Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Встреча гостей   (1 этаж, вестибюль)



Мая 2019 года

(четверг)

Встреча гостей                                                              (1 этаж, вестибюль)

Регистрация участников                             (2 этаж, вход в актовый зал)

09.30-10.00 Экскурсии по выставкам Высшей школы народных искусств (академии) и выставкам участников конференции

В дни конференции работают выставки:

· Выставка выпускных квалификационных работ студентов Высшей школы народных искусств (академии) (кафедры ювелирного и косторезного искусства, лаковой миниатюрной живописи, художественного кружевоплетения, художественной вышивки, декоративной росписи)

Актовый зал (2 этаж)

· Выставка дипломных художественно-графических проектов и изделий кафедры художественного кружевоплетения

Ауд. 205, 204, рекреация (2 этаж)

· Выставка лучших учебных проектов студентов кафедры ювелирного и косторезного искусства

Рекреация (2 этаж)

· Фотовыставка работ Заслуженного художника России, лауреата Государственной премии им. И.Е. Репина, художника холмогорского искусства резьбы по кости Н.Д. Буторина (1934-2013) и его студентов

Ауд. 216 (2 этаж)

· Выставка работ студентов высшего образования Мстёрского института лаковой миниатюрной живописи имени Ф.А. Модорова «Панно-пластины в технике мстёрской лаковой миниатюрной живописи»

Ауд. 203 (2 этаж)

· Фотовыставка «Поморье: мир материальной культуры»

Ауд. 203 (2 этаж)

 

· Выставка, посвященная памяти художника и педагога А.Н. Голубевой

Библиотека (3 этаж)

 

· Выставка творческих работ студентов кафедры декоративной росписи, посвященная памяти заведующего кафедрой декоративной росписи, художника нижнетагильской росписи, члена Союза художников России А.Н. Голубевой

Рекреация (3 этаж)

· Выставка лучших работ студентов Холуйского филиала лаковой миниатюрной живописи им. Н.Н. Харламова «Декоративное решение натюрморта»

Рекреация (3 этаж)

· Выставка выпускных квалификационных работ и семестровых проектов студентов кафедры художественной вышивки

Ауд. 309 (3 этаж)

· Выставка учебных и выпускных квалификационных работ по художественной росписи по дереву

Храм (4 этаж)

· Учебно-методическая выставка по дисциплинам «Общий курс композиции» и «Основы проектирования и макетирования»

Ауд. 414 (4 этаж)

 

· Выставка дипломных проектов 2011-2018 гг. студентов кафедры лаковой миниатюрной живописи

Ауд. 402, 414 (4 этаж)

· Методическая фотовыставка лучших учебных работ студентов по скульптуре

Рекреация (4 этаж)

 

· Выставка проектов выпускных квалификационных работ, учебных проектов и работ студентов кафедры декоративной росписи за 2009-2019 гг.

Ауд. 405, 409, рекреация (4 этаж)

· Выставка художественно-графических проектов и изделий студентов кафедры декоративной росписи, обучающихся художественной росписи ткани,

Ауд. 413, рекреация (4 этаж)

· Выставка лучших работ студентов по рисунку и живописи за первый семестр 2018-2019 уч.г.

Рекреация (5 этаж)

· Выставка лучших работ студентов по декоративному рисунку за 2009-2019 уч.г.

Рекреация (5 этаж)

 



Пленарное заседание

10.00 – 12.00

(2 этаж, Актовый зал)

 

10.00 – 12.00 – Торжественное открытие конференции

Приветствие участников конференции:

Максимович Валентина Фёдоровна, президент ВШНИ, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор;

Федотова Ольга Владимировна, и.о . ректора ВШНИ, кандидат педагогических наук, доцент

Гусева Полина Вадимовна, директор Мстерского института лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова – филиала ВШНИ, кандидат педагогических наук, член Союза художников России;

Гавва Руслан Витальевич, директор Сергиево-Посадского института игрушки – филиала ВШНИ, кандидат экономических наук;

Амиргазин Кайртай Жакупович, директор Омского филиала ВШНИ, доктор педагогических наук, доцент;

Плавинская Лидия Сергеевна, директор Рязанского филиала ВШНИ, кандидат филологических наук;

Наумов Владимир Михайлович, директор Богородского филиала ВШНИ, кандидат юридических наук;

Николаева Анна Александровна, директор Холуйского филиала лаковой миниатюрной живописи им. Н.Н. Харламова ВШНИ, кандидат педагогических наук;

Салтанов Михаил Алексеевич, директор Федоскинского филиала лаковой миниатюрной живописи ВШНИ.

10.00 – 12.30 – Пленарное заседание

Руководитель пленарного заседания: Тихомиров Сергей Александрович, кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры истории искусств ВШНИ (академии).

 

· Исследование вещи как фактор развития исследовательских навыков студентов художественного вуза

Тихомиров Сергей Александрович, кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры истории искусств, начальник управления аспирантуры и докторантуры Высшей школы народных искусств (академии).

Исследование посвящено обновлению арсенала методических форм и приемов обучения будущих художников традиционного прикладного искусства. Автор отталкивается от приоритета исследовательских форм организации деятельности студентов, позволяющих формировать качества личности будущих специалистов, востребованных современным социумом, образовательными и профессиональными стандартами. В центре внимания докладчика – технология работы с музейной и обыденной вещью, подходы к организации исследовательской работы с артефактами в вузах художественного профиля. Подробно раскрыты принципы отбора вещей, представлены маршруты образовательных путешествий, анализируются некомпенсируемые результаты исследовательской деятельности, возможности повышения качества обученности студентов.

Научная проблема: что дает будущим художникам традиционного прикладного искусства в общекультурном и профессиональном плане работа с музейными и обыденными вещами?

 

 

· Методические принципы обучения пластической анатомии будущих художников традиционного прикладного искусства

Уткин Александр Львович, старший преподаватель кафедры рисунка и живописи, аспирант кафедры теории и методики профессионального образования Высшей школы народных искусств (академии), член Союза художников России.

Научный руководитель: Александрова Н.М., доктор педагогических наук, профессор, директор научно-исследовательского института традиционных художественных промыслов.

Доклад посвящен проблеме обучения пластической анатомии будущих художников традиционного прикладного искусства. Проводится анализ методических принципов обучения применительно к специфике направлений подготовки студентов в ВШНИ.

Научная проблема: выявление и анализ методических принципов обучения пластической анатомии в области традиционного прикладного искусства.

 

· Проблемы традиционного художественного образования в подготовке современного художника

Графова Екатерина Сергеевна, преподаватель Талдомского филиала (Училище декоративно-прикладного искусства и народных промыслов) Московского губернского колледжа искусств, член Международного союза педагогов-художников, член Союза художников Подмосковья.

В докладе рассматриваются вопросы современного профессионального художественного образования в социокультурном и экономическом контексте. Подчеркивается значимость классического художественного образования в подготовке профессионального художника. Осмысляется проблема необходимости регулирования деятельности профессионального художественного сообщества.

Научная проблема: актуальность и эффективность форм и методов традиционного художественного образования в условиях совершенствования и развития современных образовательных технологий.

· Становление и развитие профессионального образования в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи

Уколова Ю.И., младший научный сотрудник Мстерского института лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова – филиала Высшей школы народных искусств (академии), аспирант кафедры теории и методики профессионального образования.

Научный руководитель: Лебедев С.В., доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии ВШНИ.

Автор рассматривает развитие профессионального образования в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи, выявляет его исторические этапы, анализируя особенности. Автором исследуется весь исторический период развития профессионального образования во Мстёре, начиная с иконописного промысла до высшего образования в области лаковой миниатюрной живописи в наши дни.

Научная проблема: сохранение художественно-педагогического опыта и его трансляция молодому поколению художников мстерской лаковой миниатюрной живописи.

 

Обед

12.30 – 13.30

(столовая, 1 этаж)



Секционные заседания

13.30 – 16.30

 

Секция 1.Великолепие художественного наследия России: традиционные и инновационные художественные технологии, современная мода, государственная политика

(Актовый зал, 2 этаж)

Руководители секции:

Шапкин Виктор Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института традиционных художественных промыслов Высшей школы народных искусств (академии)

Кузнецов Николай Григорьевич, кандидат искусствоведения, член Союза художников России, заведующий кафедрой рисунка и живописи Высшей школы народных искусств (академии)

Голубчикова Дарья, студентка, 4 курс, кафедра ювелирного и косторезного искусства Высшей школы народных искусств (академии)

 

Темы для обсуждения

- сохранение и развитие традиционных художественных технологий и техник в создании произведений традиционного прикладного искусства;

- взаимосвязь традиционных художественных промыслов и моды в истории России;

- влияние современной моды на развитие художественного наследия России;

- нормативно-правовая база как документальное подтверждение государственной политики в области традиционного народного искусства;

- общественные организации и их влияние на сохранение и развитие художественного наследия России.

До 1 5 минут

· Золотой музейный час для особенных детей: формы работы с детьми с ментальными нарушениями в Интерактивных мастерских Елабужского государственного историко-архитектурного музея-заповедника

Мушарапова Альфия Василовна, заведующий музеем-мастерской декоративно-прикладного искусства Елабужского государственного историко-архитектурного музея-заповедника

30 марта 2016 года, в преддверии Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма, в Елабужском государственном музее-заповеднике стартовал проект «Золотой музейный час для «особенных» детей». Этот проект реализуется совместно с центром лечебной педагогики «Чудо-дети» из Набережных Челнов и Елабужским детским реабилитационным центром «Астра». Воспитанники этих центров, дети с ментальными нарушениями здоровья посещают интерактивные программы и экскурсии в музеях Елабужского музея-заповедника, мастер-классы у мастеров декоративно-прикладного искусства.

Научная проблема: социальная адаптация ребят с тяжёлыми ментальными нарушениями и преодоление социальной изоляции их семей. В частности — через создание на мастер-классах изделий декоративно-прикладного искусства.

· Техника линогравюры как сохранение традиций в изобразительном искусстве

Незнаева Юлия Юрьевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социально-художественного образования Сургутского государственного педагогического университета

В докладе рассматриваются советские художники-графики, работавшие в технике высокой печати от начала появления линогравюры в России до сегодняшних дней. Автор описывает уже существующий курс по выбору «Технология выполнения гравюры», который направлен на изучение черно-белой печатной техники. Предлагается внедрение курса по выбору «Технология выполнения цветной линогравюры» для студентов 3 курса направление подготовки «Изобразительное искусство». Автор делает вывод, что освоение и отработка навыков по технологии выполнения гравюры имеет особую роль в развитии графических способностей обучающихся, расширения знаний и умений в области графики высокой печати.

Научная проблема: недостаточная популяризация техники «Линогравюра» в ХМАО-Югре, внедрение курса по выбору «Технология цветной линогравюры» для обучающихся 3 курса по направлению «Изобразительное искусство».

· Реализация 3 D-технологий в процессе современного развития ювелирного искусства

Похваленская Анастасия, студентка, 3 курс, кафедра профессиональных дисциплин Института традиционного прикладного искусства – Московского филиала Высшей школы народных искусств (академии).

Научный руководитель: Ефремов Е.В., преподаватель кафедры профессиональных дисциплин ИТПИ – Московского филиала ВШНИ (академии).

В докладе представлен опыт реализации 3D-технологий в современном развитии ювелирного искусства. Осуществлён ретроспективный и причинно-следственный анализ эволюции мирового ювелирного искусства и определены современные тенденции его развития. Изменение мировоззрения, общественные и социальные преобразования актуализировали поиск художниками новых пластических форм и пространственно-плоскостных решений ювелирных изделий.

Научная проблема: включение 3D-моделирование в процесс обучения в вузах, где преподается ювелирное дело. Выпускник, освоив в 3D-моделирование, может избрать путь 3d-модельера, изучая соответствующие технологии и внося свой вклад в их развитие.

 

· Парюра из янтаря в ретроспективе образов Младшей Эдды германо-скандинавской мифологии – Поэзия мёда

Понурьева Юлия, магистрант, 1 курс, кафедра технологии художественной обработки материалов и ювелирных изделий Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.

Научный руководитель: Жуков В.Л., кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры технологии художественной обработки материалов и ювелирных изделий СПбГУПТД.

Работа посвящена исследованию эстетики и эволюции этнических стилей, представляемых визуальными когнитивными информационными динамическими системами, относящихся к кластеру ювелирных изделий и аксессуаров предметной области объектов дизайна

Научная проблема: анализ и синтез основных свойств дизайна разрабатываемых ювелирных изделий (парюра: колье, кольцо, серьги).

· Представление фауны визуальными когнитивными информационными динамическими системами (ВКИДС) в реализации ювелирных изделий в кластере орнитологии в предметной области объектов дизайна в эволюции мифопоэтики в славянской культуре.

Заболоцкая Екатерина, магистрант, 2 курс, кафедра технологии художественной обработки материалов и ювелирных изделий Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.

Научный руководитель: Жуков В.Л., кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры технологии художественной обработки материалов и ювелирных изделий СПбГУПТД.

В работе представлены результаты исследования когнитивного моделирования художественного образа ювелирных изделий на основе мифопоэтики орнитологических ассоциаций фауны – птицы в славянской культуре

Научная проблема: когнитивное моделирование художественного образа ювелирных изделий на основе мифопоэтики орнитологических ассоциаций фауны – птицы в славянской культуре.

· Преемственность стилистических особенностей древнерусского ювелирного искусства в произведениях филиграни советского периода

Копейкина Зинаида, 2 курс, кафедра декоративной росписи Высшей школы народных искусств (академии).

Научный руководитель: Куракина И.И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории искусств ВШНИ (академии).

Проанализирована история развития традиций древнерусского филигранного искусства и их влияние на формирование образного языка произведений филиграни советского периода; выявлены общие стилистические и технологические особенности данного вида ювелирного искусства в различные исторические периоды его существования. Автор подчеркивает наличие преемственности регионально-исторических художественно-технологических особенностей древнерусского ювелирного искусства в красносельском, казаковском и мстерском промыслах.

Научная проблема: влияние художественно-стилистических и технико-технологических традиций древнерусского ювелирного искусства на формирование и развития народных промыслов филиграни в советский период.

· Мимесис индийской культуры в морфологии образов ювелирных изделий в постсоветском периоде пластического искусства России

Завьялова Мария, студентка, 3 курс, кафедра технологии художественной обработки материалов и ювелирных изделий Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.

Научный руководитель: Жуков В.Л., кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры технологии художественной обработки материалов и ювелирных изделий СПбГУПТД.

Символизм пронизывает все проявления культуры, что особенно отчетливо выражено на ранних этапах развития человеческой цивилизации. Так, в любой культуре существует достаточное количество обрядовых предметов, среди которых много ювелирных изделий. Благодаря национальной культурной политике в Индии сохранились древнейшие традиции, которые в настоящее время находят место в инновационных образах пластических искусств. Были выявлены знаковые особенности искусства различных народов, в том числе связь между индийскими и славянскими этносами. Рассмотрены взаимосвязи исторических литературных источников, в т.ч. древнеиндийского эпоса «Махабхарата», отражающих стилистические особенности украшений одной из древнейших цивилизаций, которая смогла донести до нас мудрость человечества – Веды.

Научная проблема: Выявление знаковых особенностей и связей между индийским и славянским этносами.

 

· Традиции свадебного обряда и их отражения в женском костюме конца XIX – начала XX вв.

Шляпугина Татьяна, студентка, 2 курс, кафедра профессиональных дисциплин Института традиционного прикладного искусства – Московского филиала Высшей школы народных искусств (академии).

Научный руководитель: Скоробогатова О.Ю., преподаватель Института традиционного прикладного искусства – Московского филиала ВШНИ (академии).

Рассматривается одно из важнейших событий в жизни человека – заключение брака. Анализируются особенности свадебного обряда, а также его отражение в русском народном костюме разных регионов России и особенности изменения женского костюма в зависимости от свадебного периода. Исследуется городско свадебный костюм конца XIX – начала XX: как он изменился под воздействием европейской моды и его влияние на традиционный свадебный народный костюм.

Научная проблема: исчезновение традиций и значимость свадебного обряда в современном мире.

· Женские образы Калевалы в дизайне костюма

Хабибуллина Екатерина, студентка, 3 курс, кафедра теории и истории культуры Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Лебедева Наталья, студентка, 3 курс, кафедра теории и истории культуры Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Научный руководитель: Дмитриева Л.В., кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры теории и истории культуры РГПУ им. А.И. Герцена.

Авторы представляют разработанную коллекцию женского костюма, созданную на основе анализа женских образов карело-финского эпоса «Калевала» и исследования традиционного карельского костюма.

Научная проблема: эпос «Калевала» и художественно-образные особенности традиционного карельского костюма как основа для создания современной коллекции одежды.

· Техника орнаментации крымско-татарских тканей

Соломяная Анна, магистрант, I курс, кафедра декоративного искусства Крымского инженерно-педагогического университета

Научный руководитель: Акчурина-Муфтиева Н.М., доктор искусствоведения, профессор, профессор кафедры декоративного искусства Крымского инженерно-педагогического университета.

В докладе рассматриваются традиционные техники орнаментации тканей у крымских татар, на примере таких видов прикладного искусства, как орнаментальное ткачество, вышивка и набойка. Рассматривается технология выполнения каждого из видов, обозначается территория распространения в Крыму, применение в бытовых изделиях. Делается вывод о разнообразии и различном сочетании техник орнаментации тканей, неповторимом богатстве их декора.

Научная проблема. Культура и искусство Крыма – уникальный феномен мирового масштаба, который определяется соединением культур многочисленных этносов в пределах сравнительно небольшого пространства полуострова. Возрождение истоков традиционных художественных промыслов Крыма дает возможность прогнозировать новые достижения в развитии орнаментального ткачества, вышивки и набойки. Смысловое раскрытие техник орнаментации крымскотатарских тканей может предоставить большие возможности для глубокого изучения, как истории художественной культуры народа, так и проблем его этногенеза, формирования культурно-исторических взаимосвязей.

· Особенности выполнения фрагмента монументальной росписи при подготовке будущих художников церковно-исторической живописи в Высшей школе народных искусств (академии)

Астрова Александра, Зюзина Мария, 4 курс, кафедра лаковой миниатюрной живописи Высшей школы народных искусств (академии).

Научный руководитель: Кузнецов Н.Г., кандидат искусствоведения, член Союза художников России, зав. кафедрой рисунка и живописи Высшей школы народных искусств (академии).

Доклад посвящен исследованию технологических особенностей храмовой настенной росписи и изучению ее традиций при выполнении фрагмента монументальной росписи. Определяется необходимость этого задания при подготовке будущих художников церковно-исторической живописи в Высшей школе народных искусств (академия).

Научная проблема: необходимость обучения студентов церковно- исторической живописи особенностям выполнения фрагмента монументальной росписи.

· Образы русской культуры в мировой моде и современном искусстве

Еремина Варвара, 2 курс, отделение международных программ, туризма и сервиса Петровского колледжа.

Новик Лилия, 2 курс, отделение международных программ, туризма и сервиса Петровского колледжа.

Ленци Ульяна, 2 курс, отделение международных программ, туризма и сервиса Петровского колледжа.

Научный руководитель: Корчик О.В., преподаватель Петровского колледжа.

В докладе рассматривается проблема сохранения и преобразования элементов русской культуры в мировой моде и современном искусстве. Выявлена и обоснована необходимость использования национальной росписи, деталей исторического костюма, старинных напевов в массовой культуре. Особое внимание обращается на возможность изучения основ русской культуры в контексте повседневности.

Научная проблема: способы сохранения и развития русской культуры средствами мировой моды и искусства.



До 15 минут

· Исторические и современные факты состояния традиционных художественных промыслов

Герасимова Екатерина, студент, 1 курс, кафедра технологии художественной обработки материалов и ювелирных изделий Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.

Научный руководитель: Жуков В.Л., кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры технологии художественной обработки материалов и ювелирных изделий СПбГУПТД.

Доклад освещает влияние исторических аспектов на формирование тенденции развития новых культурных направлений XXI веке. Автор делает вывод на основе изучения бытности прошлых покаяний, о возрождении и переосмыслении ушедших промыслов в современных направлениях культуры.  

Научная проблема: осмысление культурного наследия сквозь призму современных научных и технологических достижений.

· Роль коллекционеров и меценатов в развитии декоративно-прикладного искусства в конце XIX-XX вв.

Провоторова Дарья, студентка, 3 курс, кафедра профессиональных дисциплин Института традиционного прикладного искусства – Московского филиала Высшей школы народных искусств (академии).

Научный руководитель: Скоробогатова О.Ю., преподаватель Института традиционного прикладного искусства – Московского филиала ВШНИ (академии).

Рассматривается роль меценатов и их влияние на возрождение и сохранение декоративно-прикладного искусства. Проведен анализ деятельности коллекционеров, их вклад в создание музеев, выставок образцов народных промыслов. Конец XIX – начало XX вв. представлен известными собирателями образцов традиционного прикладного искусства. В статье рассмотрены биографии таких коллекционеров и меценатов как, М.К. Тенишева, С.Т. Морозов, Н.Л. Шабельская, П.И. Щукин, С.П. Рябушинский, Н.Д. Бартрам.

Научная проблема: выявить и проанализировать традиции меценатства, важные условия для возрождения, сохранения и развития традиционных художественных промыслов в современных условиях.

· Художественно-теоретическое наследие В.В. Кандинского в художественном образовании

Морозова Ольга, 1 курс, кафедра лаковой миниатюрной живописи Высшей школы народных искусств (академии).

Научный руководитель: Васильева Е.И., кандидат педагогических наук, член Союза художников России, профессор кафедры рисунка и живописи ВШНИ (академии).

В докладе освещены исследования В.В. Кандинского выраженные в творческих поисках, отвечающих на вопросы свойств «света и цвета», «точки и линии», «знака и символа», нашедшие своё отражение в педагогической методике, применённой в Баухаузе и получившей развитие в системе художественного образования России. Применение способов работы с первоэлементами живописи отразилось на начальных этапах в композиционной, проектной, художественной деятельности будущих художников традиционного прикладного искусства.

Научная проблема: применение методики В.В. Кандинского для повышения изобразительной грамотности студентов в области традиционного прикладного искусства.

· Нематериальное культурное наследие в сохранении культурной идентичности малых народов Ленинградской области

Сырчева Дарья, студентка, 5 курс, кафедра теории и истории культуры Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Научный руководитель: Дмитриева Л.В., кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры теории и истории культуры РГПУ им. А.И. Герцена.

В докладе автор знакомит слушателей с нематериальным наследием малых народов Ленинградской области на примере природного парка «Вепсский лес». Автор делает вывод, что культурно-просветительская работа при заповеднике играет особую роль сохранении этнической целостности малых народов и способствует изучению быта и культуры малых народов в настоящее время.

Научная проблема: сохранение интереса и изучение культуры малочисленных народов Ленинградской области в формате интерактивных программ парка «Вепсский лес».

 

· Современная сувенирная продукция: популяризация или дискредитация традиций народного искусства?

Каяшова Анастасия, 1 курс, кафедра истории искусств Высшей школы народных искусств (академии).

Научный руководитель: Куракина И.И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории искусств ВШНИ (академии).

В докладе представлен анализ современного состояния сувенирной отрасли художественной промышленности. Автор выявляет сущностные особенности стилистического своеобразия конкретных видов традиционного прикладного искусства и рассматривает варианты их «преломления» в памятных предметах. Особенное внимание уделено определению влияния образов сувениров на формирование представлений и восприятия традиций народного искусств современным социумом.

Научная проблема: Анализ роли сувенирной продукции в формировании представлений современного социума о традициях и художественных особенностях народного искусства.

 

· Регионально-исторический опыт как фактор устойчивого развития мстёрского иконописного промысла

Малышева Виктория, студентка, 3 курс, кафедра художественно-исполнительской и проектной деятельности Мстёрского института лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова Высшей школы народных искусств (академии).

Научный руководитель: Уколова Ю.И., мл. научный сотрудник Мстерского института лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова – филиала ВШНИ (академии).

Рассматриваются регионально-исторические особенности иконописного промысла Мстеры, проводится систематизация исторической документации и приводятся факты развития иконописи на территории Владимиро-Суздальского княжества, повлиявшие на развитие и становление мстёрского иконописного стиля.

Научная проблема: проблема сохранения и развития мстёрского иконописного промысла, борьба с утратой традиций в регионе, современные пути решения проблемы.

 

· Традиционные и современные формы архитектурного пейзажа в холуйской лаковой миниатюрной живописи

Никитина Татьяна Валерьевна, преподаватель кафедры художественно-исполнительной и проектной деятельности лаковой миниатюрной живописи Мстерского института лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова – филиала Высшей школы народных искусств (академии).

Научный руководитель: Гусева П.В., кандидат педагогических наук, член Союза художников России, директор Мстёрского института лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова – филиала ВШНИ (академии).

Автор рассматривает традиционные и современные формы архитектурного пейзажа, приемлемые для холуйской лаковой миниатюрной живописи, основные их виды, применение архитектонического пейзажа на изделиях из папье-маше.

Научная проблема: сохранение традиционных видов архитектурного пейзажа в стиле холуйской лаковой миниатюрной живописи путем включения пейзажных композиций в новые современные формы изделий из папье-маше.

 

· История возникновения прорисей и их значение при подготовке студентов специальности «Живопись»

Мельникова Елена, 5 курс, кафедра лаковой миниатюрной живописи Высшей школы народных искусств (академии).

Научный руководитель: Бесшапошникова Ю.А., кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой лаковой миниатюрной живописи ВШНИ (академии).

В докладе кратко рассматривается история прорисей, их значение и методика выполнения. Также обозначается значимость прорисей в изучении иконописи и обосновывается их роль в образовании студентов ВШНИ кафедры лаковой миниатюрной живописи.

Научная проблема: Выявление значения прорисей при подготовке студентов специальности «Живопись».

 

· В.А. Белов – художник-инноватор в искусстве холуйской лаковой миниатюрной живописи

Брюхова Евгения, 4 курс, кафедра лаковой миниатюрной живописи Высшей школы народных искусств (академии).

Научный руководитель: Бесшапошникова Ю.А., кандидат педагогических наук, зав. кафедрой лаковой миниатюрной живописи ВШНИ (академии).

Доклад посвящен анализу произведений художника холуйской лаковой миниатюрной живописи В.А. Белова. На примере творчества художника выявляются художественно-стилистические особенности миниатюры Холуя.

Научная проблема: необходимость изучения творчества В. А. Белова студентами холуйской лаковой миниатюрной живописи

 

· Мотив «Тройка» в лаковой миниатюрной живописи: история и современность

Федорова Кира, 5 курс, кафедра лаковой миниатюрной живописи Высшей школы народных искусств (академии).

Научный руководитель: Бесшапошникова Ю.А., кандидат педагогических наук, зав. кафедрой лаковой миниатюрной живописи ВШНИ (академии).

В докладе проведен анализ мотива «Тройка» на изделиях из папье-маше в стиле русской лаковой миниатюрной живописи Федоскино, Палеха, Мстеры, Холуя. Выявлены особенности изображения данного мотива на лаковых изделиях из папье-маше.

Научная проблема: Выявление особенностей изображения традиционного мотива «Тройка» в лаковой миниатюрной живописи.

 

· Вклад заслуженного художника РФ В.Н. Фролова в развитие федоскинской лаковой миниатюрной живописи

Зыканова Анна, студентка, 4 курс, Федоскинский филиал лаковой миниатюрной живописи Высшей школы народных искусств (академии).

Научный руководитель: Головченков О.В., преподаватель спецдисциплин Федоскинского филиала лаковой миниатюрной живописи ВШНИ (академии), член Союза художников декоративно-прикладного искусства.

Анализируется творчество заслуженного художника России В.Н. Фролова, отмечается его вклад в сохранение и развитие традиций федоскинской лаковой миниатюры. Автор подчеркивает необходимость более детального изучения творчества художников XX века. Изучение работ художников этого периода позволяет сохранять преемственность в среде мастеров, учит анализировать, критически подходить к выбору темы и составлению композиции, дает богатый исторический материал о развитии традиционного прикладного искусства.

Научная проблема: изучение и анализ творчества художников федоскинской лаковой миниатюрной живописи XX века в целях расширения знаний студентов о современном состоянии промысла и сохранении памяти о выдающихся мастерах промысла.


Секция 3. Современный художник традиционных художественных промыслов: свобода и ответственность

(Аудитория 302)

Руководители секции :

Лебедев Сергей Викторович, доктор философских наук, доцент, зав. кафедрой философии Высшей школы народных искусств (академии)

Васильева Елена Ивановна, кандидат педагогических наук, член Союза художников России, профессор кафедры рисунка и живописи Высшей школы народных искусств (академии)

Овчинникова Евгения, 3 курс, кафедра художественного кружевоплетения Высшей школы народных искусств (академии)


Темы для обсуждения

- профессиональное образование художника традиционных художественных промыслов в прошлом и настоящем;

- творческая деятельность художника традиционных художественных промыслов в ее становлении и развитии;

- поле ответственности художника традиционных художественных промыслов в настоящем и будущем;

- важнейшие качества личности художника и способы их воспитания;

- художник традиционных художественных промыслов как носитель уникального народного искусства

 

Культурная программа –

Мая 2019 года

(пятница)

Секционные заседания

10.00 – 12.30

 

Руководители секции:

Шапкин Виктор Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института традиционных художественных промыслов

Чуракова Марина Владимировна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры ювелирного и косторезного искусства Высшей школы народных искусств (академии)

Голубчикова Дарья, студентка, 4 курс, кафедра ювелирного и косторезного искусства Высшей школы народных искусств (академии)

Темы для обсуждения

- сохранение и развитие традиционных художественных технологий и техник в создании произведений традиционного прикладного искусства;

- взаимосвязь традиционных художественных промыслов и моды в истории России;

- влияние современной моды на развитие художественного наследия России;

- нормативно-правовая база как документальное подтверждение государственной политики в области традиционного народного искусства;

- общественные организации и их влияние на сохранение и развитие художественного наследия России.

· Мозаика как синтез монументально-декоративного искусства и художественных идей

Салата Дарья, магистрант, 1 курс, кафедра декоративного искусства Крымского инженерно-педагогического университета

Научный руководитель: Акчурина-Муфтиева Н.М., доктор искусствоведения, профессор, профессор кафедры декоративного искусства Крымского инженерно-педагогического университета.

Рассмотрено мозаичное искусство в аспекте исторического развития, принципы его взаимосвязи с архитектурной средой, характерные особенности произведений в разных странах, в том числе в России в целом и Крыму в частности. Со сменой эпох показаны изменения направлений в технологии мозаичного искусства. Делается вывод о современном использовании мозаики, как универсальной формы изобразительного искусства, обладающего практическими эксплуатационными и функциональными качествами.

Научная проблема: Выявление основных характеристик мозаичного искусства в различные периоды, с целью анализа эволюции и технологических изменений в мозаике на территории Российского государства, а также создания прогноза будущего современного монументального искусства.

· Лингвокомбинаторный метод в создании образа композиционного центра интерьера гостиной в концепте эволюции ирландской мифологии, обусловленной сюжетной системой «Св. Патрик – король Кром Круах»

Валиуллина Диляра, студентка, 3 курс, кафедра технологии художественной обработки материалов и ювелирных изделий Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.

Научный руководитель: Жуков В.Л., кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры технологии художественной обработки материалов и ювелирных изделий СПбГУПТД.

Целью данного исследования было создание образа доминантного модуля интерьера, представленного визуальной когнитивной информационной и динамической системой «Св. Патрик» в виде стеклянного стола-трансформера, задающего культурный код образов западноевропейского христианства.

Научная проблема: создание образа доминантного модуля интерьера, представленного в виде стеклянного стола-трансформера.

 

· Системное зонирование жизненного пространства человека, связанного с духом и сном, с композиционным центром «Времена года», в традиционном флориальном стиле восточной культуры с парфюмерной функцией

Гавина Анастасия, студентка, 3 курс, кафедра технологии художественной обработки материалов и ювелирных изделий Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.

Научный руководитель: Жуков В.Л., кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры технологии художественной обработки материалов и ювелирных изделий СПбГУПТД.

Целью данного исследования было создание образа доминантного модуля интерьера, представленного в виде шкатулки для парфюмерных принадлежностей, как знаковой, акцентирующей, активной, динамичной составляющей части интерьера - спального помещения, представленного визуальными когнитивными информационными динамическими системами (ВКИДС).

Научная проблема: Создание доминантного модуля интерьера в виде шкатулки для парфюмерных принадлежностей.

 

· Приемы и сюжетные мотивы древнерусской белокаменной резьбы и возможности их использования в современной декоративной мелкой пластике

Митяева Екатерина, студентка, 3 курс, кафедра профессиональных дисциплин Института традиционного прикладного искусства – Московского филиала Высшей школы народных искусств (академии).

Научный руководитель: Лобов В.А., член Союза художников г. Москвы, преподаватель ИТПИ – Московского филиала ВШНИ (академии).

Рассматриваются и анализируются приемы и сюжетные мотивы древнерусской белокаменной резьбы и возможности их использования в современной декоративной мелкой пластике. Выявлена важность декоративной мелкой пластики для ювелирного искусства.

Научная проблема: тематика, основанная на рельефах древнерусской белокаменной резьбы, ранее не использовалась в современном ювелирном искусстве, а потому является интересной для рассмотрения и реализации.

 

 

· Детерминированная система в пространственном решении композиционного центра интерьера с функцией хранения в стиле модерн

Лермонтова Елизавета, студентка, 3 курс, кафедра технологии художественной обработки материалов и ювелирных изделий Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.

Научный руководитель: Жуков В.Л., кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры технологии художественной обработки материалов и ювелирных изделий СПбГУПТД.

Целью исследования было создание образа детерминированной системы в пространственном решении композиционного центра интерьера с функцией хранения в стиле модерн, представленной в виде шкатулки.

Научная проблема: создание образа детерминированной системы интерьера, представленной в виде шкатулки.

 

· Особенности процесса изготовления изделий из папье-маше в научной конструкторско-технологической лаборатории Мстёрского института лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова ВШНИ

Данилова Юлия, студентка, 1 курс, кафедра художественно-исполнительской и проектной деятельности Мстёрского института лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова Высшей школы народных искусств (академии).

Научный руководитель: Уколова Ю.И., мл. научный сотрудник Мстерского института лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова – филиала ВШНИ.

Рассмотрены особенности процесса изготовления изделий из папье-маше, проанализированы предпосылки возникновения и технологии изготовления папье-маше в разные эпохи; выявлена и обоснована необходимость сохранения технологии изготовления настоящего папье-маше.

Научная проблема: автором ставится вопрос о сохранения традиций технологии изготовления заготовок из папье-маше для дальнейшей художественной росписи.

 

· Экологичность природных мотивов в ювелирном искусстве

Кобзева Алина, студентка, 2 курс, кафедра профессиональных дисциплин Института традиционного прикладного искусства – Московского филиала Высшей школы народных искусств (академии).

Научный руководитель: Лакарова Е.В., кандидат химических наук, доцент, декан факультета декоративно-прикладного искусства ИТПИ – Московского филиала ВШНИ (академии).

Природный, в частности, растительный орнамент наиболее распространен в русском искусстве. Однако, зачастую, добыча драгоценных материалов пагубно сказывается на экологии и приводит к гибели биогеоценоза. Современное природоохранное законодательство России четко регламентирует необходимость соблюдения правил техники безопасности в технологических производственных процессах, контроль за природоохранной составляющей добычи ювелирного сырья, сохранение местных экосистем, что является движущей силой для формирования экологического сознания в обществе.

Научная проблема: приоритет экологического сознания в процессе изучения природных материалов, сохранение видового разнообразия, для создания ювелирных изделий.

 

· «Напишу я солнце жесткой кистью»

Вавилина Наталья, студентка, 4 курс, Федоскинский филиал лаковой миниатюрной живописи Высшей школы народных искусств (академии).

Научный руководитель: Ермакова М.В., заместитель директора по научно-методической работе Федоскинского филиала лаковой миниатюрной живописи ВШНИ (академии).

Автор размышляет о понятии патриотизм и о важности сохранения исторической памяти. В работе собраны уникальные воспоминания ветеранов о годах обучения в Федоскинской художественной профессионально-технической школе в период Великой Отечественной войны.

Научная проблема: знание истории своей страны и уважение памяти предков является неотъемлемым условием воспитания патриотизма в людях.

 

· Борецкая роспись: традиция и современность

Балаева Светлана, студентка, 4 курс, Рузский филиал Московского губернского колледжа искусств (Училище декоративно-прикладного искусства и народных промыслов).

Научный руководитель: Козлянова Т.В., преподаватель истории искусств Рузского филиала МГКИ.

Работа посвящена влиянию современности на традицию борецкой росписи, ее колорит и художественные особенности, положению промысла сегодня, перспективам его востребованности.

Научная проблема: исследование современных социокультурных влияний на борецкую роспись.

 

· Влияние коллектива «Горница» на сохранение и развитие художественного наследия России

Тюрина Татьяна, 3 курс, отделение международных программ, туризма и сервиса Петровского колледжа.

Глиджян Изабелла, 3 курс, отделение международных программ, туризма и сервиса Петровского колледжа.

Научный руководитель: Орлова Н.В., преподаватель Петровского колледжа

В докладе рассматривается отражение традиций русского народа в фольклорных песнях, танцах, исторических костюмах. Описываются факторы, способствующие отражению конкретных образов русской культуры. Подчеркивается значимость русского народного костюма.

Научная проблема: сохранение художественного наследия России благодаря деятельности народных коллективов, занимающихся воссозданием русских традиций.

Темы для обсуждения

- профессиональное образование художника традиционных художественных промыслов в прошлом и настоящем;

- творческая деятельность художника традиционных художественных промыслов в ее становлении и развитии;

- поле ответственности художника традиционных художественных промыслов в настоящем и будущем;

- важнейшие качества личности художника и способы их воспитания;

- художник традиционных художественных промыслов как носитель уникального народного искусства

 

· Историко-образовательный подход к обучению технологии киришского кружевоплетения

Лапина Юлия Евгеньевна, доцент кафедры художественного кружевоплетения Высшей школы народных искусств (академии).

Научный руководитель: Александрова Н.М., доктор педагогических наук, профессор, директор Научно-исследовательского института традиционных художественных промыслов ВШНИ (академии).

Доклад посвящен анализу специфики обучения технологии киришского художественного кружевоплетения. Представлен краткий обзор рабочих программ учебных дисциплин Высшей школы народных искусств (академии), освоение которых формируют необходимые знания, умения и навыки у будущих художников традиционного прикладного искусства.

Научная проблема: исследование учебного процесса в учебных заведениях, в которых обучали и обучают киришскому художественному кружевоплетению.

 

· Использование компьютерной графики в образовательном процессе в Высшей школе народных искусств (академии)

Ольховая Анастасия, 2 курс, кафедра декоративной росписи Высшей школы народных искусств (академии).

Научный руководитель: Васильева Е.И., кандидат педагогических наук, член Союза художников России, профессор кафедры рисунка и живописи ВШНИ (академии).

Доклад посвящен анализу возможности применения компьютерных технологий в преподавании следующих учебных дисциплин: «Проектирование», «Декоративная живопись», «Декоративный рисунок». Осмысляется потенциал использования графического дизайна в работе студентов. Рассматриваются форматы, типы, характеристики цифровой графики, приводятся сравнение их преимуществ и недостатков, даётся описание распространённых современных графических программ для развития творческого потенциала.

Научная проблема: внедрение компьютерных программ, способствующих решению общих пластических, художественных задач предварительного композиционного, цветового поиска при вариативном решении эскизов и применении данных технологий в образовательном процессе в целях повышения уровня профессиональных компетенций студентов.

 

· Влияние курса «История искусств» на формирование художественных особенностей произведений студентов кафедры ювелирного и косторезного искусства

Рысина Влада, 4 курс, кафедра ювелирного и косторезного искусств Высшей школы народных искусств (академии).

Научный руководитель: Куракина И.И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории искусств ВШНИ (академии).

В докладе раскрыта роль учебной дисциплины «История искусств» в аспекте совершенствования профессиональной подготовки студентов кафедры ювелирного и косторезного искусства. Автор анализирует влияние курса истории искусств на процесс «рождения» художественных образов, воплощаемых в творческих проектах студентов, выявляет его роль в формировании индивидуальной творческой манеры, стиля произведений будущих художников.

Научная проблема: влияние теоретических общепрофессиональных дисциплин на процесс практической профессиональной подготовки студентов, становление творческой манеры будущего художника.

 

· Изучение пластической анатомии животных при подготовке бакалавров в области ювелирного искусства

Кузнецов Алексей, 3 курс, кафедра ювелирного и косторезного искусств Высшей школы народных искусств (академии).

Научный руководитель: Уткин А.Л., член Союза художников России, ст. преподаватель кафедры рисунка и живописи ВШНИ (академии).

В докладе определяется роль пластической анатомии при обучении бакалавров в области художественного металла (ювелирное искусство). Автор проводит анализ образовательных возможностей учебной дисциплины «Пластическая анатомия» при формировании профессиональных компетенций студентов в изготовлении и проектировании ювелирных украшений.

Научная проблема: Обоснование необходимости обучения пластической анатомии студентов направления «Художественный металл (ювелирное искусство)».

 

· Роль гальванотехники в подготовке высококвалифицированных специалистов в области ювелирного искусства

Гордеева Наталья, 3 курс, кафедра ювелирного и косторезного искусств; Травина Полина, 3 курс, кафедра ювелирного и косторезного искусств Высшей школы народных искусств (академии).

Научный руководитель: Дронов Д.С., кандидат педагогических наук, член Союза художников России, зав. кафедрой ювелирного и косторезного искусств ВШНИ (академии).

В докладе представлены технологические возможности гальванотехники в ювелирном искусстве. Сделан вывод, что освоение и отработка теоретических знаний и практических умений в области гальванотехники расширяет не только знания, но и возможности специалиста, при этом являясь модернизированной версией традиционных ювелирных приемов.

Научная проблема: внедрение изучения основ гальванотехники при обучении студентов ювелирному искусству.

 

· Набросок как одна из основ формирования навыков академического рисунка у будущих художников традиционного прикладного искусства

Шарапова Дарья, 3 курс, кафедра художественного кружевоплетения Высшей школы народных искусств (академии).

Научный руководитель: Уткин А.Л., член Союза художников России, старший преподаватель кафедры рисунка и живописи ВШНИ (академии).

Доклад освещает важные для художника традиционного прикладного искусства разделы методической системы формирования умения линейных и тоновых зарисовок. Изучение набросков и зарисовок, как часть образовательного процесса студентов ВШНИ, представляет особую актуальность, т.к. их выполнение позволяет заложить основу для развития навыков, важных для создания предметов традиционных художественных промыслов.

Научная проблема: Определение важности занятий набросками и зарисовками для совершенствования профессиональной подготовки будущих художников традиционного прикладного профиля.

· Особенности выполнения декоративных решений по рисунку и их связь с художественно-технологическими особенностями лаковой миниатюрной живописи

Астрова Александра, 4 курс, кафедра лаковой миниатюрной живописи Высшей школы народных искусств (академии).

Научный руководитель: Ломакин М.О., кандидат педагогических наук, доцент кафедры рисунка и живописи ВШНИ (академии).

В докладе выявлена связь между особенностями выполнения декоративных решений по рисунку и художественно-технологическими особенностями лаковой миниатюрной живописи. Предоставлен анализ и обоснование их общности в контексте подготовки будущих специалистов лаковой миниатюрной живописи. Рассмотрена проблема противоречия художественно-технологических подходов к выполнению натурных рисунков и декоративных решений на их основе. Определяется роль декоративных решений по рисунку в проектной деятельности студентов, обучающихся лаковой миниатюрной живописи.

Научная проблема: подготовка будущих художников специалистов церковно-исторической живописи в области декоративного рисунка с целью изучения художественно-технологических особенностей декоративного рисунка и дальнейшего применения полученных навыков в проектной деятельности студентов.

 

· Формирование личности художника (на примере жизни и творчества Гелия Коржева)

Тарасенко Дарья, студентка, 3 курс, Рузский филиал Московского губернского колледжа искусств (Училище декоративно-прикладного искусства и народных промыслов)

Замяткина Таисия, студентка, 3 курс, Рузский филиал Московского губернского колледжа искусств (Училище декоративно-прикладного искусства и народных промыслов)

Научный руководитель: Козлянова Т.В., преподаватель истории искусств Рузского филиала Московского губернского колледжа искусств (Училище декоративно-прикладного искусства и народных промыслов).

Работа посвящена осмыслению творческого пути и становления индивидуальной художественной манеры творчества Гелия Коржева.

Научная проблема: исследование факторов, влияющих на формирование личности и творческого метода художника на примере творческой биографии Гелия Коржева.

 

 

· Жизнь и творчество Ремедиос Варо

Татарчук Александра, студентка, 4 курс, Рузский филиал Московского губернского колледжа искусств (Училище декоративно-прикладного искусства и народных промыслов)

Ерофеева Анастасия, студентка, 1 курс, Рузский филиал Московского губернского колледжа искусств (Училище декоративно-прикладного искусства и народных промыслов)

Научный руководитель: Козлянова Т.В., преподаватель истории искусств Рузского филиала Московского губернского колледжа искусств (Училище декоративно-прикладного искусства и народных промыслов).

Работа посвящена жизни и творчеству испанской художницы Ремедиос Варо, становлению её уникального стиля в живописи.

Научная проблема: исследование становления уникального стиля испанской художницы Ремедиос Варо.

Обед

12.30 – 13.30 (столовая, 1 этаж)

Мастер-классы

13.30-15.30

· Технологии исследовательской работы с вещью (ауд. 123)

Ванюшкина Любовь Максимовна, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой истории искусств Высшей школы народных искусств (академии);

Тихомиров Сергей Александрович, кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры истории искусств Высшей школы народных искусств (академии);

Куракина Ирина Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории искусств Высшей школы народных искусств (академии).

Этапы мастер-класса

ü Исследование обыденных вещей с неочевидным утилитарным значением.

ü Реконструкция облика вещи по ее фрагменту.

ü Сравнительное исследование утилитарного и символического значения вещи.

ü Выявление культурной биографии вещи

13.30 – 15.30

 

· Основные операции при изготовлении ювелирных украшений (на примере выполнения обручального кольца) (ауд. 210)

Гульченко Артём, студент, 3 курс, кафедра ювелирного и косторезного искусств Высшей школы народных искусств (академии).

Руководитель: Дронов Дмитрий Сергеевич, кандидат педагогических наук, член Союза художников России, заведующий кафедрой ювелирного и косторезного искусств ВШНИ (академии).

 

· Выполнение кружевного края в парно-сцепной технике плетения (ауд. 205)

Христолюбова Дарья Юрьевна, кандидат педагогических наук, преподаватель Рязанского филиала Высшей школы народных искусств (академии).

 

· Роспись керамических изделий (ауд. 304)

Татарчук Александра, студентка, 4 курс, Ерофеева Анастасия, студентка, 1 курс, Тарасенко Дарья, студентка, 3 курс, Замяткина Таисия, студентка, 3 курс, Рузский филиал Московского губернского колледжа искусств (Училище декоративно-прикладного искусства и народных промыслов).

Руководитель: Козлянова Тамара Васильевна, преподаватель истории искусств Рузского филиала Московского губернского колледжа искусств (Училище декоративно-прикладного искусства и народных промыслов).

 

· Изображение с натуры живых цветов (3 этаж, рекреация)

Захарова Мария, Калмаков Иван, Кипелова Даниела, Копейкина Зинаида, Ольховая Анастасия, студенты, 2 курс, кафедра декоративной росписи Высшей школы народных искусств (академии).

Руководитель: Васильева Елена Ивановна, кандидат педагогических наук, член Союза художников России, профессор кафедры рисунка и живописи ВШНИ (академии).

 

· “Птица счастья”: выполнение образца в технике вышивки «владимирский верхошов(ауд. 311)

Сайфулина Елена Витальевна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой художественной вышивки Высшей школы народных искусств (академии).

 

· Нижнетагильская маховая роспись (ауд. 405)

Горохова Елизавета, Никольская Полина-Агафья, студентки, 3 курс, кафедра декоративной росписи Высшей школы народных искусств (академии).

Руководитель: Слепцова Алена Сергеевна, преподаватель кафедры декоративной росписи ВШНИ (академии).

 

· Художественная роспись ткани восковыми мелками (ауд. 413)

Поздеева Анна, Пахомова Полина, студентки, 2 курс, кафедра декоративной росписи Высшей школы народных искусств (академии).

Руководитель: Немеренко Надежда Николаевна, член Союза художников России, доцент кафедры декоративной росписи ВШНИ (академии).

 

· Особенности выполнения «Жар-птицы» в технике палехской лаковой миниатюрной живописи (ауд. 414)

Конопелькина Ольга, студентка, 3 курс, кафедра лаковой миниатюрной живописи Высшей школы народных искусств (академии)

Руководитель: Костычева Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, ст. преподаватель кафедры лаковой миниатюрной живописи ВШНИ (академии).

Круглый стол

«Возникновение и особенности развития обучения иконописи в России: Современное состояние, проблемы и перспективы развития»

15.30 – 16.30

(актовый зал, 2 этаж)

Руководители:

Кузнецов Николай Григорьевич, кандидат искусствоведения, член Союза художников России, заведующий кафедрой рисунка и живописи Высшей школы народных искусств (академии).

Бесшапошникова Юлия Авенгеровна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой лаковой миниатюрной живописи Высшей школы народных искусств (академии)

Вопросы для дискуссии:

· В какой мере возможна «свободная» трактовка иконографии библейских сюжетов в современной лаковой миниатюрной живописи (Палех, Холуй, Мстера)?

· Есть ли место творчеству в иконописи?

· В чем заключаются отличия иконы от лаковой миниатюрной живописи на церковно-исторические темы?

16.30 – 17.00

(актовый зал, 2 этаж)

 

 


Высшая школа народных искусств (академия) является первым в истории художественной педагогики федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования в области традиционного прикладного искусства. Академия создана по распоряжению Правительства Российской Федерации, имеет лицензию и свидетельство об аккредитации.

Высшая школа народных искусств наследует традиции и опыт двух учебных заведений. Первое из них создала императрица Александра Федоровна в конце ХIХ века: вначале оно называлось Школой народных ремесел, затем – Школой народного искусства. В 1911 г. для Школы построили величественное здание в центре Петербурга. Вторым учебным заведением стала открытая в 1938 г. Московская школа художественных ремесел, сегодня это учебное заведение является Институтом традиционного прикладного искусства – Московским филиалом Высшей школы народных искусств (академии).

Высшая школа народных искусств является вузом, в котором воплощена уникальная система непрерывного профессионального образования в области традиционного прикладного искусства, включающая среднее профессиональное, высшее (бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура), дополнительное профессиональное образование.

В Высшей школе народных искусств ведется обучение и осуществляется научное сопровождение профессионального образования по таким направлениям традиционного прикладного искусства, как: художественная вышивка, художественное кружевоплетение, художественная резьба по кости, декоративная роспись, лаковая миниатюрная живопись (палехская, мстёрская, холуйская, федоскинская), ювелирное искусство, художественная роспись ткани. С 2011 проводится обучение по специальности Живопись (церковно-историческая живопись).

Помимо Института традиционного прикладного искусства – Московского филиала и открытого в 2008 г. Рязанского филиала, в соответствии с приказами Минобрнауки России в 2011 г. к Высшей школе народных искусств были присоединены образовательные учреждения СПО. Сейчас это Сергиево-Посадский институт игрушки, Мстёрский институт лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова, Федоскинский филиал лаковой миниатюрной живописи, Холуйский филиал лаковой миниатюрной живописи им. Н.Н. Харламова, Богородский филиал, Омский филиал, открыт филиал в Финляндии (г. Порвоо).

В 2015 г. в состав вуза, согласно приказу Минобрнауки России, в качестве структурного подразделения вошел Художественно-педагогический музей игрушки им. Н.Д. Бартрама (г. Сергиев-Посад).

Академией ежегодно проводится всероссийская научно-практическая конференция «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем», являющаяся важной формой публичного представления результатов научно-исследовательской и художественно-творческой деятельности студентов, аспирантов и молодых ученых, повышения квалификации, обмена педагогическим и научным опытом в этой области искусства.


Мая 2019 года

(четверг)

Встреча гостей                                                              (1 этаж, вестибюль)


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.387 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь