Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Теория плюралистической демократии
Теория исходят из того, что ни личность, ни народ не являются главными движущими силами политики в демократическом государстве. Именно в группе формируются интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности индивида. С помощью группы личность получает возможность политического выражения и защиты своих интересов. Народ не может выступать главным субъектом политики, так как он является противоречивым образованием, состоящим из конкурирующих в борьбе за власть групп. Создателями ее являются М. Вебер, Й.Шумпетер, Ласки, Липсет. Основные положения: – общество состоит из многочисленных групп, которые объединяются особыми экономическими, религиозными, этническими или культурными интересами; – группы являются главным субъектами политики, пытаются повлиять на власть; – признается конкуренция между группами за влияние на принятие правительственных решений; – в обществе существуют разнообразные, независимые от правительства центры власти – фирмы, университеты, партии и др.; – политический плюрализм; – политическая воля народа, выраженная в решениях власти, представляет собой компромисс между различными групповыми интересами; – государство выступает как нейтральный арбитр между соперничающими группами интересов, а сами государственные структуры децентрализованы таким образом, чтобы обеспечить группам интересов открытый доступ к чиновникам. Сторонники теории плюралистической демократии отрицают наличие в обществе единой воли народа. Наличие единой воли невозможно уже потому, что в силу своей природы люди исходят из принципа не общественной, а личной пользы. Политический плюрализм означает включение в политическую жизнь множества общественных движений и партий, имеющих различные политические цели. Основными формами такой борьбы являются отстаивание своих платформ перед избирателями, получение максимального числа парламентских мест и т. д. Экономической основой политического плюрализма выступает многообразие форм собственности, что ведет к многообразию интересов. Политической основой является конституционно закрепленная система прав и обязанностей гражданина (свобода слова, обеспечение равноправного участие в политической жизни, утверждение верховенства закона и др.), разделение ветвей власти. Социальной основой является гарантированная государством возможность равного доступа к социальным ценностям, а также минимум благ, обеспечивающих возможности для проявления самостоятельной активности. Таким образом, суть такой демократии заключается в признании законности различных социально–политических сил. Плюралистическая теория демократии переносит акцент с общей массы избирателей на организованные группы интересов. Демократия, в этой трактовке, – это правление народа, действующего через конкурирующие групповые интересы. Недостатком концепции плюралистической концепции является то, что она исходит из идеальной модели гражданина как активного участника политических процессов, своей деятельностью поддерживающего ту или иную партию. На самом деле за политическими партиями и движениями стоит не массовый электорат, а только наиболее его активная часть. Остальные избиратели либо уклоняются от выборов, либо не вникают глубоко в содержание предвыборных платформ, либо совершают свой выбор случайно. При этом голоса избирателей достаются двум–трем крупным политическим партиям, программы которых не отличаются большим политическим многообразием, либо мелким предвыборным объединениям, которые будут в будущем поглощены более крупными партиями, а контроль за деятельностью парламентариев со стороны простых избирателей невозможен. Кроме того, уязвимым местом плюралистической теории является представление о том, что политические силы способны сплотиться и принять решение с учетом интересов всех групп.
Теория партиципаторной демократии Сторонники теории партиципаторной демократии (то есть основанной на соучастии граждан непосредственно в политическом процессе) исходят из идеала индивидуального самоопределения автономной личности. Партиципаторная демократия – это все виды участия народа в политической жизни, с целью оказания влияния на принятие решений (забастовки, выборы, митинги, письма, наказы и т.п.). Ее сторонники Б. Гуттенберг, Д. Нолен, Й. Шумпетер обосновывают необходимость участия широких слоев населения не только в выборах своих представителей, в референдумах, собраниях, но и непосредственно в политическом процессе – в подготовке, принятии и осуществлении решений, а также контроле за их реализацией. Такое участие необходимо, по мнению авторов, во всех областях, и прежде всего в тех из них, которые имеют для гражданина личностную заинтересованность: на рабочем месте, по месту жительства, в сфере организации досуга и других. Основные положения теории: – вовлечение всех слоев общества в политический процесс от выработки решений до их осуществления; – распространение принципа участия на неполитические сферы, например в образовании, в экономике (самоуправление и рабочий контроль на производстве); – децентрализация принятия решений, означающая, что по менее сложным вопросам решения принимаются через процедуры прямой демократии; – упрощение процедуры выборов. Главными целями этой концепции являются всесторонняя демократизация общества, а также социальная эмансипация и самореализация личности. В 60–х годах ХХ века демократия в западных странах стала активно развиваться в различных формах самоуправления, социальных движениях (движение «зеленых», «феминистов»), отрицающих государственное принуждение. Сама теория была очень популярна среди идеологов левых партий и движений. Не отрицая необходимости в современных условиях представительной демократии, сторонники этой модели настаивают на смешанной форме политического управления, на своеобразной пирамидальной системе, с прямой демократией у основания и демократией представительной на каждом уровне выше основания. Демократия — это прежде всего процедура.
Концепция полиархии Концепция полиархии (Р. Даль) исходят из принципа, что демократия как идеал и как набор институтов и процедур принятия решений не совпадают. Во втором смысле демократию он называет полиархией. По мнению ученого, при полиархии (с греч. arhe – суверенитет, начало, poly – много), власть осуществляется не всем народом, а многими. Демократия – это идеал, к которому следует стремиться, но которого полностью нельзя достичь, поскольку весь народ не может управлять. Полиархия как политический порядокпредполагает наличие относительно высокой терпимости к оппозиции и относительно широких возможностей участвовать во влиянии на деятельность правительства. Функционально полиархия опирается на семь институтов, которые обеспечивают ее эффективность: – выборные должностные лица. Контроль за решениями правительства конституционно закреплен за избираемыми от народа представителями; – свободные и честные выборы, в которых имеет право участвовать каждый гражданин (как избиратель и как кандидат), в сочетании с непрерывным открытым политическим соперничеством между гражданами и их объединениями; – всеобщее голосование, предполагающее право на участие в выборах всего населения и право претендовать на выборную должность в правительстве; – зависимость правительства от избирателей и результатов голосования; – свобода слова: граждане обладают правом безнаказанно выражать свои мысли, в том числе, критиковать власть, политическую систему, общественно–экономический порядок и преобладающую идеологию; – существование альтернативных и часто конкурирующих между собой источников информации, выведенных из под контроля правительства; – наличие разнообразных независимых организаций, включая оппозиционные партии. Главными особенностями полиархии являются возможность политической состязательности, обеспечение права на участие в политике и управление на основе коалиции. Даль рассматривает полиархию как «очищенный» вариант существующих систем и приходит к выводу, что её институты необходимы (хотя, возможно, недостаточны) для достижения идеальной демократии. Модель полиархии также используется в качестве стандарта для измерения уровня демократии. Для стран с полиархией также характерны следующие черты: – сравнительно высокие значения индикаторов благосостояния (уровня доходов на душу населения, ожидаемой продолжительности жизни и т. д.), рост этих индикаторов на протяжении длительного времени; – широкое распространение грамотности; – многообразие сфер профессиональной деятельности; – высокий уровень урбанизации; – наличие развитого малого и среднего бизнеса, жестко ориентированного на национальные и международные рынки. Эта трактовка плюрализма является наиболее доработанной, т.к. критерий публичной соревновательности групп и лидеров в борьбе за власть сочетается с требованием широкой вовлеченности граждан в политический процесс. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-03; Просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы