Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Византия как культурная модель



Большинством своих качеств Российская культура обязана византийской, выступившей для нее моделью. Культура кентаврична – здесь не получилось органичного синтеза ( Тема VI. 13 B) античности (Тема XIII) и христианства ( Тема XV. 3 D; Тема XVII. 5 C-E), соединенных чисто механически. Рядом с христианским храмом мог сосуществовать действующий античный цирк. Они скорее мешали друг другу, чем обогащали культуру. Культурный космос постоянно дуалистически распадается, и все силы уходят на поддержание единства. До конца не изжиты гностицизм и манихейство (не столько в нарицательном смысле).

Отовсюду проглядывает «неразобранная» Античность, она никогда не умирала здесь, поэтому использование ее моделей и установок - это не ренессансы, а просто «обращения». Чиновники правителя прямо искали ответы и подсказки в античных источниках. Казначей мог сказать, что в казне остались одни атомы. Во многих литературных произведениях проглядывала античная стилистика с ее благородным строем, например, в описании убийства узурпатора Фоки Иоанном Цимисхием (X в.)

Архитектура особо не выходит за пределы античных образцов.

Античная мозаика перенесена с пола на стену.

В живописи македонского периода фигуры вторых и дальних планов имеют античные черты, хотя сакральные персонажи первого плана изображены в более строгой каноничной манере.

Единственный способ выживания кентавра - жесткий канон и глубокий традиционализм.

Для Византии характерны двойственность мира и человека.

Медиативные связки ( Тема VI. 13 B) устанавливаются с крайним трудом и их малейший разрыв дается крайне болезненно. Византия пытается скрыть (Тема VII. 2Da) дуализм там, где с ним больше ничего невозможно сделать. Культура питает себя иллюзией, что негативный полюс растворяется. Хочет спрятать от осознания темную сторону медали. Отсюда крайне слабо выраженная семантика зла. Полюса слишком близко, поэтому не стоит лишний раз давать голос демонам. Во всей восточной теологии они скорее смешные, чем страшные (Тема IX. 3).

Так и реальный мир как срединное пространство вытесняется из сознания, из автомодели культуры (Тема VII. 5, A, D). Когда Константинополь громят турки, народ спорит на базаре о природе фаворского света.

Доминирующее положение имеет инверсия ( 4; Тема VI. 13 A ). Свергнутые византийские императоры подвергались жесточайшему поношению. И наоборот, императрица Феодора была проституткой.

Крайний дуализм делает очень значимым трансцендентный полюс ( Тема VI. 4; Тема VIII. 1, 2), который единственный способен снять мучительное противоречие. Поэтому значение философии рядом с богословием оказывается совершенно ничтожным. Она не превращается в систему.

Отдельные элементы философии, бывшие у византийских богословов, так и не сформировали систему, богословие имело монополию на истину. Хотя у каппадокийцев Василия Кесарийского, Григория Назианзина, Григория Нисского, в речах Иоанна Златоуста помимо эллинских риторических фигур был и неоплатонизм, оправдание мира и человека, и близкие к пантеизму воззрения (у Григория Нисского).

Богословие было апофатичным всю историю культуры.

Григорий Палама: «Бог устроил этот видимый мир так, как некое отображение надмирного мира, чтобы нам, через духовное созерцание его, как бы по некоей чудесной лестнице, достигнуть оного мира»[442].

«Показательно, что в апофатическом дискурсе (уже парадокс! ) полюса антиномии вплотную подходят друг к другу, подчас создавая критическое напряжение. Так, с одной стороны, православные апофатики настаивают на невозможности выразить всю полноту божественного мрака, признавая лишь возможность намекать на него, прославлять его бесконечность - с другой, говорят о божественной световидности. И, кроме того, пафос православных иконопочитателей направлен был на утверждение примата мистико-апофатического алогизма божественного кеносиса над рационалистической логикой тварного мира»[443]

Кеносис - самоограничение Божества, в частности, самоуничижение Христа. Но здесь имеется в виду скорее послойное нисхождение в мир божественной благодати. У Псевдо-Дионисия идея о «самоограничении» Бога при схождении в мир - аналогично свету, натыкающемуся на предметы.

В то же время этот дуализм крайне синкретичен ( Тема II. 5, 8 ). Духовное слито со светским, император - глава церкви (Цезарепапизм). Имело место представление о единосущности божества и его изображения. Любая ересь имеет политический характер. Варлам, побежденный в религиозном споре, бежит в Италию[444]

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь