Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В какой-то момент я просто перестала сопротивляться



Мне казалось, я очень позитивный, счастливый и весёлый человек, который часто смеётся. В ВДА я неожиданно обнаружила, что у меня есть дефекты характера. Я многое воспринимала негативно, критиковала себя, саботировала свои начинания, отвергала себя, боялась покинутости и подавляла чувства. До Программы я даже не осознавала свою склонность к негативному восприятию. Я безжалостно осуждала себя. Мне не раз говорили: «Сотри плёнку, на которой бурчит твой Критикующий Родитель, и сделай новую запись с поддерживающими и ласковыми словами». Но я даже не знала, как к этому подступиться.

Тогда я попыталась встать на место своего Критикующего Родителя. Конечно, когда 35 лет прекрасно выполняешь свою работу, а потом приходит некто и заявляет, что больше этого делать не нужно, есть повод разозлиться. Мне стало понятно, почему мой Критикующий Родитель так усердно саботирует моё выздоровление. Я пришла к выводу, что перестану вредить себе, только если интегрирую критикующую часть личности в процесс выздоровления. Пользуясь воображением, я представила, как она выглядит, и поблагодарила её за то, что она спасла мне жизнь. Я попросила её перенаправить усилия и вместо того, чтобы хранить семейные секреты и подавлять Внутреннего Ребёнка, раскрыть свои тайны и начать ценить, любить и оберегать девочку у меня внутри. Теперь Критикующий Родитель превратился в группу поддержки. Когда я говорю: «Ну какой же надо быть дурой, чтобы так поступить», голос в моей голове отвечает: «Так поступают живые люди, а не дуры».

В ВДА я заметила: когда я препоручаю что-то Богу, Он заботится обо мне. То же касается и моих дефектов характера. Больше я не воспринимаю мир негативно, не критикую и не отвергаю себя, не саботирую свои начинания, не боюсь покинутости и не подавляю чувства. В какой-то момент я перестала бороться и отдала свои недостатки Богу. В ВДА я смогла увидеть и поправить те свои качества, которые мне не нравятся. Не думаю, что человек может изменить себя, скорее он может изменить отношение к миру.

Интеграция привела к свободе

Когда я пришёл в ВДА, я считал, что у меня не просто есть дефекты характера, а сам характер дефективный. Категоричное мышление помешало мне нормально выполнить Шестой Шаг, потому что я решил, что в нём мне буквально предлагают избавиться от всех дефектов. Я не считал это возможным, поэтому проигнорировал значительную часть Шага. Позже я кое-что уяснил для себя: главное в Шестом Шаге – это моя готовность к тому, что такие дефекты моего характера как эгоизм, похоть, мелочность станут менее выраженными. Я уверен, что некоторые люди были полностью избавлены от них. Мои пока ещё только ослабли. Я готов к тому, чтобы они полностью исчезли.

Сегодня я рассматриваю Шестой Шаг с точки зрения интеграции поведенческих шаблонов, которые были мне нужны, чтобы выжить во враждебной алкогольной среде. Я был угодником без собственного мнения. Я не умел дружить. В мире не было ничего, за что я мог бы встать горой, потому что я слишком боялся, что мне возразят или начнут меня критиковать. Я употреблял наркотики, чтобы отвлечься от чувства покинутости из детства. Меня переполняла боль, и я неосознанно винил во всём окружающих до тех пор, пока не нашёл помощь. Я прекратил употреблять и стал регулярно посещать собрания ВДА, но перемены произошли совсем не так быстро.

Много лет в Программе я боролся со своими навыками выживания, думая, что они и есть дефекты характера. На самом деле черты из Списка были моими закадычными друзьями. Я больше не нуждался в них, но в прошлом они защищали меня. Чем сильнее я подавлял их, тем сильнее они сопротивлялись. Я уже потерял надежду от них избавиться, когда однажды услышал про интеграцию. Мне рассказали об упражнении, в котором предлагается представить встречу с этими чертами и поговорить с каждой из них. Я так и сделал. Я поблагодарил их за отличную работу и попросил отойти в сторону. Это принесло свои результаты, и я сохранил готовность каждый день отказываться от старого поведения.

Вместо того чтобы воспринимать свои черты выживания как нечто ужасное и дефективное, я увидел в них часть себя и решил действовать мягко. Я смиренно попросил Бога дать мне возможность отказаться от этих шаблонов и научиться опираться на доверие, прощение и любовь к себе. Результаты меня потрясли. Я смог интегрировать все эти черты и чувствую такую свободу, о которой раньше не знал.

Основная мысль Шестого Шага

В Шестом Шаге мы понимаем, что у нас, как у всех людей на свете, есть дефекты характера. Однако наши дефекты глубоко укоренены, они влекут нас в опустошающие отношения и мешают получать любовь Высшей Силы. В их число входят: прокрастинация, похоть, зависть, жадность, эгоизм, оценочность. Помимо дефектов характера мы обладаем чертами выживания или шаблонами поведения. Это те самые 14 черт из Списка (Проблемы), которые представляют собой последствия воспитания в дисфункциональной среде. Они отличаются от дефектов характера.

Среди навыков выживания мы можем вспомнить угодничество, склонность к зависимому поведению, сверхбдительность и подавление чувств в надежде избежать конфликта или ссоры. Мы часто путаем любовь и жалость и склонны «любить» тех, кого можем спасать. Несмотря на то, что в Четвёртом Шаге мы обнаружили все эти черты, мы пока ещё не знаем, что с ними делать. Нам нужно целенаправленно искать наилучшее для нас решение. Многие взрослые дети выбирают такой путь: от дефектов характера они избавляются, черты выживания – интегрируют.

Есть радикальное различие между дефектами характера и чертами выживания из Списка. Взрослые дети охотно обнаруживают сходство со Списком, но не желают слышать о дефектах характера. Большинство из нас с готовностью признаются в угодничестве или боязни властных фигур, но не могут принять свою оценочность, нечестность или ревность. Нам становится легче, когда кто-то читает Список, потому что в этот момент мы понимаем, как много людей вокруг испытывают или думают то же, что и мы. Когда же мы слышим список дефектов характера, нам становится стыдно или страшно. Таково отличие дефектов характера от черт выживания, выработанных нами в детстве.

При необходимости признать дефекты характера, взрослых детей, выросших в семье перфекционистов, обуревает неподдельный ужас. Мысль, что мы можем ошибаться и быть несовершенными, вызывает оторопь или ощущение полной незащищённости. Кажется, внутри что-то обрывается, когда нам заявляют, что у нас есть дефекты характера. В дисфункциональной семье признавать их было незачем, поэтому нам сложно понять, зачем это делать теперь, в ВДА. Не нужно забывать, что здесь мы выздоравливаем. Признание дефектов своего характера не делает нас слабыми или неполноценными. Оно приносит лишь одно открытие – мы живые люди.

Чтобы освободиться от дефектов характера и заключить перемирие с навыками выживания, понадобятся три ключевых элемента: готовность, молитва, время. Нам случалось видеть, как в очень короткие сроки люди полностью избавлялись от дефектов характера, тем не менее большинству из нас нужно запастись терпением и молиться. Помните, что изменения возможны.

О готовности мы узнали в Третьем Шаге, когда приняли решение препоручить свою волю и жизнь заботе Бога, как мы Его понимаем. В Четвёртом Шаге мы снова продемонстрировали её, когда провели инвентаризацию своих мыслей и поступков.

 

Особую готовность к тому, чтобы Высшая Сила избавила нас от дефектов характера, мы ощутили по завершении Пятого Шага. Однако мы можем развивать её как на Шестом, так и на любом из Двенадцати Шагов. Наши искренние усилия и есть гарантия того, что мы не стоим на месте. Готовность – наш самый сильный союзник, благодаря ей мы учимся работать с дефектами своего характера. Мы учимся различать, как долго нам нужно прилагать усилия и когда нужно отпустить ситуацию и дать дорогу Богу.

Не раз нам приходилось наблюдать, как участник ВДА переживает из-за того, что дефект характера никуда не делся. Мы видели взрослых детей, чьи прилежные попытки измениться заканчивались возвращением к старым шаблонам. В таких ситуациях мы останавливаемся и уступаем место Богу, тогда проблемное поведение меняется или, по крайней мере, становится более приемлемым.

Новичков часто настораживает Шестой Шаг, так как им сложно поверить, что Бог устранит их дефекты характера. Но мы призываем вас начать и проявить упорство. Тут как раз пригодится сила воли. Программа поможет нам добиться успеха и не впадать в перфекционизм.

Ценность здоровой боли

Подготовка к тому, чтобы Бог устранил все дефекты нашего характера, может быть полностью безболезненным процессом, а может вызывать дискомфорт – от незначительного неудобства до сильных страданий. Так, отказаться от осуждения и сплетен, как правило, легко. Это происходит естественным образом, когда в ВДА мы привыкаем заниматься собой, а не другими.

Тяжёлые моменты и душевную боль мы встречаем вместе со своей домашней группой ВДА, спонсором или психологом. Взрослым детям свойственно бояться эмоциональной боли, потому что в детстве не было никого, кто поддержал бы нас. Живя в дисфункциональной семье, нам приходилось молча терпеть невыносимые страдания. Мы бдительно следим за тем, чтобы избежать боли: мы скорее впадём в зависимость от другого человека, от работы, секса или наркотиков, чем согласимся испытать её. Многие знают, каково это корчиться на полу от мук созависимости, однако сейчас мы говорим совсем о другой боли. Сегодня мы можем положиться на своих друзей и Высшую Силу. Мы не одиноки.

Наш опыт показывает, что эмоциональная боль ценна. Заручившись поддержкой, мягко и осторожно мы сможем найти свою здоровую боль и обрести через неё целительное освобождение точно так же, как когда-то мы заново обрели свои слёзы. До ВДА нам казалось, что плакать не имеет смысла, поэтому мы прекратили это делать. Благодаря работе по Шагам и психотерапии мы вернули себе свои слёзы и раскрыли их ценность.

Эмоциональная боль – это такой же подарок. Многие из нас соприкоснулись с ней в Первом Шаге или в Четвёртом, когда подробно описывали пережитые травмы или насилие, причинённое нами окружающим. Мы поняли, что не одиноки в своих мучениях. Боль, которую мы испытываем в ВДА, отличается от той бесполезной боли, которую мы вынуждены были терпеть в семье под влиянием покинутости. Дома мы научились искать нездоровых страданий, которые не приводили к решению проблемы, а только подпитывали наше зависимое поведение. Благодаря ВДА мы проживаем здоровую боль и находим освобождение.

Всем нам случалось видеть, как взрослый ребёнок погружается в изоляцию, но страдать в одиночку совсем не обязательно. Эмоциональной боли свойственно естественным образом заканчиваться, продлить её можно, только если не обращаться за помощью. Когда мы проходим через эту стадию, нужно собрать всё своё смирение и попросить того, кому мы доверяем, выслушать нас. Мы находим в себе готовность разделить страхи и сомнения с другим человеком. Вскоре мы обнаружим, что члены ВДА действительно способны нам помочь. Эмоциональная боль может открыть дорогу к более тесному контакту с Богом, как мы Его понимаем. Нам предстоит узнать, что её заключительный этап – постепенное исчезновение – часто становится моментом, когда происходит интеграция черт выживания. Пройдя через этот опыт до конца, мы чувствуем внутреннее преображение. Мы заново обретаем внутреннюю силу и начинаем иначе воспринимать эмоциональную боль. Мы видим в ней инструмент, который поможет огранить твёрдые, как алмаз, черты выживания.

Глядя в лицо своей боли, мы узнаём, что не одиноки в своих страданиях. Когда она приходит к нам на Шестом Шаге, мы стараемся чаще посещать собрания и постоянно обращаться к Богу, как мы Его понимаем.

Полностью подготовить себя

Закончив Пятый Шаг, мы возвращаемся домой, находим тихое место, чтобы поразмышлять над собственной жизнью. Мы встали на путь честности и прощения себя, и этот путь приведёт нас к новой жизни. Мы прекращаем играть роль жертвы, преследователя или властной фигуры. В Четвёртом Шаге мы увидели оборотную сторону каждой черты из Списка. Если мы боялись властных фигур, то вероятно сами стали властной фигурой для своих детей, подчинённых или других людей в благоприятных для этого ситуациях. Если мы сурово осуждали себя, то и других осуждали не меньше. Мы были жертвами, но многие из нас сами стали причинять насилие. Если нам свойственно распространять злые сплетни, мы перестаём это делать. Мы обретаем готовность попросить Высшую Силу, чтобы она помогла нам простить себя и измениться.

Мы стремимся к такой жизни, в которой будем чувствовать свои чувства и при поддержке друзей из ВДА честно говорить о том, что с нами происходит. Кому-то из нас суждено возобновить общение с семьёй и наладить отношения с родственниками. Мы станем меньше их осуждать и одновременно легко сможем определить, когда необходимо отойти от них в сторону. Мы развиваем родительское отношение к себе по мере того, как оплакиваем детские потери. Мы не сбиваемся с пути, ведущего нас к Внутреннему Ребёнку и обретению себя.

Теперь, когда мы завершили Пятый Шаг, нужно сесть и внимательно обдумать проделанную инвентаризацию. Мы следим за своим дыханием и стараемся, чтобы оно было глубоким и свободным. Мы разобрали стыд, покинутость, сексуальные проблемы и недостаток похвалы. Мы отыскали накопившиеся травмы, замороженные чувства, определили свои духовные убеждения. Мы видим своё растущее мужество, оно всегда было у нас и сейчас восстанавливается. Вероятно и раньше у нас было представление об общих законах мироздания и имелись некие духовные убеждения, но сейчас наша вера укрепляется. Пятый Шаг помог нам сосредоточиться на себе. Мы совершили важный поступок, у него есть духовное значение. Мы провели инвентаризацию своей жизни и смогли рассказать о себе другому человеку. Мы нарушили семейное правило хранить молчание. Мы знаем, что сейчас находимся в кругу друзей. И даём себе то, чего не получили от родителей. Больше мы не одиноки.

Шестой Шаг дарит нам время полностью подготовить себя. Сейчас вы собираетесь смиренно попросить Бога устранить все дефекты вашего характера с помощью молитвы Седьмого Шага. Этот Шаг гласит: «Смиренно просили Бога исправить наши изъяны».

У нас есть список этих дефектов. Мы составили его по результатам инвентаризации Четвёртого Шага. Мы знаем свои черты выживания и понимаем, как они функционируют в нашей жизни. Это черты из Списка, которые мы уважаем, но стремимся смягчить или интегрировать.

В число дефектов характера, скорее всего, попали следующие: эгоцентризм, оценочность, зависть, жадность, похоть, ревность, ощущение превосходства, нечестность и мелочность. Когда мы обдумываем их, мы не осуждаем себя. И дефекты характера, и черты выживания – наши старые друзья, с которыми мы хотим попрощаться. Одни уйдут сразу. Другие – постепенно. Оставшиеся мы интегрируем в собственную личность, тем самым обогатив свою жизнь и характер. Мы собираемся сделать то, что вернёт нам целостность.

Мы уже перестали наказывать себя. Мы просим Бога, как мы Его понимаем, помочь нам полностью подготовиться к тому, что Он избавит нас от этих дефектов. Нужно осознать, что благие намерения в этом деле не пригодятся. Точно так же, как не пригодятся сила воли и целеустремлённость. Чтобы достичь цели Шестого Шага, необходима помощь от силы более могущественной, чем наша собственная.

Мы сидим так, чтобы тело было расслаблено, но внутренне концентрируемся на готовности освободиться от дефектов характера. Когда мы чувствуем, что время пришло, мы повторяем молитву Седьмого Шага для каждого дефекта и каждой черты – хотим мы их интегрировать или желаем освободиться от них. Приступая к молитве, мы ещё раз внимательно их просматриваем.

Возможные дефекты характера:

эгоцентризм, оценочность, прокрастинация, перфекционизм, зависть, жадность, похоть, ощущение превосходства, нечестность и мелочность.

Черты выживания из Списка или шаблоны поведения:

угодничество, страх властных фигур, подавление чувств, зависимое поведение, смешение любви и жалости (полный список вы найдёте в начале книги).

Что можно сделать, чтобы избавиться от дефектов характера и интегрировать черты выживания:

Вариант 1 – Прочитайте весь текст Седьмого Шага. Затем произнесите молитву этого Шага для освобождения от каждого дефекта и интеграции каждой черты. Например, интегрировать свой страх властных фигур можно, превратив его в убеждение, что властные фигуры – просто живые люди, от них не нужно ждать насилия или вражды.

Вариант 2 – В тексте Седьмого Шага найдите и прочитайте пункт «Избавление от дефектов характера». Произнесите молитву этого Шага для освобождения от каждого дефекта и интеграции каждой черты. На следующий день прочитайте весь текст Седьмого Шага.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь