Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА В СИЛУ



 

Комментарий к разделу 6

 

Закон о Конституционном Суде РФ был подписан Президентом РФ 21 июля 1994 г.; первое официальное опубликование имело место в " Российской газете" 23 июля 1994 г.; с этой даты Закон о Конституционном Суде РФ вступил в силу.

 

Перечень литературы (основные источники)

 

Анишина В.И. Судебный запрос в конституционном судопроизводстве. М., 2002.

Библиография по конституционному правосудию / Авт.-сост. М.А. Митюков. М., 2008.

Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: Защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М., 2005.

Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в свете конституционного правосудия. М., 2011.

Брежнев О.В. Федеральный судебный конституционный контроль в России. М., 2006.

Витрук Н.В. Конституционное правосудие: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2010.

Гаджиев Г.А., Гаджиев А.Г. Общие принципы судебного нормоконтроля. М., 2006.

Гаджиев Г.А., Пепеляев С.Г. Предприниматель - налогоплательщик - государство. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: Учеб. пособие. М., 1998.

Захаров В.В. Решения Конституционного Суда Российской Федерации как источник конституционного права. М., 2005.

Защита прав местного самоуправления органами конституционного правосудия России. / Под ред. Т.Г. Морщаковой. Т. 1. М., 2003.

Зорькин В.Д. Современный мир, право и Конституция. М., 2010.

Конституционное правосудие на рубеже веков: материалы международной конференции, посвященной 10-летию Конституционного Суда Российской Федерации (1 - 2 ноября 2001 г., г. Москва). М., 2002.

Конституционный судебный процесс: Учебник для вузов / Отв. ред. М.С. Саликов. М., 2003.

Конституция Российской Федерации в решениях Конституционного Суда России. М., 2005.

Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в Российской Федерации: Учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов. М., 1998.

Кряжкова О.Н. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации. Теоретические основы и практика реализации судами России. М., 2006.

Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. 2-е изд. М., 2008.

Лучин В.О., Доронина О.Н. Жалобы граждан в Конституционный Суд Российской Федерации. М., 1998.

Мазуров А.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону " О Конституционном Суде Российской Федерации". 2-е изд. М., 2009.

Митюков М.А. Предтеча конституционного правосудия: взгляды, проекты и институциональные предпосылки (30-е - начало 90-х гг. XX в.). М., 2006.

Нарутто С.В. Обращение граждан в Конституционный Суд Российской Федерации: научно-практическое пособие. М., 2011.

Несмеянова С.Э. Конституционный контроль в Российской Федерации: проблемы теории и практики. Екатеринбург, 2004.

Овсепян Ж.И. Правовая защита конституций. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах. Ростов н/Д, 1992.

Петров А.А. Решения Конституционного Суда Российской Федерации в механизме правового регулирования. Иркутск, 2007.

Тузмухамедов Б.Р. Международное право в конституционной юрисдикции: хрестоматия. М., 2006.

Федеральный конституционный закон " О Конституционном Суде Российской Федерации": Комментарий. М., 1996.

Хабриева Т.Я. Правовая охрана Конституции. Казань, 1995.

Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России. М., 1995.

Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд: Учебное пособие для вузов. М., 1996.

 

Приложения

 

Приложение 1

 

О резиденции Конституционного Суда Российской Федерации

 

Для размещения в Санкт-Петербурге Конституционного Суда РФ - одного из высших судов России и первого в новейшей истории города государственного учреждения с федеральным статусом - были отреставрированы и реконструированы три здания: Сенат на площади Декабристов (сегодня - Сенатская площадь), особняк графини Лаваль на Английской набережной и дом 3 по Галерной улице. Данный комплекс зданий, сыгравший значительную роль в российской истории и используемый в настоящее время для пребывания Конституционного Суда, заслуживает отдельного описания.

Правительствующий Сенат как орган государственной власти был образован в 1711 г. Петром I " для управления" страной в период его отсутствия в столице. Впоследствии полномочия Сената существенно расширились: в начале XIX в. он стал высшим органом управления Российской империей, а во второй половине XIX в. - одновременно и высшей судебной инстанцией.

Существующее сегодня трехэтажное здание Сената строилось в 1829 - 1835 гг. в центре Санкт-Петербурга одним ансамблем с Синодом - высшим государственным органом церковного управления - по проекту архитектора К.И. Росси в стиле позднего классицизма. Корпуса Сената и Синода соединены переброшенной через Галерную улицу триумфальной аркой, которую венчает монументальная скульптурная группа " Правосудие" и " Благочестие" и барельеф " Закон гражданский". Со стороны площади Сенат оформлен колоннадой и украшен скульптурами " Закон", " Правосудие", " Беспристрастие", " Истина". Со стороны набережной Невы аллегорический ряд продолжают " Мудрость", " Твердость", " Законоведение" и " Бдительность". С главного фасада в сенатский корпус ведут три подъезда, переходящие в парадную, церковную и гербовую лестницы. Ступени лестничных маршей и площадки выполнены из известняковых плит. Литые и кованые перила украшает сложный рисунок. Своды и потолки лестниц расписаны в технике гризайль.

Входная дубовая дверь тамбура парадной лестницы изнутри декорирована накладной резьбой с изображением короны, столпа закона и богатым растительным орнаментом. Железные печи, размещенные под маршами распашной лестницы, украшены лепными вазонами. Полукруглое окно с циркульной расстекловкой на площадке между первым и вторым этажами оформлено цветным витражом. Сюжеты росписи повторяют символы государственной и судебной власти. В центре ажурного светильника-паникадила под потолком третьего этажа бронзовая фигура " Правосудие" с весами и книгой законов. Этот же символ судебной власти, но уже с мечом, а также изображение совы как символа мудрости чередуются в перемычках люстры между острогами со свечниками.

Размещенные по периметру здания кабинеты сенаторов были украшены живописью с олицетворяющими правосудие фигурами. Парадные помещения с высокими потолками, зал общего собрания и церковь благоверного великого князя Александра Невского размещались на втором этаже Сената. Двусветный храм с куполом на парусах занимает выходящий на Неву скругленный угол Сената. В интерьере преобладают белый и золотой цвета: белым искусственным мрамором отделаны стены и коринфские колонны, несущие хоры.

В центральной части здания, рядом с кабинетом генерал-прокурора, главы Правительствующего Сената, окнами на площадь и памятником Петру I " Медный всадник" располагался зал общего собрания, сегодня - Сенатский зал. Его стены оформлены белым искусственным мрамором. Потолок выполнен в виде сводчатого перекрытия, прорезанного глубокими распалубками. В распалубках фасадной восточной стены устроены окна второго яруса, распалубки противоположной стены заполнены фальшивыми, зеркально застекленными окнами. Свод этого внушительного помещения расписан в технике гризайль. В люнетах торцевых стен изображен герб Российской империи, по бокам которого размещены аллегорические фигуры " Справедливость" и " Правосудие" с поясняющими их значение атрибутами: весы и меч (беспристрастность и правосудие), книга (мудрость), свиток (закон), сфера (абсолютная власть), кувшин (источник истины), ветви дуба и лавра (элементы государственной символики). Фигуры крылатых младенцев в распалубках потолка дополнены повторяющейся символикой - весы, меч, свиток и проч. Как следует из некоторых исторических источников, именно в этом зале рассматривались самые громкие политические дела дореволюционной России, и в частности дело Н.Г. Чернышевского, в честь которого в советское время и назывался этот зал.

Еще в начале XVIII в. при Сенате была образована Герольдмейстерская контора, впоследствии преобразованная в департамент Герольдии Сената, куда входило также Гербовое отделение. В конце XIX в. при Гербовом отделении открыли Гербовый музей. Его фонды составляли выполненные из цветных металлов государственные, губернские и городские гербы, родословные книги, печати, жезлы и одежда герольдов. Часть интерьеров Геральдического кабинета сохранилась и сегодня.

К началу XX в. департаменты Сената, архивы Министерства юстиции и Государственного Совета и ведомственные библиотеки, располагавшиеся в одном здании, стали страдать от вынужденной тесноты: хранилища документов и книг не были устроены разве что в зале общего собрания и сенатской церкви. Для расширения помещений Правительствующего Сената в 1912 г. в казну было выкуплено примыкающее к нему со стороны Невы здание, некогда принадлежавшее семейству Лаваль.

Дом Лаваль - один из самых известных особняков на Английской набережной. В начале XVIII в. здесь стояли каменные " палаты" первого петербургского губернатора князя А.Д. Меншикова. После его опалы дом перешел во владение вице-канцлера графа А.И. Остермана, приближенного императрицы Анны Иоанновны, и был перестроен. Дочь Петра I императрица Елизавета Петровна отправила А.И. Остермана в ссылку, а его дворец пожаловала генерал-полицмейстеру Санкт-Петербурга В.Ф. Салтыкову. В конце XVIII в. хозяевами особняка стали бароны Строгоновы, пригласившие для кардинальной реконструкции дома архитектора А.Н. Воронихина. Предполагается, что именно по его рисункам выполнены и фигуры задумчивых гранитных львов-" философов" у парадного подъезда на Английской набережной. В 1800 г. особняк приобрели молодожены Лаваль. Александра Григорьевна Лаваль, в девичестве Козицкая, происходила из семьи богатейших уральских горнозаводчиков и имела приличное состояние. Ее супруг - эмигрировавший из Франции во время Великой Французской революции сын виноторговца Жан-Шарль-Франсуа Лаваль удачно ссудил находящегося в изгнании Людовика XVIII средствами из жениного приданого и получил графский титул.

Супруги Лаваль стремились упрочить положение в высшем петербургском обществе, создав в своем доме один из центров светской столичной жизни. По их заказу модный архитектор Тома де Томон заново перестроил фасад здания и его парадные интерьеры. Особую роскошь приобрели оформленный дорическими колоннами и кованым ограждением вестибюль с камином и главная лестница. Ее широкий марш начинается с первого этажа, а следующие два марша идут по кругу вдоль цоколя верхней площадки. Второй этаж представляет собой ротонду на колоннаде, перекрытую световым фонарем с кессонами, лепными розеттами и звездами.

Общая планировка здания носит анфиладный характер, что свойственно петербургским классическим особнякам первой половины XIX в. Интерьеры, располагающиеся вдоль лицевого фасада и выходящие окнами на Неву, начинаются Большим банкетным залом. Его полуциркульный свод расписан в технике гризайль. Напротив окна - хоры с фигурным ограждением. Стены по периметру помещения оформлены лепным карнизом, под ним размещен живописный фриз, мифологический сюжет которого воспроизводит культ Диониса.

Анфиладную связь парадных интерьеров вслед за малой гостиной и мраморным залом продолжает музыкальный салон. Потолок и стены декорированы лепниной с мотивом рокайля. В центре округлой южной стены помещается мраморный камин с лепной рамой для зеркала. Этот изящный полукруглый в торцевой части зал в 1840-х гг. был декорирован известным архитектором Г.А. Боссе в голубых тонах в стиле неорококо. Завершают анфиладу два выставочных зала - для живописи и для скульптуры.

Много путешествовавшее за границей европейски образованное семейство Лаваль собрало коллекции, представлявшие большой художественный, исторический и культурный интерес. В собрании Лаваль были полотна Рубенса и Рембрандта, уникальные гравюры, античные скульптуры, египетские древности, стекло и бронза. Некоторые коллекции считались одними из богатейших в России.

Более пяти тысяч редких изданий составляла библиотека А.Г. Лаваль. Древние фолианты, географические карты, периодические издания, прибывшие из-за границы, подчас минуя контроль цензуры, размещались в специальном помещении. Сравнительно небольшой зал с полуциркульным окном, украшенным расстекловкой, и мраморным камином, декорированным барельефами на античные темы, перекрывает цилиндрический свод. Перекрытие оформлено росписью гризайль. В центре живописной композиции, заключенной в панно, изображены музы, фигуры которых скопированы с барельефа известного античного саркофага. По периметру декора - медальоны с портретами величайших европейских мыслителей. Здесь " отцы" древнегреческой истории Геродот и Фукидид, античные трагики Софокл и Еврипид, поэты Гесиод и Сапфо; мастера римской поэзии Вергилий и Гораций, историк Тацит и писатель Катон; итальянский поэт Данте; английский драматург Шекспир, философы Бэкон и Локк, физик и астроном Ньютон; шотландский просветитель Юм; немецкий драматург Шиллер; французские философы Дидро, Паскаль, Монтень, Декарт, Вольтер, драматурги Расин и Корнель.

Начатую библиотекой анфиладу продолжает в восточном крыле здания отличающийся особым великолепием зал для празднеств, отделку которого выполнили в начале XIX в. архитектор Т. Шарпантье и художники С.А. Бессонов и Б. Медичи. Северную стену зала украшают восемь колонн коринфского ордера, между ними - панно из белого мрамора. Противоположная стена прорезана высокими тройными окнами, обращенными во внутренний двор. Плафон выполнен в технике альфреско, украшен полихромной росписью и отличается большой перегруженностью деталями. В композицию включены два панно, изображающие Диониса и Ариадну с леопардами и обрамленные гирляндами цветов с амурами. На стыке потолка и падуг вписана рама из чередующихся венков, гирлянд и античных фигурных композиций. Это обрамление поддерживается рисованными кариатидами, размещенными по осям колонн. Особая пышность и помпезность зала дали ему еще одно название - Помпейский в соответствии с богатством, свойственным этому стилю живописи.

Балы и светские рауты дома Лаваль пользовались большим успехом у петербургской аристократии, нередкими гостями здесь были члены императорской фамилии. А литературные и музыкальные вечера посещали самые известные и модные поэты, писатели, музыканты Петербурга. В салоне Лаваль А.С. Пушкин впервые читал свою оду " Вольность" и главы из " Бориса Годунова", а Н.М. Карамзин - " Историю государства Российского".

В особняке на Английской набережной часто собирались и декабристы. Один из руководителей Северного общества князь С.П. Трубецкой был женат на дочери Лавалей - Екатерине. После разгрома декабрьского восстания при обыске в кабинете князя на первом этаже особняка Лаваль был найден набросок манифеста от имени Сената об уничтожении прежнего правления и проект конституции. С.П. Трубецкого сослали на каторжные работы, его жена первой из декабристок последовала за мужем в Сибирь.

Лишь через несколько лет после этих трагических событий в особняке Лаваль вновь возобновилась светская жизнь, однако самый яркий ее период был уже позади. Наследники Лавалей почти не изменили интерьеры дома на Английской набережной, а впоследствии продали его известному железнодорожному магнату С.С. Полякову, у которого его и выкупила правительственная казна для нужд Сената.

Вплоть до Октябрьской социалистической революции в бывшем доме Лаваль размещались Гражданский и Уголовный департаменты Сената, который был распущен в 1917 г. по Декрету о суде N 1. В бывших сенатских зданиях разместился Государственный исторический архив. Он объединил архивы Сената, Синода и других высших государственных учреждений Российской империи. Здесь хранили и изучали историю государства Российского вплоть до 2006 г., когда было принято решение о переезде в Санкт-Петербург и размещении в зданиях бывшего Правительствующего Сената Конституционного Суда РФ.

Отремонтировать старые особняки и сделать из них офис XXI в. со всеми необходимыми атрибутами: системой отопления, кондиционированием, противопожарной системой и проч. было непростым делом. Реконструкция комплекса зданий для Конституционного Суда РФ стала мероприятием государственного значения. Заказчиком работ выступило Управление делами Президента РФ. Проект реконструкции осуществляла архитектурная мастерская Сергея Бобылева. К работам в зданиях Конституционного Суда было привлечено в качестве субподрядчиков шестьдесят организаций и компаний, более двух с половиной тысяч человек. Многие процессы - проектирование, реконструкция и реставрация выполнялись параллельно.

Реконструкция началась с укрепления фундамента, замены перекрытий, ремонта подвалов. В полах и стенах уложено более 100 километров инженерных коммуникаций различного назначения: охранная и противопожарная сигнализация, компьютерные сети. Заменены все электрические и слаботочные сети, канализация и тепловодоснабжение. Установлено новое вентиляционное оборудование. Предусмотрено все, чтобы эти системы функционировали в автоматическом режиме.

Все здания были соединены между собой переходами. Вмонтированы современные лифты. Чердак всего комплекса использован под устройство технического этажа, на котором размещены инженерные системы.

Расчищая стены, специалисты обнаружили 56 слоев краски, накопившиеся за все годы существования исторических фасадов. Реставраторам предстояло также воссоздать утраченные композиции, чугунное художественное литье скульптур и горельефов, позолоту лестниц и парадных залов, световые фонари и орнаменты интерьеров, восстановить наборный паркет, росписи на стенах и потолках, полностью заменить поврежденные деревянные перекрытия. А затем, не подвергая кардинальным изменениям внутреннюю планировку исторических зданий, построенных в начале XIX в., приспособить их для современных государственных целей.

По счастливому стечению обстоятельств административный комплекс Сената оказался вполне пригоден для современных судейских нужд. По трем фасадным сторонам на всех трех этажах сохранился анфиладный характер расположения помещений. В них идеально вписались 19 судейских блоков (кабинет судьи, приемная, комната отдыха и помещение для помощника), а также медпункт, столовая и комбинат питания в цокольном этаже. Там, где возникала необходимость в перегородках, их маскировали расположенными ниже карниза мебельными гарнитурами. В Сенате и особняке Лаваль сохранилась часть старой мебели - кресла из ореха и карельской березы, и все, что можно было использовать, после реставрации вернулось на свои места. По сохранившимся образцам изготовили и недостающие элементы гарнитуров. Удалось даже практически полностью воссоздать интерьер 1835 г. в кабинете Председателя Конституционного Суда.

Первоначальный проект предусматривал размещение Главного зала заседаний в сенатской церкви, однако после дополнительных исследований выяснилось, что храм Великого князя Александра Невского можно воссоздать. И было принято решение о дополнительном строительстве отдельного корпуса во дворе Сената.

Для этого из внутреннего " каре" архитектурного ансамбля вывели малоценные хозяйственные сооружения: котельную, автосервис, пожарное депо и металлические пристройки к ним. Чтобы раскрыть фасады внутреннего двора, архитекторы предложили поднять новый корпус на опорах (под ним встала трансформаторная подстанция, а освободившееся пространство заняла стоянка для служебного транспорта). При проектировании были учтены все особенности классического стиля, в котором построен Сенат. На фасады нового здания зеркально спроецировали отделку внутренних фасадов Росси - его портики и карнизы.

На третьем этаже нового корпуса, задуманного в форме цилиндра и связанного с Сенатом переходами, разместили Главный зал судебных заседаний, совещательную комнату и мантийную. Этажом ниже - библиотека и архив.

Внутри петербургский зал заседаний Конституционного Суда отделан в том же стиле, что и старый московский на Ильинке: деревянные панели, общая стилистика классицизма, похожее цветовое решение. Лишь для его освещения вместо плафона использован световой фонарь над кровлей: атриум с квадратом северного неба. Чтобы решиться на это нововведение, проектировщики специально провели компьютерный анализ вида на Сенат с Дворцового моста и с набережной на Васильевском острове. Купол нового корпуса возвышается над одной из кровель всего лишь на 80 сантиметров. Это не меняет архитектурного силуэта всего комплекса зданий Сената и Синода.

Комплексной реставрации подверглась также скульптурная группа " Правосудие" и " Благочестие", украшающая арку Сената и Синода. Во время Великой Отечественной войны композиция серьезно пострадала от крупных и мелких осколков снарядов. В последующие годы неизвестные злоумышленники похитили часть атрибутов бронзовых статуй: щит, меч, весы, лавровую ветвь. Для восстановления аллегорических фигур понадобилось более полутонны металла. Специалисты расчистили поврежденные поверхности статуй, отреставрировали их и покрыли специальными защитно-декоративными составами. Особняк Лаваль идеально подошел для представительских функций, приема иностранных делегаций, переговоров и рабочих совещаний. В доме на Галерной разместился аппарат Конституционного Суда, правовые управления и отделы, ряд технических помещений.

Новое тысячелетие в Санкт-Петербурге началось с появления в старых стенах Сената, где размещались высшие судебные органы Российской империи, символа новой российской государственности - Конституционного Суда.

 

Приложение 2

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь