Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПРОЕКТ МОДЕРН КАК ОТРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНО – ПОЛИТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ ВО ФРАНЦИИ НА РУБЕЖЕ XIX – XX ВЕКОВ



 

Выпускная квалификационная работа

Направление подготовки: 46.04.01 «История»

Квалификация: «магистр»

 

                                

 

                                                      Научный руководитель

к.и.н., доц.: Е. А. Татаренкова

_______________

 

 

Оценка ГЭК______________

 

 

ОРЕЛ, 2018

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. С. ТУРГЕНЕВА»

Исторический факультет

Кафедра всеобщей истории и регионоведения

Направление подготовки 46.04.01 «История»

Направленность (профиль) Всеобщая история

УТВЕРЖДАЮ:

Зав. кафедрой

____________ (Гелла Т. Н.)

                                                                         (подпись)

«____»____________ 2018 г.

ЗАДАНИЕ

на выполнение выпускной квалификационной работы

студента Березовской Ольги Владимировны шифр

1. Тема ВКР: Проект модерн как отражение социально – политических изменений во Франции на рубеже XIX – XX веков

Утверждена приказом по университету от «___»_________ 2018 г. №__________

2. Срок сдачи студентом законченной работы «5» июня 2018 г.

3. Исходные данные работы: труды отечественных и европейских мыслителей, пресса (газеты и журналы), художественная и научно – популярная литература, картины художников.

4. Содержание ВКР (перечень подлежащих разработке вопросов): Социально – экономическое положение во Франции, внешнеполитические факторы историко – культурного разлома, модерн как проекция на искусство идей философии, тенденция революция в умах на примере ухода от религии к иррациональности, предтечи и зарождение нового художественного стиля во Франции, создание стилей не связанных с традицией.

5. Перечень графического материала: приложения, включающие в себя полотна художников и скульптуры.

6. Консультанты по ВКР (с указанием относящихся к ним разделов)

Раздел

Консультант

Подпись, дата

Задание выдал Задание принял
- - - -

Дата выдачи задания: «2» ноября 2017 г.

Руководитель ВКР                 _____________ Татаренкова Е. А.

Задание принял к исполнению _____________ Березовская О. В.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

Наименование этапов ВКР Срок выполнения этапов работы Примечание
Изучение историографии проблемы. Составление библиографии по теме ВКР Октябрь – ноябрь 2017 г.  
Сбор материалов, анализ источниковой базы Декабрь 2017 г.  
Составление плана работы, определение объекта и предмета исследования, цели и задач, хронологических рамок ВКР Январь 2018 г.  
Подготовка текста первой главы ВКР Февраль 2018 г.  
Подготовка текста второй главы ВКР Март 2018 г.  
Подготовка текста 3 главы ВКР Апрель 2018 г.  
Подготовка текста введения и заключения Май 2018 г.  

 

Студент               ______________ Березовская О. В.

 

Руководитель ВКР ______________ Татаренкова Е. А.


 

АННОТАЦИЯ магистерской диссертации

«Проект модерн как отражение социально – политических изменений во Франции на рубеже XIX – XX веков», выполненной Березовской О. В.

на кафедре всеобщей истории и регионоведения ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева» по специальности:

46.04.01. Всеобщая история

Исследование посвящено проблеме появления новых течений в искусстве и культуре Франции на рубеже XIX – XX веков в следствие изменений социально – политической ситуации в стране. Основное внимание уделено изучению социального, экономического и политического положения в стране рассматриваемого периода, изучению новых течений и концепций в философии, литературе. Важное место в работе занимает искусство Модерна.  

При написании работы использовались следующие методы исторического исследования: историко – типологический, метод комплексного анализа, историко – системный метод, что позволило определить изменения во Франции, которые способствовали появлению нового направления в искусстве – модерна, а также исследовать его специфику.

В первом пункте первой главы работы рассматриваются исторические условия, которые способствовали изменению мировоззрения французов в последней трети XIX века. Во втором пункте первой главы проводится анализ влияния на культуру Франции внешнеполитической ситуации, а именно, показан историко-культурный надлом в связи с поражением французов в Франко-прусской войне. Вторая глава данной работы уточняет роль в распространении модерна философских концепций на рубеже XIX - XX веков и раскрывает причины родства символизма в концепции модерна. В первом пункте третьей главы оценивается значение постимпрессионистов в формировании нового направления в живописи, определяется, что явилось первой стадией модерна. Во втором пункте третьей главы описываются и структурируются новые направления стиля модерн во Франции.

Научная новизна данного исследования состоит в том, что предпринята попытка дать системную, целостную картину развития французской культуры на рубеже XIX – XX веков.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что материалы работы можно в дальнейшем использовать для проведения исследований по проблемам истории Франции, культуры и искусства.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования материалов данного исследования в рамках исторических и культурологических дисциплин, при подготовке учебных пособий, а также лекций и семинаров по истории стран Запада, истории культуры и искусства стран Запада и тд.

Ключевые слова: культура Франции, Франция на рубеже XIX – XX веков, философия А. Бергсона, философия Ф. Ницше, философия жизни, церковь во Франции конца XIX века, французский реваншизм, Франко – прусская война, символизм, постимпрессионизм, модерн, авангард, фовизм, кубизм, экспрессионизм.

 


 



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. . 7

ГЛАВА I Политические и Ссоциально-политическиеые коллизии как детерминанта, определившиепроцесса процесс трансформации культуры Франции. 19

I. I Социально – экономическое положение в стране на рубеже XIX-XX  веков 19

I. II Внешнеполитические факторы историко-культурного разлома. 26

ГЛАВА II «ДУХОВНЫЙ» КЛИМАТ ФРАНЦИИ И, ОПРЕДЕЛИВШИЙ РОЖДЕНИЕ МОДЕРНА. . 43

II. I Модерн как философская проекция на искусство идей философии. 43

II. II Революционаризм и Тенденция революции в умах на примере ухода от религии к иррациональности. Зарождение Ссимволизма. 54

ГЛАВА III АР НУВО И ЭПОХА НОВЫХ ОБРЕТЕНИЙ. . 69

III. I Предтечи и зарождение нового художественного стиля во Франции. 69

III. II Создание нетрадиционных художественных стилейстилей, не связанных с традицией. 85

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 96

БИБЛИОГРАФИЯ. . 98

ПРИЛОЖЕНИЯ. . 107

 

 


 


ВВЕДЕНИЕ

Конец XIX – начало XX века был осознан как время подведения итогов и размышления о новых путях развития во всех сферах жизни французов. Это время связано с развёртыванием процессов, судьбоносных для всего человечества, событиями глобального масштаба, определяющими динамику развития современной цивилизации. Именно в этот период складываются необходимые причины и предпосылки для основ будущей культуры Европы, которую между последними десятилетиями XIX века и 1914 годом назовут модерном.

«Модерн», «Ар нуво», «Новый стиль», «Стиль Либерти» и т.д. – всё это обозначения одного и того же явления, которое возникло в конце XIX  векаXIX века и объединило художников с разными манерами и творческими устремлениями во Франции. «Новое движение возникло одновременно в нескольких точках и проявляется через нескольких людей, порою даже не подозревающих о существовании друг друга»[1].

 Наследие модерна сложно и многолико, оно содержит как художественные открытия, так и отпечатки неразрешенных противоречий. Модерн принадлежит не только сфере искусства, не вышел бы он за рамки малозаметного направления, не стал бы масштабным «современным стилем» без единственного соединения художественных, эстетических, технических течений, социальных и политических аспектов эпохи.

Последняя треть XIX века характерна глубоким кризисом, охватившим европейскую культуру, который являлся следствием многочисленных явлений и, выражающихся в них, настроений общества. Развитые умы того времени были разочарованы в прежних идеалах, они ощущали гибель и вымирание существующего общественно-политического строя, надвигающегося затмения и «гибели народов», что и отразилось на искусстве.

Французы первые ощутили то настроение, которое было принято называть «findesiecle» («конец века») как обозначение всеобщего кризиса, в котором оказалась страна[2]. Это было закономерно и обусловлено ведущей ролью Франции в политической, общественной и культурной жизни Европы.

Интеллектуальная элита Франции принялась снова пересматривать своё место и роль в мире. Классовая борьба, протекающая в ясных формах между буржуазией и пролетариатом, поражение во франко-прусской войне 1870-1871 годов, отсутствие целостнойотсутствие целостной и определённой «картины мира» дали корни новому искусству, культурным «нормам», которых не существовало до этого. Возникли новые черты и интересы, такие как: привлечение внимания человека к самому себе, переосмыслению своих возможностей, ориентиров, смыслов и целей. И, именно, данные черты дали почву для нового стиля -стиля - модерн.

Особо остро эти тенденции проявились в конце XIX — начале XX веков, когда окончательно утвердился отказ от реалистического изображения видимой действительности, революционно-разрушительный пафос к академическому искусству и традиционным ценностям искусств, переход к эстетическому новаторству не просто в искусстве, но и психологии человека. Появляется новый тип творца искусства «как личности, наделённой правом творить вымышленный «второй мир» по воображению»[3].

Возникает феномен «эксперимента» собственного творчества. Наблюдается стремление к стиранию границ между видами художественной деятельности и к новому синтезу искусств, что наглядно демонстрирует модерн, который во Франции.Франции.

Необходимо отметить и попытку создания «философии искусства», которую необходимо рассматривать в комплексе с манифестами, статьями, выступлениями и литературными произведениями.

На современном этапе, когда, как выразился современный русский писатель Михаил Иосифович Веллер: «Европа находится в стадии упадка цивилизации»[4] исследование истории трансформации культуры приобрело особую актуальность, так как ярким примером служит зарождение модерна.

Сегодня отношение к новому течению и «стилю жизни» не однозначно. Одни учёные считают, что модерн не решил задачи, которые мечтали поставить художественные направления более раннего периода, другие, при восстановлении общей картины истории культуры и искусства Франции в конце XIX – XX веков не принимают во внимание его вклад.

Объектом исследования, в рамках настоящей работы, является история культурной трансформации Европы.

Предметом исследования, стало возникновение и распространение проекта модерн под призмой взаимодействия комплекса культурно-исторических факторов в эволюции Франции на рубеже XIX —XX веков.

Историография проблемы. В отечественной и зарубежной литературе можно найти огромное количество исследовательского материала по проблеме зарождения модерна.  Необходимо отметить, что, несмотря на обширный исследовательский материал, проблема причин изменения французской культуры именно в широком культурологическом смысле остаётсясмысле остаётся открытой, так как большинство работ затрагивают отдельные аспекты трансформации искусства и носят, в основном, описательный характер.

Основополагающими трудами по истории Франции, которые были использованы в рассмотрении вопросов истории Франции, являются издания «История XIX века» под редакцией Лависса и Рамбо[5], «Новая история стран Европы и Америки. Начало 1870 – 1918 г.»[6] и «История Франции»[7]. Был привлечён пласт исследований по вопросам социально-исторической ситуации Франции как современников, так и учёных настоящего времени. История Франции издавна обращала на себя внимание всех мыслящих людей мира, в частности России. А идейные, интеллектуальные, культурные связи в конце XIX века необычайно расширились, в связи с этим интерес к этой стране среди русских современников ещё более усилился. Отечественные историки того времени, в большей мере, в исследовательских работах, уделяют внимание её политическому развитию. Среди наиболее крупных представителей «русской исторической школы», глубоко разрабатывающих темы по истории Франции, являются А. З. Манфред[8] и В. И. Антюхина - Москвиченко[9].

Большой интерес к истории Франции рассматриваемого периода проявляли и проявляют интерес западные исследователи: Д. Боган «Развитие современной Франции (1870 - 1939)»[10], Д. Лежен «Франция прекрасной эпохи, 1896 – 1914»[11] и другие.

Особую ценность для нас имеют исследования культурно-исторического характера, которые обобщают и анализируют конкретный материал по истории культуры. Примером таких работ является труд Л. Е. Кертмана «История культуры стран Европы и Америки 1870 — 1917»[12]. В данной работе осуществляется попытка синтезировать различные явления культуры с помощью материалов искусства Франции.

Чрезвычайно много исследований, которые посвящены отдельным направлениям философских концепций, символизму, постимпрессионизму и модерну. В. И. Раздольская «Искусство Франции второй половины XIX века»[13], П. А. Сапронов «Курс лекций по теории и истории культуры»[14], А.В. Луначарский «Статьи об искусстве»[15] и др.

Специализированные исследования, посвящённые проблемам изменения искусства Франции в результате поражения во франко-прусской войне крайне мало. Яркой представляется диссертационная работа Бодрова А.В. «Первые годы после Седана: Германский фактор французской политики, общественного сознания и культуры в 1870-е годы»[16], в которой рассматриваются воззрения французских учёных, писателей, художников и поэтов того времени, как творцов общественного мнения и индикаторовдля понимания, существовавших культурно-исторических стереотипов во Франции. Что особенно важно для нас, здесь сделана попытка определить степень французского реваншизма и героизации поражения, выраженных во французском искусстве и литературе.

Тему соперничества Франции и Германии продолжают статьи М. Вашона «Художественная война с Германией» и А. де ла Сизеранна «Искусство во время войны», которые описывают ситуацию в искусстве в 1914 – 1918 гг. Важный вклад в изучение данной проблемы внёс В. П. Подольников, который в статье «Патриотизм Французского общества в начале Франко – прусской войны 1870 – 1871 годов (по произведениям французских писателей)» рассмотрел феномен патриотизма французского общества на начальном этапе военных действий, который был ярко отражён в произведениях французских писателей – современников.

По причине Из-за отсутствия иных исследований, посвящённых изменению французского искусства в результате поражения во франко-прусской войне, был использован ряд материалов и авторитетных оценок отечественных авторов, работы которых появились в связи с франко-российским сближением в области культуры. Одним из первых к данной проблематике обратился исследователь А. З. Манфред. В 1961 году была опубликована его книга «Очерки истории Франции XVIII — XX веков»[17], в которой историк рассматривал причины, которые способствовали сближению двух стран, в частности, поражение при Седане.

Кроме того, в 60-е годы был издан ряд научных статей, касающихся восприятия творчества отдельных русских писателей во Франции и французских в России. Особый интерес для нас представляют статьи М. Г. Ладария «И.С. Тургенев и классики французской литературы»[18] и Э. И. Мазовецкой «Из истории переводов Э.Золя в России»[19].

А в современной историографической науке статья В. А. Лукова «Русская литература: генезис диалога с европейской культурой»[20] также весьма полезна для данной работы. ЧЕМ ПОЛЕЗНА?

Тема обращения к примитивному искусству и полный анализ в работе французского учёного Ж. Лода «Французская живопись 1905 – 1914 годов и негритянское искусство» (1968) охватывают сложнейшую проблематику освоения модерном наследия неевропейских культур, показанную через призму «примитивистов» - Гогена, Матисса и Пикассо.

В 1970 – 1980 годы в советском искусстве начал проявляться интерес к модерну, в ходе знакомства с трудами западноевропейских учёных, советские искусствоведы решилиискусствоведы решили заняться также этим стилем. Появились работы таких учёных как Л. И. Танаева, В. Н. Прокофьева, Г. С. Островскийого и др. Их общий труд «Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени» (1983) даёт теоретическую основу изучения искусства п римитивизма а.

При изучении нового нетрадиционного искусства Франции — модерна особый интерес представляли отдельные работы о жизни и творчестве личностей, крупных фигур модерна, о разнообразных его течениях.

К первым значимым работам становления и развития авангарда необходимо отнести искусствоведческие и философско-эстетические труды западных и отечественных исследователей. Это работы Н.работы Н. В. Геташвили, С. Батраковой, В. Турчина, А. Перрюшо, Д. Ревалда, А. Якимовича и др.

Публикация М. А. Бессоновой рассматривает проблемы взаимодействия художников модерна с «мастерами - примитивистами», где последние явились предтечами нового искусства. Исследование С. Батраковой «Художник XX века и язык живописи. От Сезанна к Пикассо»[21] позволило нам наиболее полно осветить состояние французской живописи постимпрессионизма и течений модерна. Автор анализирует различныеанализирует различные вопросы авангардного творчества, рассматривая жизнь и творчество наиболее значительных мастеров рассматриваемого периода: Сезанн, Пикассо, Брак и др. Батракова считает, что художники познавали мир и воплощали его на своих полотнах в игровой, театрализованной форме, что доказывает уже «неклассические» творческие методы мастеров модерна.

Монография Джона Ревалда «Постимпрессионизм. От Сезанна к Пикассо»[22] даёт ценные сведения о постимпрессионистах, которых многие исследователи считают предтечами кубистов. В работе рассматривается короткий период, примерно, семь лет, но он очень богат событиями в художественной жизни Франции.

Докторская диссертация А. К. Якимовича «Рождение авангарда»[23] (1998) основательно и полно даёт сведения исследований искусствоведческой направленности авангарда. Так же он использует понятие, которое ранее не применялось в науке об искусстве — «удвоение парадигм» т.е. различных методов пересечений, сближений, которые направлены друг против друга.

Огромный вклад в исследование модерна внёс В. С. Турчин своими многочисленными работами, которые начали публиковаться с конца 60-х годов. Особый интерес для нас представляет публикация «По лабиринтам авангарда»[24](1993), в которой рассматриваются в целом различные течения авангарда от истоков до конца XX века. В работе содержится целостный образ искусства Франции, выделен ряд центральных проблем, даётся анализ направлений модерна рассматриваемого периода: фовизм, кубизм, экспрессионизмкубизм, экспрессионизм и др., описывается жизнь и творчество художников. Одним из наиболее полных исследований стиля модерн необходимо считать и труд Д. В. Сарабьянова «Стиль модерн»[25](1989 г.), в котором читатель узнаёт о предыстории модерна, его развитии, школах, которые реализовывали модерн и его традиции. Монографии Е. Б. Муриной «Проблемы синтеза пространственных искусств»(1982)[26]и Т. И. Володиной «Модерн – проблемы синтеза»(1994)[27] представляются не менее интересные в изучении проблемы синтеза искусств.

Ценные сведения о жизни и творчестве представителей постимпрессионизма содержатся в трудах Перрюшо «Жизнь Гогена»[28] и «Жизнь Ван Гога»[29], в которых перед читателем раскрываются все стороны творчества художников.

Историографический анализ показал, что, несмотря на успехи в разработке отдельных аспектов темы, рассмотрение модерна как отражение социально – политических изменений во Франции в конце XIX – начале XX веков не стала предметом специального исторического исследования. В связи с тем, что обобщающие работы по изучаемой проблеме практически отсутствуют, изучение истории культуры Франции заслуживает более подробного изучения, попытка которого предпринята в данной работе.

Целью исследования нашей работы является выявление типологических особенностей и обстоятельств, которые обусловили появление нового искусства - модерн, а также, детальное исследование предпосылок зарождения модерна и воссоздание целостной картины развития данного направления во Франции на рубеже XIX — XX веков.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. рассмотреть и охарактеризовать исторические условия, которые способствовали изменению мировоззрения французов в последней трети XIX века;

2. проанализировать влияние на культуру Франции внешнеполитическую ситуацию, а именно, поражение во франко-прусской войне и показать историко-культурный надлом в связи с данным явлением;

3. уточнить роль в распространении модерна философских концепций на рубеже XIX - XX веков и раскрыть причины их участия в формировании миропонимания;

4. показать степень влияния на новый проект  и уровень внедренностиучастие и родство символизма в концепциюи модерна;

5. оценить значение постимпрессионистов в формировании нового направления в живописи, определить, что явилось первой стадией модерна;

6. выявить и структурировать новые направления стиля модерн во Франции;

Хронологические рамки. В работе предполагается рассмотреть период с последней трети XIX по начало XX века, так как сознание современников было трансформировано потрясением — Первой мировой войной, которая ознаменовала переход в качественно новую эпоху. ОБОСНОВАНИЕ ПЕРВОЙ ХРОНОЛОГИЧЕСКОЙ РАМКИ вначале

В результате индустриализации во Франции начались культурные изменения, которые были условиями и факторами, предопределившими характер изучаемой темы. Так же, следует отметить, что, изучая культуру, мы не можем начинать её с точной даты, так как её изменения подготавливались ещё с середины XIX века.

Источниковая база. Исходя из специфики истории культуры, которая основана на духовной жизни общества, необходимо рассмотреть культурно-исторические источники, которые помогают раскрыть суть того или иного вопроса. Культурные особенности развития необходимо рассматривать, основываясь на материалах, изначально субъективных — литературных произведениях, памятниках искусства, философских концепциях, письмах и т.д. В связи с этим, задача усложняется для нас ровно настолькотем, насколькчто историк выявитдолжен найти объективное в субъективном, сопоставить эмоциональный заряди современников и эпохи с рациональной картиной того периода, поэтому, источником могут быть, буквально, все явления культуры данного периода.

Таким образом, работа написана на основе разнообразных по характеру и содержанию источников, которые можно разделить на несколько групп:

1. Мемуарно-эпистолярная литература, материалы литературной и художественной критики. Так как здесь даётся широкий пласт информации по культурной жизни Франции и философское обоснование проблем своего времени (сочинения таких деятелей интеллектуальной элиты Франции, как А. Франс[30], Ш. Бодлер; письма Ван Гога[31], К. Моне[32], Г. Флобера[33], П. Гогена[34], Э. Дега[35], Э. Золя[36] и др.). Так же необходимо учитывать мнения не только французских деятелей, чтобы определить степень субъективизма. Мы обращаемся к сочинениям К. Маркса[37] и Ф. Энгельса[38], М.Е. Салтыкова-Щедрина[39], А.И.Герцена[40]. Кроме того, особенно ценно для историка то, что специфика публицистики и критики является актуальной, и понимание и анализ артефактов культуры происходил в то время, когда они создавались. В качестве художественных критиков выступали блестящие писатели — Э. Золя[41], Ш. Бодлер[42], С. Маелларме и многие другие.

Большой вклад в осмысление модерна внесла литература эстетического характера, статьи писателей и художников, например, А. Бенуа и М. Волошина.

2. Манифесты направлений и программы течений, которые представлены примитивизмом, натурализмом, символизмом, философскими трудами А. Шопенгауэра[43], Ф. Ницше[44], О. Шпенглер[45] и В.С. Соловьёва[46].

3. Комплекс идей, вызванный многочисленными попытками осмыслить и разъяснить изменения, происходящие во французском государстве -государстве - научно-философские концепции и эссе, которые в XIX веке получили широкое развитие. Они интересны не только как идеи, но и как авторские позиции, где даётся оценка современности — вступления, отступления, комментарии (А. Бергсон[47]).

4. Литературные произведения, которые представлены, в первую очередь, романами французских писателей XIX - начала XX веков. (Ги де Мопассан[48], П. Лоти[49], Г. Апполинер, Э. Золя[50], В. Вальмон[51] и др.). В данную группу источников можно отнести поэзию Ж.-Б. Клемана, Э. Потье[52], Ф. Коппэ, Ш. Пеги[53] и французских символистов, которые отразили моральные ценности и настроения той эпохи.

5. Произведения искусства, примером которых служит живопись Франции. Особую значимость имеют полотна постимпрессионистов и их последователей – примитивистов, группы «Наби», художников Модерна и дрдр.), которые изображали на своих полотнах дух, царивший в Париже в конце XIX - начале XX веков.

Таким образом, обилие фактического материала позволяет решить поставленную задачу изадачу и дать панорамную картину ситуации, в которой формировался новый стиль.

Методология работы. При написании работы использовались следующие методы исторического исследования: историко -– типологический, метод комплексного анализа, историко –- системный метод, что позволило определить изменения во Франции, которые способствовали появлению нового направления в искусстве – модерна, а также исследовать его специфику.

Научная новизна данного исследования состоит в том, что впервые предпринята попытка дать системную, целостную панорамкартину развития французской культуры на рубеже XIX – XX веков.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что материалы работы можно в дальнейшем использовать для проведения исследований по проблемам истории Франции, культуры и искусства, а также при подготовке авторских лекционных курсов..

Практическая значимость работы состоит в возможности использования материалов данного исследования в рамках исторических и культурологических дисциплин, при подготовке учебных пособий, а также лекций и семинаров по истории стран Запада, истории культуры и искусства стран Запада и тд.

Апробация работы прошла в рамках участия в конференциях «Неделя науки – 2016, 2017» на историческом факультете «Орловского государственного университета им. И. С. Тургенева».

Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав (шести параграфов), заключения, библиографии и приложений.



Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь