Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лишь немногие из тех, кому предлагалась эта задача, смогли ее решить, да и то только после подсказки экспериментатора.



Воссоздающее (репродуктивное) воображение в младшем школьном возрасте развивается на всех школьных занятиях, путем формирования у детей, во-первых, умения определять и изображать подразумеваемые состояния объектов, прямо не указанные в их описании, но закономерно из них следующие, во-вторых, умения понимать условность некоторых объектов, их свойств и состояний.

Уже воссоздающее воображение перерабатывает образы действительности. Дети изменяют сюжетную линию рассказов, представляют события во времени, изображают ряд объектов в обобщенном, сжатом виде (этому во многом способствует формирование приемов смыслового запоминания). Нередко такие изменения и комбинации образов носят случайный и неоправданный характер с точки зрения цели учебного процесса, хотя и удовлетворяют потребности ребенка в фантазировании, в проявлении эмоционального отношения к вещам. В этих случаях дети отчетливо сознают чистую условность своих выдумок. По мере усвоения сведений об объектах и условиях их происхождения многие новые комбинации образов приобретают обоснования и логическую аргументацию. При этом формируется умение либо в развернутой словесной форме, либо в свернутых интуитивных соображениях строить обоснования такого типа: " Это обязательно произойдет, если сделать то-то и то-то". Стремление младших школьников указать условия происхождения и построения каких-либо предметов - важнейшая психологическая предпосылка развития у них творческого воображения.

Формированию этой предпосылки помогают занятия по труду, на которых дети осуществляют свои замыслы по изготовлению каких-либо предметов. Этому во многом способствуют и уроки рисования, требующие от детей создать замысел изображения, а затем искать наиболее выразительные средства - его воплощения. Как уже отмечалось, в образах воображения всегда есть черты различных образов, известных человеку. Но в новом образе они преображены, изменены, соединены в необычных сочетаниях. Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Выделяют несколько психологических механизмов или приемов создания образов воображения.

Комбинирование — сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Но комбинирование — это творческий синтез, а не простая сумма уже известных частей, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ.

Частный случай комбинирования — агглютинация (от лат. agglutinare — приклеивать). Это способ создания нового образа путем соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств — например, кентавр, дракон, сфинкс или ковер-самолет: способность птиц летать перенесли на другой предмет. Это сказочный образ — не учитываются условия, при которых ковер мог бы летать. Но само воображаемое перенесение способности птиц к полету на другие тела оправданно. Потом изучили условия полета и осуществили мечту — изобрели самолет. В технике это аэросани, танк-амфибия и т. д.

С помощью комбинирования свойства одного предмета переносятся на другой. Детали, которые сочетаются в новый образ, могут быть даны и в словах. Этим приемом воспользовался известный итальянский сказочник Дж. Родари, который придумал особый «бином фантазии». С помощью этого бинома можно научиться придумывать разные истории и сказки.

«Бином» — значит «состоящий из двух частей». Для бинома берутся два слова. Но это не должны быть любые слова. Это должны быть слова, соседство которых было бы необычным. Вот как об этом пишет Дж. Родари: «Надо, чтобы два слова разделяла известная дистанция, чтобы одно было достаточно чуждым другому, чтобы соседство их было необычным, — только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое целое...»5

Дж. Родари сравнивает сочетания «конь — пес» и «шкаф — пес». В первом, с его точки зрения, «воображение остается безразличным». Совсем другое дело — второе сочетание. «Это, — пишет Дж. Родари, — открытие, изобретение, стимул». Это и есть «бином фантазии»6.

Акцентирование — подчеркивание отдельных черт того или иного человека, существа, предмета. Этим приемом часто пользуются при рисовании карикатур и дружеских шаржей, преувеличивая, заостряя отдельные черты персонажей.

Акцентирование проявляется в нескольких специфических действиях:

а) утрирование — намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека, качеств предмета;

б) гиперболизация — преувеличение или миниатюризация — преуменьшение (мальчик с пальчик, великан, Дюймовочка, семиглавый Змей Горыныч).

Преувеличение и утрирование отдельных черт часто используются в сказках, художественных произведениях. Например, у любопытного Буратино длинный нос.

Эти приемы очень широко используются в самых разных видах деятельности человека. Например, в технике с помощью миниатюризации создали микросхемы, без которых невозможны были бы многие современные приборы.

Противопоставление — это наделение предмета, существа признаками, свойствами, противоположными известным. У изобретателей этот прием называется «сделай наоборот». Например, сделать неподвижное подвижным. Как в сказке «По щучьему велению» — печка начинает ездить. Можно сделать вредное полезным. При ангине, например, нельзя есть ничего холодного. Но иногда больным ангиной специально дают мороженое. Можно превратить постоянные признаки предмета во временные и наоборот.

Существует знаменитая задача, которую психологи предлагали многим людям. Придумал ее психолог К. Дункер. Человеку дают весы с двумя чашами (на одну чашу кладется предмет, а на другую — гирьки), набор разных мелких предметов, среди них коробок спичек и свеча. Предлагается установить свечу и остальные предметы на весах так, чтобы сначала чаши оказались в равном положении, а через некоторое время это равновесие само собой нарушилось.

В чем трудность этой задачи? Обычно на одну чашу весов сразу ставят предмет, который надо взвесить, и больше его не трогают, а все внимание сосредоточивается на другой чаше весов, куда кладут разные предметы — их называют разновесы — для того, чтобы чашки весов выровнялись. Эти разновесы добавляют, убирают, меняют. Так и действовали большинство из тех, кто участвовал в этих опытах. И мало кто догадался, что здесь требуется «действие наоборот» — совершить действие над предметом, который взвешивается. Проще говоря, зажечь свечу, которая будет сгорать, и ее вес уменьшится.

Прием «все наоборот» использован в пылесосе. Обычно пылесос всасывает воздух, а вместе с ним и пыль. Но в некоторых моделях предусмотрена операция, которая позволяет пылесосу, наоборот, выдувать воздух. Такие пылесосы используют для окраски стен и потолков.

Этот же прием часто используют в рекламе, наделяя привычные предметы противоположными для них свойствами. Слон, например, грузный, тяжеловесный, а в рекламе «Аэрофлота» он летает.

Проблемное обучение.

В силу специфики конструирование может быть основой создания благоприятных условий для проявления учащимися художественно-конструкторских способностей, развития сенсомоторных качеств, пространственных представлений, воображения, целенаправленности действий, их творческих способностей, что является основой для успешного решения в дальнейшем производственно-технических и научно-творческих задач.

Суть понятия конструирование – это главным образом деятельность ума, а не рук; это созидание, разработка, сотворение; это творческая, а не исполнительская деятельность [1, стр.5].

На уроках технологии мы подходим к организации конструирования как процесса включающего активное мышление школьника, направленное на решение интеллектуально-практических задач. Методисты утверждают, что учебное и «настоящее» конструирование имеют различия, но объединяются главным – в том и другом присутствует поисковая деятельность, которая в свою очередь развивает творческое способности ребенка [2].

Практические работы по конструированию имеют в своей структуре две части: инвариантную и изменяющуюся.

При этом инвариантная часть определяется этапами трудовой деятельности учащихся начальных классов: анализ объектов труда; выбор заготовки; планирование операций и контроль.

Изменяющаяся часть практических работ варьируется, дифференцируется в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, уровня усвоения ими знаний и овладения трудовыми умениями, при типовом характере обучения, направленном на овладение учащимися заданным в программе содержанием обучения.

В учебном процессе предложенных уроков, при организации конструирования, реализуются основные дидактические принципы НФТМ-ТРИЗ [3, с. 21], которые направлены, во-первых, на развитие творчества интеллектуального:

- принцип развития интеллектуальной активности личности,

- принцип непрерывности преемственности творческого развития,

- принцип формирования системного мышления,

- принцип поисковой деятельности,

во-вторых, на творческую реализацию образовательных стандартов:

- принцип педагогического сопряжения теории развития творческого мышления со стандартизованной программой,

в-третьих, на развитие творческой личности учащегося:

- принцип развития и воспитания личности через творчество,

- принцип творческой самореализации,

- принцип предметной интеграции с методологией творчества ТРИЗ,

в-четвертых, на развитие стиля поведения и способов взаимодействия учащихся, учителя и учащихся:

- принцип положительного эмоционального фона,

- принцип природосообразности принимаемых решений,

- принцип демократизации учебного процесса.

Инновационные педагогические технологии в многоуровневой системе НФТМш предусматривают реализацию указанных основных дидактических принципов через изменение структуры креативных уроков и их оригинальное наполнение [4].

В статье описан вариант урока предметно-практической деятельности как мощного средства познания и развития.

Организованное наблюдение, сопровождаемое словесным описанием и практической деятельностью, учит детей выделять пространственные признаки и отношения, подвергать их анализу, устанавливать между ними сходство и различие, обобщать и синтезировать их. Все это создает основу, на базе которой формируется пространственные представления учащихся, и аналитико-синтетических характеристик процессов воображения.

Структура урока.

Блок мотивации – 5 мин.

Резюме – 5 мин.

Блок мотивации.

В начале урока учитель предлагает ребятам загадки.


Блок содержательная часть.

На прошлом уроке мы с вами изготовили части конструкции – кольца для туловища, головки игрушек (рис. 1). Каких насекомых можно собрать из этих деталей?

Сегодня наша задача скрепить детали в единое целое, то есть создать образ насекомого – гусенички [6].

Рис. 1. Варианты элементов для конструирования объектов
Особенность предлагаемых образов изделий, в изобразительном варианте, в том, что детали конструкции не скреплены (рис. 2). Учащимся ставится проблема – найти способ соединения элементов конструкции туловища гусенички.



Разметка деталей каркаса.

Вырезание деталей каркаса.

Оформление изделия дополнительными деталями.

Первым пунктом плана работы стоит разметка деталей каркаса. Для разметки деталей учащиеся пользуются чертежом «рациональной разметки» (рис.4), на котором показано, как расположить заготовки деталей, чтобы экономно использовать материал и проводить рациональные действия разрезания.

Для облегчения чтения такого чертежа мы предлагаем заготовку детали выделять цветом, и на первых этапах обучения конструированию использовать вариант съемного (динамического) чертежа. Учащиеся должны научиться видеть заготовку детали на чертеже в окружении других изображений, размеченных на листе. Осознанное выполнение разметки деталей ускоряет темп работы и позволяет осуществлять самоконтроль в процессе вычерчивания деталей.

Перед практической работой по разметке каркаса учитель организует чтение чертежа «рациональной разметки» (Рис. 4).

В процессе беседы анализируется правила нанесения размеров. Учитель задает следующие вопросы:

- Почему размеры одинаковых деталей наносятся один раз?

- Почему разметку нужно вести от края листа?

- Какой по размеру прямоугольник цветной бумаги необходимо приготовить для работы?

Так как каждая игрушка представляется ребенком самостоятельно и у ребят собственные идеи конструкции, то помощь учителя заключается лишь в выработке навыков рациональной работы.


Выйди на дорожку,

Да головкой покачай

А теперь росой умойся,

Ссылки и источники

1. Конышева Н. М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда: Пособие для учителей и студентов педвузов. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. – 88с.

2. Миначева Р. М. Развитие пространственных представлений о формообразовании предметов у учащихся 7 класса на уроках черчения общеобразовательной школы: Дис…к.п. наук: 13.00.02. – М. 1999. – 185 с.: ил.

3. Зиновкина М. М., Гареев Р. Т., Горев П. М., Утемов В. В. Научное творчество: инновационные методы в системе многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ: учебное пособие. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. – 109 с.

4. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1. - ART 53572. – URL: http: //e-koncept.ru/2013/53572.htm

5. Бондарева Н. Д. Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе графической деятельности и конструирования (на примере уроков трудового обучения). Автореф. Дис. канд. пед. наук (13.00.02). – М., 2005. –18 с.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение в младшем школьном возрасте развивается на всех школьных занятиях, путем формирования у детей, во-первых, умения определять и изображать подразумеваемые состояния объектов, прямо не указанные в их описании, но закономерно из них следующие, во-вторых, умения понимать условность некоторых объектов, их свойств и состояний.

Уже воссоздающее воображение перерабатывает образы действительности. Дети изменяют сюжетную линию рассказов, представляют события во времени, изображают ряд объектов в обобщенном, сжатом виде (этому во многом способствует формирование приемов смыслового запоминания). Нередко такие изменения и комбинации образов носят случайный и неоправданный характер с точки зрения цели учебного процесса, хотя и удовлетворяют потребности ребенка в фантазировании, в проявлении эмоционального отношения к вещам. В этих случаях дети отчетливо сознают чистую условность своих выдумок. По мере усвоения сведений об объектах и условиях их происхождения многие новые комбинации образов приобретают обоснования и логическую аргументацию. При этом формируется умение либо в развернутой словесной форме, либо в свернутых интуитивных соображениях строить обоснования такого типа: " Это обязательно произойдет, если сделать то-то и то-то". Стремление младших школьников указать условия происхождения и построения каких-либо предметов - важнейшая психологическая предпосылка развития у них творческого воображения.

Формированию этой предпосылки помогают занятия по труду, на которых дети осуществляют свои замыслы по изготовлению каких-либо предметов. Этому во многом способствуют и уроки рисования, требующие от детей создать замысел изображения, а затем искать наиболее выразительные средства - его воплощения. Как уже отмечалось, в образах воображения всегда есть черты различных образов, известных человеку. Но в новом образе они преображены, изменены, соединены в необычных сочетаниях. Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Выделяют несколько психологических механизмов или приемов создания образов воображения.

Комбинирование — сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Но комбинирование — это творческий синтез, а не простая сумма уже известных частей, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ.

Частный случай комбинирования — агглютинация (от лат. agglutinare — приклеивать). Это способ создания нового образа путем соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств — например, кентавр, дракон, сфинкс или ковер-самолет: способность птиц летать перенесли на другой предмет. Это сказочный образ — не учитываются условия, при которых ковер мог бы летать. Но само воображаемое перенесение способности птиц к полету на другие тела оправданно. Потом изучили условия полета и осуществили мечту — изобрели самолет. В технике это аэросани, танк-амфибия и т. д.

С помощью комбинирования свойства одного предмета переносятся на другой. Детали, которые сочетаются в новый образ, могут быть даны и в словах. Этим приемом воспользовался известный итальянский сказочник Дж. Родари, который придумал особый «бином фантазии». С помощью этого бинома можно научиться придумывать разные истории и сказки.

«Бином» — значит «состоящий из двух частей». Для бинома берутся два слова. Но это не должны быть любые слова. Это должны быть слова, соседство которых было бы необычным. Вот как об этом пишет Дж. Родари: «Надо, чтобы два слова разделяла известная дистанция, чтобы одно было достаточно чуждым другому, чтобы соседство их было необычным, — только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое целое...»5

Дж. Родари сравнивает сочетания «конь — пес» и «шкаф — пес». В первом, с его точки зрения, «воображение остается безразличным». Совсем другое дело — второе сочетание. «Это, — пишет Дж. Родари, — открытие, изобретение, стимул». Это и есть «бином фантазии»6.

Акцентирование — подчеркивание отдельных черт того или иного человека, существа, предмета. Этим приемом часто пользуются при рисовании карикатур и дружеских шаржей, преувеличивая, заостряя отдельные черты персонажей.

Акцентирование проявляется в нескольких специфических действиях:

а) утрирование — намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека, качеств предмета;

б) гиперболизация — преувеличение или миниатюризация — преуменьшение (мальчик с пальчик, великан, Дюймовочка, семиглавый Змей Горыныч).

Преувеличение и утрирование отдельных черт часто используются в сказках, художественных произведениях. Например, у любопытного Буратино длинный нос.

Эти приемы очень широко используются в самых разных видах деятельности человека. Например, в технике с помощью миниатюризации создали микросхемы, без которых невозможны были бы многие современные приборы.

Противопоставление — это наделение предмета, существа признаками, свойствами, противоположными известным. У изобретателей этот прием называется «сделай наоборот». Например, сделать неподвижное подвижным. Как в сказке «По щучьему велению» — печка начинает ездить. Можно сделать вредное полезным. При ангине, например, нельзя есть ничего холодного. Но иногда больным ангиной специально дают мороженое. Можно превратить постоянные признаки предмета во временные и наоборот.

Существует знаменитая задача, которую психологи предлагали многим людям. Придумал ее психолог К. Дункер. Человеку дают весы с двумя чашами (на одну чашу кладется предмет, а на другую — гирьки), набор разных мелких предметов, среди них коробок спичек и свеча. Предлагается установить свечу и остальные предметы на весах так, чтобы сначала чаши оказались в равном положении, а через некоторое время это равновесие само собой нарушилось.

Лишь немногие из тех, кому предлагалась эта задача, смогли ее решить, да и то только после подсказки экспериментатора.

В чем трудность этой задачи? Обычно на одну чашу весов сразу ставят предмет, который надо взвесить, и больше его не трогают, а все внимание сосредоточивается на другой чаше весов, куда кладут разные предметы — их называют разновесы — для того, чтобы чашки весов выровнялись. Эти разновесы добавляют, убирают, меняют. Так и действовали большинство из тех, кто участвовал в этих опытах. И мало кто догадался, что здесь требуется «действие наоборот» — совершить действие над предметом, который взвешивается. Проще говоря, зажечь свечу, которая будет сгорать, и ее вес уменьшится.

Прием «все наоборот» использован в пылесосе. Обычно пылесос всасывает воздух, а вместе с ним и пыль. Но в некоторых моделях предусмотрена операция, которая позволяет пылесосу, наоборот, выдувать воздух. Такие пылесосы используют для окраски стен и потолков.

Этот же прием часто используют в рекламе, наделяя привычные предметы противоположными для них свойствами. Слон, например, грузный, тяжеловесный, а в рекламе «Аэрофлота» он летает.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь