Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Место человека в космосе (природе) по средневековому представлению
В средневековой западной философии античный космоцентризм сменился христианским теоцентризмом. Это был радикальный сдвиг в общественном сознании, который сопровождался существенной " переоценкой ценностей". Если прежде человек рассматривался как частица космоса, то теперь он оценивался и соразмерялся через основоположения религии с идеей личного абсолютного Бога, который сообщает знание о себе в откровении. Отсюда вполне понятный пересмотр традиционных воззрений на сущность и предназначение человека, переосмысление античной традиции. Средневековая философия была религиозной по самой сути. На раннем этапе своего развития она совпадала с христианским вероучением. Поэтому естественно, что средневековые мыслители говорили о человеческой личности как одном из центральных объектов Божественного Откровения и как вершине Божественного творения. В средние века богословие (или теология) становится «главной наукой» (учением, мировоззрением, идеологией), способной дать исчерпывающие ответы на все вопросы. Остальные области знания (философия, естественные науки) сохраняют смысл существования лишь как безропотные «служанки богословия». В эту эпоху происходит сознательное подчинение познания целям веры. Но в этом процессе рационализации знания постепенно зародилось стремление к самому познанию, к культивированию логики, что в конце средневековья привело к обособлению науки от веры, а философии – от богословия. " В основание всей христианской антропологии легла фраза из книги " Бытия": " Сотворим человека по образу и подобию Нашему" (Быт. 1, 26), заново осмысленная в посланиях апостола Павла. Именно теология образа и подобия, рассмотренная через призму догматов творения, грехопадения, воплощения, искупления и воскресения, стала краеугольным камнем христианской антропологии В социальном плане в Средние века человек провозглашается пассивным участником божественного порядка и является существом тварным и ничтожным по отношению к Богу. В отличие от античных богов, как бы родственных человеку, христианский бог стоит над природой и человеком, является их трансцендентным творцом и творческим началом. Не только его онтология и учение о боге как абсолютном бытии, но и учение о человеке многое берет от Платона. В отличие от Августина Фома Аквинский (схоластика) использует для обоснования христианского учения о человеке философию Аристотеля. Человек — это промежуточное существо между животными и ангелами. Он представляет единство души и тела, но именно душа является «двигателем» тела и определяет сущность человека. Для средневековых же философов между человеком и всей остальной Вселенной лежит непроходимая пропасть. Человек - пришелец из другого мира (который можно назвать " небесным царством", " духовным миром", " раем", " небом" ) и должен опять туда вернуться. Хотя он, согласно Библии, сам сделан из земли и воды, хотя он растет и питается, как растения, чувствует и двигается, как животное, - он сродни не только им, но и Богу. Именно в рамках христианской традиции сложились представления, ставшие затем штампами: человек - царь природы, венец творения и т.п. Человек в отличие от Б конечен и греховен. Признается исключительная роль Ч среди творений Б. Б сотворил Ч не вместе со всеми существами, а отдельно, для него был выделен специальный день творения. Философы подчеркивают особое положение Ч в мире. Ч - венец творения. Он является центром Вселенной и конечной целью творения. Он - существо, господствующее на Земле. Средневековая философия с самого начала развивалась в двух направления: патристика и схоластика. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы