Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Альманахи для детей и подростков в 1930-е гг.



Юношеский альманах»

 

В начале 1930-х гг. с восстановлением УрГУ, открытием педагогического, медицинского и других институтов Свердловск превратился в крупный вузовский центр страны. В 1930-е гг. заметные сдвиги произошли в культурной жизни города. Росло число горожан, пользовавшихся библиотеками, большинство регулярно читали газеты. Все это свидетельствовало о повышении общеобразовательного и общекультурного уровня. Была ликвидирована неграмотность взрослого населения, всеобщим обязательным стало обучение детей. Имея крупные достижения в модернизации индустрии, в хозяйственном и культурном строительстве, город в 1930-е гг. жил в сложной и противоречивой социально-политической и культурной обстановке. Свердловск резко отставал в строительстве школьных помещений. Финансовые средства на эти цели выделялись в ограниченных размерах. Именно в 1930 г. были разрушены Кафедральный и Екатерининский соборы. Вознесенскую церковь и Александро-Невской собор закрыли и передали под нужды краеведческого музея. Обращаясь к истории, мы вспоминаем, что именно 1937-8 гг. были для страны, прежде всего, апогеем Сталинских репрессий, и Урал был не исключением. В 1937 г. было сфабриковано и «раскрыто» так называемое дело «право-троцкистского центра» во главе с первым секретарем Свердловского обкома партии И. Д. Кабаковым, который был арестован. Шли массовые аресты горожан.

В то же время шла постоянная работа над формированием «первого поколения» советских людей. Кроме сборников, предназначенных исключительно для младшего школьного поколения, существовали издания для юношеской аудитории, которая должна была вступить в комсомол, молодых людей в возрасте от пятнадцати до 18 лет, которые оканчивали среднюю школу и переходили в старшую. Этому поколению свердловских подростков адресовали «Юношеский альманах». Он был выпущен СвердлГИзом в 1937 г. единичным тиражом в 10 тысяч экземпляров под руководством К. В. Рождественской.

Аудитория сборника была обозначена косвенно на обложке книги и в определении ее жанра на первом развороте. «Юношеский альманах» – «сборник повестей, рассказов и очерков. Предназначается для юношества». Точный возраст аудитории больше не был нигде обозначен. Для его определения мы только можем обратиться к возрасту главных героев произведений. Если судить по этим данным, сборник был предназначен для детей от 9 до 16 лет, то есть от рубежа октябренок/пионер до рубежа пионер/комсомолец.

Будущий редактор сборника К. В. Рождественская с 1918 г., по окончании гимназии, преподавала в школе и техникуме. В 1929 г., получив высшее образование в Ленинградском университете, она работала в книжном издательстве под руководством С. Я. Маршака. Позже была направлена вместе с мужем по распределению в Свердловск. Несмотря на то, что 1937 г. не был годом расцвета редакторской деятельности К. В. Рождественской, к этому времени она уже была специалистом с образованием и опытом редакторской работы.

В альманахе представлены произведения, принадлежащие разным авторам и относящиеся к разным жанрам. Они в полной мере соответствуют друг другу по региональному признаку и по аудитории, для которой предназначены. В сборнике опубликовано всего восемь произведений: две повести, четыре рассказа и два очерка. Все они написаны разными авторами.

Повесть как самый пространный жанр из всех представленных является не самым популярным для размещения в альманахе. Однако она прекрасно подходит для описания небольшого путешествия с множеством живых и интересных приключений, которые, к тому же, открывают большое пространство для изображения ценности дружбы и Отечества. Рассказ – это самый удобный жанр для описания маленьких происшествий, сыгравших большую роль в жизни персонажей, поэтому это используемая форма повествования для юношеского альманаха. Очерк – это представление какого-либо небольшого отрывка из жизни героя, которое открывает ему что-то маленькое, простое и понятное, не столь значительное в большой жизни, но важное для конкретных нескольких месяцев. Так можно охарактеризовать очерки, размещенные именно в данном сборнике. Они мало чем отличаются от рассказов и, возможно, имеют другое жанровое определение только по авторскому назначению. Каждая из использованных форм повествования, так или иначе, подходит аудитории, для которой была предназначена эта книга. Логика расположения материала в альманахе обусловлена чередованием более длинных и коротких текстов, вынесением вперед беллетристики и соединением текстов об истории и о современности.

В альманахе не представлен ни один из общесоюзных известных писателей. Здесь были собраны только Уральские авторы, более того, из девяти только четверо сыграли значительную роль в литературной жизни края. Провинциальная детская литература еще не имела настолько четко расписанного регламента, как общесоюзная. Судя по представленному списку, издатели ставили своей целью представить читателям местных писателей, дать им возможность быть услышанными.

Опубликованные в сборнике произведения касаются нескольких общих тем. Все они описывают жизнь подростков из бедных семей, на долю которых пришлись разного рода трудности и приключения. Было необходимо, чтобы читатель проникся сочувствием к бедным ребятишкам из трудовых и обездоленных семей. Государство поручило представителям культуры формирование знания о тяжелой судьбе юных крестьян и рабочих в Российской империи. Подростки должны были прочитать рассказы и повести о жизни своих ровесников, угнетаемых враждебными Стране Советов классами.

Авторам удавалось красочно представить зажиточных злодеев. Однако они не могли избежать некоторых необычных для детей 1930-х гг. тем. Например, на первых страницах сборника, в повести А. Ф. Савчука «Дорога в тыл», мы знакомимся с двумя красноармейцами, которые пробираются в Читу. У персонажей четко определены политические убеждения, выражающиеся в противодействии классовому разделению и силе кулаков. По отношению к таким «врагам народа» автор повести находит ясную позицию. Писатель рисует их упитанными, льстивыми отвратительными обманщиками, которые обманом хотят сдать солдат «белым». И положительные герои, и злодеи, несмотря на то, что они обманывают друг друга, сразу видят, кто к какому классу принадлежит.

Однако, по крайней мере, в двух повестях данного сборника религиозный вопрос остается открытым. В «Дороге в тыл» в доме кулака мы видим красный угол с иконами. Но, когда один из главных героев-красноармейцев находит в поле табак, он также говорит: «Это никак Иисусу стало жалко нас, и он послал нам». В произведении не задается прямых философских и религиозных вопросов, ведь оно предназначено для подростков. Мы можем посчитать фразу солдата шуткой, но в этой повести читателю представляется, что к Богу обращаются представители разных, во всем остальном противоборствующих классов.

В рассказе Э. и Н. Поповых «Петя и бабушка» герой вступает в ряды пионерии, сочувствует бедным испанским ребятишкам и посвящает им стихотворение. Он старается помогать бабушке и жить с ней дружно, ему это, как и любому ребенку, дается с трудом, однако, он старается и борется со своей ленью и капризами. Необходимо заметить, что капризы его, в основном вызваны именно идеологическими интересами: он хочет ярко-алый галстук, как у всех пионеров, а не бордово-вишневый, каким вываривает его в краске бабушка, хочет дорогой настоящий пионерский значок. И вот перед этим девятилетним мальчуганом вдруг встает маленькая, но остросоциальная проблема доноса. Его соседка бьет своих малышей, и он пишет про нее стихотворение в школьную газету. Этот, по сути, мелкий бытовой случай усложняет жизнь его бабушке и они ссорятся:

«– Неприятности будут.

– Ну и что?

– Гадость какую-нибудь могут сделать.

– Ну и что?

– Да что ты заладил, как попугай? А вот сделают, тогда и вспомянешь старуху: правду бабушка говорила, ябедник ты! Бессовестный ты человек.

– Они ребят бьют, – сказал Петя.

 – Ну, по-настоящему-то, я им бить не позволяю, а шлепать – это их дело. Ребята не наши, а отца с матерью.

– Нет, не отца с матерью, а общие.

– Как общие? Ты их, что ли родил? Мать-то, по-твоему, не имеет права отшлепать ребенка?

– Не имеет.

– Кто это тебе внушил?

– Никто мне это не внушает. Мне не два года».

Идея об «общих детях», действительно, имело место в социальной советской политике этого времени. Вопрос разделения родительской власти в СССР между родителями и политическими социальными организациями (детскими домами, интернатами и пионерией) подробно рассматривается в монографии К. Келли «Children’sWorld: GrowingUpinRussia 1890-1991». О своеволии в воспитании детей доносили в уполномоченные органы. Последние могли забрать их у родителей, если дети воспитывались жестоко или им внушалось что-то, противоречащее основной идеологии. Также следует помнить о том, что детей «врагов народа» обычно отправляли в детские дома, если их не забирали другие родственники, так или иначе, ярлык такого родства оставался на этом человеке, до окончательной реабилитации репрессированных.

В рассказе Поповых вопрос доноса на соседей рассматривается как мелкое бытовое ябедничество, и бабушка боится какой-либо внутренней гадости от соседей. В конце мальчик и бабушка мирятся, когда она собирается вызвать милицию, чтобы ее внука не покалечили в драке. Выходит так, что за членов своей семьи можно вступаться, а чужие внутрисемейные конфликты – этодело постороннее, в которое лучше не лезть. Так учит ребенка бабушка, и на этом рассказ заканчивается.

В «Юношеском альманахе» также опубликовано одно из немногих произведений, представивших в СССР в 1930-е гг. детство в классической женской гимназии Российской империи рубежа XIX-XX вв. – автобиографическая повесть К. В. Филипповой «В гимназии».

Бедная еврейская девочка Ира Лотоцкая терпит травлю почти всего класса и притеснение со стороны учителей. Педагоги покровительствуют ученицам из богатых семей, например, не обыскивают их, когда в школе случается кража, а главную героиню ругают за любой даже самый незначительный проступок. Ира не барышня, она сирота, воспитывается в бедной семье дядей и тетей, которые тратят последние деньги на ее обучение. Она не любит читать Л. Чарскую, потому что та пишет в основном о богатых девочках, но очень увлекается детективными романами. Ира склонна к мечтательности, она добрая, отзывчивая и живая девочка, которая умеет прощать и не раз доказывает свою справедливость и великодушие одноклассницам. Героиня подвержена отчаянной сентиментальности и решается покончить с собой, когда ее отчисляют из гимназии. В итоге все заканчивается благополучно, девочка выздоравливает и идет на фельдшерские курсы.

В повести, посвященной такой теме, не могли не затронуть религиозный вопрос и не отразить отношение автора и героев к священнослужителям. На исповеди Ира задает батюшке вопрос о существовании Бога, ей не отвечают, но обвиняют в тяжком грехе сомнения, накладывают пост, заставляют класть множество поклонов и лишают Причастия. Также, когда в повести описывается Рождество и к семье главной героини приходит в гости дьякон, ее тетя ругает его про себя. Ира неохотно исполняет все обряды и ходит в церковь только потому, что боится наказания классной руководительницы. Ее дядя, которого она любит, как отца, вообще не ходит в храм, а тетя только иногда. Религиозный вопрос в этой повести также остается открытым. Однако люди, стоящие за обрядность, представлены нам как антагонисты, вследствие чего мы можем заключить, что читателямна этот вопрос, так или иначе, не дается однозначного ответа.

Конечно, не во всех произведениях читателям представлены ребята былых времен. В некоторых произведениях это их современники, которые залезают на кресты заброшенных храмов, озорничают во дворе, проводят лето в лагере, ловят синиц на сало и играют в «бабки». На протяжении всего сборника перед нами, казалось бы, предстают привычные герои, но их приключения не всегда похожи на похождения пионеров. Герои этих произведений тоже озорничают, попадают в разные передряги с товарищами, но они не проявляют себя, например, в работе или даже на экскурсии на заводе. Мальчик Егорушка из рассказа З. Егорова «Овчинная»не любит овчинную богатого селянина, с сыном которого он часто играет, из-за кислого запаха и слепящих белых шкур. Когда же там, на работе, прямо на этих шкурах гибнет от изнурительного труда отец его друга Андрюши, он больше никогда не заходит туда, и на этом рассказ заканчивается. Главный герой реже общается с сыном богатого семейства и начинает проводить больше времени с бедным сиротой Андрюшей. Работа на «кулаков» загоняет в могилу трудового мужика, и такая судьба представляется самым страшным для Егорушки.

В рассказе К. Токаревой «В литейной» юный мастеровой вынужден отказаться от работы литейщиком, потому что его угнетает хозяин цеха. Любая работа представляется тяжелой и изнуряющей при классовом разделении и прежнем политическом режиме. Это единственная четкая идеологическая установка, которая дается читателям данного сборника, кроме того, что вышестоящие и зажиточные люди непременно становятся антагонистами трудящимся.

Поскольку данный альманах был выпущен единичным тиражом, затронутые авторами темы не могли быть изменены впоследствии. Здесь собраны произведения, представившие время рубежа XIX–XX вв. как тяжелую пору для подростков крестьян и рабочих. Авторам было необходимо внушить читателям негатив по отношению к зажиточным крестьянам, белогвардейцам и представителям церкви. Главные герои представлены обычными детьми, озорными мальчишками и мечтательными девочками. Они не такие деятельные, какими станут, например, герои выпусков «Боевых ребят», и только потому, что они «живут» еще не в то время, и потому, что передавторами стояли другие задачи.

Данный альманах является «пробой пера» для детской и подростковой периодики СвердлГИза. Представленные в нем произведения должны были напомнить читателям о трудностях подростков поздней имперской России. Все предложенные темы складываются в следующую картину реальности: «кулаки», белогвардейцы и богатые мещане угнетали представителей менее обеспеченных классов, поэтому работа на них и труд под их началом не может быть радостным, творческим и продуктивным. Атмосфера представленных произведений не лишена классических для детской литературы свойств: дети всегда остаются сами собой, они еще только познают жизнь, и приобретают опыт, проходя через трудности и невзгоды. Так авторы описывают ровесников своих юных читателей, а также их современников.

 

Альманах «Золотые зерна»

 

«Юношеский альманах» – первый уральский альманах для детства и юношествастал одним из тех изданий, которые играли роль подготовительных ступеней на пути к регулярному выпуску таких композиционно полноценных периодических сборников, как «Боевые ребята». Второй ступенью стал альманах «Золотые зерна».

Этот сборник был выпущен СвердлГИзом в 1939 г. также единичным изданием, тиражом в 10 тысяч экземпляров под руководством ведущего редактора К. В. Рождественской. Рубеж 1930–1940-х гг. был не малозначительным временем для культурного развития Свердловска. Открывались первые драматические театры и филармония, школы и вузы[112]. Продолжал развиваться главный университет столицы Урала. Начало выравниваться соотношение государственных расходов на промышленную, образовательную и культурную сферы.

Развивалась издательская сфера, в частности, книг для детей и подростков. В процессе издания был первый самостоятельный труд пионеров «Урал – земля золотая». С 1937 г. начался практически ежегодный выпуск сборников литературных произведений для детства и юношества. Также в это время стал активно публиковаться один из самых известных уральских авторов П. П. Бажов. В этот бурный для издательской и литературной истории Свердловска период и были выпущены «Золотые зерна».

Возрастная аудитория сборника была обозначена в его жанровом определении. На первом развороте, под названием напечатано – «Детский альманах». Точные возрастные рамки аудитории больше нигде в книге не указаны. Однако поскольку по жанровому составу произведений «Золотые зерна» схожи с «Юношеским альманахом», то имеет основание указание на схожие возрастные рамки аудитории. Опубликованные здесь повести и рассказы слишком длинны для младших школьников, они рассчитаны на возраст от десяти до пятнадцати лет, на детей, которые только становятся подростками, и на подростков, которым необходимы истории о приключения, походах и любопытных интересных находках.

Самыми известными членами редколлегии этого альманаха были ответственный редактор К. В. Рождественская и художник А. Г. Вязников. Для первой это время было самым творческим и деятельным за все годы ее работы в Свердловске. С 1937–1946 гг. она была членом редколлегий пяти сборников для детей и подростков, редактором, который умел работать одновременно напряженно и добросовестно. Она вошла в историю литературы как умелый и чуткий наставник многих уральских писателей, в том числе – П. П. Бажова, с которым дружила, и который назвал ее неизменно окрыляющим редактором[113].

Для А. Г. Вязникова (1909–1975 гг.) «Золотые зерна» стали одной из платформ для получения и демонстрации профессионального художественного опыта. Впоследствии он стал инициатором создания в Свердловске агитационной витрины «Окна сатиры» и выполнил ряд известных патриотических плакатов для нескольких газет[114].

«Золотые зерна» названы «альманахом» в жанровом обозначении и «сборником» в аннотации. Здесь опубликовано несколько отдельных произведений, принадлежащих разным авторам. Она не является периодической, потому что вышла единичным изданием. Рассказы, повести, и очерки объединены по региональному признаку, так как все написаны авторами одной местности, и по аудитории. Жанрово и тематически они отличаются друг от друга, но остальным параметрам энциклопедического определения альманаха данное издание соответствует. Поэтому оно может быть названо как сборником, так и альманахом.

В «Золотых зернах» размещено девять произведений: две повести, три рассказа, одна быль, одна сказка, два произведения, состоящих из одного или нескольких очерков. В этой книге повесть стала жанровым определением для исторической повести А. Г. Бармина и для сказа П. П. Бажова. Для первого произведения это было авторским определением. Второе же не могло называться сказом, так как «Зеленая кобылка» – автобиографическая повесть, состоящая из нескольких глав, которые рассказывают о детстве автора. Для писателя время издания сборника было началом нового этапатворческого пути с характерным поиском «своего жанра».

Повесть, рассказ и очерк были самыми используемыми жанрами для альманахов, в особенности, два последних из-за их емкости и краткости. Что касается были, то истории о реальных происшествиях, которые обычно и являлись основой для произведений этого жанра, всегда были интересны детям и подросткам.

Все произведения, опубликованные в данном альманахе, написаны местными авторами. Даже если кто-либо из них впоследствии работал в другом городе, то при обращении к биографии этого автора мы можем зафиксировать что в 1939 г., он трудился именно на Урале. Поэтому при работе с этим сборником нельзя проводить соотношение публикаций местных и общесоюзных авторов.

Из тех, кто сыграл важную роль в развитии литературного процесса в Свердловске, необходимо выделить А. Г. Бармина, А. Ф. Савчука, П. П. Бажова (псевдоним Е. Колдунков) и Ф. К. Тарханеева. Последние два автора дважды были опубликованы в «Золотых зернах», причем П. П. Бажов разместил один сказ с подписью псевдонимом Е. Колдунков, а второй – под настоящим именем.

Рубеж 1930-40-х гг. был противоречивым и сложным временем, когда считалось важным напомнить аудитории о тяжелом прошлом страны монархического периода. Эта тема могла рассматриваться в произведениях параллельно с историей родного края. Было необходимо рассказать также о том, как тяжело красноармейцы отвоевывали свободу для детей Страны Советов у «врагов народа» (белогвардейцев, фабрикантов, заводчиков, помещиков и «кулаков») и еще раз указать, кем были последние и в чем они были повинны. Нужно было не забывать и о более актуальных и современных событиях, чтобы дети читали истории про отважных путешественников, знали легенды родного края, какими богатствами он славится, как интересна и трудна работа рудокопов и геологов. Именно все это и являлось необходимым для освещения в тех сборниках, которые являлись подготовительными ступенями к формированию регулярной детской и подростковой Уральской периодики.

Альманах, рассматриваемый в данной главе, решал каждую из поставленных задач поэтапно. В каждом произведении были освещены разные темы, но ни одна из них не отводила в сторону от намеченного курса. Краткая аннотация на первом развороте книги давала указания о том, какую историю можно найти в каждом произведении. «ЧИТАТЕЛЬ! Детский альманах «Золотые зерна» – это сборник повестей, рассказов и очерков на разные темы.

Здесь вы найдете историческую повесть из времен Демидова, повесть о детской жизни в 90-е годы прошлого столетия и повесть о событиях на монгольской границе в годы гражданской войны. Кроме того в альманах вошли: рассказ о поисках никелевой руды на Урале и очерки о путешествии по Алтаю, о кунгурской ледяной пещере и о Свердловском дворце пионеров[115]».

После этих слов редколлегия обращалась к ребятам с просьбой написать, что им понравилось в данной книге больше всего, о чем бы они хотели прочитать еще[116].

Историческая повесть А. Г. Бармина «Золотые зерна»[117] дает книге название и рассказывает читателям о поисках золота юноши, работавшего на Демидовском заводе. Автор описывает прошлое родного края, историю его промышленного становления глазами искателей-крестьян и рабочих, которые каторжным трудом шли к призрачной свободе, которой они никогда не смогли бы достичь при имперском режиме.

Автобиографическая повесть Е. Колдункова (псевдоним П. П. Бажова) «Зеленая кобылка»[118] описывает конкретное происшествие из крестьянского детства автора, когда ребята встретили раненного беглого политического преступника и пытались ему помочь. Герой – ровесник предполагаемой аудитории сборника, в этом произведении автор дает важное для ребят в их возрастепояснение, одновременно являющееся указанием на возраст предполагаемого читателя: «Ведь мы не маленькие! Каждому шел десятый год. Все трое перешли в третье и последнее отделение заводской школы и стали звать друг друга на “ша” – Петьша, Кольша, Егорша, как работавшие на заводе подростки. Пора была помогать чем-то семье»[119]. Для каждого ребенка важен в жизни именно тот период, когда он начинает помогать взрослым, а они – ценить его труд наравне со своим. Таким образом, он сам чувствует себя повзрослевшим. Как показывает эта повесть, жизнь детей рабочих и крестьян на рубеже XIX-XX вв. была интересна, увлекательна и в то же время трудна. Политический преступник грозит детям расправой, если они выдадут его родителям, но ему нужен конь, которого он может раздобыть, обратившись именно к этим самым взрослым. История заканчивается тем, что беглому помогают вылечить рану, по крайней мере, так объясняют детям взрослые. Этим они, как и автор, и ограничиваются, детям же строго приказано молчать об этом случае и не заговаривать о нем, пока они не станут совсем большими.

Рассказ А. Ф. Савчука «На монгольской границе»[120] напоминает о событиях Гражданской войны, о том, чем приходилось жертвовать солдатам. Их деревни жгли, жен насиловали, а детей нещадно убивали, так поступали с ними враги рабочего народа и советской власти. Однако, несмотря на это, они все равно проявляли верность Красной Армии, отвагу, силу духа, воли и тела.

Рассказ Ф. К. Тарханеева «У забытой шахты»[121] описывает поиски руды геологами на современном для читателей Урале. Вместе с искателями путешествует старик Викулыч, который знает много историй о былых временах на Рябиновой горе и о заброшенной здесь шахте. Он рассказывает о злом фабриканте-англичанине, который совратил дочь рабочего, и она была вынуждена покончить с собой. Тело фабриканта с разбитой головой после этого было найдено на самой глубине шахты. Речь героя наполнена привычными суесловиями о грехе и Боге, что свойственно всем старым героям подобных советских рассказов. Религиозные пережитки были атрибутами прошлого поколения, возвращаться к которым считалось неразумным. История поисков никелевой руды на Рябиновой горе основана на реальных событиях, этот металл действительно был найден в данной местности, позже там разросся рудничный поселок.

Сказ П. П. Бажова «Золотой волос»[122] – это волшебная легенда о родном крае. Рассказ О. Иванченко «Снегирь»[123] – поучительная история, призывающая заботиться о животных. Быль А. Конкина «В подземном лабиринте» рассказывает о потерявшихся ребятах, которые три дня бродили по ледяным Кунгурским пещерам. На одной из страниц читателям предлагается план этой обширной подземной археологической достопримечательности. Путевые очерки Ф. К. Тарханеева «Через Нарымский хребет» рассказывают об интересном путешествии по Алтайским горам, которое потребовало от героев отваги и ловкости.

Очерк В. Ляпустина «Дворец пионеров»[124] красочно описывает долгую историю самого красивого здания города от дворца Расторгуевых-Харитоновых-Зотовых, в застенках которого пытали и убивали крестьян, рабочих и их детей, до дома пионерского творчества. Автор много говорит о покровительстве первого хозяина дворца старообрядцам, о тайных молельнях и алтарях с раскольническими иконами. Здесь не представлено углубленного изучения религиозного вопроса, но, поскольку указанные предметы принадлежат именно жестокому помещику, то будет обоснованным заключить, что они не имели для читателя позитивной стороны. Это красочное повествование заканчивается похвалой Октябрьской революции, указанием на былых врагов и описанием архитектуры и устройства уже нового дома Свердловской ребятни.

«Прошло свыше ста лет.

Октябрьская революция передала фабрики, заводы и земли в руки самих трудящихся. Навсегда сметены с лица советской земли эксплуататоры народа – помещики, заводчики, фабриканты, кулаки. Народ смело и свободно строит свою счастливую, радостную жизнь.

Особенной любовью и заботой партии и правительства окружены дети. Для них выстроены светлые, просторные школы, открыты библиотеки, кино, театры. В крупных городах Советского Союза открыты дворцы пионеров.

Свердловские пионеры получили в свое распоряжение лучшее здание города – харитоновский дворец. Радостные детские голоса впервые огласили роскошные апартаменты уральского заводчика.

Дом, где ковались цепи для крепостных, стал дворцом детской радости и творческой работы»[125].

Из этих слов видно, что именно поручено донести авторам до юного читателя, кого должно представить с непривлекательной стороны, кого возвысить и восхвалить, кому быть благодарными и как аудитории сборника нужно использовать дары власти. Эти слова в точности описывают ту картину реальности, которую альманах предлагает детям и подросткам.

Альманах «Золотые зерна» являлся одной из подготовительных ступеней к формированию регулярной Уральской периодики для детей и подростков. Как и для других сборников, осуществлявших данную функцию, целью этого издания было напомнить читателям о тяжелом прошлом под гнетом «врагов народа», описать настоящее края, полного веселых приключений и радостного творческого труда, показать насколько богат и красив их родной Урал. Такая картина времени предлагается детям. Их реальность наполнена интересными занятиями, которые развивают их умственные, физические и творческие навыки, она такова именно благодаря неустанной заботе власти в лице вождя и партии. Ребята, в свою очередь, должны грамотно использовать ресурсы Родины и впитывать интересную информацию, чтобы вырасти достойными гражданами.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь