Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


М.Е. Салтыков-Щедрин. Художник И.Н. Крамской. 1879 г.



В последние годы, даже десятилетия, имя Салтыкова-Щедрина ушло как бы в тень общественных, писательских и литературоведческих интересов. В школах и институтах продолжали читать о нем лекции как о великом сатирике, но современная жизнь и литература как будто стали обходить Михаила Евграфовича, обтекать, как в реке вода обтекает большой валун.

Внимание же публики притягивали Достоевский, Булгаков, писатели, тоже не лишенные сатирического начала, но не останавливавшиеся на бичевании пороков и грехов человека или социальной ущербности государства. Они устремлялись в глубинные пласты человеческой психологии и в духовные глубины

Проще говоря, книги Салтыкова-Щедрина зовут к социальной революции, а Достоевского - к внутренней работе человека со своей душой, к изменению прежде всего самого себя. Зовут к религиозному осмыслению мира и своего места в нем. Этот, второй, взгляд, оказался для наших современников ближе. Бунты, восстания и революции отошли в наше время на второй план в России.

Но, с другой стороны, общество без критического отношения, скажем так, без оппозиции, тоже утрачивает многое. Оно должно видеть свои недостатки. Поэтому традиции сатирической литературы, сформировавшиеся давно, - Эзоп, Рабле, Свифт, Марк Твен - и будут жить до тех пор, пока существует человеческое общество.

В 1875 году Салтыков-Щедрин уезжал за границу. Поэт Некрасов^ пишет ему на этот отъезд такое стихотворение:

М.Е. САЛТЫКОВУ (При отъезде за границу)

О нашей родине унылой

В чужом краю не позабудь

И возвратись, собравшись с силой,

На оный путь - журнальный путь.

На путь, где шагу мы не ступим Без сделок с совестью своей, Но где мы снисхожденье купим Трудом у мыслящих людей.

Трудом - и бескорыстной целью... Да! Будем лучше рисковать, Чем безопасному безделью Остаток жизни отдавать.

Некрасов был главным редактором журнала " Отечественные записки" и, понятно, напоминал автору о том, чтобы тот что-то писал для журнала. Но здесь вот что примечательно - Некрасов поддерживает писателя в его сатирическом, обличительном направлении, каковым и было направление журнала, но при этом справедливо замечает, что на этом пути " шагу мы не ступим без сделок с совестью своей". Некрасов сам понимает, что обличительное направление вынуждает писателя работать не на глубине проблем, куда его устремляет его писательская совесть и писательский интерес, но на поверхности проблем. Сатирику приходится работать более прямолинейно и грубо, но, считает Некрасов, современники будут ему благодарны за эту работу, потому что надо показать мерзость российской жизни, показать мерзость властей - и тогда что-то в России переменится.

Хочу напомнить читателям в этом смысле о драме Гоголя. Ведь он тоже поначалу был гениальным сатириком, но потом, углубляясь в проблемы творчества и жизни, понял, что его сатира, его смех над людьми их не исправляют, а только увеличивают зло в мире. С религиозной точки зрения - не судите, да не судимы будете. Гоголь представил себе, скольких людей в России он осудил, высмеял. А чтобы высмеять, ему приходилось образы людей примитизировать, огрублять, упрощать, то есть приходилось " идти на сделку с совестью". Поэтому Гоголь так страдал в конце жизни, много молился, ездил в монастырь к оптинскому старцу Макарию, сжег второй том " Мертвых душ".

Михаил Евграфович Салтыков родился в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Отец его, Евграф Васильевич, был из старинного дворянского рода, но рода к началу XIX века почти разорившемуся. Чтобы поправить положение, он женится на дочери богатого московского купца Забелиной, будущей матери писателя.

Детство Салтыкова-Щедрина, как он сам вспоминал, под крышей родительского дома прошло без свойственной детству поэзии, обстановка в семье была строгой и напряженной.

Образование писатель получил блестящее - в Дворянском институте в Москве, потом в Царскосельском лицее, где сочинял стихи и его Даже за них называли " вторым Пушкиным".

Салтыков рано стал читать статьи Белинского в " Отечественных записках", позже интересовался французскими просветителями, примкнул к кружку Петрашевского, из- за которого потом Достоевский пойдет на каторгу.

Чиновную службу Салтыков начал в Военном ведомстве. Потом он будет занимать различные должности вплоть до рязанского и тверского вице-губернатора, но главным делом его жизни, безусловно, станет писательство.

Михаил Евграфович начал с повестей - " Противоречия" (1847) и " Запутанное дело" (1848). Молодой писатель пытается в них разрешить противоречия между идеалом и действительностью. Идеалом для него в эти годы стал социализм Сен-Симона и других французских социалистов

Обе повести были опубликованы в " Отечественных записках" Славы они писателю не принесли. Но принесли... В 1948 году началась революция во Франции, и в Петербурге создается негласный комитет по изучению ситуации в российских журналах. В ночь с 21 на 22 апреля Салтыков был арестован и отправлен в далекую и глухую по тем временам Вятку. За симпатии к французским идеям.

Семь лет провел Салтыков в ссылке в должностях провинциального чиновника губернского правления. Конечно, он увидел жизнь реальную, а не выдуманную в кружке Петрашевского. " Я несомненно ощущал, что в сердце моем таится невидимая, но горячая струя, которая без ведома для меня самого приобщает меня к первоначальным и вечно бьющим источникам народной жизни", - писал Салтыков- Щедрин о вятских впечатлениях.

Увидел в Вятке писатель и антинародную, как он понял, сущность государственной системы и пассивность народа. Что он предлагает9 Он пишет " Губернские очерки" (1856-1857) от имени надворного советника Н. Щедрина, поэтому с этих пор и стал он Салтыковым-Щедриным, - так вот в этих очерках писатель предлагает " честно служить" каждому на своем месте. Такая у него тогда была теория.

Потом жизнь разобьет и ее. Он изживет веру в " честную службу", которая, как он сам говорил, " бесцельная капля добра в море бюрократического произвола".

Одной из вершинных книг писателя стала " История одного города", в которой автор не только сатирически изображает взаимоотношения народа и властей города Глупова, но и поднимается до правительственных верхов России. Вообще это обобщающая многое книга Исследователь Д. Николаев пишет: " В " Истории одного города", как это видно из названия книги, мы встречаемся с одним городом, одним образом. Но это такой образ, который вобрал в себя признаки сразу всех городов. И не только городов, но и сел, и деревень Мало того, в нем нашли воплощение характерные черты всего самодержавного государства, всей страны".

Глуповское государство началось с грозного градоначальнического окрика: " Запорю! " Конечно, Россия началась не с такого окрика и вообще не с окрика. Все гораздо сложней. Но жанр пародии диктует писателю свои законы.

Когда эта книга вышла в свет, критик А С. Суворин упрекнул автора в глумлении над народом, в высокомерном отношении к нему Щедрин не согласился с упреком.

Вершиной творчества писателя стал роман " Господа Головлевы" (1880). В нем он выразил мысль о распаде семьи в России - и Толстой, и Достоевский тогда увидели то же самое: распад семей широко охватил тогда русское общество.

Мелкопоместная семья Головлевых разлагается прежде всего потому, что это семья стяжателей-хищников, семья с буржуазно-потребительской психологией. Дворянство вырождается в таких вот Головлевых. Потом будут " вишневые сады", бунинское прощание с дворянскими усадьбами - и все, и тема будет исчерпана исторически.

Вся семья Головлевых - это пауки в банке Маменька Арина Петровна становится причиной смерти старшего сына Степана, средний сын Порфирий Владимирович, прозванный Иудушкой-кровопивушкой, который приберет постепенно все капиталы семьи, мать свою превратит в нищую приживалку, а детей своих доведет до смерти

Писатель мастерски показывает, как постепенно гибнет душа в Иудушке, в его словоблудии уже никакое горе не может пробить брешь, " для него не существует ни горя, ни радости, ни ненависти, ни любви Весь мир в его глазах есть гроб, могущий служить лишь поводом для бесконечного пустословия".

Вся семья, опускаясь нравственно, начинает тянуться к алкоголю Сначала спивается глава семейства Владимир Михалыч Головлев, потом его сыновья, потом по дикому спивается одна из внучек. Очередь доходит и до Иудушки. Он пьет много. Но писатель не захотел поставить на этом месте точку. Он считал, что на последней стадии падения жизнь мстит человеку за содеянное - у него на краткий миг просыпается совесть, и она, именно она убивает человека, пронизывая его и мучая.

На Страстной неделе во время службы в церкви что-то вдруг пробуждается в душе Иудушки. Он начинает задумываться над смыслом божественных слов. Дома он вглядывается в образ Спасителя на иконе, его охватывает мука... Он одевается и куда-то идет... Труп его на другой День был найден рядом с погостом, на котором похоронена его мать Арина Петровна...

Салтыков-Щедрин написал немало сатирических сказок, очерков Он критически относился ко многому в России, но Россию он любил *Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя

где-либо, кроме России, - писал Щедрин - Только раз в жизни мне пришлось выжить довольно долгий срок в благонамеренных заграничных местах, и я не упомню минуты, в которую сердце мое не рвалось бы к России"

Геннадий Иванов

ЖЮЛЬ ВЕРН

(1828-1905)

Когда имя писателя окружается легендами, слухами и домыслами - это слава Жюлю Верну ее не пришлось занимать Одни считали его профессиональным путешественником - капитаном Верном, другие утверждали, что он никогда не покидал свой рабочий кабинет и все свои книги писал с чужих слов, третьи, пораженные его необъятной творческой фантазией и многотомными описаниями далеких земель, доказывали, что " Жюль Верн" - это название географического общества, члены которого сообща сочиняют романы, выходящие под этим именем

Некоторые впадали в крайность обоготворения и называли Жюля Верна пророком науки, который предсказал изобретение подводной лодки, управляемых воздухоплавательных машин, электрического освещения, телефона и далее, и далее, и далее

На основе непреложных фактов сообщаем Жюль Верн - конкретный исторический человек, имеющий конкретных родителей и родившийся в конкретном месте Все его научно-технические предвидения - результат блестящего самообразования, которое позволило угадать будущие открытия в первых робких намеках и предположениях, появляющихся в научной литературе, плюс ко всему, разумеется, врожденный дар воображения и литературный талант изложения

Жюль-Габриель Верн родился 8 февраля 1828 года в старинном городе Нанте, расположенном на берегу Луары, недалеко от ее устья Это один из крупнейших портов Франции, откуда океанские парусники совершали рейсы к далеким берегам самых разных стран

Жюль Верн был старшим сыном адвоката Пьера Верна, который имел свою адвокатскую контору и предполагал, что со временем сын унаследует его дело Мать писателя, урожденная Аллотт де ла Фюйе, происходила из древнего рода нантских судовладельцев и кораблестроителей

Романтика портового города привела к тому, что в одиннадцатилетнем возрасте Жюль едва не сбежал в Индию, нанявшись юнгой на шхуну " Корали", но вовремя был остановлен Будучи уже известным писателем, он признавался " Я, должно быть, родился моряком и теперь каждый день сожалею, что морская карьера не выпала на мою долю с детства"

По строгому предписанию отца он должен был стать правоведом, и он им стал, окончив в Париже Школу права и получив диплом, но в адвокатскую контору отца не вернулся, соблазненный более заманчивой перспективой - литературой и театром Он остался в Париже и, несмотря на полуголодное существование (отец не одобрял " богемы" и не помогал ему), с энтузиазмом осваивал выбранную стезю - писал комедии, водевили, драмы, либретто комических опер, хотя сбыть их никому не удавалось

Наитие привело Жюля Верна в Национальную библиотеку, где он слушал лекции и научные диспуты, свел знакомство с учеными и путешественниками, читал и выписывал из книг заинтересовавшие его сведения по географии, астрономии, навигации, о научных открытиях, не совсем пока представляя, зачем ему это может понадобиться

В этом состоянии литературных попыток, ожиданий и предчувствий он добрался до двадцатисемилетнего возраста, все еще возлагая надежды на театр В конце концов отец стал настаивать на том, чтобы он вернулся домой и занялся делом, на что Жюль Верн ответил " Я не сомневаюсь в своем будущем К тридцати пяти годам я займу в литературе прочное место" Прогноз оказался точным

Наконец Жюлю Верну удалось опубликовать несколько морских и географических рассказов Как начинающий литератор, он познакомился с Виктором Гюго и Александром Дюма, который стал ему покровительствовать Возможно, именно Дюма, создающий в это время серии своих авантюрных романов, охватывающих почти всю историю Франции, посоветовал молодому другу сосредоточить внимание на теме Путешествий Жюль Верн зажегся грандиозной идеей описать весь земной шар - природу, животных, растения, народы и обычаи Он решил объединить науку и искусство и населить свои романы небывалыми доселе героями.

Жюль Берн порвал с театром ив 1862 году завершил свой первый роман " Пять недель на воздушном шаре". Дюма порекомендовал обратиться с ним к издателю юношеского " Журнала воспитания и развлечения" Этцелю. Роман - о географических открытиях в Африке, сделанных с высоты птичьего полета - был оценен и в начале следующего года опубликован. Кстати, в нем Жюль Берн предсказал местонахождение истоков Нила, в то время еще не обнаруженных.

" Пять недель на воздушном шаре" вызвали огромный интерес Критика увидела в этом произведении рождение нового жанра - " романа о науке". Этцель заключил с успешным дебютантом долгосрочный договор - Жюль Берн обязался писать по два тома в год.

Далее, будто наверстывая упущенное время, он выпускает шедевр за шедевром: " Путешествие к центру Земли" (1864), " Путешествие капитана Гаттераса" (1865), " С Земли на Луну" (1865) и " Вокруг Луны" (1870). В этих романах писатель задействовал четыре проблемы, которые в то время занимали ученый мир: управляемое воздухоплавание, завоевание полюса, загадки подземного мира, полеты за пределы земного тяготения. Не стоит думать, что эти романы построены на чистом воображении. Так, прототипом Мишеля Ардана из романа " С Земли на Луну" стал друг Жюля Верна - писатель, художник и фотограф Феликс Тур-нашон, более известный под псевдонимом Надар. Страстно увлеченный воздухоплаванием, он собрал деньги для сооружения воздушного шара " Гигант" и 4 октября 1864 года совершил на нем пробный полет.

После пятого романа - " Дети капитана Гранта" (1868) - Жюль Берн решил написанные и задуманные книги объединить в серию " Необыкновенные путешествия", а " Дети капитана Гранта" стали первой книгой трилогии, в которую вошли еще " Двадцать тысяч лье под водой" (1870) и " Таинственный остров" (1875) Трилогию объединяет пафос ее героев - они не только путешественники, но и борцы со всякими формами несправедливости: расизмом, колониализмом, работорговлей.

В 1872 году Жюль Берн навсегда покинул Париж и переселился в небольшой провинциальный город Амьен С этого времени вся его биография сводится к одному слову - работа Он и сам признавался: " У меня потребность работы. Работа - это моя жизненная функция Когда я не работаю, то не ощущаю в себе никакой жизни" Жюль Берн находился за письменным столом буквально от зари до зари - с пяти утра до восьми вечера. За день ему удавалось писать по полтора печатных листа (как свидетельствуют биографы), что равняется двадцати четырем книжным страницам. Такую результативность трудно даже вообразить!

Необычайный успех вызвал роман " Вокруг света в восемьдесят дней" (1872), на который писателя вдохновила журнальная статья, доказываю-

щая, что если к услугам путешественника будут хорошие транспортные средства, он сможет за восемьдесят дней объехать земной шар. Это стало возможно после открытия в 1870 году Суэцкого канала, значительно сократившего путь из европейских морей в Индийский и Тихий океаны.

Писатель подсчитал, что можно даже выиграть одни сутки, если использовать географический парадокс, описанный Эдгаром По в новелле " Три воскресенья на одной неделе". Жюль Берн комментировал этот парадокс так: " Для трех человек на одной неделе может быть три воскресных дня в том случае, если первый совершит кругосветное путешествие, выехав из Лондона (или любого другого пункта) с запада на восток, второй - с востока на запад, а третий останется на месте. Встретившись снова, они узнают, что для первого воскресенье было вчера, для второго наступит завтра, а для третьего оно - сегодня".

Роман Жюля Верна подвиг многих путешественников на то, чтобы проверить его утверждение на деле, а молодая американка Нелли Блай совершила кругосветное путешествие всего за семьдесят два дня. Писатель приветствовал энтузиастку телеграммой.

В 1878 году Жюль Верн издает роман " Пятнадцатилетний капитан", протестующий против расовой дискриминации и ставший популярным на всех континентах. Эту тему писатель продолжил в следующем романе " Север против Юга" (1887) - из истории гражданской войны 60-х годов в Америке.

В 1885 году Жюль Верн, по случаю дня рождения, получал поздравления со всех концов света. Среди них оказалось письмо от американского газетного короля Гордона Беннета. Он просил написать рассказ специально для американских читателей - с предсказанием будущего Америки.

Жюль Верн исполнил эту просьбу, но рассказ, озаглавленный " В XXIX веке. Один день американского журналиста в 2889 году", в Америке так и не вышел. А предсказание было любопытное: действие происходит в Центрополисе - столице Американской империи доллара, Диктующей свою волю другим, даже заокеанским, странам. Противостоят Американской империи только могучая Россия и возрожденный великий Китай. Англия, аннексированная Америкой, давно стала одним из ее штатов, а Франция влачит жалкое полунезависимое существование. Управляет всем американизированным полушарием Фрэнсис Беннет - владелец и редактор газеты " Всемирный герольд" Вот так представлял себе геополитическую расстановку сил через тысячу лет французский провидец.

Жюль Верн одним из первых поднял вопрос о нравственной стороне научных открытий, вопрос, который в XX веке приобретет шекспировский масштаб: быть или не быть человечеству - в связи с созданием атомной и водородной бомб. В ряде романов Жюля Верна - " Пятьсот миллионов Бегумы" (1879), " Властелин мира" (1904) и других - появляется тип ученого, стремящегося с помощью своих изобретений подчинить весь мир. В таких произведениях, как " Равнение на знамя" (1896) и " Необыкновенные приключения экспедиции Барсака" (изд. 1914), писатель показал другую трагедию, когда ученый становится орудием тиранов - и это прошел XX век, оставивший немало примеров того, как ученый в условиях застенка вынужден был работать над изобретениями истребляющих веществ и орудий.

Международная известность пришла к Жюлю Верну после первого же романа. В России " Пять недель на воздушном шаре" появились в один год с французским изданием, а первая рецензия на роман, написанная Салтыковым-Щедриным, была опубликована не где-нибудь, а в некрасовском " Современнике". " Романы Жюль Верна превосходны, - говорил Лев Толстой. - Я их читал совсем взрослым, а все-таки, помню, они меня восхищали. В построении интригующей, захватывающей фабулы он удивительный мастер. А послушали бы вы, с каким восторгом отзывается о нем Тургенев! Я прямо не помню, чтобы он кем-нибудь еще так восхищался, как Жюль Верном".

Известны рисунки Льва Толстого к роману Жюля Верна " Вокруг света в восемьдесят дней", сделанные им для детей. Дмитрий Менделеев называл французского писателя " научным гением" и признавался, что не раз перечитывал его книги. Когда советская космическая ракета передала на землю первые фотографии обратной стороны Луны, одному из кратеров, расположенных на той стороне, было присвоено имя " Жюль Верн".

Наука со времен Жюля Верна ушла далеко вперед, а его книги и герои не стареют. Впрочем, ничего удивительного. Это свидетельствует о том, что Жюлю Верну удалось воплотить свою заветную идею: соединить науку с искусством, а настоящее искусство, как мы знаем, - вечно.

Любовь Калюжна

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ

(1828-1910)

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь