Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Главные септаккорды, доминантсептаккорд D7



Доминантсептаккордом называется септаккорд, который построен на V ступени лада и принадлежит к наиболее употребительным диссонирующим аккордам.

Доминантсептаккорд употребляется как в полном, так и в неполном виде.

Неполный доминантсептаккорд — это септаккорд с пропущенной квинтой и удвоенной примой (рис. 1.66).

Рис. 1.66. Неполный доминантсептаккорд:

Перед D7 может быть любой аккорд (рис. 1.67). Разрешение D7. может применяться как в половинных, так и в полных каденциях:

  • S - D7. - Т;
  • S6 - D7. - Т;
  • К64 _ D7. - Т;
  • S- D7;
  • S - К64 _ D7 - Т;
  • Т - D7.

    Рис. 1.67. Разрешение доминантсептаккорда. D7 имеет три обращения (рис. 1.68):



    Рис. 1.68. Обращения доминантсептаккорда первое обращение квинтсекстаккорд — D56 (рис. 1.69):



    Рис. 1.69. Квинтсекстаккорд

  • второе обращение терцквартаккорд — D34 (рис. 1.70);

    Рис. 1.70. Терцквартаккорд

  • третье обращение секундаккорд — D2 (рис. 1.71).

    Рис. 1.71. Секундаккорд:

Обращения D7 применяются обычно полными и разрешаются в тонику на основе ладовых тяготений, т. е. неустойчивые звуки в устойчивые (рис. 1.72).

Рис. 1.72. Разрешение обращений доминантсептаккорда:

Как уже говорилось выше, направление движения гармонического развития определяется формулой Т - S — D — Т. Эта формула охватывает все важнейшие гармонические сочетания. Любая функция этой формулы может быть представлена не только главным трезвучием группы, но и любым побочным аккордом. Можно составить таблицу основных групп аккордов (табл. 1.3).

Таблица 1.3. Основные группы аккордов:

       
  Название группы Аккорды, входящие в группу  
  Тоническая (Т) Субдоминантовая (S) Доминантовая (D) Т, III, VI, их септаккорды и обращения S, II, VI, их септаккорды и обращения D, VII, III, их септаккорды и обращения  
       

 

В эти три группы также входят альтерированные аккорды. Наиболее часто, кроме основных аккордов группы, применяется в тонической группе трезвучие VI ступени, которое является временным замещением тоники и предполагает дальнейшее развитие музыкальной мысли. Серединный каданс, заканчивающийся VI ступенью, называется прерванным (рис. 1.73).

В субдоминантовой группе наиболее часто применяются II6, II7, усиливающие субдоминантовую функцию или заменяющие S-трезвучие в основном виде (рис. 1.74).

В доминантовой группе наибольшее распространение получил аккорд VII7, обладающий значительным напряжением (рис. 1.75).

Все вышеперечисленные септаккорды называются главными. Применение полной функциональной системы вносит большое разнообразие в состав гармонических оборотов и каденций, т. к. каждая функция может быть представлена любым аккордом своей группы.


Рис. 1.73. Тоническая группа аккордов. Рис. 1.74. Субдоминантовая группа аккордов. Рис. 1.75. Доминантовая группа аккордов

Например, автентические обороты: Т — D — Т; Т — D7 — Т.



















Проходящие звуки

Все вышеперечисленные аккорды могут быть альтерированными, т. е. в этих аккордах может быть изменена любая ступень на хроматический полутон вверх или вниз, за исключением примы и терции в тоническом трезвучии и примы в субдоминанте и доминанте. Альтерация в аккордах служит для усиления ладовых тяготений или придания особого колорита музыкальному эпизоду. Так, например, в джазовых композициях очень редко применяются простые трезвучия и септаккорды, часто в качестве ладового центра применяется большой мажорный септаккорд — maj7.

Проходящими называются звуки, появляющиеся на слабом времени в постепенном движении между двумя аккордовыми звуками в восходящем или нисходящем направлении. Проходящий звук соединяет данный аккорд с его перемещением или другим аккордом (рис. 1.76).

Рис. 1.76. Проходящие звуки:

Проходящие звуки могут появляться не только поочередно в разных голосах, но и одновременно в двух, трех или четырех. При этом нежелательно, чтобы движение осуществлялось параллельными квинтами или трезвучиями. Четверные проходящие звуки образуются от параллельного движения трех звуков в одном направлении и баса в противоположном (рис. 1.77).

Рис. 1.77. Параллельные проходящие звуки:

Проходящими звуками могут быть не только аккорды терцового строения, но и любого другого (рис. 1.78).

Рис. 1.78. Проходящие звуки нетерцового строения:

Вспомогательным называется звук, помещенный между основным аккордовым звуком и его повторением и находящийся выше или ниже основного на одну ступень. Так же как и проходящие, вспомогательные звуки могут быть двойными, тройными и четверными (рис. 1.79).

Рис. 1.79. Вспомогательные звуки:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь