Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Оркестровые группы и инструменты
На любом современном синтезаторе или звуковой карте основу составляют звуки традиционных оркестровых и этнических инструментов. Чем совершеннее электронные музыкальные инструменты (ЭМИ) или звуковая карта, тем звук имитируемого инструмента ближе к оригиналу. Знать основные особенности этих инструментов и групп необходимо каждому аранжировщику и композитору. Ниже (табл. 2.1—2.6) приводятся таблицы основных оркестровых групп и инструментов. Таблица 2.1. Струнные инструменты (смычковые):
Таблица 2.2. Струнные инструменты (щипковые):
Таблица 2.3. Деревянные духовые инструменты
Таблица 2.4. Медные духовые инструменты
Таблица 2.5. Ударные инструменты
Таблица 2.6. Клавишные инструменты
Список вышеперечисленных инструментов разных групп, конечно, далеко не полный. В представленных оркестровых группах в основном присутствуют наиболее популярные инструменты. Помимо них, в каждой группе могут присутствовать этнические инструменты, все зависит от задач, которые ставит аранжировщик. Группа ударных инструментов особенно многочисленна, их насчитывается более 2000! Типы фактуры Фактура оркестровой ткани может быть весьма разнообразна. Использование различных типов фактуры зависит от задач, решаемых аранжировщиком или композитором. Грубо можно выделить два типа фактуры: одноэлементная и сложная. Одноэлементная фактура состоит из одного типа музыкального изложения, например только мелодия или гармоническая фигурация. Такой тип фактуры в сочинении может появляться эпизодически, но есть множество примеров, когда все произведение представляет собой только мелодию, без какого-либо сопровождения. Сложная фактура — музыкальная мысль выражена одновременно более чем двумя типами-изложения. Например, мелодия и аккомпанемент, мелодия и контрапункт, мелодия и гармоническая фигурация и т. д. В нашем случае интерес представляет второй тип фактуры. Сложную фактуру можно разделить на несколько элементов:
Рассмотрим следующий пример (рис. 2.1). Рис. 2.1. Пример аккомпанемента: В этом четырехтактном примере видны практически все элементы фактуры. В первой строчке записана мелодия с подголоском. Второй (нижний) голос называется подголоском потому, что не несет самостоятельного мелодического материала. Мелодия может сопровождаться и вполне самостоятельными, равноправными подголосками. Следующие три строки представляют собой простейший вид аккомпанемента:
Конечно, данный пример достаточно прост, каждый его элемент может быть изложен в гораздо более сложной фактуре. К примеру, в аккомпанементе гармоническая фигурация может быть многоголосной и содержать в себе элементы ритмической фигурации. Педаль может быть изложена не просто протянутыми аккордами, а быть подголосочного строения или носить полифонический характер. Бас, в свою очередь, тоже может иметь сложную структуру — бас как гармоническая или ритмическая фигурация или одновременно и то и другое. Ниже приведены несколько технических правил, рекомендаций, которые помогут вам избежать некоторых явных ошибок при аранжировке музыкального материала.
Более подробно различные вопросы аранжировки будут рассмотрены в последующих главах книги. На данном моменте изучения аранжировки воспользуйтесь пьесами из приложения 2. Типы ЭМИ. Интерфейс MIDI Поскольку мы с вами будем заниматься компьютерной аранжировкой, ближайшим помощником в нашей нелегкой работе будет синтезатор (ЭМИ). Синтезаторы делятся на три основные группы.
Синтезаторы любых типов были бы не более чем новые музыкальные инструменты, если бы не были изобретены секвенсоры. Секвенсор — это цифровое устройство, которое запоминает последовательность действий исполнителя. Преимущество секвенсора перед магнитофоном в том, что в любой момент можно внести необходимые изменения в записанную аранжировку, не перезаписывая заново измененную партию. Как правило, все современные синтезаторы имеют в своем составе многотрековый секвенсор с более или менее развитыми возможностями редактирования. Первые секвенсоры могли работать только с конкретными моделями синтезаторов, что было крайне неудобно. В начале 80-х годов XX века ведущие производители ЭМИ договорились и приняли новый стандарт единого интерфейса, который позволил совмещать любые модели синтезаторов и секвенсоров. Этот интерфейс получил название MIDI (цифровой интерфейс музыкальных инструментов). Еще позже появился интерфейс General MIDI (обобщенный MIDI), или просто GM, в соответствии с которым каждый совместимый с GM инструмент должен отвечать некоторым минимальным требованиям:
Каждый MIDI-канал должен реагировать на следующие контроллеры: № 1 — Modulation, № 7 — Main Volume, № 10 — Pan, № 11 - Expression, № 64 - Sustain Pedal, Hold 1, № 121 - Reset All Controllers, № 123 - All Notes Off, но это только обязательные контроллеры для GM, ниже приведено более полное описание и назначение MIDI-контроллеров. Контроллеры Bank Select Многие устройства могут работать с большим количеством встроенных и дополнительных тембров (инструментов) и звуковых эффектов, которые для удобства объединены в банки. В каждый момент времени в одном канале может использоваться только один банк. Для переключения банков служат контроллеры:
Одни устройства требуют для переключения банков только один из этих контроллеров, другие требуют оба. Поведение некоторых устройств в этом отношении может изменяться в различных режимах работы. По умолчанию устанавливается нулевой банк. После смены банка обязательна посылка сообщения Program Change для выбора тембра (инструмента). Обработка устройством команды смены банка и инструмента может занять значительное время (десятки миллисекунд и более). Некоторые устройства при получении команд смены банков и инструментов гасят звучащие ноты в канале. Контроллер Modulation Задает глубину частотной модуляции в канале. Управление абсолютное. Значение " О" отключает модуляцию, значение " 127" устанавливает максимальную глубину. Стандартное значение — " О". Действует на последующие и уже звучащие ноты. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы