Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Формы самоотрицания культуры



A. Конфликт ( 1 A)

На заре истории был единственной формой культурного диалога ( Тема VI. 14 ). Сам по себе является заявлением о своем цивилизационном качестве, как единственно допустимом. Часто единственной формой решения споров была негативная медиация ( Тема III. 9; Тема VI. 13 B) - физическое уничтожение оппонентов. Всегда существует конфликт между органическим стремлением индивидуума ко всем возможным способам потребления ресурса и организационным стремлением системы к самоограничению ( Тема VI. 2-4. 6 ).

 

B. Партиципация к хаосу ( Тема III. 4, 9 )

Откат к архаике ( Тема XX. 1 Aa), амбивалентности смыслов и относительности всех ценностей ( Тема IV. 3 O; Тема IX. 4 ). Бунт, карнавал и смеховая культура основаны на этой партиципации. Сопровождается эйфорией, аффектами, случайными реакциями. Партиципация происходит к процессу разрушения упорядоченных и упорядочивающих структур культуры. Субъекты этой партиципации гибнут первыми. Посредством нее ломаются старые установки, т.к. они мешает «вторичной инкультурации» после периода кризиса ( Тема XX. 1 ). В каком-то смысле является следствием инверсии ( Тема VI. 13 A) - сознание застревает в бескачественном пространстве, когда новая диспозиция еще не сформирована.

 

C. Прямой возврат в докультурное состояние ( Тема XX. 1 Aa)

Каннибализм, инцест, копрофагия – знаки последней стадии раскультуривания. Верхняя граница психологических запретов – табу на убийство родителей. Эта границы все еще близка к докультурному прошлому, поэтому первой преодолевается во множестве случаев.

 

D. Идея равенства ( Тема XV. 5 C)

Иллюзорна и губительна для культуры, так как фактически она существует как система со сложно связанными иерархическими цепями (Тема VII. 1A). Антииерархичность - по сути, «код самоуничтожения культуры». Постмодерн с его уравнивающими всё и вся декларациями ( Тема XVIII. 2 ) -симптом заката логоцентризма ( Тема XV. 1, 6, 8, 9, 10 ).

 

E. Формирование диссистемных смыслов ( Тема IV. 3 OP).

Обычно их производят маргинальные субкультурные группы или отдельные субъекты. Надо иметь в виду, что и гениальность является выпадением из культурной нормы. Культура поначалу вообще не замечает диссистемных смыслов, затем воспринимает их как нечто синкретически слитное с уже известным. Аристократы XVIII века называли 3 сословием достаточно разнородные социальные группы, как и в царской России достаточно различные социальнык слои и политические группы подводились под общее понятие «социалист».

Поначалу диссистемные смыслы видят только представители редких субкультурных групп. Когда же рефлексией этих феноменов овладевают массы, культура рискует потерять свою самоидентификацию (Тема VII. 5-7).

Новоевропейская - культура, в которой субъект достиг такой степени свободы, что может создавать смыслы, диссистемные по отношению к любой подсистеме культуры. В этом смысле антигуманизм можно рассматривать как форму самоотрицания новоевропейской культуры ( Тема XVI. 7; Тема XVII. 2 ).

 

F. Коррупция

Использование государственных институтов для удовлетворения потребностей первого уровня, в основном это наследие индивида с его родовыми ценностями. Социальная группа для него – замена Рода ( Тема XI. 6 ).

 

4. Роль Трикстера ( Тема XI. 7 B)

Трикстер – обычно родной брат культурного героя. Трикстер активно действует в 2 ситуациях: когда переживание смещается с сакрального объекта на его знак (репрезентант) и когда сознание отчуждается уже и от знака ( Тема III. 10; Тема IV. 4; Тема IX. 4 ). Трикстер – воплощение амбивалентности ( Тема VI. 4, 5 ), он ни на чем всерьез не останавливается ( Тема XVIII. 1 ) и чужд длительной партиципации ( Тема III. 2, 5 ). Трикстеры – Воланд, Мефистофель, Карлсон, Рейнард, Ананси, герои Франсуа Рабле. Позже, когда культура стала достаточно сильной, чтобы легализовать трикстера – появились специфические культурные формы (юродство, шуты, карнавал). В Античности смеялись над богами, но не над идеей, которую они олицетворяли.

В поздние эпохи культура инкорпорировала в себя Трикстера, как свое внутреннее отрицание. В ранние эпохи Трикстер – обжора и плут, позднее становится даже трагичен. Авангард – своего рода искусство-трикстер

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.007 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь