Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вальтер Скотт: исторический роман эпохи романтизма
(уч. А.П.Бондарева стр.206 - 225, Произведения на стр. 208, 214, 218) Сэр Ва́ льтерСкотт, (Walter Scott, 15.08.1771, Эдинбург — 21.09.1832, Эбботсфорд, похоронен в Драйборо) — всемирно известный английский (шотландский) писатель, поэт, историк, адвокат. Ва́ льтерСкотт - создатель жанра исторического романа, основоположником жанра исторического романа. Уже сто с лишним лет тому назад Вальтер Скотт считался одним из величайших писателей мировой литературы. Бальзак рассматривал его романы как образцы художественного совершенства, Стендаль считал его отцом современных романистов, Гете отзывался о нем с величайшим одобрением, Белинский восхищался им, Пушкин называл его " шотландским волшебником". Новаторство В.Скотта заключалось в том, что «он создал жанр исторического романа» до него не существовавший» - Белинский. Исторический роман В.Скотта стал не только продолжением литературных традиций, а неизвестным до того синтезом искусства и исторической науки, исторического мышления в литературе, что открыто новый этап в развитии английской и мировой литературы. Если Байрон развенчивает миф о Дон Жуане, исторический романист В.Скотт окончательно отказывается от мифа. В.Скотт не был в числе первосоздателей исторического колорита, он отдала первенство роману Х.Уолпола «Замок Отранто», в котором более ценил попытки автора «посредством тщательно продуманного сюжета и воспроизведенного исторического колорита тех времен вызвать у читателя сходные ассоциации и подготовить его к восприятию чудес, верованиям и чувствам персонажей». Но В.Скотт превзошел мастерство своего предшественника Х.Уолпола в умении создавать иллюзию прошлого, а не просто иллюзию, и воспроизводить настоящий колорит исторической эпохи, описываемой в романе. В.Скотт отказался от медотов авторов готического романа, где драматизм сюжета усиливался местом действия, а взялся за создание исторического романа, следуя правилу: " Чтобы заинтересовать читателя, события, изображенные в произведении, нужно перевести на нравы эпохи, в которой мы живем, так же, как и на ее язык". В художественной литературе Скотт первый поставил проблему исторического бытия и судеб страны в плане вполне современном и актуальном. Впервые в английской литературе он создал романы философско-исторического содержания и тем самым оказался великим новатором, увлекшим целое поколение европейских читателей. Лучше, чем кто-либо другой из современных ему писателей, он рассказал народную жизнь Шотландии в критические периоды ее истории. Несправедливости и притеснения экономического, политического и религиозного характера, героические восстания доведенного до отчаяния народа нашли в нем своего несравненного живописца. С изумительной для того времени смелостью он показал специфику горной Шотландии, родовой строй и психологию древних кельтских кланов. В романах Скотта, пожалуй, впервые в европейской литературе появился на сцене народ: не отдельные более или менее выдающиеся личности. Во всех почти романах Скотта действует этот коллективный герой. Пуритане -" Пуритане" (1816), горцы в " Легенде о Монтрозе", в " Роб Рой" (1818), в " Пергской красавице". Вальтер Скотт необычайно расширил границы романа. Никогда еще роман не охватывал такого количества типов, сословий, классов и событий. Вместить в одно повествование жизнь всей страны, изобразить частные судьбы на фоне общественных катастроф, сплести жизнь обычного среднего человека с событиями государственной важности значило создать целую философию истории, проникнутую мыслью о единстве исторического, процесса, о неразрывной связи частных интересов с интересами всего человеческого коллектива. Этой мыслью определены многие особенности созданного Скоттом романа: широта его композиции, контрастность картин, стиль и язык. Согласно старой традиции, роман непременно должен быть построен на любовной интриге. Это правило строго соблюдалось в XVIII веке и целиком перешло в XIX век. Но в историческом романе должны быть исторические герои. Вот почему старым романистам приходилось наделять своих исторических героев любовной страстью, даже когда они к этой роли совсем не подходили. Так искажались и образы знаменитых исторических деятелей, и характер их эпохи. В.Скотт поступил иначе. Чтобы как можно более точно воспроизвести характер политических деятелей, он освободил их от придуманной любовной интриги и передал ее вымышленным героям. Историческая точность была соблюдена, но вместе с тем сохранена и обязательная романическая интрига. Заимствовав многое из " готического" романа, Вальтер Скотт переосмыслил традиции. Герой-режиссер и " глубокий сюжет", которые в " готическом" романе возбуждали интерес или страх, у Скотта служат другим целям и приобретают философско-историческое значение. Своим отношением к закономерностям исторического развития и к роли народа в истории Скотт-романист решительно отличался и от других романистов. Сквозь романтически-произвольные перипетии его сюжетов, в вымышленных авантюрных столкновениях его персонажей пробивает себе дорогу историческая необходимость. Скотт не был поборником средних веков, он не думал сожалеть о прошлом. Писатель оценивал перспективы социального прогресса и своими произведениями В. Скотт нанес, по словам В.Г. Белинского, " страшный удар" тем романтикам, которые сожалели об уходящем в прошлое старом мире. Проповеди покорности, религиозной мистики, отрешенности от борьбы за демократические свободы Скотт противопоставил энергию, трезвый ум, героизм народа. Скотт обращается к глубокому оптимизму народа, его здравому смыслу, его неиссякаемому юмору. В. Скотта-романист не только открыл исторический жанр, но и создал новый тип повествования, основанный на реалистическом изображении сельской жизни, воспроизведении местного колорита и особенностей речи жителей различных уголков Великобритании, положив начало традиции, которой воспользовались как его современники (Булвер-Литтон, У.Г. Эйнсуорт), так и последующие поколения писателей (Э. Гаскелл, сестры Бронте, Д. Элиот и др.). В центре романов Скотта лежат события, которые связаны со значительными социально-историческими конфликтами. Среди них — «шотландские» романы Скотта (которые написаны на основе шотландской истории) — «Гай Мэннеринг» (1815), «Антиквар» (1816), «Пуритане» (1816), «Роб Рой» (1818), Легенда о Монтрозе (1819). После продолжительных поисков Вальтер Скотт создал универсальную структуру исторического романа, проведя перераспределение реального и вымышленного так, чтобы показать, что не жизнь исторических лиц, а постоянное движение истории, которое не может остановить ни одна из выдающихся личностей, является настоящим объектом, достойным внимания художника. Взгляд Скотта на развитие человеческого общества называют «провиденциалистским» (от лат. Providentia — Божья воля). Здесь Скотт идет следом за Шекспиром. Историческая хроника Шекспира постигала национальную историю. В.Скотт - мастер исторического романа, не только внес в литературу принцип историзма, но и написал целый ряд блестящих исторических романов, которые позволяли лучше понять и современные проблемы. Романы Скотта первоначально выходили без имени автора и инкогнито было раскрыто только в 1827 году. Наиболее успешные «Пуритане», «Роб Рой» и «Айвенго». В первом изображено восстание 1679 года, которое было направлено против отреставрированной династии Стюартов. Герой «Роб Роя» - народный мститель, «шотландский Робин Гуд». «Айвенго» - первый роман Скотта, действие которого происходит за пределами Шотландии. События приурочены к 1194 году — через 130 лет после битвы при Гастингсе, в результате которой саксы были покорены норманнами. Концепция романа, где центральным фактом для Англии выдвинута национальная борьба саксов с норманнами, оказалась необыкновенно плодотворной для науки истории. Скотт ни в малейшей степени не идеализирует средневековье, показывая его как жестокое, суровое время, когда все подчинялись праву сильнейшего. Романы В.Скотта условно можно разделить на две основные группы. Первая - посвящена недавнему прошлому Шотландии, периоду гражданской войны: от пуританской революции XVI в. До разгрома горных кланов в середине XVIII, - и более позднему времени (" Уэверли", " Гай Маннеринг" (Gay Mannering, 1815), " Эдинбургская тюрьма" (The Heart of Midlothian, 1818), " Пуритане" (Old mortality, 1816), " Ламермурская невеста" (The bride of Lammermoor, 1819), " Роб Рой" (Rob Roy, 1818), " Монастырь" (The Monastery, 1820). " Аббат" (The Abbot, 1820), " Водысв. Ронана" (St. Ronan's Well, 1823), " Антиквар" (The Antiquary, 1816) и др.). В этих романах Скотт развертывает необыкновенно богатый реалистический типаж. Это целая галерея шотландских типов самых разнообразных социальных слоев, но преимущественно типов мелкой буржуазии, крестьянства и бедноты. Ярко конкретные, говорящие сочным и разнообразным народным языком, они составляют фон, который можно сравнить только с " фальстафовским фоном" Шекспира. В этом фоне немало ярко комедийного, но рядом с комическими фигурами многие плебейские персонажи художественно равноправны с героями из высших классов. В некоторых романах - они главные герои, в " Эдинбургской тюрьме" героиня - дочь мелкого крестьянина-арендатора. Скотт по сравнению с " сентиментальной" литературой XVIII в. Делает дальнейший шаг на пути демократизации романа и в то же время дает более живые образы. Вторая - основная группа романов Скотта посвящена прошлому Англии и континентальных стран, преимущественно средним векам и XVI в. (" Айвенго" (Ivanhoe, 1820), " Квентин Дорвард" (Quentin Durward, 1823), " Кенильворт", (Kenilworth, 1821), " Анна Гейерштейнская" (Anne of Geierstein, 1829) и др.). Здесь Скотт развертывает свое исключительное чутье прошлых эпох, заставившее Ог. Тьерри назвать его " величайшим мастером исторической дивинации всех времен". Историзм Скотта, воскрешение атмосферы и колорита эпохи. Этой стороной, основанной на солидных знаниях, Скотт особенно поражал своих современников, не привыкших ни к чему подобному. Данная им картина " классического" средневековья (" Айвенго", 1820) в настоящее время сильно устарела. Но такой картины, одновременно тщательно правдоподобной и раскрывавшей такую непохожую на современность действительность, в литературе еще не было. Это было настоящим открытием. Каждый его роман основан на определенной концепции исторического процесса в данное время. Так, " Квентин Дорвард" дает не только яркий художественный образ Людовика XI и его окружения, но вскрывает сущность его политики как этапа в борьбе буржуазии с феодализмом. При оценке Скотта надо помнить, что его романы предшествовали работам буржуазных историков. Изо всех романов Скотта особенную историческую ценность имели " Пуритане" (Old Mortality, 1816), Здесь Скотт развертывает яркую картину классовой борьбы в Шотландии при последних Стюартах, в конкретных образах показывая, социальные корни пуритан и их противников роялистов. Борь и оправдание восстания против особенно уродливых форм феодального угнетения (образ Робин Гуда и его соратников в " Айвенго" ).
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы