наполнения трендовой статьи. Возможны другие варианты, например, такой:

- завлекающая история по теме трендовой статьи,

- факты по теме (предыстория, статистика),

- цитаты, чтобы сделать тему «личностной»,

- общая информация по теме (цели и мотивы персонажей),

- проблема и попытки ее решить,

- реакция персонажей на эти действия,

- специфические детали и подробности для тех, кто особенно интересуется темой. (Jerz D.G. Brief Analysis of a News Feature http: //jerz.setonhill.edu/writing/journalism/feature.html)

В журнале «Русский Newsweek» (журнал «Русский Newsweek» выходил в 2004-2010 годах. – Прим. авт.) практиковали такую схему сбора информации для трендовой статьи:

- информационный повод,

- интересный факт или случай по теме трендовой статьи,

- репортажный фрагмент,

- герой с его историей,

- мнения «за» и «против»,

- неожиданный поворот.

 

Отложенный лид

Лиды (первый абзац текста, выделенный жирным шрифтом) бывают прямыми и отложенными. Прямые лиды содержат суть события и позволяют понять смысл статьи без чтения остального текста. Эту разновидность лидов используют в новостях (О написании новостей см. Главу 2).

Отложенные лиды – это начало текста с примера по теме статьи. Цель отложенного лида – погрузить читателя в атмосферу происходящего, позволить ему почувствовать то, что ощущали персонажи во время события. Отложенный лид иллюстрирует тему статьи. Например, текст про граждан, набравших кредиты и теперь не могущих рассчитаться с банками, начинается так:

«Один из наших клиентов, Михаил, торговый представитель, за три года оформил пять потребительских кредитов почти на 1 млн. руб. Первый кредит он взял на то, чтобы откупиться от армии, потом на ремонт квартиры, на подержанную машину… Оформляя очередной заем, о своей текущей задолженности он скромно умалчивал, так как был уверен, что зарплата позволит ему справиться с выплатами», - рассказывает замгендиректора компании «Личный капитал» Юлия Сахаровская. В итоге Михаилу пришлось платить банкам по 30 000 руб. в месяц при заработке в 60 000 руб., а еще 20 000 руб. у него уходило на аренду жилья. Мужчина запаниковал, лишь когда оформил последний кредит и деньги за неделю ушли на погашение старых долгов и на повседневные нужды.

(Вон из долговой ямы // «Ведомости». – 2008 – 14 мар.)

 

А так начинается трендовая статья про то, как попытки граждан начать жить в соответствии с принципами заботы об экологии наталкиваются на неприятие окружающих:

 

Корреспондент Фонда независимого радиовещания Алхас Селезнев уже лет пять старается жить в соответствии с собственными экологическими принципами. И работать тоже. Например, в офисе он всегда печатает на обеих сторонах бумаги. И призывает к тому же коллег. «Я пытался внедрить экологическую идеологию в работу офиса, но у меня почти ничего не получилось, - с сожалением констатирует Селезнев. — Коллеги до сих раздражаются из-за того, что я кладу в лоток принтера оборотки. Теперь я в офисе вообще стараюсь ничего не распечатывать». Еще Селезнев старается следить за тем, чтобы батарейки, на которых работают редакционные диктофоны, не выкидывали в помойку, а сдавали в «Гринпис».

(Экономия – до лампочки // «Ведомости». – 2008 – 18 июня)

 

Требования к актуальности в трендовой статье смягчены. Однако в некоторых изданиях начинать текст требуется не просто с примера по теме статьи, а обязательно с недавнего примера. Иногда трендовую статью начинают с прямого лида, содержащего актуальный информационный повод, а погружающий в тему пример следует дальше. Например, как здесь:

На прошлой неделе Госдума собиралась принять поправки к семейному законодательству, в том числе ввести уголовное наказание за лишение ребенка права общаться со вторым родителем или родственниками. Буря протеста в обществе отложила решение наболевшего вопроса. (Прямой лид)

24 часа в год имеет право бабушка Светлана Устюжанина видеться со своим родным внуком. «Это меньше, чем в колонии строгого режима! Неужели такое решение выносится для пользы ребенка? » — спрашивает она. При этом свидание с ребенком назначено ровно в те часы, когда у него по режиму сон, о чем бабушка говорила в суде. «Еще хуже дело обстоит у моего сына - отца ребенка, - говорит Светлана. - Он посещает ребенка по решению суда два часа в неделю, но при этом бывшая супруга провоцирует постоянные скандалы в присутствии малыша и все из-за того, что отец не отказывается от общения со своим ребенком». (Пример, иллюстрирующий тему)

(Семья строгого режима // «Огонек». – 2011 – 11 апр.)

 

Это – пример латентной актуальности (подробнее о видах актуальности см. Главу 1), когда событие в рамках тренда используют как повод этот тренд осветить. Используется в трендовых статьях также вымышленная актуальность – ссылки журналиста на то, что чего-то стало больше, или что-то проявляется чаще.

 

Основной абзац

После отложенного лида идет так называемый «основной абзац» или в англоязычной терминологии nut graf. Слово «абзац» здесь условно, так как эта часть текста может растягиваться на несколько абзацев. Предназначение основного абзаца – показать важность и актуальность тренда, который был проиллюстрирован в отложенном лиде. Вот комбинация отложенного лида, который иллюстрирует тему, и основного абзаца, который объясняет, какому явлению посвящена трендовая статья:

 

Рядом с Бабушкинским районным судом города Москвы, который трудится сейчас над выдворением грузин, три недели назад открылась грузинская хинкальная с причудливым названием «Хинкалъ Паласъ» - будто пытались примирить этой вывеской русских с грузинами. Не вышло. В кафе тоже пришлось провести зачистку: уволили повара и трех официантов - грузин. В результате хинкали, может, и не такие вкусные, зато имеют сугубо российское происхождение. «Ничего, пусть теперь русские учатся грузинскую еду вкусно делать», - невесело смеется хозяйка Ирина, которой самой теперь приходится работать официанткой. (Отложенный лид)

Кампания по изгнанию грузин из России - наглядный пример того, как работает российская демократия. Придумали всё в Кремле. Ввиду особой важности дела задействовали все три главных инструмента власти - телевидение, милицию и суды. ТВ посвятило значительную часть эфирного времени сообщениям о том, что почти все грузины - воры и бандиты. Высокопоставленные чины МВД рассылали подчиненным телеграммы с требованием отлавливать грузин инициативнее и в тесной связи с судами (в распоряжении Newsweek есть их копии). Суды карали грузин с просроченными визами тысячерублевыми штрафами и депортировали.

Население воспринимает происходящее как должное, как и прочие кампании, - будь то порка олигархов или политические реформы. 61% россиян назвали Грузию бандитским государством. А когда социологи ВЦИОМ спрашивали, что делать с гражданами Грузии, 37% россиян, не долго думая, отвечали - выдворять. «У россиян есть такой образ условного кавказца, с которым ассоциируются криминал, высокие цены на рынках и другие проблемы большого города, - рассуждает директор по коммуникациям ВЦИОМ Игорь Эйдман. - Раньше им был азербайджанец, потом чеченец, сейчас этот условный кавказец – грузин». (Основной абзац, занимающий два абзаца текста)

(Оборотни в тигровых шкурах // «Русский Newsweek» – 2006 – 16 окт.)

 

Сотрудник американской газеты «The Wall Street Journal» К. Веллс (K. Wells) так описывает предназначение основного абзаца: «Он сообщает, чему посвящена статья, и почему эту статью стоит прочесть. Но даже если читатель прекратит чтение, он все равно будет в курсе, о чем статья». (Scanlan Ch. The Nut Graf, Part I http: //www.poynter.org/how-tos/newsgathering-storytelling/chip-on-yourshoulder/11371/the-nut-graf-part-i/) Ч. Сканлан формулирует такие цели основного абзаца:

- он обеспечивает переход от лида к остальной статье и объясняет содержание лида,

- он сообщает, почему тема статьи важная,

- он сообщает, почему тема статьи актуальная,

- он дает возможность читателю решить, достойна ли статья дальнейшего чтения. (Там же.)

А вот комбинация прямого лида, примера по теме статьи и основного абзаца:

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.1 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь