Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Священный Коран: семья – это очаг любви и доброты
С момента сотворения мира по воле Всевышнего и создания упорядоченного строя Божественных тварей, населяющих этот мир, которые были созданы попарно (Сура Рассеивающие прах, 49), проявилась истина парного принципа творения. Господь проявил особую милость к человечеству и такими словами в Коране прояснил сущность творение людей: «Другое из знамений Его - то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили успокоение в них, и учредил любовь и [взаимную] благосклонность между вами. Воистину, во всем этом - ясные знамения для людей, которые размышляют» (Сура Румы, 21). Семья – это краеугольный камень человеческого мироздания и единственный легитимный путь появления на свет новых людей, лучшее место для развития и расцвета их способностей. Семья – лучшая школа воспитания и развития людей. Это основа культуры любой страны и любого народа, это центр возвышения исламских знаний в области воспитания. Разрушение семьи – это ограбление любой страны и расхищение человеческих ресурсов. Именно так ислам смотрит на брак и не рассматривает его в качестве средства удовлетворения полового инстинкта. Семья – правовая школа Супружеские отношения – это первый класс социальной жизни, это школа, в которой изучаются права и отрабатывается соблюдение прав других людей. Мужчина, который понимает, что его жена имеет в отношении его определенные права, которые ему нужно соблюдать, в других сферах, в торговой и управленческой деятельности, будет также относиться к соседям, компаньонам, клиентам и подчиненным. Ибо у всех у них есть свои права, ответственность за соблюдение которых возлагается на него. Он обязан обеспечивать и гарантировать эти права в общении с этими людьми. Это касается и женщины, которая должна в рамках семьи понимать, какие права имеет на нее муж и что она обязана делать для него, что поможет ей ответственно вести себя и в обществе. Иными словами, люди в рамках семьи постигают науку ответственности соблюдения прав других людей, что является бесценным опытом для их жизни в обществе. Ислам определяет да вида взаимных прав мужчин и женщин в браке: юридические и нравственные. Под юридическими понимаются такие права, при несоблюдении которых другая сторона имеет возможность обратиться в судебные инстанции и через них обязать супруга выполнить или соблюсти определенные права. Имеется в виду право женщины на получение материального содержания от мужчины и право мужчины на послушание жены. Эти права составляют основу супружества и могут быть сравнимы с армированным поясом здания, который придает ему прочность и устойчивость и не дает развалиться. Их можно сравнить также с опорными столбами, фундаментом и кровлей здания, без которых самого его существование невообразимо. Что касается нравственных прав, то это такие права, которые, согласно исламской морали и культуре, должны соблюдать муж и жена, однако в случае их несоблюдения противоположная сторона не может принудить к этому посредством закона. Только жизнь в такой ситуации становится неприятной. К таким правам относятся уважение к партнеру и доброе к нему отношение. Эти права можно сравнить с отделкой здания лепниной, покраской стен и установкой стекол и светильников. Если всего этого и не будет, здание все-таки будет существовать, но оно будет лишено эстетической привлекательности и совершенства. Если муж и женщина будут поступать друг с другом исключительно по закону, то есть соблюдать только юридические права друг друга, в их жизни не останется места для взаимной привязанности и искренности, и такой брак долго не просуществует. Для того чтобы их жизнь была исполнена искренности и свежих чувств и продолжалась долго, необходимо соблюдать и нравственные права, о которых мы и поговорим, если будет на то воля Божья. 1) Исламские установления в семье Во многих хадисах от ахле-бейт (а)подчеркивается, что вера, религиозность и добрый нрав являются основными условиями выбора супруга. А потому два верующих человека, желающие заключить брак и создать семью, стремятся не только обрести атмосферу любви и нежности и законно удовлетворять свои половые инстинкты, но и создать очаг постижения Божественных установлений, соблюдения исламских обязанностей и воспитания в себе исламской нравственности. Ведь человек без согласия своей супруги не может пойти на бой за веру и истину, заняться каким-либо делом для обеспечения своей семьи, не сможет он и соблюдать религиозные предписания и выполнять свои финансовые обязанности перед другими людьми. Те, кто стремится создать семью в качестве места исполнения религиозных обязанностей и постижения исламской нравственности, не станут водиться с недостойными людьми, не впадут в опасную зависимость (например, от наркотиков), не станут тратить свое время и деньги своей семьи на сомнительные вечеринки. Как сказал великий Пророк ислама (с), если Господь хочет даровать счастье и блаженство семье, он наделяет ее членов религиозной проницательностью, учит их проявлять умеренность и соразмерность в тратах, не позволяет им заниматься мотовством и растратами. Кроме того, Он обеспечивает в такой семье уважение младших к старшим. Семьи же, где не соблюдаются исламские ценности, где нет места для искренности, верности, целомудрия, справедливости, богобоязненности и преданности, с точки зрения членов рода Пророка (а)представляют руины, а не настоящие семьи. 2) Семья и стремление подстроиться под супруга Муж и жена должны иметь желание построить совместную жизнь друг с другом. Вообще, намерение – это основной фактор во всех делах, это душа любого дела, которым занимается человек. Если супруги действительно захотят сжиться вместе и создать крепкую семью, это определит и их поведение в семейной жизни, побудит их внимательнее относиться друг другу и не позволит поступать так, чтобы опечалить своего спутника жизни. Наоборот, они будут внимательно следить за тем, чего от них хочет и ожидает партнер, и стараться удовлетворить эти ожидания. Видя, что что-то не нравится супругу, они постараются не повторять этого, чтобы его (или ее) не обижать и не наносить ему (ей) душевную травму. Муж и жена должны понимать, что брак – это соединение, слияние двух людей, и если они захотят продолжать свое отдельное существование, то никакого слияния, то есть настоящего брака, не получится. После заключения брака оба супруга должны отказаться от некоторых своих желаний и привычек, чтобы приспособиться к желаниям спутника жизни. Они не должны подавлять партнера, не должны проявлять деспотизм, командовать им. И самое главное – им никогда не должна приходить в голову даже мысль о возможности развода. Посланник Аллаха (с) обратился к мужчинам с такой речью: «В своем обращении с женами думайте о Боге, ибо женщины – это ценный дар, данный вам Богом на хранение. Так что будьте добрыми с ними, старайтесь завоевать их симпатию»[194]. А женщин он увещевал такими словами: «Знайте, что если женщина не будет вести себя в соответствии с возможностями мужа и будет заставлять его что-либо делать свыше его возможностей, такой женщине не зачтутся никакие ее благие дела. Она увидит Бога в гневе».[195] Умение женщины подстроиться под супруга, под его возможности и способности, сохранение атмосфере привязанности, доброты и спокойствия в доме, искренности и доброжелательности в семейных отношениях ценятся так высоко, что считаются равными по статусу участию в бою. Повелитель правоверных сказал так: «Джихад женщины – это хорошее содержание мужа»[196]. 3) Семья и добрый нрав Добрый нрав – это одно из отличительных качеств достойных рабов Божьих. Человек, имеющий добрый нрав, хорошо обращается с людьми. Такой человек с улыбкой разговаривает с окружающими, никогда не произносит резких слов и не обижает никого. Имам Садык (а) зримым воплощением доброго нрава считал открытое, улыбчивое лицо, вежливую речь, хорошее поведение.[197] Как мы знаем, нрав человека в наилучшем виде проявляется в семье. Именно поэтому Посланник Аллаха (с)говорил, что самыми совершенными людьми с точки зрения веры являются люди с добрым нравом, но лучшими из них нужно считать тех. кто хорошо ведет себя в семье.[198] Интересно высказывание на эту тему имама Садыка (а): «Не видать милости Бога женщине, которая досаждает своему мужу и ввергает его в печаль. Женщина же, которая проявляет к своему супругу уважение и не подвергает его мучениям, слушается его, будет счастлива и спасена».[199] Можно привести еще много высказываний Пророка ислама (с)и членов рода Пророка (а), которые всегда подчеркивали важность доброго нрава и достойного поведения людей во всех ситуациях и, в частности, в семье. Когда скончался Саад бин Мааз, один из выдающихся асхабов Посланника Аллаха, пользовавшийся его уважением, Пророк в знак большого траура босиком принял участие в его похоронах, своими благословенными руками уложил его тело в могилу и покрыл его. В тот момент мать Саада, увидев проявление такого великого уважения со стороны Пророка, воззвала к своему покойному сыну и произнесла такие слова: «Саад, да будет сладок рай для тебя! ». А Пророк ответил ей: «Мать Саада, не говори таких слов, ибо могила тяжело придавила Саада». Когда его спросили о смысле этих слов, он пояснил: «Дело в том, что Саад плохо поступал со своей семьей».[200] Нужно иметь в виду, что счастье и радость семейной жизни не имеет отношения к обладанию несметными богатствами, высоким общественным положением и тому подобными внешними показателями благополучия. Только добрый нрав и хорошее поведение членов семьи могут действительно сделать семейную жизнь приятной. Только это создает то, что в исламской традиции передается термином «благостная жизнь» (хайат-е таййебе). Об этом говорили многие предводители ислама. Так, Предводитель правоверных (а) напутствовал Мухаммада Ханафию таким словами: «Чтобы твоя жизнь прошла в радости и счастье, хорошо обращайся со своей женой, ибо женщина – это нежный цветок, который не выносит грубого обращения».[201] Священный Коран в нескольких словах определяет то, как должны существовать супруги в рамках своей семьи: «Обращайтесь с ними (женами) по-доброму».[202] В хадисах от членов рода Пророка (а)хорошая жена рассматривается в качестве одной из наибольших благодатей, дарованных Богом людям. Так, имам Садык (а) сказал: «В мире нет ничего лучше достойной супруги, увидев которую, муж испытывает радость».[203] Что касается смысла выражения «достойная жена», которая так восхваляется в исламском предании, то он определяется следующим аятом суры Женщины (аят 34): «Добродетельные женщины преданы [своим мужьям] и хранят честь, которую Аллах велел беречь». Приведем хадис от Посланника Аллаха (с): «Лучшей из ваших жен является та, которая благодарит мужа, если он что-либо принесет для нее, но при этом не возмущается, если он не смог принести ничего».[204] Пророк также говорил, что хорошая женщина слушается своего мужа и выполняет его (законные) пожелания.[205]
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы