Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Условия при освобождении раба



Ибрахим ибн Билад рассказывает, что как-то он прочитал документ об освобождении раба, написанный имамом Садыком. В документе говорилось: «Джа’фар ибн Мухаммад освобождает своего раба, дабы получить довольство Аллаха. От раба взамен за его освобождение требуется только выполнение им следующих условий:

1. читать намаз;

2. давать закят*;

3. совершить хадж*;

4. держать пост в священный месяц рамадан;

5. любить друзей Аллаха, и враждовать с его врагами».

Документ был подписан тремя свидетелями[411].

 

Благое отношение к благочестивому и благодарному бедняку

Муссамма’ ибн Абд аль Малик рассказывает: «Как-то, когда мы были вместе с имамом в Мина и ели виноград, к нам подошел нищий и попросил у имама помощи. Его светлость имам Садык дал ему гроздь винограда, но нищий не взял её.

- Дайте мне денег, если у Вас есть, - сказал он.

- Пусть Аллах тебе даст! – ответил имам.

Нищий ушёл, но через некоторое время вернулся и попросил винограда.

- Пусть Аллах тебе даст! – сказал имам Садык и ничего ему не дал.

Спустя некоторое время подошёл другой нищий. Имам протянул ему три ягоды винограда. Нищий взял и сказал:

- Хвала Аллаху, Господу миров, воздающему мой удел! Имам протянул ему целую горсть винограда. Нищий взял и воздал хвалу Аллаху. Его светлость сказал нищему:

- Подожди! – и спросил у своего слуги, сколько у него есть при себе денег.

У слуги оказалось двадцать дирхемом. Имам взял у него деньги и отдал нищему. Тот вновь сказал: «Благодарю Тебя Господи! Этот дар от Тебя, о Господи! Ты Един и нет Тебе подобного – достойного в поклонении! » Имам снял свою накидку, протянул бедняку и попросил одеть её. Одев, нищий сказал:

- Благодарю Аллаха за то, что Он даровал мне одежду! – взглянув на имама Садыка, он продолжил:

- Да воздаст тебе Аллах благое! – сказав эти слова, нищий ушел».

Муссамма’ далее говорит, что если бы и в этот раз нищий воздал бы хвалу только Аллаху, его светлость имам Садык продолжал бы давать милостыню[412].

 

Богослужение

Малик ибн Анас говорит: «Джа’фар ибн Мухаммад или постоянно держал пост, читал намаз, или же постоянно восхвалял Аллаха. Он считался одним из самых богобоязненных людей. От имама слышали много хадисов, он был общительным и уважаемым человеком. Когда он передавал хадис от Пророка и говорил: «Посланник Аллаха сказал…» на его лице отражалось волнение души, и глаза его сверкали…

Как-то я совершал паломничество вместе с имамом. Когда мы облачились в ихрам, состояние имама изменилось, он не мог произнести «лаббайк…»*

От волнения имам еле держался на ногах. Я сказал:

- О, сын Пророка! Скажи же «лаббайк…»

Имам ответил:

- Как мне говорить «лаббайк Аллахума, лаббайк! », когда я боюсь, что Аллах ответит мне: «Ла лаббайка, ва ла са’дайка» (Ты не готов к встрече со Мной)»[413].

-

Смирение пред Аллахом

Кутайбе, один из последователей имама Садыка, рассказывает: «Я пошёл к имаму Садыку, чтобы навестить его больного ребёнка. У дверей дома я встретил огорчённого имама и спросил его о состоянии ребёнка.

- Клянусь Аллахом, он покидает этот мир! – печально сказал он.

Его светлость вошёл в дом и через некоторое время вышел успокоенный. У меня появилась надежда, что больному стало лучше.

- Как он себя чувствует? – спросил я.

- Он покинул нас, - ответил имам.

В изумлении я сказал:

- Да будет моя жизнь жертвой за Вас, о, имам! Когда ребёнок был ещё жив, вы были расстроены и огорчены, а теперь, когда он умер, я вижу спокойствие на Вашем лице!

- Мы, из семейства Пророка расстраиваемся, когда приходит беда, но когда сбывается воля Всевышнего, мы покорно повинуемся Ему»[414].

 

Терпение и выносливость

Хафс ибн Аби Аише рассказывает: «Как-то имам Джа’фар послал своего слугу с поручением. Слуга запоздал, и имаму пришлось пойти за ним. Вскоре он нашёл слугу, крепко заснувшего в уголке. Имам присел у изголовья спящего и стал осторожно обмахивать его. Когда слуга проснулся, его светлость сказал:

 

- Не для тебя это – и днём спать, и ночью. Ночь – для тебя, день - для нас»[415].

 

Помощь нуждающимся

* Му’ли ибн Ханис рассказывает: «Как-то в дождливую ночь имам Джа’фар направлялся в сторону «Зеле Бани Саиде», к навесу, где собирались нищие, а я следовал за ним. На половине пути я заметил, что из мешка имама что-то выпало.

- Бисмиллах! - промолвил он. - О, Господи! Верни нам то, что упало на землю.

Я подошёл поближе и поприветствовал его. Имам ответил на приветствие и спросил:

- Му’ли, ты ли это?

- Да, это я – Ваш покорный слуга.

- Подай мне, пожалуйста, то, что выпало, - попросил имам.

Я, поискав, нашёл несколько кусков хлеба и протянул их имаму. Мешок его светлости был наполнен хлебом и видимо был очень тяжёлым.

- Да буду я Вашей жертвой! Позвольте мне нести этот мешок! – сказал я имаму Садыку.

- Нет, это моя обязанность, а ты можешь идти со мной, Му’ли.

Я пошёл вместе с имамом пока мы не дошли до Зеле Бани Саиде. Несколько человек спали под навесом.

Имам подошёл к ним и положил под одежду каждого по 1-2 лепёшки, не обделив никого. Когда мы вернулись, я спросил:

- Те люди – Ваши последователи?

- Если бы они были нашими последователями, они получили бы больше помощи»[416].

* Хишам ибн Салим говорит: «Обычно имам Садык брал мешок с хлебом, мясом и деньгами, и ночами относил это и распределял между бедняками Медины. Они не догадывались, кто так помогал им. После смерти имама, когда бедняки вдруг перестали получать помощь, они поняли, что их опекал его светлость имам Садык»[417].

 

Имам Садык и халифы

В 83 году по лунной хиджре, в период правления пятого халифа, жестокого Абд аль Малика ибн Марвана из династии Омейядов появился на свет шестой имам – имам Садык. В 114 году, в год, когда в 57 летнем возрасте пал мученической смертью имам Мухаммад Бакир – отец Джа’фара Садыка – в период правления Хишама ибн Абд аль Малика, имамом стал Джа’фар Садык.

Ниже мы приведём имена халифов из династии Омейядов, правивших в период с рождения имама Садыка до 132 года по лунной хиджре (год, когда пала династия Омейядов):

1. Валид ибн Абд аль Малик, правил 9 лет 8 месяцев;

2. Сулейман ибн Абд аль Малик, правил 3 года 3 месяца;

3. Умар ибн Абд аль Азиз, правил 3 года 5 месяцев;

4. Язид ибн Абд аль Малик, правил 4 года 1 месяц;

5. Хишам ибн Абд аль Малик правил 20 лет, из которых около 12 лет совпали с имаматом Джа’фара Садыка;

6. Валид ибн Язид ибн Абд аль Малик правил 1 год;

7. Язид ибн Валид правил 6 месяцев;

8. Ибрахим ибн Валид правил 2 или 4 месяца;

9. Марван Химар правил 5 лет и несколько месяцев, и, потерпев поражение в борьбе с Аббасидами, был убит в 132 году по лунной хиджре, в месяце зульхидже. С его смертью власть Омейядов[418] пала и к власти пришли Аббасиды.

Несомненно, эпоха правления династии Омейядов, длившаяся почти целый век, была тёмным периодом в истории Ислама. В то время Ислам и исламская умма (общество) были игрушкой, которую «сильные мира сего» использовали для достижения своих корыстных целей. Мусульманский народ, а в особенности последователи непорочного рода Пророка (Ахл аль Байт), вели трудную жизнь угнетённых. Абд аль Малик, халиф из династии Омейядов, обращаясь к народу, сказал: «Каждый, кто посмеет призвать меня к праведности и богобоязненности, лишится своей головы»[419].

Валид, сын Абд аль Малика, взяв бразды правления в свои руки, в своём обращении к народу сказал: «Каждый, кто проявит нам своё неповиновение, будет убит, а того, кто будет молчать и держаться в стороне, убьёт боль молчания»[420].

Омейяды были просто сборищем безбожников, начавшие непримиримую вражду с религией и с Пророком с самого начала зарождения Ислама. Некоторые события в истории, такие как битва Бадр и битва Ухуд, стали причиной злобы и ненависти в их сердцах к Посланнику Аллаха. Каждый раз, пользуясь удобным случаем, они жестоко мстили. Омейяды не брезговали ни чем, прибегая к коварству, лжи для борьбы с семьёй Пророка и уничтожения Ислама.

Начиная с 40 года лунной хиджры, после мученической смерти имама Али и прихода Муавие к власти, исламский мир практически был захвачен Омейядами. Они начали усиленно давить на последователей семьи Пророка. Порицание Повелителя правоверных Али было на первом плане в коварной программе Омейядов. Кровавые события в Кербеле и мученическая смерть Предводителя павших за веру считается тягчайшим преступлением Омейядов. До трагедии, разыгравшейся в Кербеле и после неё, они убивали выдающихся людей, последователей Ахл аль Байта, а также Алавидов*, обвиняя их в покровительстве семейству Пророка. Под этим же предлогом они держали некоторых из них в ужасающих условиях в тюрьмах. Другим страшным преступлением Омейядов было убийство Зейда, сына четвёртого имама. Бренное тело мученически павшего Зейда, по приказу Хишама повесили. Через несколько лет тело убитого было снято и сожжено.

Трагедия в Кербеле, просветительская миссия имамов и их противоборство с правящими властями – всё это стало причиной появления отвращения к Омейядам в сердцах людей. В конце концов, мученическая смерть Зейда привела к тому, что народ изнемог от безбожия, самолюбия и гнёта Омейядов. В итоге, в 132 году лунной хиджры посрамлённая власть Омейядов позорно пала, а династия Аббасидов, пользуясь удобным случаем, под лицемерной маской праведности взяла власть в свои руки.

Имам Садык (да будет мир с ним! ), как и другие наши имамы, на протяжении всей своей жизни, в том числе и во время господства династии Омейядов, тайно и открыто боролся с угнетателями. До тех пор, пока ограничения и контроль Омейядов позволяли, имам Садык занимался просветительской деятельностью, наставлял приверженцев на путь истинной религии, представляя им настоящий Ислам.

Как-то, в период правления Хишама ибн Абд аль Малика, имам Садык со своим отцом отправился для паломничества в Мекку. Там, обратившись к многочисленной группе, он изволил сказать о руководстве семейства Пророка следующее:

- Хвала Аллаху, который, воистину назначил Мухаммада Своим Посланником и приблизил нас к нему. Мы избраны Богом среди Его созданий и являемся Его наместниками. Спасён тот, кто следует за нами, и несчастен тот, кто враждует с нами[421].

Слова имама донесли халифу, а тот приказал своему наместнику в Медине по окончанию паломничества и возвращения паломников из Мекки отправить имама Бакира и его сына, Джа’фара Садыка в Дамаск.

В Дамаске между ними и халифом Хишамом произошёл неприятный разговор.

Одной из выдающихся заслуг имама Бакира и имама Джа’фара в те мрачные времена было создание научного центра по возрождению и сохранению исламского образования, воспитания факихов и ученых, глубоко осознающих свои обязанности и свою ответственность. Имамы воспитывали их, чтобы они распространяли Ислам в самых отдалённых уголках исламского халифата, распространяли религию и Коран без искажений, соблюдали законы религии, предотвращали от неверных убеждений и оберегали истинный Ислам. Эта была самая тяжёлая борьба. Удача и успех этих двух великих людей в этом деле является важнейшим фактором того, что, несмотря на один тёмный век правления антиисламской династии Омейядов, основы истинной религии всё же сохранились. В то же время, как Омейяды усиленно пытались возвратить исламскую умму во времена тьмы и невежества, и, казалось бы, достигли своего, но всё же усердие наших непорочных имамов и в особенности их мастерство в воспитании сподвижников, а так же распространение исламских знаний было самым большим препятствием на пути Омейядов. В конце концов, враг не смог достичь своей цели, заключавшейся в уничтожении Ислама.

Аббасиды, чья родословная восходит к Аббасу ибн Абд аль Муталлибу, дяде Пророка, под предлогом отмщения за кровь мучеников Кербелы и борьбы с гнётом, воспользовавшись любовью иранского народа к Али и семейству Пророка, собрали вокруг себя простой люд. Заявив, что они отдадут власть достойным халифам, Аббасиды начали борьбу с Омейядами. В результате, с помощью Абу Муслима Хорасани и иранского народа, поддерживающего Аббасидов, династия Омейядов была свергнута. Вместо того, чтобы передать власть имаму того времени, т. е. имаму Садыку (да будет мир с ним! ), на трон сели сами Аббасиды.

Династия Аббасидов не только показывала себя мусульманами, но и под лозунгом «мы из пророческой семьи», старалась представить себя настоящими наследниками Пророка и достойными халифами. Осознавая лучше других, что они не были достойны этого поста так же, как и прежние тираны, для сохранения своего господства начали притеснять имама Садыка и его последователей. Используя любые средства, они старались отдалить людей от пророческой семьи и имамата, в страхе потерять власть, которую они захватили под предлогом любви к семейству Пророка.

Со 132 года лунной хиджры, года падения Омейядов, до мученической смерти имама Садыка (148) у власти были два Абасидских халифа: сначала Абу аль Аббас Сиффах, затем Мансур Даваники. Сиффах правил 4 года, а Мансур 22 года, т.е. ещё 10 лет после гибели имама[422]. Имам Садык в течение этого срока, а в особенности в период правления Мансура находился под жёстким надзором и притеснением. В этот период прилагались все усилия, чтобы предотвратить связи имама с народом.

Харун ибн Харидже рассказывает: «Один из последователей имама хотел спросить о достоверности такого пункта Ислама, как «3 талака (развода)*, находясь в одном и том же месте». Он отправился к имаму, но халиф запретил имаму встречаться с людьми. В раздумьях о том, как же проникнуть к имаму, он бродил по улице. Мимо провозили лавку на колёсах, где продавали огурцы. Тут его осенила мысль! Он подошел к лавке, купил все огурцы и взял на время одежду лавочника. Притворившись торговцем огурцами, направился к имаму. Когда он подошёл к дому его светлости, вышел слуга имама и подозвал «торговца», чтобы купить огурцы. Под этим предлогом Харун ибн Харидже проник к имаму.

- Ловко ты проник сюда! – удивлённо воскликнул имам. - Что у тебя за проблема?

Харун задал свой вопрос, и имам пояснил, что такой развод, о котором он говорит, недействителен»[423].

Мансур Даваники ни чем не ограничивался, жестоко мучая и издеваясь над имамом и его последователями и Алавидами, в точности повторяя метод Омейядов. Некоторых из сподвижников имама таких как: Садир, Абдусалам ибн Абд ар-Рахман, он заточил в тюрьму, а Му’ли ибн Ханиса, выдающегося сподвижника имама убил. Абдулла ибн Хасан, потомок имама Хасана, который был из знатных Алавидов, был сослан в Ирак и там заключён в тюрьму. В итоге Абдулла погиб мученической смертью[424].

С другой стороны, халиф любыми путями пытался склонить на свою сторону исламскую умму. Его цель заключалась в том, чтобы народ считал его халифом (наместником) Пророка, блюстителем шариатских законов и тенью Божьей. Он упорно пытался причислить себя к Ахл аль Байту. Вводя в заблуждение общество, он хотел занять место истинных наместников Пророка и имамов, так поскольку знал, что мусульмане имеют твёрдую веру в Ахл аль Байт. Ведь в своё время Аббасиды, используя именно эту веру народа, смогли свергнуть Омейядов.

В день Арафы* в своём обращении к народу Мансур сказал:

- О, люди! Только я правитель на этой земле со стороны Аллаха. С Его помощью я управляю вашими делами. Я – Божий казначей и государственная казна в моём распоряжении. Я действую по Его воле, по Его желанию распределяю, по Его разрешению даю. Господь назначил меня замком казны. По Его воле я открываю и тогда, Он выдаёт вам вашу долю! [425]

А в своём обращении к хорасанскому народу он сказал:

- О, народ Хорасана! Бог вернул ваши права и вернул нам наше наследство от Пророка – халифат. Истина восторжествовала - Бог почтил своих приближённых и уничтожил угнетателей[426].

Мансур, используя эту демагогию, хотел показать себя святым. Он прятал своё истинное лицо, порочного и лицемерного кяфира, которое было ни чем не лучше омейядского, под этими громкими выступлениями. Халиф Мансур старался всеми путями, не пренебрегая угрозами и жестокостью, получить хотя бы вынужденное согласие имама Садыка, чтобы показаться достойным в глазах народа. Однако имам не только не подтвердил его правление, а наоборот, старался своими наставлениями разоблачить истинное лицо Мансура и всю династию Аббасидов.

Один из сподвижников имама спросил его: «Некоторые из нас, ваших последователей, ведут трудную и бедную жизнь. Аббасиды предлагают им зарабатывать на жизнь строя дома для них, копая каналы. Что вы думаете по этому поводу? »

«Я бы ничего не сделал для них, даже если мне за это дадут большие деньги. Те, кто помогают угнетателям, будут в пламенном шатре в Судный день до тех пор, пока Господь будет судить людей», - пояснил имам[427].

Также его светлость имам Садык о факихах изволил сказать следующее: «Они – доверенные лица Пророка. Если факихы содействуют угнетателям, не доверяйте им»[428]. Даже в своих письмах и встречах имам нередко прямо и откровенно осуждал Мансура.

Мансур в своём письме спросил имама: «Почему ты так же, как и другие не приходишь к нам? »

Имам написал в ответ: «Для нас нет ничего в этом мире, чтобы мы боялись потерять его из-за тебя. Ты не обладаешь достойными качествами и не имеешь ничего в другом мире, чтобы мы надеялись на тебя. Не благодетельствовал тебе Господь, чтобы мы пришли поздравить тебя, не находишься ты в беде, чтобы выразить сочувствие. Так зачем приходить к тебе?! »

Мансур ответил: «Приходите наставлять нас…» На что имам ответил: «… тот, кто живёт этим днём, не будет наставником тебе, тот, кто живёт для того мира, не придёт наставлять тебя»[429].

Однажды имам находился на собрании у Мансура. В это время назойливая муха не оставляла халифа в покое. Сколько бы он не отмахивался, муха всё равно подлетала и садилась на его лицо. Мансур рассердившись, сказал имаму: «Почему Бог создал муху? »

- Чтобы унизить угнетателей, - смело ответил имам.

Халиф замолчал[430].

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь