Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Некоторые черты современности
Рефлексия ( Тема XVI ) прошлась по всему культурному пространству и обратилась на саму себя: это и есть «следы», о которых говорят постмодернисты ( 2 ). «постмодернизм явил классический пример совпадения противоположностей: смысловые конструкции усложнились настолько, что разъединяющие границы рухнули под тяжестью их содержания»[441] В первую очередь новую эпоху характеризует кризис логоцентризма ( Тема XV. 9; Тема XX. 3 ). Это и неосинкрезис ( Тема II. 12; Тема XX. 3 B), и возвращение субъектности (Тема VII. 3) вовне, и регенерация магического и мифологического сознания (Тема VII. 1Сс; Тема X; Тема XI. 2 - 4 ). Старые культурные модели не соответствуют нарождающейся ментальности. Время ускоряется, сжимается. Все идет к глобальному сбросу и расчистке ( Тема XX. 1 Aa; Тема XXI. 5, 6 ). Прикладная наука развивается в большей степени, чем фундаментальная. Объект, становясь неравным самому себе, по новой обрастает коннотативными связями. Так и формируется неосинкрезис. Показательно, что сегодня стало намного сложнее давать определения словам. Информационное отношение к элементам опыта, локализм и релятивность формируют знание без понимания, апперцепцию без партиципации, нулевую степень переживания ( Тема III. 2, 10 ). Возможно, это тот случай, когда объективирующая рефлексия стала абсолютной ( Тема XVI. 3 ). В то же время поздней личностью ( 3, 4 ) замыкание в культурных границах воспринимается как ошейник. Синкрезис окончательно раздроблен, сознание достигло потолка и начинает по нему стелиться. С одной стороны, больше выбор и больше свободы, но тем слабее привязанность, ничтожней партиципация. Это уже не просто пробоины и лакуны в едином мире, это новообразованное пространство отчуждения ( Тема III. 10 ). Атомизованные и измельченные культурные феномены всегда возникают в закатные эпохи. Но теперь они собрались в неосинкрезис. Эта ситуация воспринимается новым сознанием как вполне нормальная. С постмодерном ( 2 ) совпала экранная революция. Электронные средства связи, Интернет почти в полном объеме возобновляют ситуацию всеобщей синкретической связи ( Тема II. 2, 3 ). По крайней мере, для этого Культура в старом смысле скоро не будет нужна (Тема VII. 1A). Неосинкрезис ( Тема II. 12 ) формируется благодаря неспособности формирующихся смыслов образовать устойчивые, а тем более, глобальные оппозиции ( Тема IV. 3 E; Тема VI. 5 ). Они взаимопогашаются, едва обозначившись. Нет сильной партиципации, все относительно и подвижно. Имеет место броуновское движение, где оппозиции есть только на микроуровне, да и те очень слабы. В первую очередь это объясняется катастрофическим наплывом нового на сознание, сознание просто не успевает сформировать четкие оппозиции. Происходит своего рода вторичное одушевление универсума. Интересен сам факт того, что первобытные представления и интуиции о целостном мире сегодня стало возможным выразить в относительно ясной текстовой форме. Современность расширила границы рефлексии сильнее, чем когда бы то ни было. Ядерные основания Культуры подвергаются тотальной десакрализации (Тема VII. 1B, 5). Родовой индивид ( Тема XI. 2 ) оттеснен на периферию, почти что не существует. Обыватель - его наследник, но его сознание не целостно, а мозаично. Но он все также не видит противоречий. Для классической личности ( Тема XVII. 1 ) выбор вновь становится мучительной экзистенциальной проблемой. На этот раз потому, что все тошно и едино, и не предвещает перемен к лучшему. Ортега: «предпочитаю не предпочитать». Высокий уровень рефлексии не позволяет совершить легкий и безболезненный выбор между парадигмами. Логоцентризм ( Тема XV. 1, 6 ) не может быть ликвидирован, но он вытесняется на периферию цивилизации. Пока постмодернизм ( 2 ) и глобализация ( Тема XX. 3 D) - явления, охватывающие относительно небольшую часть человечества. Коммуникативная роль творчества во многом сошла на нет, оно может вообще не выходить за пределы персонального компьютера, но сам виртуальный мир беспредельно разросся ( Тема XX. 3 G). Страница в соцсети - духовный двойник, можно даже сказать, душа современного человека. Эпоха идеалов сменяется эпохой интересов (Тема IX. 4). Дискурсы позднего логоцентризма скатываются в дурную бесконечность инерционного доразвития. Индивиды частично усваивают ценности логоцентризма, частично им противостоят. В целом они не очень настроены на логоцентристскую парадигму, предпочитают неолокализм США - империя нового типа ( Тема XVII. 5 I), где реанимировано Должное ( Тема XV. 5 B) и при этом каждый субъект почитается за личность ( Тема XVII. 1 ), а окружающее пространство захватывается при помощи тотальной коммерциализации и консюмеризма. В мире растет напряжение и агрессия, которые, вероятно, не получится локализовать.
Прогнозы Постмодерн ( 2 ) уйдет как доктрина, но его дух сильно пропитает культурную реальность. Из философии и науки он будет вытеснен, но останется в художественной культуре. Постмодерн как состояние общества и сумма художественных принципов станет несущей конструкцией постлогоцентрического общества. Уже сейчас он спускается на нижние социальные уровни, порой даже становясь идеологией толпы. Современные неосинкретические ( Тема II. 12; Тема XX. 3 B) тенденции указывают на скорые масштабные трансформации. Постмодерн потерял интерес к горизонту логоцентрических универсалий ( Тема XV. 1, 6, 8, 10 ), который скрылся в тумане относительного, однако формирующиеся новые принципы постнеклассики готовы вновь обратиться к нему Формируется глобальное противостояние логоцентрической и новой культурных макропарадигм ( Тема VI. 14 ). Неолибералы скорее всего не смогут удержать пульт управления экранной революцией ( Тема XX. 3 G), так как будут иметь дело с сознанием принципиально нового типа. Новые культурные модели могут сформироваться на основе синтеза евроатлантического и дальневосточного центров ( Тема VI. 13 B). Людей Слова сменят Люди Цифры, ориентированность перейдет с вербального кода на цифровой. Может произойти социальная и биологическая трансформация человека. Вновь резко активизируется правополушарная когнитивность, так что скоро возможен новый правополушарный реванш ( Тема II. 9; Тема VI. 3, 6, 10 ). Интересно то, что здесь это эволюционный мейнстрим, а не попытка заблокировать левополушарную когнитивность, как в неолите (Тема VII. 1Ce, 7). В большей степени это именно культуро-обусловленное развитие, хотя физический эволюционный процесс также не стоит сбрасывать со счетов. Не стоит, однако, слишком схематизировать - изменения не только в самих гемисферах, но в характере их взаимодействия и в обмене данными. Новые тенденции - плюрализм, гибкость, проницаемость границ. Одна из целей формирующейся культуры станет преодоление логоцентризма. Ментальная сфера станет еще более автономной и самодостаточной через 2-3 поколения (Тема VII. 6). НЕ пока еще только выбирается из логоцентрической оболочки. Возможно, Культура как способ восстановить всеобщую связь уйдет в фоновый режим, может быть противоречия и коллизии между культурой и человеком будут сняты в связи с развитием современных технологий, обеспечивающих чувство вовлеченности, невиданное со времен палеосинкрезиса ( Тема II. 3; Тема XX. 3 G).
Тема XIX Русская Система Вечный Раскол ( Тема VI; Тема XV ) |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы