Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тропарь Киприану, Фотию и Ионе, митр. Московским и всея Руси (Перенесение мощей)



Яко Светлаго Солнца светозарныя звезды, /Троическим Светом озаряете сердца верных, /

пренесением честных мощей ваших, /Троицы сосуди явистеся чистии вашим житием, /
и научисте люди твердо вере Христове, /и скверну отгнасте вашими святыми заповедьми, /
и упасосте добре Христово стадо, порученное вам, /Богомудре Киприане, со славным Фотием и со Ионою твердым, /молитеся Христу Богу, да спасет души наша.



Тропарь Фотию, митр. Киевскому и всея Руси

Словес евангельских послушателю /и Божественных учений рачителю, /пре­мудрый наказателю, /всегда страху Господню поучаяися, /в молитвах к Богу простираяися, /заградителю уст кривоглаголющим слово правыя веры, /апостолом сопричастниче, /вере Христовой утвердителю, /пророчески вещателю, святителю Фотие, /моли Христа Бога /умирити мир и спасти души наша.

Обретение и перенесение мощей святителей Киприана, Фотия и Ионы

Празднование: 27 мая / 10 июня

Обретение и перенесение мощей святителей Киприана, Фотия и Ионы произошло 27 мая / 10 июня 1472 года во время строительства нового каменного Успенского собора в Кремле, при митрополите Филиппе (+ 1473, местная память 9 / 22 января) и великом князе Иоанне III (1462 - 1505). Отдельные памяти святителям совершаются: митрополиту Киприану (+ 1406, 16 / 29 сентября), митрополиту Фотию (+ 1431, 2 / 15 июля), митрополиту Ионе (+ 1461, 31 марта / 13 апреля).

События дня.

Всенощное бдение.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где бдение совершал о.Александр Корниенко. Чин полиелея возглавлял о.Антоний Новицкий в сослужении о.Александра Корниенко. пели оба штатных хора собора. Служба воскресного дня была совмещена со службой праздника положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.

Молитву «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам….»[405] пело духовенство в алтаре.

Праздник в честь Ризы Пресвятой Богородицы предусматривает лишь утреню с Великим славословием, поэтому величание празднику не пелось.

Евангелие на бдении (от Иоанна): 1В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба.

2 Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.

3 Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу.

4 Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый.

5 И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. 6Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, 7и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.

8 Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.

9 Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.

10 Итак ученики опять возвратились к себе.

11А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, 12и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.

13И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.

14Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.

15Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.

16Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни́! - что значит: Учитель!

17Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.

18Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей.

Так же, как и все песнопения, каноны читались воскресный (один тропарь) и Божией Матери (три тропаря). Стихиры в конце утрени были сокращены до всего трех.

По окончании службы о.Александр поздравил всех с праздником и напомнил всем расписание служб.

Литургия.

В сам день я также был на службе в Свято-Успенском соборе, на поздней литургии, которую совершал о.Антоний Новицкий, без диаконов, при пении верхнего хора.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из послания апостола Павла к Римлянам: 1Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.

2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.

3 Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.

4 А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.

5 Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, 6дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.

7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.

Апостол в очередной раз призывает к братолюбию и единомыслию, а еще – к милосердию, дабы тем, что имеет человек, не услаждать одного себя, но помогать ближним. И здесь говорится не просто о помощи ближним, но чтобы угождать не себе, но в первую очередь, ближним, тем более, апостол здесь ставит пример Христа, непрестанно проявлялвшего милость к людям и ради спасения людей отдавшего жизнь. То есть, речь о том, чтобы ради милосердия к ближним истощать себя, ставя их благополучие выше своего. Для человека мирского это чуждо, ибо такой человек сперва подумает о том, что у него есть и если найдет, что необходимого для жизни у него мало, как ему кажется, то он помогать не будет. Это близко и понятно большинству из нас, но подчас совершенно чуждо Богу. А апостол призывает к подражанию Богу, творя милость, не помня себя, как во времена голода иная мать, недоедая сама, кормит детей. Но любой человек – есть творение Божие, а любить мы должны каждого человека, без деления на своих и чужих, друзей и врагов, родных и неродных, ибо пред Богом все равно и Бог одинаково любит всех. « Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершенен есть » - говорит Господь. И апостол призывает паству (а значит и нас) к подражанию Богу в любви к ближним. Мы призываемся к такой высоте жизни, что взглянув на нее, приходишь в ужас, сознавая, насколько ты далек от этого идеала. Но стяжавший такую любовь к ближним и творящий дела любви, помогая нуждающимся, творит все это Богу, но более – он сам по свойству души приближается к Богу, строя Царство Божие в себе, а значит, делается способным войти в него по смерти. Это, как пишется, легчайший путь входа в Царство (хоть легким его мы считать не можем, ввиду того, что такое отношение к ближним чуждо для нас). Без сомнения, апостол предлагает пастве то, что уже имеет сам. И именно потому что мы далеки от этого идеала, это чтение нам и предалагается, дабы дать нам представление о нормы и заставить к ней стремиться, чтобы потом не получить ответ: « Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и слугам его …..».

Евангелие (от Матфея): 1Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

2И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

3При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.

4Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

5ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?

6Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.

7И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.

8Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

9Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.

10И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.

11Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?

12Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, 13пойдите, научитесь, что́ значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

14Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?

15И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.

16И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.

17Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.

18Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива.

19И встав, Иисус пошел за ним, и ученики Его.

20И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его, 21ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею.

22Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова.

23И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении, 24сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним.

25Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала.

26И разнесся слух о сем по всей земле той.

27 Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!

28 Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!

29 Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.

30 И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.

31 А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.

32 Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.

33 И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.

34 А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.

35 И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

36Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря.

37Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; 38итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

Господь совершает два чуда – исцеляет двух слепцов и изгоняет беса из человека, который после этого обретает способность говорить. Слепцы, пожалуй, более интересны, ведь они следуют за Христом, прося Его о помиловании, притом, называя Его «Сыном Давидовым», то есть, исповедуя Его Христом. Интересно, что святитель Иоанн Златоуст акцентирует внимание на том, что Господь здесь не совершает чудо прилюдно, но уводит их в дом, замечая, что этим Господь учит окружающих его избегать мирской славы и стремления добиваться внимания окружающих. Так или иначе, но слепцы с верой следовали за Господом, прося о помощи, а потом помощь получили. Тот же святитель Иоанн, толкуя этот отрывок, замечает, что Господь не говорит им «веруете ли, что Я могу умолить Отца и Он исцелит вас», но: «веруете ли, что Я могу сделать это». Господь ясно говорит, что чудо, которое сейчас произойдет, Он совершит СВОЕЙ силой. Это резко контрастирует с чудесами, которые совершал Бог через пророков, ведь те перед совершением чудес молились и подчас книги заботливо сохранили для нас тексты этих молитв. И слепцы отвечают утвердительно, тем самым, исповедуя Его не просто неким земным властителем и пророком, как думали о Христе иудеи, но Сыном Божиим. Мы не знаем о предыстории этого случая, как и об их тайных молитвах, которые они творили к Богу, прося избавить их от страшного недуга (ведь в те времена таким инвалидам не платили пенсий и недуг оставлял человека без средствк существованию), однако видим их веру и усердие их. Много раз было написано о духовной природе болезней – человек, согрешая, оказывается во власти духов злобы и чем больше он впадает в грех, тем больше эта власть. И Бог, не желая человеку зла или скорбей, попускает этим духам мучить человека, дабы дать ему понять – на что он обрекает себя, творя грех. Мы часто, болея, просим у Бога исцеления от болезней, но не получаем его тогда, когда хотим, просто потому что духовная причина болезни не устранена, притом, выздоровев, мы бы снова принялись за свои греховные дела. Потому исцелению тела предшествует исцеление души. Потому и слепцы, исповедавшие Господа Христом, получили исцеление, ведь они явно проделали внутри себя большую духовную работу. Они оказались полной противоположностью своим зрячим соплеменникам, кои, даже глазами видя чудеса, так и не познали Христа и не поверили Ему, видя чудеса, тем не менее, восклицали: «Какое ты дашь знамение, чтобы мы Тебе поверили? »… И получив исцеление, они не смогли молчать, даже получив указание – никому не говорить о чуде. Святитель Иоанн пишет об этом: «Потом, по исцелении, Христос повелевает им никому об этом не сказывать, и не просто повелевает, но со всею строгостью: запрети има, говорится, Иисус, глаголя: блюдита, да никтоже увесть. Она же изшедша прослависта Его по всей земли той (Матф. IX, 30, 31). Впрочем они не удержались, но стали проповедовать и благовествовать, – не удержались, несмотря на повеление молчать о происшедшем. Если Христос в другом случае говорит: иди и проповедуй славу Божию, то это не противоречит сказанному в настоящем случае, но вполне с ним согласно. Христос научает нас не только ничего не говорить о себе, но удерживать и тех, которые захотят хвалить нас; но если слава воздается Богу, то мы должны не только не препятствовать, но даже побуждать к тому[406].»…. И вслед за этим Господь исцеляет бесноватого, который не может о чем-то просить, так как диавол связал его и овладел им. Некогда человек этот грехами своими дал духам злобы власть над собой и те поселились в нем. Но теперь Господь проявляет милосердие к нему, несомненно, предвидя, что тот, получив исцеление, будет уже остерегаться тех грехов, которые открыли ворота диаволу и позволили вселиться в него. И это опять вызывает злобу фарисеев, которые, будучи озлоблены на Христа за то, что Он обличал их, ищут доводы для своего неверия. Так, слепые телом оказываются духовно зрячими, а зрячие телом демонстрируют свою слепоту. Тут стоит заметить, что некоторые фразы мы не удостаиваем внимания, а толкователи, вроде святителя Иоанна Златоуста, акцентируют наше внимание на них. Здесь же святитель рассуждает о том, что Господь не перестает исцелять и помогать людям оттого, что Его злословят и гонят. Он не имеет пагубной гордости и не нуждается в человеческих похвалах и своими поступками, а потому и не перестает творить добро, ибо взирает не на похвалы от людей, а на вопиющих к Нему нуждающихся. «Если ты оказываешь благодеяния своим сорабам не для людей, но для Бога, то как бы они ни поступали, не переставай благодетельствовать, чтобы получить большую мзду. А кто перестает благодетельствовать потому, что его злословят, тот показывает, что он благотворил не ради Бога, но ради похвалы от людей». – Пишет здесь святитель. На этом только и остается, что внимать сказанному…. Стоит также помнить и о том, что болезни указывают нам на то, что мы отступаем от заповедей Божиих, а также подчас болезнь отвращает нас от какого-нибудь греховного поступка. Потому болеть подчас полезней, чем исцеляться, если же исцеление произошло, то это значит, что Бог считает это полезным. Но о духовной причине болезни стоит помнить и прежде заботы о теле заботиться о душе. Это призван напомнить и данный текст….

И чтения праздника Ризы Божией Матери. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: 2ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.

3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых, 4имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, 5а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.

6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; 7а во вторую - однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.

8Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стои́ т прежняя скиния.

9Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, 10и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.

11Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, 12и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.

13Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, 14то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!

15И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.

16Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, 17потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.

18Почему и первый завет был утвержден не без крови.

19Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ, 20говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог.

21Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные.

22Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.

23Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.

24Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, 25и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; 26иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.

27И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, 28так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.

Говоря о Крестной жертве Христа, апостол напоминает об устройстве ветхозаветной скинии. Здесь этот текст читается, так как эта скиния считается прообразом Божией Матери, ставшей вместилищем Бога, через нее пришедшего в мир….

Евангелие (от Луки): 38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; 39у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 42а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Глава 11.

1Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.

2Он сказал им: когда мо́ литесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 3хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; 4и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

5И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, 6ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; 7а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.

8Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.

9И Я скажу вам: проси́ те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, 10ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

11Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?

12Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?

13Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.

14Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.

15Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.

16А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.

17Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет; 18если же и сатана разделится сам в себе, то ка́ к устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов; 19и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.

20Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.

21Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; 22когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.

23Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

24Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; 25и, придя, находит его выметенным и убранным; 26тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого.

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Марфа и Мария. Две противоположности. Одна – только слушает слова Христовы, а другая – хлопочет о столах, возможно, совсем не внимания тому, что говорит Господь. Однако она ясно видит, что ее сестра «бездельничает», не хлопоча вместе с ней. В итоге Господь укоряет ее, так как она совершенно утонула в своих житейских хлопотах…. Нельзя сказать, что все эти мирские дела не нужны. Все это нужно, но…. всему свое время. Нужно, разумеется, и Богу уделить время, не утопая в житейских делах, гоняясь от заботы к заботе, а в итоге – падая в конце дня без сил, не оставляя себе времени и сил даже хоть немного помолиться. Господь же говорит: « не ищите того, что вам есть или во что одеться, ибо всего этого ищут язычники. Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и все прочее приложится вам ». Опять же, это не значит, запрета на труд. Совсем наоборот. Просто должно быть время для труда на себя и для труда ради Бога, но Бог должен быть на первом месте всегда. В Богородичные праздники этот отрывок всегда читается в знак того, что Матерь Божия всегда наиболее удачно сочетала это, не впадая в крайности – не игнорируя общения с Богом, но и не бездельничая, однако и этот труд сочетая с общением с Богом, в единстве с которым ОНА была всегда. Кстати, применительно к Марии можно заметить, что слова Христа о ней красноречиво говорят о том, как она слушала Его. Многие из нас слушают чтение Священного Писания и проповедь вполуха, так что диавол похищает посеянное в нас семя. А в иных оно прорастает, но заглушается сорняками страстей и житейских попечений. А вот, о Марии Господь говорит, что слушая, она «избрала благую часть, которая не отнимется от нее». А это значит, что семя не просто падает в ее душу, но всходит и возрастает. Она слушает внимательно, готовясь исполнять сказанные слова, возделывать поле своей души, заботясь о прорастании этого семени. А прорастая, семя, при должном уходе, приносит плод, как закваска, преображая душу человека. И именно эти плоды не отнимутся от подвижника. проще говоря, Мария слушает не как праздный слушатель, на деле пропускающий сказанное мимо ушей, а как делатель, желающий получить четкие инструкции, чтобы выполнить их. Проще говоря, трудолюбие в мирском плане должно сочетать с трудолюбием духовным, а это предусматривает необходимость припадать к живой воде Слова Божия, дабы питаться от него, а не игнорировать его, как «пустое времяпрепровождение», а тем более, молитву и участие в Таинствах Церкви. К этому призываемся и мы…

По окончании службы о.Антоний поздравил всех с воскресным днем. Проповедь он посвятил нынешнему рядовому Евангельскому тексту. Мы должны ценить величайший из данных Богом даров – дар веры. именно об этом даре веры и повествует нынешнее Евангелие. Господь идет, проповедуя, и в какой-то момент, услышав о Нем, за ним начинают следовать двое слепых. Среди городского шума они каким-то образом нашли друг друга, пребывая вместе, должно быть, прося милостыню. Неизвестно, были ли они слепыми от рождения или ослепли уже потом. Однако теперь они, услышав о Христе, последовали за Ним, крича: «помилуй нас, Иисусе, Сыне Давидов»! Так кричали они все время, пока шли за Ним. Когда Он вошел в дом, то и они вошли туда. Тогда Он спросил их: « веруете ли, что Я могу это сделать? »… Они ответили утвердительно, и Он, сказав « по вере вашей да будет вам », исцелил их. « По вере вашей » означает, что они имели веру, что Господь может их исцелить. Они слышали о том, что пришел величайший ПРОРОК, который совершает чудеса, которых никто другой не совершал, потому они и следуют за Христом. На все остальное надежды уже не осталось, да и близкие их уже посчитали их состояние безнадежным. Но теперь, услышав о Христе, они следуют за Ним, уповая на Него, как на последний шанс. Они верят, что Он поможет им, более того, они не случайно кричат «помилуй нас, Иисусе, Сыне Давидов», ибо пророчества предрекали, что Христос произойдет из рода царя Давида. Таким образом, они исповедуют Его Христом. И Господь ублажает их веру, совершая то, что они просили. Совершено великое чудо, сопоставимое с воскресением мертвых, что Господь совершает три раза. А здесь, чтобы уже давно не видящий глаз вдруг начал снова видеть, нужны большие изменения. И они проходят. Господь ублажает их веру и одновренменно укроепляет ее точно так же, как в случае с исцелением бесноватого юноши, когда на вопрос о вере отец юноши произносит: «Верую, Господи! Помоги моему неверию! ». Нам же не хватает этой самой веры, почему мы чаще не можем умолить Бога, дабы Он помог нам в нуждах наших. Как сказал некто из богословов, мы не можем, как следует, молдиться за себя. Чаще это удается лишь если с нами молятся наши близкие… Итак, помолимся, да Господь укрепит и нашу веру…

Напоследок о.Антоний в двух словах рассказал о нынешнем празднике, после чего напомнил расписание служб на следующую седмицу, отдельно прибавив, что 28 июля, в день святого равноапостольного князя Владимира, на территории собора про     дет некая выставка…


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-07; Просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.059 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь