Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Доказанные случаи спиритических проявлений



Ниже приводятся два примера спиритических явлений, в которых я усматриваю несомненное воздействие оккультизма (демоническое вмешательство), как он представлен в Библии. Оба примера сопровождаются доказательствами, свидетельствующими об их природе. К сожалению, есть много христиан, которые страдают от иллюзии, что любые сеансы спиритизма являются фальшивкой и не могут иметь демоническую суть.

Я действительно считаю, что многие свидетельства о спиритической деятельности являются плодом либо чрезмерно активного воображения, либо откровенного обмана со стороны " исполнителя". Спиритизм, подлинный или мошеннический, приносит большие доходы. Тяга легкой наживы овладевала многими, побуждая их назваться или действительно стать медиумами и обратиться к оккультной или мошеннической практике спиритизма. Бывший медиум М. Ламар Кин назвал громаднейший лагерь спиритов в Честерфильде " ответом спиритизма на Диснейлэнд". В первый же сезон туда съехались более 65. 000 паломников со всех уголков света. Они потратили более миллиона долларов на то, чтобы пообщаться со своими умершими родственниками. 1

 

Случай I

О первом из этих примеров сообщил доктор Маркус Бах, хорошо известный религиозный обозреватель и писатель. Стремление к беспристрастности побудило его посетить громаднейший лагерь спиритистов в Честерфильде и сеансы, изучив которые, он убедился в их подлинности.

 

26 августа я приехал в Честерфильд, Индиана, и сразу же отправился в лагерь спиритистов в окрестностях города. Его называют городом мира, Новым Иерусалимом, Великой Меккой. Вопреки ожиданию увидеть ветхий скит для общения с мертвыми, я попал, к немалому удивлению, в прямо-таки буколическое место отдыха. Над покрытым травой амфитеатром и гротом, находящимся в " саду молитв", возвышались две большие гостиницы и двадцать коттеджей.

В духе нерушимых традиций спиритизма там создан " религиозный пантеон". Спириты утверждают, что ему нет ничего подобного в мире. Статуи Авраама, Будды, Зороастры, Магомета, Лао Цзы, Конфуция, Вардхаманы, Зевса, Осириса и Иисуса в натуральную величину намекают на универсальность спиритизма в его притягательности и применимости. Венчает эту идиллию индеец, поднимающий голову к незримым небесам духовного мира. 2

 

Прибыв в эту Мекку современного американского спиритизма, доктор Бах посетил два сеанса. Он оставляет нам свидетельство скептика, уверовавшего в явления спиритизма:

Несколько мгновений, и мои глаза привыкли к темноте. Я различил смутные контуры Прессинга, стоящего рядом со мной. Он наклонился ко мне и мрачно прошептал:

— Ну, когда же все начнется?

Не успел я ответить, как...

Здравствуйте, доктор Бах! Здравствуйте мистер Прессинг! — донеслось до нас из темноты. Это был нервный детский голос со слегка плутовским тоном. Это мог быть дебют смазливого сироты, а могла быть и актриса из театра кукол.

Добрый вечер, — ответил мистер Прессинг.

— Кто вы? — спросил я.

Дружелюбный певучий голос ответил мне:

— Я Сильвия... Мы очень рады, что вы здесь, доктор Бах, — сказала она с явной учтивостью в голосе. — Это будет очень интересный сеанс. Есть хорошие вибрации. Смотрите!

Маленькая труба медленно приподнималась с пола. Она замедлила движение чуть выше другой трубы, побольше, и неуверенно остановилась.

— Кто вы? — настаивал я.

— Сильвия, — выразительно сказал голос, — разве я не сказала, что Сильвия?.. Я могу вызвать для вас других духов, если хотите.

- Как? — потребовал я. — На небе миллионы духов, как вы их найдете? Позовите мне Боба Уайтхэнда.

- Боба Уайтхэнда? — было похоже, что голос на секунду приглушило ветром, — Боба Уайтхэнда? — пронеслось как эхо, — я постараюсь. Это делается вибрациями... Сейчас я постараюсь найти Боба Уайтхэнда, но посмотрите на трубу, доктор Бах!

Труба поднялась метра на полтора над полом и медленно качалась в пространстве...

- Куда вы хотите передвинуть трубу? — спросила Сильвия.

- Поднесите ее ко мне, — сказал я.

Озаряемая святящимися полосами труба приблизилась ко мне и остановилась прямо у моего уха.

- Положите ее мне на руки, Сильвия, — попросил я.

- Держите!

Я протянул свои руки, и труба спланировала на них. Теперь, подумал я, надо не упустить шанс найти веревочки. Держа легкую, как пух, трубу левой рукой, я со всех сторон обвел ее правой. Веревочек не было.

- Возьмите трубу руками за оба конца, — сказала Сильвия.

Я так и сделал, держа трубу согнутыми в локтях руками.

- Теперь я поговорю с вами из трубы.

Голос Сильвии действительно зашептал из трубы. Я приложил трубу к правому уху: голос шел оттуда, и говорила Сильвия.

- Ладно, — согласился я, — интересно, — и быстро убрал руки. Труба неподвижно повисла в пространстве.

Разговор Сильвии с Прессингом я не помню, так как был поражен медленным передвижением вверх второй трубы. Без остановки она поднялась почти до потолка. Повисев там, она начала медленно двигаться по кругу, подобно вертолету. 3

 

После этого доктор Уильям Джеймс обратился к доктору Баху, и они говорили минут двадцать. Труба продолжала свое левитационное движение, и когда доктор Джеймс перестал говорить, Сильвия, капризное духовное существо, взяла трубу, словно подвешенную в воздухе, и вдруг труба с грохотом врезалась в стену прямо за доктором Бахом. Доктор Бах приводит реакцию мистера Прессинга: " Какого дьявола случилось? "

    В качестве ответа прозвучал шаловливый смех Сильвии:

— Я хотела показать вам работу полтергейстов! Ну, как оно?

Несколько секунд в комнате было тихо. Ничего не было видно, кроме светящихся полос вокруг маленькой трубы. Потом голос Сильвии сказал:

- Кажется, у меня есть для вас Боб Уайтхэнд.

- Отлично! — ответил я деловым тоном. — Боб, Боб! Ты меня слышишь?

Святящаяся голова появилась в метре над полом. Она не материализовывалась в том виде, как обычно описывают материализацию духов. Она просто возникла из ничего. Почти как свет фонаря, отраженный на лице человека. Я увидел черты моего друга, убитого во Франции. Привидение держалось в комнате всего несколько секунд, а потом исчезло. Как его объяснить? Если бы это было настоящее человеческое лицо, освещенное фонарем, то его нужно было укрыть за занавеской в центре комнаты. Но я знал, что никакой занавески не было. Кроме того, почему свет фонаря не рассеивался по комнате, занавеске или аппаратуре, если она применялась? И если это был кто-то, исполняющий роль Боба Уайтхэнда, то как он мог получить такое подчеркнутое сходство с Бобом, если никто не знал, что я попрошу вызвать именно Боба? Событие было необъяснимо, и оно оставило самые яркие впечатления за весь день.

Сильвия попрощалась с нами. Маленькая труба заняла свое исходное положение.

 

Доктор Бах вспоминает еще один случай на сеансе, который, несомненно, был подвергнут им тщательному изучению и анализу, поскольку также предполагал личное знакомство. Бах рассказал о нем следующим образом:

Я подробно фиксировал свои мысли о происходящем — о левитации, кача-тельных движениях спиритов в ритм, напоминающий морской прибой, когда больше четырех человек разговаривали одновременно шепотом, возбужденно, торопливо, повелевающе. Вдруг вселенная духов растворилась. Несколько секунд, показавшихся вечностью, ничего не происходило. Потом порывистый поток эктоплазмы взвился от пола и принял вид девушки. Еще не успев принять очертания, фигура заговорила:

— Марк, дорогой Марк, дорогой Марк...

   Мои знакомые называют меня Марком; мои близкие знакомые называют меня дорогим Марком, и я понял, что это будет " семейный дух"! Я встал и приблизился на расстояние чуть больше метра,

— Да, — сказал я. — Кто ты?

В ответе слышалась крайняя разочарованность:

— Неужели ты не узнаешь меня?

Я не узнавал ее. Я понятия не имел о том, кто это. Я слишком погрузился в размышления о личных контактах с духами... Я даже не предложил ей как-то намекнуть, кем она собиралась мне представиться. Совершенно незнакомый человек, решил я.

- Я тебя не знаю, кто ты?

- Пола, — донесся ответ.

Ее имя и обходительность, с которой это было сказано, всколыхнули в моей памяти воспоминания о давно забытой драме. Двадцать лет назад моя сестра Пола умерла в возрасте двадцати трех лет. Ее дочь Джанет умерла незадолго до того. Их смерть считалась глубочайшим горем нашей семьи, но время и путешествия затуманили прошлое. Никакой медиум или спирит не могли бы раскопать это имя в моей памяти, поскольку я и думать забыл о Поле. Я ни разу не вспомнил о ней во время сеанса. Я посмотрел на стоящее передо мной привидение повнимательнее.

- Как я выгляжу? — спросила она.

- Прекрасно, — ответил я.

- Рост нормальный? — прошептала она. — Тебе не кажется, что я должна быть выше?

- Нет. Примерно такого роста я тебя и помню.

- Я старалась, — серьезно сказала она. — Правда, получилось?

- Да, — заверил я ее, вспоминая, что по одной из теорий о материализации дух " собирает" эктоплазму и придает ей на память человеческий облик, которым он обладал на земле.

... Была ли похожа на Полу эта фигура и ее очертания? Должен признать, что да. Очень сильно. Внешность была узнаваема и убедительна. Похожее на " ложный фасад" плоское тело в двух измерениях с чем-то похожим на руки, покрытые мрачной серо-белой пленкой. Лицо, хоть и очень похожее на маску, все же потрясающе напоминало ее. Были и какие-то иллюзорные белокурые волосы. Не могу сказать, точно ли я слышал голос Полы. За двадцать лет я уже совсем забыл его. Однако это была Пола.

Почему бы и нет, спрашивал я себя, стоя там. Спиритисты в Честерфильде знали, что я приеду. Если, как говорят некоторые, у них есть хорошо налаженная система шпионажа, они могли бы легко выйти на мою семью и добыть описание Полы. Если это кто-то переодетый, лицедей или марионетка-чревовещатель, то, конечно, он мог бы имитировать фигуру Полы. Сама мысль преследовала меня больше, чем привидение. Я был рад прийти хоть к какому-нибудь выводу. Я все отчетливее испытывал желание подойти и дотронуться до фигуры. Я приблизился, слегка отошел в сторону, чтобы красный свет падал прямо на лицо духа. Нас отделяло чуть меньше метра. Пола рассказывала о жизни в мире духов. Я поспешно задавал вопросы: " Видела ли ты Иисуса? Как жизнь на небе? Как там со временем? Можешь ли ты находиться везде одновременно? Называют ли там духов методистами, реформатами, пресвитерианами, католиками? "

По ее голосу было похоже, что она смеется. Она отвечала " нет, нет" на все вопросы, кроме вопроса о небе. Наше общение было как запретный, тайный разговор с человеком, когда время очень ограничено. Ее черты вроде бы стали яснее. Но возможно, это была просто шутка памяти.

Тут мне пришла в голову мысль.

- Пола, — сказал я, — помнишь ли ты катехизис, который мы учили дома?

- Конечно же!

- Пола, помнишь ли ты первый вопрос в катехизисе?

- Помню.

- Какой это был вопрос? — я спросил почти со страхом.

Ответ пришел сразу:

- Какое ваше главное утешение в жизни и в смерти?

- Давай дальше, — попросил я.

— То, что я, с телом и душой, и в жизни, и в смерти не принадлежу самому себе, — она прервала ответ. — Тут, где мы находимся, эти слова приобретают еще большее значение!

Затем быстро, как бы на одном дыхании, она рассказала, что служение Богу значит развитие личности. Жизнь на духовном уровне есть развитие. Как движение по спирали. Как восхождение нравственности ко все более высокому " небу". Несколько раз она прерывала рассказ вопросами " Понимаешь? Это ясно? ", словно чувствовала, что ее слова жизненно важны, всеобъемлющи. Смерть, утверж дала она, не была ужасным результатом греха. У нее нет жала. Она не является • ни врагом, ни другом. Это часть божественного плана, плана без начала и конца.

Шепот становился все слабее:

- Я больше не могу оставаться. Сейчас мне надо будет уйти.

- Пола, еще одно. Ты можешь обнять меня?

- Я тебя поцелую, — ответила она. — Подойди ко мне.

- Подойди ты ко мне, — я хотел, чтобы она приблизилась к красному свету, и она так и сделала. Теперь нас разделяло менее полуметра. Ее лицо светилось, оно казалось прозрачным, но плоским.

Я наклонился вперед и пригнул голову. Эктоплазменные руки, напоминавшие паутину, обвили мою шею. Что-то мягкое, льняное скользнуло по лбу, и Пола исчезла, словно под землю.

Я вернулся к своему креслу и сел... Сеанс закончился. 5

 

Честерфилвдский лагерь не всегда посещали такие доброжелательные инспекторы, как доктор Бах. В 1960 году рекламная кампания спиритов лопнула мыльным пузырем, разоблачив одно из предпринятых там мошеннических мероприятий. М. Ламар Кин, бывший медиум и бывший постоянный член оргкомитета Честерфильда, рассказывает:

" Два сочувствующих исследователя, Том О'Нил и доктор Андрия Пухарич, пытались снять первый в мире фильм о материализации духа. О'Нил был убежденным спиритистом, редактором ежемесячной газеты Psychic Observer, официальным служителем Ассоциации спиритистов Индианы... и близким другом... завсегдатаев лагеря. Пухарич был врачом и исследователем психики, которого О'Нил взял, чтобы придать делу наукообразность...

Эксперимент обернулся крахом для спиритистов. В окуляре прибора ночного видения предполагаемые фигуры духов из мерцающей эктоплазмы, материализующиеся из воздуха, оказались просто-напросто людьми, завернувшимися в марлю, которые входили через скрытую дверь из соседнего помещения. Инфракрасный фильм подтвердил наблюдения Пухарича. На пленке с несомненной точностью запечатлелись знакомые всем лица лагерных медиумов, одетых в марлевую ткань и исполнявших роль духов" (Кин, цит. пр., с. 41-42).

 

Случай II

Еще одно доказательство спиритизма записано Артуром Хиллом в книге " Спиритизм: история, проявления и учение" (Нью-Йорк, 1919, с. 74-75), где мистер Хилл рассказывает о Дэниеле Дугласе Хоуме, необычайном медиуме, практикующем коммуникацию с потусторонним миром и левитацию.

В 1885 году Дэниел Д. Хоум, молодой человек шотландско-американского происхождения, прибыл на Британские острова, и именно в случае с ним и его претензиями на обладание спиритическим талантом объективный наблюдатель находит доказательства сверхъестественных проявлений, в которых еще не усомнился ни один исследователь.

Имеется много описаний того, как Хоум устанавливал связь с силами потустороннего мира, но физические явления или проявления духов, открывающиеся фантастическими способностями Хоума, оказались лучшими свидетельствами наличия у него сверхъестественной силы.

Сэр Уильям Крукс, знаменитый британский ученый и признанный авторитет в области спиритических явлений, засвидетельствовал, что в случае господина Хоума несомненно присутствует " действие неизвестных науке факторов".

В присутствии сэра Уильяма и Хоума " аккордеон, находящийся под столом, и в отдалении от медиума, сыграл мелодии, а в руках самого мистера Крукса мог сыграть всего несколько нот, но отнюдь не мелодии". Деревянная плашка на столе, в метре от Хоума, поднялась на двадцать пять сантиметров и плавала в воздухе больше минуты, мягко перемещаясь вверх и вниз, будто на воде, причем руки самого медиума держали супруги Уолтера Крукса и Уильяма Крукса. Карандаш постоял на столе острием вниз и попытался писать, но упал; тогда плашка приблизилась к нему и поддерживала, пока карандаш предпринимал вторую попытку. Столы, которые никто не трогал, скользили по полу. Появлялись светящиеся облака и материализованные руки, держащие цветы. Сам Хоум поднялся в воздух, как это бывало со многими святыми. Все происходило при нормальном освещении, обычно от газового рожка.

Однако самая знаменитая из левитации была показана в 1865 году в Лондоне на Букингем-Гэйт 5 в присутствии лордов Линдси и Эдэр и капитана Винна. Хоум, перемещаясь по воздуху или создавая видимость полета, вылетел в одно окно, а залетел в другое. Окна находились в 196 сантиметрах друг от друга и в двух с половиной метрах над землей, причем между ними не было никакого выступа или опоры... Трудно поверить, что все, что показал Хоум, является обманом или галлюцинацией. Как очень часто бывает, достоверность исторических фактов, за которые ручается всего несколько человек, большинство из которых умерло, недоказуема, и когда указанные события имеют природу, не имеющую параллелей в нашем личном опыте, то легче всего предположить, что все это было сделано обманным способом. Но мы должны признать, что подобная логика является предвзятой, ибо в любом другом случае мы бы посчитали решающим слово такого выдающегося ученого, каким был сэр Уильям Крукс, особенно когда его подкрепляли столь солидные свидетельства.

Следует отметить, что не все исследователи спиритических явлений признают достоверность этого конкретного события. Гоудини и Даннингера оно не убедило, как и некоторых других. 6

 

Есть еще много примеров, которые мы могли бы привести в подтверждение заявлений спиритов об их способности контактировать с силами потустороннего мира, и такие примеры, несомненно, задокументированы. Вопрос, однако, в том, одобряет ли подобные контакты Слово Божие, и если нет, то не является ли эта практика непослушанием воле Божией, порочащим душу человека.

Как мы уже отметили, Библия очень выразительно высказывает свою точку зрения на эту проблему, и, готовясь к обсуждению богословской сущности и расхождений спиритического учения с христианским, мы должны в первую очередь учитывать божественную точку зрения на спиритизм и спиритическую деятельность.

В связи с этим отметим по меньшей мере два специфических момента из повествований доктора Баха и мистера Хилла. Напомним, в случае доктора Баха привидение, претендующее на то, чтобы быть его умершей сестрой Полой, явно противоречило Новому Завету и в частности 15-й главе 1 Послания к коринфянам, где смерть названа врагом (ст. 26). Смерть действительно нацеливает жало против человечества, жало, которое может быть выдернуто только верой в воскресение Иисуса Христа, позволяющей воскреснуть тем, кто верит в Него (ст. 55-57).

Полезно напомнить, что в Послании к римлянам апостол Павел особо явственно свидетельствует о реальности греха, зла и о духовной смерти или отлучении от общения с Богом. Пятая и шестая главы, в частности, указывают, что только Христос восстанавливает общение человека с Богом, и делает Он это, лишая сатану власти (Евр. 2: 14). В откровении Нового Завета смерть считается результатом греха (как и в Быт. 3). Она является частью божественного замысла, она допущена Богом, Который проложил путь и к избавлению от нее, то есть к ее конечному уничтожению путем воскресения во Христе. Хотя смерть является частью божественного плана, она не нейтральна; на деле она является " последним врагом", подлежащим истреблению (1 Кор. 15: 26).

Мы, конечно, можем согласиться с высказыванием мистера Хилла по поводу Дэниела Хоума и его сверхъестественной силы, но не надо забывать, что Хоум являлся подлинным спиритом-медиумом, отрицающим Божественность Христа, искупление и воскресение в теле нашего Господа. Силы, двигавшие им (спириты ошибаются, думая, будто это они управляют духами), исходили не от Бога. Наоборот, это были демонические силы, о которых говорится в Библии и которые она осуждает. Отец духов, Всемогущий Бог будет судить их, а также известного нам как " князя, господствующего в воздухе", сатану.

 

2. The Psychic Mafia, New York, 1976, p. 43.

3. They Have Found a Faith, Markus Bach, p. 99.

4. Там же, сс. 104-106.

5. Там же, сс. 108-109.

6. Там же, с. 117-121.

7. Magic and Mystery, New York, 1967, p. 97.

 

Богословие спиритизма

Вот " семь принципов' спиритизма:

1. Отцовство Бога.

2. Братство людей.

3. Непрерывное существование.

4. Общение духов и служение ангелов.

5. Ответственность человека.

6. Грядущее воздаяние и вознаграждение за совершенное на земле добро и зло.

7. Путь бесконечного развития.

 

Секретарь Национального союза спиритистов

(The Seven Principles of Spiritism, pp. 2-3).

Спиритизм — это Наука, Философия и Религия непрерывной жизни, основанная на доказанном факте общения через медиумов с теми, кто живет в Духовном мире.

Спиритист — это тот, кто в качестве своей главной религии исповедует общение между этим и духовным миром через медиумов и кто старается формировать свой характер и поведение в согласии с высочайшим учением, полученным в этом общении.

Национальная ассоциация спиритистов, " Определения"

(Definitions, 1914, 1919).

 

Бесконечный Разум охватывает и контролирует всю вселенную, не имеет ни очертания, ни формы, он безличен, вездесущ и всемогущ.

Он учит, что во всем пребывает искра божественного.

Что любая душа с веками взойдет к высотам возвышенным и славным, где Бог есть Любовь и Любовь есть Бог.

 

Суть и дела спиритизма // " Справочник по спиритизму"

(What Spiritualism Is and Does, Spiritualist Manual, 1940).

Человек — это духовное существо, которое эволюционировало от низших форм жизни через период сознательности до состояния высших нравственных и духов ных способностей и которое переживает неповрежденным разложение тела.

Добрые дела, исходящие из доброго сердца, содержат силу, созидающую прият ное местопребывание в духовной жизни, и наоборот, грешники возводят жилища собственной несчастной жизни. Нечестивец должен заплатить за свои злые дела здесь, на земле, или в будущем и достичь состояния праведности перед тем, как вступить на путь, ведущий к духовному счастью и совершенствованию.

 

Философия спиритизма, там же.

Спиритизм — это излияние духа на человечество, божественное откровение из сфер света. Это высочайшее слово истины, до которого надо расти, глубину, красоту и величественный смысл которого мы так и не осознали в совершенстве.

Спиритизм есть всеобщий учитель, великий искупитель, освободитель человече ских душ от рамок суеверия и невежества, разгоняющий облака заблуждении, так долго окутывавших мир, и освещающий тьму материального мира.

 

Что такое спиритизм, там же.

В сборник духовных песен спиритистов вошли хорошо известные христианские гимны, но с соответствующими изменениями. Мы приводим один из них, чтобы показать, с каких богословских позиций сделаны изменения. 1

 

Таков, как есмь, таков, как есмь,

Без дел, без слов, сотворен я Тобой таков.

В Тебе жизнь я нахожу,

О, Бог любви, к Тебе иду.

Таков, как есмь, без слепоты,

Без уз души, ума, без нищеты

Твое в себе я нахожу.

О, Бог любви, к Тебе иду.

Таким, как есмь, примешь меня,

Пускай не обрету ученость я,

И до высот святости не дойду,

О, Бог любви, к Тебе иду.

 

 

Совершенно нелепо думать, что Иисус был более божественным, чем любой дру гой человек. — Вайссе.

 

Том Пэйн — это седьмая небесная сфера, на одну выше Господа, хотя он вошел в духовную жизнь на много веков после Христа. — Вайссе.

 

Чудесное зачатие Христа есть просто мифическая сказка. — Ховис.

 

Высшие духи не проповедуют искупление Христа — ничего подобного этому. — Ночолас.

 

Ваше учение об искуплении является пределом помешанного воображения, оно неправедно и аморально. — Холл.

 

Мы сожалеем и осуждаем то, что спиритисты отдают своих детей учиться догматам искупительной жертвы или спасения верой вместо дел. — Резолюция, принятая на Конвенции спиритистов в Брэдфорде, Англия.

 

Все передовые спиритисты — хотя немногие обладают смелостью признать это открыто — отвергают брак в юридическом смысле и верят в учение о сближении — Создатель Общества свободной любви, спиритист, в письме в New York World в 1856 году.

 

Цитаты знаменитых спиритистов взяты из книги

Уильяма Эдварда Бидервулфа " Спиритуализм

W. Biederwolf, Spiritualism. Grand Rapids, 1952, p. 32).

 

Я нахожусь сегодня здесь, будучи одним из основателей спиритизма, с тем, чтобы разоблачить его как абсолютную ложь от начала до конца, как самое пустое из всех суеверий, самое злое богохульство из всех известных миру. — Р. Б. Дэвен-порт, " Смертельный удар по спиритуализму" (R. В. Davenport, The Deathblow to Spiritualism, 1888, p. 76), см. также газету The New York Daily Tribune, Oct. 22, a также New York World, Oct. 21, 1888.

 

ЛиРой Эдвин Фруч, " Спиритизм сегодня"

(LeRoy Edwin Froom, Spiritualism Today, Washington. 1963, p 6)

 

Лорд Даудинг, ярый защитник спиритизма, говорит в своей книге " Много обителей" (с. 107): " Первое, с чем приходится столкнуться ортодоксальному христианину, то, что учение о Троице практически не имеет сторонников в передовых кругах мира спиритов. Божественность Христа как равного Отцу подвергается всеобщему отрицанию. Иисус Христос действительно был Сыном Божиим, но точно так же, как мы являемся детьми Божиими... Нас (то есть ортодоксальных христиан) учат вере в прощение грехов кающимся через благо жертвы Христа и искупления. С этим учением Император (псевдоним одного знаменитого спирита) энергично борется во многих своих работах".

 

Цитируется по книге " Спиритуализм"

Стаффорда Райта (London, 1959, р. 11).

 

Сэр Артур Конан Дойль: " Спиритизм есть величайшее откровение, полученное когда-либо миром".

 

Я видел духов, бродивших по комнате и беседовавших как в хорошей компании.

 

Мы осознаем, что нас постоянно охраняют.

 

Опыт показывает, что немногие серьезные мыслители быстро принимали учение духов и что среди спиритов вряд ли найдется хоть один, кто миновал бы многолетний период ученичества.

 

История спиритизма // " Справочник по спиритизму", с. 131.

 

Любая Человеческая Душа, вошедшая в жизнь, является дитем БОГА, и возможности ее развития в свое время реализуются, и каждый будет ими пользоваться. Спиритизм провозглашает: " ПИ ДЛЯ КАКОЙ ДУШИ НЕ ЗАКРЫТ ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НИ ЗДЕСЬ, НИ В ТОЙ ЖИЗНИ".

 

Там же, с. 181.

 

Мы не верим в " волшебниц", " бесов", " стихии" или " астральные тела", чье существование не может быть доказано. Мы не понимаем, почему они должны существовать. Эта точка зрения не является научной, не соответствует Законам Природы, она опровергается нашей философией и естественными науками. Мы повторяем вам еще раз, что наши убеждения содержат только то, что согласуется с Законами Природы и может быть конкретно доказано.

 

Там же, с. 181.

 

Мы верим в существование умных и невежественных духов. Ни одно существо не является " плохим" по своей природе — зло всегда возникает из невежества. Сам по себе уход из физического тела не меняет состояние духа, который и есть действительная личность. Он должен научиться стремлению и прогрессу к высшим и лучшим состояниям, что мы и делаем на земле.

 

" Чудо" — это то, что противоречит Законам Природы, и потому чудес не существует. Чудеса, о которых вы говорите, могут сделать сегодня наши Сенситивы (часто называемые медиумами) путем использования совершенно естественных сил, когда обеспечиваются необходимые условия для их проявлений.

 

Там же, с. 182.

 

Мы не верим в существование таких мест, как чистилище или ад Общающиеся с нами духи просто поменяли одну форму жизни на другую. Та жизнь может иметь вид рая или ада в зависимости от того, какой захочет ее сделать сам дух; то же самое относится и к нашей жизни на земле.

 

Там же, с. 183.

 

Даже самая деградировавшая личность может со временем достичь величайших высот. Намного легче, однако, начать совершенствование во время земной жизни. Каждый человек должен заработать свое спасение; все имеют одинаковую возможность сделать это, искупив соделанное зло и преодолев искушения и соблазны, услаждающие наши земные чувства.

 

Там же, с. 184.

 

Вердикт Духа Святого

Приведенные цитаты ясно раскрывают суть некоторых из основных положений спиритизма. Взятые из общепризнанной литературы, они при сопоставлении с соответствующими христианскими истинами открывают нам, что спиритизм никоим образом нельзя рассматривать как христианство. На деле это особо опасная форма культизма, враждебная почти во всех своих проявлениях историческим учениям христианского вероисповедания. Вряд ли есть нужда опровергать спиритизм, поскольку собственные его заявления имеют такую антихристианскую направленность, что убеждают сами по себе.

Возможно, самый поразительный пример неизменного отношения Бога к спиритизму и медиумам запечатлен в тринадцатой главе Деяний и заслуживает внимательного исследования:

В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совос-питанник Ирода четвертовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершивши пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их. Сии, бывши посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр... Прошедши весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса, который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие; а Елима волхв, — ибо то значит имя его, — противился им, стараясь отвратить проконсула от веры. Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святого и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне, вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого (Деян. 13: 1-4, 6-11).

 

Содержание главы показывает, что Павел и Варнава были отделены Самим Духом Святым (стихи 2, 4) проповедовать Слово Божие, как велел Дух.

Исполняя служение Святого Духа, они нашли волхва или медиума, лжепророка, иудеянина по имени Вариисус (ст. 6).

Из повествования мы узнаем, что этот человек намеренно препятствовал проповеди Евангелия проконсулу страны Сергию Павлу, разумному человеку, пожелавшему услышать Слово Божие (ст. 7). Суд Божий обрушился на волхва (ст. 11), но прежде чем он свершился, согласно стихам 9 и 10, Павел " исполнился Духом Святым", когда смотрел на него. В своем строгом обличении медиума Павел называет его человеком, исполненным всякого коварства и злодейства, сыном дьявола, врагом всякой праведности Божией, совращающим с прямых путей Господних.

Писание напоминает, что мы — храм Духа Святого (1 Кор. 6: 19). Дух Божий пребывает внутри каждого христианина, и Писание же заверяет нас: " Тот, кто в вас, больше того, кто в мире" (1 Ин. 4: 4). Следовательно, христианин не может быть одержим бесовскими силами. Никакая бесовская сила не в состоянии выдержать присутствия и силы Духа Святого. Вот почему в тринадцатой главе Деяний Библия рассказывает нам, как Павел обращался с силами тьмы, будучи верующим, исполненным Духа Святого, имея дерзновение и ничуть не сомневаясь при этом, что Божия сила, благодать и всепронизывающее присутствие Его дадут ему победу над медиумом, лжепророком или " сыном диавола" (как наглядно охарактеризовал Дух Святой Вариисуса через апостола Павла).

В заключение главы о спиритизме мы выделим три важных фактора исторического и богословского сопоставления спиритизма с Евангелием Иисуса Христа.

Первое. Спиритизм как культ с самого начала противостоял иудейско-христианской религии. Чтобы принять его, требуется отречься от основных положений христианской веры — от богодухновенности и непогрешимости Библии, от учений о Троице, Божественности Христа, о Его непорочном зачатии и заместительной жертве, о телесном воскресении нашего Господа. Библейское учение о спасении благодатью, через веру в Иисуса Христа, без дел закона предается анафеме в богословии спиритистов, полагающихся на прогрессивную эволюцию или развитие в " мире духов" для достижения окончательного совершенства.

Ни один разбирающийся в спиритизме человек, изучавший Библию, ни на секунду не сможет отрицать это, и приведенные цитаты, взятые из публикаций самих спиритистов, предоставляют более чем веские основания так думать.

Второе. Нельзя забывать и то, что наряду с абсолютным большинством спиритических сеансов, оказывающихся мошенничеством, есть действительно сверхъестественные проявления, причину которых Библия усматривает в работе демонических сил и которые, следовательно, подлежат осуждению Бога (Вт. 18: 9-11; Левит 19: 31; 20: 6; 1 Цар. 28: 3-9; 4 Цар. 21: 6; 2 Пар. 33: 6; и Ис. 47: 9).

Третье. Христиане должны усвоить, что спиритизм практикуется людьми, которые игнорируют библейского Бога и указанный Им путь к святости, то есть спасение через Его Сына, посланного в мир (Ин. 3: 16, 36).

В духе христианской любви мы должны посвятить себя благовестию среди спиритистов, опровергая их учение и указывая им на гол-гофского Христа, Который один " берет на Себя грех мира" (Ин. 1: 29) Спиритизм, должным образом изученный, оказывается, несомненно, культом, появившимся еще во времена античности, но его движущая сила исходит от сатаны, который пообещал очень давно, в древнем саду Едема: " Нет, не умрете", - и который, по словам Иисуса Христа, " лжец", " был человекоубийца от начала и не устоял в истине" (Ин. 8: 44).

 

1. Перевод на основе оригинала из сборника " Гимны христиан" — Прим. пер.

 

 

Глава 8.

Теософское общество.

Теософия как культовая система получила свое название от греческого слова theosophia, буквально " божественная мудрость". И, по словам Фузелла, она представляет собой:

" одновременно религиозное, философское и научное учение... [провозглашающее! один вечный, незыблемый принцип, пронизывающий все сущее, являющийся корнем всякого проявления. Из его существования периодически возникает вся вселенная, реализуясь в двух сторонах духа и материи, жизни и ее форм, положительного и отрицательного, " два полюса природы, между которыми вплетается вся вселенная". Эти две стороны неразрывно связаны, а потому вся материя одушевлена жизнью, тогда как всякая жизнь находит свое выражение в формах. Поскольку всякая жизнь по сути едина с жизнью Высшего Существа, она содержит в зародыше все характеристики своего источника, а эволюция есть лишь развертывание тех божественных потенциальных возможностей, которые проявляются в условиях, свойственных различным царствам природы. Видимая вселенная является только маленькой составной частью этого поля эволюции. 1

 

Теософию, следовательно, можно рассматривать в корне своем как пантеистическую форму древнего гностицизма, пытающуюся охватить религиозные, философские и научные истины из всех религиозно-философских источников.

Согласно взглядам теософов, их общество является " растущей системой мысли, результатом внимательного изучения и исследования", и далее, " это ничто иное как почва, на которой основаны все фазы всемирной мысли и деятельности". 2

Их благородный идеал содержит мечту о братстве всех вероисповеданий или, если можно так сказать, о некоей гомогенизированной религии, в которой все люди согласны с главными догматами теософии в той или иной степени. В этом отношении она близка к спиритизму и бахаизму.

Конечно, теоретически, если полностью отрешиться от христианского Священного Писания, сама идея очень привлекательна. Но даже поверхностное изучение испорченной природы человека, какой она показана в истории и Библии, приводит к выводу, что перед нами утопия в виде нелепого богословского фарса.

Теософия как религия противоположна фактически всем основным учениям христианского вероисповедания и не находит поддержки в иудаизме, чуть-чуть в исламе и явно никакой в большинстве религий мира, кроме буддизма и индуизма. Христианство, иудаизм и ислам исповедуют личного Бога, верят в воскресение тела и в авторитет Ветхого Завета. Теософия, с другой стороны, опровергает все эти учения. Тем не менее она продолжает представлять себя " объединителем и миротворцем в религии".

Интересен тот факт, что теософия пылко защищает древний культ гностицизма, процветавшего в первые три века христианской эры, который едва не добился успеха и едва не причинил непоправимый ущерб исторической христианской вере. Послание Павла к колоссянам и Первое Иоанна признаны всеми исследователями Библии как прямые апологетические выступления против этого культа, который одухотворял Ветхий Завет, переосмысливал христианскую терминологию, подменял Бога Откровения безликим Богом и сводил Иисуса Христа к полубогу или пантеистической эманации, исходящей от непознаваемой божественной сущности. Хорошо известный в теософии автор Роджерс, однако, пренебрегает советом Духа Святого, не говоря уже о предостережениях апостолов Павла и Иоанна, когда утверждает:

Антагонизм между религиозной и научной мыслью стал причиной великого противоречия, возникшего в интеллектуальном мире в прошедшем девятнадцатом веке. Если бы первоначальное учение христианской церкви не затерялось, то противоречия не возникло бы. Философы гностицизма, которые являлись разумом и сердцем церкви, имели столь верные представления о природе, что им нельзя было противопоставить никакие научные факты; но, к сожалению, невежественных людей было намного больше, и власть полностью перешла в руки последних. Избежать дальнейших недоразумений было невозможно. 3

 

Теософы являются большими почитателями гностиков, и это неудивительно, поскольку они усвоили многое из терминологии и словаря древнего гностицизма, который с презрением относился к материальной собственности мира и человека, лишал Бога качеств личности и возводил различные уровни духовного развития, кончая всеобщим спасением, бесстыдно заимствованным у буддизма.

Теософы ничтоже сумняшеся заявляют:

Бог и человек являются двумя фазами единой вечной жизни и сознания, образующими нашу вселенную! Идея об имманентности Бога заключается в том, что Он есть вселенная, хотя Он и более чем это, в том, что солнечная система является эманацией Высшего Существа, подобно как облака, испаряющиеся с поверхности моря. Такое представление делает человека частью Бога, предполагая в его потенциале атрибуты и силы Высшего Существа. Это представление о том, что, кроме Бога, ничего не существует и что человечество — часть Его, одна фаза Его Существа.

 

В богословии теософии различают семь различных уровней вселенной. Физический — самый низкий. За ним идет астральный уровень, потом ментальный. Существует четыре высших духовных уровня, но для непосвященных это всего лишь " простые названия". Человек, естественно, имeeт физическое тело, ментальное тело и астральное тело. На данном этапе космической эволюции, за малыми исключениями, так называемые высшие духовные тела полностью еще не сформировались. 5

Ниже мы увидим, в каких отношениях находится это учение с основами христианства. Но вряд ли можно сомневаться, что такие гипотетические фантазии, насыщенные гностической терминологией и понятиями, не могут избежать конфликтов с библейским богословием.

 

Исторические источники

Одна из странных исторических особенностей культизма заключается в юм, что некоторые из культов либо были начаты женщинами, либо испытали решающее влияние так называемого слабого пола: " христианская наука" -- Мэри Бейкер Эдди, " школа единства" -- Миртл Филмор, спиритизм — сестер Фокс, свидетели Иеговы — Мэри Рассел, теософия - Елены Блавацкой и Анни Безант, Миссионерское движение за мир (" Божественный Отец" ) - - сестры Пенни и " верной" Марии (Виолы Вильсон).

Женщина основала эту современную разновидность индуистской и буддистской философии, ставшую популярной в наше время под названием " теософское общество".

Понятие " теософия" было введено, согласно мнению авторитетных исследователей, в третьем веке известным философом Аммонием Сак-касом, учителем Плотина, великого римского философа. Однако теософия имеет длинную историю, уходящую корнями в Восток, особенно в Индию, где Упанишады и Веды индуистских писаний составляют основу большого количества учений. Труды Гаутамы Будды и ранних христианских гностиков также во многом определили процесс формирования теософских доктрин.

Теософия называет себя всеобщей мировой религией, имеющей собственную, отличную от других природу. Но любое внимательное изучение ее эклектического происхождения открывает, что она многое взяла из легко узнаваемых источников. Современная американская история теософии началась с деятельности молодой, склонной к мистицизму русской дамы, мадам Елены Блавацкой, в 1875 году в Нью-Йорке. Елена Петровна родилась в Екатеринославе в 1831 году. Ее отец, Питер Хан, был немецкого дворянского рода фон Ханов. В возрасте семнадцати лет Елена вышла замуж за царского генерала Блавацкого, образованного человека намного старше ее, которого она оставила уже через три месяца совместной жизни. Известно, что мадам сильно не хватало такой добродетели, как терпение, и что у нее был довольно жесткий нрав. По меньшей мере один из ее биографов утверждает, что она вышла замуж за Блавацкого, только чтобы подразнить свою язвительную гувернантку, которая как-то саркастически заявила, что даже старый дворянин не женился бы на такой сварливой женщине. К своей чести, Елена быстро отказалась от желания мстить гувернантке, но к тому времени она уже дала согласие генералу и была вынуждена вступить в брак. 6

Вскоре после ухода от Блавацкого Елена вступила на длинный путь, в конце концов приведший ее в область мистических религий, которыми она занималась начиная с Тибета, Индии, Египта и до Техаса, Луизианы, Кубы и Канады, остановившись наконец в Нью-Йорке на время достаточное, чтобы основать в 1875 году теософское общество вместе с полковником Олкоттом и У. Джаджем, двумя ее пылкими приверженцами.

В 1879 году мадам Блавацкая уехала из Соединенных Штатов в Индию и позже умерла в Лондоне в 1891 году. Из-за У. Джаджа общество разделилось в 1895 году, а потом его организация снова раскололась на " Всеобщее братство и теософское общество" и " Теософское общество Америки".

Мадам Блавацкая высочайше почитала Джаджа, и Джадж принял ее мантию лидера во всех отношениях как глава " Арийского теософского общества", в котором он был председателем до 1896 года, когда умер. Мадам Блавацкая создала также эзотерическую школу в Лондоне в 1888 году, и во время своих путешествий по Индии и Англии глубоко подействовала на Анни Вуд Безант, которая взяла бразды правления после смерти мадам Блавацкой, Джаджа и его преемницы Катрин Тингли.

Елена Блавацкая была женщиной огромных физических размеров, с пронзительными, почти гипнотическими глазами, она руководила теософами при жизни, а во многих областях даже после смерти, через свои литературные произведения, в основном " Тайную доктрину", считающуюся и поныне богодухновенным толкованием или догматическими наставлениями у большинства лояльных теософов.

Анни Безант (1847-1933) была самым ярким из всех британских светил теософии, и ей же предназначалось стать вершителем политических судеб Индии. Среди прочих достижений, госпожа Безант основала в 1898 году Центральный индуистский колледж в Бенарах, Индия, а также Лигу правления индийским домом в 1916 году. В 1917 году ее избрали председателем Индийского национального конгресса, и почти всю жизнь она была почитаема как сильная личность в индийской политике.

В 1889 году госпожа Безант, родившаяся в Лондоне, очаровалась личностью и учением мадам Блавацкой и с тех пор стала ее преданной ученицей и последовательницей. Госпожа Безант твердо верила в учение мадам Блавацкой, и ее произведения лучше всего дают истинную характеристику культу, постоянно превознося умершую русскую пророчицу.

Самой госпоже Безант были свойственны идиосинкразические качества характера, она крайне мистически подходила к жизни и религии, что доказал 1925 год, когда она потребовала для своего приемного сына Кришнамурти, индийского мистика, звания " Мессианского лидера и Воплощения Мирового Учителя".

Новый мессия, однако, отрекся от такой чести 20 ноября 1931 года в Кротане, Калифорния, в штаб-квартире американского крыла теосо фии. Госпожа Безант умерла в 1933 году, после чего президентство общества приняли Джордж Арундэйл и Джинара Джодоса. 7

Следует напомнить, что апостол Павел строго призвал христианскую церковь запретить женщинам пользоваться мужской властью, и относил руководящие посты в ведение мужчин, когда это только возможно:

Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление (1 Тим. 2: 11-14).

 

При изучении нехристианских культов, древних и современных, мы очень наглядно видим, что в служении женщин учителями исполнилось то, о чем предупреждал Павел в свое время по божественному откровению и что принесло с собой, как свидетельствует история, заблуждения, расколы и борьбу начиная с Джоанны Сауткатт и кончая Мэри Бейкср Эдди, Еленой Блавацкой, сестрами Фокс, живыми доказательствами истинности нашего Господа, утверждавшего, что " если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму" (Мф. 15: 14).

 

2. J. H. Russe!, " Theosophy" in The New Shaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge, Grand Rapids, 1977, vol. 11. p. 407.

3. Irving S. Cooper, Theosophy Simplified, Wheaton, 1964, pp. 22-23.

4. L. W. Rogers, Elementary Theosophy, Wheaton, 1956, p. 22.

5. Там же, c. 23.

6. H. P. Blavatsky, Theosophical Glossary, Los Angeles, 1892, 1973.

7. Baseden G. Butt, Madam Blavatsky, London, 1926, p. 13.

8. См. Horton Davies, The Challenge of the Sects, Philadelphia, 1961; Charles Ferguson, New Books of Revelation, Garden City, 1929; J.K. Van Baalen, The Chaos of Cults, Grand Rapids, 1962.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.227 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь