Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие и структура научной картины мира (НКМ)
Знания о мире можно выражать в разных формах: понятия, принципы, законы, теории, концепции (система идей), система знаний, научная картина мира. НКМ – система оснований, идеалов и принципов, которые влияют на содержание знания, определяют выбор целей, путей и методов, а также способ интерпретации результата. Структурно НКМ содержит в себе содержание, основания, идеалы и принципы. В общепринятых толкованиях НКМ сводят к разным вариациям системности знания о мире. Безусловно, что НКМ есть форма знания, но эту форму можно и нужно выразить через структурные элементы. Содержание НКМ определяют базовые теории и эмпирический базис. Например, механика И. Ньютона и опытные данные, которые сделали возможным её признание. Основания НКМ – система идей, на которые опирается теория, но в формах конкретно – научного знания их не выражает. Можно различать собственные, философские и социокультурные основания. Например, в собственных основаниях биологического знания на протяжении веков была идея неизменности (Аристотель, христианство) в природе. Сложнее обстоит дело с философскими основаниями. Как известно, в истории философии есть два направления: материализм и идеализм. Существование мира признается и материализмом и идеализмом. Но есть различия. Они проявляются в признании тех сущностей, от которых зависит состояние реального мира. Идеализм в его разнообразных исторических формах принимает воздействие каких-то внешних сущностей (Бог, абсолютная идея и т.д.), от которых зависит материальное начало. Согласно материализму таких сущностей в природе нет, все изменяется по её внутренним законам. Классические примеры связаны с идеями Ф. Аквинского и признанием И. Ньютоном первопричины движения («Бог завел мировые часы»), ибо бесконечная цепочка причин движения не приводила к её началу. В идеализме выделяют два направления: субъективный идеализм и объективный идеализм. В пределах материализма в ясном виде проявили себя материализм метафизический и материализм диалектический. Принципиальное различие между ними выражается в отношении к идее развития. Есть различия и по методам познания. Идеалы – познавательные ценности, от которых зависит выбор цели, путей и методов. Принципы – утверждения научного знания, которые принимаются без доказательства. В истории философии науки выделяют глобальные и локальные НКМ. Глобальные НКМ охватывают все области научного знания. К ним относятся натурфилософия, классическая (XYII – XIXв. в.), неоклассическая (ХХ в.) и современная (постнеклассическая). Последняя из них находится в стадии формирования. Локальные НКМ различаются по областям знания: физическая НКМ, биологическая НКМ и т.д. В свою очередь, в каждой из них также принято выделять своеобразие картины мира. Это отчетливо проявляется в области физического знания, в котором выделяют этапы механистической НКМ, электродинамической НКМ, релятивистской и квантово – полевой НКМ. Каждая из НКМ содержит в себе определенное содержание, основания, принципы, образы мира (мир как «часовой механизм» периода классической НКМ), тип рациональности (В.С. Степин) и представления человека о своем месте в мире («Я и мир»). Содержание и основания НКМ
Механицизм классической НКМ. Из всех наук того времени наиболее развитой была механика и теория тяготения И. Ньютона. Основы механики создавали физики, математики и философы. Ученые принимали теорию механики как эталон построения теоретического знания. Это один из аспектов механицизма. Другой аспект состоял в том, что объяснение любых физических явлений в конечном итоге можно проводить по аналогии с явлениями механическими. Физика изучала явления разной природы: свет, звук, электромагнитные волны и т.д. Что есть свет? Ответ – поток корпускул. Попытайтесь, в порядке эксперимента, спросить себя. Что есть электрический ток? Наверняка Вы получите ответ – направленное движение электронов. Или что в этом духе. Но это не будет ответом века ХХ. Что есть теплота? Ответ давался в духе механицизма и т.д. С механицизмом напрямую был связан редукционизм (редукция – сведение, возвращение). Область его проявления – живая природа, общество, человек. В пределах редукционизма допускали сведение сложного к простому. Образно говоря, разложили систему по элементам, а вот «сборку», синтез не провели. В современной синергетике это недопустимо, ибо любой из элементов системы воспроизводит и «хранит» информацию о целом. Другой аспект редукционизма выражался в «сведении» структурно высших форм организации к простым, низшим. Например, в объяснении человека социальное начало «сводили» к биологическому. Основания неоклассической и современной картин мира будет предметом обсуждения в последующих темах пособия. Принципы НКМ
Принципы можно рассматривать как утверждения научного знания, которые принимаются без доказательства. Вопрос о происхождении и признании принципов решался в дискуссиях истории науки. Например, идеи абсолютности или относительности пространства и времени обсуждались на протяжении всей истории науки, а признание идеи относительности утвердилось как принцип под влиянием теории относительности А. Эйнштейна. Аналогичная драма была и в сфере признания, по сути дела, всех принципов неоклассической и современной НКМ. В основах их признания не только размышления мыслителей, но и доказательная эмпирическая и теоретическая база. Принципы это не просто «жареные рябчики истины» (Г.Гегель), а закономерный итог поисков ученых и философов. Если научное сообщество принимает исходные принципы, то они становятся парадигмой (Т. Кун) научного мышления. В изложении принципов НКМ мы вынуждены ограничиться констатацией содержания их смысла. Основное внимание мы будем уделять тем изменениям в НКМ, которые появляются в результате смены принципов. Гениальность А. Эйнштейна можно увидеть в том, что он отказался от принципов классической НКМ и в основу своей теории положил принцип относительности и принцип постоянства скорости света. Эмпирическая база была известна (опыты Майкельсона – Морли). Теоретические варианты для новой теории были (Лоренц, Пуанкаре), а вот принципы оставались прежними. Смена А. Эйнштейном принципов позволила перейти к новой теории, которая оказалась в основах содержания НКМ. Принцип абсолютности пространства и времени. Основные положения: 1. абсолютность, т.е. независимость пространства и времени ни от каких процессов (движение, тяготение и т.д.); 2. существует абсолютная, т.е. единственная система отсчета и связанная с нею система координат; 3. пространство и время однородны, т.е. все точки пространства и времени физически однородны; 4. изотропность пространства, т.е. равноправие в физическом смысле любых направлений движения. Принцип относительности пространства и времени. Основные положения (сравниваем в пределах аналогий). 1. относительность, т.е. зависимость проявлений пространства и времени от движения, взаимодействия, сил тяготения; 2. абсолютной системы отсчета, т.е. единственной, нет. И в каждой из систем отсчета находится «наблюдатель»; 3. неоднородность проявлений пространства и времени. Физический смысл выражается в том, что состояние движения и взаимодействия определяется распределением сил тяготения (космология). |
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы