Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Н.А. Некрасов. Художник И.Н. Крамской. 1877 г.
В истории литературы и вообще общественной жизни бывают такие периоды духовной растерянности, отчаяния, тоски, из которых Находят разные варианты выхода. Например, в конце XIX века русский символизм выходил из безвременья через философию Владимира Соловьева, которая запечатлелась в таких строчках: Р°ДИНУ* стал спасительным для века" Милый друг, иль ты не видишь, Что всё видимое нами - Только отблеск, только тени От незримого очами? Легче преодолевать «скорби земные» если воспринимать видимое здесь, как «только тени» - По сути это религиозное отношение к жизни -настоящая жизнь там - там Царство Небесное, там настоящая жизнь. В какой-то мере уход русской лирики 60-70-х* в Николай Алексеевич v*W°B ^ века" му что земные скорби Некрасов стал великим поэтом именно пото-главные темы его творче> Да' страшные картины крепостничества -философии, он видел 6oiWBa- Он не искал какой-либо спасительной кликался на нее. 'ь наР°Да и всем сердцем, тоже с болью, от- Некрасов стал народным заступником раз и на всю жизнь. " Это было раненое сердце, яся рана эта и была ист> Р(tm) ° нем Достоевский, - и не закрывша-мучения любви этого Че > ником всей его поэзии, всей страстной до жестокости необузданно> века к0 всему. что страдает от насилия, от нашего ребенка в русской воли> чт0 гнетет нашУ Русскую женщину, часто доле его". * семье, нашего простолюдина в горькой так Поздняя осень, грачи улетели Лес обнажился поля опустели Только, не сжата полоска одна... Грустную думу наводит она. " Грустная дума" прок Я привел четыре стро> зывает все творчество поэта, в " Камешках на ладони" > из " Несжатой полосы". Владимир Солоухин но несжатые полоски и о > шет- ЧТО вот' мол' °(tm)скивал Некрасов имен-было убрано, что бегать}0" " " сал, на это нажимал, а то, что кругом все деревне жили хорошо -> й был Урожай, что многие в старой русской денциозно, вот такие нацпоэт об этом Умалчивает, творчество его тен- Все-таки видимо бс(tm) писатели и привели к трагедии 1917 года. рые отдавали дань его' бо> ьше пРавы современники Некрасова, кото-сова во время прощальн> за наРол- Поэтому-то на похоронах Некра-уровню и значению Не> слова Достоевского, который поставил по раздалось много голосо> сова вслед за Пушкиным и Лермонтовым, Лермонтова из толпы: выше! То есть выше Пушкина и Философия творчества Некрасова заключается в том, что поэт поклонился правде народной. Он не просто " печальник народного горя", но готов всему учиться у народа, он верит народной интуиции, народ для него все. Критики отмечают, что стихи и поэмы Николая Алексеевича - это подлинная энциклопедия русской жизни 50-70-х годов XIX века. В них встают яркие картины деревенского быта, показаны социальные контрасты большого города. Некоторые пишут, что боль о маленьком человеке, о Евгении из " Медного всадника", в лице Некрасова нашла подлинного защитника. Некрасов опустил поэзию с небес на землю. Под его пером поэзией стало простое человеческое горе. Поэт заглянул в трущобы Петербурга, он не избегал " грязи жизни"... Прежде чем загнанная лошадь как образ появилась в " Преступлении и наказании" и " Братьях Карамазовых" - она была уже в некрасовской поэзии. И прежде чем читатель во всей жестокой сути увидел Петербург " Преступления и наказания", он уже о нем кое-что такое знал из поэзии Некрасова. В нашей улице жизнь трудовая. Начинают ни свет ни заря Свой ужасный концерт, припевая, Токари, резчики, слесаря, А в ответ им гремит мостовая' Дикий крик продавца-мужика, И шарманка с пронзительным воем, И кондуктор с трубой, и войска, С барабанным идущие боем, Понуканье измученных кляч, Чуть живых, окровавленных, грязных, И детей раздирающий плач На руках у старух безобразных, - Все сливается, стонет, гудет, Как-то глухо и грозно рокочет, Словно цепи куют на несчастный народ, Словно горф обрушиться хочет. Давка, говор...(о чем голоса? Всё о деньгах, о нужде, о хлебе) Смрад и копоть. Глядишь в небеса, Но отрады не встретишь и в небе... Некрасовские мотивы скорби о долготерпении народа подхватил потом А. Блок: " Доколе Матери тужить? / Доколе коршуну кружить? " Вообще некрасовская линия в русской поэзии нашла многих продолжателей, но Блок был одним из первых и самым ярким. Отвечая на анкету К.И. Чуковского о Некрасове " Любите ли вы стихотворения Некрасова? ", Блок говорит; " Да". " Как вы относитесь к стихотворной технике Некрасова? " - " Я занимался ею. Люблю". - " Не оказал ли Некрасов влияния на ваше творчество? - " Оказал большое". Достоевский сказал о скорби Некрасова еще такие слова: "...любовь к народу была у Некрасова как бы исходом его собственной скорби по себе самом. В служении сердцем своим и талантом своим народу он находил все свое очищение перед самим собой". Было ли от чего очищаться? Современники знали, что было. После некоторых моментов своей жизни он с отвращением от них отрывался и шел к простодушным и униженным. Бился о плиты родного сельского храма и получал искупление грехам своим. Так считают исследователи творчества поэта. Если читатель заинтересуется этой темой, то сам найдет ее развитие в книгах, например, К.И. Чуковского о Некрасове или в воспоминания современников о поэте. Николай Алексеевич Родился в селе Немирове Каменец-Подольской губернии. Детство прошло в имении Грешнево, на Волге, близ Ярославля. Отец Некрасова был довольно суровым крепостником, он внушал страх крестьянам и собственной семье - наверное, и это повлияло на его творчество. В 1832 году под инициалами Н.Н. вышел первый сборник стихотворений Некрасова " Мечты и звуки". Книга была слабой, подражательной - и поэт быстро эт0 понял, начал скупать тираж и его уничтожать. Потом он пишет водевили) печатает статьи. Встреча с Белинским многое определила в дальнейшей Жизни и творчестве поэта. Когда в 1845 году Некрасов прочитал Белинскому стихотворение " В дороге", критик, пораженный но%знои и оригинальностью стихов, воскликнул: " Да знаете ли вы, что вы поэт и поэт истинный! " В 1847 году Некрасов стал редакторов журнала " Современник". Он пригласил в журнал лучшие литературные силы того времени. Достоевский и Григорович, Лев Толстой и Фет, Тургенев и Гончаров, Белинский, Герцен, Добролюбов, Чернышевский стали авторами журнала. " Современник" стал трибуной революционно настроенных публицистов и мыслителей, он сыграл важную роль в подготовке отмены крепостного права. С 1866 года и до кончины Некрасов был редактором журнала " Отечественные записки". Конечно, пока живо будет русское слово, до тех пор будут читать люди поэмы " Мороз, Красный нос", " Кому на Руси жить хорошо", а уж песню из поэмы " Коробейники" - " Ой, полна, полна коробушка..." - будут петь, пока народ наш жив будет. Так же, как будут петь ставшие народными песнями стихотворения " Тройка" (" Что ты жадно глядишь на дорогу..." ), " Меж высоких хлебов затерялося...". Многие, многие строфы некрасовские вспоминаются нынче. В столицах шум, гремят витии, Кипит словесная война, А там, во глубине России, - Там вековая тишина... И нынче кипят в Москве страсти политические, а " во глубине России"... вся поэзия Некрасова - это именно слово о том, что " во глубине", но не только в значении удаленности от столицы, но в прямом значении истинной глубины народной живет. Несколько слов о языке Некрасова. Стихотворный его язык близок к обыденной, разговорной речи, поэт смело вносит прозаические оттенки, " газетную" точность факта. В его языке очень сильна изобразительная сторона. Некрасов создал новый стиль, новую поэтику, он смело ввел приемы народной песни. Он и мастер резких формулировок: Блажен, кто в юности слепой Погорячился и с размаху Положит голову на плаху... И мастер тонкой инструментовки: Еду ли ночью по улице темной... И народная речь естественно в нем живет: Не гулял с кистенем я в дремучем лесу, Не лежал я во рву в непроглядную ночь... Некрасов весь растворен в народной правде. И народ ему ответил взаимностью - поет его стихи, читает поэмы, чтит память поэта Геннадий Иванов |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы