Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


каков же будет порядок, если нет ничего вечного, отдельно существующего и



Неизменного?

 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Так как наука философа исследует сущее как таковое вообще, а не какую-то

часть его, между тем о сущем говорится не в одном, а в различных значениях,

то ясно, что если обще им только имя [" сущее" ] и ничего больше, то сущее не

составляет предмет одной науки (ибо одноименное не принадлежит к одному

роду); а если [в различных значениях сущего] есть нечто общее, то можно

было бы сказать, что оно предмет одной науки.

 

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

…Философия же не рассматривает частичного, в какой мере что-то присуще ему как

привходящее, а исследует каждое такое частичное лишь по отношению к сущему

как сущему.

 

ГЛАВА ШЕСТАЯ

Близко к изложенным здесь взглядам и сказанное Протагором, а именно: он

утверждал, что человек есть мера всех вещей, имея в виду лишь следующее:

что каждому кажется, то и достоверно.

…Что ничто не возникает из не-сущего, а все из сущего - это общее мнение

почти всех рассуждающих о природе [1]. А так как предмет не становится

белым, если он уже есть совершенно белый и ни в какой мере не есть

не-белый, то белое, можно подумать, возникает из не-белого [2] поэтому оно,

по их мнению, возникало бы из не-сущего, если бы не-белое не было тем же

самым, что и белое. Однако это затруднение устранить нетрудно: ведь в

сочинениях о природе [3] сказано, в каком смысле то, что возникает,

возникает из не-сущего, и в каком - из сущего.

 

ГЛАВА ВОСЬМАЯ

…То, что возникает естественным путем или благодаря замыслу, возникает ради

чего-то. А стечение обстоятельств бывает, когда что-то из этого произошло

случайно. Ведь так же, как одно сущее существует само по себе, другое -

случайно, точно так же обстоит дело и с причиной. А стечение обстоятельств

- это случайная причина в том, что происходит по собственному выбору ради

чего-то. Поэтому стечение обстоятельств и замысел имеют отношение к одной и

той же области; ведь выбор не осуществляется без замысла. А причины, по

которым могло произойти то, что произошло по стечению обстоятельств,

неопределенны. Поэтому стечение обстоятельств люди не могут заранее

принимать в соображение, и оно причина случайная, а собственно говоря, оно

не причина ни для чего. Счастливое же или несчастливое стечение

обстоятельств бывает тогда, когда исход дела хороший или плохой; а успех

или неуспех - когда удача или неудача велика. И так как ничто случайное,

или привходящее, не может быть первее того, что существует само по себе, то

и его причины не первее. Если, таким образом, стечение обстоятельств и

самопроизвольность [4] были бы причиной мира, то [все же] ум и природа суть

как причина первее их.

 

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

…А что движение находится в движущемся, это ясно, ибо оно его осуществление

посредством того, что приводит в движение.

 

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ

Если категории разделяются на сущность, качество, место, действие или

претерпевание[14], отношение и количество, то должно быть три вида движения:

для качества, количества и места. По отношению к сущности нет движения [1]

так как нет ничего противоположного сущности; нет движения и для отношения

(ибо может вполне соответствовать действительности, что при изменении

одного из двух [соотнесенных членов] другой не изменится, так что их

движение привходящее [2]); также нет движения ни для того, что действует

или претерпевает, ни для того, что движет и приводится в движение, ибо нет

ни движения движения[15], ни возникновения возникновения, ни вообще изменения

изменения. В самом деле, движение движения возможно было бы двояким

образом: или (1) движение берется как субстрат (подобно тому как человек

движется, потому что он меняется из бледного в смуглого), так что таким же

образом и движение становилось бы теплым или холодным, или меняло бы место,

или росло; однако это невозможно, ибо изменение не есть какой-либо

субстрат; или (2) движение движения могло бы означать, что какой-нибудь

другой субстрат переходит из одного изменения в другой вид, как, например,

человек переходит из болезни в здоровье.

…А неподвижное - это то, что вообще не может быть приведено в движение…неподвижное я

называю покоящимся[11], ибо покой противоположен движению, стало быть,

покой есть лишенность [движения] у того, что способно к движению.

 

КНИГА ДВЕНАДЦАТАЯ

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Предмет настоящего рассмотрения - сущность, ибо мы ищем начала и причины

сущностей. И если все в совокупности есть как бы некоторое целое, то

сущность есть первая часть его; а если все в совокупности рассматривать как

последовательный ряд то и в этом случае сущность - первое, затем следует

качество, потом - количество. …

Имеется три вида сущностей: прежде всего воспринимаемые чувствами; из них

одни - вечные, другие - преходящие, признаваемые всеми (например, растения

и животные), и для таких сущностей надлежит указать их элементы - либо

один, либо несколько. Далее, сущности неподвижные; о них некоторые

утверждают, что они существуют отдельно, причем одни делят их на два рода,

другие видят в эйдосах и математических предметах сущность одной природы,

третьи признают из них только математические предметы. Чувственно

воспринимаемые сущности составляют предмет учения о природе (ибо им

свойственно движение), а с неподвижными имеет дело другая наука, поскольку

у них нет начала, общего с первыми.

 

ГЛАВА ВТОРАЯ

Кроме того, [при изменении] есть нечто постоянно пребывающее,

противоположное же не пребывает постоянно, значит, существует нечто третье

помимо противоположностей, а именно материя. …

Так что не только возможно возникновение - привходящим

образом - из не-сущего, но и, [можно сказать], все возникает из сущего,

однако из сущего в возможности, а не из сущего в действительности. И именно

это [сущее в возможности] означает единое Анаксагора лучше его изречения

" все вместе" или утверждения Эмпедокла и Анаксимандра о смеси, или

изречения Демокрита было бы высказывание: " Все вещи были вместе в

возможности, в действительности же нет". Так что можно считать, что они в

известной мере подошли к мысли о материи. Все, что изменяется, имеет

материю, но разную; а те вечные вещи, которые не возникают, а движутся в

пространстве, также имеют материю, но не для возникновения, а для

перемещения

 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

После этого надо отметить, что ни материя, ни форма не возникают; я разумею

именно последнюю материю и последнюю форму. …

Платон неплохо сказал, что эйдосов

имеется столько, сколько есть [видов] природных вещей, если [вообще]

существуют эйдосы, отличные от таких вещей, как огонь, мясо, голова: ведь

все это есть материя, а именно последняя материя того, что есть сущность в

наибольшей мере. Движущие причины предшествуют тому, что вызвано ими, а

причины в смысле формы (ho's ho logos) существуют одновременно с ним; в

самом деле, когда человек здоров, тогда имеется и здоровье, одновременно

существуют облик медного шара и медный шар. …

Таким образом, ясно, что нет

необходимости в существовании идей, по крайней мере на этом основании: ведь

человек рождает человека, единичный человек - какого-нибудь одного; и так

же обстоит дело и в области искусств: врачебное искусство есть [причина]

здоровья как форма (ho logos)

 

ГЛАВА ШЕСТАЯ

Так как сущностей, как было указано, три вида, а именно: две из них

природные, а одна - неподвижная, то об этой последней надо сказать, что

необходимо, чтобы существовала некая вечная неподвижная сущность. В самом

деле, сущности суть первое среди сущего, а если все они преходящи, то все

преходяще.

Поэтому должно

быть такое начало, сущность которого - деятельность. А кроме того, такие

сущности должны быть без материи: ведь они должны быть вечными, если только

есть хоть что-нибудь вечное; следовательно, они должны пребывать в

деятельности.

 

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

…Существует нечто вечно

движущееся беспрестанным движением, а таково движение круговое; и это ясно

не только на основе рассуждений, но и из самого дела, так что первое небо

можно считать, вечно. Следовательно, существует и нечто, что его движет.

…А что … движет, само будучи неподвижным, то в отношении его перемена никоим образом невозможна.

…Таким образом, из сказанного ясно, что есть вечная, неподвижная и

обособленная от чувственно воспринимаемых вещей сущность; показано также,

что эта сущность не может иметь какую-либо величину, она лишена частей.

 

Речь о Перводвигателе.

 

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

А относительно [высшего] ума возникают некоторые вопросы. Он представляется

наиболее божественным из всего являющегося нам, но каким образом он таков,

на этот вопрос ответить трудно.

…Ум[16] мыслит сам себя, если только он

превосходнейшее и мышление его есть мышление о мышлении.

 


[1] Эйдос – мужское, материя – женское начало. См. др.-китайская философия.

[2] (случайное)

[3] Лишенность как потребность.

[4] Обладать потребностью.

[5] Совершенное принималось как целевое (телос, телеономное, целесообразное, целостное).

[6] Архе.

[7] Причина осуществленности, завершенности (вплоть до совершенства).

[8] Диодор Кронос.

[9] Задатки

[10] Способность есть способность выбирать.

[11] Средство для осуществления чего-то.

[12] В смысле энтелехии – движения к цели, к завершенности ч.-л.

[13] Вечное.

[14] Страдание, или используемое средство (ради цели), или претерпевание от воздействия ч.-то другого (взаимодействие).

[15] Движение движения – как отрицание отрицания (Гегель) и эволюция эволюции (синергетика) – существует.

[16] Имеется в виду Перводвигатель.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-03; Просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь