Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Брак и семья в качестве прочного союза
Священный Коран, говоря об отношениях между мужчиной и женщиной, никогда не сводит эти отношения лишь к удовлетворению сексуальных потребностей, а призывает людей создавать семью в качестве священного домашнего очага. Иными словами, в Коране мы находим возвышенный взгляд на семью. Во-первых, семья рассматривается в качестве прочного и устойчивого союза между мужчиной и женщиной (Сура Женщины, 31). Во-вторых, тесная связь между мужем и женой выражается такими образными словами, что они должны стать одеждой друг для друга (Сура Корова, 187). Речь идет о том, что одежда плотно облегает человеческое тело и находится с ним в самом тесном контакте, сохраняя его от внешних воздействий, так и муж и жена должны быть хранителями друг друга, сохранять честь и достоинство друг друга перед обществом, должны стараться защищать друг друга от внешних воздействий. С точки зрения Корана, женщина создает покой и уравновешенность в жизни. Об этом говорится в следующем аяте: «Другое из знамений Его - то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили успокоение в них, и учредил любовь и [взаимную] благосклонность между вами. Воистину, во всем этом - ясные знамения для людей, которые размышляют».[224] Семья и воспитание здорового молодого поколения Одной из основных целей создания семьи является воспитание здорового молодого поколения, что Священный Коран выразил следующими основополагающими словами: «Ваши жены - Ваша пашня [где вы сеете семена потомства]. Приходите на вашу пашню, когда возжелаете. Готовьте для себя [грядущее добрыми деяниями], бойтесь Аллаха и знайте, что вы предстанете перед Ним. Обрадуй же этой [вестью] верующих» (Сура Корова, 223). Эта тема непосредственным образом связана с воспитательной функцией семьи, которая влияет на создание новой личности – личности ребенка, появившегося на свет в этой семье. Роль матери Конечно, каждый человек осознает, что его появление на свет – это некое событие, которое связано с появлением нового явления: его не было, и вот он появился. Очевидно, что он не сам создал себя, а был сотворен Всеведущим и Мудрым Богом, Творцом всего сущего. Именно поэтому человек ощущает на себе долг и обязанность по отношению к Господу, Которому он должен до конца дней своих быть благодарным за свое появление на свет. Но если рассмотреть нашу биографию, а точнее книгу нашей жизни, станет ясно, что мы пришли в этот мир не через непосредственное Божественное творение, а что Господь сотворил нас при помощи посредников, каковыми являются наши добрые отец и мать. Мы являемся плотью от их плоти и кровью от их крови. Нас омывали волны моря их любви и нежности, они заботились о нас, когда мы были младенцами, они воспитывали нас и занимались нами, когда мы были еще детьми. Они воспитывали нас и вели по жизни до тех пор, пока мы сами не научились жить самостоятельно и не познали все стороны существования в этом мире. Во всем мире мы не испытывали ни с чьей стороны более чистой, искренней и бескорыстной любви, чем со стороны своих родителей. Их забота не может сравниться с заботой о нас со стороны кого бы то ни было. Другие люди чего-то хотят от нас, смотрят на нас с желанием получить от нас какую-то пользу или выгоду, все в чем-то соревнуются с нами, завидуют нам и испытывают к нам не самые добрые чувства. И только два человека на свете любят нас за то, что мы есть и какие мы есть. Чем больше мы продвинемся в этой жизни, чем большего развития и прогресса достигнем в своих делах, тем больше радости и удовлетворения это им принесет. Это наши родители, отец и мать. Все другие люди этого мира не с нами, их сердца отделены от нас, их души не привязаны к нам, ибо они занимаются только самим собой и своими делами. Если с нами приключится беда, многие из них внешне проявят сожаление, даже, может быть, немного взгрустнут вместе с нами, но все это будет только на самом поверхностном уровне, а наши печали не потрясут их до глубины души. И только сердца отца и матери будут учащенно биться из-за наших проблем и несчастий, ибо только они искренне сопереживают нам и думают о нас. Когда мы выходим из дома или отправляемся в путешествие, они ежедневно, ежечасно и ежеминутно думают о нас и беспокоятся о том, как мы себя чувствуем и в каком состоянии находимся. Они не успокаиваются, пока снова не увидят нас в добром здравии. Возможно, супруги также будут к нам относиться, но их привязанность к нам носит акцидентальный характер, то есть не постоянна и не имманентна. А привязанность родителей не подвержена временному фактору, она постоянна и неизменна. Поэтому мы, после Бога, несем на себе долг перед родителями (а наличие родителей – это часть Божьей милости в отношении нас). Именно поэтому священный Коран, подчеркивая долженствование человека Богу и необходимость поклонения Ему, призывает к доброму отношению к родителям, к почитанию отца и матери. Так, в аяте 14 суры Лукман говорится: «Мы заповедали человеку [относиться хорошо] к родителям своим. Мать носила его с большим трудом. Его следует отнимать от груди в два года. [Мы велели]: " Благодари Меня и своих родителей: ко Мне вернутся [все]». Приведем еще один важный аят: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и выказывать доброе отношение к родителям. Если один из родителей или оба достигнут преклонного возраста, то не говори с ними сердито, не ворчи на них и обращайся к ним уважительно. Осеняй их крылом смирения по милосердию и говори: " Господи! Помилуй их, подобно тому, как они [миловали] и растили меня ребенком". [225] Права матери выше права отца Так как мать больше вкладывает сил в вынашивание и воспитание ребенка, так как она проявляется при этом больше самопожертвования, то и долг ребенка по отношению к матери выше, чем долг по отношению к отцу. Материнское служение носит совершенно особый характер, который индивидуален и неповторим. Именно в силу этого предводители ислама указывают на необходимость проявления большего уважения в отношении матери и большей заботы о ней. Однажды некто спросил Пророка ислама (с), кому мы должны больше – отцу или матери? Пророк ответил: «Больший долг у нас к тому, кто выносил ребенка в своем теле, кормил его молоком из своей груди, сажал его к себе на колени, своими руками помогал ему и проявлял в отношении его большое самопожертвование».[226] Имам Саджад (а) передает: К Пророку (с)пришел человек и сказал: «О Посланник Аллаха! Я совершил в своей жизни много грехов, и теперь хочу покаяться». Пророк, желая помочь этому человеку не только покаяться на словах, но и совершить какие-либо богоугодные благие дела, чтобы полностью смыть с себя грехи, сказал: «Твои родители живы? » Тот ответил: «Только мой отец еще жив». Пророк сказал: «Отправляйся к нему и сделай для него, насколько можешь, добрых дел». Когда человек развернулся, чтобы пойти и выполнить это указание, Пророк со вздохом сожаления сказал: «Хорошо было бы, если бы была жива и его мать».[227] Имам Садык (а) передает, что к Пророку (с)пришел некто и спросил, в отношении кого ему стоило бы совершать добрые поступки. Пророк ответил: «В отношении твоей матери». Пришедший человек три раза повторял свой вопрос и каждый раз получал один и тот же ответ. Но когда он задал его в четвертый раз, Пророк ответил: «Сделай добро и своему отцу».[228] |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы