Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Усвоение преподанного зависит от привычек слушателя; какие у нас сложились



привычки, такого изложения мы и требуем, и то, что говорят против

обыкновения, кажется неподходящим, а из-за непривычности - более непонятным

и чуждым, ибо привычное более понятно. …

 

КНИГА ТРЕТЬЯ

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Для искомой нами науки мы должны прежде всего разобрать, что прежде всего

вызывает затруднения; это, во-первых, разные мнения, высказанные некоторыми

о началах, и, во-вторых, то, что осталось до сих пор без внимания.

 

ГЛАВА ШЕСТАЯ

Вообще может возникнуть недоумение: зачем это нужно помимо чувственно

воспринимаемого и промежуточного искать еще что-то другое (например,

Эйдосы, которые мы полагаем)?

…Если помимо чувственно воспринимаемых вещей и математических предметов не

существует каких-либо иных, таких, как Эйдосы, о коих говорят некоторые, то

не будет существовать единой по числу и по виду сущности, и начала вещей

будут ограничены не по числу, а [только] по виду. Если же необходимо,

[чтобы начала были ограниченными по числу и по виду], то на этом основании

необходимо также признавать и существование Эйдосов. В самом деле, если те,

кто принимает Эйдосы, и не говорят об этом отчетливо, то во всяком случае

это то, чего они хотят, и им необходимо утверждать, что каждый Эйдос есть

некоторая сущность и что ни один Эйдос не есть нечто привходящее[2].

 

КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ

ГЛАВА ВТОРАЯ

О сущем говорится, правда, в различных значениях… Поэтому ясно, что и

сущее как таковое должно исследоваться одной наукой. А наука всюду

исследует главным образом первое - то, от чего зависит остальное и через

что это остальное получает свое название.

 

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

…Слово " быть" или слово " не быть" обозначает нечто определенное, следовательно, не

может что-либо [в одно и то же время] обстоять так и не так.

Не может одно и то же быть и не быть [в одно и то же время],

разве лишь при многозначности слова, как, например, в том случае, если то,

что мы называем человеком, другие называли бы не-человеком; но вопрос у нас

не о том, может ли одно и то же в одно и то же время называться человеком и

не-человеком, а о том, может ли оно на деле быть тем и другим

[одновременно].

( Закон запрета на противоречие )

 

ГЛАВА ПЯТАЯ

Одно и то же может вместе быть и сущим и не-сущим, но только

не в одном и том же отношении. В самом деле, в возможности одно и то же

может быть вместе [обеими] противоположностями, во в действительности нет.

Эмпедокл утверждает, что с изменением

нашего состояния меняется и наше разумение:

Разум растет у людей в соответствии с мира познаньем.

Вообще если существует одно лишь чувственно воспринимаемое, то не было бы

ничего, если бы не было одушевленных существ, ибо тогда не было бы

чувственного восприятия. Что в таком случае не было бы ни чувственно

воспринимаемых свойств, ни чувственных восприятий - это, пожалуй, верно.

 

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

Равным образом не может быть ничего промежуточного между двумя членами

противоречия, а относительно чего-то одного необходимо что бы то ни было

одно либо утверждать, либо отрицать. Это становится ясным, если мы прежде

всего определим, что такое истинное и ложное. А именно: говорить о сущем,

что его нет, или о не-сущем, что оно есть, - значит говорить ложное; а

говорить, что сущее есть, а не-сущее не есть, - значит говорить истинное.

…Далее, все, что постигается через рассуждение (dianoeton) и

умом, мышление (dianoia), как это ясно из определения [истинного и

ложного], либо утверждает, либо отрицает - и когда оно истинно, и когда

ложно: оно истинно, когда вот так-то связывает, утверждая или отрицая; оно

ложно, когда связывает по-иному.

Учение Гераклита, что все существует и не существует, признает все истинным.

 

КНИГА ПЯТАЯ

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Началом называется то в вещи, откуда начинается движение. И о причинах говорится в стольких же смыслах, что и о началах, ибо все причины суть начала.

Поэтому и природа, и элемент, и замысел (dianoia), и

решение, и сущность, и цель суть начала: у многого благое и прекрасное

суть начало познания и движения.

                     

ГЛАВА ВТОРАЯ

Причиной называется то содержимое вещи, из чего она возникает; например,

медь-причина изваяния и серебро-причина чаши.

…Все только что указанные причины подпадают под четыре совершенно очевидных

Вида.

(Из кн. 1, гл. 2: « о причинах говорится в четырех

значениях: одной такой причиной мы считаем сущность (или форма. – С.Б.), или суть бытия вещи [ведь каждое " почему" сводится в конечном счете к определению вещи, а

первое " почему" и есть причина и начало); другой причиной мы считаем

материю, или субстрат [hypokeitmenon); третьей – то, откуда начало движения;

четвертой - причину, противолежащую последней, а именно " то, ради чего ",

или благо [ибо благо есть цель всякого возникновения и движения)».

 

(Четыре причины Аристотеля: формальная, материальная, движущая и целевая. См. далее: кн.7, гл.3)

 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Элементом называется первооснова вещи, из которой она слагается и которая

по виду не делима на другие виды, например элементы речи, из которых речь

слагается и на которые она делима как на предельные части, в то время как

эти элементы уже не делимы на другие звуки речи, отличные от них по виду.

 

(элемент – от эль – эм - эн…, т.е. от сочетания букв латинского алфавита; слово введено Лукрецием в 1 в. до. н. э.)

 

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Природой, или естеством (physis), называется возникновение того, что растет

(как если бы звук " у" в слове physis произносился протяжно); первооснова

растущего, из которой оно растет; то, откуда первое движение, присущее

каждой из природных вещей как таковой.

Эмпедокл:

[Стойкой] природы ни у одной из вещей не бывает, Есть лишь смешение и

разделенье того, что смешалось, А у людей оно получает названье природы.

 

ГЛАВА ПЯТАЯ

Необходимым называется то, без содействия чего невозможно жить (например,

дыхание и пища необходимы для животного: ведь существовать без них оно не

может); то, без чего благо не может ни быть, ни возникнуть.

 

ГЛАВА ШЕСТАЯ

Единым, или одним, называется то, что едино привходящим образом, и то, что

едино само по себе (по необходимости).

…Единым называется непрерывное вообще, даже если оно изогнуто.

Далее, в другом смысле едиными называются вещи в силу того, что субстрат их

неразличим по виду; а неразличим он у тех вещей, вид которых неделим для

чувственного восприятия. …

Далее, одни вещи едины по числу, другие - по виду, иные - по роду, а иные -

по соотношению (kat' analogian – по аналогии).

 

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

 

Сущим называется, с одной стороны, то, что существует как привходящее (случайно), с

другой - то, что существует само по себе (по необходимости).

 

ГЛАВА ВОСЬМАЯ

Сущностью называются простые тела, например земля, огонь, вода и все тому

подобное, а также вообще тела и то, что из них состоит, - живые существа и

небесные светила, а равно и части их.

О сущности говорится в двух [основных] значениях: в смысле последнего субстрата, который уже не сказывается ни о чем другом, и в смысле того, что, будучи определенным нечто, может быть отделено [от материи только мысленно], а таковы образ, или форма, каждой вещи.

 (форма как сущность вещи, неотделимая от нее)

 

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

Тождество есть некоторого рода единство бытия либо вещей числом более чем одна, либо одной, когда ее рассматривают как нечто большее, чем одна (например, когда о ней говорят, что она тождественна самой себе, ибо в этом случае ее рассматривают как

две).

Сходным называется то, что испытывает совершенно одно и то же, а также то,

что испытывает больше одинаковое, чем разное, равно и то, что имеет

одинаковое качество. И то, что имеет большинство или важнейшие

противоположные свойства другого, допускающие изменение, также сходно с

этим другим.

 

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ

Противоположными называются те из различающихся по роду свойств, которые не

могут вместе находиться в одном и том же; наиболее различающиеся между

собой вещи, принадлежащие к одному и тому же роду; наиболее различающиеся

между собой свойства, наличие которых возможно в одном и том же носителе;

наиболее различающееся одно от другого среди относящегося к одной и той же

способности; то, различия чего наибольшие или вообще, или по роду, или по

виду.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-03; Просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь