Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Как пользоваться этой книгой



Вот вам некоторые предложения и мысли относительно того, как можно пользоваться этой книгой, чтобы извлечь из нее максимум пользы.

 

1. Эта книга рссматривает четыре основные области игр разума игрока в покер: Тильт, Страх, Мотивация и Уверенность. Есть и другие важные психологические аспекты, такие как сконцентрированность, дисциплина, принятие решений, а также игра в комфортной зоне. Однако, работа над основными четырьмя аспектами автоматически улучшит и остальные области. А вот наоборот не получится, и именно поэтому мы начинаем с четырех вышеперечисленных.

 

2. Важные психологические аспекты при близком рассмотрении оказываются взаимосвязанными. К примеру, проблемы с мотивацией могут быть вызваны тильтом; проблемы с уверенностью

– страхом; тильт может быть спровоцирован недостатком уверенности, и так далее. Помните, в вопроса психологии вы – фиш, так что не надо самоуверенно полагать, будто вы точно знаете, чем вызвана ваша проблема. Держите в уме то, что вы уже узнали, и используйте эту книгу, чтобы выяснить, в чем же заключается ваша настоящая проблема.

 

3. Вы можете обнаружить, что вам много над чем нужно работать с точки зрения психологии. А так как над всем одновременно работать не получится, нужно расставить приоритеты. Сделать это можно по-разному. Вот вам некоторые советы:

 

* Сначала поработайте над мелкими недостатками, так как обычно их устранить легче всего

 

* Работайте над проблемами, которые дороже вам обходятся

 

* Работайте над проблемами, которые возникают чаще

 

* Работайте над проблемами, которые больше всего влияют на ваши эмоции


4. Это книга типа «выберите свое собственное приключение». Вы можете сразу перейти к тем частям или главам книги, которые затрагивают наиболее злободневные для вас темы, но лишь после того, как вы изучите главы 2, 3 и 4. Также, имейте в виду, что некоторые темы могут сначала показаться неприменимыми в вашем случае, в то время как на самом деле это не так – так что не торопитесь перелистывать страницу.

 

5. Не стоит думать, что, прочитав книгу от корки до корки, вы все поймете и усвоите. Прогресс можно сравнить с процессом рубки дерева топором, но никак не бензопилой; прогресс идет уверенно, но медленно, ему нужно время. Держите книгу под рукой, поэтапно и систематически работая над психологическими аспектами вашей игры. Мастерство в любой игре – постоянная, до конца не достижимая цель, так что вам всегда нужно будет над чем- либо работать.

 

6. На протяжении всей книги вам задаются вопросы. Потратьте немного времени на то, чтобы подумать и ответить на эти вопросы, словно их задают лично вам. Это поможет вам лучше применять советы из книги лично к себе, а также не думать, будто у вас есть абсолютно все проблемы, о которых в ней написано. В идеале, записывайте свои ответы.

 

7. Пытаясь понять игры разума, легко перегрузить себя информацией. В покере то же самое: слишком много информации за раз может привести вас в замешательство. Изучайте книгу и рассматривайте отдельные разделы постепенно, и, хотя может показаться, что так процесс работы над ошибками затягивается, на самом деле он будет происходить наиболее эффективно и оперативно.

 

8. Делайте то, что в вашем случае работает. Все люди разные, и мне трудно сказать, что поможет именно вам. Начните с применения предложенных в книге стратегий, для того, чтобы приобрести опыт. Затем пользуйтесь собственным восприятием, чтобы скорректировать стратегии, делая их более эффективными лично для вас. То же самое вы делаете, когда берете какую-то покерную концепцию и интегрируете ее в свой собственный игровой стиль.

 

9. Не стоит буквально следовать каждому слову, написанному в книге. Даже если определенный совет идеально вам подходит, сделайте паузу и поразмышляйте, насколько он актуален лично для


вас. Это поможет лучше усвоить материал и подогнать стратегии под себя.

 

10. После того, как вы проведете работу над психологией вашей игры в покер, вы можете начать применять техники, описываемые в этой книге, и в других областях вашей жизни: в спорте, бизнесе, инвестировании, личностных и семейных отношениях. Используя предложенные стратегии в областях помимо покера, вы одновременно тренируете и игровую психологию. Особенно очевидно это тогда, когда одна и та же проблема возникает у вас как в покере, так и в других областях за его пределами.


2

 

 




О С Н О В Ы

 

Ошибки в подходе к процессу обучения и самой игры могут быть причиной психологических проблем. Когда игроки знают, чего ожидать, они не создают себе дополнительных проблем, но действуют в рамках объективной действительности. Проблемы с тильтом, страхом, мотивацией и уверенностью могут быть решены благодаря более точному пониманию того, каким должен быть процесс обучения и процесс непосредственно игры.

 

В этой главе рассматриваются три теории, которые являются фундаментом для правильно организованной и логичной стратегии улучшения вашей игровой психологии. Также в этой главе будет приведено высказывание одного из моих клиентов, который объясняет, как эти теории помогли ему справиться с тильтом.

 

Итак, вот эти три фундаментальные теории:

 

* Модель обучения взрослой личности: описывает три различных этапа процесса обучения

 

* Землемер: наглядно показывает, как с течением времени происходят улучшения

 

* Процессуальная модель: помогает вам постоянно играть в лучший покер и со временем улучшаться

 

В начале может показаться, что понимание того, как обучаться и играть наилучшим образом чрезмерно усложняет процесс, но со временем вам станет ясно, что эта информация необходима для того, чтобы вам было легче справиться с проблемами психологического характера. Кроме того, эти три теории помогут вам подтянуть и непосредственно ваши покерные способности.

 

 

М О Д Е Л Ь О Б У Ч Е Н И Я В З Р О С Л О Й Л И Ч Н О С Т И


Когда вы учитесь чему-то новому, сам процесс обучения достаточно предсказуем и имеет точку начала и точку завершения. И хотя игроки различаются в уникальных аспектах обучения, например, в том, насколько легко их ввести в ступор, какие области предмета даются им легче других, и как быстро они овладевают новыми навыками, общая схема процесса обучения одинакова.

 

«Модель обучения взрослой личности» (МОВЛ) - открытая теория, выделяющая четыре основных уровня процесса обучения. Вот они:

 

Уровень 1 – Неосознанная некомпетенция. Вы даже не знаете, чего вы не знаете. Другими словами, вы не осознаете, что вам недостает способностей, причем это не обязательно хорошо или плохо. Для некоторых игроков счастье заключается в неведении.

 

Уровень 2 – Осознанная некомпетенция. Теперь вы в курсе того, что вам еще не известно. Но от этого способностей у вас не прибавится, это просто означает, что вы знаете, в каких областях вам следует улучшиться. Вы начинаете осознавать свою некомпетентность либо в результате тщательного самоанализа, либо благодаря чьей-то подсказке.

 

Уровень 3 – Осознанная компетенция. Если вы достигли этого уровня, значит, вы хорошенько поработали и/или закрепили определенные навыки путем их неоднократного использования. Единственный момент – чтобы проявлять свои способности, нужно постоянно думать о том, чему вы научились... иначе вы станете действовать так, словно вы некомпетентны.

 

Уровень 4 – Неосознанная компетенция. Этот уровень означает, что вы научились чему-то столь хорошо, что это действие производится вами автоматически, на уровне подсознания. Неосознанная компетенция – Святой Грааль учебного процесса, и, без сомнений, главная концепция/идея этой книги.

 

Концепция этих уровней становится понятной, когда вы начинаете размышлять над своим собственным опытом обучения покеру или чему-либо еще. Всем понятный пример, наглядно отображающий работу схемы уровней МОВЛ – обучение вождению автомобиля.

 

Помните, когда вы были совсем еще маленьким ребенком, вам наверняка хотелось научиться водить машину. Вы едва


представляли себе, как она устроена, не говоря уже о том, как ей управлять. Это и есть Неосознанная Некомпетенция. Потом, в подростковом возрасте, вы уже знали многое о вождении автомобиля, и были, возможно, раздосадованы, что вы пока водить не умеете. Вы стали осознавать свою некомпетенцию.

 

Теперь вспомните себя, когда вы в первый раз сели за руль. Для того, чтобы вести автомобиль, вам сначала требовалось научиться рулить, давить на педаль газа, следить за дорогой и переключать радиостанции – причем все одновременно; а потом еще – параллельная парковка, соблюдение скоростного режима на трассе, анализ сотен уникальный ситуаций, которые возникают на дороге. Вам приходилось сконцентрироваться на всем, чему вы научились, чтобы не пострадать самому и не навредить окружающим. Это и есть уровень Осознанной Компетенции.

 

Спустя годы водительской практики, вам больше не нужно обдумывать каждое совершаемое вами действия, когда вы ведете автомобиль; ваши способности проявляются естественно и требуют затраты минимума усилий. Теперь вы можете вести машину, слушать музыку, разговаривать с пассажирами, адекватно реагировать на стрессовые ситуации, которые могут внезапно возникнуть (вроде исключительно неблагоприятной погоды) – и все эти действия не потребуют от вас больших умственных усилий. Теперь вождение автомобиля для вас – навык, доведенный до уровня Неосознанной Компетенции.

 

Прежде чем мы посмотрим, как МОВЛ применима к покеру, потратьте минутку на размышление над следующим:

 

1. Насколько большим багажом знаний вы обладали, когда сели играть в покер впервые?

 

2. Сравните количество умственных усилий, которое вы тратите на принятие решения в покере сейчас, с тем количеством, которое вы тратили, когда только начали прогрессировать

 

3. Подумайте над ошибкой, которую обнаружили сравнительно недавно

 

4. Подумайте о решениях за покерным столом, которые вы принимаете автоматически

 

5. Подумайте об ошибках, которые вы больше не допускаете


Хорошим примеров МОВЛ в покере будет выбор стартовых рук, разыгрываемых на префлопе. Играя в первый раз, вы, вполне вероятно, даже и не подозревали, что тут может быть какая- то стратегия, и играли слишком много  рук.

Даже если вы и имели какое-то представление о силе рук, вы вряд ли могли объяснить, почему коллировать 3-бет префлоп без позиции с QJo является ошибкой. Итак, были ли вы неосознанно некомпетентны относительно целой концепции диапазона играемых на префлопе рук, или лишь определенных, более тонких деталях, в любом случае, у вас была слабость, относительно существования которой вы и не подозревали.

 

Перенесемся на несколько недель или месяцев вперед с того момента, как вы начали изучать покер, в особенности систему выбора стартовых рук. Вы могли почерпнуть новую информацию от вашего друга или из книги, где написано о разнице в силе каждой руки при игре с разных позиций, или услышали об этом от игрока, который смеялся над вами потому, что вы зашли под его ререйз с QJo, или просто в процессе игры вы заметили, что слишком часто ваша рука оказывается второй по силе. Вы все еще не понимаете до конца, какие руки вам следует разыгрывать, но вы осознаете, что что-то не так. Тот факт, что теперь вы осведомлены о своих ошибках, не уберегает вас от этих ошибок. Теперь вы просто знаете, что вам следует поработать в определенной области. Когда вы впервые замечаете, что совершаете ошибку, вы находитесь как раз на уровне Осознаваемой Некомпетенции.

 

После более скрупулезного исследования, а также по мере того, как вы набираетесь игрового опыта, вы узнаете плюсы и минусы всех возможных стартовых рук. Похоже, вы улучшаетесь; вы контролируете диапазон рук, которые разыгрываете, и теперь все налаживается... пока вы не теряете концентрацию к концу длинной сессии, или не расстроитесь из-за проигрыша нескольких больших банков... и теперь внезапно вы снова беретесь за старое и начинаете входить в игру с руками, которые должны выкидывать. После игры ваши ошибки становятся для вас очевидными, но это лишь говорит о том, что вы на самом деле не так-то и хорошо владеете навыком


выбора стартовых рук. На этом этапе процесса обучения вам все еще нужно постоянно задумываться над тем, с какими руками следует входить в игру, иначе вы начинаете свершать ошибки.

 

Вы получаете еще опыт, продолжаете работать над игрой, обучаться, и вот, наконец, дело сделано. Теперь когда вам сдают мусорную руку, даже если вы при этом находитесь в тильте, вы все равно ее выбрасываете в пас, без раздумий. Это новая привычка, или решение, которое принимается автоматически. Для достижения такого результата требуется много работы, но это стоит того. Теперь вам не нужно больше думать о выборе стартовых рук для того, чтобы входить в игру с правильным диапазоном, и так как теперь ваш ум освобожден от мыслей об этом, вы готовы к восприятию чего-то нового.

 

Идет ли речь о выборе стартовых рук или о тильте, у вашего разума всегда существует порог – количество мыслей, которые он может обрабатывать в данный момент времени. Вы можете эффективно работать только над какой-то одной областью игры за раз. В результате, очень важно знать, на каком уровне МОВЛ находятся ваши способности, чтобы вы могли определить, на чем стоит поработать в первую очередь. Когда вам больше не нужно думать над каким-то моментом, чтобы не допускать ошибок, вы можете сосредоточиться над следующей областью игры, требующей вашего внимания, и тоже подтянуть ее с уровня Осознанной Компетенции до уровня Неосознанной Компетенции. Однако, если получится так, что вы снова начнете совершать старые ошибки, значит, вам нужно больше работать, вне зависимости от того, что вы думаете о своих способностях.

 

На самом деле, процесс обучения состоит из многочисленных малых шагов, которые нужно сделать – не только из тех уровней, что предполагаются согласно МОВЛ – но как общая теория, Модель Обучения Взрослого Человека абсолютно точна и обладает исключительной степенью важности для вашей игры.

 

 

З Е М Л Е М Е Р

 

«Землемер» - концепция с таким странным названием помогает нам лучше понять процесс постепенного улучшения. Землемер – не революционно новая идея; это просто результат наблюдения за процессом улучшения, приводящий вас к таким выводам, о которых вы раньше, скорее всего, и не задумывались. Четкое понимание этой концепции поможет вам:


* Сделать свой подход к обучению более эффективным

 

* Стабильно прогрессировать, избегая распространенных ошибок

 

* Избежать борьбы с реальностью, изменить которую вы все равно не в силах

 

* Понять, чтО вам поможет сделать ваше обучение более эффективным

 

* Справиться с естественными спадами и подъемами, возникающими во время обучения

 






Будут моменты, когда вам покажется, что вы сделали огромный шаг назад, совсем не прогрессируя, или начали допускать старые ошибки. В следующий раз, когда это произойдет, возвращайтесь к этой части книги.

Дабы понять концепцию замлемера, следует обратить внимание на существование в качестве вашей покерной игры, а также в ее психологической составляющей, естественного диапазона. Подумайте о качестве принимаемых вами решений, когда вы играете на максимуме, и когда вы играете на откровенном минимуме своих возможностей. Другими словами, насколько вы хороши, когда играете в свою А-игру, и насколько плохи, когда вы играете плохо?

 

Для наглядности, оценим качество вашей игры (А-игра, средняя, худшая) за последние 6-12 месяцев по шкале от 1 (худшая) до 100 (наилучшая) и создадим график. То, что у нас будет на графике, называется гауссовой кривой.


 

Правая часть графика, или положительная его часть, представляет ваши лучшие решения

Левая часть графика, или отрицательная его часть, представляет ваши худшие решения

Эта гауссова кривая отображает естественный диапазон, существующий в игре каждого покериста на планете – даже шортстекера (хотя их диапазон наиболее узок). Когда вы играете в покер, всегда существуют аспекты, которые представляют пик максимум ваших способностей, а также оборотную сторону, ваши слабости. Всегда. На дистанции идеальный покер невозможен. Иногда вы играете просто превосходно, иногда нет. Покер – динамичная игра, конкуренция в которой постоянно возрастает. А это значит, что такое понятие, как «идеальная игра», или даже просто «хорошая игра», постоянно меняется. Ваша игра эволюционирует – значит, вы учитесь. И пока вы учитесь, всегда будет существовать диапазон качества принимаемых вами решений.

 

Покер – не единственная область, в которой существует такой диапазон. Он есть буквально везде, особенно в профессиональном спорте. Возьмите любого профессионального спортсмена, оцените его показатели, и вы увидите все ту же гауссову кривую. Бейсболисты одерживают победы и совершают впечатляющие броски, равно как и промахиваются и совершают ошибки. Квотербэки (защитник в американском футболе – прим. переводчика) делают отличные пасы на двадцать метров вперед, а затем сыпятся на плохой передаче. Футболисты делают замечательные голевые передачи, но также и промахиваются, или даже подскальзываются на мяче.


Когда вы оцениваете свою игру, смотрите, улучшилась она или ухудшилась, важно учитывать факт наличия в ней диапазона. Важно принимать ее такой, какая она есть, а не воображать, что она идеальна. Приглядитесь к сильным сторонам вашей игры, отображенным в правой части гауссовой кривой. Эти решения принимаются, когда вы мыслите исключительно хорошо, они приходят едва ли не сами собой благодаря вашему пониманию оппонентов и хода игры. Говоря проще, вы отлично настроены на игру и находитесь в комфортной зоне.

 

К правой стороне графика также относится новая информация, полученная вами в результате ваших собственных заключений, просмотра обучающий видео, обсуждений с другими игроками, и так далее, что позволяет вам принимать еще более качественные решения. Но помните, эти способности относятся к уровню Осознанной Компетенции и не могут считаться сильной состявляющей вашей игры.

 

По другую сторону гауссовой кривой расположены все отрицательные решения, принимаемые вами. Это ошибки, которые вы совершать не должны, но все же вы их совершаете. Часто они имеют прямое отношения к психологическим проблемам, например, когда ваш разум впадает в ступор во время разыгрывания большого банка, и вы фолдите явно лучшую руку; когда вы неправильно читаете оппонента, потому что вы устали и вам скучно, и ваш несуразный блеф коллируют; когда вы тильтуете и рызыгрываете слишком много рук и действуете слишком агрессивно. Совершенно очевидно, что вы хотели бы избавиться от таких ликов в игре, ведь они не только стоят вам денег, но и еще больше расстраивают вас, вводят в заблуждение и подрывают вашу уверенность в своих силах. Эта книга создана для того, чтобы подтянуть «хвост» диапазона психологической составляющей вашей игры; это означает, что вы не только улучшите свои психологические показатели, начиная с их отрицательного конца на графике, но и сможете играть так, чтобы чаще быть на пике своих способностей.

 

Концепция землемера наглядно отображает процесс постепенного улучшения вашего диапазона показателей в покере или психологии. Гауссова кривая – отображение этих показателей в определенный момент, а сами улучшения выглядят как движение этой самой кривой линии; движение настоящей гусеницы-землемера прекрасно иллюстрирует этот принцип.


 

Землемер выглядит точь-в-точь как гауссова кривая

Если вам не доводилось наблюдать, как движется землемер, поясню: сначала его тело вытянуто в прямую, его передние «ноги» закрепляются и он подтягивает к ним свою заднюю часть, выгибаясь при этом в дугу (соответсвенно, задний и передний концы его тела приближаются друг к другу), потом закрепляет задние ноги, и снова выпрямляет тело, «шагая», таким образом, вперед.

 

Когда вы достигаете вашего максимума в постижении какой-то способности, передняя часть вашего диапазона делает шаг вперед. Ваше «лучшее» становится еще лучше, что также означает, что ваш диапазон расширился, так как ваше «худшее» осталось там же, где и было. Наиболее эффективный путь снова продвинуться вперед – сконцентрироваться на отрицательной части вашего диапазона и улучшить те аспекты вашей игры, которые являются самыми очевидными слабостями. Когда вы устраните эти слабости, ваша кривая линия сделает шаг вперед, начиная с «хвоста», и теперь передней части будет легче сделать еще один шаг.

 

Концепция землемера наглядно отображает, как происходит процесс улучшения, когда делается шаг вперед с начала, а затем с конца. Изучив эту концепцию, делаем выводы:

 

1. Улучшения двойственны: улучшения слабых сторон вашей игры и сильных

 

2. Понятие А-игры неустойчиво, потому что оно всегда зависит от текущего диапазона качества вашей игры


3. Когда вы улучшаете свою худшую игру, вы создаете очень хороший потенциал для улучшения А-игры (применительно как для покера, так и для игр разума, то есть психологическго аспекта), так как освобождаете свое сознание для восприятия нового (да, качество вашего максимума тоже может улучшаться).

 

 

 

Ниман «Samoleus» Кенкр

5/10 до 25/50 NLHE


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.068 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь