Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Найанам галад-ашру-дхарайа
Ваданам гадгада-руддхая гира Пулакайр ничитам вапух када Тава нама-граханам бхавишьяти О мой Господь, когда глаза мои украсятся слезами любви, текущими без конца при повторении Твоего Святого Имени? Когда голос мой дрогнет и волосы на теле встанут дыбом при произнесении Твоего Имени? Кто-то может сказать, что мне не стоит комментировать последние три стиха «Шикшаштаки», поскольку для этого необходимо глубокое осознание этих истин. Как бы то ни было, я хочу сказать, что мне нравятся эти стихи и я преклоняюсь перед высшей целью, описанной в гаудия-вайшнавизме. После двух стихов, в которых повторение Святого Имени конкретно не упоминалось, Господь Чайтанья вновь обращается к этой теме. Он тоскует по состоянию, в котором сможет испытывать телесные признаки экстаза. Конечно, Он стремится испытать экстаз не ради чувственного удовлетворения, эти признаки говорят о реальных чувствах по отношению к Радхе и Кришне. Таково истинное повторение Святого Имени, и Господь Чайтанья говорит, что хочет обрести этот опыт. Какой смысл в повторении, если ваши глаза не украшены слезами любви, льющимися постоянно? Если мы повторяем как машина, без эмоций, и наш голос никогда не прерывается, что это за повторение? Во Второй песни «Бхагаватам» Шукадева Госвами говорит, что повторение, при котором в глазах не появляются слезы, а сердце не трепещет, указывает на то, что сердце человека заковано в железо. Поэтому давай не будем избегать этой шлоки, считая, что она предназначена только для чистых преданных. Мы должны понять ее смысл, ибо эти стихи описывают истинное повторение Святого Имени. Любой, кто не повторяет таким образом или даже не стремится к этому, лишь делает вид, что повторяет джапу. Понятно, что истинное повторение невозможно сымитировать, однако признание этого факта не освобождает нас от необходимости работать над своей джапой. Табу, наложенное на имитацию, не запрещает нам желать истинного экстаза. Итак, мы продолжаем гулять и повторять, не пытаясь изобразить слезы, но уповая на то, что однажды придет тот день, когда наше повторение станет чистым. Слушая эти последние три стиха «Шикшаштаки», мы вынуждены признать, что наш опыт повторения джапы крайне ограничен. Зная о существовании таких высоких состояний, мы сто раз подумаем, прежде чем сказать своим духовным братьям: «Сегодня я прочитал хорошие круги». Джапа - это мой дорогой друг. Ощущение деревянных четок в мешочке - самое приятное изо всех ощущений, которые мне известны. Я чувствую их в темноте и знаю, как они выглядят. Такова молитвенная жизнь, которой научил меня Прабхупада: повторение Святого Имени - главная практика в сознании Кришны. Я дорожу тем, что у меня есть, и всегда рад возможности снова услышать, как Господь Чай-танья спрашивает: «Когда же? » «О когда же, когда наступит этот день? Когда мои оскорбления прекратятся, вкус к Святому Имени усилится, и в моем сердце засияет Твоя милость? О когда же, когда настанет этот день? » Бхактивинода Тхакур, «Кабе ха' бе боло», стих 1
Августа
Сегодняшнее утро было самым ясным за все время моего пребывания здесь - на светло-голубом горизонте были видны контуры холмов. На небе ни облачка и совсем мало звезд. Я чувствовал себя астронавтом в космическом корабле, которому надо обратить внимание на тысячи вещей. «Закрывает ли моя вязаная шапка уши? Заметил ли я, что вдыхаю носом холодный воздух? Бьется ли мое сердце? Конечно да! Темп прогулки нормальный? Хорошая разминка для поддержания формы. Посох случит по дороге? Не засыпаешь, слушаешь звук? Нет ли впереди на дороге каких-то животных? А как насчет мыслей? Приведи их в порядок, разложи по полочкам». Столько вопросов, которым нужно уделить внимание. Наконец, довольный тем, что полет проходит нормально, я обращаю внимание на главную цель всего путешествия: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Эти звуки сходят с моих губ и распространяются вокруг, а мои уши внимательно слушают. Хотя я сказал, что слушаю джапу, на самом деле, это всего лишь один из пунктов в моем списке космонавта. Я перебираю четки на одиннадцатом круге, положение бусин на счетчике соответствуют количеству прочитанных кругов... звучит мантра. Однако все же есть одно различие между джапой и всем остальным: я верю в абсолютную природу Святого Имени. Оно гораздо глубже, чем я могу себе представить. Даже если я отношусь к Нему как к всего лишь одному из пунктов в моем распорядке, все равно, по милости Кришны, это самый важный пункт. Я размышляю о людях, особенно пожилых, которые живут во Вриндаване и совершают утренние прогулки по асфальтовому участку дороги, называемой Бхактиведанта Свами Маргом. Многие из них опираются на посохи для прогулок и приветствуют друг друга словами: «Джая Радхе! » Лишь подумав о них, я вспомнил множество звуков Вриндавана - скрип воловьих повозок, надоедливый шум моторикш и такси. Так же, как я люблю гулять и повторять джа-пу, для многих людей во Вриндаване это является образом жизни. По мере того, как я буду гулять и повторять, придет старость и смерть, как и к каждому из них. Все мы находимся в одной лодке. Конечно, все смертные находятся в одной лодке, однако сейчас я говорю о преданных Кришны, стремящихся во Вриндаван. Они находятся в особой лодке харинамы, и в такой атмосфере оставаться живым тоже неплохо. Жить просто и даже аскетично, вдыхать холодный воздух, оставаться непривязанным и повторять, повторять... Не знаю, как другим, но мне прогулки по этой дороге напоминают об всех тех, кто гуляет во Вриндаване, - тех, кто повторяет Святые Имена и стареет. Еще мне хотелось бы отметить, что отличительная особенность этих прогулок то, что я -один. Уединение - великое богатство. Оно так огромно, что я даже не знаю, как его потратить. Можно просто разбрасывать его повсюду, раздавать полям и холмам, благодарить и использовать эту возможность повторять джапу не прерываясь. Я не пренебрегаю отношениями между людьми, но, несомненно, люди - очень отвлекающие существа. Они такие большие и такие сложные, у них столько всяких потребностей. Я знаю, что тоже являюсь одним из них. Но когда они собираются вместе в количестве больше одного, то приходится уделять им столько внимания. Когда же ты один, у тебя есть возможность слушать свое нелучшее произнесение Харе Кришна мантры и надеяться, что в один прекрасный день сможешь проникнуть в нее гораздо глубже, чем сейчас.
***
Йугайитам нимешена Чакшуша правришайитам Шунйайитам джагат сарвам Говинда вирахена ме «О Говинда, В разлуке с Тобой каждое мгновение кажется мне двенадцатью годами и даже более. Из глаз моих ручьями льются слезы, и весь мир кажется мне пустым без Тебя». Ранее Господь Чайтанья назвал Кришну сыном Махараджи Нанды. Теперь Он называет Его Говиндой. Всё это неясные, личностные имена. Этот стих произнесен Шримати Радхарани. Мы не способны пребывать в этом настроении, но так или иначе, Господь Чайтанья описал его в Своих наставлениях. Мы должны следовать по стопам гопи. Господь Чайтанья сказал, нет лучшего пути поклонения, чем тот, который «изобретен» гопи, а Радхарани - главная из гопи. Однако здесь гораздо сильнее, чем где-либо еще звучит предостережение: «Не подражайте». Только сбитый с толку неофит может заявлять, что мгновение в разлуке с Кришной кажется ему двенадцатью годами. Гопи испытывают такие чувства каждый день. Они видят Его только утром и вечером, когда Он возвращается с коровами и мальчиками-пастушками. Пыль из под копыт коров наполняет воздух и покрывает тело Кришны, из-за чего Он кажется очень красивым, и гопи чувствуют сильный экстаз. Но дневное время, когда Кришна пасет коров, кажется им вечностью. В течение дня, когда гопи не видят Кришну, они созерцают Его образ с флейтой в уме. И поскольку Кришна не присутствует лично, они чувствуют разлуку с Ним. Прабхупада подчеркивает фразу «весь мир кажется пустым», и говорит, что таков критерий нашего сознания Кришны. Когда мы обретем сознание Кришны, мы не будем видеть мир полным объектов, приносящим наслаждение нашим чувствам, и не будем вовлекаться в политические перевороты. Нам будет казаться, что здесь вообще ничего не происходит. Он пуст. Мы просто хотим быть с Кришной. Эта пустота отличается от пустоты буддистов. Продвинутый преданный считает этот мир нулем, но совершенно другим нулем, чем ноль нирвишеша-шуньявади. Таковы некоторые моменты, о которых говорится в этом стихе, однако я не могу проникнуть в их суть. Я не воспринимаю мир как пустоту. Напротив, он переплетен с деятельностью моего ума и телесными привязанностями, которые побуждают меня быть сосредоточенным на теле, а не на Кришне. Я отношусь к этому стиху как к духовному бриллианту. Не может быть и речи о достижении мною такого состояния, однако это не мешает мне любоваться этим бриллиантом. «О Говинда, в разлуке с Тобой каждая минута тянется целую вечность. Поскольку я хочу быть с Тобой, а Тебя нет, слезы льются из моих глаз как потоки дождя. Весь мир кажется пустым без Тебя». Такова высочайшая ступень сознания Кришны, которой нас учили госвами Вриндавана. Речь идет о супружеской любви к Кришне. Поскольку Кришна очень хочет наслаждаться танцем раса, чистые преданные, находящиеся в таком же умонастроении, стараются удовлетворить Его желание. Только посмотрите, какова цена слишком сильной любви к Кришне! Она стоит вам сна, спокойствия ума, и вы не можете удержаться от слез. Преданные, находящиеся в ади-расе, не могут жить иначе. Здесь я должен остановиться, поскольку не имею квалификации говорить об этом. Мне вспомнился стих, произнесенный Аджами-лой после того, как он был спасен Вишнудутами. Он сказал примерно следующее: «Я - грешник, лишившийся своего брахманического положения и совершивший все виды отвратительных поступков. Кто я по сравнению с чистыми преданными Господа? Я подобен червю, я - ничтожество, кто я в сравнении с Господом и Его Святым Именем? » Этот вид искреннего экстаза также недостижим для меня. А пока нужно быть удовлетворенным тем, что можешь гулять и наслаждаться холодным, свежим воздухом. Я просто должен использовать свое тело для прогулок и повторения Харе Кришна. 13 августа Гулять, повторяя джапу, - это роскошь, дополнительное наслаждение. Возможность для этого есть у меня далеко не всегда. Как правило, я останавливаюсь в храмах, которые находятся в больших городах, где особенно не погуляешь. Большая часть моей работы над джапой проходит в помещении. Даже в Индии, где существуют вековые традиции повторения джапы, ачаръи обычно повторяли сидя в одном месте - в бхаджан-кутире или даже в пещере. Когда вы сидите перед тула-си или изображением Кришны, это помогает концентрироваться. Вы сводите к минимуму движения и сосредотачиваетесь на слушании. Даже последние две недели, когда я регулярно читаю джапу во время прогулок, большую часть кругов я прочитываю в помещении. Мне не следует недооценивать важность повторения джапы в одном месте, и я также не хочу, чтобы такое впечатление создалось у читателя. Тем не менее, нам выпала возможность испытать особое наслаждение во время чудесных прогулок, сопровождаемых чудесным повторением Святых Имен, во время которых мы могли обсуждать повторение джапы. Таким образом, эти прогулки - возможность совместить уединение, когда каждый повторяет джапу сам (даже если находится в храме, заполненном преданными), с потребностью в дружеском общении, которая также есть у каждого из нас. Мы гуляли вместе, повторяя каждый свои круги, а затем периодически останавливались и делились своими мыслями. Сегодня последний день моего пребывания здесь - завтра я уезжаю проповедовать в город.
Сегодня утром длинная череда покатых холмов доставляла наслаждение глазу, подобно тому, как звук мантры доставляет наслаждение уху. Было не менее приятно описывать это, используя дар речи, данный нам Господом Кришной. Я решил больше не возвращаться к жалобам по поводу низкого уровня моей джапы. Такие жалобы можно сравнить с тем, как жена постоянно пилит своего мужа, что, однако, не меняет его поведения. Лучше оставить мужа в покое и попытаться применить более позитивный подход, обращая внимание на все хорошее, что он делает, и вдохновлять его продолжать в том же духе. Я уверен, что не забуду, что моя джапа не в лучшей форме, и буду искать возможности улучшить ее. В особенности я жду знаков от Кришны в сердце: проблесков понимания, в каком направлении двигаться и прилива энтузиазма в любой форме, будь то желание увеличить количество кругов или же увеличить служение - как путь к улучшению джапы. Сначала я иду в одном направлении, и это занимает около получаса. Место разворота я запоминаю по особому телеграфному столбу и выброшенному обрывку бумаги на обочине. Я останавливаюсь, чтобы перевести дыхание перед возвращением. Это хороший момент для молитвы, если бы я только знал, как это делается. Иногда получается молиться даже без слов, не создавая никакого образа в уме, но для этого нужна безотчетная вера в то, что Кришна повсюду и что ты - Его преданный. Тогда даже если вы позволите себе отдаться своим чувствам, вы не станете майявади или сумасбродным карми. Йасйа деве пара бхактир, йатха деве татха гурау /тасйаите катхита хй артхах, пракашанте махатманах. Слава чистому горизонту и первым проблескам розового света! Нет, он еще не розовый, даже не желтый, но между землей и небом уже есть отчетливая граница. Прекрасное небо. Свет, а над ним - светло-голубое небо. Сегодня над горизонтом видны тяжелые, почти гранитные, сине-серые облака. Это картина, созданная Кришной, - неподвижная и в то же время постепенно меняющаяся. Что можно сказать еще? Слава Кришне, который, даже проявляясь в Своей «незначительной» материальной природе, непостижим, безграничен и прекрасен! Он более прекрасен, чем картины самых выдающихся художников. Мы молим о том, чтобы обрести хотя бы крохотную способность чувствовать Его присутствие в Его Святом Имени. Развернувшись, чтобы идти назад, я заметил, что все остальные направления гораздо темнее, чем эта одна точка на горизонте. Конечно, здесь нет ничего удивительного, поскольку солнце восходит на востоке, но я воспринял это как откровение Кришны, который раскрыл небо для меня в одном единственном месте, дав мне надежду. Теперь я должен повернуться в сторону, которая выглядит как тьма, но при этом помнить об особой милости Кришны. Другими словами, Он говорит мне, что произойдет, если я просто буду продолжать идти в этом направлении. ***
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы