Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Дурдаиваж идришаж ихаджани нанурагах



 

О мой Господь, лишь Твое Святое Имя способно даровать все благословения живым существам, и потому у Тебя сотни и миллионы имен, таких как Кришна и Го-винда. В эти трансцендентные имена Ты вложил все Свои трансцендентные энергии, и даже не существует строгих правил для произнесения этих имен. О мой Господь, по Своей доброте Ты дал нам возможность легко приблизиться к Тебе с помощью Твоих Святых Имен, но я столь неудачлив, что они не привлекают меня.

Перевод этого стиха взят из введения к Первой песни «Шримад-Бхагаватам», и он бессмертен. Мне нравится как этот первый перевод, так и тот, что приводится в «Чайтанья-чаритамрите». Перевод этого стиха в «Чайтанья-чаритамрите» является более развернутым; там объясняется, что преданный не испытывает вкуса потому, что совершает оскорбления.

Люди рассуждают об удивительной красоте английского перевода Библии короля Якова. Прекрасно, когда духовное слово облечено в мелодичный размер, и вы можете слышать эту музыку. В переводах Прабхупады есть какая-то заземленность и одновременно трансцендентность - по крайней мере, для тех, кто близко знаком с его книгами, кто вырос на них и любит их. Мне нравится, как начинается этот стих: «О мой Господь, лишь Твое Святое Имя способно...» Как бы то ни было, это поэзия.

 

И поскольку лишь Имя Кришны способно благословить нас, Он милостиво проявляется во множестве имен. Лучшее из имен - Кришна, «Всепривлекающий», поскольку это имя содержит в себе все другие имена. Кришну называют Шьямасундарой, потому что Его тело имеет красивый оттенок, Его называют Говиндой, поскольку Он - приносит наслаждение коровам, чувствам и земле, и является их повелителем. Все аспекты Шьямасундары и Говинды присутствуют в имени «Кришна», именно поэтому Прабхупада и Господь Чайтанья говорили, что высшее имя - это «Кришна». Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе.

Кроме того, Кришна никогда не бывает один. Рядом с Ним Радха, Его самая дорогая преданная. Поэтому мы повторяем Харе (Радха) вместе с именем Кришны. Хотя у Кришны есть множество имен, мы удовлетворены теми, что входят в Харе Кришна мантру. Валлабха Бхатта был горд тем, что написал литературное произведение, содержащее в себе множество имен Кришны, но когда он сказал об этом Господу Чайтанье, это не произвело на Господа никакого впечатления. Господь Чайтанья назвал три или четыре имени, и сказал, что для Него этих имен вполне достаточно.

И все же в этом стихе «Шикшаштаки» признается, что у Бога есть множество имен. Отсюда можно сделать вывод, что Кришна живет не только на земле Индии, но и в других частях света. Он также проявлен в различных писаниях: в Ведах, в Библии, в Коране и даже в буддистских текстах. Господь Чайтанья одобрил все эти имена, но если мы хотим следовать Его личному примеру в ученической преемственности, мы должны просто повторять Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе /Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Название «Шикшаштака» означает, что в этих стихах содержится шикша, наставления, изложенные в краткой, лаконичной форме. В этих стихах содержится наука харинамы. В них утверждается, что Кришна вложил в Свое Имя все Свои энергии. Имя тождественно Кришне, и поэтому Кришна милостиво позволил нам легко приблизиться к Нему посредством повторения Его Святого Имени. Никто не должен думать, что Имя - это просто один из способов обозначения Бога; Имя - это Сам Бог. Мы можем ощутить присутствие Кришны благодаря трансцендентной звуковой вибрации.

Итак, второй стих помогает нам осознать великодушие Господа, всеобъемлющую природу Его Имени и легкость повторения этого Имени. Поэтому удивительно, что последняя строка этого стиха оставляет нас в настроении разочарованности. Хотя посредством Своих Имен Кришна милостиво предоставил нам все возможности для духовного продвижения, преданный должен признать, что не способен наслаждаться Святым Именем. В этом наша неудачливость. Как можно не воспользоваться таким простым методом? Как можно не воспользоваться величайшим благословением века Кали, дарующим общение с Кришной? Такого человека нужно считать неудачником, и причиной его неудачливости являются совершаемые им оскорбления при повторении Святого Имени.

Смысл этого стиха не в том, чтобы мы потеряли всякую надежду. «Если Господь Чайтанья не испытывает вкуса, каковы мои шансы? » Господь не хочет прогнать нас прочь от Себя. Просто Он ставит Себя в наше положение и одновременно объясняет причину нашего плачевного состояния. Мы должны избавиться от оскорблений, и это можно сделать только по милости Кришны.

Кто-то может усомниться: «Как может один и тот же человек в одном и том же стихе восхищаться Именем и прославлять Его, и в то же время говорить, что не имеет к Нему вкуса? » Это раскрывает еще один из аспектов утверждения Господа Чайтаньи о том, что Он не способен наслаждаться нектаром Святого Имени: это свидетельствует о глубочайшем смирении того, кто, в действительности, способен по достоинству оценить Святое Имя. Господь Чайтанья описывает Святое Имя с глубоким научным пониманием, Он молится, вознося хвалу Господу: «О мой Господь, лишь Твое Святое Имя способно даровать все благословения живым существам., по Своей доброте Ты дал нам возможность легко приблизиться к Тебе с помощью Твоих Святых Имен...» Господь Чайтанья говорит, что не существует строгих правил для произнесения Имен Бога. Итак, Он - наш лучший наставник в харинаме. Такая личность не может не иметь вкуса к нектару Святого Имени. Он просто наслаждается смирением.

В последней главе Антъя-лилы «Чайтанья-чаритамриты» сказано: «Первым признаком того, что преданный действительно обладает любовью к Богу, является то, что сам он считает, что не имеет и капли этой любви». Тот, кто заявляет, что достиг совершенства в повторении Святого Имени и обрел любовь к Богу, не понял настроения Господа Чайтаньи. Самые близкие последователи Господа Чайтаньи, шесть госва-ми Вриндавана, в своих произведениях также называли себя падшими и оплакивали свою участь. Отсутствие вкуса у нас - нечто совсем другое. Однако второй стих «Шикшаштаки» дает нам надежду. Мы даже можем ощутить некоторое счастье, слушая о вайшнавском смирении.

Господь Чайтанья! Я разгадал Твой секрет. На самом деле, Ты не лишен вкуса к Святому Имени. Ты думаешь так о Себе, ибо Ты пришел в этот мир, чтобы насладиться ролью смиренного вайшнава. В то же время Ты даешь нам это суровое наставление, чтобы пробудить в нас смирение и желание повторять Святое Имя. Если мы не избавимся от скверны нажа-апарадхи, нам не видать общения с Тобой. Ты предостерегаешь нас: не упустите своего шанса, не сойдите с курса на харинаму, оставшись оскорбителями. Если мы устраним этот главный недостаток, все царство Бога откроется перед нами и мы сможем войти в него как слуги Твоих слуг.

 

Каждый знает, как трудно избавляться от дурных привычек, однако этот стих «Шикшаш-таки» дает нам возможность осознать, насколько велик будет выигрыш, если нам удастся это сделать, а также какова цена пребывания на уровне нама-апарадхи. Поэтому мы хотим отдать этому реформированию джапы наивысший приоритет в нашей жизни.

Возможность выйти за дверь маленького дома и идти ранним утром по дороге, пытаясь обнаружить присутствие Бога в Его Святом Имени - это Его дар нам, обусловленным душам. Это время дня, когда первые проблески света говорят о том, что небо будет ясным, а деревенские дома по-прежнему едва видны в темноте - удивительно совершенно. Сейчас конец лета, и ветви деревьев, покрытые густой зеленью, качаются на ветру. Я вижу эту картину каждое утро, и все же каждый раз все выглядит по-новому, по-другому. С каждой минутой становится все светлее. Я начинаю замечать светлый цвет колосьев ржи. Раздается первый щебет птиц, и один за другим предметы начинают проявлять себя. Дело не только в увеличении количества света, но скорее в усиливающейся способности наблюдения. Видишь маленькие узлы колючей проволоки на загоне? Заметил ли ты телефонные столбы и одну линию провода, тянущуюся от столба к столбу? Пройди еще немного, и картина полностью изменится. Холмы по-прежнему едва заметны вдали...

К тому времени, как я подхожу к мосту, ручей начинает отражать небесный свет и становится похож на темное зеркало. Камни по-прежнему едва вырисовываются на дне ручья, но уже начинают приобретать серый оттенок. Сегодня поднялся ветер, поэтому стало холоднее. Последние дни я просто шел вдоль ручья, не останавливаясь, но сегодня утром я вспомнил, насколько ценны мгновения, предшествующие восходу солнца, предшествующие тому, как солнце начнет проявлять предметы и их цвет. Скоро эти мгновения уйдут в прошлое, и, кто знает, когда они снова вернутся?

С восходом солнца заканчивается самая сокровенная и спокойная часть дня. Я всегда делаю паузу и отмечаю этот момент, пытаясь сохранить это состояние внутри как молитву. Это нельзя назвать полноценной молитвой, целиком посвященной Кришне, это всего лишь вступление, ведущее к другим молитвам. Кришна знает, что я думаю о Нем. Он знает, что жду встречи с Ним, хотя все, что я делаю, - это гляжу в ручей в этот предрассветный час и слушаю, как вода журчит по камням.

Задержавшись у ручья, я выбился из своего графика. Чтобы нагнать, я ускорил повторение. Здесь кроется опасность, поскольку моя джапа может превратиться во что-то еще более механическое, но ускорение имеет также позитивный эффект. Иногда, начав повторять быстро, я начинаю по-настоящему слушать мантры.

Обычно полчаса я иду в одном направлении, а потом разворачиваюсь и иду назад. В это время к миру опять возвращается его многоцветность. Наперстянка - фиолетового цвета, кусты клевера и малины - белого, травы - зеленого. Уже достаточно светло, чтобы читать.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь