Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Союзники шамхала. Дженготенцы и акушинцы



1е. Дженготенцы. Смежны с границами шамхальскаго владения повыше в горах, с других сторон граничат с акушинцами и с владением уцмия каракайдацкаго, имеют собственных владель-цов, из коих страший Али Султан бек, преданный России, и во время похода войск в Персию в 1796 году оказавший многие опыты своего усердия. Вооруженных людей поставить могут до 5 000. Селения, им принадлежащия, суть:

Дженгутей на реке Малой Манас, Малой Чуглы. Большой Чуглы. на реках, / л. 291 об. / впадающих в Малой Манас, Алинеут, Лименты на вершинах Малаго манаса и многия другая.

3 е. Владение уцмия каракайдацкаго

От речки Орусай булак простирается вдоль по морскому берегу на 60 верст до реки Дарбаха, а в ширину от моря до гор и в самых горах верст на 100. С двух сторон граничит владением шамхала и с морем к полудни с ханством Дербенским и Табасараном, к западу с казыкумыками. Отлогости, заключенныя между морем и горами, неравны и выдаются разстоянием на 20, на 15 и до 5 верст, / л. 292 / состоя большею частию из песчанаго слоя, который однако же весьма удобен для хлебопашества посредством поливания водопроводами, как тамошние жители делают по общему азиятскому обычаю, где только есть возможность производить его в действие. Знатнейшие реки сего владения Хомрю Озень, Большой Буам и Дарбах, все три парарельно текущия к морю и при устьях своих покрытая лесом. Между ручьем Инчке и Большим Буамом находятся соляные озера и один колодезь серной горячей воды. Во владение уцмия есть также и нефтяные ключи. Около Буама живут кайдаки, / л. 292 об. / старожилой дагестанской народ, чаятельно получивший название свое от бывшаго (В рукописи “об бывшаго”) в сих местах древняго города Кадака, а по Дарбаху живут каракайдаки или черные кайдаки, коим имя сие, как кажется, по черному виду местных гор, ими обитаемых, которые от россиян также называются черные горы.

Достоинство уцмия второе по старшинству, постановленное аравитянами. Уцмей на арабском языке значит начальника, повелителя. [166]

Сношения российскаго двора с уцмиями каракайдацкими начались со времени похода Петра Великаго в Персию, / л. 293 / то есть в 1722 году, когда уцмей Ахмат хан по разбитии войска его и по раззорении города Утемиша, вступил в российское подданство. Таковая же присяга повторена в 1796 и 1802 годах 135. По образу жизни кайдаков и каракайдаков, привыкших к безначалию, владельцы не всегда могут держать народ в повиновении при искреннейшем к тому желании, а тем менее ожидать должно устройства, когда уцмий приращает доходы свои, учавствуя в добычах, похищаемых его подданным. В 1774 году академик Гмелин, ехавший обратно из Персии, по повелению / л. 293 об. / уцмия Омир Омзы захвачен был в плен, где в том же году и умер. За столь дерзкий поступок принял он достойное наказание, ибо генерал- майор де Медем с отрядом войск вошел в его владение, разбил вооруженныя скопища, с ним вступившияся, и принудил уцмия просить пощады.

Нынешний уцмий Али хан состоит в чине генерал-майора, имеет от роду 36 лет, пользуется от народа уважением и держит его в послушании. Родной брат его, Адиль бек, ему от роду 28 лет. Дядя его, Рази бек, имеет отделенное от уцмея. / л. 294 /

2е, Акуши. Акушинцы или Акуш-дарга живут на высочайшем хребете гор между Дагестаном и Лезгистаном, граничат с дженгатенцами, с казыкумыками и с владением уцмия каракай-дацкаго. Владельцев не имеют, управляются старшинами, находятся в некоторой зависимости от шамхала в разсуждении пастьбы скота, соли и прочих местных обстоятельств. Главнейшия селения суть:

Акуша на вершине Большаго Манаса; Кутань. Урума. Дюгим. Ошуша. на речках впадающих в Большой Манас, и неопределенное количество других деревень / л. 294 об. / весьма многолюдных, ибо в оных полагается более 20 тысяч дворов.

Впрочем союзничество дженгутинцов и зависимость акушенцев относительно к шамхалу не заключают в себе дальнейших обязанностей и не препятствуют сим народам вступать в подоб-ныя сношения и с другими соседственными владельцами, а доказывают только теснейшую связь их с шамхалом, который с помощию их поставить может от 20 до 25 тысяч вооруженных людей. Посему я отличил сии два дагестанские народа именем союзников шамхала. / л. 295 /

Дженгутинцы, акушинцы. равно как и подданные тарковскаго владения, все магометанскаго закона сунской секты, говорят разными языками. Тарковцы испорченным татарским наречием, а дженгутинцы и акушинцы лезгинским. Сие показывает некотором образом произхождение первых от кумыков татарскаго [167] колена или смешение онаго старожилами тарковцами (Очевидно, следует читать “...онаго со старожилами тарковцами...”), и таковое же смешение последних двух народов с соседями их лезгинцами. Акушинцы говорят одним наречием с жителями лезгинскаго общества Зудахака, лежащаго / л. 295 об. / во владении казы-кумыцком 136. Главнейшия волости и места сего владения суть:

1е, Утемис - местечко на речке Инчке. в 25 верстах от моря, было раззорено российскими войсками в 1722 году в наказание уцмию.

2е, Башлы - город, местопребывание уцмея на речке сего же имени в 30 верстах от моря.

3е, Мажалис - местечко на реке Большой Буам.

4е, Великент - большое селение на реке Малой Буам. / л. 296 /

5е, Беркеч или Берекой при устье Большаго Буама. По имени сей деревни россияне называют тамошних жителей берекайцами. Недалеко оттуда и в 10 верстах, не доходя до леваго берега Дарбаха, находится раззоренный замок Али хан кала.

6е, Баржамей - селение в долине между Большим Буалом (Очевидно, следует читать “Большим Буамом”) и Дарбахом.

7е, Кубичи - город, состоящий на особых условиях под покровительством уцмея, лежит в горах на ручье, падающем в Большой Буам.

Поелику сие место соделалось известным разными слухами и показаниями о произхождении его жителей от франков, / л. 296 об. / не прерывая связи нашего плана, мы поместим особенное об нем изследование в конце сей же статьи. Число жителей сего владения простирается до 25 тысяч дворов, но вооруженных людей не более могут поставить, как до 8 тысяч, потому что уцмий не с каждаго двора берет воина, но с деревни по разчислению.

Жители сего владения весьма наклонны к грабительству, в чем безпрерывно упражняются, нападая на проезжающих купцов из Дербента и Кизляра. Местоположение жилищ их по Каспийскому морю возродило также в них охоту к морскому разбойничеству. Астраханская торговля встречает / л. 297 / нередко от них препятствия, которыя однако же существуют от произвольнаго нерадения купечества об мореходном искустве, потому что, плавая на ненадежных судах, они не смеют отдалятся от берегов, усеянных подводными камнями и мелями, отчего при малейшей непогоде случаются кораблекрушения. Каракайдаки стерегут таковыя произшествия, бросаются в лодки и довершают нещастие погибающих, разхищая товар и забирая людей в плен. Смелое плавание в открытом море уничтожило бы сие препятствие, ибо дагестанцы вообще никаких судов, кроме лодок, не имеют. Строгое надзирание [168] / л. 297 об. / кавказскаго начальства за поведением земноводных разбойников обуздало уже отчасти их своевольство, которое со времени покорения Дербента, долженствует вовсе прекратиться.

Плодородие почвы, ими обитаемой, наипаче в долинах понудило их леность подбирать под ногами разбросанные дары природы и мало-помалу обратить внимание к земледелию, сеянию хлопчатой бумаги и к шелководству. Сии две последния отрасли домоводства их малозначущи, хлебопашество их состоит в сеянии сарачинскаго пшена, просы, пшеницы и ячьменя. Сверх / л. 298 / того промышляют продажею нефти, от коей главный доход принадлежит уцмею. Немаловажную прибыль получают жители от капания дикой марионы (крапа), которая растет в таком изобилии, что многие пахари, разделывая землю под посев хлеба, вырывают плугом марионы ценою от 100 до 200 рублей и более.

Промышленность сия находится в руках кизлярских жителей. Вышепомянутыя выгоды принадлежат токмо живущим по долинам и у подошвы гор. Прочия каракайдаки, далее в горах поселенные, упражняются частию в хлебопашестве, / л. 298 об. / частию промышляют в Кизляре и даже в Астрахани продажею разных плодов свежих и сушенных, как-то: груш, яблок, квитов, по-татарски называемых айва, персиков, абрикосов, арехов. Еще далее за теми, живущие в самых высоких горах, нуждаются в землях, сеют турецкое пшено, известное под именем кукурузы, и главное пропитание имеют от овечьих стад, кои пасут зимою в долинах, а летом в горах. Терекемеи, кочующие трухменцы, коих небольшое число подвластно также уцмею, упражняются большею частию в скотоводстве.

Весь доход уцмея от продажи / л. 299 / нефти и морены, от взимания пошлины с провозимых товаров, составляет не более 20 тысяч рублей, включая туда же отрасль доходов от разбоев, которая весьма маловажна по чрезмерной осторожности проезжающих, имеющих обыкновение брать с собою надежных провожатых от места до места, зная что каракайдаки нападают только тогда, когда видят склонность, а в равный бой не вступают.

Жители сего владения исповедают закон магометанской сунской секты, говорят языком лезгинским, смешанным с татарским. / л. 299 об. /

Изследование о городе Кубечи

В 1253 году монах Рубрикус в проезде свой чрез Кавказския горы от Баты хана в стан Мангу хана упоминает о городе Теласе, в котором жили немцы, как он слышал. Потом в стане [169] Мангу хана сказали ему, что сии немцы переселены от запада на восток разстоянием на месяц езды от прежняго города в другой город, называемый Балак. где они работают на золотых и железных рудниках и куют оружие. Но откуда они пришли и когда, ничего не упоминается. / л. 300 /

От сего ли источника заимствовал Гербер свое показание о кубечинских жителях или почерпнул оное от разсказов, слышанных на месте. Мнение его состоит в следующем: что жители кубечинские называют сами себя франками, то есть европейцами и сказывают, что предки их более нежели за 1000 лет поселились на сем месте. От других слышал он догадки, что генуезцы и греки, торговавшие по Черному и Каспийскому морю, могли учредить там рудокопные заводы и чаятельно по нашествии татар сии художники остались в теперешних жилищах и составили республику. / л. 300 об. / Вероятность сей догадки, тем паче подтвердилось, что они искусные художники, делают огнестрельное оружие, сабли, панцыри и еще более искусны в золотой и серебреной работе. Герберу последовал Гильденштет и другие писавшие о кавказских народах, повторяя о произхождении кубечинцев тоже самое. По изустным преданиям, до меня дошедшим, многие из кавказских народов думают, якобы ссылаясь на собственное показание кубечинцев, что предки их были франки, жили прежде в долинах, но во время нашествия Чингис хана на аварское владение, убежали в горы, / л. 301 / в теперешнее место, где по многих претерпенных ими гонениях от мусульманов принуждены были оставить христианской закон и, пребывши несколько лет в неверии, напоследок приняли магометанскую веру. Таковыя обстоятельства весьма делают правдоподобным показание Рубрикуса о городах Теласе и Болаке. Недостает нам только удостоверение точно ли кубечинцы сами себя признают происходящими от франков: разрешением сего вопроса кажется должны прекратиться сомнения и обнаружить истину.

Известно было, что братья Наравские или Гуренгутеры, / л. 301 об. / поселенные в Сарепте на Волге, основываясь на сих показаниях, а еще более на догадках, помещенных в путешествии Гильденштета, о переселении в Кавказския горы богемцов во время претерпеннаго ими гонения за веру, к чему способствовало сходство имян совсем несходных реки Чегем с Чех, послали двух братьев в Кубечи для разведывания о произхождении тамошних жителей, сведения, ими приобретенныя, никогда еще не были обнародованы. Я старался получить оныя посредством господина (В рукописи вместо слов “господина”, “господином” написана одна буква “г.”) саратовскаго губернатора Петра Ульяновича Белякова, который по дружбе своей удовлетворил мое желание, доставя мне выписку, извлеченную [170] господином Вигандом из сарептскаго архива, / л. 302 / касательно путешествия упомянутых двух братьев, она помещается здесь от слова до слова, как ниже следует.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь