Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Охватывает западные страны



 

1896 год ознаменовался появлением на Западе одной из книг Бхактивиноды Тхакура, " Шри Гауранга-лила-смарана-стотры", которую он разослал многим известным ученым и философам. В предисловии на английском языке, озаглавленном " Жизнь и учение Чайтаньи Махапрабху", вкратце пересказано содержание основной части книги, которая написана на санскрите. Много лет спустя эту книгу Тхакура один из учеников Шрилы Прабху­пады обнаружил в библиотеке университета Макгилла в Мон­реале. В том же 1896 году на свет появился Шрила Прабхупада, который отметил это совпадение в посвящении к книге " Учение Шри Чайтаньи". По воле провидения два упомянутых события произошли в один год, и Шрила Прабхупада не игнорирует этот факт, а наоборот, придает ему особое духовное значение. В лек­ции, прочитанной в 1969 году в день явления Господа Чайтаньи, Шрила Прабхупада сказал: " Движение санкиртаны Чайтаньи Махапрабху по желанию Бхактивиноды пришло на Запад в 1896 году. Не знаю, было ли это его волей или просто совпадением, но в том же году появился на свет я. По воле Кришны я встретил Сарасвати Тхакура, представлявшего тогда нашу цепь учениче­ской преемственности. Он попросил меня проповедовать учение Чайтаньи Махапрабху в западных странах. Духовная преемст­венность не имеет ничего общего с родственными узами. Мы с Гуру Махараджей родились в разных семьях. Бхактивинода был мировым судьей, государственным служащим. Но по воле Гос­пода Чайтаньи мы оказались в одной цепи ученической преем­ственности. Учение Господа Чайтаньи, которое Бхактивинода Тхакур проповедовал в 1896 году, должно распространиться в западных странах. Мы видим, что сейчас, называйте это случай­ностью или совпадением, так и происходит. Можно не сомне­ваться, что успех, увенчавший мои скромные усилия - это ми­лость Бхактивиноды Тхакура".

В своей работе " Жизнь и учение Чайтаньи Махапрабху" Бхак­тивинода Тхакур сначала вкратце описывает жизнь Господа Чайтаньи, а затем объясняет Его учение: " Прежде всего, Чайта­нья говорит, что божественное царство духа недосягаемо для человеческого разума. Юкти, как Он называет интеллект, не может справиться с этой задачей. Это под силу лишь ручи, или религиозному чувству, даже если оно недостаточно сильно. Только наитие свыше способно пролить свет на духовные темы. Откровения, ниспосылаемые Небесами через чистые и благосло­венные души, приняли форму Вед. Поэтому вечные по своей природе Веды и поясняющие их Пураны являются единствен­ным духовным свидетельством. Стало быть, изречения Вед сле­дует принимать как истину в высшей инстанции. Что же каса­ется голоса разума, искренне помогающего восприятию божест­венной истины, то он может расцениваться как косвенное под­тверждение. По мнению Чайтаньи, учение Вед сводится к девяти основным постулатам:

1. Хари, или Всевышний, един и Ему нет равных.

2. Господь Хари всегда обладает безграничным могуществом. Он властелин всех энергий.

3. Господь Хари - океан духовных взаимоотношений - рас.

4. Душа - это отделенная частица Бога.

5. Одни души целиком находятся во власти Его иллюзорной энергии.

6. Другие души свободны от влияния иллюзорной энергии.

7. Все мироздания, материальные и духовные, являются бхеда-абхеда-пракашей Господа Хари.

8. Преданное служение - это единственное средство достиже­ния высшей цели духовного бытия.

9. Экстатическая любовь - према к Кришне представляет собой высшую цель духовного бытия".

Перечислив эти девять постулатов, Бхактивинода Тхакур затем подробно разъясняет их, учитывая при этом распространенные на Западе религиозные и философские предубеждения. Тхакур, конечно же, знает, как трудно непосвященному читателю с пер­вых страниц признать Кришну, являющего свои игры во Врин­даване, Богом, и потому пишет: " Он недосягаем для материаль­ных чувств. Лишь дух человека может лицезреть Его и общаться с Ним. Став рабой материи, падшая душа лишилась права видеть Кришну и Его божественные деяния в духовном мире, однако во власти всемогущего Кришны явить Свои врин-даванские раз­влечения взору каждого. Рационалист-мирянин вряд ли уверует в Кришну и поймет Его деяния. Но когда его духовное существо разовьется полностью, он увидит Кришну и полюбит Его всем сердцем. В такой небольшой работе нельзя охватить этот пред­мет полностью. Поэтому мы оставляем его нашим читателям с таким напутствием: постепенно избавляйтесь от влияния мате­рии. Обратите помыслы вглубь себя и старайтесь постичь свою духовную природу. Отриньте предрассудки, которые вам вну­шили так называемые рационалисты, отрицающие существова­ние духа. Не будьте высокомерными и научитесь чтить тех, кто стремится к духовным достижениям. Делайте это всем сердцем, умом и всеми силами своими в обществе святых и вы очень скоро увидите Кришну. Кришна - не плод воображения, и вы не имеете права считать Его порождением материи, которое глупцы провозгласили Высшим Существом. Кришну невоз­можно постичь, анализируя разницу между субъективным и объективным. Не следует воспринимать Его и как какого-то ку­мира, навязанного простым людям. Кришна вечен и истинно ду­ховен. Он отражается в человеческой душе, сбросившей бремя неживой материи, и является единственным объектом исходя­щей от души любви. Примите Его таким, и Он откроется вашему духовному зрению. Кришну, Трансцендентное Существо, нельзя полностью описать словами. Высочайший, совершенный и са­мый духовный идеал Бога выражен в Кришне. Выдвигать аргу­менты против Него значит обманывать себя и отказываться от благословений, уготованных человеку Господом. Поэтому все описания Его Имени, личности, качеств и деяний следует при­знать духовными, отбросив материальный образ, неизбежно соз­даваемый словами".

Обращаясь к третьему постулату, провозглашающему Господа Хари океаном духовных взаимоотношений, Бхактивинода Тха­кур убеждает читателя, что деяния Кришны в духовном мире не были придуманы по образцу поведения обычных людей в этом мире.

" Духовная вселенная является прообразом материальной, од­нако между ними нельзя ставить знак равенства. Мы должны из­бегать мысли о том, что человек придумал духовный мир, ис­ходя из опыта мира материального. Это пантеистическая теория, которую к тому же можно назвать атеистической. Пока разум не одухотворится, у него останется склонность к подобным заблу­ждениям, но тот, кто хочет обрести духовную любовь, должен тщательно избегать их. Вечные отношения с Кришной сущест­вуют на духовном уровне в духовном царстве. Непроницаемый занавес скрывает от живущих в этом мире величественные ду­ховные сцены игр Кришны. Когда занавес милостью Господа поднимается, нам выпадает честь видеть Его несравненные вриндаванские игры, но стоит Всевышнему пожелать, и они снова исчезают из поля нашего зрения. Постарайтесь ощутить это, и тогда вам станет понятна моя убежденность. Братья! Не оставляйте столь важный предмет без тщательного и непредвзя­того рассмотрения".

Поясняя четвертый постулат, гласящий, что душа - это отде­ленная частица Бога, Шрила Бхактивинода затрагивает вызы­вающую много споров теорию перевоплощения души.

" Да будет читателю известно, что Махапрабху придерживался очень широкого понимания теории перевоплощения души. Часть читателей может отвергнуть эту теорию на основании того, что ее признают не все религии. Но отрицать какую-либо теорию лишь потому, что она идет вразрез с догмами некоторых сектантских вероисповеданий - признак предвзятости. Поистине, рассудок бессилен в подобных вопросах. Беспристрастно изучив теорию перевоплощения души, мы не найдем ни одного убеди­тельного аргумента против нее. Более того, наше свободное от предрассудков мышление встает на ее защиту. Мнение, будто человеческая душа проходит жизненный путь только один раз, ограниченно, несправедливо и противоречит представлениям о том, что Бог всеблаг. Поскольку и наши собственные духовные чувства подтверждают истинность упомянутой теории, и слу­жащие источником откровений Веды повествуют о непрерыв­ном существовании души на разных этапах творения, нам лишь остается отбросить все сомнения на этот счет. Ведь каким бы просвещенным и сведущим ни был человек, в его суждения все­гда может закрасться ошибка. А то, что справедливо по отноше­нию к отдельному человеку, справедливо и по отношению к на­ции или религиозной общине".

Говоря о душе, Бхактивинода Тхакур кроме всего прочего ка­сается известной загадки о сотворении живых существ и их па­дении в материальный мир: " Не задавайте бессмысленных во­просов о том, когда были созданы души и когда они попали раб­ство. В духовой истории (в духовном мире) не существует вре­мени майи, поскольку оно начинается уже после того, как душа оказалась в материальном рабстве. Поэтому в подобных вопро­сах хронология майи неприменима".

Касаясь пятого постулата, утверждающего, что часть душ це­ликом находится во власти иллюзорной энергии Бога, Тхакур развенчивает теорию о том, что материальный мир предназначен для наслаждения. Чтобы пояснить это, он приводит аналогию с тюрьмой.

" По сути, майя заведует исправительной колонией Бога. Души, которые, злоупотребив свободой выбора, забыли о своем вечном положении слуг Бога и поглощены мыслями о собственном на­слаждении, майя направляет на исправительные работы... Пере­селившись из одного тела в другое в тонкоматериальной обо­лочке, падшие души совершают благочестивые и греховные по­ступки. Так эти души то возносятся в рай, где остаются, пока не иссякнет запас их благочестия, то низвергаются в ад, отбыв на­казание в котором, снова поднимаются на уровень деятельности. Положение падших душ весьма и весьма прискорбно. Порой они веселятся, а порой становятся жертвами насилия и жестокости. Это повторяется снова и снова: то они улыбаются, как наслед­ники престола, то проливают слезы, как последние неудачники. Стало быть, этот мир - тюрьма, исправительная колония, а не место для наслаждений, как утверждают некоторые".

Говоря о шестом постулате, провозглашающем существование душ, свободных от влияния иллюзорной энергии, Шрила Бхак­тивинода объясняет, что достичь этого можно, только повстре­чав на своем пути возвышенного вайшнава и развив в себе веру в преданное служение Кришне.

" Встреча с вайшнавом, сердце которого тает от преданности Господу Хари, пробуждает в человеке горячее желание следо­вать его святому примеру и постоянно изучать науку преданного служения, чтобы самому ощутить приносимое им блаженство. Так он постепенно смоет с себя налет майи и, осознав, наконец, свою истинную природу, достигнет духовного совершенства и насладится сладостью чистых взаимоотношений с Богом. Обще­ние с духовными людьми - единственный путь к высшей цели человеческой жизни, ибо бхакти может передаваться от одной души к другой. Это можно сравнить с намагничиванием или со­общением телу электрического заряда".

Затрагивая седьмой постулат, утверждающий, что все миро­здания, материальные и духовные, являются бхеда-абхеда-пра­кашей (одновременно единым и отличным от Господа) Господа Хари, Бхактивинода Тхакур объясняет, как трудно постичь од­новременное единство души с Богом и ее отличие от Него, а также указывает на ошибочность теории Шанкарачарьи. Понять некоторые заключения Тхакура читателю будет нелегко, однако при тщательном рассмотрении он найдет в них блистательные предельно сжатые опровержения основополагающих принципов майявады.

" Метафизические рассуждения здесь совершенно бесполезны. Иногда Веды утверждают, что душа отлична от Бога, а иногда-что она едина с Ним. В действительности, Веды всегда говорят правду. Душа одновременно отлична от Бога и тождественна Ему.

Рационалисту этого не понять. Таким образом, можно утвер­ждать, что Бог благодаря Своему непостижимому могуществу отличен от душ и от мироздания и в то же время всегда един с ними. " Веданта" учит шакти-паринама-ваде [видоизменению энергий Бога], а не ошибочной виварта-ваде Шанкарачарьи... Шанкарачарья, чтобы избежать упоминаний о брахма-паринаме, то есть превращении Бога в мироздание, утверждает, будто Вья­садева учит виварта-ваде. Эта философия гласит, что с Богом не происходит никаких изменений, а мироздание создает майя, ко­торая частично покрывает Бога (подобно тому, как кувшин ог­раничивает часть пространства). Другое объяснение этой же фи­лософии состоит в том, что Бог проецируется на авидью, неве­жество, хотя в действительности не существует ничего, кроме Бога. Подобные доводы безосновательны и невразумительны. Не подлежит сомнению, что " Веданта" учит неизменности Бога. Это лишь Его энергия, видоизменяясь, творит души и матери­альный мир. Примером тому служит философский камень, энер­гия которого превращается в золото, в то время как сам камень остается неизменным. Так духовная энергия принимает форму духовной вселенной со всеми присущими ей вечными взаимоот­ношениями. Энергия, именуемая джива-шакти, принимает форму бесчисленных душ, одни из которых пребывают на Вай­кунтхе как ангелы, а другие скитаются по этому миру, принимая разные обличья и оказываясь в разных обстоятельствах. Иллю­зорная энергия творит многочисленные миры, где живут и пре­даются веселью падшие души. Без сомнения, виварта-вада - ошибочная философия, которая противоречит учению Вед. Верна лишь шакти-паринама-вада, провозглашающая вечность духовной любви. Будь виварта-вада истинной философией, ду­ховную любовь можно было бы назвать временным явлением".

Затронув восьмой постулат, гласящий, что преданное служе­ние - это единственное средство достижения высшей цели ду­ховного бытия, Бхактивинода Тхакур сразу переходит к чрезвы­чайно важному аспекту науки преданного служения - поклоне­нию Божеству, или Шри Мурти. Почитание личностной ипо­стаси Господа, которая на первый взгляд может показаться ма­териальной, крайне необходимо для духовного совершенствова­ния и развития подлинной привязанности к Богу, хотя некото­рые по глупой ошибке считают этот метод идолопоклонством. Любому, кто решит вынести этот вопрос на обсуждение с запад­ной публикой, не помешает прежде узнать, как его преподносит Бхактивинода Тхакур, чья несокрушимая логика и глубокое по­нимание философии позволяли ему во всеоружии встретить лю­бые сомнения и предрассудки.

" Некоторые категорически не приемлют поклонение Шри Мурти. " Почитание Шри Мурти равносильно идолопоклонству, - говорят они. - Шри Мурти - это идол, изваянный скульптором по велению самого Вельзевула. Поклонение этому идолу навле­чет на нас немилость Бога-ревнителя, ибо ограничивает Его все­могущество, всеведение и вездесущность". Мы ответим им: " О Братья! Отнеситесь к этому вопросу без пристрастия и не позво­ляйте сектантским догмам вводить вас в заблуждение. Бог не ревнив, ибо Ему нет равных. Вельзевул, или Сатана - не более чем плод воображения, аллегорический персонаж. Нельзя позво­лять аллегорическому или воображаемому существу чинить препятствия преданному служению. Исповедующие поклонение безличному Богу просто отождествляют Его с некой силой или олицетворением сил природы, хотя в действительности Он выше природы и ее законов. Его священная воля непреложна и будет богохульством сводить Его беспредельное совершенство к все­могуществу, вездесущности и всеведению, поскольку эти каче­ства присущи даже таким Его творениям, как время, простран­ство и т.п. Совершенство Бога проявляется в обладании проти­воречащими друг другу силами и свойствами, подчиняющимися Его сверхъестественной сущности. Между Богом и Его прекрас­ным обликом нет никакой разницы, ибо Бог вездесущ, всеведущ и всемогущ как никто иной. Обладающий совершенной духов­ной индивидуальностью Господь вечно пребывает в своей оби­тели и одновременно во всей полноте присутствует в каждом со­творенном Им предмете и месте. Таково наивысшее понимание Бога. Сам Чайтанья Махапрабху отвергает идолопоклонство, но при этом называет поклонение Шри Мурти единственным и безупречным средством развития духовной культуры. Бога опи­сывают как личность и воплощение абсолютной красоты. Эти описания оставил нам Вьясадева и другие мудрецы, которые со­зерцали красоту Бога своим духовным зрением. Конечно, слово несет в себе косность материи. Тем не менее, подобные описа­ния истинны. Следуя им, человек ваяет Шри Мурти и востор­женно созерцает в этом образе своего возлюбленного Бога. Бра­тья! Разве это ошибочно или греховно? Те, кто говорят, что Бог лишен и материального, и духовного облика, и в то же время по­читают некий придуманный облик, действительно являются идолопоклонниками. Однако тех, кто видит неземной облик Бо­жества своим духовным зрением, воспроизводит его насколько это возможно в своем уме, а затем придает эти очертания сим­волу, приятному для глаз и помогающему беспрерывно пости­гать возвышенные чувства, никак нельзя упрекнуть в идолопо­клонстве. Смотря на Шри Мурти, старайтесь за изваянием уви­деть духовный прообраз, и вы станете истинными теистами. Братья! Обожествление Шри Мурти не имеет ничего общего с идолопоклонством. Лишь по опрометчивости вы путаете эти по­нятия. Дело в том, что почитание Шри Мурти представляет со­бой единственное истинное поклонение Богу, без которого вы не сможете в достаточной степени развить свою религиозность. Окружающий мир, влияя на ваши органы чувств, влечет вас к себе, и пока вы не научитесь видеть в объектах ваших чувств Бога, вы находитесь в шатком положении, которое едва ли спо­собствует духовному совершенствованию. Поместите Шри Мурти в своем доме. Считайте Всемогущего Бога его храните­лем. Пища, которую вы едите - это прасад [милость] Бога. Цветы и благовония - тоже Его прасад. Зрение, слух, обоняние, осязание и вкус - все это можно задействовать в духовной жизни. Делайте это от чистого сердца, Бог поймет и будет су­дить вас по вашей искренности. Сатана, или Вельзевул, здесь совершенно не при чем! Все виды поклонения основаны на принципе Шри Мурти. Взгляните на историю религии, и вы сами убедитесь в этом. Семитические представления о патриар­хальном Боге в дохристианском иудаизме, а также в христиан­стве и мусульманстве есть ни что иное, как узкое понимание Шри Мурти. Монархическая идея Зевса у греков и Индры у ариев-карма-канди [последователей ритуалов, совершаемых ради обретения материальных благ] представляет собой отзвук той же концепции. Идея силы и джьотирмайя брахмана у при­верженцев медитации и идея безличной энергии, которой при­держиваются шакты, также является очень отдаленным пред­ставлением о Шри Мурти. По сути, концепция Шри Мурти - это сама истина, которую каждый видит по-своему в зависимости от уровня мышления. Даже Джаймини и Конт, отрицающие суще­ствование Бога-творца, обращаются, направляемые изнутри, к определенным аспектам почитания Шри Мурти! Затем мы встречаем тех, кто считает распятие, шалаграма-шилу, лингам и другие подобные символы указанием на внутреннюю суть Шри Мурти. Если можно запечатлеть на бумаге или камне присущие Господу сострадание, любовь и справедливость, то почему нельзя описать в стихах, нарисовать или изваять для блага чело­века личную красоту Бога, объемлющую все Его остальные ка­чества? Если слова могут выражать мысли, часы показывать время, а отдельные события характеризовать целую эпоху, по­чему изображение или скульптура не может навести человека на мысли о неземной красоте Божественной Личности и пробудить в нем высокие чувства?

Поклонники Шри Мурти делятся на две школы: идеалистиче­скую и физическую. Последователи физической школы в силу жизненных обстоятельств и склада ума уполномочены откры­вать храмы. А те, кому жизненные обстоятельства и положение позволяют почитать Шри Мурти в уме, как правило, при всем своем уважении к храмам, поклоняются Господу с помощью слушания, повторения и пения Его Святого Имени. Привер­женцы последней школы принадлежат к вселенской церкви, ко­торая приемлет всех независимо от касты и цвета кожи. Чайта­нья Махапрабху отдает предпочтение именно таким идеалистам чей метод поклонения Он описал в Своей " Шикшаштаке", при­веденной в приложении к данной книге. Служите Господу неус­танно и беспрекословно и очень скоро по Его милости вы обре­тете любовь к Нему".

Касаясь девятого и последнего постулата, гласящего, что экс­татическая любовь к Крищне представляет собой высшую цель духовного бытия, Бхактивинода Тхакур подробно описывает признаки экстаза и провозглашает высшей целью души любовь к Богу, проявляющуюся в пяти вечных расах, то есть видах ду­ховных взаимоотношений. При этом он напоминает читателю о разнице между материальной и духовной расой (пракрита и ап­ракрита-расой).

" Искаженную картину этой возвышенной расы мы видим среди людей, подобно тому, как жизнь в рабстве у майи является искаженным отражением жизни духовной. Пока деятельность души направлена должным образом, то есть на Господа Кришну, раса чиста; но стоит уму и чувствам устремиться к ложной цели, как раса оскверняется и становится отвратительной. Извращен­ная раса дает человеку ключ к пониманию истинной духовной расы, поэтому мы использовали в своих доводах и описаниях слова, соответствующие названиям тех или иных проявлений извращенной расы. Мы просим читателя тщательно проводить разграничение между духом и безжизненной материей, иначе ему не избежать падения".

Далее Бхактивинода Тхакур обобщает сказанное: " Подводя итог, можно сказать, что в своем нынешнем состоянии человек сочетает в себе три разных начала. Первое - это грубая материя, из которой состоит его тело. Второе - тонкая материя, которая проявляется в виде ума, внимания, разума и искаженного эго, за­ставляющего человека считать себя частью материального мира. В это состояние душа ввергнута иллюзорной энергией, майей, которая стремится избавить душу от порочного пристрастия к наслаждениям, вызванного забвением своего положения слуги Бога. Относительно третьего начала можно сказать следующее. В действительности, человека ничто не связывает с майей, так как он полностью независим от нее. И спасти его из нынешнего затруднительного положения способно лишь чистое преданное служение, вовлечь в которое человека может только истинный бхакта. Преданное служение как средство позволяет человеку достичь Кришны - олицетворения высшей красоты, а как цель преданное служение питает его нетленной любовью к Кришне.

Находясь в мире майи, людям следует жить в мире и согласии друг с другом и стремиться к духовному совершенствованию. Нужно вести праведную жизнь, избегать греха и делать как можно больше добра ближнему. Человек должен развить в себе смирение и стоически переносить перипетии судьбы, не выстав­лять напоказ свои добродетели и достижения и оказывать дру­гим должное почтение. Брак ради спокойной благочестивой жизни и преумножения числа слуг Господа является хорошим жизненным укладом для вайшнава. Духовное совершенствова­ние - вот главная цель нашей жизни. Делайте то, что способст­вует вашему духовному развитию, и избегайте всего, что пре­пятствует ему. Твердо верьте, что у вас нет иного защитника, кроме Кришны. Признайте Его своим единственным храните­лем. Делайте лишь то, что угодно Кришне, и никогда не ду­майте, что вы можете действовать независимо от Его священной воли. При этом всегда храните смирение. Никогда не забывайте, что в этом мире вы находитесь временно, и готовьтесь к возвра­щению в свой истинный дом. Исполняйте свой долг и взращи­вайте в себе преданность Кришне как средство достижения главной цели жизни - привязанности к Нему. Посвятите служе­нию Кришне тело, ум и душу. Каждым своим поступком покло­няйтесь великому Господу".

Предисловие Бхактивинода Тхакур завершает такими словами: " Досточтимые читатели! Простите, если эта книга показалась вам навязчивой. Положение слуги Чайтаньи обязывает нас про­поведовать Его возвышенное учение, и поскольку мы исполняем свой долг, мы надеемся, что вы извините нас за причиненное вам беспокойство. Поскольку мы родом из Бенгалии, выражая свои мысли на иностранном языке, мы могли допустить ошибки и потому просим о снисхождении. В заключение нам хотелось бы сказать, что мы будем рады ответить на любые вопросы, ка­сающиеся этих важных тем. Мы очень заинтересованы в том, чтобы помочь нашим друзьям найти путь к духовной любви".

" Шри Гауранга-лила-смарана-стотра" и входящий в нее очерк " Жизнь и учение Чайтаньи Махапрабху" были благосклонно встречены в научных кругах. На страницах журнала Лондон­ского королевского азиатского общества появилась такая рецен­зия.

" Известный вайшнав и мировой судья Шри Кедаранатха Датта недавно издал поэму на санскрите под названием " Шри Гау­ранга-лила-смарана-стотра" о жизни и учении Чайтаньи. Стихи поясняет комментарий, тоже на санскрите, а открывает книгу предисловие на английском языке на 63 страницах. В нем под­робно излагаются доктрины, которые проповедовал Чайтанья, и уделяется большое внимание опровержению учения Шанкарача­рьи и последователей философии адвайты. Этот труд Бхактиви­ноды, несомненно, обогатит наше представление о жизни вели­кого реформатора Чайтаньи. Мы благодарим автора за то, что он написал упомянутую работу на английском и санскрите, а не на бенгали, так как в этом случае для европейских исследователей религиозной жизни Индии она осталась бы книгой за семью пе­чатями".

Другой западный ученый, Р. У. Фразер, писал: " С тех пор, как Чайтанья распространил по всей Индии веру в избавляющую от греха милость Кришны, миновало уже более четырех веков, но дух, вдохновлявший Чайтанью, и поныне жив в сердцах его по­следователей. Из увлекательной работы о жизни и учении Чай­таньи, которую его преданный последователь Шри Кедаранатха Датта Бхактивинода издал уже в преклонном возрасте, видно, что этот дух сохраняет свою жизненность, невзирая на происхо­дящие в стране перемены. Как выразитель надежд современных последователей Чайтаньи, автор свято верит, что грядет время, когда любовь и преданность Кришне, которые напоминают чув­ства девушки к своему возлюбленному и проявляются в непре­рывном повторении и пении Святого Имени, молчаливом созер­цании, горячности и других признаках экстаза, положат начало движению, призванному " ради высшей духовной цели объеди­нить под сводами всемирной церкви всех людей независимо от сословия и вероисповедания". Судя по всему, эта церковь охва­тит весь мир, вытеснив другие, сектантские, церкви, которые не допускают непосвященных в свои мечети, синагоги и храмы".

В 1896 году Шрила Бхактивинода опубликовал две книги, подробно разъясняющие пять основ философии Рамануджача­рьи. Первая, " Три Рамануджа-упадеша", написана самим Бхак­тивинодой, а вторая, " Артха-панчака", принадлежит перу Пил­лая Локачарьи.

 

Продолжение проповеди и издания книг

 

В 1897 году Тхакур побывал с проповедью в Мединипуре, Саури и многих других городах и селах, распространяя послание Господа Чайтаньи и вызволяя бенгальцев из тьмы материализма и атеистических философий. Проповедуя, Бхактивинода Тхакур испытывал неописуемую духовную радость и блаженство.

В этом же году вышла в свет пятая глава " Брахма-самхиты". Помимо оригинальных санскритских текстов книга включала в себя комментарий Дживы Госвами на санскрите, а также преди­словие, перевод в прозе и комментарий Тхакура на бенгали.

Д-р Рамачандра Чакраварти и Парамананда Видьяратна в своем научном труде " Вайшнавизм в Бенгалии" приводят пере­писку Тхакура с Шиширом Кумаром Гхошем, известным журна­листом, учредителем и редактором газеты " Амрита Базар Пат­рика", в прошлом последователем Раммохана Рая. Прочитав " Кришна-самхиту" и несколько других книг Бхактивиноды Тха­кура, Шишир Кумар проникся к нему глубоким уважением. Привлеченный духовной чистотой Тхакура, он начал обмени­ваться с ним письмами. Со временем он стал почитать Шрилу Бхактивиноду наравне с шестью вриндаванскими Госвами и од­нажды даже написал ему: " Хотя я никогда не видел шестерых Госвами Вриндавана, Вас я считаю седьмым Госвами". В 1897 году этот известный литератор издал собственную книгу на анг­лийском языке о жизни Господа Чайтаньи, озаглавленную " Гос­подь Гауранга, или Спаситель человечества". Толчком к этому послужила работа Тхакура " Жизнь и учение Чайтаньи Махап­рабху". Шишир Кумар также написал биографии нескольких приближенных Господа Чайтаньи и издал " Чайтанья-бхагавату". Кроме того, воодушевленный примером Бхактивиноды Тхакура, он проповедовал славу Святого Имени в Калькутте и деревнях Бенгалии. Шишир Кумар начал издавать вайшнавский журнал " Шри Вишну Прия О Ананда Базар Патрика", редактором кото­рого был сам Тхакур. Сначала журнал выходил раз в две недели, а потом превратился в ежемесячное издание. В 1899 году Шрила Бхактивинода разорвал отношения с журналом по обвинению в праджалпе, или празднословии, поскольку на его страницах ста­тьи о вайшнавизме соседствовали с новостями политики и свет­ской жизни. Как ярый противник британского правительства, Шишир Кумар в своих статьях иногда выражал националисти­ческие взгляды. Что же касается Бхактивиноды Тхакура, то он в силу своего трансцендентного мышления видел тщетность его усилий и понимал, что в первую очередь человечество нужда­ется в сознании Бога. Тхакур знал, что с духовной точки зрения все люди - братья, и их противопоставление на друзей и врагов на основе мирского мировоззрения не имеет ничего общего с Божественной Реальностью.

В период с 1898 по 1899 год Бхактивинода Тхакур всецело по­святил себя проповеди, изданию книг и бхаджану. В 1898 году он опубликовал " Шри Кришна-карнамриту". Это великое творе­ние Билвамангалы Тхакура (Лила-шуки). В книгу вошли ориги­нальный текст на санскрите с комментарием Чайтаньи даса Гос­вами (старшего брата Кави Карнапура) и несколько работ Тха­кура на бенгали: предисловие, перевод стихов в прозе и обзор работы в целом. В том же году Шрила Бхактивинода написал комментарий к " Упадешамрите" Шрилы Рупы Госвами. Кроме того, он опубликовал издание " Бхагавад-гиты" с комментарием Шрипады Мадхвачарьи и " Шри Голока-махатмью" - вторую песнь " Брихад-бхагаватамриты" Санатаны Госвами с оригиналь­ным текстом на санскрите и своим собственным переводом на бенгали.

В 1899 году увидел свет перевод на бенгали " Шри Бхаджанам­риты", классического произведения Нарахари Саракара. В том же году была опубликована еще одна, содержащая сокровенные истины, работа Бхактивиноды Тхакура, " Шри Навадвипа-бхава-таранга", в которой описаны части Навадвипы, доступные взору достигшей совершенства души. Эти места, которые не обозначены на географической карте и о которых не найти упоминания в исторических летописях, представляют собой ишодьян, " трансцендентный сад Верховного Господа". В этой работе. Тхакур открывает свою сварупу (духовную сущность) Камала-манджари, вечной помощницы Ананга-манджари. В " Шри Шри Радха-Кришна-ганоддеша-дипике" Рупа Госвами пишет, что Ананга-манджари приходится сестрой Шримати Радхарани и относится к числу лучших гопи, которых называют вара. А в " Шри Гаура-ганодцеша-дипике" Шрилы Кави-карнапура говорится, что жены Господа Баларамы Шримати Варуни-деви и Шримати Ре-вати-деви, которых почитают воплощениями Ананга-манджари, явились в этом мире как супруги Господа Нитьянанды: Шримати Васудха-деви и Шримати Джахнава-деви. Стало быть, Бхактивинода Тхакур входит в круг вечных приближенных этих супруг Господа Нитьянанды. Вот почему Годрумадвипа, и в особенноети Свананда-сукхада-кунджа-рынок Святого Имени, где начиналась проповедь Господа Нитьянанды в Бенгалии, была излюбленным местом Бхактивиноды Тхакура.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь