Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Женщины, которых порицают



О таких женщинах Пророк (с)говорил: «Худшая из жен – та, которая упрямится». А также: «Плохая жена не принимает извинения супруга и не прощает его ошибок».[206]

Но при этом в исламе утверждается, что если муж сумел ужиться с не самой лучшей женой, это зачтется ему в качестве добродетельного поступка. Посланник Аллаха (с)сказал: «Каждый мужчина, который сможет поладить со своей недоброй супругой, Всевышний воздаст ему за его терпение и дарует ему силу терпения Айуба (Иова)».[207]

4) Искренность и помощь семье

Хотя на практике женщины обычно берут на себя всю работу по дому, ислам не обязывает их делать это, а потому они при желании имеют права требовать со своих мужей плату за выполненную работу. Но так как обычно этого не происходит, мужчины должны в качестве компенсации хотя бы изредка помогать им по дому. Это будет способствовать установлению в семье атмосферы искренности и взаимопонимания. Именно так поступали Посланник Аллаха и члены его рода.

Супруга Пророка Аиша рассказывала, что когда все расходились, Пророк зашивал себе одежду, чинил обувь и работал по дому, как другие мужчины.[208]

5) Уважение в семье

Хотим подчеркнуть, что добрый нрав и хорошее поведение, на котором акцентирует свое внимание ислам, призывая к этому людей, - это мораль, которая берет свое начало в вере в Бога, в сердечной доброте и в скрытых возвышенных движениях человеческой души. Если же человек будет только внешне соблюдать правила достойного поведения, но это не будет следствием его внутренней убежденности и веры, то это будет уже не добрый исламский нрав, а всего лишь некий вид раздвоения личности.

Уважение и вежливость

Каждому хотелось бы, чтобы его личность пользовалась уважением у других людей. Это является условием того, чтобы и сам этот человек с уважением относился к другим. Чем больше будет проявляться уважение к человеку, тем в большей степени сам этот человек будет с уважением относиться к другим. Верно и обратное: человек не испытывает добрых чувств к тем, кто не уважает его, подвергает его поношениям и оскроблениям. Такое поведение вызывает ответную отрицательную реакцию.

Будучи приверженным прочности супружеских уз и устойчивости семейного очага, ислам особо подчеркивает необходимость взаимного уважения между супругами в качестве условия этого. Пророк ислама (с)в этой связи говорил: «Благородные мужи почитают своих жен, дорожат ими. Низкие же люди подвергают своих жен оскорблениям».[209]

Имам Садык (а) передавал слова своего великого деда, который сказал: «Каждый, кто взял в дом жену, должен уважать ее»[210].

Таким образом, супруги в разговоре между собой должны использовать уважительные выражения, причем уважение должно проявляться не только вербально, но и в интонации и тоне голоса. В их семейных беседах не должно быть места для оскорблений и проявлений неуважения, на что следует обратить особое внимание. Ведь Пророк (с)сказал: «Если кто-то оскорбит свою семью, он утратит радость жизни».[211]

Некто обратился к Пророку с такими словами: «Моя жена всегда встречает меня, когда я возвращаюсь домой, и провожает, когда я выхожу их дома. Если видит, что я опечален, она старается ободрить меня и говорит: «Если ты думаешь о том, как достать средств нам на пропитание, не печалься, ибо Бог обеспечит нам средства к жизни. Если же ты думаешь о своей загробной жизни, то пусть Господь утолит твои печали». Пророк похвалил эту женщину и сказал: «В этом мире у Бога есть исполнители Его воли, одной из которых и является твоя жена. Такой супруге будет дано воздаяние в половину того, что дается шахиду».[212]

6) Управление семейными делами и попечение семьи

Общественная жизнь осуществляется на разных уровнях в различных сферах, но среди всех них уникальную роль играет семья. Здесь начинается жизнь каждого человека, где он изучает «алфавит жизни». Люди входят в мир, наделенные многими способностями, и именно в семье эти способности проявляются и расцветают. Это школа, где воспитывается человек и где ему даются первые уроки жизни.

Если руководители семейного очага, то есть родители, окажутся хорошими воспитателями и смогут дать полезные уроки своим детям, они могут считать свою миссию исполненной. Семья создается волей двух людей, один из которых отличается твердостью, решительностью и способностью к устроению дел, а другая – нежностью и эмоциональностью.

Женщина в течение девяти месяцев вынашивает ребенка, затем претерпевает родовые муки, после чего вскармливает новорожденного своей грудью и воспитывает его с лаской и нежностью. Она своей улыбкой учит ребенка улыбаться, своими словами – говорить, гуляя с ним, учит его ходить, не спит по ночам и ухаживает за ним во время болезни.

Если сравнивать семью с неким общественным центром, то логично поставить вопрос о том, кто является руководителем этого центра. И здесь разум дает простой и неоспоримый ответ: руководство этого «центра» определило само Творение.

7) Кто же руководит семьей

Разве не обладает приоритетным правом на руководство семьей тот, кто обладает больше твердостью, физической и духовной силой, кто может глубже и логичнее мыслить? Разве не обладает большим свободным временем для обеспечения семьи и руководства ею тот, кого само Провидение освободило от тяжелого бремени вынашивания плода, родовых мук и кормления новорожденного?

Всевышний, который установил законы Творения и мудро устроил мир, в одном из аятов Корана разъясняет миссию мужчины и женщины в семье:

«Мужья - попечители [своих] жен, поскольку Аллах дал одним людям преимущество перед другими и поскольку мужья расходуют [на содержание жен] средства из своего имущества. Добродетельные женщины преданы [своим мужьям] и хранят честь, которую Аллах велел беречь».[213]

Как видим, в этом аяте миссия упорядочения семейных дел и управления семьей возложена на мужчину, что обосновывается преимуществом, данным мужчинам Всевышним, и их обязанностью нести расходы по содержанию семьи. В этой связи обратим внимание читателей на несколько важных моментов.

а) Управление на основе господства права

Ислам разделил между собой права, дарованные женщине и мужчине, а попечительство мужчины над семьей осуществляется не по его желанию и воле и не из индивидуальных побуждений, а на основе права и закона. Причем Господь призывает уверовавших быть попечителями по справедливости.[214]

Таким образом, важнейшая обязанность мужчины заключается в том, чтобы быть защитником и проводником принципов справедливости и на этой основе служить своей семье. В том же аяте, после определения обязанностей женщины в семье, говорится, что муж в управлении делами семьи должен избегать всякой чрезмерности и злоупотреблений, он не должен игнорировать мнение своей жены, ибо забота о семье – дело исключительной важности.

Имам Бакер (а) говорит: «Женившийся человек не имеет права несправедливо обращаться со своей женой и проявлять к ней невнимание».[215]

б) Контроль над членами семьи

Так как великий Пророк ислама (с)назвал мужчину попечителем семьи, а каждый попечитель несет ответственность за своих подчиненных, мужчина должен следить за тем, чтобы его жена не сбилась с правильного пути под влиянием общения не с теми людьми или пропаганды недолжных идей.

Пророк (с)сказал: «Если мужчина послушается своей жены, Всевышний бросит его навзничь в огонь». Люди спросили: «Посланник Аллаха, о каком послушании идет речь? » Он ответил: «Когда жена просит разрешения у мужа ходить на свадьбы, праздники и в гости в тонкой одежде и он соглашается на это».[216]

В другом случае Пророк сказал: «Если женщина выйдет из дома в украшениях и умастившись благовониями, а муж с этим согласится, Всевышний подвергнет его мучениям за каждый шаг, который она сделает».[217]

в) Исламское воспитание в семье

Одной из обязанностей, которую Всевышний установил для мужчины в семье, является выполнение функции семейного воспитателя, который должен познакомить свою супругу с религиозными установлениями, обучить ее исламской идеологии и морали. Это одна из непременных обязанностей супруга.

Рассмотрим следующий аят Корана:

«О вы, которые уверовали! Остерегайтесь вместе с вашими семьями огня, топливом для которого служат люди и камни».[218]

Имам Садык (а) сообщил, что когда снизошел этот аят, один из мусульман зарыдал и возгласил: «Я не могу спасти даже самого себя от адского огня, а теперь я обязан еще и спасать от ада членов своей семьи».

Посланник Аллаха (с)на это сказал: «Достаточно тебе приказать им исполнять то, что ты должен делать, и не предаваться тем делам, которые ты сам должен оставить»[219].

Жена также должна призывать своего супруга совершать дозволенные поступки и предостерегать его от недозволенного. Ведь это обязанность всех мусульман, как мужчин, так и женщин. Если муж совершит греховное деяние (например, не прочитает намаз или не выполнит еще какое-то из обязательных исламских действий), его жена обязана с соблюдением правил обращения к супругу увещевать его и указывать ему на то, что он сделал неправильно.

г) Гордость и защита семьи

Мужчина обязан защищать честь и достоинство своей жены, на что делается серьезный акцент в культурной традиции рода Пророка (а). Об этом говорят многие имамы из рода Пророка (а).

д) Миссия женщины в семье

В конце аята, в котором говорится о том, что мужчина должен управлять делами семьи и организовывать ее жизнь, описывается и миссия женщины в семье и подчеркивается, что женщины должны быть добропорядочны и сохранять неприкосновенность домашнего очага в отсутствие мужа.

Из этих указаний можно сделать два важных вывода:

1) Достойные женщины подчиняются своим мужьям и слушаются их, хотя при этом указывается, что мужчины не должны требовать от женщин чего-то сверх меры. Подчинение женщины мужчине необходимо только в сфере половых отношений.

2) В отсутствии мужа женщина обязана во всех смыслах этого слова хранить честь и достоинство своего супруга.

е) Выполнение работы по дому на основе принципа равновесия

Домашняя среда, которая является школой жизни и права, является также и средой, где должна преобладать искренность в отношениях. Здесь человек отдыхает от своих трудов и набирается сил для продолжения активной работы. Здесь решаются проблемы, возникшие у человека, и удовлетворяются его потребности. Дом, семья – это и место воспитания подрастающего поколения. Это своего рода «офис», управление оперативное которым лежит на плечах женщины. Хотя ислам не вменил женщинам в обязанность исполнять эти управленческие функции, тем не менее, женщины это делают и ведут всю работу по дому, беря в этом пример с таких великих женщин ислама, как Хадиджа, Фатима (а)и другие.

Упорядоченное ведение домашнего хозяйства само по себе является искусством. Это часть супружеских обязанностей, это то, за что полагается большая духовная награда.

Как сказал Посланник Аллаха (с), «мир женщины состоит в том, чтобы хорошо заботиться о муже».[220]

Умм Сальма, одна из мудрых и религиозно развитых жен Пророка ислама (с)спросила его о том, насколько работа по дому прибавляет женщине религиозного благочестия и духовных преимуществ.

Пророк ответил: «Если женщина хотя бы переставит какую-то вещь с одного места на другое, чтобы в доме было больше порядка, Господь милостиво оценит ее усилия. А каждый, на кого Господь обратит внимание, не окажется под Его гневом». Умм Сальма сказала: «О Посланник Аллаха! Да падут жертвой за тебя мои отец и мать! А что даст женщинам большую духовную награду?

Посланник Аллаха (с)ответил: «Когда женщина беременеет, Господь дает ей награду человека, который своей душой и имуществом участвовал в битве. Когда женщина рожает, ей сообщается, что ее грехи прощены и она может начинать свою деятельность заново уже без старых грехов. Когда женщина вскармливает молоком своего ребенка, Господь за каждый раз, как она это делает, освобождает ее от одного греха в свитке ее деяний».[221]

Обратим внимание на то, что экономические вопросы и соблюдение умеренности в тратах являются важными составными частями семейной жизни, на что Господь обратил особое внимание и расценил это в качестве показателей веры:

«Рабами Всемилостивого Бога являются те, кто не впадает в расточительство».[222]

Об этом же говорили и члены рода Пророка (а), призывая воздерживаться от расточительности и подчеркивая, что никогда не будет нищим тот, кто бездумно не тратит свои деньги.

Абдулла бин Абан говорит: «Я спросил у хазрата Мусы бин Джафара (а) о расходах на семью, и он ответил: «Не допустимы как расточительство, так и излишняя скаредность. Следует придерживаться среднего пути».[223]


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь