Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Нравственные качества имама



Некий сириец, проживая в Медине, часто посещал дом имама и говорил его светлости: «Во всём мире, я не испытываю к кому-либо столько злобы, сколько к тебе. Ни с кем я не враждую настолько, насколько с тобой и твоим семейством. Я убеждён в том, что повиновение Аллаху, Его Посланнику и Повелителю правоверных заключается во вражде с тобой. Если я прихожу к тебе домой, то лишь потому, что ты красноречив, прекрасно разбираешься в литературе и приятен в речи! »

Несмотря на это имам проявлял по отношению к нему сдержанность и разговаривал с ним снисходительно. Прошло немного времени, как сириец заболел и подумал, что его смертный час близок. Отчаяние охватило его, и он завещал, чтобы после его смерти молитву, совершаемую по усопшему, прочёл Абу Джа’фар. Настала полночь. Его родственники подумали, что он скончался. На рассвете его уполномоченный пришёл в мечеть и увидел имама Бакира, который, прочитав утренний намаз, совершал та’киб[371]. Имам каждый раз после намаза делал это. Подойдя к нему, тот человек сказал: «Сириец скончался и пожелал, чтобы вы совершили по нему молитву». Имам ответил: «Он не умер. Не спешите до моего прихода». Затем его светлость поднялся с места, обновил омовение, совершил два раката намаза, возвёл руки к небу и обратился к Богу с мольбой. После чего совершил земной поклон и оставался в таком положении до восхода солнца. Затем имам пошёл в дом сирийца, сев у его изголовья, окликнул его. Сириец отозвался. Имам помог ему сесть и опереться спиной о стену, попросил напиток, напоил его и велел его родственникам давать ему холодную пищу, а сам ушел. Прошло немного времени, как сириец выздоровел. Придя к имаму, он сказал: «Свидетельствую, что ты знамение Господа для всего человечества»[372].

Мухаммад ибн Мункадир, один из суфиев того времени, рассказывает: «В знойный день я вышел из Медины и по дороге встретил Абу Джа’фара ибн Али ибн Хусейна в сопровождении двух друзей. Он возвращался с осмотра своего поля. Изумлённый, я сказал про себя: «Мужчина из курейшитской знати в такое время вышел ради мирского! Я должен наставить его на верный путь! » Подойдя поближе, я поздоровался с ним. Имам, с головы и лица, которого градом лил пот, быстро ответил на моё приветствие.

- Да сохранит Бог твоё здоровье! – сказал я имаму. - Разве такой человек как вы должен выходить в такое время и в таком состоянии, чтобы добыть мирские блага! А если смерть застанет вас в таком состоянии, что вы будете делать?

- Клянусь Богом! Если смерть застанет меня, то я явлюсь в состоянии повиновения Господу, ибо, трудясь, я не буду нуждаться в тебе и других. Я боюсь смерти, в то время, когда увлечён совершением греха, - последовал ответ имама.

- Да ниспошлёт Господь тебе Свои милости! Я полагал, что наставлю тебя, однако ты наставил и осведомил меня! – произнес я[373].

Имам и Омейяды

Нет разницы в руководстве имама, будь он в стороне от правления или на общественной арене, ибо его руководство, подобно пророческой миссии является божественным назначением, и не дано право людям по своему желанию избирать имама. Те, которые незаслуженно восседали на месте имамов, постоянно завидовали их высокому положению и любыми средствами посягали на халифат, который был предназначен для имамов Всевышним. Эти люди ради осуществления своих целей не испытывали робости не перед какими преступлениями. Некоторые годы руководства имама Бакира совпали с правлением жестокого омейядского халифа Хишама ибн Абд аль Малика. Хишам и другие Омейяды прекрасно знали, что, хотя путём преступлений и угнетения захватили бразды правления в свои руки, однако никогда не смогут отнять власть семейства Пророка над людскими сердцами.

Духовное величие имамов было настолько захватывающе, что подчас враги и насильники робели и смиренно представали пред ними.

Подтверждением этому будет нижеприведённый эпизод из жизни имама:

Хишам решил совершить хадж и поехал в Мекку. В том же году, в числе паломников были имам Бакир и имам Садык. В один из дней имам Садык, произнося проповедь среди большого количества паломников, сказал следующее: «Хвала Аллаху, который воистину ниспослал Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство! ) и по воле Всевышнего мы почитаемы Его Пророком, ибо мы избраны Господом среди его созданий и являемся Его наместниками на земле. Счастлив тот, кто следует за нами и несчастен тот, кто враждует с нами! »

Позже имам Садык рассказывал: «Мои речи донесли до Хишама. Однако он не стал досаждать нам до тех пор, пока не вернулся в Дамаск, а мы в Медину. Затем Хишам приказал уполномоченному представителю Медины, чтобы тот отослал нас в Дамаск.

Мы въехали в Дамаск, но Хишам три дня не принимал нас. На четвёртый день, когда мы вошли к нему, Хишам, восседая на троне, с увлечением наблюдал за стрельбой из лука. Он окликнул моего отца по имени и сказал:

- Потягайся в стрельбе из лука со знатными людьми своего племени.

- Извини меня, я уже постарел и стрельба ни по мне! – сказал ему отец.

Хишам настаивал на своём и приказал старику из семейства Омейядов дать свой лук моему отцу. Отец, взяв лук, натянул тетиву и спустил стрелу в цель. Первая стрела попала в самый центр мишени. Он взял вторую стрелу, натянул тетиву и спустил. Эта стрела вонзилась в первую, расщепив её на двое. Третья стрела, точно таким же образом, как и предыдущая, поразила вторую стрелу. Четвёртая поразила третью…… и девятая восьмую. От восхищения послышались восклицания присутствующих. Хишам помимо своей воли тоже вскричал: «Прекрасно Абу Джа’фар! Ты мастер по стрельбе среди арабов и прочих. И ты утверждаешь, что для тебя прошла пора стрельбы?! »

И именно в этот момент Хишам замыслил убить моего отца. Он сидел, опустив голову, и думал, а мы стояли напротив него. Такое стояние продлилось долго, что рассердило моего отца. А когда он сердился, то устремлял взор к небу и гнев отражался на его лице. Заметив это, Хишам подозвал нас к себе. Он поднялся с места, приобняв отца, посадил на трон с правой стороны от себя, меня же посадил рядом с отцом с правой стороны, и начал разговор с отцом:

- Курайшиты гордятся тем, что имеют такого как ты среди арабов и не арабов. Молодец! У кого ты научился так стрелять и за какой срок?

- Ты же знаешь, что жители Медины занимаются стрельбой. Так же и я в молодости некоторое время занимался этим. Потом я оставил это дело до тех пор, пока ты не попросил, – ответил отец.

- С тех пор, как я познал себя и до дня сего я не видел подобного искусного стрелка и полагаю, что на всей земле нет такого мастера по стрельбе, как ты! Твой сын Джа’фар стреляет так же, как и ты?

- Мы наследуем полностью все те самые совершенства, которые Господь ниспослал Своему Посланнику. Всевышний говорит: «Сегодня Я завершил для вас Мою милость и удовлетворился для вас Исламом как религией»[374]. Земля никогда не будет пустой от тех людей, которые владеют этими совершенствами.

Услышав эти слова, лицо Хишама побагровело от ярости, а глаза налились кровью. Опустив голову, он посидел так немного, затем, спросил:

- Разве мы и вы не являемся потомками Абду Манафа и не едины в родственных отношениях?

- Да, однако, Господь одарил нас особенностями, которыми не одарил других, – ответил имам.

- Разве Бог не послал Своего Пророка из семейства Абду Манафа всем людям, будь они чернокожие, краснокожие или белые? Каким образом вы унаследовали эти знания, тогда как после Пророка Ислама не будет послан другой посланник. К тому же и вы не пророки? – спрашивал Хишам.

- Всевышний в Коране повелевает своему Посланнику следующее: «Не повторяй его, чтобы ускорить»[375]. Как гласит коранический аят, язык Пророка был подвластен ему, и нам были переданы Пророком те свойства, что не были даны другим. По этой причине он рассказал своему брату Али тайны, о которых никогда не поведал никому. Об этом Господь повествует: «… и чтобы внять этому могло ухо внимающее»[376]. Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство! ) сказал Али (да будет мир с ним! ): «Я воззвал к Господу, дабы с соизволения Его этим внемлющим был ты! » А так же в Куфе Али ибн Аби Талиб сказал: «Посланник Аллаха отворил предо мной тысячи врат знаний, в каждой из них отворяется ещё тысячи!!! » Подобно тому, как Господь одарил Своего Посланника совершенством, в свою очередь, Пророк избрал Али и научил его тому, чему не учил никого. Знание наше исходит из столь обильного источника, и именно мы унаследовали его.

- Али утверждал, что знает сокровенное бытия, тогда как Господь не раскрыл это никому! - сказал Хишам.

- Господь ниспослал Посланнику Своему Книгу, в которой изложено всё, былое и грядущее до Дня Воскрешения, и именно поэтому в той самой Книге сказано: «… и ниспослали Мы тебе Книгу для разъяснения всего…»[377], а в другом месте говорится: «… и всякую вещь мы сочли в ясном оригинале»[378], а так же: «… Мы не упустили в этой Книге ничего», - сказал отец и добавил: – Господь повелевал Своему Посланнику научить Али всем тайнам Корана. Посланник изволил сказать народу: «Али мудрее всех вас в суждении! »

Хишам умолк. А имам удалился из его дворца[379].

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 25; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь