Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


От воспитания к становлению: эволюционирубщие герои в творчестве Д.Лондона.




Сборники рассказов: «Северные рассказы» «Смок Белью» -«Зов предков» - «Белый клык»

Романы: «Железная пята» - 411, 413 «Мартин Иден» - 413, 416-420 «Морской волк» - 414

Джек Лондон, настоящее имя Джон Гриффит (1876 – 1916) – писатель-самоучка. Все его творчества вырастает из тяжелого жизненного опыта и потому автобиографично.

Сюжеты «Северных рассказов» и сборника «Смок Белью» вынесены из Клондайка, куда он отправился в надежде заработать, чтобы в дальнейшем посвятить себя писательскому труду. - Знания моря и матросского быта (почерпнуты из плавания на шхуне в Беренговом море за котиками) отражены в романе «Морской волк». - Участие в походе «армии Келли» (безработных, двинувшихся на Вашингтон за социальной справедливостью) и Членство в Социалистической рабочей партии – в образах «Железной пяты» - американской политической ухронии. - Путешествие в Англию – социальный самоотчет-исповедь «Люди бездны»

Вопросы о человеке:

1) человек – жертва промышленной экспансии или носитель природных свойств, пробудив которые он возродит и свое истинное «Я» (Сборники рассказов: «Северные рассказы», «Зов предков», «Белый клык», «Сын волка», «Дети Мороза» - Л. утверждает «волю к жизни» более истинную, нежели жажда обогащения)

Рассказ «Любовь к жизни» - инстинкт самосохранения могущественнее товарищества (Билл предаст своего спутника - экстремальные условия Севера), алчности (старатель освободится от запаса добытого золота), нечеловеческой усталости.

Идея витализма – воля к жизни властвует по ту сторону этического. Имморальная философия «любви к жизни» - теоретический предел лондонского «всебытия».

Контрапунктом витальности выступают также возвышающие человеческое достоинство случаи благородной жертвенности. – «Конец сказки»

Поэтизируемые герои отправились на Север как эскаписты, с надеждой возвратиться в цивилизацию на правах победителей.

2) анализ социальных причин конфликта человека с обществом: «Люди бездны», «Морской волк», «Железная пята». «Железная пята»: речь на о борьбе за физической выживание, а за социальное становление. главная причина унижения человека – монополии, железной пятой попирающие права «маленьких людей».

Борьба с социальным бесправием выливается в либо в восстания рабочих, либо в революции (- рассказ «Мексиканец»)

3) Анализ социальных мотиваций привел к более широким художественным обобщениям. Индивид – существо более общественное, чем природное, → этически значимым будет такое произведение, которое достоверно изобразит ответственный выбор героя.

«Морской волк» (1904). Хемфри Ван-Вейден, литературный критик, изнеженный городской средой обитания предпринимает небольшое путешествие к другу на катере через бухту Сан-Франциско. Катер, столкнувшись со встречным судном перевернулся, и Хэмфри из воды подобрал матрос со шхуны «Призрак». Капитан шхуны Ларсен для Хэмфри – символ витального самоутверждения по ту сторону этических понятий. Позиция Ларсена – социальный нигилист и индивидуалист «Сильные пожирают слабых, чтобы сохранить свою силу». Со временем Хэмфри понимает, что нехитрая философия Ларсена – право сильнейшего – разрушает мораль, которая является основой человеческого общежития. Хэмфри о Ларсене: «Вам нельзя доверять даже в мелочах» - Ларсен подтверждает – возможно в целях витального самосохранения, не в силах выносить разрушающее его сознание раздвоенности. *Спасенная женщина внезапно появляется на корабле и отдает предпочтение Хэмфри, который догадывается, что философия Ларсена – следствие бесчеловечных условий его существования. В череде совместных испытаний, событий Ларсен остается верен своей философии жестокости. И только природа лишает возможности действовать дальше – он разбит параличом, оглох и ослеп. Итог его жизни – символ обреченности любой формы витального высокомерия. Оптимистический итог романа –возвращение Хэмфри и Мод (спасенная женщина) в цивилизацию – наставление тем, кто пытается судить о мире либо на основе книжных знаний, либо исходя из собственного жизненного опыта. – Лондонская, американская и фаустовская тема.

«Мартин Иден» (1909) - наиболее проблемный роман Д.Л. о судьбе художника-самоучки в мире «борьбы всех против всех».

- отказ героя от социальной адаптации – сознательный уход автора в идиллическую сферу дружественных или семейных отношений. → Эволюция писателя от витализма и позитивизма к символизму.

Мартин Иден – классический образец героя романа воспитания. Увалень-матрос Мартин стремится достичь высокого образовательного и духовного уровня своей возлюбленной (Руфь). Самоотверженно, интенсивно (на основе строжайшей самодисциплины и экономии) занимается саморазвитием, похоже на иступленную одержимость. Все для того, чтобы стать писателем. Несколько раз отправлял свои работы в редакции, но их возвращали. Бедность заставила его заложить все – костюм и пишущую машинку - и пойти на работу гладильщиком – после 2 недель отупляющего и изнурительного труда сделал вывод, что работа превращает его в животное. Проходит через все тяготы, добивается признания как писатель. Докопавшись до глубины миропонимания сделал вывод, что его возлюбленная - заурядный представитель «массовой психологии», увидел скрытую в ней обыкновенную женскую природу. В память о своем кумире философе и поэте Бриссендена отрекся от литературы. Добровольно расстался с жизнью, выбросившись из иллюминатора первого класса роскошного лайнера… причина: якобы «Мартин Иден-моряк и гуляка были реальными, существовали на самом деле, а Мартин Иден-писатель – был измышлением толпы».

Мысль о мнимой популярности (скорее всего присвоил подаренную кумиром поэму, благодаря которой его впервые заметили, и он начал преуспевать) отравляет существование Мартина. Он не принимает любовь раскаявшейся Руфь. Его не радует и встреча с Джо, которому он дарит прачечную. Мартин бежит из Сан-Франциско на Таити. На борту «Марипозы» он отчаянно скучает и постоянно спит. Прочитав стихотворение Суинберна, Мартин прыгает в открытое море, чтобы достичь покоя, возможного только в смерти.

Д.Л. выходит за пределы отвергаемой им социальности и предопределяет вступление в идиллическую область романов последнего периода твоего творчества.

* Позитивизм - философское направление, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания позитивные, т.е. положительные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность чисто умозрительных исследований (теоретических). Основатель – О. Конт.

* Витализм - целеустремленность, целенаправленность как движущая сила; у некоторых виталистов особое нематериальное жизненное начало, творческая сила, якобы направляющая развитие организмов.

* Символизм - символ, выражающий связи объектов и явлений и отражающего их сознания, отсюда ассоциативность, иносказания, особая роль контекста в творческом методе символистов.

* Идиллия (Идиллической области романов не нашла) - произведения о мирной жизни влюблённой пары («Старосветские помещики» Гоголя), или даже о мирном патриархальном быте вообще, не обяза


 Вопрос 31. Социальная мифология в романах Т. Драйзера (стр.420, амер. лит-ра)


Романы:

«Сестра Керри» (1900) - стр. 422

«Дженни Герхард» (1911) - стр. 421

«Американская трагедия» (1925) - стр. 424

 

Творчество Теодора Драйзера (1871-1945) отражает важный этап эволюции американской литературы от реализма к натурализму. В поисках типичных обстоятельств автор опирался на опубликованные в газетах хронику преступлений, совершаемых охваченными соц-мифологическими видениям людей. Они убивали своих возлюбленных, т.к. те являлись препятствием на пути к их социальному самоутверждению. Героям романов Драйзера предстояло освободиться от сдерживающих нравственных норм, которые оценивались как наивные. Борьба героя за самоутверждение приводила к саморазрушению личности.

Историческая тенденция определяла антивоспитательную форму его романов.

 

«Сестра Керри» (1900) - первый роман Д., в нем он показывает закономерность подавления и разрушения личности обстоятельствами. Герой теряет самость.

Керри, Каролина Кибер, провинциальная девушка из Колумбия-Сити, отправляется в Чикаго на поиски счастья. Всезнающий автор, которому знаком психологический механизм «перевоспитания» личности соц. мифологией, начинает роман с констатацией ее наивности. Она остановилась у сестры Минни, которая казалась ей неудачницей, задавленной семейными заботами. Вскоре Керри начинает привлекать роскошь. Элегантность модных женщин вызывает у нее зависть, подстегивает честолюбие, желание овладеть престижными вещами. Но у нее нет специальности, и она не может устроиться на работу. Тогда она решается продать то, что находи спрос в этом новом для нее мире - обаяние своей молодости, и становится любовницей коммивояжера Чарли Друэ. Овладев навыками элегантности, она решает оставить его ради более престижного любовника Герствуда - управляющего самым модным баром в Чикаго. Но на этом она не останавливается. Ее начинает завораживать вид особняков. «Да, там, несомненно царит счастье! » «Если бы она могла очутиться среди этой роскоши и богатства, о, как скоро отлетела бы ее грусть, исчезла бы боль из сердца! »

Став популярной актрисой, она бросает Герствуда, и идет навстречу очередным «победам». Однако, как пишет автор, «Дверь, за которой таится полное человеческое счастье, так и не открылась для нее».

 

«Американская трагедия» (1925) - правдивая история о том, что жизнь делает с человеком;

- синтез и обобщающий итог творчества Драйзера.

Д, в согласии со своей эстетикой, «дает фон и психологию действительности», и «объясняет» соц-психологический механизм, приводящий обыкновенного, в сущности, юношу к преступлению. Родители Клайда - активисты религиозной Миссии, неспособные мыслить самостоятельно. Клайд рано начинает мечтать о щегольской одежде и тяготиться пассивной покорностью родителей. Его ст. сестра Эста убежала с актером за «красивой жизнью».

Культура, в глазах героев Д., проникает демонизмом жизни, а жизнь завораживающе облекается в демонические одежды культуры. Делая первые шаги по социально-мифологическому пути, Клайд устраивается продавцом, затем рассыльным в отеле, и всюду старается «произвести хорошее впечатление», т.е. приспособиться, задавая себе ценностную установку на всю жизнь.

В 17 лет он утаивает чаевые по 5 долл в день от родителей и отводит душу с друзьями в ресторане, тратит деньги на «продажную любовь». Потом он решает найти девушку не слишком строгих правил, и тратить чаевые на нее, а не на продажных шлюх.

Он ориентируется на внешние образы, его характеризует экстравертная завороженность объектом. Но многообещающая форма оборачивается пустотой и обманом. Гортензия, его девушка, оказывается глуповатой кокеткой, которая заставляя Клайда тратиться на нее, развлекается с другими юношами. Его сестра Эста возвращается домой беременная и разбитая. Волна разочарований накрывает его, когда они с друзьями отправляются на пикник на украденной машине, и на обратном пути сбивают на дороге девочку и скрываются. Этим позорным бегством Клайда от ответственности заканчивается I часть романа.

Во второй части ему 25 лет, он приезжает в Ликург и устраивается на фабрику к своему дяде. Намереваясь любой ценой «сделать жизнь», он взвешивает свое поведение, сверяя его с прообразом «удачливого» молодого человека.

на семейном ужине он знакомится с «роскошной» Сондрой Финчли. Дядя Сэмюел повышает его в должности, и здесь он встречает Роберту Олден. Роберта, увидев Клайда, решила, что он - представитель высшего общества, и в душу ей проник тот же яд беспокойного тщеславия. У них начался роман. Однажды утешая поцелуями плачущую Роберту, Клайд переживает неведомое ему до сих пор состояние гармонии с собой и миром. Однако встреча с Сондрой положила начало параллельной интриге, вырастающей в социально-онтологический конфликт.

Он разрывается между онтологической привязанностью с Робертом и соц. зависимостью от Сондры. У него случаются кошмарные сновидения.

В итоге Клайд убивает беременную Роберту. Он ударил ее фотоаппаратом по лицу, после чего девушка упала в озеро и утонула. Уго приговорили к смертной казни на эл. стуле. Вторая часть романа завершается более страшным преступлением, совершенным слабостью среднего человека, неспособного вынести напряжения социально-онтологического конфликта.


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь