Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах.



Этот механизм часто используется при создании литературных образов — на первый план выходят такие черты персонажа, которые характеризуют многих людей. Типизация — самый сложный путь создания образа творческого воображения, это обобщение и эмоциональная насыщенность образа. М. Горький писал, что талантливыми можно считать тех литераторов, которые хорошо владеют приемами наблюдения, сравнения, отбора наиболее характерных особенностей людей и включения «воображения» этих особенностей в одно лицо.

Знание этих приемов дало возможность управлять созданием образов. Оно позволило научить людей тренировать свое творческое воображение, придумывать новое.

В своей работе я активно использую методы и приёмы, развивающие воображение у учащихся:

Выполнение творческих проектов учащимися.

Проблемное обучение.

Здоровьесберегающие технологии.

4.Методы игрового проектирования. Игровое проектирование на занятиях по технологии относится к активным методам обучения. Оно также может быть связано с решением конструкторской задачи или разработкой технологического процесса. При реализации этого метода учитель сам формулирует задачу и исходные условия к ней. Он может ограничить круг поиска решений, дополнительно поставив перед учащимися вопросы. Для игрового проектирования, в отличие от метода проектов, обязательным является введение состязательной ситуации в учебный процесс. Учащихся разбивают на небольшие группы, каждая из которых разрабатывает и представляет свой вариант решения проблемы. Разработка может производиться и каждым учеником по отдельности. В зависимости от сложности поставленной учителем проблемы готовые варианты могут рассматриваться на этом же занятии или должны быть представлены учащимися для обсуждения на последующих занятиях. Отсроченные во времени задания активизируют мыслительную деятельность учащихся и во внеурочное время. В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал, то есть- активизируют и развивают свои способности к воображению. На основе анализа методической литературы можно сделать вывод о том, что педагоги рекомендуют в работе по развитию у детей младшего школьного возраста воображения использовать следующие виды нетрадиционных техник изображения: монотипия, кляксография, печать поролоном или смятым листом бумаги и задания по типу кляксографии, рисование цветными нитками, рисование ладошкой. Выбор этих техник не случаен:

- во-первых, они наиболее благоприятны для развития творческого воображения, так как их результат непредсказуем и индивидуален;

- во-вторых, они доступны в техническом отношении детям младшего школьного возраста;

- в–третьих, процесс выполнения изображения названными техниками увлекателен, интересен, связан с положительными эмоциональными переживаниями.

Общепризнанно, что ведущим в учении является психологический принцип единства сознания и деятельности.

Поскольку социальной потребностью общества является воспитание творческой личности, то именно в школьной практике необходимо развивать творческий потенциал в учебной деятельности.

В силу специфики конструирование может быть основой создания благоприятных условий для проявления учащимися художественно-конструкторских способностей, развития сенсомоторных качеств, пространственных представлений, воображения, целенаправленности действий, их творческих способностей, что является основой для успешного решения в дальнейшем производственно-технических и научно-творческих задач.

Суть понятия конструирование – это главным образом деятельность ума, а не рук; это созидание, разработка, сотворение; это творческая, а не исполнительская деятельность [1, стр.5].

На уроках технологии мы подходим к организации конструирования как процесса включающего активное мышление школьника, направленное на решение интеллектуально-практических задач. Методисты утверждают, что учебное и «настоящее» конструирование имеют различия, но объединяются главным – в том и другом присутствует поисковая деятельность, которая в свою очередь развивает творческое способности ребенка [2].

Практические работы по конструированию имеют в своей структуре две части: инвариантную и изменяющуюся.

При этом инвариантная часть определяется этапами трудовой деятельности учащихся начальных классов: анализ объектов труда; выбор заготовки; планирование операций и контроль.

Изменяющаяся часть практических работ варьируется, дифференцируется в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, уровня усвоения ими знаний и овладения трудовыми умениями, при типовом характере обучения, направленном на овладение учащимися заданным в программе содержанием обучения.

В учебном процессе предложенных уроков, при организации конструирования, реализуются основные дидактические принципы НФТМ-ТРИЗ [3, с. 21], которые направлены, во-первых, на развитие творчества интеллектуального:

- принцип развития интеллектуальной активности личности,

- принцип непрерывности преемственности творческого развития,

- принцип формирования системного мышления,

- принцип поисковой деятельности,

во-вторых, на творческую реализацию образовательных стандартов:

- принцип педагогического сопряжения теории развития творческого мышления со стандартизованной программой,

в-третьих, на развитие творческой личности учащегося:

- принцип развития и воспитания личности через творчество,

- принцип творческой самореализации,

- принцип предметной интеграции с методологией творчества ТРИЗ,

в-четвертых, на развитие стиля поведения и способов взаимодействия учащихся, учителя и учащихся:

- принцип положительного эмоционального фона,

- принцип природосообразности принимаемых решений,

- принцип демократизации учебного процесса.

Инновационные педагогические технологии в многоуровневой системе НФТМш предусматривают реализацию указанных основных дидактических принципов через изменение структуры креативных уроков и их оригинальное наполнение [4].

В статье описан вариант урока предметно-практической деятельности как мощного средства познания и развития.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь