Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Альманах для детей и подростков в 1940–1950-е гг.



Боевые ребята»

 

Война как любое кризисное общественное явление требовала перемены мировоззрения народа. Печать была одним из инструментов для осуществления этого процесса. Журналы, газеты, альманахи должны были способствовать распространению идей и информации, соответствующих эпохе. Для жителей каждого большого города существовало несколько отдельных разножанровых периодических изданий, рассчитаныхна разную аудиторию читателей в зависимости от их возраста, пола и социального положения.

Наиболее распространенныйуральский детский альманах, выпуск которого был начат в военное время, назывался «Боевые ребята». Он выходил в Свердловске с 1942–1958 гг. Из всех книг для детей своегорегиона он имел самый широкий тираж (от 10 до 35 тыс. экз.).

Обозначение основной аудитории данного издания присутствовало в его жанровом определении: 1942–1943 гг. – «Детский альманах», 1943–1944 гг. – «Альманах для семьи и школы», 1954 г., 1955–1958 гг. – «Литературно-художественный сборник для детей». Точный возраст «детей» не был обозначен ни в одном выпуске. Одной из постоянных рубрик в сборнике был раздел «Для малышей». Малышами, судя по тому, кто являлся главными героями большинства произведений из этой рубрики, считались дошколята и ученики начальной школы. По умолчанию возраст основной аудитории мог определяться именно в зависимости от возраста главных персонажей, публикуемых произведений. Среди них были ученики с 5 по 9 классы. Также о предназначенности альманаха конкретной аудитории говорило изображение ее представителей на обложке. Картинка на обложке данного альманаха чаще всего изображала веселых пионеров, которые либо мастерили что-нибудь, либо шли в поход или в школу, сидели у костра, повязывали галстуки октябрятам, собирали урожай, катались на коньках, делали скворечники, посещали с экскурсией заводы и т.п. Поэтому мы определяем данный альманах как издание для детей и подростков.

Изданием этого литературного сборника на протяжении 16 лет занимались четыре разных редактора. Первым из них была неизменная К. В. Рождественская. К моменту выхода первого выпуска «Боевых ребят» ей был уже 41 год. Тираж сборников «Боевых ребят» во время работы К. В. Рождественской повышался с каждым новым изданием.

Безусловно, что время и социально-исторические условия, при которых существует издание, напрямую влияют на его тираж. Причина издания альманаха тиражом до 10 тысяч экземпляров в 1942–1946 гг., видимо, не нуждается в проговаривании.

С 1948 г. альманахом заведовал А. Д.Салынский, впоследствии известный драматург и киносценарист. Однако в то время ему было всего 28 лет, и он только набирался опыта, так как до этого он работал большей частью в газетах. Во время работы А. Д. Салынского тираж «Боевых ребят» повысился по сравнению с военными годами в полтора раза.

В 1949–1953 гг. редактором детского альманаха «Боевые ребята» была Л. Чумакова. В первые два года ее руководства тираж издания увеличился в два раза, затем вернулся к прежнему числу (15 тыс. экз.), потом двойное увеличение тиража повторилось.

Последним редактором альманаха был И. Круглик (в1953–1958 гг.). В это время тираж издания «прыгал» от 25 тыс. экз. до 30 тыс. экз. затем снова к 25 тыс. экз., однако, именно в этот период существования «Боевых ребят» вышел самый многотиражный выпуск за всю историю сборника, который составил 35 тыс. экз. Таким образом, предпоследний год данного издания стал для него самым продуктивным.

Жанровое обозначение данного альманаха, о чем уже говорилось ранее, не всегда было однозначным. В 1942–1943 гг. в первых трех выпусках «Боевые ребята» презентовались читателям, как просто «детский альманах», следующие два выпуска были названы «альманахами для семьи и школы». В дальнейшем, на протяжении восьми лет (за это время вышло 15 выпусков) жанр издания не обозначался вообще. В итоге в 1954 г. было утверждено определение «литературно-художественный сборник для детей», которое печаталось на титульном листе издания до самого окончания существования данного альманаха. Только в 10-ти выпусках из 30-ти была обозначена указанная характеристика. Что послужило причиной подобному перерыву? Возможно, издателям казалось, что по изданию и оформлению сборника читателям итак будет понятно, к кому обращены произведения. Может быть, по причине того, что рассказы, стихотворения и повести по своему содержанию не могли иметь социальных и возрастных ограничений. Также допустимо, что редколлегия не считала данный параметр настолько значимым и внимания требовали иные составляющие издания.

В итоге существовало всего три формулировки жанрового обозначенияиздания, каждую из которых необходимо сравнить с общим определением альманаха. Первые две формулировки содержали слово «альманах», не давая ему четкого определения. В первой редакции определялся только возраст читательской аудитории, все остальные качества сборника скрывались в определении слова «альманах». Не каждый ребенок в то время мог четко представлять, что такое альманах, однако, это не вызывало особенного интереса.

Сборник действительно был непериодическим, то есть не существовало фиксированного промежутка времени, спустя который появлялся бы очередной выпуск. В 1942–1943 гг. было издано два выпуска, в 1944 г., в 1946 г., в 1951 г., в 1957 г.– один, в 1948–1950 гг., в 1952–1953 гг., в 1955 г., и в 1957–1958 гг.– два, в 1954 г. – три, в 1956 г. – четыре. В 1945 г. и 1947 г. выпусков не было.

К чему обязывало издание указание о том, что он печатается «…для семьи и школы»? Семья и школа – это то, что обычно окружает человека в те годы его жизни, когда он является ребенком. Такая формулировка могла обозначать, что альманах подходит для досуга в школе и дома, то есть в семье. Последняя редакция жанрового обозначения «Боевых ребят» – «литературно-художественный сборник для детей» – наиболее четко фиксирует принадлежность сборника. Здесь нет таинственного для детей слова «альманах», напротив, обозначено более понятное и точное слово «сборник». Сразу указано, для какой читательской аудитории предназначено данное издание. Определение «литературно-художественный» обязывало сборник к публикации по-настоящему качественных с художественной точки зрения произведений.

В «Боевых ребятах» публиковались произведения разных писателей, относящихся к разным жанрам. Самыми распространенными были рассказы и стихотворения, чуть реже очерки. Также в альманахе размещались: сценки (комедии, пьесы), сказки, сказы, статьи, были, главы или отрывки из повестей (один раз повесть целиком), три раза встречаются произведения такого жанра, как легенда, по одному разу – письмо и записки. В стилистическом определении альманаха нет привязки к публикации произведений конкретного жанра, поэтому редколлегия могла размещать на его страницах сочинениях всех типов.

Очерки, стихотворения, рассказы – жанры, которые имеют краткую форму, ограниченное время повествования и небольшое количество героев. Они могли быть простыми и понятными для детей и не иметь более одной-двух сюжетных линий и одного общего морального посыла. Поэтому их было удобно публиковать в сборниках. Отрывки из поэм и повестей должны были вызвать у читателей интерес к данному произведению в целом. Статьи имели краеведческий и/или исторический характер. Наличие сказок подчеркивало, что данный альманах предназначался для детской аудитории. Песни, сценки и пьесы публиковались для возможности использования данного материала в организации школьных мероприятий.

Эти тексты отличались простотой изложения, стиля и языка, так как должны были содержать четкие посылы для юных читателей. Стихи чаще всего ритмизованы хореем, чтобы их было проще запоминать и разучивать.

Жанровая структура издания напрямую отражается в его содержании. В данном случае оно не всегда имело четко фиксированную структуру, иногда оформлялось как простой список произведений с указаниями страниц. В первом сборнике были всего две четко выделенные рубрики: «Военные были» и «Рассказы о прошлом». Кроме них, в содержании были перечислены остальные произведения, входящие в состав выпуска. Первым шло основное содержание, а после него уже в точности определенные разделы.

Постоянным разделом в «Боевых ребятах», как уже было сказано выше, была рубрика «Для малышей». За все годы существования альманаха этого пункта не было только в 7 выпусках из 30, один раз он был обозначен под другим названием, тождественным по значению с первым, – «Страничка дошкольника». Здесь помещались простые стихотворения и рассказы, героями которых становились чаще всего животные, либо же сами дошколята.

Содержание раздела «Военные были» полностью соответствовал своему заголовку. Здесь были размещены рассказы или очерки, написанные по мотивам фронтовых дневников военных репортеров. Эти истории были основаны на реальных событиях и повествовали о том, что происходило на фронте.

Содержание сборников с 7-го по 10-ый включительно не имело разделения на рубрики, а представляло собой просто перечисление произведений с указанием на страницы. В 11-й выпуск был добавлен раздел «Игры», который позже был назван «В часы досуга». В нем печатались ребусы, тесты, шарады, загадки, кроссворды, а также руководства к рисованию и рукоделию.

В каждом региональном издании должно было быть обозначено, к какой местности оно принадлежит. Поэтому данный альманах не мог обойтись без рубрики, в названии которой присутствовало бы слово «край». В «Боевые ребята» включены такие разделы, как «Наш край», «Изучаю родной край», «По родному краю», «На Урале».

Альманах должен был выполнять также просветительскую функцию, поэтому одними из постоянных были такие разделы, как «Рассказы по истории», «Наше прошлое», «Рассказы о прошлом», «Памятные даты». Они должны были рассказывать ребятам про исторических личностей родного края, сообщать о годовщинах смерти/рождения важных деятелей культуры и т.п.

Три раздела, подобные вышеописанным, должны были быть в каждом выпуске детского альманаха, чтобы онсоответствовал государственным запросам. Вплоть до 22 выпуска было всего несколько изменений в рубрикате. Например, был добавлен раздел «Рассказы и стихи», чьеназвание не обязывало к строгости тематики.

После 22 выпуска, в каждый из сборников стали добавлять новые рубрики: «Очерки», которые подразумевали опору на реальные события, как ранее «Военные были»; «Для школьной самодеятельности», где могли быть помещены произведения, предназначенные для читки и постановки на сцене. Позже также был введен раздел «Школьная самодеятельность», где печатались пьесы и руководства к попытке устроить в школе кукольный театр. «Рассказы о том, что нас окружает» – очерки, где дети выступали в роли юных исследователей родного края. «У наших друзей» – любопытные туристические заметки о народах других республик СССР. «Книжная полка» – рекомендации к прочтению новых детских книг (своего рода советская реклама).

Были и разовые разделы, например: «В шестой пятилетке», очерк о газовой станции Березовского; «Говорит Украина», где были опубликованы стихотворения уральских выходцев из этой союзной республики; «Изучай родной язык»; «Весёлые странички». Как правило, они появлялись по мере необходимости, для того, чтобы опубликовать что-то оригинальное, отличающееся особой темой и, по мнению редколлегии, интересное с точки зрения педагогики. Редко в этих разделах было больше одного произведения. Возможно, их хотели как-то выделить на общем фоне сборника.

Соотношения количества общесоюзных публикуемых авторов и местных в военные и послевоенные годы было разным. В первое время существования альманаха здесь размещали больше произведений общесоюзных писателей, чем местных. Были авторы, имеющие широкую известность, но в годы войны, эвакуированные на Урал, где они жили и работали довольно долгое время. Поэтому в этот период они также публиковались в местных сборниках. Среди этих авторов были, например, такие, как М. Шагинян, И. Садофьев, В. Звягинцева. Мы не будем касаться тех случаев, когда публиковались произведения уже умерших классиков, либо героев-революционеров (очерк «Из детских воспоминаний» П. Ермакова, опубликованный в первом номере).

Существовал постоянный коллектив авторов, которые публиковались регулярно и достаточно часто. В 1942-1944 гг. для альманаха «Боевые ребята» постоянными авторами являлись Б. Рябинин, А. Кузнецова, К. Мурзиди, В. Звягинцева, О. Иваненко, О. Высотская, М. Марич.

В первых сборниках были размещены произведения классиков детской литературы: Л. А. Кассиля, А. Л. Барто и М. С. Шагинян. Позже был опубликован очерк В. В. Бианки, известного детского советского писателя. Сборники не могут сравниваться с авторскими, однако, они существовали в более свободном доступе и стоили меньше, чем другие книги. Но в них печатали не самые известные стихотворения и рассказы этих писателей, которые подбирались по тематике, например, «Наташа» А. Л. Барто или «У классной доски» Л. А. Кассиля.

В послевоенное время местные авторы гораздочаще публикуются в сборнике. Со временем состав публикуемых авторовпополнился О.Коряковым, Б. Дижур, С. Васильевым, С. Щипачевым, Л. Ошаниным, Л. Татьяничевой, А. Виноградовым, М. Прилежаевой, В. Клеповым. Некоторые из прежних авторов стали печататься реже. Иногда публиковались произведения заслуженных уральских классиков Д. Н. Мамина-Сибиряка и П. П. Бажова. Среди местных авторов пополнили прежний состав Е. Фейерабенд, Е. Ружанский, Л. Сорокин, Н. Садовый, Е. Покровская, Е.Долинова, В. Батманов, Ю. Хазанович, М. Найдич, Е. Великанов, Л. Федоров, Е. Медякова, К. Махров, В. Шустов. Иногда сотрудники редколлегии или сам ответственный редактор также печатали свои произведения, как это делал, например, И. Круглик.

В военные годы цензура была усилена. Любое издание не могло отступать от тематики, заданной идеологией. Альманах зависел от общих издательских законов, даже если он имел местное значение. Основная тематика произведений обусловливалась социально-исторической ситуацией в стране, а также, исходя из этого, политикой. Публикуемые в это время произведения должны были строго соответствовать государственному заказу. В особенности это касалось альманахов для детей и подростков как для более восприимчивой аудитории. Ни одно издание не должно было оставаться в стороне от общественно важных исторических событий. Выпуски «Боевых ребят» с первого по пятый включительно выходили в военные годы и естественно, что большинство произведений в них, почти 90%, были написаны на соответствующую тему.

Параллельно с «Боевыми ребятами» в военное время в Свердловске были выпущены еще два литературно-художественных сборника «Говорит Урал!»(1942 г.) и «Юные герои на защите Родины»(1941 г.). У каждого из них было свое предназначение, первый должен был рассказать о трудовом подвиге тех граждан, которые остались в тылу. В сборнике «Говорит Урал!» были опубликованы произведения тех же авторов, что и в «Боевых ребятах»: М. Шагинян, А. Барто, К. Мурзиди, Б. Рябинина, А. Кузнецовой, П. Бажова, Б. Дижура и Н. Поповой. Главной задачей этой книги было представить совместный труд фронта и тыла, дать понять читателям, что никто не остается в стороне, показать пример отзывчивости и сотрудничества.

«Юные герои на защите Родины» – это маленькая тоненькая книжка, в которой собрано несколько рассказов, повествующих об армейском подвиге пионеров и октябрят. Ребята от 8 до 15 лет вставали на защиту своих родных и близких, своего села и города. Кто-то собирал металлолом, кто-то садился на место машиниста в продовольственном поезде, но большинство из них рисковали своей жизнью. Эти юные герои были лишены детства из-за войны, они, не задумываясь, вставали перед дулом фашистского танка, искали и выводили из строя мины.

«Боевые ребята» объединяли в себе пафос первого и второго сборника. Однако нужно было не допускать безоглядных детских жертв. В связи с этим в произведениях, публиковавшихся в данном альманахе, был сделан упор на то, что взрослые всегда могут прийти на помощь, а любой ребенок даже в войну имеет право оставаться ребенком.

В военные годы, когда дети массово побежали на фронт за отцами и братьями, было необходимо удержать их от необдуманных действий и рассказать о том, почему не нужно покидать и без того несчастных матерей и стремиться навстречу опасности. Помогать можно и в семье, дома, поддерживать мать, бабушек и дедушек, брать пример с тимуровцев в помощи семьям фронтовиков. Например, рассказывалось, что Зоя Космодемьянская не уходила в партизаны, пока не достигла призывноговозраста. Распространенным сюжетом была ситуация ожидания семьей (детьми, женщиной, стариками) защитников с войны. Жены и матери ждали весточки с фронта, собирали гостинцы, вместе с детьми перечитывали письма, ребенок мог отправить отцу/старшему брату/сестре какую-либо вещь. Так дети могли поддержать солдат, не покидая матерей и стариков. Эта вещь должна была стать символом поддержки, родного дома для бойца, который смотрит на нее, любуется ею и благодаря этому верит, что его любят и ждут, а значит, нужно воевать храбро и честно, за семью, за страну, за Родину. Примерно такой сюжет мы видим в рассказе «Новогодний подарок» О. Иваненко, опубликованный в основном разделе в первом выпуске «Боевых ребят». Солдат описывает игрушечного медвежонка, которого передает Сережка на фронт отцу как бойца, потому что он вдохновляет его.

Также с ситуацией ожидания весточки с фронта мы сталкиваемся в данном альманахе в детской поэзии. Стихотворение А.Л.Барто «Наташа» простым и понятным для советских ребят языком рассказывает о том, как мать и младшие дети ждут письма от старшей сестры Наташи, которая служит санитаркой на фронте. Как они радуются, когда узнают о подвигах молодой медсестры, как гордятся, когда ее награждают.

Вслух сама читает мама:

–“В марте, первого числа,

Молодая санитарка

Двадцать раненых спасла”.

Отдаленные от города колхозы были более уязвимы для вторжения вражеских войск. Здесьдети и старики нередко оставались одни, без особой защиты. В произведениях, касающихся этой темы, события могли развиваться по-разному, но чаще на эти деревни нападали фашисты, и юных героев ждали приключения, где им было необходимо проявить находчивость, отвагу и смекалку. В качестве примера можно рассмотреть рассказ «Мальчик с курицей», опубликованный во втором выпуске «Боевых ребят».

В годы войны почти ни один выпуск данного альманаха не обходился без рубрики «Военные были». Здесь могли помещаться рассказы о подвигах героев, например, Вали Котика или Зои Космодемьянской. К этим историям иногда прилагались какие-нибудь интересные факты, например, к рассказу о Зое был добавлен список ее любимых книг. Это могло быть своеобразной рекомендацией, что полезного и интересного можно прочитать. Аудитории давалось как можно больше информации о тех, кто должен был стать примером для подражания.

Раздел «Рассказы о прошлом» также придерживался военной тематики. Необходимо было напомнить ребятам о прежних победах русского народа. Например, во втором номере 1942 года в этой рубрике была опубликована поэма Б. Весельчакова «Бородино».

Однако с каждым годом военная тематика становилась все менее актуальной, и уже подобные произведения печатались только в конкретных рубриках. В пятом номере в 1943 г. в основном содержании выпуска было опубликовано только одно произведение, основной темой которого была война, хотя раздел «Военные были» все еще присутствовал и, в силу своего названия, не отступал от соответствующих тем.

В 1953 г. умер И. В. Сталин. Это событие не могло быть пропущено ни одним изданием, ив выпуске «Боевых ребят» 1953 г. на первом развороте на ярко-красной странице в жирной черной рамке жирным шрифтом было напечатано следующее: «5 марта в 9 час. 50 минут вечера после тяжелой болезни скончался Председатель Совета Министров Союза ССР и Секретарь Центрального Комитета Коммунистической Партии Советского Союза Иосиф Виссарионович СТАЛИН. Бессмертное имя СТАЛИНА всегда будет жить в сердцах советского народа и всего прогрессивного человечества».

После извещения помещен очерк М. Прилежаевой «Дети прощаются с вождём», где противопоставляются друг другу две сцены. Когда девочка подносит цветы вождю в честь праздника Победы, он поднимает ее на плечи, а когда та же девочка несет цветы на его могилу, он уже лежит недвижим и не может обнять ее, как прежде. Это маленькое произведение пропитанонежностью, наивностью и любовью. «Как горячо, как гулко билось сердце в груди, когда, замирая от любви и восторга, она протянула Иосифу Виссарионовичу цветы! <…> Девочка прижалась к плечу Иосифа Виссарионовича, его сильному, отцовскому плечу, и близко посмотрела в родные глаза. Сталин всё понял и обнял девочку. Вместе с ней он мысленно обнял всех детей Советской страны – юное племя, которое так щедро любил». В этих предложениях много характерных эпитетов, в то же время здесь фигурируют два слова «вождь» и «племя», показывающие прямую связь между Сталиным и «юным поколением»,одновременно отсылающие нас к первоначальным своим значениям. Здесь мы имеем в виду определение слова «племя» как нецивилизованного народа, кочующего или обитающего в глухих лесах. Когда называют ребят племенем, из всех этих качеств выделяют именно детскую простотуи нужду в вожде. Последнее особенно важно выразить в этом номере. Далее в разделе помещены пять торжественных скорбных стихотворений. Можно сказать, что их выбирали с особой тщательностью, так как они передают необходимые эмоции: «Эта ночь прощанья и печали кончилась. / Бессмертье впереди». Именно эти чувства должны были возникнуть у каждого гражданина, при прочтении данных произведений – так нужно было власти.

После войны изданию некоторое время сложно было определить, по какому курсу теперь следует двигаться и какой посыл необходимо задавать аудитории. В первом послевоенном выпуске, кроме общего содержания, были такие разделы, как «Рассказы по истории» и рубрика «Для малышей». После этого у альманаха сменился редактор, и до 1950 г. его содержание не имело разделения на рубрики, а, следовательно, и само издание могло не придерживаться какой-то объединяющей тематики, чтобы ее оправдывать.

Советскому Союзу было необходимо восстанавливать силы, возродить в народе надежду на светлое будущее и подкреплять ее. В связи с этим государству нужно было также выровнять социализацию детства. Понемногу начал осуществляться поворот в сторону общего курса развития страны и борьбы за простую хорошую жизнь. Именно поэтому стали более актуальными приключенческие рассказы и красочные легенды о родном крае, которые давали полезные советы, как продуктивно провести свободное время и учили чему-то новому, а также такие рубрики, как «Игры» и «В час досуга». Это должно было действовать как отвлекающий маневр для населения, которое нужно было утешить, успокоить, отвлечь, развлечь. Его облегчение могло быть чисто символическим, ему нужно было просто внушить, что дальнейшая простая и радостная жизнь действительно возможна.

Школа, семейные обязанности, развивающие игры, лето в пионерском лагере, походы в лес, в горы и на рыбалку, полезный досуг (например, чтение и рисование) – такими были основные темы произведений альманаха в послевоенные годы. В это время был также добавлен раздел «Для школьной самодеятельности», или «Школьная самодеятельность», который должен был давать пример, как правильно проводить досуг. Какие-либо обновления в тематике появлялись только при важных событиях, мимо которых не могло проходить ни одно издание: смерть Сталина, годовщина пионерии, годовщина комсомола, шестая пятилетка.

Также альманаху необходимо было поддерживать региональную тематику. «Урал – опорный край державы» – героем произведений должен был становиться «советский гражданин – честный трудолюбивый рабочий – строитель светлого будущего», в чем ему должны были помогать большие эффективно работающие машины, изобретенные советскими учеными. Либо эти произведения сами должны были рассказывать историю появления этих больших, нужных и важных машин, в качестве примеров можно назвать рассказы В. Старикова «Большой шагающий»и Ю. Хазановича «Землесосный снаряд», а также стихотворение С. Васильева «Волга-Дон».

В произведениях, публикующихся в данном альманахе очень низкий уровень содержания интертекста, который либо представлял отрицательный пример, либо героев, которым можно уверенно подражать. Цитаты должны были давать четкие установки, какие поступки плохие, а какие – хорошие. В списках рекомендованной литературы, чаще всего появлялась классика сатиры (Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин), где можно было посмеяться над капиталистами-помещиками, посочувствовать угнетенным и понять, как хорошо живется в социалистическом Отечестве. Также юным пионерам рекомендовались к прочтению произведения о честных и благородных героях, которые стремились к свободе от устоев царской России (А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, М. Ю. Лермонтов).

Как в военное, так и в послевоенное время, юным читателям также необходимы были произведения о веселых приключениях, из которых в то же время можно было бы извлечь важные для себя уроки ответственности и узнать что-то новое.

Объем полезной информации (новых знаний о пионерах-героях, о коммунизме, о том, что можно полезного смастерить и как не тратить время попусту) мог быть достаточно большим. Это должно было показывать ребятам, что жизнь в Союзе богата и разнообразна и нет предела интересным находкам и возможностям полезных дел для его дальнейшего процветания. Даже если некоторые произведения выпуска военных лет могли отступать от соответствующей тематики, они не могли отступать от круга тем любого альманаха для детства и юношества (школы, дома и семьи, походов, пионерской дружбы и службы в виде помощи обществу).

Оформлению уделялось гораздо меньше внимания и средств, чем литературным текстам, которые размещались в альманахе. Во-первых, учитывался возраст аудитории: раздел для малышей и дошколят включал в себя в равной мере и текст, и иллюстрации, в остальных же рубриках – вербальный ряд превосходил визуальный. Основной посыл легче мог быть заложен в слова, а не в картинку, поэтому больше внимания уделялось тому, какие тексты будут читать подростки, чьи умы были самой подходящей почвой для идеологических установок. Во-вторых, каждому из выпусков было необходимо уложиться в формат, в основном, толщина одного выпуска составляла от 64 до 159 страниц. В-третьих, на издание каждого выпуска выделялось определенное количество средств, и этот лимит нельзя было превышать.

Альманах «Боевые ребята» играл роль инструмента изменения мировоззрения аудитории, задавал ему необходимое власти направление. Все освещенные в нем темы складывались в следующие образы реальности. Жизнь во время войны трудна, поэтому необходимо помогать семье по мере своих сил, быть рядом с теми, кто слабее. Жизнь после войны – это новое ее открытие, нужно трудиться со всеми, на своем поприще, чтобы сохранить счастливую свободную жизнь, которая непременно является таковой за счет усилий власти. Так должен был относиться к миру читатель «Боевых ребят». Подростку и ребенку предлагали роль усердного помощника взрослым, активного участника в жизни школы, пионерии, своего родного края.

 


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь