Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Романтизм. Творчество Байрона: три этапа эволюции
(уч. А.П.Бондарева стр. 184 - 206, Произведения на стр. 191, 192, 194, 195, 196, 198, 199, 201, )
РОМАНТИЗМ (конец XVII первая треть XIX века)- идейное и художественное движение в европейской и американской культуре. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Толчок для зарождения: Французская революция 1789-1794 гг. Романтизм сменяет эпоху Просвещения (XVIII век) и совпадает с промышленным переворотом. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Термин появился в конце XVIII в., когда романтическим (романическим) называли всё необыкновенное, волнующее, похожее на то, что описывают в романах. Понятие «романтизм» соотносили также с культурой романских племён, способствовавших падению Римской империи, то есть с «дикостью», противоположной возвышенной античной классике. В начале XIX в. романтизм - новое направление, противопоставившее себя классицизму. Характерные черты - историзм. – народность, романтическая ирония, двоемирие, синтез искусств, индивидуализм, культ личности. Излюбленный герой — художник, в широком смысле слова: писатель, поэт, живописец, музыкант. Музыку считали высшим из искусств. Романтики сосредотачиваются на изображении душевной, психологической жизни героев, а внутренний мир героя весь состоит из противоречий. Общие черты романтизма осознание катастрофической раздробленности Нового времени и побег от него в мир иллюзии, мечты, сказки, результатами чего стали двоемирие и романтическая ирония интерес к экзотическому, необычайному, фантастическому интерес к фольклору, национальной истории, национальному колориту невероятные ситуации и неординарные герои мифологизация действительности через обращение к символизации, гротеску, фантастике Новая система жанров лиро-эпическая и лиро-драматическая поэма (Байрон) романтическая драма (Гюго) сказка (Гофман, братья Гримм) исторический роман (Скотт) фантастическая новелла (По, Гофман) Общая характеристика английского романтизма. Хронологические рамки английского романтизма почти совпадают с немецким (1790–1820). Англичанам, в сравнении с немцами, свойственны меньшая склонность к теоретизированию и бó льшая ориентация на поэтические жанры. Образцовый немецкий романтизм ассоциируется с прозой (хотя стихи писали почти все его адепты), английский – с поэзией (хотя романы и эссе тоже пользовались популярностью). Кроме озерной школы ( Lake Poets) — условное наименование группы английских поэтов-романтиков конца XVIII — первой половины XIX века, названной так по Озёрному краю — месту деятельности её важнейших представителей: Вордсворта, Кольриджа и Саути.). Английскими романтиками являются – Байрон, Шелли, Скотт. Озерная школа – Вордсворт, Кольридж, Саути. Термин «озерная школа» возник в 1800г, когда в одном из английских журналов Вордсворт был объявлен ее главой. Жизнь и творчество трех поэтов связано с Озерным краем, северными графствами Англии, где много озер. Программным стало первое совместное произведение Вордсворта и Кольриджа – сборник «Лирические баллады» 1798г. В нем наметились: отказ от классицистических образцов, демократизация проблематики, расширение тематического диапазона, ломка системы стихосложения. Поэты призывали изображать повседневный быт скромных тружеников, простых людей. Тем самым они являлись продолжателями традиций сентиментализма. Вордсворт и Саути апеллировали к внутреннему миру человека, интересовались диалектикой его души. Одним из главных принципов было использование фольклора. Обогащение языка велось за счет введения разговорной лексики, упрощения поэтической конструкции. Выступая против законов буржуазного общества, они обращались к изображению средневековья. Лейкисты ратовали за смену силлабической системы стихосложения более соответствующей нормам английского языка тонической системой, смело вводили новые лексические формы, разговорные интонации, развернутые метафоры и сравнения, сложную символику. Задача поэзии – уловить абсолютное в простейших явлениях современной жизни. Интуитивное восприятие окружающих вещей есть наиболее полное познание их внутреннего смысла. Утверждая самоценность личности, лейкисты настойчиво искали пути восстановления нарушенных нравственных связей человека с природой, апеллируя к нравственности и чистоте человеческой души. Лорд Го́ рдон Ба́ йрон, — 6-й барон Байрон ( George Gordon Byron (Noel), 22.01.1788, Лондон — 19.04.1824, Миссолунги, Османская Греция) - английский поэт-романтик, наряду с П. Б. Шелли и Дж. Китсом представляет младшее поколение британских романтиков. Творчество Байрона можно условно разделить на три периода. Первый период - 1807-1809 гг.: время создания сборника «Часы досуга» (1807) и сатиры «Английские барды и шотландские обозреватели» (1809). Беспощадная критика на «Часы досуга» страшно огорчила Байрона, но свой ответ — Английские барды и шотландские критики — он издал только весной 1809 г. Успех сатиры был громадным и смог удовлетворить уязвленного поэта. Поэт в это время готовит себя к деятельности в Палате лордов. Следы несколько небрежного отношения к поэзии заметны в стихах сборника. Сборник вызвал резкую критику. Но поэт был умен, смел, способен постоять за себя, не щадя признанных авторитетов, что и проявилось в сатире «Английские барды...». Вместе с тем уже в первых стихах намечаются основные темы его поэзии. Такие темы: противостояние обществу, утрата истинных друзей, любовь как основа существования, трагическое одиночество, близость к дикой природе, а порой и желание уйти из жизни - постоянно будут возникать в поэзии Байрона на разных этапах. Единственным непререкаемым авторитетом для Байрона всегда оставался Поуп, в котором он видел соединение высокой нравственности с умением изображать накал страстей, а также считал его необыкновенно сильным и в героико-комической стихии. Второй период 1809-1816 гг. - включает в себя заграничное путешествие (1809-1811), почти обязательное для молодых людей из аристократических семей, и жизнь в Англии. В июне 1809 г. Байрон отправился в путешествие. Побывал в Испании, Португалии Албании, Греции, Турции и Малой Азии, где переплыл пролив Дарданеллы, чем впоследствии очень гордился. Во время путешествия он осознал общественное назначение поэзии и гражданское призвание поэта. Для молодого поэта это было время созревания души и таланта. В 1812 г. он издал две первые песни «Паломничества Чайльд Гарольда» и сразу стал знаменитым. Поэма имела баснословный успех и весь тираж (140) её экземпляров разошлись за один день, что сразу поставило автора в ряд первых литературных знаменитостей. В этот период созданы восточные поэмы, «Еврейские мелодии», куда вошли шедевры лирики поэта, целый ряд политических стихотворений. На конец 1812 г. и начало 1813 г. приходится политическая деятельность поэта, он стремился стать независимым парламентарием, обращающимся в своих выступлениях к самым насущным вопросам времени. «Паломничество Чайльд-Гарольда» (1809-1817). Поэма состоит из 4 песен. Описывает путешествия и размышления пресыщенного молодого человека, который разочаровался в жизни полной удовольствий и веселья и ищет приключений в незнакомых землях. В более широком смысле, это выражение меланхолии и разочарования, которые ощущает поколение, утомленное эпохой Великой французской революции и последовавших за ней наполеоновских войн. Обозначение главного героя происходит от старинного английского титулования «чайльд» - средневекового обозначения молодого дворянина, который был ещё только кандидатом в рыцари. Этот титул, как указывает автор поэмы, был выбран как наиболее сообразный со старинной формой стихосложения. Поэма выявила в себе первый пример байронического героя. Характеристики героя: высокий уровень интеллекта и восприятия, способность легко приспособиться к новым ситуациям, использует хитрость для собственной выгоды, внешняя привлекательность, стиль, такт, непочтительность к любой власти, склонность к высокомерию и циничности, таинственность. «Восточные поэмы Байрона» (1813 - 1816) Результатом путешествия Байрона явились его поэмы. Начиная с 1813 года, из-под пера Байрона одна за другой выходят романтические поэмы, впоследствии получившие название " восточных". К этому циклу относятся следующие поэмы: " Гяур" (1813), " Абидосская невеста" (1813), " Корсар" (1814), " Лара" (1814), " Осада Коринфа" (1816) и " Паризина" (1816). Героем «восточных поэм» является обычно бунтарь-отщепенец, отвергающий все правопорядки собственнического общества. Это - типичный романтический герой; его характеризуют исключительность личной судьбы, необычайные страсти, несгибаемая воля, трагическая любовь, роковая ненависть. Индивидуалистическая и анархическая свобода является его идеалом. Восхваление индивидуалистического бунтарства было выражением духовной драмы Байрона. Страстный призыв к действию, к борьбе, которую Байрон устами своих неистовых героев провозглашал главным смыслом бытия. Самая замечательная черта " восточных поэм" - воплощённый в них дух действия, борьбы, дерзновения, презрения ко всякой апатии, жажда битвы, которая будила от малодушной спячки изверившихся людей, подымала уставших, зажигала сердца на подвиг. Композиция и стиль " восточных поэм" весьма характерны для искусства романтизма. Где происходит действие этих поэм, неизвестно. Каждая из " восточных поэм" является небольшой стихотворной повестью, в центре сюжета которой стоит судьба одного какого-либо романтического героя. Всё внимание направлено на то, чтобы раскрыть внутренний мир этого героя, показать глубину его бурных и могучих страстей. Поэмы 1813 - 1816 годов отличаются сюжетной завершённостью; главный герой не является лишь связующим звеном между отдельными частями поэмы, но представляет собой главный интерес и предмет её. Протест, звучащий в этих поэмах, романтически абстрактен. Построение сюжета характеризуется отрывочностью, нагромождением случайных деталей; повсюду много недомолвок, многозначительных намёков. Можно догадываться о мотивах, движущих поступками героя, но часто нельзя понять, кто он, откуда пришёл, что ждёт его в будущем. «Корсар» (1814). Состоит из трех песен, каждая начинается с эпиграфа (стихотворные строки Данте). Герой поэмы является вождем пиратов — бесстрашных людей, преступивших деспотический закон собственнического общества. Они предпочитают вести вольную жизнь на необитаемом острове, вдали от неволи и больших городов. Конрад — их смелый и мудрый предводитель, бунтарь. Его почитают и боятся, он суров и властен, враги трепещут при одном его имени. Но он страшно одинок, у него нет друзей, роковая тайна тяготеет над ним, никто ничего не знает о его прошлом. Лишь по паре намекам, брошенным вскользь, можно заключить, что Конрад в юности, подобно другим героям «восточных поэм», страстно жаждал творить добро. Любовь играет в жизни Конрада роковую роль. Полюбив Медору, он навсегда сохраняет верность ей одной. С её смертью всякая радость жизни утрачена для Конрада, он таинственно исчезает. Каков был его конец, никто не знает. Конрада роднит с другими героями могучая сила духа. Но его неустрашимая многообразнее и сложнее, чем характеры героев других поэм. В ней есть место не только для гнева, но и для сострадания. Поэма «Корсар» - шедевр английской поэзии. Страстная сила романтической мечты сочетается в ней со сравнительной простотой художественной разработки темы; грозная героическая энергия стиха в «Корсаре» сочетается с его тончайшей музыкальностью; поэтичность пейзажей — с глубиной в обрисовке психологии героя. Загадочный героический образ Конрада пробудил интерес во всей Европе того времени. Третий период - Итальянский период (1816-1824) ознаменован появлением иронического взгляда на мир и поиском нравственной альтернативы индивидуалистическому эгоизму. На этом этапе созданы под воздействием истории и культуры Италии поэмы «Жалоба Тассо» и «Пророчество Данте», трагедии «Марино Фальеро, дож Венеции» и «Двое Фоскари», сатирические поэмы «Видение суда», «Ирландская аватара» и «Бронзовый век». Самыми значительными произведениями этого периода являются роман в стихах «Дон Жуан» (1823), поэма «Беппо» (1818)и мистерия «Каин» (1821). Героем «восточных поэм» является обычно бунтарь, отвергающий все правопорядки собственнического общества. «Гяур. Фрагмент турецкой повести» (1813) Своеобразие эпической поэмы «Дон Жуан». В Италии Байрон начал главный труд в его жизни - роман в стихах «Дон-Жуан». По первоначальному замыслу автора в романе должно было быть песен 25. Однако Байрон успел написать целиком лишь 16 песен и только 14 строф 17-ой. Смерть помешала поэту осуществить свой замысел. В этом романе отразилась вся современная писателю эпоха. Байрон создал правдивый образ жизни общества. Но вместе с тем он раскрывает в этом произведении глубину переживаний человеческой души. Он рассматривает различные стороны человеческого духа. Истинно благородные чувства и искренние чувства простых людей противопоставляются лжи, фальши и лицемерию высшего света; комическое - мрачному и трагическому; описания - размышлениям; бытовые зарисовки - большим и ярким народным сценам. Само произведение отличают глубокий лиризм, наличие эпического начала и страстная публицистичность. Участие в современных ему национально-освободительных движениях, контакт с патриотами- итальянцами и греками убеждает Байрона в нежизненности его прежнего романтического героя и заставляет обратиться к «поэзии действительности». Писатель, постоянно высмеивал романтические порывы действующих лиц своего романа - Жуана, Джулии. Сам способ обрисовки характера главного героя Жуана, коренным образом отличается от образов романтических героев в «Гарольде», восточных поэмах, «Манфреде». В этих произведениях перед нами предстает гордый, разочаровавшийся в жизни и замкнувшийся в себе одиночка, о его прошлом можно догадаться лишь по случайным намекам. В противоположность этому в романе дается достаточный рассказ о детстве и воспитании Жуана. Его образ лишен какого-либо ореола романтической героики. Он живой человек со всеми человеческими слабостями и пороками, ничто человеческое ему не чуждо. Автор подчеркивает, что его герой и он сам не имеют ничего общего, в то время, как в ранних его произведения Байрон почти всегда наделял героя какими-то автобиографическими чертами. Автор стремился показать судьбу обыкновенного, рядового человека, а не идеализированного, необыкновенного героя. Автор стремится раскрыть тайны его ума и сердца, показывает его положительные качества: честность, моральную стойкость, отвращение к лицемерию, любовь к свободе. Байрон ничуть не умалчивает о его недостатках. Жуан невоздержан, он непостоянен в своих привязанностях, подчас эгоистичен. Он не имеет четкого политического идеала, однако он всей душой ненавидит угнетателей, по замыслу автора Жуан должен был созреть политически и выступить с оружием в руках за права народа. Жуан чуток, человечен, имеет чувство сострадания: он спасает во время боя в Измаиле маленькую девочку и берет её потом на воспитание. В сатирических описаниях жизни дворянских кругов Севильи нетрудно узнать изображение ханжеских нравов и лицемерной морали высшего общества Англии. Роман написан пятистопной октавой. Этот размер, требующий обязательной так называемой третьей рифмы в пятой и шестой строках, давал автору возможность наилучшим образом осуществить задачу, поставленную им: не нарушая хода повествования о судьбе героя, поговорить мимоходом о политических событиях, о своих взглядах на вещи. Протест Байрона в «Дон-Жуане» против всякого гнета и политической тирании значительно глубже, чем во всех его предшествующих творениях. Он блистательно и остроумно разоблачает пустоту, паразитизм, порочность, развращенность, антинародность, аморальность, эгоизм буржуазно-аристократических верхов английского общества. Оно, по мнению писателя, являются тормозом для общественного прогресса, развития. Прометеевские, богоборческие мотивы в творчестве Байрона после 1816 г. «Каин». Переезд Байрона в Венецию создал почву для его сближения с борцами за независимость Италии — карбонариями. Связь с ними произвела некоторые сдвиги в мировоззрении поэта, обогатив его «мировую скорбь» новыми оттенками. В его поэтическом кругозоре все большее место занимает «прометеевская тема». В центр его произведений выдвигается во многом для него новый образ борца за счастье человечества — человеколюбца, готового возложить на свои плечи тяжкое бремя человеческих стра-даний. «Манфред» Драматическая поэма (1816-1817) В ней три акта и по своему характеру она необузданна, метафизична и необъяснима. Почти все действующие лица, за исключением двух или трех, духи земли, воздуха и вод. Действие происходит в Альпах, герой нечто вроде волшебника, страдающий от необычных угрызений совести, причина которых наполовину остается невыясненной. Он блуждает, вызывает этих духов, они являются ему, но пользы от них нет. В конце концов он идет в само обиталище Главного Зла, чтобы вызвать некий призрак, который явившись, дает ему двойственный и неутешительный ответ. В третьем акте служители находят его умирающим в башне, где он занимался своим искусством. Скептическая оценка разума: чем больше человек знает, тем больше перед ним открывается зло, царящее в жизни. Но хотя разум и бессилен, отказ от разума равен отказу от человечности. Даже если знание не облегчает жизнь, лучше знать, чем слепо верить. Проблема добра и зла в натуре человека. Бунтарский характер: Манфред отказывается преклонить колени перед Ариманом, отказывается признать себя побежденным. Достоинство человеческой личности. Духовное величие Манфреда трагически бесплодно из-за его отчужденности от других людей «Манфред» не столько трагедия характера, сколько трагедия идеи абсолютного. Титанический герой неизмеримо несчастнее обычного человека; абсолютная власть делает властителя рабом; полное знание раскрывает бесконечность зла в мире; бессмертие оборачивается мукой, пыткой, в человеке возникает жажда смерти — таковы некоторые трагические идеи «Манфреда». Главная же из них: абсолютная свобода освещает жизнь человека прекрасной целью, но ее достижение уничтожает в нем человечность, приводит его к «мировой скорби». И все же Манфред до конца сохраняет свою свободу, на пороге смерти бросая вызов и церкви, и потусторонним силам. С особой ясностью этот прометеевский мотив звучит в его второй философской драме «Каин» (1821), продолжающей (на несколько иной основе) мысли, воплощенные в «Манфреде». Подобно Прометею, герой этой библейской драмы братоубийца Каин является богоборцем, ополчившимся на вселенского тирана — Иегову. В своей религиозной драме, названной им «мистерией», поэт использует библейский миф для полемики с Библией. Но бог в «Каине» это не только символ религии. В его мрачном образе поэт объединяет все формы тиранического произвола. Его Иегова — это и зловещая власть религии, и деспотическое иго реакционного антинародного государства, и, наконец, общие законы бытия, безразличные к скорбям и страданиям человечества. Этому многоликому мировому злу Байрон, идя вслед за просветителями, противопоставляет идею смелого и свободного человеческого разума, не приемлющего царящие в мире жестокость и несправедливость. «Каин» (1821)— вершина драматургии Байрона. В основу сюжета положена библейская легенда о сыне первого человека Адама Каине, убившем своего брата Авеля. Такой сюжет был характерен для средневекового театра, поэтому Байрон назвал «Каина» мистерией (жанр религиозной драмы в Средние века). Но религиозности в драме нет. Убийца Каин в поэме становится подлинным романтическим героем. Титанический индивидуализм Каина заставляет его бросить вызов самому Богу, и убийство рабски покорного Богу Авеля — страшная форма протеста против жестокости Бога, требующего себе кровавых жертв. Богоборческие идеи воплощаются и в образе Люцифера — прекраснейшего из ангелов, восставшего против Бога, низвергнутого в ад и получившего имя Сатаны. Люцифер посвящает Каина в тайны мироздания, он указывает на источник зла в мире — это сам Бог с его стремлением к тирании, с его жаждой всеобщего поклонения. Герои не могут победить в борьбе с всемогущим божеством. Но человек обретает свободу в сопротивлении злу, духовная победа — за ним. Такова главная мысль произведения. Авель и Каин противопоставлены друг другу в их отношении к тому, как создан мир. Авель покорно приемлет существующий порядок вещей. Каин наделен пытливым умом: его разум вопрошает, а страсть возмущается. Перед Каином открывается, что он носит зло в самом себе. Люцифер убеждает его, что зло и смерть — неумолимые законы бытия. Каин приходит в отчаяние. Он решает противостоять злу. Величие человека — в способности отвергнуть зло. «Первый бунтарь на земле». Авель выступает как лицемер и трус, в основе его благочестия — страх. Каин — поборник прав и свобод всего человечества, порабощенного несправедливым произволом. Проблематика и поэтика поэмы Байрона «Дон Жуан». Эпическая поэма — по отзыву автора, а по сути — роман в стихах, «Дон Жуан» - важнейшее и самое масштабное произведение позднего этапа творчества Байрона, предмет постоянных размышлений поэта и ожесточенной полемики критики. В поэме два героя — Дон Жуан и автор. Сюжетные перипетии — герой активный — Дон Жуан. Лирические отступления и философские рассуждения — автор, который высказывает революционные взгляды, но не имеет возможности действовать. Автор осмысляет большие нравственные, социальные, политические проблемы современности. В поэме Байрон не показывает, каким он представляет будущее человечества, но выражает надежду, что «только революция, наверно, избавит старый мир от всякой скверны». На протяжении всего произведения Байрон громит реакционеров — продажных поэтов, писателей, публицистов. Начиная с посвящения он высмеивает поэтов «озерной школы», которым никогда не удастся понять, что нельзя «за океан (поэзии) озера принимать». Отповедь получают и философы и экономисты, ставшие идеологами реакции. Байрон утверждает веру в разум человека. Шедевр позднего Байрона обрывается на полуслове. На протяжении последних семи лет своей жизни, поэт сумел осуществить не более двух третей своего обширного замысла (задумывался эпос в 24 песнях, и автор предполагал показать жизнь своего героя в Германии, Испании, Италии, а закончить повествование гибелью Дон Жуана во Франции в период Великой французской революции).
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы