Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Равноапостольные царь Константин и матерь его царица Елена



Дни памяти: 6 / 18 Марта, 21 Мая / 3 Июня

Император св. равноапостоольный Константин Великий Равноапостольная царица Елена  

Святой император Константин (306 - 337), получивший от Церкви именование Равноапостольный, а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном императора Констанция Хлора (305 - 306), правившего странами Галлией и Британией. Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина. Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой. Именно от нее сын, Константин воспринял христианскую веру, хоть упрочена была эта вера уже после явления ему знамения Креста Господня на небе. В дела политические она никогда не вмешивалась, всецело посвящая себя делам милосердия. Будущий правитель всей Римской империи - Константин - был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах, в то время, как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклитиана[618]  (284 - 305), его соправителя Максимиана Галерия (305 - 311) - на Востоке и императора Максимиана Геркула (284 - 305) - на Западе. После смерти Констанция Хлора сын его Константин в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Геркул на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн, с помощью Божией, разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью " Сим побеждай". Так Константин победил Максентия в битве у Мульвиева моста (сам Максентий утонул в реке). Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей[619], распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.

Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию (Византион по-гречески), которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать - святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году. Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм во славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году.

За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной. Тело святой Елены Константин велел перенести в Рим, где ее погребли с великими почестями. По одним источникам, ее могила находилась якобы при церкви святых Петра и Марцеллина, расположенной на пути из Рима в Неаполь, где до сих пор существует кладбище святой Елены. Спустя два года мощи святой Елены были перенесены в Константинополь и погребли в храме Двенадцати Апостолов. По другим источникам, саркофаг с ее телом якобы находился в Torra Pignattara на улице Via Labicana, о чем в 1154 году писал папа Римский Анастасий IV.

Есть сведения о том, что часть мощей святой Елены попала в римскую церковь Santa Maria in ara coeli, а другая часть мощей в IX столетии попала во французское местечко Hautvillers. Об этом сообщается в хронике некоего монаха по имени Altmann из Hautvillers. По сведениям служителей Кафедрального собора святого Петра и Епископского музея Трира, глава святой Елены хранится в Трире с 1356 г.: это подарок собору и его горожанам короля Карла IV. В 1990 г. реликварий, в котором хранятся мощи святой Елены, был украшен бюстом святой царицы работы Тео Хайерманна.

Также частица мощей святой Елены покоится в парижской церкви Сен-Лё-Сен-Жиль (улица Сен-Дени, д. 92). Мощи святой Елены, хранящиеся в церкви были принесены из Рима во Францию в IX веке. Первоначально их поместили в аббатство в местечке Овийе (fr: Hautvillers) в Шампани в окрестностях Реймса. В нём они находились до 1871 года, а в период Парижской коммуны были перенесены в Париж и помещены в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль. Долгое время они находились над главным алтарем, а затем были помещены в крипту[620].

Но вернемся к святому Константину. Мирное существование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее[621]. 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых - святитель Николай Мирликийский[622]. Император присутствовал на заседаниях Собора. Ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, в который был внесен термин " Единосущный Отцу", навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.

Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, выделившему

определение " Единосущный", слышанное им в прениях Собора, и предложившему внести это определение в Символ веры.

После Никейского Собора равноапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью (это решение он откладывал до последнего). Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году в Ахироне, пригороде Никомидии[623], и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице[624].


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь