Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Богословские основания дзен-буддизма



Гаутама Будда, основатель буддистской религии, был сыном Суддхо-даны, вождя, правившего недалеко от Гималаев, на территории современного Непала. В раннем возрасте Сиддхартха Гаутама — это его настоящее имя, — увидев множество противоречий и забот жизни, понял, что не может далее вести жизнь богатого принца, и, оставив жену и ребенка, стал странствующим аскетом, ищущим истины жизни. Буддистские историки сообщают, что примерно после семи лет странствований, рассуждений, медитаций и поисков он нашел " путь истины" и " великое просветление", сидя под легендарным баньяновым деревом (деревом мудрости), и таким образом достиг нирваны, самого желанного из всех состояний, которое, по уверениям дзен-буддизма, может пережить любой представитель школы медитации. Вот отличие дзена от классической буддистской мысли, утверждающей о необходимости пережить циклы перевоплощений, чтобы достичь нирваны. Дзен же утверждает, что это возможно везде и когда угодно.

Учение Будды сводится к истолкованию " Четырех великих Истин": (1) страдания, (2) причины страданий, (3) избавления от страданий, (4) пути, ведущего к этому избавлению. Согласно буддизму:

... Три элемента, общие для всей индуистской мысли послеведического периода присутствуют в этом учении, а именно: переселение, карма и растворение индивидуальности. В кратчайшем виде учение Будды можно сформулировать так: рождение — это скорбь, старость — это скорбь, болезнь — это скорбь, смерть — это скорбь, приверженность к земному — это скорбь. Рождение и перерождение — цепь перевоплощений — есть результат жажды жизни, а также страстей и желаний. Единственный путь утоления этой жажды — восемь принципов: правильное усмотрение, правильная решимость, правильные речи, правильные поступки, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное осознание, правильное сосредоточение.

Целью буддизма является нирвана. Дать определение этому понятию почти невозможно по той простой причине, что сам Будда не сформулировал его ясно и, по всей вероятности, сам не знал определения этому состоянию. Несомненно, ученики многократно спрашивали его о том, находится нирвана за пределами земного или небесного существования или она значит просто небытие. На все эти вопросы, однако, он отказывался ответить, поскольку для его учения было характерным то, что оно практически ограничивалось текущей жизнью и очень мало в чем касалось вопросов академической философии или непознаваемого... Наивысшим благом является избавление от кармы и перевоплощений, а цели этой можно достичь с помощью знаний, и состоит она в слиянии или соединении со Сверхдушой. Сюда включается уничтожение индивидуальности, и в данном смысле нирвана является нигилизмом, ибо, замалчивая любые реальные понятия о божественном в учениях Будды, нирвана, по-видимому, подразумевает уничтожение души, а не слияние ее с чем-либо. 1

 

При анализе дзен-буддизма бросается в глаза его особый акцент на настоящее время и практическую медитацию. Покойный ныне Алан Уотте, американский глашатай дзена, описывает его следующим образом:

Вероятно, особая привлекательность дзена заключается в его своего рода прямоте. В других школах буддизма просветление или бодхи представляется чем-то далеким и почти сверхчеловеческим, и его можно достичь, только прожив много жизней, терпеливо прилагая всевозможные усилия. Дзен же создает ощущение того, что просветление — нечто вполне естественное, поразительно близкое, оно может произойти в любую минуту. Единственная сложность та, что все слишком просто. Дзен прям и в стиле учения, ибо он непосредственно, открыто указывает на истину и не заигрывает с символизмом. 2

 

Таким образом, дзен произвел переворот в буддизме, заявив, что мы просвещаемся в результате просветления и упрощения через избавление от усвоенных ценностей эпохи и опыта, и признав зависимость лишь от наивысшего опыта — того, что " сейчас". Одно состояние сознания, как и последующее, нельзя измерить часами или километрами, как говорит Учитель в коане — стандартном правиле дзена, использующем один из 1700 традиционных вопросов для его прояснения. Простое постукивание пальцем может оказаться уроком, открывающим, что именно этот момент и является непосредственным переживанием настоящего, прошедшего и охватывает все измерения.

Учение дзена резко очерчено и нацелено на истоки непоследовательности. Оно предполагает своеобразное поведение. Ему следуешь, только когда действия просты, естественны и абсолютно правильны. Дзен видит истину в уклонении от заблуждений, а не в поисках пути к истине.

Столь мистическая философия, как ни странно, имеет сходство с примитивным христианством. Как и пылкий фундаменталист, ожидающий второго пришествия, низводящего небо на землю, дзен-буддисты считают своим идеалом достижение нирваны, состояния святости на земле... Коан, уходящий своими истоками в двенадцатый век и созданный для проверки, насколько ученики понимают дух дзена и отвратили разум от общепринятого мышления, не вызывает интереса у знатоков дзена в современной Японии. Но естественно, человек не сможет достичь сатори — нерационального, ясного и интуитивного осознания действительности, — пока не пройдет уроки коана.

Дзен — это парадокс внутри парадокса, мистическая доктрина, высмеивающая все доктрины и догмы, но сама ставшая доктриной и догмой практики (Richard Mathisson, God Is a Millionaire, New York, 1960, pp. 365, 367-368).

 

Легко понять, как с такого рода философией дзен-буддисты могут сидеть скрестив ноги (по-японски zazen), размышляя над лепестком цветка или над небрежно брошенным на пол или дорожку сада камнем. Для них действительность — это не объективная соотнесенная истина, а субъективная, эгоцентричная рефлексия, которая становится действительностью только при условии, что кто-то соблаговолит поучаствовать в ее проявлении. Нижеприведенные цитаты касаются богословия дзен-буддизма в самом общем виде, ибо если может вообще существовать хоть одна система, лишенная богословия, но предполагающая возможность подразумевать и толковать, то это, несомненно, дзен.

 

Учение дзена

1. Откровение

  Дзен — одновременно познаваемое и познающее. Он является фактором, объединяющим двух в одно. Он — путь к Истине, а не факты об Истине. Как указывает доктор Сузуки, " когда мы думаем, что знаем нечто, есть что-то, чего мы не знаем". Антитеза " познаваемое и познающий" остается, дзен же ищет находящееся за пределами этой антитезы, как бы ничтожно оно ни было (Christmas Humpfreys, Zen Buddhism, London, 1957, p. 2).

Однако, строго говоря, дзен невыразим. " Тао, которое можно выразить, уже не Вечное Тао", так и дзен, переведенный на понятия и пути интеллекта, уже не является истинным дзеном. Поэтому существует неизбежное различие между дзеном и разновидностями дзена, между проявлениями дзена и фактами о дзене (Там же).

Писания [дзена] полезны лишь на подступах к его осознанию, но как только человек начинает видеть в них слишком много бумаги, эту бумагу лучше взять и использовать именно как бумагу (Christmas Humpfreys, Buddhism, Baltimore, 1951, p. 179).

 

2. Авторитет

Однако дзен гипотетически можно расположить за пределами интеллекта, и модели интеллектуального потребления, например слова или диаграммы, не имеют в нем никакого смысла (Humpfreys, Zen, op. cit., p. 3).

Дзен ничему нас не учит в форме интеллектуального анализа, и у него нет установленных доктрин, которые навязывались бы его приверженцам. В этом отношении дзен является довольно хаотическим учением, если его так можно назвать. Приверженцы дзена могут разрабатывать целые системы доктрин, но они делают это по собственной воле, для собственной пользы и в данном случае ничем не обязаны дзену. По этой причине в дзене нет священных книг или догматов, как нет и никакой символической формулы, с помощью которой человек мог бы вступить в ряды дзен-буддистов. Если бы меня спросили, чему учит дзен, то я бы сказал: дзен ничему не учит. Все существующие в дзене учения исходят из нашего собственного разума. Мы сами себя учим; дзен лишь указывает путь. Если не считать указание пути учением, то в дзене действительно нет ничего, что считалось бы главной доктриной или основой философии (Daisetz Teitaro Susuki, An Introduction to Zen Buddhism, London, n. d., p. 38).

 

3. Сущность бога (пантеизм) и нравственность

 

Мейстера Эккарта, немецкого мистика четырнадцатого века, читает еще много людей на Западе, и я подметил очень много общего между дзеном и его мистицизмом. Эккарт писал:

Глаз, которым я вижу Бога, есть тот же глаз, которым Бог видит меня. Мой глаз и Божий глаз — одно и то же, единое целое — единое в зрительном процессе, единое в процессе познания, единое в любви...

Когда я закрываю двери пяти моих чувств, искренне желая иметь контакт с Богом, я нахожу Его в моей душе так же ясно и радостно, как Он есть в Вечности...

 

Такого рода заявления находят большую поддержку в дзен-буддистской литературе. (Sohaku Ogata, Zen for the West, Westport, 1959, p. 17-18).

Дзен-буддистское сознание — это разум, слившийся в одно с жизнью, и даже на самом низшем своем уровне оно вызывает чувство единства со всем человечеством. Кто, имея его, нуждается в нравственных нормах? (Humphrey, Zen, op. cit., p. 178).

Является ли дзен религией? Это не религия в том смысле, в котором она обычно понимается; ибо в дзене нет Бога, которому поклоняться, нет ритуалов и в будущем нет обители, куда суждено попасть умершим, и, наконец, у дзена нет души, о благополучии которой должен заботиться кто-нибудь и бессмертие которой являлось бы предметом сильного беспокойства со стороны людей. Дзен свободен от всех этих догматических и " религиозных" плутаний.

    Когда я говорю, что в дзене нет Бога, я, возможно, шокирую этим благочестивого читателя, но я не хочу сказать, что дзен отрицает существование Бога; ни отрицания, ни утверждения в дзене нет. Когда что-то отрицается, само отрицание предполагает нечто неотрицаемое. То же самое можно сказать и об утверждении. Это неизбежно в логике. Дзен хочет возвыситься над логикой, дзен хочет найти высшее утверждение, в котором нет антитезы. Поэтому дзен не отрицает существования Бога, но и не настаивает на нем; однако в дзене нет такого Бога, как он понимается в иудейском и христианском мышлении. По той же причине, по которой дзен не является философией, он не является и религией (Susuki, op. cit., p. 39).

 

4. Самоспасение

... Ибо, не жизнь ли души живет в совершенной свободе и совершенном единстве? Нет свободы или единства в отстранении или ограничении чего-либо. Дзен это хорошо осознает. Следовательно, в соответствии с требованиями нашей внутренней жизни, дзен приводит нас в царство абсолюта, где совсем нет антитез (там же, с. 67-68).

То есть дзен не означает лишь путь выхода из интеллектуального плена, который иногда кончается полным распутством. Есть в дзене что-то, освобождающее нас от обстоятельств, и в то же время дающее нам прочную точку опоры, не являющуюся, однако, точкой опоры в относительном смысле. Учитель дзена старается убрать все точки опоры, которые были когда-либо у ученика со времени его появления на земле, и тогда предлагает ему другую, которая не является в действительности точкой опоры (там же).

В дзене нет чудес, указующих жестов или помощи свыше. Мы несем полную ответственность за наши действия, и никакой перст, чей бы он ни был, не имеет права покушаться на нашу свободную волю.

Мы несем ответственность одновременно за наше рабство и за нашу свободу, цепи нашего порабощения были изобретены нами самими, и только мы сможем их порвать...

Нам нечего приобретать, говорят учителя дзена. Нам нечего получать извне, нечего созидать или " творить" в обычном смысле этого слова. Наоборот, нужно разрушать комплекс нажитых нами ложных ценностей.

Все дано в настоящем. Мы есть Действительность, только мы сами этого не знаем, как часто повторяет нам дзен. Начиная с глубин нашего духа и кончая материальностью нашей физиологии, мы все имеем в достатке. Этого всего вполне хватает, чтобы скоординировать, установить функциональную гармонию между различными компонентами, из которых мы состоим. Отсутствие гармонии между различными уровнями нашего существа и само осознание разделенности на части, которое так любит вызывать наш дух, есть следствие одного главного заблуждения — близорукости нашего рассудка. Миражи, порождаемые им, однако, исчезают, как только там наводится порядок " вниманием к тому, что надо" (Robert Linssen, Living Zen, London, 1958, p. 74).

 

5. Грех и зло

Противоположности (двандва) света и тьмы, добра и зла, удовольствия и страдания являются элементами игры, ибо, хотя Божество и отождествляется с Истиной (сат), Сознанием (чит) и Блаженством (ананда), темная сторона жизни обязательно участвует в игре, подобно злодею в любой драме, цель которого — нарушить положение дел, и подобно картам, которые необходимо перетасовать, привести в беспорядок, чтобы играть дальше. Для индуистской мысли не существует Проблемы Зла. Условный и относительный мир обязательно должен быть миром противоположностей. Свет непостижим отдельно от тьмы, порядок теряет всякое значение без хаоса. Таким же образом непостижимо высшее без низшего, звук без тишины, удовольствие без страдания (Watts, op. cit, p. 45-46).

По этой самой причине учителя говорят о дзене как можно меньше и просто бросают нам его конкретную действительность. Эта действительность и есть истина (тафата) нашего природного, невербального мира. Если мы видим его таким, как он есть, то нет ничего ни хорошего, ни плохого, ничего долгого или быстрого по природе, нет ничего субъективного или объективного. Пет никакого символического " я", о котором следовало бы забыть, и нет нужды в каком бы то ни было представлении о конкретной действительности, которое надо сформировать (там же, с. 127).

 

* * *

 

В приведенных выше цитатах очень четко отражен укоренившийся философский мистицизм дзсн-буддистской школы медитации, обнаруживающий тем самым, что дзен — это философия, отрицающая существование Бога как личности. Во-вторых, дзен отрицает реальность греха ввиду отсутствия абсолютного образца явленных людям закона и святости. В-третьих, он отрицает потребность в личном искуплении от наказания за грех, совершенном Иисусом Христом, Который и есть единственный Путь.

Апостол Иоанн заявил: " Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас" (1 Ин. 1: 8), а в этом и причина проклятия дзена, проклятия, под которым его приверженцам суждено жить и которого они никогда не смогут избежать ни в психологическом, ни в духовном смысле. Нарушение Божия закона создает такое чувство вины в душе и в сознании человека, что его не смогут затуманить никакие медитации, даже когда человек закидывает ногу на ногу или стоит на голове. Приверженцы дзен-буддизма особенно не любят христианское учение о личной ответственности за грех. Они тут же восстают против любой формы авторитета, тем более если это авторитет Божественного откровения, находящегося вне их собственных субъективных представлений о нравственности, действительности и истине. Имея дело с дзен-буддистами, очень разумно сосредоточиться на падшей природе человека и истине об их знаменитом " сейчас", о том, что " лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено" (Иер. 17: 9).

Дзсн-буддистам нечем парировать резко критические постулаты Священного Писания " все согрешили и лишены славы Божией" и " нет праведного ни одного" (Рим. 3: 23; 3: 10). Реальность божественного суда может сделаться для них явной, если вы будете правильно пользоваться Писанием и логикой. Как мы уже ранее указывали, одно только путешествие по газовым камерам Дахау, Освенцима и Бухенвальда стоит тысяч богословских положений, и нельзя не поставить дзен-будци-стов перед фактом, что те преступления были совершены против абсолютного образца, который не субъективен, а объективен и универсален и звучит так: " Не убий" (Исх. 20: 13).

Истинной сутью дзена является на деле уход в себя, вплоть до того, что человек становится одержим самим собою, а не своими грехами и крайним стремлением избавиться от них. Дзен-буддисту чужды также и представления об ответственности перед обществом, что практически лишает его шансов на любое оправдание.

Лучшая работа о дзен-буддизме с христианской точки зрения была написана Лит-Сен-Чангом, христианином, оставившим дзен. Он был президентом киангнанского университета, лектором по миссионерской работе в Гордонской богословской школе, Массачусетс. Мистер Чанг оказал незаменимую услугу евангельскому христианству, проанализировав дзен, как говорится, изнутри, в своей блистательной книге " Дзен-экзистенциализм: духовный упадок Запада".

Приводимые ниже отрывки из этой книги иллюстрируют некоторые из основных недостатков и противоречий дзена:

Таким образом дзен, который в некотором смысле выглядит как достойный похвалы со своим гибким учением, тем нe менее вызывает возражения из-за своих серьезных несообразностей и полной бессмысленности... Хотя в дзене есть определенная доля истины, она вытекает из общего откровения, и не передает человеку никакого абсолютно надежного знания о Боге, и не знакомит человека с единственным путем ко спасению. Тут необходимо более глубокое рассмотрение...

1. Дзен перечеркивает учение о реальном Творце. Это прежде всего своеобразная и тонкая форма атеизма. Он отрицает бесконечность и превосходство живого, личного Бога, отождествляя Его с природой. Таким образом все видимое становится субъективной модификацией собственного существования, несознательной и безличной сущности, которая может быть названа Богом, Природой, Абсолютом, Единством, Тафатой и так далее. Он лишает Бога Его верховной власти и абсолютной воли в отношении мира. Бог низводится до скрытого основания. Поскольку дзен не утверждает существование Бога, ему оказывается чуждым не только откровение Божие в Слове Его, но и Сам Бог откровения...

2. Дзен порождает дух мистицизма. Более того, ему свойственна сильная тенденция порождать (хотя он это отрицает) дух мистицизма своим радикальным учением об интуиции, то есть " независимостью от слов и букв", " особой передачей сознания"... В сатори почти полностью отсутствует интеллектуальное содержание, но избыточествуют сильные эмоции убеждения, и мистик возвращается из этого состояния с чувством великого просветления. " Подоплека этого явления встречается у христианских мистиков, которые часто, выйдя из экстатического состояния, утверждают, что получили знаменательное откровение, но не способны сообщить что-либо о нем".

Более того, мистицизм без божественного откровения очень опасен и ведет человека к гибели...

3. Дзен игнорирует святость Божию. Он является очень радикальной формой иконоборчества. Согласно Праджнапарамнта-хрдайя Сутра, " конечная природа всех дхарм не находится в состоянии подъема или исчезновения, она не чистая и не нечистая, не возрастает и не убывает... Если человек понимает, что действительность не чистая или нечистая, то он найдет Будду в навозе точно так же, как и на Небе..." В понимании дзен-буддистов, греха против Бога не существует Они без колебаний заявляют, что " непорочные женщины-йоги не входят в нирвану и монахи, нарушающие обеты, не попадут в ад; стремление избежать греха и зла послушанием какому-либо моральному закону является тщетным..."

4. Дзен отрицает нужду в Спасителе. Он является радикальнейшей формой философии самоспасения. Принципом язычества, как подчеркивает Герман Бавинк, является в негативном смысле отрицание истинного Бога и дара благодати Его; а в позитивном — представление о том, что спасение может достаться человеку его собственными усилиями и мудростью. У Линчи мы читаем: " Бей все, что попадется тебе. Бей Будду, бей родителей своих, знакомых. Так ты найдешь настоящее освобождение". " В дзене нет чудес, указующих жестов или помощи свыше. Мы несем полную ответственность за наши действия, и никакой перст, чей бы он ни был, не имеет права покушаться на нашу свободную волю." Хотя они утверждают, будто подобное учение не является свидетельством их гордыни, оно, несомненно, перерастает в самообожествление, что является богохульной особенностью и идолопоклонническим заблуждением язычества.

 

III. Полный провал дзена

1. В " созерцании собственной природы" Некоторые философы называли человека микрокосмом, редким образчиком божественной силы, мудрости и благости, содержащим внутри себя достаточно чудес, чтобы занять ими весь наш разум. Нельзя сказать, что они неправы. Сам Павел, призвав афинян " искать Бога, не ощутят ли Его, не найдут ли Его", тут же добавляет, что " Он не далеко от каждого из нас" и каждый человек содержит внутри себя неоспоримые доказательства небесной благодати, которыми мы " живем, и движемся, и существуем..."

Поскольку та жизнь, которую мир утратил с самого начала, находилась во Христе, необходимо вернуться к Основе этой жизни и, веруя во имя Его, стать снова Божиим дитем. Необходимо разрушить нашу ветхую природу (а не " созерцать ее" ) и заново обрести в себе тот Божий образ, который был запятнан грехопадением Адама.

2. В достижении просветления. В 1 Кор. 2: 5 Павел хорошо сказал: " Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией..."

Дзен провозглашает, что без сатори (просветления) он " является запечатанной книгой". Но дело как раз в том, что без частного откровения " сатори" никогда не будет истинным. Это не наше личное предубеждение против дзена; даже близкий дзену психолог доктор Карл Г. Юнг того же мнения. Он говорит: " Мы никогда не сможем окончательно определить, просветлен человек в самом деле или он просто представляет себе это, поскольку у нас нет критерия оценки".

...Учителей дзена в Китае называют " мо-ванг" (демон-царь). Они заявляют, что достигли сатори (просветления) или увидели свою собственную природу; но пока они говорят и пишут, прибегая к обаянию соблазнительного красноречия, они не осознают, что сидят взаперти у смертной тени и пребывают в жалком состоянии погибели.

3. На пути к спасению. Может ли дзен предложить путь к спасению?.. Сатори всегда требует некоторого подсознательного вызревания. Говорят, что совершенная случайность — любая сцена или звук — могут вызывать его. Часто оно сопровождается сильными эмоциональными явлениями, такими, как дрожь, приступ слез или холодного пота...

 

IV. Заключение

Из предыдущего очевидно, что дзен привлекает людей своими правдоподобными доводами, но не предлагает никакой истины. Точно так " слепой ведет слепого", сам не видя истинный путь. Дзен бросает тусклый свет, но не дает истинного света и жизни, той, которая была " свет человеков". Вся тварь стенает и мучится от боли, ищет и мечется в темноте, но человек не видит того света, который пришел в мир и светит во тьме; он полюбил тьму вместо света и таким образом стал легкой добычей лжепророков.

Дзен отталкивает нас не только ошибочностью своего учения, но и тщетой своих усилий. Учение дзена неверно, потому что: (1) он отрицает бесконечность и превосходство живого Бога-личности, отождествляя Его с природой. На деле дзен является слабой формой атеизма, замаскированного мишурой теизма и приукрашенного соблазнительным красноречием. (2) Он порождает дух мистицизма, обращаясь к учению о полной интуиции в созерцании природы человека. " Созерцая себя" в поисках руководства, но не имея при этом божественного откровения, мы, несомненно, кончим сатанинским заблуждением. (3) Он отрицает потребность во внешних нравственных нормах, что неизбежно ведет человечество к анархическому релятивизму. (4) Он отрицает Божию благодать и потребность в Спасителе, возвеличивая и обожествляя человека, что приводит человечество к вечной погибели, ибо " весь мир лежит во зле". Вне всякого сомнения, дзен — один из тех путей, которые кажутся человеку прямыми, но конец их — погибель!

Словом, дзен не только негоден в библейском и богословском смысле, но и вреден в психологическом и социальном аспектах. Как мы уже указывали в другой главе, дзен является техникой достижения " полного умственного упадка"....Сейчас многие на Западе, кому наскучила традиционная религия и философия, находят определенное обаяние в дзене и становятся жертвами его правдоподобного с виду учения. Если это не поменять, последствия окажутся разрушительными для нашей культуры. 3

 

Суть дзена

Дзен-будцизм — это один из видов кулътизма, наиболее приправленный философией и Востоком, своеобразно адаптированный к западному разуму в том смысле, что решительно избегает прямой сверхъестественности, но обращается к " сатори" (просветлению), к " осмыслению нашей неделимости со вселенной". Конечной целью дзен-буддизма является " освобождение воли" так, чтобы " все кипело вокруг, во взаимопереплетенном континууме". Обращенные в дзен должны оставить в покое свое ego, пока оно " спокойно не всплывет над беспорядком мира", как теннисный мячик, минующий завихрения стремнин жизни. В мире, полном лишений, голода, болезней, смерти и вездесущей угрозы ядерной войны, отрицание действительности граничит с преступлением. Дзен-буддизм является, по-нашему мнению, наиболее эгоцентричной, эгоистической философской системой, какую только может принять падшая природа человека, ибо он отрицает два важнейших принципа, на которых стоит всякая духовная действительность: " Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим... и...ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22: 37, 39).

Для дзен-буддистов любовь к самому себе должна быть первой, последней и постоянной. Она и есть суть дзена, " освобождающего" человека от духовной ответственности и подменяющего второе рождение интеллектуальным просветлением, а мир с Богом — отсутствием заботы о ближнем. Человечеству буддизм не принес ничего, кроме неописуемых лишений, в которых живут попавшие к нему в рабство. Практически везде, где буддизм распространен в любой из своих разновидностей, рука об руку с ним шествуют призраки болезней, голода, морального и духовного разложения. Народы Востока являются рабами своих религий, и буддизм с его эгоцентричностью, присущими ему эгоистическими представлениями о жизни и ответственности перед обществом с большим преимуществом опережает других нарушителей порядка. Пусть тот, кто считает дзен высшей формой религиозной философии, посмотрит внимательно на его историю и его плоды, ибо " по плодам их узнаете их" (Мф. 7: 20).

 

1. Samuel Macauley Jackson, ed., The Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowlege, Grand Rapids, 1977, Vol. 2, p. 293.

2. Alan Watts, The Way of Zen, New York, 1957, p. 83.

3. Lit-sen Chang, Zen-Existentialism: The Spiritual Decline of the West, Nutley, 1969, pp. 128-147.

 

Глава 10.

Бахаизм.

Всемирная бахаистская вера - это нехристианский культ отличного от других происхождения, который уходит корнями в Иран XIX века, когда молодой религиозный иранский торговец по имени Мирза Ал и Мухаммад начал учить, что он - божественное явление, вошедшее в мир времени и пространства как " Баб" (ворота), ведущие к новой эре человечества.

 

Подобно христианству, в котором почти с самого момента возникновения появились свои еретики и ереси, исламу было суждено испытать действие тех же раскольнических сил. Мирза Али Мухаммад называвшийся также Баб, стал настолько болезненной занозой для исламской ортодоксии, что был убит исламскими фанатиками в 1850 году в возрасте 31 года. На стадии появления культа он получал поддержку и ободрение в основном со стороны немногочисленной исламской секты в Иране и считался среди них выдающимся учителем в течение шести лет, предшествующих его смерти. Хотя христиане не отличались в истории как люди, убивающие инакомыслящих (заметными исключениями была Реформация и контрреформация, инквизиция и определенные этапы крестовых походов), можно тем не менее сказать, что в большинстве других религий насилие обычно идет по следам " новых" откровений, и, к сожалению, в случае Мирзы все вышло по знакомому сценарию.

 

История Всемирной бахаистской веры, таким образом, началась с поразительных заявлений молодого иранца о том, что " религиозные лидеры мира забыли все свое общее происхождение... Моисей, Иисус, Мухаммед были равными пророками, явившими славу Божию, посланниками, несущими в себе отпечаток Великого Творца" (Richard Mathison, Faith, Cults and Sects in America, New York, 1952, p. 105).

 

Это положение и по сей день остается главным догматом бахаизма, правда, в число пророков были включены еше Зороастра, Будда, Конфуций, Кришна, Лао и Баха-Аллах - последнее великое проявпение Божественного Существа, чье имя буквально значит " великолепие Бога".

 

Как запечатлено в истории бахаизма, Баб был приговорен к смерти и казнен 8 июля 1850 года в Тебризе. По преданию, на виду у тысяч бахаистов 750 армянских солдат подняли свои ружья и выстрелили в пророка. Когда клубы дыма рассеялись, Баб не только оставался невредимым от выстрелов, но оказалось, что пулями отсекло державшие его веревки, и он стоял развязанный.

 

Рассказывают, потом он исчез из виду, но когда стражи вернулись к его камере, они увидели, что он проповедует своим ученикам. Довершив наставления, Мирза сказал: " Я закончил. Теперь вы сможете делать то, зачем пришли".

 

Тогда его вывели к тем же солдатам, готовым для расстрела, и на второй раз они не промахнулись.

 

Все эти события сопровождались криками " Чудо! Чудо! " собравшейся толпы, которая, хотя численно превышала неудачливых армянских солдат, все же не была способна спасти Баба от встречи с Ангелом Тьмы.

 

Бахаистские предания об этом происшествии рассказывают также, что сильный, заслонивший свет ураган пронесся по городу сразу после смерти Баба и напоминал он землетрясение и тьму, падшие на землю в момент смерти Иисуса Христа на Голгофе за восемнадцать веков до того.

 

Однако смерть Баба не затмила восходящую звезду новой веры. Наоборот, согласно его ученикам, он предрек, что человечество неизбежно обретет " единство" и что со временем появится " Обещанный", который объединит всех последователей и сам будет проявлением единственно истинного и живого Бога.

 

Современный бахаизм считает, что великое пророчество Баба исполнилось в Мирзе Хусаине-Али, которого посвященные чаще зовут Баха-Аллахом * и который стал преемником мессианского престола бахаизма по смерти его несчастного предшественника Баба.

 

* Довольно часто его называют и Баха-у-ллах - Прим. ред.

 

В 1863 году Баха-Аллах заявил, что он является тем, о ком пророчествовал Баб тринадцать лет назад, " избранником Божиим и Обещанным у всех пророков".

 

По-видимому, уверенность Баха-Аллаха в том, что он должен был играть роль Христа, а Баб - Иоанна Крестителя, убедила и большинство бабитов, как их тогда звали. Однако его брат Мирза Ахия, вероятно, чего-то недопонял, поскольку тотчас отрекся от Баха-Аллаха и присоединился к шиитам, врагам только что созданной религии.

 

Тем не менее его мелкий заговор провалился, и бахаистское движение постепенно переросло в известную сегодня Всемирную бахаистскую веру, мировую религиозную организацию, продолжающую учить в традициях Баха-Аллаха, который, несмотря на его утверждения о бессмертии, был столь бесцеремонно лишен своего земного существования Ангелом Смерти, унесшим его в 1892 году из Бахджи в Палестине в возрасте семидесяти пяти лет.

 

Бахаисты также подверглись преследованиям, и более девяти тысяч их было убито в 1850-х годах. Однако путем эмиграции в Америку в лице Абдула Баха, сына Баха-Аллаха, прибывшего в Штаты в 1912 году, бахаизм получил поистине " второе рождение на свободе" и сегодня ведет свою работу в более чем 100 странах мира, имея в своих рядах примерно шесть миллионов человек. Хотя статистические данные о членстве не приводятся, в 1975 году у бахаистов в Соединенных Штатах было приблизительно 5.500 общин. Бахаисты не особо склонны распространяться о статистике и информацию из них приходится вытаскивать буквально клещами, поэтому трудно определить темпы их роста. Как бы то ни было, они приобрели некоторых знаменитых новообращенных в прошлом, и не кто иной, как граф Лев Толстой очень тепло отозвался об их " духе братства", а дочь Вудро Вильсона стала одной из первых обращенных в бахаизм через служение Баха-Аллаха в Соединенных Штатах. Несколько рок-музыкантов, Кросби, Стиллс, Нэш и Янг, рассказали о своей новой вере в бахаизм во время концертов и телебесед.

 

Международная штаб-квартира Всемирной бахаистской веры находится в Хайфе, Израиль, откуда распространяются труды Баха-Аллаха и Абдула Баха. Считают, что Баха-Аллах оставил 200 книг и записей, которые наряду с трудами его сына являются высшим авторитетом в делах веры и поведения членов культа.

 

Автор имел возможность посетить девятигранное сооружение Храма, как он называется, в Уильметте, Иллинойс, здание, в идее которого заложена символическая цифра девять, священная у бахаистов. Архитектура этого здания сочетает в себе архитектуру синагоги, мечети и собора. В нем девять железобетонных столбов, девять колонн, символизирующих девять существующих мировых религий, и девять арок. Здание красиво расположено в парке, имеющем девять сторон, девять аллей и девять ворот, а также девять фонтанов. Богослужение там состоит из чтения Баха-Аллаха, Абдула Баха и любых других писаний мировых религий, считающихся назидательными для поклоняющихся в тот день людей. Вокруг центрального купола здания с внутренней и наружной стороны записаны цитаты, подчеркивающие единство великих мировых религий.

 

Всемирная бахаистская вера живет по обрядовому календарю, составленному Бабом, который состоит из девятнадцати месяцев, в каждом из которых девятнадцать дней. Новый год приходится на 21 марта. У бахаистов нет служителей, нет церковного устройства или организации. Бахаисты имеют только учителей, которые ведут беседы по домам или в бахаистских центрах и готовы обсудить с любым человеком единство всех религий в Баха-Аллахе.

 

Бахаистский культ располагает также школами в Колорадо-Спрингс, Колорадо, в Гейзервиле, Калифорния, в Элиоте, Мэн, и в Дэвидсоне, Мичиган.

 

Бахаизм, таким образом, является иранским трансплантантом в Соединенных Штатах, синкретической религией, нацеленной на объединение всех вероисповеданий во всемирное братство и дающей в результате людям право соглашаться или нет с тем, что в бахаизме считается второстепенными вопросами, но придерживаться основных великих истин мировых религий, почитая Баха-Аллаха как Мессию нашего времени. Абдул Баха хорошо делал свою работу, и когда он умер в 77-летнем возрасте в Палестине (1921 г.), он завещал многообещающую миссионерскую власть над культом своего отца Шоги Эффенди (" стражу веры" ), чье влияние в иерархии учителей современного бахаистского движения в Америке не уменьшается.

Интервью с бахаистским учителем

 

Занимаясь исследованием истории и богословия бахаизма, я часто брал интервью у авторитетных представителей бахаистского движения. Здесь я приведу запись важнейших отрывков из интервью у одной женщины, хорошо подготовленного и искреннего учителя бахаизма.

 

Вопрос: Верят ли бахаисты в Святую Троицу?

 

Ответ: Если под словом Троица вы подразумеваете христианское понятие о трех личностях - Отце, Сыне и Духе Святом, являющихся вместе Единым Богом, то ответ отрицателен.

 

Мы верим в то, что Бог - одна личность, в соответствии с индуизмом и исламом. Мы не можем принимать мысль о том, что Бог одновременно есть три и один, и считаем, что это противоречит Библии, которую христианство считает своим источником. Довольно много исследователей иудаизма полностью согласны с нами на этот счет, как, впрочем, и Коран.

 

Вопрос: Является ли Иисус Христос единственным проявлением Божества, то есть можно ли Ему верить, когда Он говорит: " Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня" (Ин. 14: 6).

 

Ответ: Нет, мы верим в то, что Иисус был только одним из девяти проявлений божественного существа и что Он появился в Свою эпоху, чтобы просветить тех, кто жил в то время. Сегодня Баха-Аллах является источником откровения.

 

Иисус был путем, истиной и жизнью для своего времени, но отнюдь не для всех времен.

 

Абдул Баха указывает, что мы должны почитать все главные пророческие голоса, а не один из них. Он сказал:

 

" Христос был пророком для христиан, Моисей для евреев, так почему последователи каждого пророка не могут признавать и почитать других пророков?

 

Абдул Баха также занимал высокое место в бахаистской мысли. Именно он сказал:

 

" Откровение Иисуса было предназначено для его диспенсации - диспенсации Сына, но теперь Он больше не является точкой отсчета для мира. Бахаисты должны отрешиться от всех и всякого прошлого - от хорошего и от плохое - от всего... Теперь все изменилось. Все учения прошлого в прошлом" (Из официальной брошюры бахаизма " Звезда Запада", 31 декабря 1913 г.).

 

Вопрос: Поскольку вы верите, что Иисус говорит только для Своей диспенсации, то как вы объясняете многочисленные места в Новом Завете, где Он и Его ученики утверждают, что Он " вчера и сегодня и во веки Тот же" (Евр. 13: 8), что Его слова были основанием и что они " не прейдут"?

 

Ответ: Вы должны понять, что многое в Новом Завете было написано намного позже смерти Иисуса, отсюда следует, что невозможно иметь абсолютную достоверность во всем.

 

Было бы очень естественно для Его учеников так заявлять, но откровения Баха-Аллаха заменяют все подобные утверждения.

 

Вопрос: Воскресение Иисуса Христа из мертвых является истинным основанием христианской веры. Признает ли бахаизм воскресение Тела Его и вознесение на небо и верите ли вы в то, что Он является истинным Первосвященником по чину Мелхиседека, выступающим в качестве Ходатая пред престолом Божиим для всех людей?

 

Ответ: Воскресение Иисуса и Его вознесение на небо могут быть истинными или нет в зависимости от вашей точки зрения. Как я раньше сказала, мы имеем непосредственное отношение к Баха-Аллаху и новой эре или эпохе, и, почитая Иисуса, как и великих пророков других религий, мы не считаем, что бахаистская вера обязательно должна признать все догматы какой-то специфической религии. Мы верим, что Иисус покорил смерть, что Он с победой оставил гробницу, но это сферы духовного царства, и здесь требуется духовное толкование.

 

Вопрос: То есть вы на самом деле не верите в воскресение Тела Иисуса Христа?

 

Ответ: Лично я не верю. Но мы верим в то, что неизбежно наступит воскресение всякой плоти.

 

Вопрос: В богословии иудаизма и христианства большое внимание уделяется жертвенному искуплению за грех. Христианское богословие, в частности, подчеркивает, что Иисус Христос - это Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Так назвал Его Иоанн Креститель, а Новый Завет широко свидетельствует о Его заместительной жертве за грехи мира. Если, как утверждает христианство, " Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира" (1 Ин. 2: 2), тогда какую роль играют Абдул Баха или Баха-Аллах? Если Бог открыл Себя окончательно и полностью, как учит Новый Завет, в Иисусе Христе (Кол. 2: 9), то зачем же нужны другие Богоявления?

 

Ответ: Видите ли, именно в этом и состоит наша позиция. Бог нe открыл Себя полностью и окончательно ни в одном из Своих великих явлений, но через них вместе взятых, кончая Баха-Аллахом. Христиане могут найти свой духовный покой, веруя в заместительное искупление. В бахаизме же это не нужно. Та эпоха прошла. Новая эпоха духовной зрелости появилась с Баха-Аллахом, и мы обязаны прислушиваться к его словам.

 

Вопрос: Если, как вы говорите, Моисей, Будда, Зороастра, Конфуций, Христос, Магомет, Кришна, Лао и Баха-Аллах являются равными проявлениями божественного разума, то почему же они противоречат друг другу, ведь мы знаем, что Бог не есть Бог неустройства, или, по-вашему, Он является таковым?

 

Ответ: В то время как существуют разногласия между учениями великих пророков, тем не менее, все они придерживались основных нравственных и духовных ценностей. Так что мы можем ожидать единство в этом, и, в свете падшей природы человека, разнообразия форм выражения их в писаниях и доктринах их учеников.

 

Вопрос: Признаете ли вы все священные книги мировых религий, то есть считаете ли вы их равноценными по своему авторитету произведениям Баха-Аллаха?

 

Ответ: Произведения Баха-Аллаха, поскольку они - последние откровения, должны, с точки зрения бахаизма, считаться окончательным авторитетом в делах религий.

 

Вопрос: Иисус Христос учил тому, что спасение от грехов можно получить, только если признать Его Понесшим грехи из 53 главы Книги пророка Исаии. Как вы в бахаизме относитесь к проблеме своих собственных грехов?

 

Ответ: Мы признаем тот факт, что нет совершенных людей, но, практикуя принципы, установленные Баха-Аллахом, и прилагая все усилия через молитву и личную жертву для достижения жизни, соответствующей характеру божественного существа, открытого в нем, мы можем получить вечное спасение, как вы любите называть это.

 

Вопрос: Значит, вы имеете в виду, что вы сотрудничаете с Богом для достижения своего спасения?

 

Ответ: Да, в каком-то смысле, думаю, так можно сказать, хотя в конечном счете Бог должен быть милосерден к нам, иначе никто не избежит Божественного суда.

 

Вопрос: То есть вы верите в грядущий Божий суд и в существование рая и ада?

 

Ответ: Да, бахаистская вера признает Божественный суд, хотя не в том образном виде, в котором представляют его христиане. Мы ничего не знаем о вечном огне, которому будет навсегда предан грешник. Но мы верим в Божий рай, который будет обителью праведных, и в воскресение, и в конечное прочтение всего происходящего.

 

Вопрос: Если рассматривать это в личном плане, не желая вас обидеть, можно ли вас спросить, являетесь ли вы лично в настоящее время хорошим практикующим последователем Баха-Аллаха, и если да, то знаете ли вы сейчас точно, что вам прощены все грехи и что если бы вас призвали этой ночью к престолу Божию, то вас бы сочли достойной Его Царства?

 

Ответ: Я думаю, что ни один человек не может сделать такого рода заявление, ибо никто не совершенен или свят настолько, чтобы заслуживать Божий рай, и те, кто заявляет, что достиг этого высокого положения, по меньшей мере самонадеянны в глазах бахаистской веры. Я не смогла бы сказать это о себе сейчас, но надеюсь, что так будет, когда я умру.

 

Вопрос: Признает ли бахаистская вера личность и Божественность Духа Святого, как Он открылся в Новом Завете?

 

Ответ: Кажется, в вашем Евангелии от Иоанна написано, что Иисус пошлет другого Утешителя, Который пребудет во век. Мы понимаем, что это и есть пришествие Баха-Аллаха, прямое исполнение слов Иисуса.

Вопрос: Но ведь многое из вашего богословия заимствовано в исламе, а мусульмане говорили о Магомете по отношению к пророчеству Христа в Ин. 14 то же самое, что и вы о Баха-Аллахе?

 

Ответ: Нет никакого сомнения в том, что мы почитаем Коран как одно из божественных откровений и Магомета как одного из девяти пророков, но ислам исторически преследовал нас, и именно последователи ислама убили Баба и гнали Баха-Аллаха.

 

Что касается заявления мусульман об Иоанна 14, то, по-моему, они действительно так считают.

 

Приведенная выдержка впечатляет намного больше, чем мог бы сделать мой собственный анализ. Слова, исходившие из уст авторитетного представителя бахаизма, яснейшим образом выражают то, что отделяет бахаизм от исторического христианства. Ни один настоящий приверженец Баха-Аллаха, по ее собственному признанию, не может говорить в настоящее время о мире с Богом и радости прощения грехов, принадлежащей только тем, кто возложил свою веру и надежду на благодать и жертву Сына Божия (Ин. 5: 26; 6: 47; Еф. 2: 8-10).

 

Парадоксально, но факт, что главные пророки бахаизма противоречат друг другу, и этого не заметил бахаизм, который в своих поисках экуменического синкретизма предпочитает обойти, а не объяснить существующие громадные противоречия между основными вероисповеданиями.

 

Как и большинство культов, бахаистская вера выискивает в Библии то, что лучше всего способствует продвижению вперед своего богословия независимо от контекста или богословского авторитета. Автор поражался в течение этого интервью тем, что женщина, бахаистский учитель, была последователем бахаизма более пятидесяти лет и, несомненно, уж она-то не могла не знать исторические основания бахаизма. В течение этого интервью, проведенного во время бахаистского собрания в ее доме, нам неоднократно представлялась возможность приводить утверждения Иисуса Христа о Себе, и в результате стало очевидно, что их " богом" является Баха-Аллах. Бахаистский план спасения заключается в вере плюс собственные добрые дела. Их понятие об аде в основе предполагает исправление вместо наказания. Их эсхатология - это смесь ислама, иудаизма и христианства, а их авторитет - сочинения Баха-Аллаха и Абдула Баха.

 

Все из примерно тридцати присутствовавших особенно гордились тем, что они пришли к вере, намного превзошедшей остальные религии, которая великодушно включает в себя находящуюся в этих остальных истину ради приближения новой эры, о которой пророчествовал их лидер.

 

Для них не было рождения Сына от Девы, был только один иранский ученик; не было чудес, было только одиночество в пустыне; не было Спасителя, совершившего искупление, был только измученный умирающий человек; не было воскресшего Спасителя, был только Абдул Баха; не было Духа Святого, было только пророчество о пророке; не было вознесения Первосвященника, были только дела плоти; и не будет Грядущего Царя, а есть только новая эра. В том помещении исполнялись с ужасающей точностью слова Нашего Господа:

 

" Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим" (Мф. 15: 8-9).

 

Все существующие в мире бахаистские храмы и все цитаты из священных книг не смогут отменить тот факт, что сердце человеческое лукаво более всего и крайне испорчено. Кто узнает его? Баха-Аллах не смог, и могут ли его ученики сегодня? Прислушаемся к словам Господа нашего:

 

Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас. Вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира; потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших: ибо, если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших. Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю... Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его: ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день; ибо Я говорил не от Себя, но пославший Меня Отец, Он дал мне заповедь, что сказать и что говорить; и Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец (Ин. 9: 41; 8: 23-24, 28; 12: 44, 47-50).

Заключение

 

Из обзора бахаизма мы узнали несколько вещей об этом странном культе. Во-первых, мы видим, что хотя бахаизм имеет исламское происхождение, он очень осторожно переоделся в западную терминологию и подражает христианству по своему внешнему виду и обрядам, где только возможно, стараясь быть привлекательным для западного сознания.

 

Во-вторых, бахаизм стремится не впадать в конфликт с главными принципами Евангелия. Таким образом, бахаисты абсолютно не возражают против того, чтобы христиане сохранили свою веру в номинальном смысле, но с условием, что они признают Баха-Аллаха и общие принципы Всемирной бахаистской веры.

В-третьих, бахаизм преднамеренно урезает основные догматы христианской веры, либо прямо отрицая их, либо осторожно манипулируя терминологией с тем, чтобы " смягчить" богословский догматизм, характеризующий ортодоксальное христианство.

У бахаизма есть очень мало качеств, необходимых для обладания подлинным религиозным превосходством. Честный бахаист свободно подтвердит, что во многих oтношениях их система копировала практику ислама и христианства.

Бахаисты без промедления ссылаются на писания любой религии из девяти, которые они считают священными, чтобы защитить учения Баха-Аллаха и Абдула Баха. В этом, действительно, у них есть превосходство. Многие из них хорошо ориентируются в писаниях мировых религий, особенно по части Ветхого, Нового Заветов и Корана. Таким образом, хорошо подготовленный представитель этого культа может привести буквально гамму богословских цитат в виде эклектической мозаики, обосновывая свои главные тезисы о том, что все люди являются частью великого братства, открытого нашей эре Баха-Аллахом.

Главные доктрины христианской веры, такие как абсолютный авторитет Библии, учение о Троице, о Божественности Иисуса Христа, о рождении Его от Девы, об искуплении чужой вины, о телесном воскресении и втором пришествии категорически отрицаются бахаизмом. Они твердят, что Христос есть явление Бога, но не " единственное явление" Божественного Существа.

У настоящего христианина, несомненно, может быть очень мало общего с бахаистской верой. Для дискуссий или бесед просто нет никаких оснований, раз обе стороны утверждают, что Иисус Христос и Баха-Аллах не одно и то же. Но естественно, существует основание для встречи - Священное Писание. Мы можем встретиться с любым человеком и преподнести ему невыразимый Божий дар в Иисусе Христе, но не может быть никаких оснований для того, чтобы породниться со Всемирной бахаистской верой, являющейся по своей сути антихристианской.

В конечном счете, как и во всех случаях с нехристианскими культами, критика бахаизма должна вестись с позиций здравого богословия, с точки зрения Священного Писания. Ни один христианин не сможет опровергнуть извращений Всемирной бахаистской веры, если прежде не узнает об ее существовании и не поймет, где она расходится с библейским учением. Поэтому мы должны быть готовы повстречаться с деятельностью бахаистских учений, разобраться, в чем они противоречат Евангелию, и выдвинуть необходимые аргументы как свидетели Христа.

 

Глава 11.

Церковь единения.

Церковь единения была основана священником Сан Мьюнг Муном, корейцем по происхождению, и представляет собой культ, достаточно популярный и пользующийся влиянием в Америке. Отличительными чертами этого культа являются: (1) направленность на образованную молодежь из " среднего класса", (2) работа под псевдонимами или анонимно, особенно когда дело касается вербовки новых приверженцев, (3) стремление облечь восточные религии в " западную" форму, (4) неправильное истолкование Писания с целью убедить людей, что ориентация на культы Востока совместима с христианством и даже что в ней исполняются пророчества Библии. Организациям, подобным Церкви единения, кроме того, свойственно оказывать на своих членов открытое, широкомасштабное и очень сильное психологическое давление, чтобы заставить их хранить верность культу любой ценой. Впрочем, это психологическое давление в большей или меньшей степени присутствует во всех культах, в чем вы получите возможность убедиться. Наиболее хорошо его можно проследить на примере религиозных групп, недавно появившихся в Америке, представители которых - в основном молодежь из семей, не умеющих еще противостоять новому культу.

 

Кришнаиты, трансцендентная медитация, последователи орегонского гуру Раджниша - все эти течения похожи друг на друга, несмотря на свою специфику. В кратком обзоре теории и практики Церкви единения мы постараемся доказать, что она является нехристианским культом как с богословской, так и с практической точки зрения.

История появления

 

6 января 1920 года в христианской семье из провинции Пьюнган Бук-до (ныне Северная Корея) родился Йонг Мьюнг Мун (" светящаяся луна дракона" ). Есть свидетельства, что Мун увлекся спиритизмом еще в юности; он сам сообщает, что в 16-летнем возрасте видел явившегося к нему Иисуса Христа, Который якобы сказал, что Мун изменит этот мир. Содержание Его слов различно в разных источниках. Одни источники утверждают, что Иисус рассказал о " великой миссии", возложенной на Муна, другие - что он создаст царство Божие на земле. Третьи - что он завершит спасение человечества, как это должно произойти во второе пришествие Иисуса. Сам Мун позже заявлял, что он был поставлен на свое служение, кроме Иисуса, еще и Буддой с Мухаммедом. Тем не менее, представления Муна о собственной роли лидера и духовном авторитете, а также основы его учения и практики окончательно сформировались не раньше 40-х годов.

 

Молодой Мун продолжал самостоятельно изучать Библию, учился в Японии, а к 1945 году выдвинул всю систему своих религиозных воззрений. Наиболее полно они отражены в учебнике Церкви единения " Божественный принцип". После II Мировой войны Мун стал членом группы подпольных пятидесятников в Северной Корее, вера которых отличалась некоторым своеобразием:

 

После II Мировой войны, живя в Северной Корее, он вошел в группу, крайне увлекавшуюся мистическими откровениями и ожидавшую близкого прихода нового Мессии. В группе также полагали, что Корея есть библейский Новый Иерусалим, где этот Мессия родится. Элементы всего перечисленного можно найти в богословии преподобного Муна и в его " Божественном принципе".

 

В 1945 году Мун получил откровение, которое положило начало Церкви единения. В своем видении Мун был назван именно тем, кто спасет мир.

 

После девяти лет исканий и борьбы божественная истина сама далась в руки Муна. В тот миг он стал абсолютным победителем неба и земли. Весь духовный миp преклонился перед ним в этот день победы, ибо он не только сам избавился от клеветы сатаны, но и получил право обвинять сатану перед Богом. В тот день сатана полностью капитулировал перед ним, поднявшимся до высоты истинного сына Божия. И благодаря ему оружие победы над сатаной стало доступно всему человечеству.

 

В знак своего духовного величия в 1946 году Мун изменил имя на Сан Мьюнг Мун (" светящиеся солнце и луна" ).

 

В течение трех последующих лет коммунисты дважды заключали Муна в тюрьму. Его сторонники называли это преследованием за веру, а противники цитировали в ответ официальные судебные протоколы, ясно показывающие, что причинами разногласий Муна с коммунистами были его частнособственнические интересы и двоеженство.

 

Освободившись из заключения, Мун переехал в Пусан (Южная Корея). Там он продолжил свое небывалое служение проповедника, сочетая свои откровения с привычными библейскими терминами, и в 1954 году в Сеуле основал свою церковь. Новая церковь получила название Ассоциация Святого Духа по объединению всемирного христианства и вызвала массу споров с самого момента возникновения. В 1955 году Мун был арестован властями Южной Кореи и обвинен в неуплате налогов и половой распущенности. Хотя обвинения позже были сняты, воспоминания людей, бывших тогда членами церкви, показывают, что они не возникли без причины, ибо в практике организации были часты случаи " очищения" женщин через половую связь со священником Муном. Христианин Джеймс Бьорнстад вспоминает такие признания очевидца:

 

Один из давнишних приверженцев священника Муна сообщил занимательную деталь. Он сказал: " Очень может быть, что сексуальные обряды являлись частью богослужения в новой корейской церкви. Грех пришел к человеку после общения женщины (Евы) с Люцифером, в котором ей передалось его зло, поэтому вполне логично считать, что если женщина, наоборот, вступит в половой акт с совершенным мужчиной, то через это она может получить от него совершенство, которое устранит первородный грех. Затем, как Адам, вступив в отношения с Евой, перенял у нее грех, так и мужчина обретет совершенство, вступив в связь с этой очищенной женщиной.

 

Книга " Божественный принцип", эта " библия" Церкви единения, вышла в свет в 1957 году. Она была написана одним из служителей церкви, но содержит все, чему учил своих приверженцев Мун. Мунисты понимают и толкуют Библию в соответствии с последней редакцией " Божественного принципа". Как и во всех культах, они не принимают Библию такой, как она есть. Она должна быть обязательно " объяснена" нынешнему поколению " пророком Божиим", преподобным Сан Мьюнг Муном.

 

Влияние Муна (а с ним и церкви) в Южной Корее росло во многом благодаря его занятиям светским бизнесом. Его крайняя антикоммунистическая направленность вызывала симпатии южнокорeйского правительства.

 

В 1972 году Мун провозгласил, что его миссионерская работа найдет благословение на американской земле. Бог призвал его принести богословие единения в Америку. Готовясь к этой миссии, Мун собрал громадный миссионерский фонд, состоявший в основном из пожертвований японских сторонников церкви. Деньги были помещены в банк " Чэйз Манхэттсн" (Нью-Йорк) на имя Муна, так как сама церковь не была признана в США до 1976 года. Правительство США сделало запрос об целях и налоговом статусе этого капитала, результатом чего был суд над Муном по обвинению в неуплате налогов в 1983 году. С 20 июля 1984 года Мун отбывал 18-месячное заключение. Но, несмотря на осуждение Муна и его церкви большинством религиозных организаций Соединенных Штатов, нашлись и защитники его учения, ссылавшиеся на Первую поправку к Конституции. Джон Мак-Клафри, бывший главный политический советник Рейгана, так обобщил этот взгляд на осуждение Муна:

 

Кто-то может считать, что правительство разумно поступило, приговорив Муна к заключению. Он непопулярен в религиозных кругах Америки. Он цветной, иностранец, плохо говорящий по-английски. Его богословие резко отличается от традиционного. Кроме того, он ярый антикоммунист и собирается стать вдохновителем Америки на крестовый поход против коммунистической заразы. Его обвиняют в недобросовестности при сборе денег и рекрутировании приверженцев. Правительство не могло выбрать лучшего кандидата для того, чтобы показать а действии свою новую доктрину правительственного надзора над церковью.

 

Но процесс над Муном - не только его личное дело. Вынесенный приговор может стать поводом к серьезным размышлениям для тех, кто защищает свободу религии от произвола правительства. Не забывайте об обратной стороне дела: если Мун сядет в тюрьму - уже не в коммунистической Северной Корее, а в Соединенных Штатах Америки, великом оплоте религиозной свободы, он заберет с собой нечто жизненно важное для всех американских религий.

 

Не надо забывать, как правильно замечает мистер Мак-Клафри, что свобода религиозных убеждений должна быть ревностно хранима, но при этом ее нельзя использовать, чтобы оправдать беззаконие.

 

Истории Церкви единения в Америке, начиная с 1972 года, сопутствовала поразительная неразбериха публичного одобрения и осуждения. Церковь единения хвалили за то, что она сыпала миллионами долларов в пользу местных предприятий, еле сводящих концы с концами. Мун проживает в поместье площадью 25 акров в Ирвингтоне, Нью-Йорк. В поместье Бельведер в Территауне, Нью-Йорк, стоимостью 850 тыс. долларов располагается студгородок семинарии Церкви единения. На деятельность всей организации тратится примерно 15 млн. долларов. Церковь часто покупает обанкротившиеся предприятия в слаборазвитых районах (как, например, рыболовецкие предприятия Луизианы) и превращает их в выгодные, процветающие кампании, используя для этого помощь своих приверженцев, в большинстве случаев добровольную. Тем не менее критики мунистов заявляют, что все эти средства собирают с ничего не подозревающих жертвователей члены секты, " одураченные" Муном, скрывая, что пожертвования пойдут на дело Церкви единения. А те, кто живет и работает вблизи предприятий мунистов, жалуются, что дешевый труд культистов приводит к увеличению местной безработицы.

 

Церковь единения явилась также организатором ряда симпозиумов для ученых, философов и богословов. Сторонники Муна расценивают это как филантропический, экуменический жест, а противники указывают, что Церковь единения скрывает сначала свою роль в мероприятии, чтобы собрать как можно больше участников, а после его завершения публично объявляет о ней. Евангельские христиане, бывавшие на религиозных конференциях или семинарах мунистов, полагают, что мунисты скорее преследуют цель изучить христианский словарь, чтобы использовать его в своей нетрадиционной теологии, чем стараются начать открытый диалог. " Новая Эра" - основная организация мунистов, финансирующая подобные собрания. Цель ее была описана сотрудником Washington Post Мартой Барнетт, опубликовавшей высказывания главного консультанта " Новой Эры" религиозного писателя Ричарда Квебдо:

 

Квебдо сказал, что конференции, которые, как он определил, стоят Церкви единения " несколько миллионов долларов в год", имеют своей целью создать экуменическую почву для теологических дискуссий и бороться с тем, что он назвал " крайне отрицательным отношением" и " мерзостью однообразия" в отзывах прессы о церкви.

 

М. Барнетт замечает, что " критики, однако, рассматривают конференции как расширение деятельности церкви для признания ее законности и установления общественных связей с представителями религиозного и интеллектуального истэблишмента".

 

В 1982 году вышел на экраны злополучный антикоммунистический фильм о II Мировой войне " Инчон", не получивший признания ни у публики, ни у критиков, фильм был одним из самых дорогих когда-либо производившихся, он обошелся в 48 млн. долларов, и почти всю эту сумму выплатила Церковь единения. Антикоммунистическая пропаганда и поиск дешевой популярности не принесли мунистам успеха. Положительных отзывов было мало, зато много было шуму в связи с его постановкой и прокатом (все за счет Церкви единения).

 

И еще один раз, в 1982 году, Церковь единения была у всех на устах, когда в Мэдисон-Сквер-Гарден состоялась массовое венчание: Mун сочетал браком 2075 пар (все из его приверженцев). Кароли Агус писал в Newsday:

 

...Одетая в одинаковые платья армия невест вышла замуж за армию женихов в Мэдисон-Сквер-Гарден. Венчание началось словами: " Невеста, прииди", - и закончилось " фейерверком" из воздушных шаров.

 

Новобрачные видели друг друга впервые. До вступления в брак мунисты разного пола живут отдельно. Они называют друг друга братьями и сестрами. Свадьбе предшествовала помолвка, состоявшаяся 25 и 26 июня в отеле " Нью-Йоркер", принадлежащем Церкви единения. На подбор супругов уходило по паре минут.

 

Церемония не столько способствовала утверждению общественного статуса мунистов, сколько выявила еще с большей отчетливостью нетрадиционность их социальных и культурных устоев и неортодоксальность их богословия. Кое-кто посчитал это очередным примером того, как умело Мун одурманивает головы своих последователей.

 

Рассматривая историю преподобного Муна и его Церкви единения, мы видим, что ее жизнь далека от общепринятой в Америке и резко контрастирует с традиционными христианскими ценностями. Ниже вкратце излагается богословие этого культа, показывающее, как далек он от христианства.

Богословие Церкви единения и Библия

 

Бог. " Сущностная позитивность и сущностная нeгативность Бога есть качества Его сущностного характера и сущностной формы... Позитивностью и негативностью Бога мы называем здесь мужское и женское начало соответственно".

 

" Бог либо предполагал полностью явить Свою ценность в Своем Творении, либо Он не создал вообще ничего... Потому человек есть видимая форма Бога, а Бог есть невидимая форма человека. Субъект и объект едины по сути. Бог и человек - одно. Человек есть воплотившийся Бог".

 

В части богословия Церкви единения, касающейся непосредственно Бога, заметно влияние мормонов и спиритизма, познавших расцвет от того внимания, которое и Мун уделяет психосексуальному.

 

Библия категорически утверждает, что человек - далеко не " воплотившийся" Бог, а творение ниже по рангу, чем ангелы (Евр. 2: 6-8), отступившее от заповедей, данных Богом.

 

Лишь единожды " Бог полностью явил Свою ценность" - в образе Иисуса Христа (Ин. 1: 1, 14, 18). Богословие Муна антитринитарно и неизбежно приводит к отрицанию различий между человеком и Богом.

 

Такие стихи, как 2 Пет. 1: 17, в сопоставлении с Тит. 2: 13 и Деян. 5: 3-4 ясно свидетельствуют в пользу тринитаризма, а Мф. 28: 19 провозглашает Троицу устами Самого Иисуса, призывавшего крестить народы " во имя Отца и Сына и Святого Духа". Еще во II веке христианская церковь начала называть Троицей таинство родственных отношений между Отцом, Христом и Духом Святым.

 

Все культовые структуры, как мы видели, отрицают библейский тринитаризм, являющийся полностью монотеистическим, и тем самым искажают Откровение Бога, рассказавшего о Себе.

 

Иисус Христос. " Сам Принцип не отрицает веры многих христиан в Иисуса как Бога, ибо любой совершенный человек - единое с Богом тело."

 

" Мы должны понять, что эти слова (Ин. 8: 58) не значат, что Иисус был Самим Богом. Иисус на земле не отличался от нас ничем, кроме того, что не имел первородного греха".

 

Даже этих двух цитат из учения Муна вполне достаточно, чтобы разоблачить антибиблейскую сущность его христологии.

 

Господь Иисус в Своей земной жизни был и Богом, и человеком, и показал это много раз, отпуская грехи (Мк. 2: 5), воскрешая из мертвых (Ин. 11), изгоняя бесов (Мк. 5: 7-13) и убеждая евреев, сомневавшихся в Его святости, что Он и есть Тот вечно Сущий, Который говорил с Моисеем из горящего куста (Исх. 3: 14-15, Ин. 8: 58).

 

Богословие Церкви единения отрицает также телесное воскресение Иисуса Христа из мертвых, заявляя, будто Он воскрес духом. Но такое богословие превращается в прах в свете разговора Господа с Фомой (Ин. 12) и Его явления апостолам, когда Он предложил им потрогать Свое Тело в качестве доказательства воскресения (Лк. 24: 36-39). Ошибка мунистов в таком важном вопросе христианства доказывается и словами Иоанна 2: 19-22; 20: 28.

 

Спасение. " Мы должны понять, что после распятия на кресте Бог и Иисус потеряли все... В момент распятия все перестало существовать, абсолютного все - израильский народ, иудейская вера, ученики, семья и тем более христианство. Искупления не было, не было спасения, но было положено начало христианству. То есть тогда, на кресте, люди не получили спасения".

 

Вряд ли требуются пространные комментарии к муновскому учению о спасении, если он считает, что Крест ничего не дал. Можно привести массу мест из Писания, утверждающих, что на Голгофе была принесена окончательная жертва, что старый завет с Богом исполнился, а Христос " совершил Собою очищение грехов наших" и стал " умилостивлением за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира" (Евр. 1: 3, 1 Ин. 2: 2).

 

В богословии Церкви единения спасение дается не по благодати через вседостаточную жертву Иисуса, а достигается человеческими делами и через учение, откровения и покорность Муну.

 

Более всего предупреждение нашего Господа о лжехристах и лжепророках подходит к случаю с преподобным Муном и всей его церковью, поскольку вопреки их рвению престол истинного Мессии не может быть корейским, ибо Христос сказал, что " спасение от Иудеев" (Ин. 4: 22).

 

Глава 12.

Восточные религии.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.44 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь