Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Значение наименования некоторых Посланий



Соборные Послания.

Ахриепископ Аверкий (Таушев)

 

 

 

Содержание:

 

Значение наименования Посланий “Соборными.”

Соборное Послание Апостола Иакова.

Сведения ο б авторе. Назначение послания, время и место написания его. Повод к написанию послания. Подлинность послания Иаковлева. Общий характер послания и его содержание. Экзегетический разбор послания святого Α постола Иакова.

Первое Соборное Послание Апостола Π еτ ра.

Сведения об авторе. Первоначальное назначение послания, повод к написанию и цель. Место и время написания послания. Содержание послания. Экзегетический разбор Первого послания святого Α постола Петра.

Второе Соборное Послание Апостола Петра.

Первоначальное назначение, побуждение к написанию и цель послания. Время и место написания послания. Подлинность этого послания. Экзегетический разбор Второго Послания Петрова.

Первое Соборное Послание Апостола Иоанна Богослова.

Сведения ο б авторе. Подлинность первого послания Святого Апостола Иоанна. Время и место написания послания Иоаннова. Первоначальное назначение послания, побуждения к написанию его. Содержание послания. Экзегетический разбор первого послания Иоаннова.

Второе Соборное Послание Апостола Иоанна Богослова.

Экзегетический разбор второго послания Иоаннова.

Третье Соборное Послание Апостола Иоанна Богослова.

Экзегетическии разбор третьего послания Иоаннова.

Соборное Послание Апостола Иуды.

Сведения об авторе. Подлинность послания святого Апостола Иуды. Повод к написанию послания. Время и место написания послания святого Иуды. Содержание соборного послания святого Апостола Иуды. Экзегетический разбор соборного послания святого Апостола Иуды.

 

 

Соборное Послание

Апостола Иакова.

Сведения об авторе.

Автор сам называет себя “Иаковом, рабом Бога и Господа Иисуса Христа” (1: 1). В евангельской истории известно три лица с именем Иакова: 1) Иаков, сын Зеведея, — один из двенадцати Апостолов и брат святого Иоанна Богослова; 2) Иаков Алфеев, брат святого Апостола и Евангелиста Матфея, тоже один из двенадцати, и 3) Иаков, называемый брат Божий, бывший одним из 70-ти Апостолов Христовых и имевший братьями Иосию, Симона и Иуду (Матф. 13: 55), [1] ставший потом первым Епископом Иерусалимским и получивший у иудеев прозвание “ праведного. ” В отличие от двух других, принадлежащих к лику двенадцати, он назывался еще “ меньшим. ”

Святой Иаков Зеведеев очень рано окончил свою жизнь мученической смертью (около 44 г. в Иерусалиме, согласно Деян. 12: 1-2).[2] Святой Иаков Алфеев, как известно из предания, проповедовал среди язычников. Между тем послание святого Иакова обращено к евреям, находящимся в рассеянии (1: 1).[3] Церковное предание и приписывает Соборное послание святого Апостола Иакова третьему Иакову — брату Божьему, бывшему первым Епископом Иерусалимским. В качестве такового он мог считать находящимися под своим иерархическим ведением всех христиан из евреев, где бы они ни находились. Кроме того он пользовался великим уважением и авторитетом среди всех евреев, даже и неуверовавших во Христа, за свою праведность. Он вел строго-подвижническую жизнь, был девственником, не пил ни вина ни сикера, воздерживался от вкушения мяса, одежду носил только льняную и строго соблюдал закон, часто уединяясь для молитвы в иерусалимский храм. Евреи, даже из числа неуверовавших во Христа, прозвали его “праведником” и “опорой народа.” Ввиду всего этого естественно, что он мог обратиться с авторитетным властным словом ко всем “двенадцати коленам, находящимся в рассеянии.”

Ο жизни святого Апостола Иакова сохранилось довольно много сведений. Он был старшим сыном Иосифа, обручника Пресвятой Девы, от первой его жены, родным братом упоминаемых в Евангелии Иосии, Симона и Иуды (Матф. 13: 55) и названным братом Господа Иисуса Христа. Он сопровождал Иосифа и Марию с младенцем Иисусом во время их бегства в Египет. По-видимому, он с братьями своими довольно долго не вполне веровал в Господа Иисуса, как в Мессию (Иоан. 7: 3-5), [4] почему, быть может, и не удостоился быть в числе ближайших двенадцати Его учеников. Но потом он всем сердцем уверовал, и Господь, по воскресении Своем, удостоил Иакова Своим явлением особо (1Кор. 15: 7).[5]

По вознесении Христовом он, как предназначенный к тому Самим Господом, был поставлен первым епископом иерусалимской церкви, и в качестве такового, а также, как пользовавшийся особенно высоким уважением и самих апостолов, председательствовал на первом Апостольском соборе в Иерусалиме (Деян. гл.15). Надо полагать, что вся его деятельность сосредотачивалась в Палестине, и он не ходил с проповедью по другим странам, подобно остальным апостолам. Жизнь свою окончил мученической смертью около 64 г., будучи сброшенным иудейскими начальниками с портика иерусалимского храма.

Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, в результате войны с римлянами, говорит, что Господь наказал евреев, между прочим, за убиение Иакова праведного. Предание приписывает святому Иакову, брату Господню, составление древнего чина Божественной литургии, который до сих пор совершается в Иерусалиме в день его памяти 23 октября (5 ноября).

 

Повод к написанию послания.

Поводом к написанию послания святого Иакова были, вероятно, те скорби, которые переносили христиане-евреи, жившие в рассеянии, как от своих неверующих в Христа собратьев, так, особенно, и от язычников. Испытания эти были столь велики, что многие, не находя в себе достаточно сил к их перенесению и не умея их соотнести с ожидавшимися от Мессии благами для еврейского народа, стали падать духом и колебаться в вере в Христа-Спасителя.

Среди внешних бедствий некоторые неправильно смотрели на источник этих бедствий, позволяя себе ропот на Самого Бога. Но, вместе с тем думая по прежнему видеть свое спасение в происхождении от Авраама, они неправильно смотрели на молитву, недооценивали значение добрых дел, из самомнения охотно становились учителями других. При этом богатые христиане-евреи превозносились над бедными, вследствие чего велико было пристрастие к мирским благам, а братская любовь среди христиан охладевала.

Все это и побудило святого Иакова дать им необходимое нравственное врачевание в виде послания.

 

Первое Соборное Послание

Апостола Π еτ ра.

Сведения об авторе.

Как свидетельства древнейшего христианского предания, так и внутренние признаки, заключающиеся в самом послании, неоспоримо доказывают принадлежность его святому первоверховному Апостолу Петру. Этим посланием пользуется в своих писаниях апостольский муж и ученик святого Иоанна Богослова святой Поликарп; знал его и пользовался им и святой Папий Иерапольский. Находим ссылки на это послание у святого Иринея Лионского, у Тертуллиана, Климента Александрийского и Оригена, и в сирийском переводе Пешито.

Тон речи во многих местах послания вполне отвечает известной нам из Евангелия горячности темперамента Апостола Петра, ясность и простота речи; сходство ее с речами Апостола Петра в кн. Деяний также свидетельствуют об авторстве св. Петра.

Святой Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской (Иоан. 1: 40-42)[14] и братом святого Апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Святой Петр был женат и имел дом в Капернауме (Мф. 8: 14).[15] Призванный Христом Спасителем за рыбной ловлей на озере Геннисаретском (Лук. 5: 8), [16] он при всяком случае выражал ему свою особенную преданность и ревность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с сынами Зеведеевыми (Лук. 9: 28).[17]

Сильный, пламенный духом и решительный он естественно занял первое место в лике Христовых Апостолов. Он первый решительно исповедал Господа Иисуса Христа Христом, то есть Мессией (Mф. 16: 16)[18] и за это удостоился наименования Камнем (Петром). На этом камн е Петровой в е ры Господь обещал создать Церковь Свою, которую и врата адовы не одолеют (Мф. 16: 18).[19]

Троекратное отречение свое от Господа святой Петр омыл горькими слезами раскаяния, вследствие чего, по Своем воскресении, Господь вновь восстановил его в Апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти агнцев и овец Своих (Иоан. 21: 15-17).[20] Он первый содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой по сошествии Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день Пятидесятницы и обратив к Христу 3000 душ, а спустя некоторое время другой сильной речью, по случаю исцеления хромого от рождения в храме, обратил еще 5000 (Деян. 2 гл. и 3-4 гл.).

Первая часть кн. Деяний, 1-12 главы, рассказывают по преимуществу об его Апостольской деятельности. Но с того времени, как он, чудесно освобожденный Ангелом из темницы, ушел в другое место (Деян. 12: 17), [21] о нем в кн. Деяний упоминается еще только один раз при рассказе об Апостольском соборе (15 гл.). Все остальные сведения ο нем сохранились только в церковных преданиях, не очень полных и не вполне определенных и согласных друг с другом.

Во всяком случае известно, что он предпринимал путешествия с проповедью Евангелия по палестинскому, финикийскому и сирийскому берегу Средиземного моря, был в Антиохии, где рукоположил первого епископа Еводия. Затем проповедовал в областях Малой Азии иудеям и прозелитам, потом в Египте, где рукоположил Марка в первого епископа для Александрийской церкви. Отсюда перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе, что видно из 1 Коринф. 1: 12.[22] По преданию, святой Петр из Греции отправился в Италию и был в Риме, затем посетил Северную Африку и город Карфаген. К концу своей жизни святой Петр снова прибыл в Рим, где и принял мученическую кончину, вместе с Апостолом Павлом, в 67 г., будучи распят вниз головой.

 

Содержание послания.

Первое послание Апостола Петра состоит всего из пяти глав.

Содержание их таково:

Первая глава: Надписание и приветствие (1-2). Славословие Богу за благодать возрождения (3-5), ради которой должно радоваться в скорбях (6-9) и к которой относились изыскания пророков (10-12). Увещание к святости жизни (13-21) и взаимной любви (22-25).

Вторая глава: Наставления ο духовном возрастании (1-3) и устроении (4-10), ο добродетельной жизни (11-12), ο покорности властям (13-17), ο повиновении слуг господам (18-20). Пример страданий Господних (21-25).

Третья глава: Нравственные наставления женам (1-6), мужьям (7) и всем христианам (8-17). Христос пострадавший, сошедший во ад, воскресший и вознесшийся (18-22).

Четвертая глава: Наставления христианам относительно разных нравственных качеств и добродетелей (1-11), особенно же ο неповинном злострадании (12-19).

Пятая глава: Наставления пастырям и пасомым (1-9). Благословение Апостольское (10-11). Известия и приветствия (12-14).

 

Экзегетический разбор Первого послания святого Α постола Петра.

 

Изыскания пророков 1: 10-12.

Заканчивает свое славословие святой Апостол, указывая на великую важность домостроительства нашего спасения, к которому относились все изыскания и исследования пророков и которое так глубоко, что в него “желают проникнуть Ангелы” (8-12).

 

Укрепелние в вере 2: 4-10.

Здесь, в опровержение ложного учения римо-католиков ο том, что — камнем, на котором основана Церковь, является личность Апостола Петра, важно отметить, что сам Апостол Петр называет “камнем” отнюдь не себя, а Господа Иисуса Христа, как видно из 2: 4.[36]

Основание Церкви, ее краеугольный камень это Сам Христос, а все верующие, члены Церкви — “живые камни” — должны строить из себя на этом Камне “дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу” (ст. 5). Как Бог в Ветхом Завете имел свой храм и своих священников, которые служили Ему принесением жертв, так в Новом Завете все общество христиан в духовном смысле должно быть одновременно и “храмом” и “священниками.”

Это, конечно, образное высказывание, и этим не упраздняется священство, как особый класс лиц, поставленных в Церкви для учения, совершения таинств и управления. Все верующие называются “священством святым, ” потому, что они должны “приносить духовные жертвы” Богу, то есть жертвы добродетели. Добродетели называются “жертвами” потому, что совершение их сопряжено с подвигом подавления своих страстей, похотей и расслабленности.

В 6-8 ст. Апостол вновь называет Господа Иисуса Христа “краеугольным камнем, ” приводя ссылку на пророчество Исаии 28: 16, [37] слова которого несомненно относятся к Мессии. Это пророчество и Сам Господь Иисус Христос относил к Себе (Матф. 21: 42).[38]

В 9 ст. Апостол называет христиан снова “родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми, взятыми в уд е л” — все эти черты заимствованы из Ветхозаветных наименований еврейского народа и приложены к христианам, так как в христианах окончательно пришло в исполнение то, что изначально означали эти имена в приложении к народу еврейскому (ср. Исх. 19: 5-6)[39]. И св. Иоанн Богослов в своем Апокалипсисе говорит, что в духовном смысле Господь Иисус Христос соделал всех нас, христиан, царями и священниками Богу и Отцу Своему (Откр.1: 6).[40]

Эти образные выражения, указывающие лишь на высокое достоинство христианского звания, конечно, нельзя понимать буквально, как делают это сектанты, отвергающие на основании этих слов Апостола законно установленное в Церкви священство и царскую власть. “Н е когда не народ, а нын е народ Божий” (ст. 10) — эти слова заимствованы из пр. Осии (2: 23), [41] где Бог, называя тогдашний народ еврейский не Своим народом, так как он по своему греховному образу жизни был чужд Бога, обещает что во время Мессии христианский народ сделается достойным того, чтобы Бог сказал ему: “ты народ Мой.” Обещание это исполнилось, когда лучшая часть иудейского народа приняла учение Христово. Изречение это тем более можно отнести к христианам из бывших язычников.

 

Покорность властям 2: 13-17.

Для предупреждения этого в 13-19 стихах Апостол учит покорности всякому человеческому начальству “для Господа.” Это повиновение и христианская свобода отнюдь не исключаются взаимно, а напротив: свобода, понимаемая в истинном смысле, налагает обязанность повиновения и связанные с нею обязанности.

 

Второе Соборное Послание

Апостола Петра.

 

Подлинность этого послания.

Второе послание апостола Петра в древнейшей христианской Церкви, по-видимому, не так было распространено, как первое, а потому высказывались сомнения в его подлинности. Его не было в сирийском переводе Пешито. Но указания и намеки на существование этого послания мы находим уже у таких Апостольских мужей, как святой Климент Римский, Ерма, Варнава, Поликарп. Ясные указания на него имеются у Иустина-мученика, Иринея и Феофила Антиохийского.

По свидетельству Евсевия, Климент Александрийский писал даже толкование на это послание. Ориген прямо приводит это послание, не скрывая сомнений в его подлинности. В IV в. Евсевий помещает его в составе соборных посланий, причисляя его, впрочем, к спорным. Иероним в своем каталоге принимает это послание, как подлинное. Дидим Александрийский не сомневается в его каноничности. С IV века все сомнения в его подлинности прекращаются.

Большая часть послания несомненно носит на себе отпечаток личности Апостола Петра, как и первое послание. Если же и есть иногда различие в языке, по сравнению с первым посланием, то оно не так значительно и легко может объясняться тем, что святой Петр, при простом своем образовании, не мог сохранять твердую и строго определенную печать слога во всех частностях и подробностях своих писаний. Общий же характер послания несомненно Апостольский и именно Петров.

 

Содержание послания.

    Второе послание Петрово имеет всего три главы со следующим содержанием:

     Первая глава: Надписание и приветствие (1-2). Восхождение по добродетелям (3-9). Убеждение в твердости указанием на кончину (10-15). Ο преображении Христовом (16-18). Ветхозаветное пророчество (19-21).

     Вторая глава: Лжепророки и лжеучители (1-3). Примеры божественного наказания (4-9). Подробнейшая характеристика лжеучителей (10-15). Пример Валаама (15-16). Продолжение характеристики (17-19). Горе им (20-22).

     Третья глава: Лжеучители и лжеучение ο втором пришествии Христовом и конце мира с новым небом и новой землей (1-15). Апостол Павел (16). Последние наставления 17-18).

 

Горе лжеучителям 2: 20-22.

В конце главы Апостол отмечает особую преступность этих еретиков, говоря, что “лучше бы им не познать пути правды (ибо тогда самое неведение несколько извиняло бы их, как видно из Евангелия от Луки (12: 48)[53]), нежели познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди.” Апостол сравнивает их с псом, возвращающимся на свою блевотину и с вымытой свиньей, идущей снова валяться в грязи (ст. 20-22).

 

Третья глава: Лжеучители и лжеучения, ο втором пришествии Христовом 3: 1-15.

В этой главе, носящей пророческий характер, св. Петр говорит ο “наглых ругателях, ” которые смеются над ожиданием христианами второго пришествия Христова (1-4), а затем повествует ο последних судьбах мира — будто бы подобно тому, как первый мир погиб в водах потопа, хотя тогдашним людям и казалось, что мир вечен и никакой гибели ему не угрожает, так и этот мир сгорит в огне.

Мир, созданный Словом Божьим, тем же Словом и сохраняется, но до времени, до “дня суда и погибели нечестивых челов е ков” (ст. 5-7). Что касается мнимого замедления пришествия Господня, то нельзя говорить об этом замедлении по отношению к Тому, для Кого нет времени и у Кого “один день, как тысяча л е т, и тысяча л е т, как один день (Пс. 89: 5).” Α если определение Божье ο кончине мира до сего времени еще не исполняется, то причина этого только в Божественной любви и долготерпении к людям.

Господь “долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы вс е пришли к покаянию” (ст. 8-9). Наступит кончина мира неожиданно: никто не будет знать ο времени ее — как тать (вор) ночью, по выражению, употребленному Самим Господом (Матф. 24: 43).[54] При такой постановке вопроса, закономерной представляется та мысль, что погруженные в сон греховный и беспечные при этом потеряют все, что имели (Матф. 13: 12; [55] ст. 10).

С приходом “дня Господня” последует преобразование мира огнем: “небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят” — нынешнее видимое небо перестанет существовать, как говорил об этом Господь в Матф. 24: 35[56] и Тайновидец в Апок. 20: 11.[57] Под “стихиями” понимаются простейшие составные части природы. Все разрушится, но не уничтожится, а лишь преобразуется и обновится. Причем земля и все существующее на ней, все “д е ла, ” то есть природа и все, сделанное людьми, растения, минералы, животные, города, дома, орудия и учреждения все это будет страшным образом разрушено действием огня (ср. Аввак. 2: 13).[58]

Этот вещественный мир, который разрушиться огнем, явится затем преображенным и обновленным в новой, нетленной сущности. Как при начале мира из безвидного и бесформенного хаоса в “шесть дней творения” он был приведен в прекрасный и благоустроенный вид, так и при конце мира из огненного хаоса он снова воззван будет тем же зиждительным словом Творца к еще более прекрасному и совершеннейшему бытию — “впрочем мы по об е тованию Его ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда.”

Еще пророк Исаия говорил от имени Божьего: “вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце” (Ис. 65: 17) и еще: “новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим” (66: 22). Святой Апостол Иоанн в Апокалипсисе говорит, что “увид е л он новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновала, и моря уже н е т” (21: 1). Там будет обитать правда, как полное и совершенное осуществление справедливости, которой нет на теперешней земле.

Это сказано Апостолом несомненно в утешение верующих, терпящих скорби от человеческой несправедливости. Но несомненно, что это слово “ правда ” следует понимать и в нравственном смысле: на этой обновленной земле начнется вечно-блаженная жизнь праведных людей, не смущаемая более никакими проявлениями зла и неправды, ибо там будет Бог все во всем (1 Кор. 15: 28).

В надежде на это, святой Апостол убеждает верующих хранить себя неоскверненными и непорочными (ст. 10-14).

 

Апостол Павел 3: 16.

“И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания” (ст. 15-16) — как видно, лжеучители злоупотребляли посланиями св. Ап. Павла и лживо утверждали, что между святыми Апостолами Петром и Павлом есть несогласие в учении; может быть, они слышали, что между ними было известное столкновение в Антиохии (Гал. 2: 11), [59] и перетолковывали это, смущая верующих.

Поэтому святой Петр называет Павла “возлюбленным братом, ” желая поднять и утвердить его авторитет. Под “неудобовразумительностью” поэтому, конечно, надо понимать не недостаток Павлова учения, а только глубину и высоту его, которые оказались недоступными правильному пониманию людей неутвержденных в вере и поэтому извращавших учение святого Павла, ο чем и сам он говорит в своих посланиях, как, например, Рим. 3: 8[60] и 2 Фесс. 2: 2.[61]

 

Первое Соборное Послание

Апостола Иоанна Богослова.

Сведения об авторе.

Хотя в этом послании автор нигде не называет себя по имени, древнее предание Церкви издавна считало его принадлежащим возлюбленному ученику Христову и Евангелисту святому Иоанну Богослову. Сам стиль послания, так же как и многие слова и выражения, живо напоминают нам Евангелие от Иоанна.

Святой Иоанн Богослов был сыном Галилейского рыбака Зеведея и жены его Саломии, по преданию дочери Иосифа-обручника от первого его брака, и, следовательно, падчерицы Божией Матери и сводной сестры Господа Иисуса Христа. Таким образом, он приходился Господу, по представлениям окружающих, племянником. У него был брат Иаков старший, бывший тоже в лике 12-ти. Обоих братьев за силу их духа и огненную ревность Господь прозвал “воанергес, ” что значит: “сыны громовы” (Марк. 3: 17). Повинуясь зову Господа (Матф. 4: 21[62] и Лук. 5: 10[63]), Иоанн оставил родительский дом, став одним из приближеннейших учеников Его вместе с Петром и Иаковом (Марк. 5: 37, [64] Матф.17: 1; [65] 26: 37[66]).

Господь удостоил Иоанна особенной любви, которая наиболее трогательно выразилась на Тайной вечере, когда Иоанн возлежал на груди Своего Божественного Учителя (Иоан. 13: 23, [67] 25[68]) и, в особенности, при кресте, с которого Господь усыновил Иоанна Своей Пречистой Матери (Иоан. 19: 26).[69]

Благодарно вспоминая все это, святой Иоанн, не называя себя по имени, говорит в своем Евангелии ο себе, как об ученике, “которого любил Иисус” (Иоан. 19: 26). Со своей стороны и он отвечал преданной любовью своему Учителю: если любовь Петрова была более горячей и деятельной (Иоан. 18: 10; [70] 21: 15[71]), то любовь Иоанна запечатлена была наибольшей глубиной и верностью. Из всех учеников только Иоанн не оставил своего Учителя во время Его страданий и стоял на Голгофе у самого креста (Иоан. 19: 26).

После Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа, святой Иоанн 15 лет не оставлял Иерусалима до блаженного успения порученной его попечению Божией Матери. Вместе с Петром и Иаковом он принимал деятельное участие в устроении Иерусалимской Церкви, так что вместе с ними считался одним из столпов ее (Гал. 2: 9).[72]

Когда были крещены новообращенные самаряне, для низведения на них Духа Святого к ним отправился святой Иоанн вместе со святым Петром (Деян. 8: 14).[73] Позже и он направился с евангельской проповедью в римские провинции Малой Азии, a по смерти святых Петра и Павла постоянно обосновался в Ефесе. Отсюда он управлял всеми церквами Малой Азии, в качестве верховного их пастыря.

Из Ефеса он был сослан на о. Патмос, при имп. Домициане, после того, как чудесным образом сохранил свою жизнь, быв ввержен в котел с кипящим маслом. В этой ссылке он написал свой Апокалипсис ο будущих судьбах Церкви Божьей и всего мира. При имп. Нерве он возвратился в Ефес и там, уже в конце I-го века христианской эры, по убедительным просьбам многих, написал свое Евангелие и затем и три послания. Всю жизнь он оставался девственником и почил своей, несколько загадочной смертью, уже в начале 2-го века, будучи более 100 лет возрастом, в г. Ефесе, который до сего времени сохранил воспоминание ο нем в своем современном названии: “ Айя Селук ” что значит: “ Святой Богослов. ”

 

Содержание послания.

Первое послание Иоанново состоит из пяти глав со следующим содержанием:

Первая глава: Несомненная истинность благовествования ο Слове жизни (ст. 1-4). Бог — свет (5). Общение с Богом и Христом (6-10).

Вторая глава: Христос — умилостивление за грехи всего мира (1-2). Познание Его и общение с Ним, как со светом в любви (3-11). Возможность этого общения для всех (12-14). Любовь мира — противоположна Христианской любви к Богу (15-16). Последняя година, антихрист и антихристы (17-19). Истинное учение Христово, в противоположность антихристианскому (20-29).

Третья глава: Сыны Божьи и дети диавола (1-10). Братская любовь к ближнему и ненависть (11-18). Успокоение сердца в Боге (19-22). Вера и любовь (23-24).

Четвертая глава: Дух Божий и духи-обольстители (1-6). Любовь Божья и любовь к Богу (7-10). Любовь к ближним (11-12). Любовь к Богу и ближним (14-21).

Пятая глава: Победа верующего над миром (1-5). Три свидетеля об одном на Небе и на земле (6-9). Внутреннее свидетельство верующего (10-13). Дерзновение верующего (14-15). Согрешающий брат (16-19). Бог истинен (20-21).

 

В е ра и любовь 3: 23-24.

При этом Апостол напоминает, что заповедь Божья собственно одна, хотя и состоит из двух частей: “чтобы мы в е ровали во имя Сына Его Иисуса Христа, и любили друг друга, как Он запов е дал нам.” За исполнение этой заповеди мы удостаиваемся тесного единения с Богом, свидетельством чего является обитание в нас Духа Божьего (ст. 23-24).

 

Согр е шающий брат 5: 16-19.

Но при этом Апостол делает важную оговорку: если только ближний наш согрешает “гр е хом не к смерти.” Это различие гр е ха к смерти и гр е ха не к смерти имеет тот же смысл, что и слова Господа Иисуса Христа ο том, что всякий грех и хула отпустятся или простятся людям, но хула на Духа Святого не отпустится людям ни в сем веке ни в будущем (Матф.12: 31-32).[99]

“Гр е х не к смерти” это грехи, которые происходят от нравственной слабости человека, от его несовершенства — грехи, очищаемые искренним покаянием и сердечным сокрушением и потому не подвергающий грешника духовной смерти.

“Гр е х к смерти, ” или смертный гр е х это — грех тяжкий, совершив который человек так ожесточается сердцем, что становится неспособным к покаянию. Таков грех упорного неверия, упорного отступничества от веры, не принимающего никакого вразумления, ожесточенного закоснение в еретических заблуждениях или тяжких нераскаянных грехах, ставших как бы второй природой человека, a потому неисцелимых.

По-видимому Апостол считает, что нельзя быть уверенным в силе молитвы за ближнего, коснеющего в смертном грехе, ибо успеху такой молитвы противодействует неверие и ожесточение самого грешника.

 

Божественные силы изливаются на христиан, которые рождены от Бога посредством священных таинств и святых добродетелей, и поэтому они берегутся от греха. И лукавый не прикасается к ним, потому что лукавый прикасается к человеку через грех, входит в человека со грехом. Поскольку грех — это сила, которая “сияет” в нечистоте и во зле, сила порочная, дьявольская и нечистая. Посредством каждого греха дьявол берет нечто от себя и заражает этим человека. Поэтому христианин должен беречься греха, соблюдать себя от враждебного лагеря, от всех нечистых полчищ. Каким образом? — Евангельскими добродетелями, живя в них постоянно. Потому что только так христианин соблюдается от погибели, от страшной и непрерывной брани вражьей, от страшной битвы, которая ведется против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6: 12). Все эти лукавые воины зла бегут от святых Божественных добродетелей, и лукавый не прикоснется, не тронет воина Христова. Не согрешает тот, кто рожден от Бога и кто блюдет себя.

   Мы знаем, что мы от Бога — это обычное знание христиан, знание, которое нас делает христианами, то есть настоящими людьми. От Бога есть — мы от Бога, мы происходим от Бога. Христиане знают, откуда они происходят, где находятся и куда следуют. Они единственные, кто знает правильный путь человеческой сущности, от начала до конца. Зная, что они от Бога, они живут по Богу и ради Бога, живут с вечным и ради вечного, живут вечной жизнью. Поскольку в них все от Бога, им удается различать и видеть границу между тем, что от Бога, и тем, что не от Него, между добром и злом, между правдой и неправдой, истиной и ложью, жизнью и смертью, Богом и дьяволом. У них зрение и знание “в Боге, ” поэтому видят и знают они, что мир весь во зле лежит. Лежит во зле мир, потому что его одолели и повалили грехи, и мир не хочет и не желает вернуться на путь истины из своего состояния.

Весь мир лежит во зле. Весь мир погружен во зло, терзается от зла, ввергнут во зло и унижен им. И такой мир составляют люди, которые с удовольствием грешат и предаются порокам. Подвиг христиан состоит в следующем: несмотря на то, что они живут в этом мире, который весь во зле лежит, который весь находится в аду, христиане господствуют над злом всего мира и не дают себя превратить в злых, дьявольских людей мира. И еще: свет, какой имеют христиане, освещает для них и достоинства всего создания Божия на земле: людей, животных и т.д. Весь этот мир, хотя и богоданный, изнурен злом, в котором лежит, как в тяжелой болезни. Это есть и величайшее мучение для создания Божия, ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8: 22), ожидая славного явления сынов Божиих, которые освободят тварь от порабощения злу (ср. Рим. 8: 19-21).

 

Заключение 5: 20-21.

В заключение (18-21) Апостол кратко приводит основные мысли Послания ο том, что рожденный от Бога не грешит, то есть не побеждается своими грехами, потому что хранит себя благодатью возрождения, и лукавый не прикасается к нему, что христиане — от Бога, а мир неверующих во зле лежит; Сын же Божий дал нам истинное знание, чтобы хранить себя от многоразличных идолов, то есть от греховных привязанностей.

 

Второе Соборное Послание

Апостола Иоанна Богослова.

Β тο ρ ο е соборное послание Иоанново, как и третье, в древней Церкви находилось в числе “пререкаемых, ” то есть таких, которые не всеми признавались подлинными, принадлежащими Апостолу. Об этом говорят Ориген, Евсевий и Иероним. В древнем сирийском переводе Пешито этого послания, как и третьего, нет, хотя из этого еще нельзя заключать, что сирийская Церковь не признавала его подлинности. С другой стороны, такие именитые представители Церкви, как Ириней Лионский, ученик Поликарпа Смирнского, ученика самого Апостола Иоанна, приводит подлинные слова из 2-го послания Иоаннова; Климент Александрийский говорит ο подлинности 2-го послания, равным образом и Дионисий Александрийский.

Клименту Александрийскому принадлежит объяснение на вс е семь соборных посланий, значит и на 2-ое Иоанново. В Мураториевом каталоге упоминается ο многих посланиях Иоанновых. Ориген, Евсиевий и Иероним, упоминавшие ο сомнениях в подлинности этого послания, сами по всем данным не сомневаются в его подлинности.

Ο подлинности этого послания свидетельствуют и внутренние признаки: дух, тон, слог и язык послания, которые напоминают нам 1-е послание и Евангелие. Неудивительно, что это послание, как и 3-е, не сразу сделалось известным всей Церкви, ибо оно слишком кратко и послано было частному лицу и притом женщине. Co временем оно заслужило общее признание и было включено в канон новозаветных священных книг.

Ο первоначальном назначении 2-го послания достоверных сведений, кроме тех, которые содержатся в самом послании, никаких нет. Кто была по имени “избранная госпожа” и дети ее, неизвестно. Ясно только, что они были христиане. Что касается времени и места написания этого послания, можно думать, что оно написано около времени написания первого послания в том же г. Ефесе.

Второе Иоанново послание имеет только одну главу. В нем Апостол выражает радость свою ο том, что дети избранной госпожи ходят в истине, обещает посетить ее и с настойчивостью увещевает не иметь никакого общения с лжеучителями.

 

Третье Соборное Послание

Апостола Иоанна Богослова.

Ο подлинности третьего послания Иоаннова свидетельствует как предание, так и внутренние признаки в самом послании. Если мы сличим тон, дух и слог этого послания с первым посланием Иоанновым и его Евангелием, для нас станет несомненным, что и это третье послание принадлежит возлюбленному ученику Христову.

Обращено это послание к некоему Гаию или Каю. Кто это был, в точности неизвестно. Из Апостольских писаний и из церковного предания известно, что это имя носили несколько лиц (см. Деян. 19: 29; [100] 20: 4; [101] Рим. 16: 23; [102] 1 Кор. 1: 14[103] и др.), но к кому из них или к иному написано это послание, определить нет возможности. По-видимому, этот Гай не занимал никакой иерархической должности, а был просто благочестивым христианином, странноприимцем.

Ο времени и месте написания третьего послания можно предположить то же, что ο времени и месте написания второго послания: оба эти послания написаны приблизительно в одно и то же время, все в том же г. Ефесе, где Апостол Иоанн проводил последние годы своей земной жизни.

Состоит послание это также из ο днο й только главы. В нем Апостол хвалит Гаия за его добродетельную жизнь, твердость в вере и “хождение в истине, ” а особенно — за его добродетель странноприимства в отношении к проповедникам Слова Божия, порицает некоего Диотрефа, сообщает некоторые известия и посылает приветствия.

 

Соборное Послание

Апостола Иуды.

Сведения об авторе.

Автор этого послания сам называет себя “Иудою, рабом Иисуса Христа, братом Иакова.” Из этого можно заключить, что это — одно лицо с Апостолом Иудой из Двенадцати, который назывался Иаковлевым, а также Левеем и Ф аддеем (Матф. 10: 3; [106] Марк. 3: 18; [107] Лук. 6: 16; [108] Деян. 1: 13; [109] Иоан. 14: 22[110]).

Он был сыном Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии от первой действительной его жены и братом детей Иосифа — Иакова, впоследствии Епископа Иерусалимского, по прозвищу Праведного, Иосии и Симона, или Симеона, впоследствии также Епископа Иерусалимского. По преданию, первое имя его было Иуда, имя Фаддея он получил, приняв крещение от Иоанна Крестителя, a имя Левея получил, вступив в число 12-ти Апостолов, может быть, в отличие от одноименного ему Иуды Искариотского, ставшего предателем.

Некоторые считают, что автор этого послания ничего общего с Иудой Иаковлевым, или Фаддеем и Левеем, не имеет, что в число 12-ти Апостолов он не входил (в ст. 17 он как бы исключает себя из числа Апостолов), [111] но был только в общем смысле слова “Апостолом, ” являясь действительно братом Иакова и считаясь поэтому, подобно Иакову, “братом Господним.”

В качестве обоснования такого мнения приводят свидетельство Евангелия от Иоанна 7: 5, где говорится, что “братия Иисусовы, ” в дни Его земного служения, в Heгo не веровали, почему и не удостоились избрания в число 12-ти Апостолов. Кроме того считают, что Апостол Иуда из 12-ти не мог быть писателем этого послания, так как он трудился во благовестии Христовом в Сирии и скончался в Эдессе, а между тем в Сирийском переводе Пешито Иудино послание отсутствует. Окончательное и авторитетное решение этого вопроса в виду ограниченности данных представляется невозможным.

Об апостольском служении Иуды по вознесении Господнем предание говорит, что он проповедовал сначала в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, а затем в Аравии, Сирии и Месопотамии, Персии и Армении. To же предание говорит, что он был в Эдессе, где несколько прежде проповедовал другой Апостол, Фаддей из 70-ти.

По одному преданию св. Иуда мирно скончался в Эдессе, по другому — в Берите или Бейруте, по третьему — скончался мученически в Армении, быв повешен на дереве и пронзен стрелами.

 

Повод к написанию послания.

Внутренним поводом, как видно из 3 ст., была пастырская ревность св. Иуды “об общем спасении душ, ” а внешним поводом — усиление лжеучений, против которых боролись и святой Апостол Иаков и святой Апостол Петр и святой Апостол Иоанн, как мы видели это из их соборных посланий.

Святой Иуда прямо говорит, что он пишет потому, что в общество христиан вкрались нечестивые люди, обращающие благодать Божью в повод к распутству.

Это несомненно — лжеучители-гностики, проповедовавшие разврат под предлогом христианской свободы и для “истощения” греховной плоти и считавшие мир не творением Бога, a произведением низших сил, враждебных Богу.

Это все те же симониане и николаиты, которых обличает святой Иоанн в 2 и 3 гл. Апокалипсиса. Цель послания — предостеречь христиан от увлечения этими лжеучениями, льстившими чувственности. Послание назначено всем христианам вообще, но, по содержанию его видно, что оно предназначалось для известного круга лиц, в который нашли себе доступ лжеучители. С достоверностью можно предполагать, что это послание первоначально было обращено к тем же малоазийским церквам, к которым писал потом и Апостол Петр.

 

Содержание соборного послания святого Апостола Иуды.

    Соборное послание св. Ап. Иуды состоит всего из ο днο й главы и представляет собой сплошь от начала до конца одну непрерывную речь, направленную против лжеучителей.

 

Соборные Послания.

Ахриепископ Аверкий (Таушев)

 

 

 

Содержание:

 

Значение наименования Посланий “Соборными.”

Соборное Послание Апостола Иакова.

Сведения ο б авторе. Назначение послания, время и место написания его. Повод к написанию послания. Подлинность послания Иаковлева. Общий характер послания и его содержание. Экзегетический разбор послания святого Α постола Иакова.

Первое Соборное Послание Апостола Π еτ ра.

Сведения об авторе. Первоначальное назначение послания, повод к написанию и цель. Место и время написания послания. Содержание послания. Экзегетический разбор Первого послания святого Α постола Петра.

Второе Соборное Послание Апостола Петра.

Первоначальное назначение, побуждение к написанию и цель послания. Время и место написания послания. Подлинность этого послания. Экзегетический разбор Второго Послания Петрова.

Первое Соборное Послание Апостола Иоанна Богослова.

Сведения ο б авторе. Подлинность первого послания Святого Апостола Иоанна. Время и место написания послания Иоаннова. Первоначальное назначение послания, побуждения к написанию его. Содержание послания. Экзегетический разбор первого послания Иоаннова.

Второе Соборное Послание Апостола Иоанна Богослова.

Экзегетический разбор второго послания Иоаннова.

Третье Соборное Послание Апостола Иоанна Богослова.

Экзегетическии разбор третьего послания Иоаннова.

Соборное Послание Апостола Иуды.

Сведения об авторе. Подлинность послания святого Апостола Иуды. Повод к написанию послания. Время и место написания послания святого Иуды. Содержание соборного послания святого Апостола Иуды. Экзегетический разбор соборного послания святого Апостола Иуды.

 

 

Значение наименования некоторых Посланий

“Соборными.”

П од именем “Соборных” разумеются семь посланий, написанных святыми Апостолами: одно — Иаковом, два — Петром, три — Иоанном Богословом и одно Иудой. В составе священных книг Нового Завета они обыкновенно помещаются в наших православных изданиях непосредственно после книги Деяний. Название “соборные” дано этим посланиям не самими их писателями. Так они названы Церковью впоследствии, но несомненно очень рано. По свидетельству церковного историка Евсевия (V, 18), еще писатель второго века Аполлоний, обличая какого-то монтаниста, выразился, что он, в подражание Апостолу Иоанну, написал соборное послание.

В каком смысле название “соборный, ” (“кафоликос”) присвоено вышеперечисленным Апостольским посланиям?

Один из древнейших христианских писателей Климент Александрийский называет “соборным” послание Апостольского собора в Иерусалиме, обращенное к христианам Антиохии, Сирии и Киликии, ο чем повествует 15 глава кн. Деяний. Так как это послание обращено не к каким-либо частным лицам или отдельным церквам, а ко всем христианским общинам вообще, то ясно, что “соборный” здесь употреблено в смысле “окружной.” Из этого можно заключить, что и послания Иакова, Петра, Иоанна и Иуды потому называются “соборными, ” что они обращены не к отдельным церквам, как например, послания святого Апостола Павла, а ко всем христианам. “Соборными” в смысле “окружных” называются первое Петрово и первое Иоанново послания у Оригена и Дионисия Александрийского. Весь же состав посланий, известных теперь под именем “соборных, ” назван этим именем в первый раз у историка Евсевия. Хотя второе и третье послание Иоанна имеют частное назначение и потому не подпадают под такое понимание наименования “соборных, ” они присоединены к первому соборному посланию Иоанна, как его дополнения.

Как в приложении к Церкви со словом “соборный” стали соединять значение истинной, подлинной, православной Церкви (“ Экклисиа ка ф олика ” — Церковь соборная), так в приложении к этим посланиям с именем “соборный” стали соединять понятие послания истинного, подлинного, канонического, заключающего в себе неизменное правило для истинно-христианской жизни. В этом значении называет “соборным” послание Иуды Ориген; такой же смысл влагает в это название по отношению ко всем этим посланиям Евсевий.

Все семь посланий названы, таким образом, в первый раз историком Евсевием соборными в смысле посланий окружных и имеющих подлинный канонический характер в отличие от подложных посланий. Постепенно это название было принято всеми и вошло во всеобщее употребление.

Отличительный характер соборных посланий, по сравнению с посланиями святого апостола Павла в том, что они содержат более общие и основные вероучительные наставления, в то время, как содержание посланий Апостола Павла соответствует обстоятельствам тех местных церквей, которым он пишет, и имеет, таким образом, более специальный характер, хотя, конечно, не утрачивает своего значения для всех времен и мест в жизни Христовой Церкви.

Кроме того, в посланиях Павла выпукло очерчивается личность самого Апостола, нередко с историческими указаниями на разные обстоятельства его жизни, с выражением его собственных настроений и чувств радости, скорби, негодования и т. д. Между тем, в соборных посланиях личности писателей не акцентируются: там прямо предлагаются общеобязательные для христиан правила веры и благочестия.

 

 

Соборное Послание

Апостола Иакова.

Сведения об авторе.

Автор сам называет себя “Иаковом, рабом Бога и Господа Иисуса Христа” (1: 1). В евангельской истории известно три лица с именем Иакова: 1) Иаков, сын Зеведея, — один из двенадцати Апостолов и брат святого Иоанна Богослова; 2) Иаков Алфеев, брат святого Апостола и Евангелиста Матфея, тоже один из двенадцати, и 3) Иаков, называемый брат Божий, бывший одним из 70-ти Апостолов Христовых и имевший братьями Иосию, Симона и Иуду (Матф. 13: 55), [1] ставший потом первым Епископом Иерусалимским и получивший у иудеев прозвание “ праведного. ” В отличие от двух других, принадлежащих к лику двенадцати, он назывался еще “ меньшим. ”

Святой Иаков Зеведеев очень рано окончил свою жизнь мученической смертью (около 44 г. в Иерусалиме, согласно Деян. 12: 1-2).[2] Святой Иаков Алфеев, как известно из предания, проповедовал среди язычников. Между тем послание святого Иакова обращено к евреям, находящимся в рассеянии (1: 1).[3] Церковное предание и приписывает Соборное послание святого Апостола Иакова третьему Иакову — брату Божьему, бывшему первым Епископом Иерусалимским. В качестве такового он мог считать находящимися под своим иерархическим ведением всех христиан из евреев, где бы они ни находились. Кроме того он пользовался великим уважением и авторитетом среди всех евреев, даже и неуверовавших во Христа, за свою праведность. Он вел строго-подвижническую жизнь, был девственником, не пил ни вина ни сикера, воздерживался от вкушения мяса, одежду носил только льняную и строго соблюдал закон, часто уединяясь для молитвы в иерусалимский храм. Евреи, даже из числа неуверовавших во Христа, прозвали его “праведником” и “опорой народа.” Ввиду всего этого естественно, что он мог обратиться с авторитетным властным словом ко всем “двенадцати коленам, находящимся в рассеянии.”

Ο жизни святого Апостола Иакова сохранилось довольно много сведений. Он был старшим сыном Иосифа, обручника Пресвятой Девы, от первой его жены, родным братом упоминаемых в Евангелии Иосии, Симона и Иуды (Матф. 13: 55) и названным братом Господа Иисуса Христа. Он сопровождал Иосифа и Марию с младенцем Иисусом во время их бегства в Египет. По-видимому, он с братьями своими довольно долго не вполне веровал в Господа Иисуса, как в Мессию (Иоан. 7: 3-5), [4] почему, быть может, и не удостоился быть в числе ближайших двенадцати Его учеников. Но потом он всем сердцем уверовал, и Господь, по воскресении Своем, удостоил Иакова Своим явлением особо (1Кор. 15: 7).[5]

По вознесении Христовом он, как предназначенный к тому Самим Господом, был поставлен первым епископом иерусалимской церкви, и в качестве такового, а также, как пользовавшийся особенно высоким уважением и самих апостолов, председательствовал на первом Апостольском соборе в Иерусалиме (Деян. гл.15). Надо полагать, что вся его деятельность сосредотачивалась в Палестине, и он не ходил с проповедью по другим странам, подобно остальным апостолам. Жизнь свою окончил мученической смертью около 64 г., будучи сброшенным иудейскими начальниками с портика иерусалимского храма.

Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, в результате войны с римлянами, говорит, что Господь наказал евреев, между прочим, за убиение Иакова праведного. Предание приписывает святому Иакову, брату Господню, составление древнего чина Божественной литургии, который до сих пор совершается в Иерусалиме в день его памяти 23 октября (5 ноября).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.162 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь