Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Альманах «Уральские огоньки»



 

В 1948 г. Южно-Уральское книжное издательство выпускало преимущественно брошюры для промышленных заводов, а названия книг чаще звучали, как лозунги. Период с 1948 по 1959 гг. стал временем подготовки новой книжной реформы, характеристики которой во многом показывают, как постепенно шло преобразование издательского положения в городе. Понемногу статус Челябинского государственного издательства кардинально меняется, оно приобретает зональный характер, делится на три области (в частности, Челябинскую, Оренбургскую и Курганскую) и приобретает современное название. Правительство стремится повысить рентабельность издательства за счет сокращения выпуска малотиражных и малообъемных изданий, прежде всего научных, учебных, производственных. Число издаваемых книг со временем сокращается. Деятельность Южно-Уральского книжного издательства начинает регулярно подвергаться жесткой регламентации со стороны Госкомиздата РСФСР и местной партийной номенклатуры. Идеологический контроль, административная система управления ограничивали и творческие возможности, и экономический потенциал издательства. Программа издательства уже после реформы включала, прежде всего: выпуск массово-политической литературы, обобщающей опыт местных партийных, государственных, общественных организаций, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, производств художественной и детской литературы местных писателей, русской, советской и зарубежной классики, краеведческой, научно-популярной литературы, изопродукции и заказных изданий. Доля заказных изданий в структуре Южно-Уральского книжного издательства выпуска достигала 40%. Это были научные, учебные издания, практические руководства по самым различным отраслям знаний и специальностям. Выпуская их, издательство активно сотрудничало с ведущими научными учреждениями, вузами, промышленными предприятиями, общественными организациями южного Урала. В тематической структуре Южно-Уральского книжного издательства ведущее место занимала общественно-политическая литература (в 70-е гг. до 25 % всех книг). В основном это были малообъемные издания, освещающие решение в регионе задач, декларированных КПСС, местными партийными и советскими органами, а также историю партий и комсомольских организаций региона, революционных событий, Гражданской, Отечественной войн и т.д. Большая их часть имела краеведческий характер.

В этой части нашей работы мы обратимся к челябинскому альманаху для детей и подростков, а именно – «Уральским огонькам». Данный сборник выходил с 1948 по 1959 гг. Время его выпуска как раз пришлось на период подготовки вышеописанной реформы. В ситуации жесткого преобразования и был вынужден существовать рассматриваемый нами альманах. Он имел следующий тираж: 1948 г. – 10 тыс. экз., 1949–1951 гг. – 15 тыс. экз., 1953–1958 гг. – 30 тыс. экз., 1959 г. – 15 тыс. экз.

В данном издании одним из постоянных разделов была рубрика «Для малышей». В обозначении жанра на обложке и на развороте первого номера было указано, что данное издание предназначено «для детей». Интересно, что больше ничто в точности не определяет основную аудиторию альманаха. Нигде не указан возраст ожидаемых читателей, а ведь в сборнике также размещались произведения для подростков. Видимо, и малыши, и подростки считались детьми. Есть элементы, которые говорят о предполагаемой аудитории косвенно, а именно: дети и подростки являлись главными героями большинства произведений, размещенных в сборнике, также они были изображены на всех красочных обложках издания. Для «Уральских огоньков» важным для определения основной аудитории стал еще тот факт, что они публиковали произведения детей от 10 до 17 лет. Естественно, что размещая данный материал, редколлегия рассчитывала на читателей именно этого возраста.

«Уральские огоньки» сменили пять редакторов. Ответственным редактором для первого выпуска была Е. Б. Свет, для второго – В. П. Матвеева, для третьего – Н. П. Бова, для номеров с четвертого по десятый – Р. М. Ушеренко, для последнего одиннадцатого номера – М. С. Гроссман. Из всех перечисленных личностей только о последней можно найти достаточно биографических сведений. В остальном мы можем зафиксировать лишь факт работы данного человека в этом издании и то, как оно изменилось и насколько расширилось за период его труда.

Четкое функциональное разделение членов редколлегии было в точности обозначено только в последнем номере данного альманаха. Для «Уральских огоньков» было характерно, что составитель одного сборника мог стать редактором следующего номера, а в новом выпуске вернуться к своим первоначальным обязанностям. Причем вне зависимости от них любой человек, входящий в состав редколлегии, мог продолжать публиковать свои произведения в этом сборнике.

Можно найти больше информации о постоянных членах редколлегии (поэт В. Н. Кузнецов, писатель Л. А. Преображенская), чем о самом ответственном редакторе. Эти люди входили в состав редколлегии, их произведения были размещены в большинстве номеров сборника.

В. Н. Кузнецов родился в 1893 г. в крестьянской семье, с 8 лет уже работал пастухом, окончил сельскую начальную школу, во время Первой Мировой войны был военным фельдшером, а в 1933 г. приехал на строительство ЧТЗ (Челябинского тракторного завода). Начал писать стихи, занимался в литературном кружке. Его ранние стихотворения вошли в сборник «Первые звенья» (1935 г.). В 1937 г. вышла его сказка «Базар», которая заслужила одобрение А. А. Твардовского, С. Я. Маршака и определила его путь как детского поэта. Челябинский артист П. И. Кулешов, возглавлявший фронтовую бригаду артистов, читал «Базар» солдатам в перерывах между боями. Во время войны В. Н. Кузнецов работал на ЧТЗ в литейном цехе и писал стихи. После войны посвятил себя целиком работе с детьми, вел детский литературный кружок во Дворце культуры ЧТЗ. Издал несколько собственных книг стихов. Сборник «В добрый час» (1948) отмечен на республиканском конкурсе как лучшая книга для детей. Самым ярким его сборником на момент работы в «Уральских огоньках» был «Дед Мороз» 1944 г. К этому времени поэту исполнилось 55 лет, он уже был заслуженным деятелем культуры. Его крестьянское происхождение, ранняя привычка к труду, работа на заводе сыграли свою роль в признании его государством как поэта и редактора.

Л. А. Преображенскаяприехала в Челябинск В 1937 г. Работала в детской газете «Ленинские искры», на областном радио, в детской библиотеке, в Доме художественного воспитания детей. В 1951 г. организовала литературно-творческое объединение «Алые паруса» при Дворце пионеров и школьников им. Н. К. Крупской, которым руководила долгие годы. За плодотворную работу с детьми награждена орденом «Знак Почета». Ее первый рассказ «Бойкот» был напечатан в газете «Прииртышская правда» в 1930 г. Стихи и рассказы Л. А. Преображенской публиковались в газетах, в журналах «Пионер», «Семья и школа», в коллективных сборниках и альманахах. В 1941 г. в Челябинске издана ее первая книга «Коля на елке». Она является автором более 20 книг, вышедших в свет в Москве и на Урале. Таким образом, она уже имела опыт работы в подобных изданиях ранее.

Иллюстратором первого, второго и пятого выпусков альманаха был Д. Ф. Фехнер, к тому времени опытный художник, ранее служивший еще в Челябинских «Окнах РОСТА». Среди художников были также В. Н.Челинцова, .М. И. Ткачев.

В 1950-1958 гг. ведущим редактором издания была Р. М. Ушеренко, на счету которой к тому времени было уже несколько составленных и отредактированных сборников детских стихотворений и прозы. За время ее редакторства тираж альманаха вырос вдвое.

Главным редактором последнего одиннадцатого номера 1959 г. стал поэт М. С. Гроссман. Он переехал в Челябинск в 1938 г., работал корреспондентом газет. В 1938 г. вышла его первая книга стихов «На границе». Позже М. С. Гроссман участвовал в Финской и Великой Отечественной войнах как военкор и зам. редактора во фронтовых газетах. После войны работал в Москве в редакции центральной газеты «Гудок». В 1952 г. М. С. Гроссман переехал в Заполярье и возглавил газету войск МВД. С 1953 г. и до конца жизни работал в Челябинске, был членом редколлегии журнала «Уральский следопыт», редактором альманахов «Южный Урал», «Уральские огоньки», «Каменный пояс».

В 1959 г. тираж издания понизился в два раза, и позже последовало его закрытие. Возможно, оно было естественным последствием издательской реформы, о которой мы говорили в начале данной главы.

В конце последнего номера подробно прописан следующий состав редколлегии: М. С. Гроссман (ответственный редактор), В. П. Бирюков (отдел краеведения и истории), Н. А. Глебов, Л. И. Куликов, В. А. Мальцева (отдел школьной и пионерской жизни), Л. А. Преображенская (отдел детского творчества), Б. А. Ручьев (отдел поэзии), С. Я. Савочкин (отдел рисунка и фотографии), Р. М. Ушеренко (отдел прозы), Е. Г. Ховив (отдел труда и науки), С. И. Черепанов (заместитель ответственного редактора).

«Уральские огоньки» выходили нерегулярно: 1948 г. – №1, 1949 г. – № 2, 1950 г. – №3-4, 1951 г.–№5-6, 1952 г. – ни одного, 1953 г.– №7, 1954 г. – №8, 1955 г. – №9, 1956 г.– ни одного, 1957 г. – ни одного, 1958 г. – № 10, 1959 г.– №11.

В 1949–1953 гг. альманах издавался без жанрового обозначения. В 1954–1959 гг. над выходными данными печаталось слово «сборник», после которого писали номер. Мы можем предположить, что это уточнение было добавлено именно для детской аудитории, так как термин «альманах» некаждому ребенку мог быть понятным. При том что последнее обозначение больше в издании не регулировало. Судя по всему, редколлегии показалось важным обозначить жанр лишь для первого номера как определяющий для всех последующих.

В первом номере «Уральских огоньков» жанровое обозначение «Альманах для детей» было напечатано на лицевой стороне обложки и на первом развороте. В жанровом обозначении указана принадлежность издания к конкретной аудитории, но не можем в точности сказать, для детей какого возраста был предназначен этот альманах.

В сборнике размещались произведения разных жанров. Самым распространенным жанром было стихотворение, на втором месте – рассказ, на третьем – очерк. Реже это могли быть отрывки или главы из повестей, сказки, поэмы и сценки. Только в одном из выпусков был напечатан рассказ-быль и сказы П. П. Бажова. Сценки публиковались для практики постановки на школьных мероприятиях; главы и отрывки из повестей и поэм – возможно, с расчетом, что читатели захотят найти и изучить произведение в полном варианте.

Композиционное строение содержания было разным для каждого выпуска. Но альманах имел следующие постоянные рубрики: «Для маленьких», «Детское творчество», «В родном краю», «В часы досуга». В выпусках пятом и одиннадцатом разделение содержания отсутствует.

В разделе для дошколят и учеников начальных классов обычно публиковались народные сказки, героями которых были животные, либо те же малыши, для которых и были предназначены эти произведения. Здесь были небольшие стихотворения, некоторые из них могли быть, например, считалочками. Также в этом разделе были рассказы.

Второе место по стабильности пребывания в составе содержания сборника занимал раздел «Детское творчество», один раз переименованный в «Творчество юных». В этой рубрике печатались произведения учеников с 6 по 10 классы, которые состояли в литературно-творческом кружке Челябинского Дворца Пионеров. Во втором выпуске были помещены короткие рассказы воспитанников детского дома из 4 и 5 классов. Иногда в данном разделе читателям предлагалось самостоятельно написать продолжение к рассказу, уже опубликованному в данном выпуске ранее. Указанный раздел присутствует в шести из одиннадцати выпусков. Чаще всего он состоит из стихотворений, время от времени здесь встречаются небольшие рассказы.

В то время «Уральские огоньки» были единственным местным периодическим изданием, которое настолько систематично освещало творчество школьников. Обычно юные авторы получали шанс разместить свои произведения в газетах и журналах государственного уровня только в единичных случаях. Даже во всесоюзных изданиях – «Пионерская Правда» и «Пионер» – не уделялось столько внимания литературному творчеству октябрят и пионеров – специальные рубрики были редки.

Третье место по постоянству в содержании данного альманаха разделили главы «В родном краю» и «В часы досуга», последняя позже была переименована в «Отдел развлечений». И та, и другая рубрики появляются в 3 из 11 выпусках альманаха. Первый из этих разделов «Уральские огоньки» как альманах местного уровня значения не мог исключить его из своего содержания.

В рубрике «В часы досуга» публиковались шарады, ребусы, кроссворды и загадки. Если в выпуске не было «Отдела развлечений», то там могла быть просто глава «Загадки». Ответы на них публиковались в следующих выпусках. Также можно было прислать ответы в редакцию, и, если они были верными, то их могли опубликовать в следующем номере с подписью имени и фамилии отгадавшего.

Разделами, присутствующими только в одном из выпусков «Уральских огоньков», были «Памятные даты», «Будь сильным, ловким и смелым», «Книжная полка», «Из охотничьих дневников», «Загадки», «Такие, как Морозов, не умрут».  Кратко опишем каждый из них по порядку.

Раздел «Памятные даты» был только в первом выпуске и состоял из двух статей Е.Салтейского, посвященных В. Г. Белинскому (в честь 100-летия со дня смерти) и М. Горькому (к 80-летию со дня рождения). Это простые биографические статьи, где критик и писатель были представлены авторами как пример для подражания юному поколению.

Во второй рубрике «Будь сильным, ловким и смелым» опубликовано руководство к плаванию брассом, а также представлен фрагмент из биографии пловца, чемпиона в данном стиле, который демонстрировал чудеса храбрости, когда только-только начинал учиться плавать.

«Книжная полка» рекомендовала новые книги, выпущенные издательством к прочтению, также, как и в «Боевых ребятах». Следующие два раздела также не требуют обширных описаний, так как целиком и полностью характеризуются своими названиями. В «Загадках» были загадки, а в рубрике «Из охотничьих дневников» – очерки о животных.

Рубрика «Такие, как Морозов, не умрут» чествовала Павлика Морозовакак местного пионера-героя. Она была помещена в выпуске 1954 г., потому что именно в этом году 18 июля в Герасимовке Павлику Морозову был установлен монумент. Все стихотворенияи один рассказ были посвящен этому событию и описывали, как пионеров возят с экскурсиями в родное село пионера-героя.

В «Уральских огоньках» были опубликованы два писателя столичного уровня известности: C. Я. Маршаки П. П. Бажов. И если для второго как для местной знаменитости были характерны публикации произведений, знакомых всем, то у первого напечатано лишь одно малоизвестное стихотворение.

В среднем на протяжении всех десяти лет в одном выпуске публиковались от 1 до 8 авторов общесоюзного уровня и от 8 до 18 – местного. Это могли быть не только писатели (поэты и прозаики), а также краеведы (С. Л. Ушков, В. П. Бирюков), сценаристы (Е. Ховив), журналисты (С. Ф. Бердников, Т. М. Чай), экскурсоводы (Н. И. Шувалов), рабочие завода (В. Ф. Саунин) и т.п. Здесь публиковались Е. Трутнева, Е. Хоринская, А. Д. Салынский, Б. С. Рябинин. Можно также назвать Л. К. Татьяничеву, Б. М. Раевского, С. А. Самсонова, Л. И. Куликова, В. И. Щербакова, Н. Г. Кондратковскую, М. С. Гроссмана, Н. В. Цуприк, Б. А. Дижур, А. А. Шмакова, В. Р. Гравишкиса, Г. Ф. Бойко, М. П. Аношкина и др. Состав челябинских авторов был постоянным и включал в себя несколько человек, чье появление было неизменным почти для каждого номера: Л. А. Преображенская, В. Н. Кузнецов, А. Гольдберг, А. Севостьянов, Ю. Шляхетко.

Данный альманах выпускался уже в послевоенные годы. Печать как инструмент должны была предоставлять читателям следующий посыл: мир, свобода и счастье – главная заслуга вождя и армии, это нужно ценить; новая счастливая жизнь после войны возможна, несмотря на серьезные потери; для того чтобы она осуществилась необходимо помогать семье, трудиться для государства, быть честным, терпеливым и сильным духом. Самым большим пороком должна была представляться лень. Также юное поколение должно было помнить героев революции, нелегкое время ее зарождения и то, каким избавлением и благом она стала для крестьян и рабочих. По государственному заказу могли быть опубликованы также произведения и на следующие важные темы: Советский Союз – то единственное государство, где детство самое счастливое, свободное и в этом есть большая и безоговорочная заслуга вождя.

Без сомнения, читателей нужно было учить чему-то новому, для этого можно было, например, публиковать руководства к рисованию, плаванию, монтированию моделей морских кораблей и т.п. Также школьники должны были гордиться своим краем, изучать его, относиться к нему бережно и с любовью.

В качестве примера произведения, посвященного теме труда, можно представить рассказ «Уралочка»Н. Заржевского, который повествует о непростой судьбе юной пионерки, трудящейся у станка. Прозвище «Уралочка» девочке дают на заводе. Главная героиня мужественно достигает нормы трудодня, а затем выполняет ее за две смены без сна и даже перевыполняет. Она служит примером даже для старших взрослых мужчин, своих товарищей по труду. Прославляя труд, чаще всего обращали внимание на работу на заводе. Это было актуально именно для Урала как для одного из основных индустриальных центров страны.

Со временем возникло убеждение, что работа в других сферах не так уж важна для государства. Было необходимо внушить пионерам обратное, что любой труд во благо Союза почетен, даже если на заводе не хватает рук, они были нужны в семье и пионерском отряде. В одной из сценок Л. А. Преображенской для школьной самодеятельности, под названием «Петина мама», мальчик стыдится работы своей мамы нянечкой в больнице и пишет в школьном сочинении, что куда почетнее работа на заводе. Однако его младшая сестра Катя, которая гордится своей мамой и всегда ей помогает, укоряет егоза это. Пионер Петя понимает свою ошибку, когда о маме пишут в газете и получает пятерку за новое сочинение, где восхищается своей мамой. Вербальную формулировку главного посыла можно дословно найти на страницах одного из выпусков альманаха: «И пусть те из вас, ребята, которые мечтают о подвигах, о славе, о геройстве, помнят, что в любом деле можно проявить героизм! Надо только очень любить свою работу и очень хотеть быть полезным народу».

На страницах альманаха отражался также мотив свободы. Ее жаждали пленные подростки в фашистских лагерях (герои повести С. А. Самсонова «По ту сторону»), она должна была быть главным объектом воспевания как для современных поэтов, так и для классиков лирики прошлого века. Например, на 150-летнюю годовщину рождения А. С. Пушкина, великий поэт был описан на страницах детского альманаха именно как певец свободы: «И страстную жажду свободы/ В творенья свои перенес».

Также юной читательской аудитории были необходимы рассказы о приключениях, спорте, школьных буднях,о том, как можно провести лето в лагере. В целом эти темы можно охарактеризовать с помощью следующей цитаты: «Про вождя, / Про Артек, / И про сад, / И про свой пионерский отряд». В том стихотворении, откуда взята эта цитата, происходят следующие события: ребята собираются вокруг костра, и каждый рассказывает свою историю, которая так или иначе характеризует их мировоззрения, мысли, убеждения и жизненные ценности. Например, когда один мальчик говорит о прочитанной книге про маленького чернокожего Тома, он описывает, как главный герой читает книгу, где оСоветском Союзе говорится как о невиданной волшебной стране, в которой все дети счастливы и все живут свободно.

Школьники должны были добиваться успехов исключительно честным трудом. Эта тема рассматривалась, например, в рассказе «Чемпион»Л. Шнейдера. Когда местный чемпион-лыжник решает обмануть болельщиков и срезать путь, чтобы обогнать приехавшего спортсмена, толпа встречает его как бесчестного и проигравшего. Следовательно, происходит отвержение своего родного чемпиона ради чужого, но честного спортсмена.

Читателям «Уральских огоньков» представлялось следующее отношение к окружающему миру: мы живем в счастливом и свободном государстве, этим мы, в первую очередь, обязаны вождю и армии, необходимо помнить об их подвиге и своими силами доступными нам способами поддерживать этот порядок. Данное издание предлагало своим читателям разные по функциям, но одинаковые по сути роли. Ребята могли выбирать сферу своих интересов, читать про приключения, про свой край, про плавание или рисование, но все они должны были быть помощниками для семьи, товарищей, а через них и для государства. Причем этим помощникам придавались такиекачества, как честность, трудолюбие, упорство и сила духа. При этом простые детские слабости, вроде мелкого озорства или любопытства, признавались естественными и вполне допустимыми. В то же время ребятам предлагали новую интересную информацию, новые знания, умения, полезные книги. Главная особенность этого сборника заключалась в том, что кроме развлечения и нужных государству мыслей, он давал своим читателям еще и реальное пространство для творчества. Часть альманаха школьники писали сами, и это было действительно неповторимо для Урала того времени.

Заключение

Особенности пионерских изданийформировались на протяжении всего предвоенного десятилетия. К середине 1930-х гг. были четко определены их основные задачи. Детям и подросткам предлагалось ассоциировать себя с героями своего века и своего государства, чьи поступки были осознаны, а характеры поляризованы в соответствии с представлениями о классовой борьбе. Ведущими разделами в пионерских журналах и газетах были беллетристика и публицистика. Основной популярной и продвигаемой ролевой моделью для подрастающего поколения оставался активный участник в жизни пионерии и страны.

В 1930-е – 1950-е гг. Урал был одним из центров индустриализациидобыча и переработка металла, машиностроение были самыми развивающимися отраслями. Параллельно в регионе развивалась журналистика. Местные журналы и газеты служили важным источником информации об актуальных событиях в жизни государства. Печатные издания являлись активным инструментом пропаганды. Среди них была агитационная публицистика, представляющая факты в литературно-художественной форме. Речь идет о ежемесячном журнале «Живая театрализованная газета для детей». Также существовали сборники, потенциально периодические издания, которые в итоге выходили только единичным тиражом, например, альманахи «Юношеский альманах» (1937), «Золотые зерна» (1939), «Морозко» (1940). Благодаря творческой активностиредакторов издательств и уральской пионерии выходили сборники сочинений, написанных самими школьниками, например, «Урал – земля золотая». Наконец, существовали альманахи, которые выпускали свои книжки практически ежегодно, на протяжении двух десятилетий. Мы имеем в виду издания «Боевые ребята» (1942-1958) и «Уральские огоньки» (1948-1959).

В опорном крае державы выходили и другие издания. Например, для детей коренных национальностей выходила детская газета «Гром!» на удмуртском языке, изданием которой занималось областное бюро пионеров. Наконец, были доступны молодым читателям всесоюзные журналы «Пионер» и «Костер» (восстанов. в 1956 г.).

С 1927 по 1932 годы на Урале активно выпускалась «Живая театрализованная газета для детей» – ежемесячный иллюстрированный журнал, в котором размещались сценарии для агиттеатра. В задачи этого издания входили, в том числе и методические рекомендации к внедрению «живых газет» в жизнь школ и пионерских отрядов. Его потенциальной аудиторией были школьники и молодежь, они же представлялись в качестве действующих лиц в опубликованных сценариях. Здесь размещались произведения преимущественно сценических жанров: стихотворения, частушки, каркас (авторский жанр редколлегии).Последний был самым распространенным, так как он являлся некой любительской литературно-художественной формой, благодаря которой можно было представить местные положительные и отрицательные факты. Это являлось основной задачей издания: карикатурно обличить хулиганов и классовых врагов и плакатно поощрить патриотов и активистов. Реальность, представленная этим журналом, описывалась как некое пространство (школа, завод, деревня и т.п.), на территории которого было необходимо построить новый быт. Чтобы стать участником общего дела, юные читатели должны были трудиться в своем пионерском отряде. Для этого им предлагались следующие ролевые модели: агитатор-глашатай, передовик учебы и труда, культармеец в продвижении социализма и классовой борьбы.

1930-е гг. были для Уральской детской периодики временем формирования. В конце этого десятилетия СвердлГИз выпустил два сборника, ставших подготовительными ступенями на пути к созданию альманахов, которые могли бы выходить ежегодно и стать более важным и ярким продуктом эпохи. В 1937 г. под руководством К. В. Рождественской был составлен и напечатан сборник повестей, рассказов и очерков уральских авторов, озаглавленный «Юношеский альманах». Главной ее задачей становится напоминание о тяжелой судьбе детей малообеспеченных семей в имперской России. Персонажи, с которыми аудитория себя ассоциировала, умели оставаться собой в трудных жизненных обстоятельствах и не теряли детской открытости, честности, доброты и естественности.

В 1939 г. СвердлГИзом, под руководством того же редактора вышел еще один детский альманах – «Золотые зерна». Здесь размещались произведения разных жанров, принадлежавшие уральским авторам и созданные для подростков. Дореволюционное прошлое представлялось трудным, но вместе с тем в конце сборника юным читателям описывался образ советского преображения Урала на примере Дворца Пионеров. В альманахе сопоставляются прошлое и настоящее родного края читателей. Урал наполнен сказочными сокровищами, но только в советскую эпоху его богатства могут быть использованы для всеобщего союзного блага.

На рубеже 1930–1940-х гг. на Урале выпускались в основном альманахи единичного издания, и каждый из них имел свои особенности. Например, «Морозко» стал единственным сборником, адресованным младшей возрастной аудитории. Вследствие этого основной задачей книги стала развлекательно-развивающая. Здесь были опубликованы сказки и рассказы, прекрасно подходившие для семейного чтения, а также загадки и поговорки. Авторский состав альманаха отличался широтой и разнообразием: в нем были представлены и произведения классиков золотого века, и знаменитых писателей XX в., и их малоизвестных современников. Тематика сборника гармонировала с его названием, во всех произведениях действие происходило зимой, фоном для описываемых событий становились сугробы, елка и праздничная атмосфера Нового Года. Жизнь персонажей была наполнена простыми и радостными событиями. Еще одним характерным качеством этого альманаха стало то, что он не предлагал своему читателю никакой социальной роли, кроме как просто оставаться самим собой.

В это же переходное время, в 1939 г. был запланирован выпуск еще одного особенного местного альманаха. Книга «Урал – земля золотая» была создана совместными усилиями школьников и пионеров Урала под руководством А. М. Климова и К. В. Рождественской. Главной целью было рассказать всему СССР, как богат и интересен дружный и сильный Урал. Здесь размещались преимущественно рассказы, очерки и стихотворения. Этот альманах должен был стать первым «уральским сборником», чье содержание было структурировано и композиционно продумано. Специфика этого сборника заключалась в том, что он создавался не просто для детей и подростков, а их ровесниками для всей страны. Представленная в нем жизненная реальность была актуальной как для авторов альманаха, так и для его аудитории.

С 1942 г. в Свердловске начал выходить самый многотиражный альманах Урала – «Боевые ребята». Его книжки выпускались на протяжении 16 лет, здесь публиковались рассказы, стихотворения и очерки общесоюзных и местных авторов, предназначенные для детей и подростков. Тематика этого альманаха определялась историческими обстоятельствами и педагогической пропагандой, поэтому с 1942 по 1945 гг. основная масса публиковавшихся произведений была посвящена либо героическому прошлому России, либо подвигам советских солдат. В 1945–1958 гг. все силы советского народа были направлены на восстановление государства. В связи с этим выходившие в это время сборники сосредоточились на воодушевлении читателей рассказами об уникальности родного края и о радости простой, свободной трудовой жизни. На этом фоне детям и подросткам предлагали роль трудолюбивого помощника и радостного активиста.

Челябинской аналогией «Боевых ребят» стали «Уральские огоньки». Этот литературный альманах выпускался Южно-Уральским книжным издательством в 1948-1959 гг. Здесь так же, как и в предыдущем издании, были размещены рассказы, стихотворения и очерки столичных и местных авторов, адресованные октябрятам и пионерам. Характерной чертой этого издания стало предоставление подрастающей аудитории платформы для любительского литературного творчества. В соответствии со временем выхода основной тематикой этих сборников стала тема возрождения всех производственных сфер страны. При этом также освещалась приключенческая, спортивная, бытовая и школьная тематика. Юным читателям постоянно напоминали, что они обязаны счастьем и свободой вождю и армии, они обязывались достойными помощниками и преемниками «дела отцов».

В 1930–1950-е гг. уральские детские печатные издания по своей значимости сравнивались со столичными. 1930-е гг. стали для них временем сказаний об уникальности края и его тяжелом историческом прошлом; 1940-е гг. – повествованием о героическом подвиге советского народа; 1950-е гг. – воодушевления на совместный труд и напоминания о ценности достойной трудовой жизни.

***

В заключение хотелось бы выразить особую благодарность сотрудникам Объединенного музея писателей Урала, музея «Литературная жизнь Урала XX века», библиотеки музея «Литературная жизнь Урала XIX века» и краеведческого отдела Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В. Г. Белинского, которые оказали неоценимую помощь в сборе материала для нашей работы.

 


 


ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СОДЕРЖАНИЕ

 

«Юношеский альманах»: указатель содержания

«Юношеский альманах», сборник повестей, рассказов, очерков¸ предназначенных для юношества. Единичное издание. Свердловск: СвердлГИз, 1937.

Единичное издание: 1937.

Дорога в тыл – повесть А. Савчука: 3; Петя и бабушка – рассказ Э. Поповой и Н. Поповой: 60; Золотая пристань – очерк В. Старикова: 83; Друзья – рассказ А. Бондина: 96; В гимназии – повесть К. Филипповой: 112; Овчинная – рассказ З. Егорова: 169; В литейной – рассказ К. Токаревой: 179; На золотой горе – очерк В. Яркова: 200.

 


 

«Живая театрализованная газета для пионеров», «Живая театрализованная газета в отряде и школе»: указатель содержания

«Живая театрализованная газета для пионеров», «Живая театрализованная газета в отряде и школе», ежемесячный иллюстрированный журнал для пионеров, Орган Обкома В.Л.К.С.М. Вып. 30-42, 44-45, 47. Свердловск: Уралиполиграфтрест, 1929-1931 .

 


Вып. 30: декабрь, 1929.

Кому нужна религия – Ив. Вахонин; Долой антисемитизм – Е. Пермяк; В защиту прав детей – Эн-Ло; Ночь перед рождеством – Сабуров; Большая перемена. О больших и маленьких колхозах – Б. Бир.; Проверим наказ совету – В. Заякин; Концовка – Лизенгевич и Чигурной; Как работать. Пионеры и школьники, требуйте руководства от взрослых живых газет – А. Бабалов; Где…Что…Как…; Обложка работы художника – В. Дубяга.

 

Вып. 31: январь, 1930.

Шесть лет без Ленина – Александр Шевцов; Прогульщики – В. Заякин; Большая перемена. Перекличка – Лир.; Почему трудно жить? – Ч. В.; Ноты. Физкультурная зимняя песенка – Эн-ло; Используем предметы школьного обихода – И. Вахонин; Каждый живгазетчик – деткор. Используй каркасы “ЖТГ” в большую перемену – Н. Л.; Как работать; Страничка живгазетчика; Хроника; Обложка работы – В. Дубяга.

Вып. 32: февраль, 1930.

Заголовок – Вайнбаум; Все внимание весенней посевной кампании – Ч. В.; Над страной реют тучи снова, пионерия, к войне будь готова! – Б. Бор; В день работниц – матерям наш подарок – К. Тюляпин; За политехнизм в школе – Лев Левин; Через школу в семью новый быт – А. С-Д; Военизация – не игра, помни это, детвора – В. Заякин; О том, как в этот год работает школьный комсомол – М. Златкин; Военная песенка – Ал. Шмелев; Ноты – муз. М. Крошнера; Организационно-методическая работа “ЖТГ”; Используем предметы школьного обихода как живгазетную декорацию – И. Вахонин; С’езд рабселькоров и живгазетчиков, смотрим результаты соревнования; Делай все сам; Обложка работы – В. Дубяга.

 

Вып. 33: март, 1930.

Заголовок – Л. Диковский; Зарубежным детям – И. Лизиневич и М. Чепурный; Парижская Коммуна – Эн-Ло; Требуем руководства – В. Заякин; Классового врага вон из советской школы – Вер. Цим.; Строим СССР – И. Вахонин; Наш колхоз – В. Заякин; Караул!.. Милицию!.. – Е. Пермяк; Старью-борьба – В. З. и М. З.; Ноты – муз. М. Крошнера; Д.В.С. – Е. П.; Концовка – Л. Д.; Очерк о с’езде; Трибуна делегата; Страничка живгазетчика; Как работаем; Обмен опытом; Обложка работы: В. Дубяга.

 

Вып. 34: апрель, 1930.

Юбилейный заголовок – Ив. Вахонин; Первое Мая за рубежом – Н. Лобова; Бойкот пасхе и куличу – И. Вахонин; А нет ли у нас прорывов – Н. Лобова; Что такое религия? – В. Питереов; Первые итоги – В. Заякин; Даешь хорошую книжку нашим ребятишкам! – Дм. Анастасьев; Курам на ноги встать мы поможем – Евгений Великанов; Никаких оставаний! – Эн-Ло; Стенгазета – А. Вощанин и Эн-Ло; Колхозная – А. Матусевич; Частушки – В. Комуров и Б. Ямподыкий; Концовка – В. Смирнов и В. Зингер; Ноты – муз. М. Крошнер; Первое Мая и “День Печати” – И. Вахонин; Что делать д.ж.т.г. в антирелигиозную кампанию – О. Хави; Заочная конференция; Предложения живгазетчиков; Страничка живгазетчика; Конкурс на лучшую живгаз статью; Обложка работы: И. Вахонина.

 

Вып. 35: май, 1930.

Заголовок – Лизенгевич; В. В. Маяковский. Десятая – Л. Диковский и В. Заякин; Не бейте нас – Е. Пермяк; Лицо смены – К. Тюляпин; На летний курс – В. Заякин; “Перекличка” – газета живгазетчика; За коллективизацию и урожай! – В. Логинов; Скоро лагерь! – В. В.; Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья – Державинский и С. Вайнбаум; Ноты – муз. М. Крошнера и В. Гибалина; Готовы ли мы к МДН., слету, летней работе? – К. Тюляпин; За воспитательную работу в детской ЖТГ – Новожилов; Заочная конференция; Обмен опытом; Обложка работы Н. Аввакумова.

 

Вып. 36: июнь, 1930.

Год нашей работы – Н. Лобова; Наши задачи в кооперации – И. В-нин; Наши потери – Е. Пермяк; Второй международный – Конст. Тюляпин; Колчаковщина – Я. Шварцман; Перекличка. Уезжая в лагеря лучше работай там – Дм. Анастасьев; Советская конституция – Ф. Шубин; Детей работу не забудь перевести на новый путь – М. Гостинов; Готовься пионерия в строительный поход – Евг. Великанов; Вредителей с полей, крестьянин, гони скорей – Постников и Серебровский; Живгазетчик, готовься! – Е. Апетов; Частушки – М. Гостинов; День копперации ЖТГ; Заочная конференция; Живгазета в 1-й ступени – Кирилл Иванов; О пирамидах, маршировках и об оформлении – И. Половодов; Обложка работы – К. Аликиной.

 

Вып. 37-38: июль-август, 1930.

В бой за новую школу – Лир.; Сеять-то посеяли, в оброке проспи – Н. Лобова; Мало знаем до сих пор мы про ученые новые формы – М. Гостинов; Что мы делаем летом – Ив. Вахонин; Наш рост – Иванов; И мы строим СССР – К. Иванов; Охотники – В. З.; Пионер зорче взор, вредителям дай отпор – Лир.; Пятилетний план отцам выполнить поможем – Е. Великанов; Начало учебы – В. Зингер; Большой Урал – Эн-Ло и др.; Организация и методика; Ноты.

Вып. 39: сентябрь, 1930.

Движение вперед по плану. Пять – в четыре – Эн-Ло; Поход за уголь – Юрий Новожилов и Лизенгевич; За всеобщее обучение – Иванов и Тюляпин; Все вперед в дошкольный поход – Михаил Анчаров; Поход жигазетика закончился. Воспитываем свою смену боевой – Н. Лобова; За всеобщее обучение – К. Т.; Песня – Ноты; Что использовать из сб. “ЖТГ”; Как работать; На II деткоровском; Обсуждаем; Участники похода рассказывают о работе своих газет; По живым газетам Союза; Обложка работы Е. Аликиной.

 

Вып. 40: октябрь, 1930.

Готовьте кадры – Эн-Ло; Бейтесь за металл – Евг. Великанов; Статья у нас сейчас пойдет про ФЗУ и про – В. Заякин; Как учили раньше и как учат теперь – Соничев и Гемма; Поезд сошел с рельс – Гемма; Перекличка живгазет к Горсовету – М. Миг; Слово предоставляется вредителю – Евг. Пермяк; Скачок на сто лет вперед или музей керамических кукол – Яковлев; Строй политехническую – Яков Шварцман; Ноты – муз. М. Крошнер; Импровизация как метод работы над живой газетой в совшколе – К. Иванов; Деткоровская страница; Тезисы доклада на секции живгазетчиков областного слета деткоров; Обложка работы худ. К. Аликиной.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.091 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь