Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Темы для обсуждения на круглых столах и в дискуссиях



 

1. Специфика современной эпохи в понимании гуманитарной мысли: человек-скриптор, виртуальный тип размыкания личности и др.

2. Роль искусства в процессе становления и самоопределения личности в современную эпоху. Прогностическая функция искусства.

3. Современные процессы в художественной культуре. Проблема разграничения терминов «модернизм», «авангард», «модерн». Современные подходы к феноменам авангарда и соцреализма.

4. Перспективы современной философии культуры. Философия диалога и межкультурного общения.

5. Культура и искусство в эпоху Интернета. Инсталляции, онлайн-инсталляции, понятия контр-культуры и антикультуры.

Составитель                      Макаров Д.И.

     
 

 


Зав. кафедрой                          Макаров Д.И.

 

 

3.3. Критерии освоения компетенций к круглым столам и дискуссиям

высокий уровень (10 баллов) – ассистент в исчерпывающем объеме демонстрирует готовность овладевать информацией в области исторических и философских знаний для обогащения содержания своей педагогической и творческо-исполнительской деятельности, способность видеть и интерпретировать факты, события, явления сферы профессиональной деятельности в широком историческом и культурном контексте;

продвинутый уровень (8, 9 баллов) – ассистент в большом объеме демонстрирует готовность овладевать информацией в области исторических и философских знаний для обогащения содержания своей педагогической и творческо-исполнительской деятельности, способность видеть и интерпретировать факты, события, явления сферы профессиональной деятельности в широком историческом и культурном контексте;

базовый уровень (5, 6 или 7 баллов) – ассистент в достаточном объеме демонстрирует готовность овладевать информацией в области исторических и философских знаний для обогащения содержания своей педагогической и творческо-исполнительской деятельности, способность видеть и интерпретировать факты, события, явления сферы профессиональной деятельности в широком историческом и культурном контексте;

низкий уровень (3, 4 балла) – ассистент в ограниченном объеме демонстрирует готовность овладевать информацией в области исторических и философских знаний для обогащения содержания своей педагогической и творческо-исполнительской деятельности, способность видеть и интерпретировать факты, события, явления сферы профессиональной деятельности в широком историческом и культурном контексте.

3.4. Примерные темы рефератов

 

        Реферат представляет собой авторскую работу ассистента-стажера, выполняемую по согласованию с преподавателем, на тему, утвержденную преподавателем и по указанной им литературе. Реферат имеет целью показать умение ассистента-стажера работать с научной литературой, владение базовыми навыками музыковедческого и культурологического мышления и умением грамотно выражать свои мысли. Реферат оценивается по принципу «зачтено» - «не зачтено».

 

1. Проблемы философского содержания музыки барокко (на примере «Чаконы» Баха).

  1. Проблемы философского содержания музыки барокко (на примере «Хорошо темперированного клавира» Баха).
  2. Основные проблемы античной музыкальной эстетики (на примере трудов Боэция).
  3. Основные проблемы античной музыкальной эстетики (на примере труда Августина «О музыке» в переводе А. Ф. Лосева).
  4. Философско-эстетическое значение труда Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки».
  5. Современное значение философии и социологии музыки Т. Адорно.
  6. Гегель о системе искусств. Соотношение скульптуры, живописи, музыки и поэзии в «Эстетике» Гегеля.
  7. А. Шопенгауэр о музыке в труде «Мир как воля и представление».
  8. Философское значение додекафонии в сочинениях представителей нововенской школы.
  9. Философско-эстетическое осмысление додекафонии в романе Т. Манна «Доктор Фаустус».
  10. Актуальность современных философско-логических теорий для анализа музыкального искусства. «Heterocosmica» Любомира Долежела, множество вымышленных миров и музыка (с англ. яз.).
  11. Феноменология абсолютной (или чистой) музыки в труде А. Ф. Лосева «Музыка как предмет логики».
  12. Философский анализ логики музыкальной формы и ее основных законов в труде А. Ф. Лосева «Музыка как предмет логики».
  13. Музыка, поэзия и гимнастика в учении Платона об эстетическом воспитании (по диалогу «Государство»).
  14. Художественный и философский анализ социокультурного бытия музыки в романе Р. Роллана «Жан-Кристоф».
  15. Философско-эстетические воззрения А. Н. Скрябина и их раскрытие в музыкальных произведениях композитора (список произведений подлежит уточнению в каждом конкретном смысле).
  16. Философско-эстетические воззрения А. Г. Шнитке и их раскрытие в музыкальных произведениях композитора («Concerto grosso», «Гоголь-сюита»).
  17. Философско-эстетические воззрения А. Г. Шнитке и их раскрытие в музыкальных произведениях композитора (симфонии, оперы, другие произведения).
  18. Философско-эстетическое обоснование неоромантизма в русской музыке ХХ в. С. В. Рахманинов.
  19. Философско-эстетическое обоснование неоромантизма в русской музыке ХХ в. Г. В. Свиридов.
  20. Философские и теологические идеи и искания в художественном мире С. А. Губайдулиной и Ю. М. Буцко.
  21. Философско-эстетическое обоснование неоклассицизма И. Ф. Стравинского (анализ автобиографии, диалогов, музыкальных произведений по выбору).
  22. Философско-эстетические основания «новой музыки» Клода Дебюсси и традиция философии Анри Бергсона.
  23. Философско-эстетические основания музыки Оливье Мессиана. Мессиан и богословская эстетика Х. Урса фон Бальтазара. Опера «Франциск Ассизский».
  24. Проблемы философского анализа музыки Бетховена. Бетховен и Гегель.
  25. Философско-мифологические основания музыкальных шедевров Вагнера. Вагнер как философ и практик искусства.

3.5. Критерии освоения компетенций к реферату

высокий уровень (10 баллов) – ассистент в исчерпывающем объеме демонстрирует готовность овладевать информацией в области исторических и философских знаний для обогащения содержания своей педагогической и творческо-исполнительской деятельности, способность видеть и интерпретировать факты, события, явления сферы профессиональной деятельности в широком историческом и культурном контексте;

продвинутый уровень (8, 9 баллов) – ассистент в большом объеме демонстрирует готовность овладевать информацией в области исторических и философских знаний для обогащения содержания своей педагогической и творческо-исполнительской деятельности, способность видеть и интерпретировать факты, события, явления сферы профессиональной деятельности в широком историческом и культурном контексте;

базовый уровень (5, 6 или 7 баллов) – ассистент в достаточном объеме демонстрирует готовность овладевать информацией в области исторических и философских знаний для обогащения содержания своей педагогической и творческо-исполнительской деятельности, способность видеть и интерпретировать факты, события, явления сферы профессиональной деятельности в широком историческом и культурном контексте;

низкий уровень (3, 4 балла) – ассистент в ограниченном объеме демонстрирует готовность овладевать информацией в области исторических и философских знаний для обогащения содержания своей педагогической и творческо-исполнительской деятельности, способность видеть и интерпретировать факты, события, явления сферы профессиональной деятельности в широком историческом и культурном контексте.

3.6. Темы докладов

1.Рене Жирар и его теория «заместительной жертвы».

2.Микроистория в труде Карло Гинзбурга «Сыр и черви».

3.Основные черты средневековой культуры в трудах А.Я. Гуревича.

4.Гегель о романтической форме искусства, ее сущности и своеобразии.

5.Своеобразие романтической философии искусства (Шеллинг).

6. Своеобразие романтической эстетики и философии искусства (философия мифологии Шлегеля).

7.Основные положения эстетики русского символизма. А. Белый «Символизм как миропонимание».

8. Основные положения эстетики русского символизма. Вяч. И. Иванов «Родное и вселенское».

9.Сесил Боура об эпической поэзии.

10.Основные черты английской средневековой культуры в интерпретации К. Льюиса.

11.Философская эстетика И. Киреевского как разновидность славянофильства.

12.Современные западные исследования о русской культуре. В. Страда «Россия как судьба».

13.Современные интерпретации эпохи Возрождения и ее своеобразия (Э. Гарэн).

14. Современные интерпретации эпохи Возрождения и ее своеобразия (Л.М. Баткин).

15.Э. Канторович о специфике политической теологии и картины мира позднего западного Средневековья.

 

 

 

 


Составитель                      Макаров Д.И.

     
 

 


Зав. кафедрой                          Макаров Д.И.

 

3.7. Критерии освоения компетенций к докладам

высокий уровень (10 баллов) – ассистент в исчерпывающем объеме демонстрирует готовность овладевать информацией в области исторических и философских знаний для обогащения содержания своей педагогической и творческо-исполнительской деятельности, способность видеть и интерпретировать факты, события, явления сферы профессиональной деятельности в широком историческом и культурном контексте;

продвинутый уровень (8, 9 баллов) – ассистент в большом объеме демонстрирует готовность овладевать информацией в области исторических и философских знаний для обогащения содержания своей педагогической и творческо-исполнительской деятельности, способность видеть и интерпретировать факты, события, явления сферы профессиональной деятельности в широком историческом и культурном контексте;

базовый уровень (5, 6 или 7 баллов) – ассистент в достаточном объеме демонстрирует готовность овладевать информацией в области исторических и философских знаний для обогащения содержания своей педагогической и творческо-исполнительской деятельности, способность видеть и интерпретировать факты, события, явления сферы профессиональной деятельности в широком историческом и культурном контексте;

низкий уровень (3, 4 балла) – ассистент в ограниченном объеме демонстрирует готовность овладевать информацией в области исторических и философских знаний для обогащения содержания своей педагогической и творческо-исполнительской деятельности, способность видеть и интерпретировать факты, события, явления сферы профессиональной деятельности в широком историческом и культурном контексте.

 

3.8.  Темы для творческих заданий

 

1.Подготовить презентацию (или мини-спектакль с чтением по ролям) по одному ведущему произведению эпохи классицизма (Вольтер «Кандид»).

2.Подготовить ролевую игру по проблемам современной философии культуры (например, «Спор Бергсона и Кассирера по проблеме символа»).

3.Подготовить презентацию-диспут сторонников классической и романтической форм искусства (по Гегелю).

4.Споры о трагическом и его месте в культуре. Подготовить презентации-выступления от имени: Шекспира, Гёте, Сервантеса, Пушкина.

5. Составить предметно-понятийный словарь к работе А.Ф. Лосева «Диалектика мифа».

6. Составить мини-справочник основных терминов романтической эстетики (по «Письмам об эстетическом воспитании» Шиллера и «Эстетическим фрагментам» братьев Шлегелей).           

7.Подготовить урок-презентацию на тему «От культуры модерна к культуре постмодернизма».

 

 

 


Составитель                      Макаров Д.И.

     
 

 


Зав. кафедрой                          Макаров Д.И.

 

3.9. Критерии освоения компетенций к творческим заданиям

высокий уровень (10 баллов) – ассистент в исчерпывающем объеме демонстрирует готовность овладевать информацией в области исторических и философских знаний для обогащения содержания своей педагогической и творческо-исполнительской деятельности, способность видеть и интерпретировать факты, события, явления сферы профессиональной деятельности в широком историческом и культурном контексте;

продвинутый уровень (8, 9 баллов) – ассистент в большом объеме демонстрирует готовность овладевать информацией в области исторических и философских знаний для обогащения содержания своей педагогической и творческо-исполнительской деятельности, способность видеть и интерпретировать факты, события, явления сферы профессиональной деятельности в широком историческом и культурном контексте;

базовый уровень (5, 6 или 7 баллов) – ассистент в достаточном объеме демонстрирует готовность овладевать информацией в области исторических и философских знаний для обогащения содержания своей педагогической и творческо-исполнительской деятельности, способность видеть и интерпретировать факты, события, явления сферы профессиональной деятельности в широком историческом и культурном контексте;

низкий уровень (3, 4 балла) – ассистент в ограниченном объеме демонстрирует готовность овладевать информацией в области исторических и философских знаний для обогащения содержания своей педагогической и творческо-исполнительской деятельности, способность видеть и интерпретировать факты, события, явления сферы профессиональной деятельности в широком историческом и культурном контексте.

 

3.10. Тест по дисциплине

 

Тест из 24 заданий, с возможностью выбора из 3 или 4 вариантов ответа. Ключ прилагается.

 

I.Название самой известной книги А.Я. Гуревича:

       а) «Категории средневековой культуры»

б) «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса»

в) «Мусульманский Ренессанс»

 

II.Соотнесите автора и название монографии:

1.А.Я. Гуревич               а) «Творчество Франсуа Рабле…» (см. I)

2.М.М. Бахтин                 б) «Теория истории», «Философия истории»     

3.Л.П. Карсавин              в) «Два тела короля»

4.Э. Канторович              г) «Проблемы средневековой народной культуры»

 

III.Оппозицию «язык» – «речь» в филологию и семиотику ввел:

1.Б.А. Успенский

2.Ю.М. Лотман

3.Р.О. Якобсон

4.Ф. де Соссюр

 

IV.Понятие «взрыва», по Ю.М. Лотману, предполагает:

1.Прекращение развития

2.Абсолютную хаотичность и непредсказуемость развития

3.Новые и зачастую трудно прогнозируемые возможности развития

 

V.От имяславия к эстетике пролегал духовно-философский путь:

1.о. Павла Флоренского

2.Г.Г. Шпета

3.М.А. Булгакова

4.А.Ф. Лосева

 

VI.Теорию заместительной жертвы как основы сакрально-религиозных практик предложил и обосновал:

1.Р. Жирар

2.Л. Леви-Брюль

3.К. Леви-Строс

4.А.Ф. Лосев

 

VII.Назовите правильный порядок чередования форм искусства согласно «Эстетике» Г.В.Ф. Гегеля:

1.классическая – романтическая – символическая

2.романтическая – символическая – классическая

3.символическая – классическая – романтическая

4.символическая – романтическая – классическая

 

VIII.Созерцание произведения искусства, по Канту, есть акт… духовного наслаждения:

1.утилитарного

2.вспомогательного

3.неутилитарного

4.когнитивного

 

IX.Определите правильно одно из понятий «Философии хозяйства» С.Н. Булгакова (1912) и дайте его краткое определение:

1.физический социализм бытия

2.физический капитализм бытия

3.физический коммунизм бытия

4.сверхприродная соборность бытия

 

Х.Создателем фундаментальной онтологии и концепции присутствия является:

1.Г. Риккерт

2.М. Бубер

3.М.Хайдеггер

4.Э. Гуссерль

5.М.М. Бахтин

 

XI.Одной из важнейших негативных черт современной ему эпохи 1930-х гг. Й. Хёйзинга считал ослабление:

1.способности предвидения

2.способности суждения

3.фертильности

4.воли к власти

 

XII.Правильно соотнесите друг с другом понятия из левого и правого столбцов, следуя принципам синергийной антропологии:

1.онтологическое размыкание  а) уход в виртуальный мир

2.онтическое размыкание          б) горизонт здешнего бытия

3.виртуальное размыкание        в) устремление к Трансцендентному

                                                                  г) апатия и равнодушие

 

XIII.Создателем синергийной антропологии является (или являются):

1.С.С. Хоружий

2.С.С. Хоружий и В.В. Бибихин

3.Вяч. Вс. Иванов и В.Н. Топоров

4.Э. Панофский

 

XIV.Соотнесите основные типы души и исторически сложившиеся культуры по О. Шпенглеру:

1.фаустовская душа        а) арабская и ближневосточная культура

2.аполлоническая душа              б)культура западноевропейского Средневековья

3.магическая душа          в) античная культура

 

XV.Назовите понятие, которое не было введено в мировую гуманитарную мысль М.М. Бахтиным:

1.гротескное тело

2.средневековая карнавальная культура

3.бунт медиевистов

4.полифонический роман

 

XVI.Современный мыслитель и историк культуры Л.М. Баткин предлагает определять сущность культуры Возрождения как:

1.карнавальность

2.диалогичность и переходность, сталкивание различных мнений

3.оборотную сторону титанизма

 

XVII.Научное направление А. Сакольчаи именуется…

1.школа диалога культур

2.рефлективная историческая социология

3.микроистория школы «Анналов»

 

XVIII.Важнейшее понятие теории и философии истории Л.П. Карсавина (просьба также в скобках дать краткое определение):

1.симфоническая личность

2.соборная личность

3.кафолическая Церковь

4.человек, сделавший сам себя

 

XIX.Какой способ конструирования эйдоса, по А.Ф. Лосеву, представлен в музыке? (В скобках дать минимальные пояснения).

1.диалектический

2.гилетический

3.мифопоэтический

 

ХХ.Определите набор важнейших понятий философии музыки А.Ф. Лосева:

1.меональность, потенциальность, синергийность

2.меональность, гилетичность, подвижной покой самотождественного различия

3.дифференция, спасение индивидуальности через жертву эгоизма

 

XXI.Центральная идея труда Б.А. Успенского «Поэтика композиции» – наличие…

1.множества уровней текста и подтекста в романе

2.множества уровней смысла в стихотворении

3.множества точек зрения в художественном произведении

4.полифоничности голосов персонажей и авторов в романе

 

XXII.Многоуровневость духовно-телесной организации человека вкупе со способностью к коммуникации стали считать важнейшими предпосылками культуры:

1.К. Леви-Стросс и Р.О. Якобсон

2.Н. Бор и Р.О. Якобсон

3.М. Вебер и Э. Дюркгейм

 

XXIII.Коммуникативная теория исторического процесса рассматривает историю как…

1.текст событий, который читается социумом

2.черновик, который обновляется каждым последующим поколением

3.возрастание сознания свободы у отдельных индивидов и целых обществ

 

XXIV.Соотнесите авторов высказываний о мифе и сами высказывания:

1.Миф – ностальгия по Раю                                                     а) М. Элиаде

2.Миф – в словах данная чудесная личностная история б) Ж. Деррида

3.Миф – система без центра, без смыслового ядра    в) А.Ф. Лосев 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.088 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь