Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Метр. Ритм. Такт. Тактовый размер. Темп



Равномерное чередование сильных и слабых долей называется метр.

Сильная доля — это ударная доля или более громкая по отношению к слабой доле.

Существуют простые и сложные метры. Простые метры бывают двух видов: двухдольные и трехдольные. Двухдольный метр содержит одну сильную долю и одну слабую, трехдольный, размер — одну сильную и две слабые.

Сложные метры происходят от слияния простых, например если соединить двухдольный метр и трехдольный получится пятидольный и т. д. (рис. 1.10).

Рис. 1.10. Сложный пятидольный метр:

Расстояние от одной сильной доли до другой называется тактом и в нотном письме обозначается тактовой чертой, в дальнейшем границу такта (тактовую черту) мы будем обозначать значком " |". В случае со сложным метром вторая сильная доля считается относительно сильной.

Ритм образуется от деления сильных и слабых долей на равные или неравные части (рис. 1.11).

Рис. 1.11. Различные ритмические рисунки:

Тактовый размер обозначается двумя цифрами при ключе после знаков альтерации, одна над другой (рис. 1.12).

Рис. 1.12. Тактовый размер:

Верхняя цифра обозначает количество долей в такте, а нижняя — длительность каждой доли.

Синкопа — это смещение акцента (ударения) с сильной доли на слабую долю (рис. 1.13).

Рис. 1.13. Синкопа:

Темп — скорость движения в музыке. Он является в музыке одним из средств выразительности, зависит от содержания музыкального произведения и его эмоциональной направленности. Для определения темпа и его изменений применяются специальные термины (в основном, на итальянском языке) или цифровое обозначение метронома, т. е. сколько долей должно прозвучать в минуту (рис. 1.14).

Медленные темпы:

  • Largo — широко;
  • Lento — протяжно;
  • Adagio — медленно;
  • Grave — тяжело.

Рис. 1.14. Обозначение темпа:

Умеренные темпы:

  • Andante — спокойно, не спеша;
  • Andantino — подвижнее;
  • Moderate — умеренно;
  • Sostenuto — сдержанно;
  • Allegretto — оживленно;
  • Allegro moderate — умеренно скоро.

Быстрые темпы:

  • Allegro — скоро;
  • Vivo — живо;
  • Vivace — живее;
  • Presto — быстро;
  • Prestissimo — очень быстро.

Для уточнения оттенков движения при отклонении от основного темпа применяются дополнительные обозначения:

  • molto — очень;
  • assai — весьма;
  • con moto — с подвижностью;
  • commodo — удобно;
  • поп troppo — не слишком;
  • поп tanto — не столь;
  • sernpre — все время;
  • meno mosso — менее подвижно;
  • piu mosso — более-подвижно;
  • ritenuto — сдерживая;
  • ritardando — запаздывая;
  • allargando — расширяя;
  • rallertando — замедляя;
  • accelerando, stingendo — ускоряя;
  • animando — воодушевляясь;
  • stretto — сжимая;
  • a tempo — в темпе;
  • tempo primo — первоначальный темп.

 

Интервалы

Интервал — расстояние между двумя звуками, взятыми одновременно или последовательно. Звуки интервала, взятые последовательно, образуют мелодический интервал. Звуки интервала, взятые одновременно, образуют гармонический интервал. Нижний звук интервала называется основание, верхний -вершина. Интервал имеет качественную и количественную величину. Количественная величина интервала — это количество ступеней, составляющих интервал. Качественная величина интервала выражается количеством полутонов и тонов, составляющих интервал. Мелодические интервалы могут быть восходящими и нисходящими. Интервалы, образованные в пределах октавы, называются простыми, их всего восемь. Для названия интервалов применяются числительные на латинском языке, которые обозначают, какая по счету ступень будет вершиной интервала (рис. 1.15):

  • прима — 1, первая ступень (звучание двух звуков в унисон);
  • секунда — 2, вторая;
  • терция — 3, третья;
  • кварта — 4, четвертая;
  • квинта — 5, пятая;
  • секста — 6, шестая;
  • септима — 7, седьмая;
  • октава — 8, восьмая.

Рис. 1.15. Интервалы (количественная величина):

Качественная величина интервала обозначается словами: чистая, малая, большая, уменьшенная, увеличенная. Между основными ступенями звукоряда образуются следующие интервалы (табл. 1.1).

Таблица 1.1. Интервалы между ступенями звукоряда:

         
  Название Обозначение Количественная величина  
  Чистая прима 4.1 0 тонов  
  Малые секунды м.2 0, 5 тона  
  Большие секунды 6.2 1 тон  
  Малые терции М.З 1, 5 тона  
  Большие терции Б.З 2 тона  
  Чистая кварта 4.4 2, 5 тона  
  Увеличенная кварта ув.4 3 тона  
  Уменьшенная квинта ум. 5 Зтона  
  Чистые квинты 4.5 3.5 тона  
  Малые сексты м.6 4 тона  
  Большие сексты 6.6 4, 5 тона  
  Малые септимы м.7 5 тонов  
  Большие септимы 6.7 5, 5 тонов  
  Чистые октавы ч.8 6 тонов  
         

 

Рис. 1.16. Интервалы (качественная величина):

Все перечисленные интервалы (рис. 1.16) называются основными или диатоническими и образуются между ступенями натурального мажора и минора.

Каждый диатонический интервал может быть увеличен или уменьшен. Сделать это можно путем понижения или повышения одной из ступеней интервала на полутон. Такие интервалы называются хроматическими (рис. 1.17).

Рис. 1.17. Хроматические интервалы:

Перемещение звуков интервала, верхнего на октаву вниз или нижнего на октаву вверх, называется обращение интервалов. В результате обращения такого интервала возникает новый интервал. Чистые интервалы обращаются в чистые, малые — в большие, большие — в малые, увеличенные — в уменьшенные и наоборот. Если сложить такой интервал, то его обращение получится октава, т. е. количественная величина будет равна шести тонам.

Кроме простых интервалов, существуют составные интервалы. Расстояние между звуками в таких интервалах больше октавы (рис. 1.18):

  • нона — 9, секунда через октаву;
  • децима — 10, терция через октаву;
  • ундецима — 11, кварта через октаву;
  • доудецима — 12, квинта через октаву;
  • терцдецима — 13, секста через октаву;
  • квартдецима — 14, септима через октаву;
  • квинтдецима — 15, октава через октаву.

Рис. 1.18. Составные интервалы:

Все составные интервалы, так же как и простые, могут быть чистыми, большими, малыми, увеличенными и уменьшенными.

Все интервалы подразделяются на консонирующие и диссонирующие интервалы. Консонанс — это сливающееся звучание, диссонанс — резкое несливающееся звучание.

К консонирующим интервалам относятся:

  • чистая прима, чистая октава — весьма совершенный консонанс;
  • чистая кварта и квинта — совершенный консонанс;
  • терции и сексты -- несовершенный консонанс.

К диссонирующим интервалам относятся: секунды и септимы, а также увеличенная кварта и уменьшенная квинта (тритон).

Лад и тональность

Система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом. В музыке существует огромное количество ладов, но на сегодняшний день наибольшее распространение в профессиональной музыке получили мажорные и минорные лады.

Мажорным называется лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное или большое трезвучие. Мажорный лад состоит из семи звуков. Начальная, самая устойчивая ступень лада называется тоникой. Расположение звуков в порядке увеличения высоты называется гаммой. Звуки, образующие гамму, называются ступенями. Ступени обозначаются римскими цифрами. Ступени мажорной гаммы (лада) образуют последовательность секунд: 6.2, 6.2, м.2, 6.2, 6.2, 6.2, м.2. (рис. 1.19).

Кроме цифрового обозначения, каждая ступень лада имеет самостоятельное название:

  • I ступень — тоника (Т);
  • II ступень — нисходящий вводный звук;
  • III ступень — медианта;
  • IV ступень — субдоминанта (S);
  • V ступень — доминанта (D);
  • VI ступень — субмедианта;
  • VII ступень — восходящий вводный звук.

Рис. 1.19. Мажорная гамма:

Тоника, субдоминанта и доминанта (Т, S, D) называются главными ступенями лада. Первая, третья и пятая ступени лада являются устойчивыми и образуют тоническое трезвучие -- основу лада. Вторая, четвертая, шестая и седьмая ступени лада — неустойчивые. Неустойчивые ступени тяготеют к устойчивым ступеням (рис. 1.20).

Наиболее острые тяготения — полутоновые.

Рис. 1.20. Ладовые тяготения:

Высота, на которой расположен лад, называется тональность. Название тональности происходит от названия звука, принятого за тонику, и добавления слова, обозначающего лад. Например: До мажор, Фа минор и т. д.

Так как тональность может быть построена от любого звука, в различных тональностях могут присутствовать как повышенные, так и пониженные ступени. В музыкальной практике употребляются семь диезных и семь бемольных тональностей. Тональности, отличающиеся друг от друга одним ключевым знаком, называются родственными, потому что у них шесть общих звуков. Расстояние между ближайшими родственными тональностями — чистая квинта. Диезные тональности в порядке родства дают ряд тональностей, показанный на рис. 1.21.

Рис. 1.21. Диезные тональности в порядке родства:

Бемольные тональности в порядке родства образуются на квинту вниз и дают ряд, который показан на рис. 1.22.

Как вы уже заметили, в каждой следующей родственной тональности, как диезной, так и бемольной, добавляется очередной ключевой знак. Добавляются ключевые знаки в строго определенном порядке:

  • диезы: Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си;
  • бемоли: Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа.

Знаки при ключе расставляются именно в таком порядке (рис. 1.23).

Рис. 1.22. Бемольные тональности в порядке родства:

Довольно часто в музыке встречаются, кроме натурального мажора, гармонический и мелодический виды. Гармонический мажор отличается от натурального мажора тем, что у него понижена шестая ступень (рис. 1.24).

Немного реже встречается мелодический мажор, его отличие от натурального мажора заключается в том, что у него понижены шестая и седьмая ступени (рис. 1.25).

Рис. 1.23. Порядок расстановки ключевых знаков:

Рис. 1.24. Гармонический мажор:

Рис. 1.25. Мелодический мажор:

Минорным называется лад, устойчивые звуки которого образуют малое или минорное трезвучие. Строится минорное трезвучие следующим образом.

Первая и третья ступень образуют малую терцию, третья и пятая — большую терцию, между первой и пятой ступенью интервал — чистая квинта. Расстояние между последовательно взятыми звуками лада следующее: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон. Такой лад называется натуральный минор (рис. 1.26).

Рис. 1.26. Натуральный минор:

Кроме натурального минора, в музыке очень часто встречаются гармонический минор и чуть реже мелодический.

Гармонический минор отличается от натурального минора тем, что у него повышена седьмая ступень (рис. 1.27).

Мелодический минор отличается от натурального минора повышенными шестой и седьмой ступенями при движении вверх, а при движении вниз он звучит как натуральный (рис. 1.28).

Минорные тональности находятся в таком же родстве, как и мажорные (рис. 1.29, 1.30).

Рис. 1.27. Гармонический минор:

Рис. 1.28. Мелодический минор:

Рис. 1.29. Минорные диезные тональности по квинтам вверх:

Рис. 1.30. Минорные бемольные тональности по квинтам вниз:

Аккорды, трезвучия

Аккорд — сочетание трех звуков и более, расположенных по терциям. Аккорд, состоящий из трех звуков, называется трезвучие.

Аккорд строится всегда от нижнего звука вверх.

Трезвучия бывают четырех видов:

  • мажорное трезвучие, или большое, состоит из б.3 + м.З (рис. 1.31);
  • минорное трезвучие, или малое, состоит из м.З + б.З (рис. 1.32);
  • увеличенное трезвучие состоит из б.З + б.З (рис. 1.33);
  • уменьшенное трезвучие состоит из м.З + б.З (рис. 1.34).


Рис. 1.31. Мажорное трезвучие. Рис. 1.32. Минорное трезвучие. Рис. 1.33. Увеличенное трезвучие. Рис. 1.34. Уменьшенное трезвучие.

Если звуки трезвучия или любого другого аккорда расположены по терциям, такой вид аккорда называется основным. Нижний звук трезвучия в основном виде называется примой, средний терцией и верхний квинтой. Трезвучия, так же как интервалы, имеют обращения, которые получаются от переноса нижнего звука на октаву вверх. У любого трезвучия есть два обращения. Первое обращение называется секстаккордом, второе — квартсекстаккордом (рис. 1.35).

Рис. 1.35. Обращения трезвучий:

Трезвучия, построенные на I, IV и V ступенях мажора и минора, называются главными трезвучиями и имеют свои самостоятельные названия (рис. 1.36):

  • трезвучие I ступени — тоническое (Т);
  • трезвучие IV ступени — субдоминантовое (S);
  • трезвучие V ступени -- доминантовое (D).

В миноре трезвучия обозначаются маленькими буквами -- t, s, d.

Рис. 1.36. Главные трезвучия:

Трезвучия, построенные на всех остальных ступенях мажора и минора, называются побочными (рис. 1.37).

Рис. 1.37. Побочные трезвучия:

Приведенные примеры главных и побочных ступеней, как вы заметили, относятся к натуральному мажору и натуральному минору. В других видах мажора и минора появятся случайные знаки.

Буквенное обозначение трезвучий состоит из двух элементов, латинской буквы, обозначающей ступень, на которой строится трезвучие, и в случае с минором — маленькой латинской буквы m. Например: До мажор — С, Ре минор — Dm.

Аккорды, состоящие из четырех звуков, расположенных по терциям, называются септаккордами. Существует всего семь основных видов септаккордов (табл. 1.2), (рис. 1.38-1.44).

Таблица 1.2. Септаккорды:

       
  Название септаккорда Буквенно-цифровое обозначение от звука До  
  Большой мажорный С maj 7  
  Малый мажорный (доминантсептаккорд) С7  
  Большой минорный Ст7+, Ст7#  
  Малый минорный Ст7  
  Увеличенный Caug7, C7+5+, С7#5#  
  Полууменьшенный Ст7-5, Ст7Ь5,  
  Уменьшенный Cdim, CO  
       

 


Рис. 1.38. Большой мажерный септаккордер. Рис. 1.39. Малый мажорный септаккорд. Рис. 1.40. Большой минорный септаккорд.


Рис. 1.41. Малый минорный септаккорд. Рис. 1.42. Увеличенный септаккорд. Рис. 1.43. Полууменьшенный септаккорд. Рис. 1.44. Уменьшенный септаккорд.

Септаккорды, так же как и трезвучия, имеют обращения. Каждый септаккорд имеет три обращения (рис. 1.45):

  • квинтсекстаккорд — обозначается (5/б);
  • терцквартаккорд — обозначается (3/4);
  • секундаккорд — обозначается (2).

Рис. 1.45. Обращения септаккордов:

Аккорд, который состоит из пяти звуков, расположенных по терциям, называется нонаккордом. Наибольшее распространение получили нонаккорды двух видов (рис. 1.46):

3 большой доминантнонаккорд — обозначается (д); Я малый доминантнонаккорд — обозначается (ьд).

Рис. 1.46. Нонаккорды:

Но, в принципе, нонаккорды могут строиться от любого вида септаккорда путем добавления к нему терции.

Кроме вышеперечисленных аккордов, в музыкальной практике применяется и множество других. Например, аккорды, в которых вместо терции применена квинта (от основного тона). Такие аккорды обозначаются приставкой SUS4:

SUS4 (sus-аккорды) (рис. 1.47) или септаккорды — C7SUS4 (рис. 1.48).


Рис. 1.47. Аккорды с квинтой. Рис. 1.48. Септаккорды с квинтой.

Применяются также аккорды с добавленными ступенями (обозначение add) и аккорды с пропущенными ступенями (omni).

Например, Cadd9, C7omni5 (рис. 1.49).

Рис. 1.49. Аккорды с пропущенными ступенями:

Существуют так же альтерированные аккорды, т. е. аккорды с хроматически измененными ступенями. Это очень просто: достаточно повысить или понизить любую (кроме примы и терции) ступень аккорда, и вы получите новый, альтерированный аккорд. Повышение аккорда обозначается знаком " +" или " #". понижение — знаком " -" или " b". Например, C7-5 (С7b5) (рис- 1-50) или С9+5 (С9#5) (Рис. 1.51).


Рис. 1.50. Септаккорды с пониженными ступенями. Рис. 1.51. Септаккорды с повышенными ступенями.

Септаккорды могут усложняться и далее, по терциям, вплоть до квинты через октаву: С11 С13 (рис. 1.52).

Рис. 1.52. Усложненные аккорды:

Все эти аккорды тоже могут альтерироваться, к ним могут прибавляться или вычитаться любые ступени по тому же принципу, что и с септаккордами.

Перечень применяемых аккордов можно продолжать до бесконечности, но это тема отдельной книги. Уместно будет рассказать еще о некоторых способах образования аккордов. Аккорды могут быть построены не только по терциям, но и по квартам (квартаккорды), квинтам и другим интервалам. Например, квартаккорды (рис. 1.53).

Рис. 1.53. Квартаккорды:

Существует группа аккордов, называемых полиаккордами. Полиаккорд — это комбинация двух или более аккордов, чаще применяются сочетания двух аккордов, например сочетание С и А, С и Gm и т. д. (рис. 1.54).

Рис. 1.54. Полиаккорды:

В музыкальной практике часто применяются аккорды, относящиеся к " сонорному" типу. Сонорный аккорд — это аккорд, построенный " без правил", иначе говоря, это случайное сочетание любого количества звуков, преследующее создание определенного звукового эффекта (рис. 1.55).

Рис. 1.55. Аккорды сонорного типа:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.115 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь